Императив канта что это
Категорический императив
Из Википедии — свободной энциклопедии
Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus — повелительный) — центральное понятие в этическом философском учении Иммануила Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в последующем — в трактате «Критика практического разума» (1788).
По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, то есть не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона. [1]
Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа:
«поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».
Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке [2] :
«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.
В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, то есть внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга.
Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель — высшее, чего может достичь конечный практический разум.
В своём сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь вопроса об отношении религии и морали, Кант пишет [3] :
Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. …ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может возместить его отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.
Что такое кантовский категорический императив? Основная идея
Содержание:
Огромный вклад в развитие классической философии внес знаменитый философ Иммануил Кант. Он прославился своей теорией критицизма и другими учениями, которые кардинально изменили философские взгляды. Мыслитель родился в 1724 году, но его книги и цитаты до сих пор известны во всех уголках планеты. Религиозная семья Канта была небогатой, поэтому ему пришлось бросить учебу в университете, но это не помешало философу стать выдающейся личностью. Родина мыслителя – Пруссия.
Философские работы Канта можно разделить на две эпохи:
Каждая идея философа была четко систематизирована. Теория познания базировалась на четырех категориях: модальность, отношение, качество и количество. Этику он рассматривал с двух сторон: явление – человек и вещи, которые находятся внутри себя. Эстетика основывается на понятиях возвышенности с математической и динамической стороны, на идеях прекрасного.
Категорический императив Канта – кратко и понятно
Автономная этика, ставшая одной из разработок Канта, говорит о важности и постоянстве нравственных принципов. На них не влияет окружающий мир, они являются постоянными и взаимосвязанными константами для каждого человека. По мнению Канта, категорический императив – это возможность обращения индивида к особым принципам, определяющим его поведенческие особенности.
Высшая ценность – человек, у него есть собственное достоинство, при посягательстве на которое он должен защищаться. Но важный нравственный принцип заключается в понимании, что достоинством обладает каждый человек на планете. Категорический императив Канта кратко – это необходимость понимания свободы других людей, возможность менять свое поведение с учетом действий другого человека.
Для оценки каждого поступка используются понятия добра и зла. Личность не может судить, добрый или злой другой индивид, потому что среди людей отсутствуют эталоны добра или зла. Это божественный удел, так как Бог единственный знает все об этих качествах. Достоинство и нравственность человека основываются на идее о Боге, который является идеалом.
Категорический императив – это в философии важнейший этап становления. Можно выделить три его основы:
Говоря о том, что такое кантовский категорический императив, следует указать основную мысль философа: необходимо осознать долг. Чтобы измерить моральный приоритет собственных действий, нужно анализировать не поступки, а мотивы. Это поможет понять не только собственную душу, но и окружающих людей.
Категорический императив Иммануила Канта – кратко
Идея категорического императива была сформулирована на основании трех главных правил:
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
Полезное
Смотреть что такое «КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ» в других словарях:
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — (от лат. imperativus повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «. поступай только… … Философская энциклопедия
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — В философии Канта: безусловное требование или закон разума, выражаемый в формуле: du kannst, du sollst ты можешь, следовательно, должен (сделать). Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — КАТЕГОРИЧЕСКИЙ Императив, смотри Императив … Современная энциклопедия
Категорический императив — КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, смотри Императив. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко… … Большой Энциклопедический словарь
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — (лат. imperativus повелительный) базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и … История Философии: Энциклопедия
Категорический императив — Из труда «Основы метафизики нравов» немецкого философа Иммануила Канта (1724 1804). Он понимает под этим императивом абсолютное, полное подчинение человека закону морали, выше которого ничего нет и быть не может, закону, который должен… … Словарь крылатых слов и выражений
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — см. И. Кант. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
Категорический императив — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
категорический императив — центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко… … Энциклопедический словарь
Императив — что это такое (вообще) и категорический императив Канта (в частности)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас с детства слышал фразу «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», которую часто называют золотым правилом морали (нравственности).
Но мало кто знает, что это интерпретация знаменитой цитаты немецкого философа Иммануила Канта:
«Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего закона».
Все эти изречения связаны с понятием императива, о котором пойдет речь в нашей статье.
Несколько значений слова «императив»
Императив ( латинское imperativus — повелительный) — изначально это лингвистический термин, обозначающий повелительное наклонение глагола. «Пойди», «возьми», «сделай» — все эти приказы, просьбы, команды, с лингвистической точки зрения, являются императивами.
В литературном языке слово императив появляется редко и подразумевает какое-то настоятельное требование.
А вот философию, начиная с XVIII века, уже невозможно представить без этого термина.
Иммануил Кант — гениальный немец, всю жизнь (1724–1804) проживший в приморском Кенигсберге (ныне Калининграде), отец немецкой классической философии — назвал императивом нравственный закон, значимый для всех людей.
В работах «Основы метафизики нравственности» (1785) и «Критика практического разума» (1788) Кант вводит термин императив, наделяя его особым смыслом.
Это приказ, но приказ не внешнему миру и не из внешнего мира, а повеление себе.
И если подчинение внешнему приказу понимается как несвобода, то подчинение императиву, не зависящему от посторонних причин, осмысливается, как нравственный закон, который делает человека по-настоящему свободным.
«Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли»
«Письма о добром», Дмитрий Сергеевич Лихачев, советский филолог
В философских словарях дается следующее определение императива:
Императив — это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).
Категорический императив Канта — что это
Императивы Кант разделяет на две группы: гипотетические и категорические.
Гипотетический императив всегда подразумевает какое-то условие для его выполнения, там всегда незримо или вполне очевидно присутствует союз «если».
Категорический императив априорен, то есть не требует никаких доказательств, условий, торгов с самим собой.
Категорический императив — это нравственный принцип, основанный на долге, а гипотетический — это, скорее, про благоразумное поведение, следование общественным нормам морали, достижение своих частных целей.
Категорический императив универсален, т.к. значим для всех людей: и тех, кто делает усилие над собой, следуя этому принципу, и тех, кто вообще ни сном, ни духом про существование Канта.
Я, вы, дворник Джамшут и принц Гарри — все мы вылеплены по образу и подобию Божьему, а значит каждый из нас абсолютно и непререкаемо самоценен.
Исходя из этого Кант утверждает, что мы обязаны относиться друг к другу бескорыстно, человек не должен использовать себе подобного в качестве средства для продвижения к своей цели. В формулировке Канта это звучит так:
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился к нему только как к средству».
Кант считал, что благодаря наличию воли, каждый способен действовать исходя из принципов. Для любого человека наивысшей ценностью является чувство собственного достоинства.
Высшая награда для живущего по принципам волевого самопринуждения — духовный рост и развитие достоинства.
Надо сказать, что Иммануил Кант предъявлял высокие требования к людям, но и сам жил в соответствии с законами категорического императива. Сформулируем эти нравственные законы кратко:
Императивные нормы права
В правовом поле существует свое понимание императива, которое, в общем-то, перекликается с теорией Иммануила Канта.
Императивные нормы права — это такие нормы, которые требуют беспрекословного подчинения. Они не допускают никаких разночтений, уловок, условий.
Императивные нормы закона отличаются строгостью формулировок, четко прописывают однозначный запрет или жесткий порядок действий. Пример императивных норм в законах — Уголовный кодекс. Императивные нормы авторитарны и категоричны, так как призваны гарантировать соблюдение гражданских прав в обществе.
Если договор основан на императивных нормах, то ни одна из сторон не вправе отступить от прописанного порядка ни на шаг. Поменять содержание императивного договора невозможно даже путем соглашения сторон. Если такой договор вступил в силу, считай, мосты сожжены и Рубикон перейден.
Императивным нормам права противопоставляются диспозитивные, которые не ограничивают свободу выбора сторон при определении их обязанностей.
В юриспруденции существует еще одно понятие, связанное с императивом, — императивный метод правового регулирования. Он базируется на неравенстве сторон правовых взаимоотношений.
Одна сторона наделена властными полномочиями, а вторая — нет. Императивный метод распространен повсеместно, на нем основаны конституционное, административное, уголовное, налоговое право.
Все наши взаимодействия с властью регламентируются императивным методом правового регулирования: мы обязаны подчиняться сотруднику ГИБДД, судье, представителям различных государственных инспекций, когда они находятся при исполнении служебных обязанностей.
Заключение
Императив — противоречивое понятие. С одной стороны, это принуждение. А всякое принуждение, это ограничение свободы. Но в то же время с другой стороны, именно императив, в понимании Иммануила Канта, дает человеку истинную свободу от внешнего влияния и принуждения.
Категорический императив — это умение управлять собой, жить в соответствии с нравственными принципами. Не позволяй себе того, за что осудишь другого — вот формула, которая позволит человеку обрести самую главную ценность в жизни — чувство собственного достоинства.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Нельзя сказать, что нормы Уголовного Кодекса абсолютно императивны, поскольку и там есть место для исключений, а санкции диспозитивны, пусть и в заданных границах, суд может назначить наказание от некоего минимума до максимума, со штрафом или без, слишком много здесь зависит от обстоятельств дела и личности преступника.
Императив специально для дураков придуман, ведь как просто жить, когда не нужно самому делать осознанный выбор, есть жираф, а ему, как известно, видней. В армии вообще сплошной императив, приказы же не обсуждаются, а строго выполняются, даже самые идиотские. Потому, для тех кто не склонен думать, императив будет в самый раз.
Категорический императив — что это такое, каким образом формулируется
Такая научная область, как философия, является столь обширной, что несведущему человеку даже невозможно представить насколько огромным является количество тем и проблем, которые изучались и изучаются философами на протяжении человеческой истории, а также современными философами.
Довольно часто философы обращались к вопросам социальных взаимоотношений человека с обществом. Люди — существа социальные, из чего следует, что влияние общества на любого индивида является весьма значимым, а в большинстве случаев — чуть ли не определяющим.
Как гласит одно из самых известных выражений, которые используют люди по всему миру, «относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе». Практически каждый человек не раз слышал такую фразу от своих друзей или родителей. Со временем выражение обрело статус пословицы. Нам порой кажется, что это довольно простое выражение появилось само собой, и используют его люди с начала человеческой истории.
На самом деле, это выражение имеет отношение к философии, а именно к интересному закону, которые именуется «категорическим императивом». Также его можно отнести и к «золотому правилу» нравственности. Обо всём этом далее в этой статье.
Что такое категорический императив?
Для начала стоит раскрыть определение термина «категорический императив», которому и посвящена вся эта статья. Чаще всего его можно услышать рядом с именем известного немецкого философа Иммануила Канта, который является основателем этой философской концепции.
Категорическим императивом называет понятие учения Иммануила Канта о морали, которое представляет собой высший принцип нравственности. Само понятие «категорический императив» было впервые использовано Кантом в 1785 году в его работе «Основы метафизики нравственности», а его подробное исследование было представлено в «Критике чистого разума», увидевшей свет в 1788 году.
Концепция автономной этики
Иммануил Кант был поглощён идеей разработки концепции автономной этики. Именно в результате этих исследований и появился впоследствии категорический императив, как часть общей концепции. Согласно формулируемой концепции, нравственные принципы существуют постоянно, при этом не имеют зависимости от проявлений окружающей среды. Также они должны быть в постоянной связи друг с другом. Категорический императив гласит о том, что каждый индивид непременно должен использовать особые нравственные принципы, которые определяют его поведение.
Если рассматривать суждения Иммануила Канта, то человек, по его мнению, является высшей ценностью. Каждый индивид обладает чувством собственного достоинства, защищаемое им от любых посягательств извне. Из положений концепции автономной этики можно выделить следующее: каждый человек может выбрать определённый способ поведения через призму восприятия другого индивида. При этом любой совершённый индивидом поступок будет оцениваться на принятой обществом понятий о зле и добре.
Если рассматривать человека как личность, то стоит отметить, что в данном контексте он не может являться мерилом добра и зла. В нашем человеческом обществе просто не существует совершенного человека, который бы мог обладать такой способностью, сочетая в себе все эталонные качества. Кант приходит к мысли, что все понятия о добре и зле являются донесёнными до человека высшим разом, богом. Объяснение этого вывода заключается в том, что именно бог, по мнению Канта, является первоначальным и единственным носителем этих нравственных понятий. Философ считал, что человеческое сознания непременно должен принять бога, как образца нравственного совершенства и абсолютного идеала.
Человек, по определению, считается главной нравственной ценностью. При этом следует отметить, что идеалом нравственности, на который следует равняться и для которого стоит совершенствоваться, является бог. Суждение Иммануила Канта во многом сформировало фундаментальные положения, касающиеся взаимоотношений индивидов между собой. Указанные фундаментальные положения ложатся в основу закона, который и именуется категорическим императивом.
Основы категорического императива
Следует указать основы категорического императива, которые были сформулированы Иммануилом Кантом в ходе его работы над созданием концепции автономной этики:
Теория, разработанная Кантом, гласит о том, что каждый индивид имеет выбор действия, которое считает правильным, но в то же время правильность совершаемого его действия должна быть подтверждена не только его личным мнением, но и со стороны общечеловеческих норм поведения и морали, которые, в свою очередь, являются для него нормами безусловного поведения, или же категорическим императивом.
Если обратить внимание на указанные выше основы категорического императива, то можно проследить наличие между ними определённой смысловой связи. Особенно сильно это прослеживается у второго и третьего положений. Взаимосвязь между основами фактически является базой отношений между индивидом и социумом. Также такие отношения, основанные на общечеловеческих нормах и правилах, а также на существующих законах, есть у государства и гражданина.
Первая основа представляет собой абсолютным требованием нравственности, которое предполагает обязательное осознание индивидом своего долга перед самим собой, а также перед окружающими людьми. Основываться осознание своего долга должно на соображениях разумной и свободной воли. Как утверждал Кант, любая вещь в мире обладает своей ценностью, которая является относительной, в то время, как свободная и разумная личность является ценной сама по себе.
В то же время Иммануил Кант вполне разумно не допускал мысли об абсолютном господстве норм морали и поведения, которые могли бы царить в социуме. Кант считал, что человеческая природа содержит в себе «изначальное зло» — то есть, те качества, которые содержатся в каждом человеке изначально, и которые он может время от времени проявлять. Речь идёт о таких человеческих недостатках, как: стремление к обретению лишь собственного счастья, себялюбие, эгоизм и другие.
«Золотое правило» нравственности
История «золотого правила» нравственности чрезвычайно интересно, так как именно это положение является чуть ли не основой современного нравственного поведения. Эту историю можно назвать историей становления нравственности в целом. Если рассматривать современное понимание «золотого правила», то следует обратиться к восемнадцатому веку, ведь именно тогда данное положение сформировалось в том виде, в котором является известным на сегодняшний день.
Очень давно, ещё в первобытном обществе, действовали нормы поведения, которые нам, современным людям, конечно же, покажутся дикими и бесчеловечными. Речь идёт о существовании на тот момент обычая кровной мести, основывающегося на принципе равноценного создания. Действительно, обычай дикий и никаким образом не подходящий под современные реалии, но на тот момент это было весьма важным и действенным принципом поддержания порядка в первобытных общинах.
Родоплеменные отношения через какое-то время изжили себя, и поэтому общество перешло к другим формам социального взаимодействия. Общины перестали быть столь разграниченными, что сделало принцип кровной мести практически бессмысленным из-за размытости границ между родоплеменными социумами. Представитель общины перестал быть целью членов другой общины, если проступок совершал кто-то из его родственников, а община перестала нести ответственность за проступки отдельных своих членов. Из-за падения старых поведенческих норм появилась надобность в появлении и установлении новых.
Именно такой новой поведенческой нормой и стал принцип «золотого правила». Его можно найти в самых разных книгах и учениях, появившихся очень и очень давно. Конечно, правда, не в той форме, в которой мы знаем его на данный момент. Вариации «золотого правила» можно найти в Ветхом и Новом Заветах, изречениях семи греческих мудрецов, а также в учении Конфуция.
«Золотое правило» нравственности подразумевает под отношением к другим отношение к любому другому человеку. Слово «другой» в каком-то смысле уравнивает всех других людей, что может показаться унизительным, но тут следует расставить акценты. Уравнивание не подразумевает принижения достоинств личности. Истина подразумевает равенство свободы, равенство перед лучшими общечеловеческими качествами, равенство перед возможностью самосовершенствования.
«Золотое правило» ставит человека в ситуацию, когда он должен представить себя на месте другого человека. В результате такой воображаемой замены человек чувствует отношение к себе от лица другого индивида. Такая позиция берётся за основу в межличностной связи, которая называется любовью. Именно поэтому есть такая вариация этого выражения, гласящая «возлюби ближнего своего, как самого себя». Из этого следует, что к постороннему человеку нужно относиться как к самому себе в перспективе самосовершенствования. То есть, не как к средству для достижения своей цели, а именно как к цели.
Отсылки к «правилу» у философов
Отсылки к «золотому правилу» нравственности имеются у многих философов, так как он часто ставился в основу изучения вопросов нравственности и поведенческих норм.