Императорский захват что такое

Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?

16 марта 1945 года началась Венская освободительная операция Красной армии. Она отличалась тем, что в ней не использовалась тяжелая артиллерия. Перед советским командованием стояла непростая задача – взять город в кратчайшие сроки, но не допустить разрушения древней «культурной жемчужины» Европы. Гитлеровцы окрестили Вену своей «Альпийской крепостью».

Что из задуманного советским командованием сбылось и какие мистические факты этому предшествовали – в программе «Секретные материалы».

Вальс над голубым Дунаем и политические тайны имперской столицы

Великолепная Вена. Столица Австрийской республики неизменно вызывает восхищение своими прекрасными архитектурными памятниками, широкими проспектами, дворцами и замками. В начале XX века Вена по праву считалась культурной столицей Европы. Здесь работали выдающиеся художники, писали музыку великие композиторы: Моцарт, Бетховен и король вальсов Иоганн Штраус.

«Вена – законодательница мод, – говорит кандидат исторических наук Сергей Кормилицын. – Мода на венскую музыку, на Штрауса – младшего была настолько велика, что за три летних месяца, которые композитор прожил в Петербурге, он получал по 300 руб. в месяц! Это еще те, дореволюционные рубли, обеспеченные золотом настолько, что эта сумма соответствует примерно 400 тыс. современных рублей».

До Первой мировой войны столица австро-венгерской империи Вена была открытым городом. На «венской кухне» плелись интриги мировой дипломатии, варились политические заговоры. В 1913 году в Вене можно было встретить будущего лидера итальянских фашистов Бенитто Муссолини, льва мировой революции Льва Троцкого, будущего лидера Югославии Иосифа Броз Тито, здесь написал свою важнейшую работу «Марксизм и национальный вопрос» молодой Иосиф Джугашвили, впервые подписавший ее именем Сталина.

Кстати мемориальную доску Сталину венцы сохранили до сих пор. «Когда я оказался в Вене несколько лет назад, я увидел мемориальную доску «Здесь в 1913 году Иосиф Виссарионович Сталин написал свой главный труд «Марксизм и национальный вопрос». И я был просто потрясен, узнав, что одновременно со Сталиным там были Гитлер, Муссолини, Броз Тито, Троцкий и Фрейд – люди, вокруг которых потом варился весь XX век. Для меня это полная загадка – ничего же случайного не бывает. Что они там все делали в одно и то же время?» – рассказывает писатель Александр Мясников.

Художник-неудачник. Копье судьбы в руках Гитлера

Наряду с Парижем, Вена считалась и художественной Меккой. Здесь создавал свои золотые полотна незабвенный Густав Климт. На улицах Вены можно было встретить и начинающего художника Адольфа Шилькгрубера, который рисовал свои архитектурные пейзажи. Он мечтал поступить в Венскую академию художеств. О живописном таланте будущего фюрера Германской нации говорят его многочисленные работы.

«Справедливости ради нужно сказать, что у него действительно были очень неплохие пейзажи, – говорит Сергей Кормилицын. – Если посмотреть на картины Гитлера, которые сейчас доступны к обозрению – что-то около 200 разных пейзажей – можно сказать, что он действительно мог бы стать очень неплохим художником. И очень жаль, что его не приняли в венскую Академию художеств. «Срезался» он на конкурсе портретов, потому что он не очень любил рисовать людей. Он предпочитал рисовать задания, ландшафты и другие пейзажи. Поэтому тогдашний ректор Академии художеств сказал ему: «Молодой человек, художник из вас не получится. Но вы можете стать неплохим архитектором: у вас хорошо получается рисовать дома».

К несчастью Адольф Гитлер не стал художником, он стал рейхсканцлером Германии: человеком, начавшим самую кровопролитную войну в истории человечества. В 1938 году Гитлер осуществил аншлюс Австрии, присоединив ее к германскому рейху.

Некоторые историки считают, что во многом аншлюс Австрии был обоснован мистическими воззрениями Гитлера. Его прежде всего привлекало Копье судьбы: копье римского воина Лонгина, которым, по легенде, был пронзен Иисус Христос. По преданию оно дарует своему владельцу неуязвимость и власть над миром. Будучи в Вене, Гитлер часами простаивал перед витриной с этой реликвией в историческом музее.

«Как только произошел аншлюс Австрии, фюрер затребовал этот экспонат Венского исторического музея себе в личное владение, – говорит историк Сергей Кормилицын. – Он ни с кем не хотел делиться этим предметом, вплоть до того, что у него вышла размолвка с Генрихом Гиммлером, которому по чисто идеологическим соображениям хотелось, чтобы эта реликвия хранилось в реликварии СС и служила символом неуязвимости вермахта. Так вот Гитлер ему Копье так и не отдал».

Копье судьбы не помогло фюреру. Весной 1945 года Красная армия вышла к Дунаю. Исход войны был ясен всем, кроме Адольфа Гитлера, который продолжал надеяться на мистическую силу копья Лонгина.

Культурный штурм, австрийское сопротивление и неудачное восстание

Взятию Вены придавалось очень большое значение. Это была одна из 50 важнейших стратегических операций Великой Отечественной войны.17 февраля 45-го года в ставке Верховного главнокомандующего был утвержден план стратегической операции по освобождению Вены. Он предусматривал одновременные удары второго и третьего Украинских фронтов, захват мостов на Дунае и наступления на Вену с полным ее освобождением.

Но эта операция была необычной. По личному указанию Сталина было решено не применять тяжелую артиллерию и массированные бомбардировки при штурме города. «Особенностью штурма Вены было то, что это был так называемый «культурный штурм», – говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов, – То есть это был штурм, целью которого было не нанести большого ущерба Вене, как городу с архитектурными и историческими памятниками – действительно очень красивому и великолепному городу».

Гитлер не собирался сдавать Австрию без боя. К Вене были переброшены 6-я танковая армия СС и ряд других подразделений. В спешном порядке готовились оборонительные сооружения. На улицах и площадях Вены были устроены баррикады, в домах оборудованы огневые точки. Мосты через Дунай и каналы заминировали.

К моменту штурма в Вене активизировалось австрийское сопротивление. Его участники готовили восстание против нацистов. Группы сопротивления начали подготовку к захвату важнейших объектов. Руководил сопротивлением майор Карл Сцокколь, один из тайных участников покушения на фюрера в 1944 году.

«Это был человек, служивший в немецкой армии, – говорит Владимир Фортунатов. – Он был участником заговора против Гитлера. Во-первых, он сорвал план подрыва Вены, а во-вторых, сумел связаться с советским командованием. В Вене готовилось восстание, но заговор был раскрыт, и нашим солдатам все же пришлось брать Вену самостоятельно, без поддержки изнутри».

По личному указанию Сталина, накануне штурма, к жителям Вены обратился командующий третьим украинским фронтом маршал Толбухин. В своем обращении он призвал всех жителей Вены сопротивляться гитлеровцам и не дать им разрушить город. Также от имени советского правительства он сделал заявление о будущем Австрии.

«Толбухин официально выступил по радио. Для передачи его речи, переведенной на немецкий язык, работали очень мощные репродукторы, – рассказывает Александр Мясников. – Он обратился к жителям Вены с заявлением о том, что Красная армия будет брать Вену не для того, чтобы сделать ее красным государством, а для того, чтобы освободить ее от фашизма. А также что дан приказ ничего не разрушать и никого не убивать, кроме тех, кто оказывает сопротивление. И поэтому он очень просит жителей Вены не принимать участие в борьбе с Красной армией. Удивительно, но это подействовало: известно, что австрияки очень мало сопротивлялись Красной армии. И советские командиры сдержали слово».

«Большой вальс» и сентиментальность Сталина

Почему все-таки Вену было решено штурмовать без применения тяжелой артиллерии и авиации? На этот счет есть несколько версий. По одной из них Сталин при всей своей жесткости, а порой жестокости, был очень сентиментальным человеком. Возможно, что у него сохранились приятные воспоминания о городе, в котором он побывал еще до революции в 1913 году. Эти воспоминания о прекрасной Вене оживлял и один из его любимых фильмов – «Большой вальс», посвященный творчеству короля вальсов Штрауса.

По словам Владимира Фортунатова, Иосиф Виссарионович Сталин был меломаном. У него был достаточно традиционный вкус, и одним из лучших фильмов, который он смотрел многократно, был вышедший еще перед войной «Большой вальс». В этом фильме звучит музыка Штрауса и колоратурное сопрано великолепной артистки Милицы Корьюс, которая эмигрировала из Прибалтики. «Может быть на приказ Сталина повлиял в том числе этот фильм и эта музыка, – говорит Владимир Фортунатов. – Так или иначе, но Вену брали без артподготовки. Основная тяжесть упала на штурмовые группы: им пришлось буквально вручную – автоматом, пулеметом и гранатой – брать город».

Гитлер приказал удержать Вену любой ценой. Еще в марте 1945 года фюрер издал приказ, требовавший уничтожения всей инфраструктуры, всех материальных и культурных ценностей при отступлении. Готовились к уничтожению архитектурные шедевры таких городов, как Краков и Париж. Настоящую сокровищницу искусств – Вену – тоже предполагалось уничтожить, если советские войска прорвутся в город.

По словам Фортунатова, накануне штурма Вены наших бойцов несколько недель просвещали: им рассказывали, какие великие художники, великие композиторы и архитекторы жили в Вене. И о том, что этот город надо сохранить. Мол, война заканчивается, мы гуманисты, мы хотим, чтобы Европа осталось такой же, какой она была до войны.

«Причем наши союзники, наоборот, бомбили Вену, начиная с 1943 года, в том числе и жилые кварталы, – говорит Александр Мясников. – Местное население не понимало, на чьей стороне им быть: с одной стороны немцы, с другой – союзники, которые ничем не лучше немцев. Так что все разрушения в Вене были сделаны не Красной армией, а ее союзниками. Точно так же без видимых причин англо-американцы уничтожили старинный Дрезден».

Гитлеровцы заминировали почти все культурные памятники, музеи и другие достопримечательности города. Они отчаянно оборонялись. Бои шли за каждый дом, каждый этаж. В Вене немцы впервые использовали приборы ночного видения, они были установлены на танках и снайперских винтовках.

О том, как действовали красноармейцы, рассказывает Владимир Фортунатов: «Предположим, мы имеем очень хорошо защищенное здание, где сидит немецкий пулеметчик и его никак не могут убрать. Тогда один из бойцов поднимается на крышу, пользуясь черным ходом. Веревкой он привязывается к печной трубе и спускается к окну по внешней стене. Там он бросает в окно гранату и уничтожает противника».

Взятие Вены и уникальный захват Имперского моста

Советское командование разработало дерзкий, на грани авантюризма, план по захвату моста в глубине обороны противника. Решили высадить десант, подойдя к мосту по реке. Осложнялось задание еще тем, что выполнить его можно было только днем. В темноте обойти препятствия на реке было бы невозможно. Немцы совершенно не ожидали появления советских катеров в самом центре города. Это позволило нашим морякам дойти до места и под прикрытием дымовой завесы высадить десант.

«План был разработан гениально, – рассказывает писатель. – Всего пять бронекатеров: три из них составляют оборону – берут на себя береговые точки. А два, на которых было 100 краснофлотцев, должны были пришвартоваться к мосту, штурмовать его, взять и держать оборону. Интересно, что среди этих краснофлотцев, которые спасли Вену, был и всеми нами любимый советский киноактер Владимир Юматов. В то время он был восемнадцатилетним мальчишкой, и оказался среди бойцов штурмовой группы».

Александр Мясников: «Немцы реально ничего не поняли: прямо у них на глазах наши краснофлотцы быстро и качественно выкинули с моста в Дунай всю немецкую охрану, перерезали провода, ведущие к взрывчатке, и стали держать оборону. Пожалуй, это был самый героический эпизод, связанный с Веной. Захват Императорского моста сыграл ключевую роль в операции по освобождению города. А многие из его защитников получили самые высокие боевые награды».

Источник

Императорское развлечение и кровавый спорт: как в Древнем Риме устраивали морские сражения с многотысячными убийствами

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

Древние римляне знали толк в жестоких и зрелищных забавах. В III веке нашей эры император Септимий Север организовал «охоту на чудовищ» – поражавшую воображение симуляцию кораблекрушения. Около 700 животных семи разных видов одновременно выпустили с судна, построенного на самом обширном ипподроме того времени, Большом цирке, а вооруженные копьями гладиаторы ринулись наперерез опасным тварям. Другие увеселения того времени были менее масштабными, но тоже кровавыми: преступников привязывали к кольям посреди арены, а затем выпускали изголодавшихся хищников. Иногда животных приковывали друг к другу цепью, чтобы те обязательно вступили в бой насмерть. В таких поединках у римлян были любимые пары противников: например, бык против медведя или слон против носорога.

Публика обожала реконструкции реальных битв или мифологических сюжетов, которые на самом деле представляли собой реальные схватки – с затоптанными, ранеными и убитыми. Самой популярной постановкой считался миф об Орфее, настолько талантливом музыканте, что даже самые жестокие хищники впадали в ступор от его игры на лире. Однако в римской интерпретации действие музыкальных чар пропадало – спектакль заканчивался тем, что животные заживо пожирали беднягу-раба, переодетого в древнегреческого персонажа.

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

Чтобы воссоздать легенду об Икаре, рабам надевали искусственные крылья и приказывали прыгать с верхотуры амфитеатра. Рассказывают, что один из бедняг упал так близко к месту Нерона, что императора забрызгало кровью. Другое садистское развлечение также набрало популярность именно при Нероне. Специально отстроенный для увеселения эксцентричного правителя деревянный дом заставляли ценными вещами и поджигали. После этого зрителям разрешали оставить себе любую диковинку, которую они смогут спасти из пламени. Отчаянные смельчаки бросались в пожар и в основном гибли либо в огне, либо под обломками.

Американский историк Грегори Олдрет считает, что такие развлечения стирали фундаментальное различие между театром и реальной жизнью. Кровавые симуляции приобретали все большее значение для древних римлян – служили праздным способом провести время для элиты и единственным развлечением для простолюдинов. По одной версии, изначальное предназначение кровавых представлений заключалось в том, чтобы подготовить будущих воинов к жестокой смерти в бою. По другой, игры закрепляли в массовом сознании превосходство Рима над другими государствами, поскольку судьба их участников – зачастую иностранцев – зависела от императора и толпы.

Жизнь от одного смертоносного шоу до другого формировала мировоззрение римлян – поэт Ювенал охарактеризовал его выражением «хлеба и зрелищ». Многие исследователи считают его первой сознательной формой политического популизма: правители отвлекали плебеев от общественных и государственных проблем, раздавая деньги с продуктами и устраивая зрелищные представления. Размах и жестокость постановок показывали, на что готовы пойти представители элиты, чтобы удовлетворить потребности низших слоев. Страшно представить, как под рев толпы погибали сотни людей и животных, но даже такие бескомпромиссные схватки меркли на фоне, вероятно, самого эпичного и уникальной развлечения древних римлян – навмахий.

Что такое навмахии

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

«Представьте, что вы прибыли из далеких стран, – писал про навмахии (в переводе с древнегреческого «морские битвы») известный эпиграммами поэт Марциал. – Вы поздний зритель, для которого это первый день священного представления. Не позволяйте шуму морского сражения и плеску воды отвлечь вас. Недавно на этом самом месте была земля. Не верите? Смотрите, как воды омывают Марсово поле. Вскоре после этого вы взглянете на то же место и вспомните, что совсем недавно здесь было море».

Первая известная навмахия состоялась в 46 году до нашей эры, когда Юлий Цезарь вернулся в Рим после военных триумфов в Галлии и Египте. Два века спустя историк Дион Кассий записал, что в первые несколько дней после возвращения практически все население повсюду следовало за диктатором. Отдельный ажиотаж вызвала демонстрация «верблюдолеопарда», как римляне назвали невиданного до тех пор жирафа. Долгое время считалось, что в качестве очередной демонстрации могущества Цезарь приказал скормить длинношеего бедолагу львам, хотя ни одного документального подтверждения кровавой гибели экзотической зверушки не сохранилось.

Точно известно другое – уверовавший в собственное величие и всемогущество правитель приказал выкопать на Марсовом поле, на левом берегу реки Тибр, целое озеро и установить по периметру скамьи для зрителей. Когда все было готово, там сошлись в схватке две флотилии из кораблей с двумя, тремя и четырьмя рядами весел. Всего на них было 2000 гребцов и 4000 рабов. По задумке Цезаря противники должны были инсценировать Саламинское сражение 480 года до н. э. между греками и персами.

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

Важно понимать, что навмахия не была исторической реконструкцией в том смысле, в каком мы понимаем это занятие сегодня. Участники постановки не просто пытались воспроизвести определенные исторические события – скорее, наоборот, использовали историческое событие как формальный повод для полноценного сражения. Подробностей о ходе битвы не сохранилось, поэтому невозможно точно сказать, насколько она была постановочной и насколько спонтанно развивались события. Однако, зная традиции римских увеселений, можно предположить, что о безопасности Цезарь и организаторы навмахии думали в последнюю очередь. Главным элементом шоу была как раз гибель значительной части участников от копий соперников, в давке, или под водой, набранной из Тибра.

Судя по свидетельствам древних историков, в то время весь Рим охватило безумие, а морское сражение в натуральную величину стало кульминацией продолжительного загула. Секретарь императора Адриана Светоний написал в труде «Жизнь двенадцати цезарей»: «Бои с дикими чудовищами продолжались пять дней, а венчала все битва между двумя армиями с пятью сотнями пехотинцев, двадцатью слонами и тридцатью всадниками с каждой стороны. Морское сражение представляло собой состязание между судами разной вместительности. Эти шоу привлекали такое количество зрителей со всех регионов, что многим приходилось толпиться под навесами вдоль улиц».

О каких еще навмахиях известно

Организация подобных шоу обходилась в целое состояние, поэтому навмахии не получалось проводить регулярно. Однако слава Цезаря не давала покоя следующим поколениям, поэтому зрелищные, но бессмысленные в своей жестокости постановочные сражения продолжались. В 40 году до н. э. военачальник Секст Помпей устроил подобное развлечение, чтобы отпраздновать победу над Квинтом Сальвидиеном Руфом и завоевание Сицилии, но наибольшего размаха они достигли при императоре Октавиане Августе, который правил Римом с 27 года до н. э. до 14 года н. э. Под навмахии выделили значительную часть Марсова поля (того самого участка на левом берегу Тибра, где устроил морское побоище Цезарь), включая термы Агриппы.

«Я организовал людям зрелище в месте неподалеку от Тибра, где теперь расположенная роща Цезаря, – хвалился Октавиан в автобиографии «Деяния божественного Августа». – Землю вырыли на 1800 футов в длину и на 1200 в ширину (римский фут составляет 29,57 см). На этом пространстве сошлись в схватке 30 крупных судов и множество кораблей поменьше, в которых, находились 3000 человек, не считая гребцов». Консул и историк Дион Кассий описал навмахию Августа более подробно: участники изображали афинян с персами, и первые праздновали победу. После окончания битвы воду спустили во Фламиниев цирк, где забили 36 крокодилов.

Считается, что как минимум одна навмахия прошла по приказу императора Тита в 80 году н. э. в Колизее, который тогда только построили. Археологи не обнаружили точных подтверждений, но античные летописцы в один голос заявляют о морской баталии в самом знаменитом амфитеатре. Историки предполагают, что это было бы возможно, только если организаторы использовали сильно уменьшенные копии судов, но это не отменяет масштаба достижения – превращение огромных сооружений в искусственные озера и их последующее осушение по тем временам считалось настоящим техническим чудом и лишний раз подчеркивало величие Римской империи.

«Тит внезапно заполнил театр водой, выпустил туда лошадей, волов и других прирученных животных, которые чувствовали себя в водоеме так же комфортно, как и на суше, – восхищался Дион Кассий. – Он также приказал спуститься на воду людям в лодках, которые изображали коркирейцев и коринфян, и те устроили сражение. Такие же представления происходили за городом в роще, когда-то обустроенной Августом как раз для этой цели».

В крупнейшей навмахии бились 19 тысяч осужденных на сотне лодок, устроил ее в 52 году н. э. император Клавдий. Дело происходило на озере Фучино к востоку от Рима, противостояние по сценарию происходило между сицилийцами и родосцами. Чтобы участники не отлынивали от обязанностей и дрались как полагается, преторианцы – личные телохранители правителя – подгоняли их с понтонов, расположенных по периметру водоема. Тацит рассказывает об этом эпичном поединке очень возвышенно – мол, хоть сражались и отъявленные головорезы, но делали это «со смелостью и духом свободных людей». Представление так впечатлило Клавдия, что он даже помиловал большинство выживших. Продолжалась битва шесть часов, около трех тысяч человек погибли.

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

Известный властолюбием, жестокостью и склонностью к сумасбродствам Нерон после прихода к власти, конечно, не мог не провести свою навмахию. По его приказу один из амфитеатров наполнили водой, запустили туда рыб, тюленей, бегемотов и людей, которые изображали персов и афинян. После сражения император приказал мгновенно осушить арену и в тот же день провести еще несколько мероприятий: аналогичную сухопутную битву, охоту на диких животных и гладиаторские поединки. Спустя несколько месяцев Великий пожар Рима уничтожил место проведения навмахии до основания. Тацит также рассказывает, что при Нероне места, где проводил морские сражения Август, превратились в площадки для ювеналий – театральных представлений, в которых император заставлял участвовать римлян, независимо от происхождения, звания и статуса.

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

Иногда опьяненные властью над человеческими жизнями императоры буквально сходили с ума во время навмахий – Домициан в 89 году запретил кому-либо покидать представление, несмотря на сильный ливень и ураган. Сам он переоделся в теплый шерстяной плащ, но никому из зрителей не позволили сменить облачение – в следующие несколько дней многие из продрогших бедолаг заболели и умерли.

После морского сражения, которое удалось на славу, Домициан устроил роскошный ужин для всех желающих, оплаченный, естественно, из государственной казны. Вечеринка быстро переросла в ночную вакханалию, о масштабах которой остается только догадываться – тот же Кассий рассказывает, что во время подобных игрищ император иногда стравливал не только гладиаторов с дикими животными или заключенных друг с другом, но и, например, женщин с карликами. Кровавое месиво, пьяные оргии с извращениями и жестокие потасовки – в дни навмахий неготовым к рукоприкладству и разврату римлянам было лучше оставаться дома.

Почему навмахий было так мало

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

Навмахии воплощали в себе все самое дикое и безумное в Древнем Риме вплоть до 247 года, когда Филип I с размахом отпраздновал тысячелетие великого города. К концу третьего века империя пришла в упадок и пышные развлечения остались в прошлом – снаружи римлян атаковали варвары, изнутри целые области требовали независимости и отелялись под началом местных командиров. Эксперты сходятся на том, что после Цезаря состоялось не больше дюжины навмахий – издержки сделали морские баталии нерациональными. Для их проведения требовалось не только несколько тысяч пленников и несколько десятков кораблей, но и команда грамотных инженеров, которая обустраивала водоем, зрительные места и саму арену, а также постановщики – люди, которые следили, чтобы навмахия хотя бы отдаленно напоминала взятую за основу битву.

В последующие столетия эпичное развлечение все-таки возвращалось, но уже в форме красивого шоу без кровопролития. В XVI веке такое представление на Темзе устроила Елизавета I, в середине XVII столетия испанский монарх Филипп IV следил за маневрами кораблей на озере, где позже открыли парк Буэн-Ретиро, а в 1807 году в Милане прошла навмахия на потеху Наполеону. Идея спустить целые армии на воду ради своего развлечения не оставляла многих выдающихся монархов и правителей – она отсылала к временам Древнего Рима, когда один человек мог пожертвовать жизнями тысяч других, чтобы спастись от скуки.

Императорский захват что такое. Смотреть фото Императорский захват что такое. Смотреть картинку Императорский захват что такое. Картинка про Императорский захват что такое. Фото Императорский захват что такое

Несмотря на частые упоминания в сочинениях античных историков, навмахии остаются весьма загадочным действом. Многие рассказчики передавали воспоминания спустя десятки и даже сотни лет после конкретных событий, что ставит их достоверность под сомнение. По одним данным, постановочные морские сражения проходили только в Риме, по другим – на всей территории Италии. Некоторые описывают их как потрясающее по синхронности и организации мероприятие, в ходе которого подробности реальных битв воспроизводились во всех мелочах. Другие, наоборот, признают, что из-за огромного количества участников и невиданного для той эпохи масштаба представления часто получались неловкими и совсем не такими зрелищными, как хотелось императорам.

Даже если это правда, и большинство навмахий представляли собой хаотичные разборки отчаявшихся заключенных, они все равно отлично характеризуют культуру и образ мышления в Древнем Риме. Представление о том, что человеческая жизнь – безусловная ценность, которая в любом случае важнее даже самого зрелищного развлечения, сформировалось намного позже. Сейчас бои между людьми и хищниками и масштабные морские сражения для демонстрации величия кажутся дикостью, однако представители самой выдающейся цивилизации того времени считали это абсолютно нормальным. Даже сейчас авторы книг и фильмов регулярно заигрывают с похожими сюжетами через призму социального неравенства: плебсу в «Судной ночи» приходится гибнуть, чтобы патриции выпустили пар и повеселились. В этом смысле мы не так уж сильно отличаемся от древних римлян – просто во времена Цезаря, Клавдия и Нерона не было кинотеатров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *