Импунитивные реакции что это
Рубрика: Импунитивная реакция
Импунитивная аффективная реакция
Здесь аффект разряжается не агрессией в отношении других или самого себя, а путем бегства из психотравмирующей ситуации (по-английски impunity — безнаказанность). Проявляется, как правило, побегом — из дома, из интерната. Такие побеги у подростков обычно называют ситуативно обусловленными или психогенными. Страх сурового наказания за проступок, жестокое обращение близких, грозящая расправа со стороны сверстников, положение отщепенца среди них, ярко выступившее в какой-либо ситуации эмоциональное отвержение в семье — все это в какой-то момент может вызвать острую аффективную реакцию, которая выливается в побег как способ немедленно уйти из тяжкой обстановки.
Подобные побеги не готовятся заранее, совершаются обычно в одиночку; попутчики могут отыскаться, когда побег уже совершен. Во время побега все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тягостных дум: ходят в кино, в места развлечений, из города обычно не уезжают, а если это и случается, то устремляются в места, где когда-то жили привольно и беззаботно, например, туда, где проводили летние каникулы, или туда, где только слышали, что «там — хорошо».
Импунитивные реакции чаще встречаются при лабильной, сенситивной и неустойчивой акцентуациях. У шизоидных подростков они могут возникать, когда их впервые помещают в интернаты или пионерские лагеря. Эти реакции чаще встречаются у подростков мужского пола в младшем и среднем подростковом возрасте.
Дмитрий Ч., 13 лет. Родители неизвестны, был усыновлен врачом родильного дома — одиноко и женщиной, когда его родная мать от него отказалась. Развивался своевременно. С первых лет не умел сходиться с детьми, любил играть один, особенно что-нибудь строить. Рано научился читать. Хорошо учился в английской школе, но ни с кем не дружил. Разводил цветы, собирал марки, увлекался географией:
разглядывал карты, чертил планы, неплохо рисовал. Подвижных игр избегал, но охотно ездил на велосипеде за городом. В 11 лет при падении с велосипеда получил сильный ушиб головы, сознание не терял, но после этого долго были головные боли, стал раздражительным. Прошлым летом мать отправила его в детский санаторий недалеко от города — вскоре оттуда сбежал, вернулся домой, причин не объяснил. Перед направлением в детскую психиатрическую больницу совершил побег — один уехал из Ленинграда в Выборг, взяв без спроса деньги у матери. В Выборге был обнаружен ночью спящим под лодкой на берегу моря. Возвращенный милицией домой, с матерью не разговаривал, в школу не шел, читал, разглядывал карты.
В больнице держался в стороне от ребят, с ними не играл, режима не нарушал, все время просил персонал отпустить его домой.
В беседе постепенно вступил в контакт, расплакался. Рассказал, что сбежал из дома после конфликта в школе. Его одноклассник украл у него редкую марку, тогда он сам отнял у того весь его альбом с марками, пока тот не отдаст. Тот же обвинил его в воровстве, мать этому поверила, сообщила в школу. Его вызвали к директору — он отмалчивался. Ему сказали, что его вызовут на педсовет и потом заставят просить прощения перед всем классом. Решил убежать из дома. Поехал в Выборг, потому что недавно прочел книгу об истории этого города. Будучи в Выборге, весь день осматривал достопримечательности. Вечером, когда пошел дождь, спрятался под лодку и уснул, был разбужен милиционером. Категорически отказался идти в прежнюю школу, но согласился перейти в другую, «только в обычную, а не в английскую» — иностранный язык давался ему с трудом, больше всего любил математику.
Физически развит по возрасту. При неврологическом осмотре отмечено, что правое глазное яблоко отстает при конвергенции.
Диагноз. Острая импунитивная аффективная реакция на фоне шизоидной акцентуации.
Катамнез через 5 лет. За истекшие годы окончил восьмилетнюю школу, курсы киномехаников и два года успешно работает по специальности и учится в вечернем техникуме. Собирается в будущем стать киноинженером. С 16 лет живет один, мать вышла замуж и уехала в другой город, оставив ему однокомнатную квартиру, и порвала с ним всякую связь. Перед отъездом сообщила ему, что он был ее приемным сыном.
Одиночество переносит легко, сам организовал свой быт; неплохо зарабатывает, увлекается фотографией, близких друзей не имеет. С девушками не встречается. Признался, что с матерью в детстве конфликтовал, она воспитывала его «своим научным методом»: перед его побегом в виде наказания посадила голым в ванну с холодной водой.
Патохарактерологическое обследование с помощью ПДО проведено во время сбора катамнеза. По шкале объективной оценки диагностирован шизоидный тип, отмечено резко отрицательное отношение к алкоголизации. Самооценка — хорошая: по шкале субъективной оценки достоверно выступили шизоидные и сенситивные черты, отрицаются черты неустойчивого типа.
Читать далее «Импунитивная аффективная реакция»
Рубрика: Частная подр. пс-ия
Импунитивная аффективная реакция
Здесь аффект разряжается не агрессией в отношении других или самого себя, а путем бегства из психотравмирующей ситуации (по-английски impunity — безнаказанность). Проявляется, как правило, побегом — из дома, из интерната. Такие побеги у подростков обычно называют ситуативно обусловленными или психогенными. Страх сурового наказания за проступок, жестокое обращение близких, грозящая расправа со стороны сверстников, положение отщепенца среди них, ярко выступившее в какой-либо ситуации эмоциональное отвержение в семье — все это в какой-то момент может вызвать острую аффективную реакцию, которая выливается в побег как способ немедленно уйти из тяжкой обстановки.
Подобные побеги не готовятся заранее, совершаются обычно в одиночку; попутчики могут отыскаться, когда побег уже совершен. Во время побега все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тягостных дум: ходят в кино, в места развлечений, из города обычно не уезжают, а если это и случается, то устремляются в места, где когда-то жили привольно и беззаботно, например, туда, где проводили летние каникулы, или туда, где только слышали, что «там — хорошо».
Импунитивные реакции чаще встречаются при лабильной, сенситивной и неустойчивой акцентуациях. У шизоидных подростков они могут возникать, когда их впервые помещают в интернаты или пионерские лагеря. Эти реакции чаще встречаются у подростков мужского пола в младшем и среднем подростковом возрасте.
Дмитрий Ч., 13 лет. Родители неизвестны, был усыновлен врачом родильного дома — одиноко и женщиной, когда его родная мать от него отказалась. Развивался своевременно. С первых лет не умел сходиться с детьми, любил играть один, особенно что-нибудь строить. Рано научился читать. Хорошо учился в английской школе, но ни с кем не дружил. Разводил цветы, собирал марки, увлекался географией:
разглядывал карты, чертил планы, неплохо рисовал. Подвижных игр избегал, но охотно ездил на велосипеде за городом. В 11 лет при падении с велосипеда получил сильный ушиб головы, сознание не терял, но после этого долго были головные боли, стал раздражительным. Прошлым летом мать отправила его в детский санаторий недалеко от города — вскоре оттуда сбежал, вернулся домой, причин не объяснил. Перед направлением в детскую психиатрическую больницу совершил побег — один уехал из Ленинграда в Выборг, взяв без спроса деньги у матери. В Выборге был обнаружен ночью спящим под лодкой на берегу моря. Возвращенный милицией домой, с матерью не разговаривал, в школу не шел, читал, разглядывал карты.
В больнице держался в стороне от ребят, с ними не играл, режима не нарушал, все время просил персонал отпустить его домой.
В беседе постепенно вступил в контакт, расплакался. Рассказал, что сбежал из дома после конфликта в школе. Его одноклассник украл у него редкую марку, тогда он сам отнял у того весь его альбом с марками, пока тот не отдаст. Тот же обвинил его в воровстве, мать этому поверила, сообщила в школу. Его вызвали к директору — он отмалчивался. Ему сказали, что его вызовут на педсовет и потом заставят просить прощения перед всем классом. Решил убежать из дома. Поехал в Выборг, потому что недавно прочел книгу об истории этого города. Будучи в Выборге, весь день осматривал достопримечательности. Вечером, когда пошел дождь, спрятался под лодку и уснул, был разбужен милиционером. Категорически отказался идти в прежнюю школу, но согласился перейти в другую, «только в обычную, а не в английскую» — иностранный язык давался ему с трудом, больше всего любил математику.
Физически развит по возрасту. При неврологическом осмотре отмечено, что правое глазное яблоко отстает при конвергенции.
Диагноз. Острая импунитивная аффективная реакция на фоне шизоидной акцентуации.
Катамнез через 5 лет. За истекшие годы окончил восьмилетнюю школу, курсы киномехаников и два года успешно работает по специальности и учится в вечернем техникуме. Собирается в будущем стать киноинженером. С 16 лет живет один, мать вышла замуж и уехала в другой город, оставив ему однокомнатную квартиру, и порвала с ним всякую связь. Перед отъездом сообщила ему, что он был ее приемным сыном.
Одиночество переносит легко, сам организовал свой быт; неплохо зарабатывает, увлекается фотографией, близких друзей не имеет. С девушками не встречается. Признался, что с матерью в детстве конфликтовал, она воспитывала его «своим научным методом»: перед его побегом в виде наказания посадила голым в ванну с холодной водой.
Патохарактерологическое обследование с помощью ПДО проведено во время сбора катамнеза. По шкале объективной оценки диагностирован шизоидный тип, отмечено резко отрицательное отношение к алкоголизации. Самооценка — хорошая: по шкале субъективной оценки достоверно выступили шизоидные и сенситивные черты, отрицаются черты неустойчивого типа.
Читать далее «Импунитивная аффективная реакция»
Аутоагрессивная (интрапунитивная) реакция
Чаще, чем предыдущая реакция, становится предметом наблюдения психиатра. Проявляется нанесением себе повреждений или суицидными попытками, точнее покушениями на самоубийство [Семичов С. Б., 1970]. Нередко себе наносят порезы, иногда довольно глубокие. Боли в этот момент почти не чувствуют, так как болевая чувствительность на высоте аффекта снижена.
Следы от нанесенных порезов впоследствии иногда неправильно трактуются как признаки демонстративного суицидального поведения, как проявление «истерической реакции». На самом же деле при аутоагрессивной реакции никаких демонстративных замыслов не бывает; все действия — опять же лишь путь к разрядке аффекта. К подобной разрядке склонны чаще всего эпилептоидные подростки, но она встречается при лабильной, и при циклоидной, и при конформной, и при неустойчивой акцентуациях [Строганов Ю. А., Алмазов Б. Н., 1981].
Суицидальные попытки при острых аутоагрессивных реакциях у подростков составляют особый вид суицидального поведения [Личко А. Е., 1977; Федотов Д. Д. и др., 1978]. Подобное аффективное суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения и довольно скорым (иногда тотчас же, но всегда в тот же день) его исполнением. Облегчающим суицидные действия фактором может служить подражание подобным поступкам других, особенно сверстников или членов семьи. Если родители во время ссор постоянно грозят друг другу самоубийством, то подросток может на себе реализовать их угрозы [Фиккер Ф., 1978].
Способы при аффективных суицидных попытках подростками избираются самые разные — вскрытие вен, отравление газом, ядовитыми веществами бытовой химии, лекарствами, самоповешение. Выбор малодейственных средств (порезы вен или прием в большом количестве нетоксических средств из домашней аптечки) не обязательно свидетельствует о несерьезности попытки. Подобный выбор может быть связан просто с некомпетентностью подростка. На высоте аффекта подросток может также плохо оценивать действенность того или иного способа. Главным мотивом обычно служит желание «что-то с собой сделать».
Желание умереть бывает мимолетным или малоопределенным.
Но все же, в отличие от чисто демонстративного поведения, возможность смерти всегда допускается. Рассчитанных действий, чтобы обезопасить попытку, не предпринимается.
Примеры острой интрапунитивной реакции у подростков с лабильной и конформной акцентуациями описаны ранее (Александр М. и Владимир Т.).
Читать далее «Аутоагрессивная (интрапунитивная) реакция»
Агрессивная (экстрапунитивная) реакция
Проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев или в виде «вымещения злобы» на случайных лицах, а также в виде разрушительных действий в отношении вещей обидчиков или попавшихся на глаза предметов. Вся суть реакции состоит в разрядке аффекта. Эта реакция, несмотря на частоту, относительно редко служит поводом для направления к психиатру.
Обычно подобное поведение трактуется как банальная драка или хулиганство.
Лишь иногда поведение подростка кажется столь необычным, столь не вяжется с его прошлой манерой вести себя или настолько представляется «бессмысленным» в глазах окружающих (например, агрессия в отношении явно более сильных), что рассматривается как признак возможной «ненормальности».
Валерий Д., 17 лет. Отец неоднократно был осужден за драки и хулиганство, находился в заключении. Вырос с матерью и бабушкой, к последней очень привязан. В возрасте 4 лет перенес менингит (осложнение после свинки). С тех пор раздражителен, вспыльчив. Под надзором матери и бабушки без нарушений поведения окончил 8 классов. Поступил на завод учеником слесаря — хотелось скорее начать зарабатывать. В 15 лет сошелся с девицей легкого поведения, под ее влиянием стал регулярно выпивать. Мать его сперва корила, читала нудные нотации, а затем, по совету своей знакомой, у которой муж был алкоголиком, стала тайком подсыпать в пищу сына тетурам. Появилась «непереносимость к алкоголю» решительно бросил выпивки и расстался с сожительницей. Опасался за свое здоровье.
Отличался аккуратностью, по словам матери — «чистюля», не доверяя ей, сам стирал и гладил свое белье, дома сам любил делать уборку, мыть пол. Увлекался авиамоделированием, затем современной музыкой.
Последнее время очень уставал, так как по своей инициативе перешел в другой цех, где больше заработок, но работа тяжелая. Одновременно вместе с матерью ремонтировал квартиру.
В день поступления, придя с работы домой, застал ссору матери с бабушкой «не мог смотреть, как мать довела старуху до слез». Попросил у матери таблетку от головной боли. Неожиданно в ответ услышал оскорбительный для него отказ:
«С кодеином от меня не получишь! Чуть не стал алкоголиком, так теперь хочешь стать наркоманом!». Вскипел, в неистовстве стал сдирать накануне наклеенные на стены обои, разбил телевизор, поломал мебель. По словам матери, стал «диким».
Мать вызвала скорую психиатрическую помощь, которая застала его спящим среди разбитых вещей. Признаков алкогольного опьянения не установлено. Уснул, по его словам, потому что очень устал, «весь выложился».
Во время осмотра был спокоен, сдержан, тактичен, но без угодничества. Критически оценивал свое поведение, сам не понимал, что на него «нашло». Все случившееся хорошо помнил, даже описывал в деталях. Отметил, что когда шел домой, настроение было «нормальным», собирался быстро поесть и приняться за ремонт — «надоел беспорядок дома». Все началось после неожиданного оскорбления, нанесенного матерью. Винил мать в том, что она его и бабку «доводит нотациями». Обижен на нее за направление в психиатрическую клинику. Имеется установка на труд. Хочет служить в армии. Мечтает о десантных войсках. Обеспокоен, как бы поступление в психиатрическую больницу не отразилось на его репутации.
При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений от норм. физически развит по возрасту.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован эпилептоидный тип. Имеется указание на возможность формирования эпилептоидной психопатии. Реакция эмансипации — умеренная, отношение к алкоголизации — отрицательное. Самооценка по шкале субъективной оценки — неверная: находит у себя конформные черты, отрицает черты психастенические.
Диагноз. Острая аффективная экстрапунитивная реакция на фоне акцентуации эпилептоидного типа.
Катамнез через год. На учете в психоневрологическом диспансере не состоит.
От встречи с врачом уклонился.
Читать далее «Агрессивная (экстрапунитивная) реакция»
Острые аффективные реакции — определение понятия и систематика
Острыми аффективными реакциями обозначаются состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психическими травмами или кризисными ситуациями. Они длятся от нескольких минут до многих часов, иногда до 1-2 сут. Потребность в естественном сне служит границей, определяющей максимальную продолжительность острой аффективной реакции.
Аффективное напряжение, длящееся многие дни, говорит о пролонгированном реактивном состоянии.
При острых аффективных реакциях в определенные моменты тяжесть аффекта может приближаться к такому уровню, что подросток плохо управляет своими действиями и не дает себе достаточного отчета об их последствиях. Однако психотического уровня аффект никогда не достигает: ориентировка в окружающем не страдает, последующей амнезии не бывает, способность управлять своими действиями полностью не утрачивается.
Представляется нецелесообразным обозначить эти нарушения, как «психопатические реакции», чтобы не «привязывать» их к психопатиям. В подростковом возрасте подобные реакции вовсе не являются редкостью и тем более не служат признаком того, что начинается или обязательно начнется в будущем формирование психопатии. Конечно, при наличии психопатий у подростков также могут возникать острые аффективные реакции, притом лежащие за пределами того поведения, которое обычно присуще данному типу психопатий.
У взрослых острые аффективные реакции привлекали внимание, в основном, с точки зрения судебно-психиатрической экспертизы [Шостакович Б. В. и др., 1974], И. А. Кудрявцевым (1980),они названы «аномальными непсихотическими аффектами».
Систематика острых аффективных реакций разработана недостаточно. Психологическая классификация аффектов (гнев, страх и т. п.) для психиатрии практически малопригодна, так как не позволяет прогнозировать поведение (гнев может обернуться самоповреждениями, страх — агрессией).
С клинической точки зрения нами были выделены следующие четыре типа острых аффективных реакций: агрессивная, аутоагрессивная, импунитивная и демонстративная.
Импунитивная аффективная реакция
Здесь аффект разряжается не агрессией в отношении других или самого себя, а путем бегства из психотравмирующей ситуации (по-английски impunity — безнаказанность). Проявляется, как правило, побегом — из дома, из интерната. Такие побеги у подростков обычно называют ситуативно обусловленными или психогенными. Страх сурового наказания за проступок, жестокое обращение близких, грозящая расправа со стороны сверстников, положение отщепенца среди них, ярко выступившее в какой-либо ситуации эмоциональное отвержение в семье — все это в какой-то момент может вызвать острую аффективную реакцию, которая выливается в побег как способ немедленно уйти из тяжкой обстановки.
Подобные побеги не готовятся заранее, совершаются обычно в одиночку; попутчики могут отыскаться, когда побег уже совершен. Во время побега все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тягостных дум: ходят в кино, в места развлечений, из города обычно не уезжают, а если это и случается, то устремляются в места, где когда-то жили привольно и беззаботно, например, туда, где проводили летние каникулы, или туда, где только слышали, что «там — хорошо».
Импунитивные реакции чаще встречаются при лабильной, сенситивной и неустойчивой акцентуациях. У шизоидных подростков они могут возникать, когда их впервые помещают в интернаты или пионерские лагеря. Эти реакции чаще встречаются у подростков мужского пола в младшем и среднем подростковом возрасте.
Дмитрий Ч., 13 лет. Родители неизвестны, был усыновлен врачом родильного дома — одиноко и женщиной, когда его родная мать от него отказалась. Развивался своевременно. С первых лет не умел сходиться с детьми, любил играть один, особенно что-нибудь строить. Рано научился читать. Хорошо учился в английской школе, но ни с кем не дружил. Разводил цветы, собирал марки, увлекался географией:
разглядывал карты, чертил планы, неплохо рисовал. Подвижных игр избегал, но охотно ездил на велосипеде за городом. В 11 лет при падении с велосипеда получил сильный ушиб головы, сознание не терял, но после этого долго были головные боли, стал раздражительным. Прошлым летом мать отправила его в детский санаторий недалеко от города — вскоре оттуда сбежал, вернулся домой, причин не объяснил. Перед направлением в детскую психиатрическую больницу совершил побег — один уехал из Ленинграда в Выборг, взяв без спроса деньги у матери. В Выборге был обнаружен ночью спящим под лодкой на берегу моря. Возвращенный милицией домой, с матерью не разговаривал, в школу не шел, читал, разглядывал карты.
В больнице держался в стороне от ребят, с ними не играл, режима не нарушал, все время просил персонал отпустить его домой.
В беседе постепенно вступил в контакт, расплакался. Рассказал, что сбежал из дома после конфликта в школе. Его одноклассник украл у него редкую марку, тогда он сам отнял у того весь его альбом с марками, пока тот не отдаст. Тот же обвинил его в воровстве, мать этому поверила, сообщила в школу. Его вызвали к директору — он отмалчивался. Ему сказали, что его вызовут на педсовет и потом заставят просить прощения перед всем классом. Решил убежать из дома. Поехал в Выборг, потому что недавно прочел книгу об истории этого города. Будучи в Выборге, весь день осматривал достопримечательности. Вечером, когда пошел дождь, спрятался под лодку и уснул, был разбужен милиционером. Категорически отказался идти в прежнюю школу, но согласился перейти в другую, «только в обычную, а не в английскую» — иностранный язык давался ему с трудом, больше всего любил математику.
Физически развит по возрасту. При неврологическом осмотре отмечено, что правое глазное яблоко отстает при конвергенции.
Диагноз. Острая импунитивная аффективная реакция на фоне шизоидной акцентуации.
Катамнез через 5 лет. За истекшие годы окончил восьмилетнюю школу, курсы киномехаников и два года успешно работает по специальности и учится в вечернем техникуме. Собирается в будущем стать киноинженером. С 16 лет живет один, мать вышла замуж и уехала в другой город, оставив ему однокомнатную квартиру, и порвала с ним всякую связь. Перед отъездом сообщила ему, что он был ее приемным сыном.
Одиночество переносит легко, сам организовал свой быт; неплохо зарабатывает, увлекается фотографией, близких друзей не имеет. С девушками не встречается. Признался, что с матерью в детстве конфликтовал, она воспитывала его «своим научным методом»: перед его побегом в виде наказания посадила голым в ванну с холодной водой.
Патохарактерологическое обследование с помощью ПДО проведено во время сбора катамнеза. По шкале объективной оценки диагностирован шизоидный тип, отмечено резко отрицательное отношение к алкоголизации. Самооценка — хорошая: по шкале субъективной оценки достоверно выступили шизоидные и сенситивные черты, отрицаются черты неустойчивого типа.
Импунитивные реакции что это
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее – нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения («пубертатные поведенческие кризы»). Катамнестические исследования показывают, что если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуации характера, то у 80% при повзрослении наступает удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание при гипертомной акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее-при неустойчивой (всего 17%).