Импровизация в музыке что это

Музыкальная импровизация

Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмических элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловливает архитектоническую незамкнутость формы.

Импровизация господствует в фольклоре, музыке неевропейских культур, она получила широкое распространение также на раннем этапе европейской профессиональной музыки, когда запись была приблизительной и неполной (невмы, крюки), а кодификация норм композиции, ведущая к замкнутой форме, затрагивала лишь коренные свойства музыки (церковные лады), оставляя их конкретное воплощение в напевах отчасти на долю импровизации. Дифференциация системы музыкальных жанров и соответствующих нормативов привела в XI веке к отделению исполнительства от композиции. Однако импровизация сохранилась в виде исполнительского искусства орнаментики, которое подразумевалось при неполной нотной фиксации опуса.

Возникновение индивидуальных, внутренне законченных, несводимых к жанровым нормам музыкальных произведений потребовало их точной и полной записи, устраняющей произвол исполнителя. Вместо импровизации появилось искусство интерпретации. В творчестве композитора и интерпретатора импровизация существует в «снятом» виде: на подготовительном этапе формирования музыкальных образов; в нюансах исполнения авторского текста.

В XVII—XVIII вв. исполнительская импровизация сохранилась в традиции виртуозных фантазий, сольных каденций инструментальных концертов, в хоральных обработках (и даже фугах) у органистов. В конце XVIII — 1-й пол. XVIII вв. в аристократических салонах и на концертной эстраде импровизация была распространена в качестве специального номера программы у виртуозов.

В XX веке импровизация возродилась в фольклорном по генезису искусстве джаза, а также в некоторых прикладных областях музыкальной культуры (музыкальные иллюстрации к «немым» кинофильмам в нач. XX века, музыкально-воспитательных упражнения для детей Э. Жак-Далькроза, К. Орфа). С 1950-х гг. импровизация стала опорным принципом в т. н. открытых формах музыки авангарда и неоавангарда. Некоторые музыкальные жанры сохранили названия, указывающие на их историческую связь с импровизацией (фантазия, прелюдия, импровизация). Современные композиторы продолжают использовать импровизацию в своих сочинениях.

К импровизации относят жанр экспромта.

Источник

Что такое импровизация: определение. Приемы импровизации в музыке

Импровизация в искусстве – весьма знакомое явление. Оно встречается в литературе, театральных постановках, танцах и музыке. К нему прибегают для оживления внимания слушателя или зрителя, для установления своеобразного диалога с ним. Однако этот прием подвластен далеко не каждому. Для него необходимы определенные навыки, оригинальное творческое мышление, художественный вкус, мастерство. О том, что такое импровизация (определение, формы и история), мы поговорим в данной статье.

Импровизация в музыке что это. Смотреть фото Импровизация в музыке что это. Смотреть картинку Импровизация в музыке что это. Картинка про Импровизация в музыке что это. Фото Импровизация в музыке что это

История

Еще в древние времена встречались люди, которые без сценариев и подготовки могли создавать увлекательные инсценировки и игры для забавы зрителя. Ярким подтверждением этому могут быть скоморохи, мимы, фокусники, акыны, рапсоды, кобзари и ярмарочные актеры. Все их движения, слова и сюжеты создавались в ходе выступления. Разумеется, все это бытовало на любительском уровне. Передавая творения импровизации друг другу, народы мира выработали собственные интонации, напевы, пластические, образные средства. Вопрос же о том, что такое импровизация в профессиональном искусстве, возник намного позже. Особый способ творчества затронул лишь исполнительские виды в нем: поэзию, пение, танцы, музыку, театр. Что касается архитектуры, живописи, то данный прием столкнулся с рядом трудностей. А посему проявился только в карикатурах и шаржах – рисунках, создающихся «на скорую руку».

В танце

Нетрудно догадаться, что такое импровизация в танце. Она получила довольно широкое распространение. Важно отметить, что сольная хореография в этом ключе используется гораздо чаще парной. Так как последняя требует не только чувство ритма, пластику и опыт от партнеров, но и взаимопонимание, «чувствование» друг друга.

Парная форма импровизации получила определение контактной. Она возникла в конце XX века. Автором ее считается Стивен Пэкстон. Контактная импровизация является особой формой танца, называемой перфомансом. Как правило, она реализуется дуэтом, либо соло с использованием пола, стены, стульев или других предметов. Может происходить под музыку или в тишине. Иногда этот прием включает контакт со зрителями и приобретает формат социального танца. Такая форма, в свою очередь, определяется как джем. В Торонто (Канада) уже более 30 лет еженедельно проводятся такие мероприятия.

Импровизация в музыке что это. Смотреть фото Импровизация в музыке что это. Смотреть картинку Импровизация в музыке что это. Картинка про Импровизация в музыке что это. Фото Импровизация в музыке что это

В музыке

Многограннее импровизация представлена в музыке. Она считается древним типом музицирования, когда сочинение музыки (без нотной фиксации) происходит одновременно с ее исполнением. Великолепными музыкальными экспромтами славились Моцарт, Бетховен, Паганини, Шопен. Однако они были лишь одними из мастеров, освоивших этот прием. Что такое импровизация в музыке, знали уже в древности. Она господствовала в фольклоре европейских народов, сопровождала обрядовые игры и танцы.

Импровизация использовалась и на заре профессиональной музыки, когда запись еще была неполной, приблизительной. Тогда этот прием характеризовался канонизированным набором ритмико-мелодических элементов, благодаря варьированию которых и создавалась новая мелодия.

В эпоху Ренессанса импровизация бытовала в традициях виртуозных фантазий (свободных творческих композиций), использовалась на инструментальных концертах и в хоральных обработках органистов.

С зарождением кинематографа прием импровизации использовали в качестве сопровождения «немых» фильмов. Она не имела нотной фиксации, а ее ритм и мелодика зависели от сюжетов на экране. Так каждая эпоха находила новые грани, жанры, формы творческого произвольного выражения, которые образовали отдельное явление в искусстве – экспромт.

Импровизация в музыке что это. Смотреть фото Импровизация в музыке что это. Смотреть картинку Импровизация в музыке что это. Картинка про Импровизация в музыке что это. Фото Импровизация в музыке что это

А что такое импровизация в современной музыке? Этот прием стал опорным принципом в авангарде, позже в неоавангарде (конец XX века). Подтверждают это вновь ставшие актуальными жанры фантазии и прелюдии. Импровизация широко используется современными композиторами. Она даже является отдельным предметом во многих музыкальных учреждениях.

Джазовая

В XX веке огромную популярность приобрел джаз. А импровизация стала одним из его базовых элементов. Никакой другой стиль музыки сегодня, пожалуй, не зависит так от этого музыкального приема. Джазовая импровизация предполагает использование многих гамм и падов, вариация которых документируется лишь с целью избежать повторений и влияния иных стилей.

Такой прием не предполагает заучивание аккордов, нот, репетиции и канонизированные формы, жанры. Он является свободным творческим потоком в гармоничном единстве вокального и музыкального исполнения. На сленге музыкантов джаз и импровизация нередко выступают синонимами.

Однако не стоит переоценивать этот прием. Существует несколько стилевых направлений джаза. Например, фри-джаз использует так называемую тотальную импровизацию, а в прогрессив-джазе этот прием сведен к минимуму.

Импровизация в музыке что это. Смотреть фото Импровизация в музыке что это. Смотреть картинку Импровизация в музыке что это. Картинка про Импровизация в музыке что это. Фото Импровизация в музыке что это

Интуитивная

Анализируя исторический путь развития явления импровизации в искусстве, можно выделить две большие его формы: интуитивную и свободную. Размеремся сначала с первым понятием.

В 1968 году появилось понятие интуитивной музыки. Оно было введено немецким композитором К. Штокхаузеном. Он намеренно не употреблял слово «импровизация», так как прием этот подразумевает соблюдение определенных правил ритмической, стилевой организации. Однако определение все же закрепилось в искусстве позже.

Что такое импровизация интуитивная? Она подразумевает спонтанное звуковое воплощение какой-либо идеи, выраженной прежде словами, графикой или пластикой. В интуитивной музыке главным является медитационный аспект. Так, создаваемая мелодия приобретает духовно-эзотерическое понимание. То есть ее целью является влияние на тело и разум человека, установка тесной связи с определенными явлениями, идеями.

Яркими примерами интуитивной импровизации являются циклы К. Штокхаузена «Из семи дней» и «Из грядущих времен», медитационная музыка.

Импровизация в музыке что это. Смотреть фото Импровизация в музыке что это. Смотреть картинку Импровизация в музыке что это. Картинка про Импровизация в музыке что это. Фото Импровизация в музыке что это

Свободная

Что такое импровизация свободная? В классическом определении это музыкальный экспромт, который не ограничен какими-либо идеями или стилистическими, жанровыми и ритмико-мелодическими правилами. В качестве альтернативного, более точного определения английским гитаристом Дереком Бейли был предложен термин неидиоматической импровизации.

Яркими представителями такого вида экспромтов являются британский саксофонист Эван Паркер, американский композитор, мульти-инструменталист Нед Ротенберг, джазовый контрабасист Барр Филлипс и российский пианист-импровизатор Роман Столяр.

Источник

Музыкальная импровизация

Из Википедии — свободной энциклопедии

Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмических элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловливает архитектоническую незамкнутость формы.

Импровизация господствует в фольклоре, музыке неевропейских культур, она получила широкое распространение также на раннем этапе европейской профессиональной музыки, когда запись была приблизительной и неполной (невмы, крюки), а кодификация норм композиции, ведущая к замкнутой форме, затрагивала лишь коренные свойства музыки (церковные лады), оставляя их конкретное воплощение в напевах отчасти на долю импровизации. Дифференциация системы музыкальных жанров и соответствующих нормативов привела в XI веке к отделению исполнительства от композиции. Однако импровизация сохранилась в виде исполнительского искусства орнаментики, которое подразумевалось при неполной нотной фиксации опуса.

Возникновение индивидуальных, внутренне законченных, несводимых к жанровым нормам музыкальных произведений потребовало их точной и полной записи, устраняющей произвол исполнителя. Вместо импровизации появилось искусство интерпретации. В творчестве композитора и интерпретатора импровизация существует в «снятом» виде: на подготовительном этапе формирования музыкальных образов; в нюансах исполнения авторского текста.

В XVII—XVIII вв. исполнительская импровизация сохранилась в традиции виртуозных фантазий, сольных каденций инструментальных концертов, в хоральных обработках (и даже фугах) у органистов. В конце XVIII — 1-й пол. XVIII вв. в аристократических салонах и на концертной эстраде импровизация была распространена в качестве специального номера программы у виртуозов.

В XX веке импровизация возродилась в фольклорном по происхождению искусстве джаза, а также в некоторых прикладных областях музыкальной культуры (музыкальные иллюстрации к «немым» кинофильмам в нач. XX века, музыкально-воспитательных упражнения для детей Эмиля Жак-Далькроза, Карла Орфа). С 1950-х годов импровизация стала опорным принципом в так называемых открытых формах музыки авангарда и неоавангарда. Некоторые музыкальные жанры сохранили названия, указывающие на их историческую связь с импровизацией (фантазия, прелюдия, импровизация). Современные композиторы продолжают использовать импровизацию в своих сочинениях.

Источник

Как устроена импровизация?

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, что такое импровизация и как музыканты умудряются играть вместе без подготовки.

«На мой взгляд, импровизационная музыка не имеет правил, ограничений или стандартов. Пожалуй, единственное пожелание, которое продиктовано логикой совместного музицирования, — это способность слышать или слушать своих партнеров и взаимодействовать с ними, исходя из сложившейся ситуации. Существует некая культура (этика) общения между людьми, которая распространяется и на сферу импровизации. Однако это не является обязательной нормой; просто более опытные импровизаторы для достижения большего эффекта от процесса всегда держат этот момент в голове.

В коллективной импровизации желательно дать высказаться каждому участнику, необходимо создавать некое пространство для общения, варьировать интенсивность звука, следить за динамикой процесса; то есть необязательно играть всем одновременно на предельной громкости или максимальных скоростях, хотя такие фрагменты тоже возможны.

На самом деле процесс импровизации во многом основан на спонтанности, интуиции, ощущениях. Я не говорю сейчас об импровизации на заданную тему, как в традиционном джазе, речь скорее идет о свободной импровизации, той, когда музыканты начинают с нуля».

«Импровизация в музыке — это умение играть на лету, творчество в моменте сейчас. Я расскажу про виды импровизации, которые интересны лично мне. Существуют разные степени свободы в импровизации. Есть свободная импровизация — это поток без каких-либо рамок и правил. Часто такой поток в момент кульминации превращается в буйную истерику на сцене. Пример тому — фри-джаз. Ребята хорошо проводят время, я считаю. Неподготовленному слушателю может показаться странным такая музыкальная форма, но живьем она прекрасно работает: сносит башню, отключает ум и доставляет массу удовольствия. Особенно исполненная признанными мастерами свободной импровизации, играющими уверенно и с душой.

Пример фри-джаза — играют, в частности, голландские музыканты из группы The Ex

Есть структурированная импровизация, которая развивается по определенным законам. Например, древнейшая из музыкальных систем — классическая индийская рага. Это система построения определенного эмоционального состояния посредством развития живой музыкальной композиции. Музыкант в процессе игры совершает постепенное исследование или раскрытие раги, имеющей свой собственный заданный звукоряд и набор разных атрибутов — таких как порядок чередования нот в звукоряде, определенные мелодические фразы и украшения. Это своеобразный трип, путешествие со входом, пиком и выходом. Чем тоньше чувствует мастер, тем более глубокое путешествие он может совершить в тело раги, обыгрывая тончайшие нюансы мелодических ходов, тембральных окрасок и ритмических рисунков, заданных конкретной рагой.

Музыкант раскрывает рагу

Импровизация в музыке — это умение «разговаривать» через инструмент. С опытом и практикой приходит более тонкое понимание самой сути музыки — механизма взаимодействия звуковых вибраций и эмоций. Появляется возможность складывать слова и фразы на языке музыки с помощью музыкального инструмента. Слова и фразы формируют высказывание, способное как-то влиять на состояние слушателя. Я в импровизации полагаюсь на чутье и опыт, которые сложились на данный момент. Образно выражаясь, мое правило хорошей импровизации звучит так: «Чтобы песня лилась», — чтобы инструмент пел и его было приятно и интересно слушать. Для этого надо как можно больше практиковать, учиться говорить посредством инструмента. Во время игры надо остановить ум, так как он мешает естественному творческому потоку».

«Музыкальная импровизация происходит в различных ситуациях по-разному. Например, существует классическая джазовая импровизация, в которой есть изначально определенная структура, где четко проявлены роли исполняющих, — тут есть и ведущий, и те, кто обеспечивает аккомпанемент. В современной импровизации ведущего нет; создается общее полотно, зависящее от каждого музыканта, и каждый в ответе за то, какой звук он воспроизводит. Такая ситуация происходит в импровизациях, где нет определенной идеи, — если есть идея, то человек, который эту идею предложил, задает общий тон и становится ориентиром; либо группа людей становится ориентиром. Но вообще, музыкант участвует в коллективном процессе, который зависит ото всех участников, то есть это такая взаимозависимость. Свободная импровизация начинается с чистого листа и развивается здесь и сейчас.

Корифей фри-джаза Петер Бретцман импровизирует в прямом эфире немецкого ТВ

Возьмем, допустим, композицию, которая длится десять минут. И играют четыре музыканта, и в течение этих десяти минут роли играющих меняются — то один становится ведущим, направляющим, то другой, а то и два музыканта одновременно ведут произведение. Происходит живой процесс, который можно сравнить с общением, — то говорит один человек, то двое между собой, то все четверо вместе».

Источник

Импровизация в музыке: понятие и методы

Как научиться импровизации в музыке?

Импровизация в музыке что это. Смотреть фото Импровизация в музыке что это. Смотреть картинку Импровизация в музыке что это. Картинка про Импровизация в музыке что это. Фото Импровизация в музыке что это

Понятие импровизации достаточно обширное, и доступна она в разных проявлениях – в танце, литературе, музыке, театре. Это важная, даже неотъемлемая часть нашей социальной и творческой жизни. Импровизация может использоваться в самых разных видах деятельности. Но чем она характеризуется в музыкальном искусстве? Так ли важно уметь импровизировать, создавая музыкальные произведения?

Что такое импровизация?

Акт неожиданного творения классифицируют на:

Каждая из импровизаций очень интересна и имеет множество своих течений и видов. Однако остановимся на музыкальной импровизации и ее характеристике.

Музыкальная импровизация – что это?

Простыми словами это умение называют так – способность создавать музыку в реальном времени без нот, то есть из собственных мыслей. Импровизацию в музыке называют еще одним из самых загадочных умений, ведь далеко не каждому дано из нескольких знакомых аккордов сваять неожиданную мелодию, но при этом не лишенную смысла и логически законченную. Итак, импровизация в музыке – это моментальное создание произведения без подготовки с одновременным его исполнением.

Уроки импровизации в музыке – достаточно сложное занятие. Однако если есть желание стать импровизатором, стоит все же взять уроки по сольфеджио. Эти занятия помогут развить слух и художественное восприятие, а также укрепить техническую подготовленность. С этими умениями сиюминутное создание музыки обретет совсем иные формы.

Иметь музыкальный слух недостаточно. Как минимум, надо уметь играть на музыкальном инструменте. Конечно, сначала импровизация не будет получаться. Но со временем при усердной работе результат будет положительным. Главное – не пренебрегать изучением основных концептов в музыке и новых техник.

Методы импровизации

Чтобы научиться импровизировать на фортепиано, к примеру, следует воспользоваться такими методами:

Если говорить о видах музыкальной импровизации, то здесь определяют два вида – игра по слуху и аккордовая последовательность. В первом случае воспроизведение мелодии происходит без всяких подсказок, нот. Музыкант на слух определяет, как нужно играть мелодию, и воспроизводит ее на своем инструменте.

Аккордовая последовательность не предусматривает наличие нот на нотном стане – там есть лишь такты и аккорды, по которым музыкант создает мелодию. При этом тональность совсем не имеет значения. Главное, чтобы эта последовательность была гармоничной. Только тогда музыкант создаст красивую музыку. Если же в треке будут «проскакивать» несозвучные ноты, то исполнение можно будет назвать провальным.

Бывают случаи, где несозвучие нот запланировано – обычно такое встречается в джазовой музыке, где встречаются сразу несколько разных гармоний. Но это незначительное отклонение от гармонии должно выгодно влиять на мелодию, а не портить ее.

Можно ли научиться импровизации в музыке?

Конечно, ведь импровизировать может каждый, если серьезно отнестись к этому занятию. Одно из главных условий – иметь желание учиться музыке, а также найти толкового наставника. Но, как известно, услуги репетитора в наше время стоят недешево. А это может позволить себе не каждый. Что же тогда делать? Отказаться от мечты? Нет, ни в коем случае! Сегодня эта проблема решается легко с курсом «Импровизировать может каждый».

Чем этот курс хорош? Создатель обучающего пособия Джеми Эберсольд более 40 лет занимается созданием музыки джазового направления. В его арсенале множество книг и практических пособий, которые помогли не одной сотне музыкантов научиться импровизационному искусству. Изучая этот курс, вы уже через неделю познаете азы музыки. Далее вы станете понимать, как сочетать ноты правильно и как объединять их в одну мелодическую линию. Вы поймете главное – саму суть импровизации.

Первый фильм с нашего сайта идет 1,5 часа. За это время вы узнаете, что представляет собой гармония, ритм, как строить фразу в импровизации, увидите примеры и особенности стилей, познакомитесь с правилами артикуляции и т.д. Благодаря профессиональному изложению информации вся теория становится понятной, как «дважды два».

Согласно отзывам музыкантов, которые стали счастливыми обладателями этого видео-курса, они вполне довольны этим приобретением. В «Импровизировать может каждый» все предельно понятно и просто для тех, кто хоть немного играет на музыкальных инструментах, и для тех, кто впервые решился научиться игре. Не стоит тратить время на размышления – воплощайте свою мечту уже сейчас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *