Импрессионизм что это в музыке
Импрессионизм в музыке
Импрессионизм в музыке, так же, как и в живописи, возник как протест против устаревших академических традиций. Первые творческие поиски представителей этого направления, Клода Дебюсси и Мориса Равеля, встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства официальных музыкальных учреждений, как и картины художников-импрессионистов. У Дебюсси и Равеля почти не было единомышленников и сподвижников.
Музыкальный и художественный импрессионизм во многом схожи. Их объединяет родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, особое значение пейзажа. Как и художественный, музыкальный импрессионизм стремился к передаче Первого непосредственного впечатления от явления. Импрессионисты отдавали предпочтение мелким формам (романс, фортепианная или оркестровая миниатюра). Максимальное внимание уделялось обогащению колористической стороны музыки. В музыке импрессионистов усложнились гармонии, применялись необычные Лады (древние семиступенчатые, пентатоника, целотонный звукоряд), сопоставлялись отдаленные тональности, использовались непривычные сочетания оркестровых инструментов. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки при этом уменьшилось.
Элементы импрессионизма развивались в композиторских школах Испании (г. де Фалья), Италии (О. Респиги), Великобритании (С. Скотт), Польши (К. Шимановский), России (И. Стравинский), где импрессионистские мотивы органично сочетались с национальными особенностями. В музыке импрессионизм оказался также в творчестве композитора и пианиста Александра Скрябина, испанца Манюэля де Фалья. Известный итальянский композитор Джакомо Пуччини также находился под влиянием импрессионизма. Для англійских музыкантов, в частности Фредерика Делиуса и Сирила Скотта, импрессионизм «был явлением эпизодическим».
Характерные черты музыкального искусства импрессионизма:
Достижения импрессионизма в музыке
Основатели импрессионизма
Основателем и наиболее выдающимся представителем импрессионизма в музыке был французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси (1862-1918 гг).
Клод Дебюсси
Дебюсси родился в пригороде Парижа, в одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию. Уже в первые годы учебы интересовался новыми гармоническими оборотами, необычными и сложными ритмами, что нередко приводило к конфликтам с преподавателями. Еще до окончания консерватории Дебюсси путешествовал по Европе по приглашению Русской меценатки Надежды фон Мекк, которая много лет была близким другом П. И. Чайковского, дважды посетившего Россию. Именно тогда Дебюсси познакомился с музыкой русских композиторов, интерес к которой не ослабевал до конца его жизни.
Окончив консерваторию, композитор получил Большую Римскую премию и на два года уехал в Италию, где изучал произведения старинных композиторов, а также музыку Верди, Листа, Вагнера. Произведения, которые молодой композитор посылал в Париж, не находили понимания в официальных музыкальных кругах Франции, и по возвращении из Италии Дебюсси окончательно порывает с Академией.
В Париже композитор сблизился с художниками-импрессионистами и поэтами-символистами – Стефаном Малларме, Пьером Луисом, Полем Верленом, Джемсом Уистлером и другими. Увлечение символистской поэзией проявилось в создании ряда вокальных произведений на стихи Пьера Луиса, Поля Верлена и Шарля Бодлера. В это время были также написаны „Бергамасская сюита” и „Маленькая сюита” для фортепиано, симфонические произведения – прелюдия „Посляполудневий отдых фавна” и „Ноктюрны”, что стали яркими образцами импрессионизма в музыке. По пьесе бельгийского поэта и драматурга-символиста Мориса Метерлинка в 1902 году Дебюсси написал оперу „Пеллеас и Мелизанда”, основное внимание в котором уделяется сложному духовному миру человека. Композитор воспевает красоту и силу любви, что способна перебороть любые препятствия.
С 1901 года Дебюсси становится профессиональным музыкальным критиком. Главной задачей критика он считает борьбу с ”академизмом официальных учреждений, с предвзятостью и невежеством», выступает против бессодержательности и намеренной усложненности музыкального языка. Много внимания в статьях Дебюсси уделяется пропаганде русского музыкального искусства во Франции.
Среди музыки этих лет выделяются произведения для фортепиано. Большинство из них-программные миниатюры, в которых Дебюсси новыми художественными средствами продолжает традиции французских композиторов-клавесинистов Куперена и Рамо. Это циклы „Эстампы”, „Детский уголок”, посвященный дочери композитора, „Образы”, а также пьеса „Остров радости”, написанная под впечатлением картины Ватто. В двух тетрадях Прелюдий для фортепиано названия поставлены в конце пьес, чтобы предоставить слушателю возможность самостоятельно создать образ. Лучшие симфонические произведения Дебюсси последних лет – сюита „Море” и пьеса „Иберия”, посвященная образам Испании.
В последние годы жизни Дебюсси много гастролировал по Европе как пианист и дирижер, исполняя преимущественно собственные произведения. В 1913 году он с большим успехом выступал в Москве и Петербурге.
Морис Равель
Продолжателем традиций Дебюсси, но в то же время ярким и самобытным композитором был Морис Равель (1875-1937 гг.). Стремление к новому содержанию в искусстве сочеталось в его творчестве с опорой на классические традиции. Это оказалось не только в использовании древних жанров, но и в ясности мироощущения, соразмерности и целостности композиции. В сочетании традиций и новаторства написаны произведения Равеля разных жанров – симфоническая, камерная, фортепианная музыка, оперы и балеты.
С 1900 по 1914 год Равель написал ряд значительных произведений в разных жанрах. Это опера „Испанский час”, импрессионистский балет „Дафнис и Хлоя”, в постановке которого участвовали мастера так называемых „русских сезонов” за границей, организованные выдающимся пропагандистом русского искусства С. Дягилевым – балетмейстер Н. Фокин, художник Л. Бакст, танцоры Т. Карсавина и В. Нежинский. Были созданы также балеты „Аделаида” и „Сон Флорины” (по мотивам сказок Ш. Перро). Лучшими инструментальными произведениями этих лет считаются «Испанская рапсодия „для симфонического оркестра и произведения для фортепиано:” Игра воды „,” Сонатина „, циклы пьес” отражение „и”призраки ночи». Кроме того, композитор создал ряд ярких вокальных миниатюр. В 1912 году Равель сделал знаменитое переложение для оркестра фортепианного цикла русского композитора М. П. Мусоргского „Картинки с выставки”.
В годы войны Равель добровольцем уходит на фронт. Произведения, написанные композитором после войны, считаются его наивысшими достижениями. Среди них – трагический фортепианный цикл „Гробница Куперена”, каждая из пьес которого посвящено одному из погибших друзей, симфоническая пьеса „Вальс”, Первый концерт для фортепиано с оркестром, так называемый „Концерт для левой руки”, созданный по заказу пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Тогда же была написана опера-балет” Дитя и волшебство», в котором мир показан глазами ребенка.
После войны появилось и самое известное произведение Равеля – „Болеро”, написанное по заказу русской балерины Иды Рубинштейн. «Болеро», партитуру которого С. С. Прокофьев назвал „чудом композиторского мастерства”, – пример того, насколько полно и необычно может быть использован симфонический оркестр.
В послевоенные годы Равель много гастролировал. Он дирижировал собственными произведениями во многих городах США, с известной пианисткой Маргаритой Лонг совершил концертную поездку по Европе, путешествовал по Северной Африке. Последние годы жизни композитор провел в городке Монфор л’Амори неподалеку от Парижа, где его часто посещали ученики, друзья и последователи.
Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, отражает разнообразные человеческие переживания, но чаще передает радостное ощущение жизни. Светлое и оптимистичное, оно открывает перед слушателями прекрасный поэтический мир.
Импрессионизм в музыке
Импрессионизм появился во Франции в 60-х годах XIX века как направление в живописи, но позднее распространился и на музыку. Суть нового течения состояла в фиксации мимолетного впечатления от увиденного в своем произведении.
В это время в культурной жизни Парижа наступает переосмысление академического искусства. Появляется нужда в переменах, что приводит к возникновению нового движения.
Стивен Шортридж Уроки музыки
Особенности импрессионизма в музыке
Импрессионизм в музыке берет начало в 90-х годах XIX века. Его родоначальниками считаются такие французские композиторы, как Клод Дебюсси, Эрик Сати, Морис Равель.
Изначально термин «импрессионизм» к музыкальным произведениям Дебюсси был использован критиками в ироническом подтексте. Да и, строго говоря, этот термин не вполне верно классифицирует творения французских музыкантов. Однако, есть много черт, по которым эта музыка схожа с живописными полотнами импрессионистов. Прежде всего, это стремление передать субъективное впечатление автора. Широкое использование диссонансов, необычных тембров и созвучий. Мелодизм уходит на второй план в угоду гармоническим звучаниям нонаккордов, кварто-квинтовых последовательностей, внезапных диссонансов.
Новое направление взялось не из воздуха. Его корни растут из романтизма. Очень большое влияние на музыкантов оказал немецкий композитор Рихард Вагнер.
Однако засилье оперы в музыкальной жизни Франции того периода, не давало возможности полноценно развиваться другим направлениям и жанрам. Это вызвало своеобразный протест в виде нового движения. Также, как в живописи, импрессионизм в музыке возник из противостояния бездушному отлакированному академизму.
Не стоит забывать и о влиянии на композиторов французских поэтов-символистов: Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Стефана Малларме и других. Они уделяли большое внимание мелодичной игре звуков и изображению эмоциональных переживаний души в своих литературных произведениях.
Музыка теперь стремится передать неуловимые впечатления и движения чувств, используя новые гармонические инструменты. Классический строй музыкального произведения, по мнению импрессионистов, изжил себя. Гармония больше не зависит от мелодики, давая возможность аккордам звучать свободно, выражая определенное настроение.
Произведения импрессионистов имеют яркую эмоциональную окраску. Они сознательно отказываются от классического драматизма, предпочитая пейзажи и жанровые сцены. Музыканты чаще пишут короткие произведения ‒ сюиты, музыкальные миниатюры. Нередко обращение к народной, экзотической и восточной музыке, к сказочным или фантастическим сюжетам. Композиторы используют расширенные гармонические комплексы, отдают предпочтение чистому и контрастному тембровому звучанию. В отличие от больших симфонических оркестров, обходятся малым количеством инструментов. Классическое сочетание ‒ флейта и арфа.
Эрик Сати
Первооткрывателем импрессионизма в музыке считается Эрик Сати. И сейчас еще не утихают споры о месте его личности в истории музыкальной Франции. Но бесспорно, что его новаторские эксперименты оказывали влияние не на одно поколение французских музыкантов. Его творческий путь не раз менял свое направление. Будучи одним из основателей импрессионизма, Эрик Сати первый же отошел от него после всеобщего увлечения творчеством Дебюсси. Недаром Сати называют реформатором европейской музыки.
Эрик Сати родился в 1866 г. в Нормандии в семье портового маклера. В ранние годы мальчика растил дядя, в связи с ранней смертью матери. Отец с новой семьей жил в Париже. В 12 лет Эрик переехал к отцу. Мальчик уже тогда проявлял интерес к музыке.
Эрик Сати дважды поступал в Парижскую консерваторию, но так ее и не закончил. Долгое время он оставался безвестным музыкантом, работая аккомпаниатором эстрадных певцов в разных кафе.
Свой творческий путь он начал в 1885 г. с небольших фортепианных пьес. Позднее он сочиняет пьесы «Три гимнопедии», «Три гноссьены», оказавшие впоследствии огромное впечатление на Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Уже в этих ранних произведениях он пишет без указания метра и ключевых знаков, ломая музыкальные традиции. Впоследствии это станет его фирменным знаком.
Рамон Касас Богема. Поэт Монмартра (портрет Эрика Сати)
Около 1891 г. Сати знакомится с Жозефеном Пеладаном и пишет музыку к его пьесе «Сын звезд». В ней композитор применяет шестизвучные аккорды, состоящие из кварт. Этот прием сразу стал популярен у французских композиторов. В этом произведении Сати использует мелодизм без определенного лейтмотива, что не мешает ему выразить весь драматизм пьесы. Эрик Сати строит композицию своих произведений из 5 ‒ 6 на первый взгляд не связанных между собой частей.
В 1891 г. Эрик Сати знакомится с Клодом Дебюсси. Их дружба продлится долго и приведет к созреванию Дебюсси как импрессиониста. Позднее Сати утверждал, что это именно с его подачи зародился импрессионизм, поскольку он советовал Дебюсси использовать в музыке те же средства выражения, что и художники-импрессионисты. Правда это или нет, неизвестно, поскольку эксцентричный Сати мог и приукрасить свою роль в становлении Дебюсси как композитора.
После 1897 г. Эрик Сати отходит от импрессионизма с его яркостью мелодизма и сложными гармониями. Теперь он выступает за простоту музыкальных форм. У него появляются миниатюры с ироничными названиями и пометками для исполнителей. Например, «Три арии, от которых все сбегут», «Джек в стойле», «Три пьесы в форме груши» и др.
В 1898 г. Эрик Сати переезжает в небольшой французский городок Аркей, где проживет до самой смерти. Всю жизнь он работал тапером в парижских кафе, получая мизерный доход.
Сантьяго Руссиньоль Комната Эрика Сати
В 1911 г. композитор обращается к неоклассицизму, написав несколько пьес, которые позднее были исполнены Равелем. При этом он начинает критиковать импрессионизм в своих произведениях за расплывчатость формы и неясность содержания. Он издает откровенно сатирические пьесы «Тощий танец», «Три засушенных эмбриона» и др.
В 1913 г. Эрик Сати пишет музыку для балета Дягилева «Парад», а в 1918 г. ‒ симфоническую драму «Сократ» по мотивам платоновских диалогов. Это были самые значительные произведения композитора. Так же он стал изобретателем так называемой «меблировочной музыки», служащей ненавязчивым фоном в магазинах или в салонах при приеме гостей. Умер музыкант в безвестности, от цирроза печени в 1925 г.
Значение творчества Эрика Сати
Об Эрике Сати вспомнили лишь в 50-е годы XX века. Его известность вышла за пределы Франции. Он стал родоначальником не только импрессионизма, но так же авангарда и минимализма, оказав большое влияние на становление многих известных композиторов.
Клод Дебюсси
Клод Дебюсси вошел в историю музыки как яркий представитель импрессионизма, его основатель и идеолог. В конце XIX ‒ начале XX веков он стал властителем дум не только во Франции, но и во всем мире. Он пришел на смену Вагнеру и начал новую эпоху в музыке. Сам Дебюсси был не согласен с применением термина «импрессионизм» по отношению к своему творчеству. Однако история распорядилась иначе.
Клод Дебюсси родился в 1862 г. в городке недалеко от Парижа. В десять лет он поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями были известные композиторы Мармонтель, Лавиньяк, Франк, Гиро, Массне. Мальчик учился довольно прилежно и даже в 1884 г. был награжден поездкой в Рим. В Италии он провел 4 года. За это время Дебюсси создал несколько произведений, среди которых были «Весна» и «Дева-избранница». В консерватории новый стиль композитора не одобрили, и Дебюсси закончил свое обучение.
Марсель Баше Портрет Клода Дебюсси
В 1890 г. Дебюсси тесно общается с поэтами-символистами. Через 2 года он пишет симфоническую прелюдию «Послеобеденный отдых фавна» на одно из стихотворений Стефана Малларме. Большое влияние на композитора оказывает и знакомство с Эриком Сати.
В 1899 г. он получает приглашение от русской меценатки Надежды фон Мекк приехать в Россию.
Надежда Филаретовна фон Мекк
Служа учителем музыки в этой семье, Дебюсси не только получил возможность путешествовать по Европе, но и приобщиться к культуре России. За два года Дебюсси познакомился с творчеством Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина. Проникся он и русской народной музыкой. Однако влюбленность в одну из дочерей покровительницы положила конец их сотрудничеству.
В 1902 г. в Париже состоялась премьера оперы Дебюсси «Пелеас и Мелиссанда» на текст поэта Мориса Метерлинка. Опера вызвала неоднозначные отзывы у французской публики, но в то же время стала поворотным моментом во всей европейской истории музыки.
Несмотря на нужду и болезни, Дебюсси продолжал творить. Чтобы прокормить семью он ездил с концертами по разным странам. Его самыми известными творениями являются: созданный по заказу Дягелева балет «Игры», оркестровые произведения «Море», «Иберия», «Святой Себастьян», «Весенние хороводы», «Ноктюрны» и др. Скончался Дебюсси в 1918 г. в Париже.
Клод Дебюсси играет на фортепиано
Значение творчества Клода Дебюсси
Своим творчеством Дебюсси пытался отстоять национальную музыкальную традицию Франции. Мировое же значение этого композитора заключается в его принципиальном и новаторском взгляде на гармонию, ритм, мелодию музыкального произведения, глобальном обновлении «музыкального языка». Подобно художникам-импрессионистам, он смог изобразить в музыке неуловимые эмоциональные переживания и настроения, красоту природы и жизни. Его творчество оказало огромное влияние на развитие музыки не только Франции, но и других стран в течение первой половины ХХ века.
Морис Равель
Горячим последователем Дебюсси был Морис Равель. Он родился в 1875 г. в Пиренеях в семье швейцарского автомобильного инженера. Любовь к музыке мальчику привил его отец. В 1889 г. Равель поступил в Парижскую консерваторию. Большое влияние на молодого человека оказала музыка Эрика Сати, испанского пианиста Рикардо Виньеса и Клода Дебюсси.
Несколько раз Равель пытался получить Римскую премию, но каждый раз безуспешно. Последняя попытка была связана с большим скандалом. Жюри отказало композитору в участии в конкурсе, сославшись на возрастные ограничения, которые, однако, еще не наступили. Истинной причиной было творчество молодого композитора, вызывающее непонимание в академических кругах. Поскольку к тому времени Морис Равель уже получил некоторую известность, несправедливый отказ вызвал большой резонанс в околомузыкальном сообществе Франции. Сам же Морис принял ситуацию спокойно, однако скандал сыграл ему на руку в плане личной известности и в то же время подвел черту с занятиями академической музыкой.
Морис Равель сочиняет музыку
Во время Первой мировой войны Равель добровольцем отправляется на фронт. В память о павших товарищах он пишет сюиту «Гробница Куперена».
По возращению домой Равель сочиняет по заказу Дягилева музыку к балету «Дафнис и Хлоя». В том числе и знаменитое «Болеро». Равель много гастролирует по Франции и другим европейским странам как пианист и дирижер. В 1928 г. он едет с концертами в Северную Америку.
Нежинский и Равель за фортепиано
В 1932 г. Равель во Франции попал в автомобильную катастрофу. В результате аварии у него развилась опухоль мозга, и в 1937 г. композитор скончался.
Значение творчества Мориса Равеля
Равель продолжил дело Клода Дебюсси и стал общепризнанным мастером французской школы. В его произведениях немалую роль играет четкий ритм и яркая эмоциональная окраска. Они не столь «расплывчаты» и беспредметны, как у Дебюсси. Он вполне лояльно относится к классическим музыкальным формам. Равель является одним из основателей камерно-симфонического стиля первой половины ХХ века, недаром его называют виртуозом оркестровки.
Роль импрессионизма в мировой музыке
Импрессионизм возник во Франции как попытка возврата к своим корням и некое противодействие к засилью немецких опер и опостылевших академических произведений. Впоследствии он стал самостоятельным новаторским движением, популярным не только у себя на родине, но и во всем мире.
Правда век импрессионизма был недолог. Даже его последователи в своем развитии уходили дальше. К началу 30-х годов ХХ века импрессионизм уже прочно занял свое место среди классики. Но он положил начало большим изменениям в истории музыки ‒ открыл дорогу новым направлениям ‒ авангарду, экспрессионизму, неоклассицизму.
Впрочем, импрессионизм не забыт. И сейчас произведения Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Эрика Сати пользуются большой популярностью у любителей музыки.
Импрессионизм что это в музыке
Расцвет импрессионизма в изобразительном искусстве не мог не оказать влияния на формирование отдельных принципов и на развитие выразительных средств в литературе, музыке и театре; однако в этих видах искусства он не стал целостной художественной системой этапного значения.
Импрессионистическая музыка включает старинные напевы, элементы сказочности и фантастичности. Это яркая и восторженная, избегающая острых социальных проблем музыка. Импрессионисты внесли в музыку национальные песенно-танцевальные жанры, восточные средства музыкальной выразительности, элементы джаза. Не последнее место в ней занимает интерес к тембровой и гармонической красочности.
Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано снабжённые поэтическими названиями (“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами цвета льна” и др.), они создают образы мягких, нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают жанровые картины.
Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую Прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси. зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Его произведениям присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки их обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского
Таким образом, творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 века., оказало существенное влияние на композиторов многих стран, в том числе и России. Импрессионизм в музыке просуществовал до конца первого десятилетия 20 в.
Импрессионизм в музыке
Импрессионизм (французское impression – впечатление) – художественное течение, возникшее в 70-х годах XIX века во французской живописи, а затем проявившееся в музыке, литературе, театре. Сущность импрессионизма заключается в тончайшей фиксации случайных пространственно-временных моментов действительности, мимолетных впечатлений, полутонов.
Импрессионистические черты музыки французских композиторов проявляются в любви к поэтическому пейзажу («Образы», «Ноктюрны», «Море» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.) и мифологическим сюжетам («Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси), которые передаются композиторами с необычайной тонкостью в деталях персонажей.
В импрессионистской музыке новизна художественных средств нередко сочетается с образами прошлого («Гробница Куперена» М. Равеля, «Детский уголок» К. Дебюсси), интересом к миниатюре («Ученик чародея» П. Дюка).
Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний композиторы сочиняли симфонические эскизы-зарисовки, в фортепианной музыке распространились сжатые программные миниатюры. На смену романтической песне пришла вокальная миниатюра с преобладанием речитатива в сочетании с красочной изобразительностью инструментального фона.
Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило палитру музыкальных выразительных средств в сфере гармонии, способствовало расширению тональной системы. Это, в свою очередь, открыло путь многим гармоническим новшествам XX века.
Современная музыка. Понятие «современная музыка» охватывает все многообразие течений и направлений, характерное для музыки XX века.
Огромные исторические изменения и мировые катастрофы породили в искусстве невиданное до этого разнообразие стилей, многие из которых выдвинули крупнейших композиторов, внесших значительный вклад в развитие мировой музыкальной культуры.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет