Имя элохим что означает

Справка.
* Элохим (ивр. Элоhим) в Танахе —титул Творца, а с точки зрения Каббалы, одно из имён-эпитетов Бога,переводимое на русский язык словом «Бог». Это имя встречается на протяжении всего Танаха (Ветхого Завета), начиная с Быт.1:1. Слово «Элохим», очевидно, родственно со словом «эль» (ивр.означающим «бог» или «Бог» в зависимости от контекста), но морфологически является словом Элоаh с окончанием множественного числа. В большинстве случаев, несмотря на множественное число, это слово в Танахе согласуется с глаголами и другими частями речи в единственном числе и означает единого Бога. Однако, в некоторых случаях у него полноценное множественное число, и оно при этом означает многих языческих богов: «Да не будет у тебя других богов» (Исх.20:3), ангелов: (Пс.8:6) и даже людей, обладающих властью (Исх.4:16). В иудаизме традиционно принято избегать произнесения имени Элоhим, заменяя в нём согласную: Элоким.
Элохим у финикийцев он был известен под именем Йевои в Библе под именем Йехи (Йихави). Отвечал за морскую стихию и считался покровителем г. Бейрут, где были обнаружены тексты,посвящённые Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баал-Хаддаде, боге грозы, сыне угаритского Илу. Имя последнего перешло в иврит в нарицательной форме, в значении «бог», а функции Илу (Эла) вобрал Яхве. В Палестине считался покровителем древнеизраильского союза племён и, вероятно, покровителем Эдома. Борется с Йамму (морем) и левиафаном и одерживает победу. В Угарите и Ханаане Яхве (Йаву) называли Йамму — бог моря, побеждённый в борьбе с Баалом. Кроме того, в угаритских ритуальных молитвах Яхве отождествляется с Элом или он называется сыном Эла (из Википедии).

Источник

Элохим

Содержание

Этимология и грамматическая характеристика

Слово «Элохим», очевидно, родственно со словом «эль» (ивр. אל ‎) (означающим «бог» или «Бог» в зависимости от контекста), но морфологически является словом Элоаh (ивр. אלוה ‎) с окончанием множественного числа.

Слова «Эль» (ивр. אל ‎) и «Элоха» (ивр. אלוה ‎) соответствуют именам и созвучно в других родственных языках таких как арабский и арамейский:

Категория числа

В большинстве случаев, несмотря на множественное число, это слово в Танахе согласуется с глаголами и другими частями речи в единственном числе и означает единого Бога. Однако, в некоторых случаях у него полноценное множественное число, и оно при этом означает многих языческих богов: «Да не будет у тебя других богов» (Исх.20:3), ангелов: (Пс.8:6) и даже людей, обладающих властью (Исх.4:16).

Использование

В иудаизме осмысляется как титул Творца, а с точки зрения Каббалы, одно из имён-эпитетов Бога, переводимое на русский язык словом «Боги». Это имя встречается на протяжении всего Танаха (Ветхого Завета), начиная с Быт.1:1.

В иудаизме традиционно принято избегать произнесения имени Элоhим, заменяя в нём согласную: Элоки́м.

В Израиле принято избегать этого слова только в среде ашкеназов. Сефарды свободно произносят это одно из многочисленных имён бога.

В Септуагинте «Элохим» переводится по-гречески « ὁ θεός » (Бог), а «YHWH» оставлено без перевода (папирус Фуада 266), в более поздних рукописях заменено на « ὁ κύριος » (Господь) и « ὁ θεός » (Бог) (Александрийский кодекс. — Начало V века н. э. [1] ).

Гематрия Элохим — ха-Тева (Природа)

Еврейская традиция считает, что язык Торы — иврит — в точности отражает духовные свойства понятий и объектов. Согласно традиционному взгляду, гематрия или численное значение слова на иврите является способом выражения закономерностей мироздания — родственные объекты имеют равное численное значение.

Сумма букв в слове «Элохим» (אלהים) равна 1+30+5+10+40=86. Сумма букв в слове «Природа» (ивр. הטבע ‎, ха-Тева), под которой подразумевается всё Мироздание, равна также 5+9+2+70=86. Тем самым, принцип «Элохим — гематрия ха-Тева (Природа)» означает, что за Элохим и Природой кроется один и тот же духовный объект и его наполнение зависит от восприятия окружающего мира.

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Элохим» в других словарях:

ЭЛОХИМ — Элогим (евр. ĕlôhĭm), одно из обозначений бога в ветхозаветной мифологии (встречается в Библии до 2 тысяч раз). Слово «Э.», будучи формой множественного числа, несёт в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племён. Однако сама эта… … Энциклопедия мифологии

элохим — сущ., кол во синонимов: 4 • бог (375) • тетраграмматон (7) • элогим (2) • … Словарь синонимов

Элохим — (Евр.) Также Алхим, это слово пишется по разному. Годфри Хиггинс всегда пишет его Алейм. Соответствующие еврейские буквы суть алеф, ламед, хе, иод, мем, и в числовом значении: 1, 30, 5, 10, 40 = 86. Это, по видимому, есть множественное число… … Религиозные термины

ЭЛОХИМ — (Евр.) Также Алхим, это слово пишется по разному. Годфри Хиггинс всегда пишет его Алейм. Соответствующие еврейские буквы суть алеф, ламед, хе, иод, мем, и в числовом значении: 1, 30, 5, 10, 40 = 86. Это, по видимому, есть множественное число… … Теософский словарь

Элохим — Элогим одно из обозначений Бога в ветхозавет. преданиях (встреч. в Библии до 2 тысяч раз). Слово «Э.», будучи формой множеств. числа, несет в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племен … Древний мир. Энциклопедический словарь

ЭЛОХИМ — одно из наименований Яхве в Ветхом завете. Происходит от общесемитнч. корня «зя» дух, бог … Атеистический словарь

ЭЛОХИМ — (Элогим) см.Имена Божьи … Библиологический словарь

Элохим — • English: Elohim Еврейское имя Бога, подчёркивающее Его силу, власть и превосходство над всеми, так называемыми богами … Словарь богословских терминов

Источник

Кто есть Элохим?

вопрос на засыпку Почему в Библии слово Элохим (אלוהים) две тысячи раз переведено словом Бог, тогда как в других отрывках его значение Боги(Исход 21:6, Псалом 96:7), Ангелы(Псалом 8:6) и даже Судьи(Исход 22:28)?

Этимология слова ЭЛОХИМ:

Предполагается, что им предпочитали пользоваться в Ефреме. Множеств. форма слова Элохим имеет реликтовый характер и почти повсюду согласуется с ед. числом глагола. Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм небесных сил (напр., Пс 8:6; в син. пер. «ангелы»).

Этимология слова АЛЛАХ:

Имя «Аллах» образуется из определенного артикля «Аль» и слова «Илях».

Слово Аль-Илях было известно еще древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где Бога именуют Элох(им). Родственные слова существуют в других семитских языках, в том числе современном иврите и арамейском.

Арабы, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. В арабском переводе Библии слово «Бог» также переведено как «Аллах»

Библия, Псалом № 81 (синодальный перевод)

Псалом Асафа. БОГ стал в сонме БОГОВ; среди БОГОВ произнес суд:

На иврите это место звучит примерно так:

элхоим стал в сонме эл; среди элохим произнес суд

Очень много споров вокруг этого места писания, т.к. оно указывает на некое «многобожие», показывающие что некий Элоха, является одним из Элохимов. (Слово Элохим является множественным числом от слова Элоах[Элоха]Аллах) Иными словами множество Элохов составляют один единый Элохим (совет богов)

Библия, Псалом Давида 96 ст. 7

Исход 21:6 пусть господин его приведет его пред богов ( Элоhим ) и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно

ибо Господь, Бог ваш, есть БОГ БОГОВ и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров

ибо ЯХВЕ, ЭЛОХИМ ваш, есть ЭЛОХИМ ЭЛОХИМОВ и Владыка владык, ЭЛЬ великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров

Эти места указывают на то, что Яхве является главным Элохим, среди других Элохим. (синод. Богом Богов) Все эти отрывки записаны в библии, призывающей верить в ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО БОГА(ЭЛОХА) по имени ЯХВЕ.

Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш.

Не владеешь ли ты тем, что дал тебе ХАМОС, ЭЛОХИМ твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие ЯХВЕ ЭЛОХИМ наш

Из этого отрывка видно, что Израильтяне знают о существование других ЭЛОХИМОВ, кроме Яхве ЭЛОХИМ. Например, здесь ЭЛОХИМ по имени Хамос, противопоставляется Яхве. И это не какой-нибудь «безмолвный идол», а вполне реальный Элохим Хамос, который мог наделить Аммонитян владениями, судя по контексту.

Псалом 8:6 (синодальный перевод)

Не много Ты умалил его пред АНГЕЛАМИ славою и честью увенчал его;

Не много Ты умалил его пред ЭЛОХИМ славою и честью увенчал его;

Если бы слово Элохим означало слово Бог, как уважительная форма единственного числа, то как единственное число может составлять СОНМ(собрание) Богов(Ангелов)?

Эти открытия полностью меняют дело, в том числе и идею о всемогущем добреньком «Дедушке Боге» с бородой. Который всевидящий, вездесущий и всенаполняющий все во всем. Но этот Древний Элохим Яхве ХОДИЛ по Раю, КУШАЛ мясо с Авраамом, ПОКАЗАЛ Себя сзади(ивр. со спины) Моше(Моисею), БОРОЛСЯ врукопашную с Иаковом(ставшим Израилем).

Я разговаривал со знакомыми Евреями, и спрашивал как дословно переводится слово ЭЛОХИМ мне ответили, что этимология этого слова НЕИЗВЕСТНА! Т.е. даже евреи утеряли и не знают как перевести это слово.

В наши дни мы узнаем тайну, что слово ЭЛОХИМ означает «пришельцы с небес» или «те кто пришли с неба».

1. Я Яхве Элохим(тот который пришел с неба) твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
2. да не будет у тебя других Элохимов пред лицем Моим.

Если бы Яхве требовал поклонения, падения на землю на лицо или стояние по три часа на коленях, то, спустившись с небес(из космоса), Он бы в первую очередь наслаждался бы тем, как Иезикииль лежит и не может оторваться от земли в страхе перед Ним.

например Иезикииль 7 глава

Эти лже-переводчики-беспредельщики, скрывали Истину многие века, но мы живем в век, когда все тайны открываются..

И сегодня евреи ОЧЕНЬ отличаются от тех древних евреев, таких как Авраам, который КУШАЛ мясо с тремя мужами среди которых был Яхве, Моисей который ВИДЕЛ Яхве со спины, Адам, который спрятался в кустах от Элохим, ХОДЯЩЕГО (для этого нужны ноги) в прохладе дня по саду, Иаков который БОРОЛСЯ (в рукопашную) с Элохим.

Тому, что Элохимов было много, мы находим подтверждение и в Коране. У мусульманского Аллаh и семитского Элоаh корни одни и те же. Аллах почему-то тоже говорит о себе во множественной форме «МЫ»

Итак Аллах говорит:
— МЫ ниспослали
— МЫ предписали
— МЫ отправили
— МЫ приказали
— ПО НАШЕМУ шариату

Также как и Элоах[им] говорит:
— сотворим человека ПО образу НАШЕМУ

Кто же это Такие, и какое ИХ количество, ТЕХ которые говорят «МЫ» и «ПО НАШЕМУ»?

В писании сказано, что мы (люди) созданы по образу (Элохим). Т.е. у Элохимов есть руки, ноги, голова и т.д. Это объясняет, почему Элохим ходит по раю, и Адам прячется от него. Это рассеивает теорию о вездесущем боге, т.к., если бы Адам «знал» такого «вездесущего» бога, он бы и не пытался прятаться в кустах от Него.

Вавилонская башня не была просто башней, иначе будет бредом то, что Элохим испугались людей, что те станут как Элохимы. И Адам не мог просто съесть плод чтобы сравняться с той МУДРОСТЬЮ которая была у Элохимов.

Элохим (собрание Элохов) имеет совет. Яхве в хороших отношениях с Сатаной, т.к. мы читаем об их взаимоотношениях в книге Иова. Сатана спрашивает совета у Яхве как поступить ему с Иовом.

Очень многие тайны становятся открыты в эти последние дни.

Яхве совсем не таков, каким мы Его себе представляем, равно как и Сатана не таков, каким нас запугивали религии средневекового мракобесия. Не стоит строить стереотипы и верить всему, что говорят религиозные люди, но необходимо все исследовать, ведь у нас есть голова чтобы мыслить и мы наделены огромной мудростью, т.к. созданы по образу Элохим.

Источник

Имена Небесных Родителей: идеи, которые изменят подход к чтению Писаний

Имя элохим что означает. Смотреть фото Имя элохим что означает. Смотреть картинку Имя элохим что означает. Картинка про Имя элохим что означает. Фото Имя элохим что означает

Многие Святые последних дней знают, что еврейское слово Элохим часто используется в Библии для обозначения Бога. Но знаете ли вы, что этот священный титул также использовался для обозначения языческих богов и духов, которым поклонялись в библейские времена?

Элохим – это форма мужского рода множественного числа существительного используется 2570 раз в Ветхом Завете, и его буквальный перевод — «боги» (Энциклопедия мормонизма «Элохим»). В то время как многие другие религии объясняют множественное число «Элохим» в Библии, как знак Божьего величия и полноты силы (говоря о Нём, как о Боге богов), Святые последних дней добавляют своё видение этого священного имени из Священных писаний и современных откровений, которые придают ему более глубокое значение.

«Если мы возьмём еврейское слово Элохим, которое часто употребляют как имя Отца, корни этого имени относятся к силе и достоинству», — говорит Мартин Пулидо, соавтор исследовательского эссе УБЯ «Обзор исторических учений о Матери на Небесах». «В культурном отношении мы воспринимаем это как красивое мужское имя, которое мы приписываем Богу Отцу… Но насколько это точно? Элохим — это слово во множественном числе, позволяющее включать в себя несколько существ, таких как Отец и Сын и божество в целом».

Но может ли использование имени Элохим как множественного числа включать женское божество и ссылаться на нашу Небесную Мать?

Более пристальный взгляд на имя Элохим

Книга Авраама, которую Джозеф Смит начал переводить в 1835 году, стала жизненно важным инструментом для разъяснения учения о сотворении мира, плана спасения и того, как мы понимаем божество и наше отношение к Нему. В книге Авраама 4:27 мы читаем:

«И так Боги сошли, чтобы устроить человека по образу Своему, по образу Богов сформировать Им его, сформировать мужчину и женщину».

Здесь мы видим богов, создающих мир, а не единственного Бога или Отца. Кроме того уточнение «по образу Своему… мужчину и женщину» показывает, что женское начало было включено в этот момент творения, предполагая, что наша Небесная Мать, а также Отец и Сын помогли сформировать этот мир, наши тела и нашу природу.

Многие церковные руководители говорили об этом факте, в том числе Бригам Янг, который заявил в своем полугодовом выступлении на Генеральной Конференции 1876 года:

«Сражаясь в добром бою, мы будем готовы предать наши тела покою, чтобы дождаться утра воскресения, когда они выйдут и воссоединятся с верными духами, как сказано, чтобы получить венец, славу, бессмертие и жизни вечные… Тогда они станут богами, даже сынами Божьими; тогда они станут вечными отцами, вечными матерями, вечными сыновьями и вечными дочерями; будучи вечными в своей сути, они будут идти от славы к славе, от силы к силе, они никогда не перестанут расти и умножать миры без конца. Когда они получат свои венцы, свои владычества, тогда они будут готовы сформировать землю, подобную нашей, и населить людьми так же как мы рожденными (небесными) родителями» (Бригам Янг Journal of Discourses, 8 октября 1876 г.).

Президент Янг включил «вечных матерей» и «вечных дочерей» в число тех, кто будет устраивать землю, и уподобил это тому, что происходило во время сотворения нашего мира, показывая как роль нашей Матери в сотворении, так и наш будущий потенциал.

Но как это отражается на нашем понимании слова Элохим?

Пулидо говорит: «Включает ли Элохим женское начало? Против этого утверждения я слышал, как люди говорят: «это мужеское существительное, поэтому оно используется для обозначения Отца и Сына». Но, если вы загляните в Библию, вы обнаружите стихи, подобные стихам в книге 3 Царств 11:5, где Соломон описывается как последователь «Астарты, божества Сидонского». Так вот, слово божество в этом стихе — это Элохим, и Астарта, как многие знают, была богиней женского плодородия, а, следовательно, слово Элохим может использоваться для обозначения женского пола.

Я думаю, ещё один показательный пример находится в описании сотворения у Авраама в книге Драгоценная жемчужина, где по образу Богов сформированы мужчина и женщина. Это же отражается в Библии, где имя для богов — Элохим. Поэтому я спрашиваю себя: почему Элохим не может относиться к Небесной Матери так же, как к Небесному Отцу?

Прекрасный смысл слова Элохим

Эндрю Скиннер, бывший декан религиозного образования в университете имени Бригама Янга, делится захватывающим пониманием смысла, заложенного в слове Элохим: «Некоторые современные ученые с высокой репутацией заняли иную позицию относительно значения слова «Элохим», особенно, когда оно встречается в сочетании с божественным именем Яхве (в английском языке Иегова) в тексте еврейской Библии.

Яхве считается каузативной формой глагола, означающего «быть, существовать», и означает буквально «Он будет». Таким образом, фраза Яхве Элохим (переводится как Господь Бог в версии Короля Иакова) будет означать буквально: «через него боги будут» Профессор Уильям Браунли, один из первых авторитетов в области свитков Мёртвого моря, утверждает, что библейская фраза, обычно переводимая, как «Господь Бог», может быть переведена как «он создает богов», т. е. «он создает членов божественного собрания» (Стать подобными Богу: свидетели нашего божественного потенциала).

Читая это объяснение в контексте книги Авраама 4:27 и идей Пулидо, давайте рассмотрим эти фразы, используя множественное число: «через них боги будут», и «они создают богов».

Такие титулы, как Элохим, Бог или Боги, теперь становятся ещё более значимыми, потому что они ссылаются на природу наших Небесного Отца и Небесной Матери, как единых божественных существ и создателей.

«Я думаю, что есть что-то целостное в том, чтобы иметь слово, которое их объединяет, потому что ни один из них не божественен без другого», — говорит Пулидо. «Это очень отличается от других древних религий пар женского и мужского. Например, в Египте были Осирис и Исида, в Ханаане были Эль и Ашера, в Греции — Гера и Зевс, где один являлся богом брака, а другой богом грома, или проявлял свою божественность в этой конкретной роли. В нашей религии Мать и Отец только вместе становятся богами брака и грома, помимо, конечно многих других вещей».

Как свидетельствовал старейшина Эраст Сноу, апостол Кворума двенадцати апостолов: «Если я верю всему, что Бог когда-либо говорил о Себе… я должен верить, что божество состоит из мужчины и женщины… Не может быть никакого Бога, кроме того, который состоит из мужчины и женщины, и нет и не будет во всей вечности, иного образа Бога» (Journal of Discourses, март 1878).

Та же логика, которая «обращает взгляд» на «О, Небесный мой Отец» Элизы Сноу, говорит нам, что без партнерства Отца и Матери у наших небесных родителей не было бы вечных духовных детей, которых они направляли бы и которыми бы руководили, то есть для их божественности требуется сотрудничество двух одинаково важных ролей и частей: Отца и Матери».

Что в имени

Хотя нет ничего неправильного в том, чтобы обращаться к Богу Отцу, используя термин Элохим, энциклопедия мормонизма напоминает нам: «обращение к Отцу, как к Элохиму является условным, если помнить, что в некоторых отрывках еврейской Библии название «Элохим» не относится исключительно к личности Бога-Отца. Менее двусмысленным термином для Бога-Отца в языке святых последних дней может стать «Аман» (см. Учение и Заветы 78: 15-20), которое, согласно словам старейшины Орсона Пратта, является именем Отца».

Многие Святые последних дней желают знать имена наших Небесных родителей, и, хотя у нас есть много титулов для этих божественных существ, нынешние правила наименования иногда затмевают наше понимание имени и смысла, стоящих за ними. Из-за переводов и спустя время, как отмечает Пулидо, многие имена становятся «окаменелыми, звучащими на языке, не совсем понятном в его первоначальном значении».

«Имена, как и многие слова, имеют значение. Имена, используемые нами для различения людей, изменились. Возьмите самые ранние имена в английской истории, они были чисто описательными. У нас есть библейский пример Рахили, которая называет своего последнего сына, думая, что её первый сын Иосиф погиб, Бен-они, что означает «сын моей печали». Иаков называет его Вениамином, что означает «сын моей правой руки». Эти имена были очень описательными, и я должен остановиться и спросить себя: разве Небесная Мать не является описательным именем как таковым?».

Хотя существует множество имен для описания божества, бога, наших Небесных родителей и даже Иисуса Христа, мы должны помнить, что каждое из этих имен важно тем, как оно отражает грани божественного. Многие названия, которые церковные руководители используют для описания Небесной Матери — «мать Бога», «Богоматерь», «Вечная Мать», «Мать на Небесах» (Обзор исторических учений о Небесной Матери) — отражают Её божественность как самую важную роль, которую Она играет в нашей жизни: как духовной и вечной матери.

Как сказал старейшина Джеффри Холланд в своем выступлении в УБЯ в 1988 году:

Из всех титулов, которые Он выбрал для себя, Отец — провозглашаемое наиболее часто, а творение — Его девиз, особенно сотворение человека, сотворение по Его образу. Его слава – не в горах, насколько бы потрясающими они не были. Не в море, не в небе, не в снегу, не в восходе солнца, как бы они не были прекрасны. Она не в искусстве или в технологиях, будь то концерт или компьютер. Нет, Его слава — и Его печаль — в его детях. Ты и я, мы — Его драгоценное имущество, и мы — земное доказательство, каким бы проблемным оно ни было, того, кем Он на самом деле является («Души, символы и таинства»).

То же самое верно и для нашей матери на Небесах. Хотя у нас может и не быть конкретного открытого имени для любого из наших Небесных родителей, мы говорим о них самые важные истины всякий раз, когда ссылаемся на их титулы: что они наши буквальные духовные родители, а мы сыновья и дочери Богов. Даже Христос, страдая в Гефсиманском саду, называл Бога «Авва» или «отец», подчеркивая Свою тесную связь с нашим Небесным Отцом.

Хотя понимание, что значения слов Элохим и Бог, могут включать обоих наших Небесных родителей, может повлиять на то, как мы читаем Священные Писания и поклоняемся в наших церквях и храмах, важно отметить, что церковные руководители просили нас обращаться с молитвой к Небесному Отцу, следуя примеру Иисуса Христа.

Важно также понимать, что познав, кто мы такие через понимание наших Небесных Родителей, мы обнаруживаем, что самые важные истины о них — это не Их титулы или имена, а наше понимание Их характеров и наше отношение к Ним. Всё, чему мы учимся, и что делаем, должно формировать нашу природу, чтобы стать более похожими на наших Небесных родителей. И единственный способ по-настоящему стать богами и богинями — это через нашего Спасителя Иисуса Христа, который не только показал нам путь, но и дал нам возможность получить вечную жизнь и возвышение.

Как сказал президент Даллин Х.Оукс, член Кворума двенадцати апостолов: «Наша система ценностей начинается с небесных родителей. Наше высшее стремление — быть похожими на них» (Даллин Оукс «Отступничество и восстановление», Лиахона, май 1995 г.).

Оригинал этой статьи был написан Danielle B. Wagner и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием The Name of Heavenly Mother and Father: Insights That Might Change How You Read the Scriptures.

[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.

Источник

Первое Имя Бога Эл — 7 значений

Эл — Бог

Эл (Бог). В Каббале в книге «Зохар» названы 72 имени Бога, каждое состоит на иврите из трёх букв.

Как в Ветхом, так и в Новом Заветах трудно найти имя, человеческое или божественное, которое не имело бы особого смысла. Более того, когда осознаешь, как тщательно написана Библия, понимаешь, в частности, что любое имя или определение Божества в ней подчеркнуто значимо.

Данное исследование является попыткой показать разнообразные ветхозаветные имена и определения Божества.

Собственный Божий выбор имен позволяет нам увидеть богатый смысл в тех именах, которые дал Ему Его народ. Изучая эти имена так, как смотрят на драгоценные камни в витрине, мы углубим наше понимание Божества.

Однако когда существительное стоит в форме множественного числа, но относится к одному объекту, это иногда называется «множественным уважения».

Ветхий Завет всегда отмечает, что есть только один Бог, и всегда осуждает идолопоклонства политеизма. Поэтому важно понимать названия Бога, основанные на корне этого слова.

ЭЛОХИМ: «БОГ»

Первое ветхозаветное название Божества мы находим в Быт. 1:1:

«В начале сотворил Бог [элохим] небо и землю»

Значение слова «Элохим»

Представляется весьма вероятным, что слово элохим происходит от глагола алах (сравните с наименованием Бога в исламе: «Аллах»), который означает «ходить в страхе». Это слово стало употребляться в значении «поклоняться».

Испуг, ужас, изначально содержавшиеся в слове «страх», исчезли, растворившись в чувстве благоговения и почтения перед достойным поклонения великим Существом, так что теперь, когда мы говорим о ком-то, что он боится Бога, это означает, что он поклоняется Богу.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)

Моисей писал: «Господа, Бога твоего, бойся» (Втор. 6:13); когда же Иисус цитировал это высказывание Моисея, Он раскрыл истинный смысл слова «бояться», сказав: «Господу Богу твоему поклоняйся» (Мат. 4:10).

[1] Хотя происхождение слова элохим («боги») указывает на объект поклонения, это слово стало также использоваться по отношению к ангелам (ср. Пс. 8:6 и Евр. 2:7), земным судьям и правителям (Исх. 22:8, 9, 28; 1 Цар. 28:13), а также простым людям (Пс. 81:6; Иоан. 10:34).

Поскольку слово «Бог» происходит от слова со значением «бояться» и поскольку слово «бояться» употреблялось в значении поклонения, то «Бог» и идея поклонения определенно связаны между собой. [1]

Единственное Существо, достойное поклонения.

Слово «Бог», как оно использовано в Быт. 1:1, означает не просто достойное поклонения существо, а того Единственного, кому должно поклоняться.

Исключительность этого особого Божества, о котором идет речь в Быт. 1:1, как единственного Существа, которому должно поклоняться, впоследствии была провозглашена в первой из Десяти заповедей:

3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх.20:3)

Иисус посчитал, что в высказывании «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи» (Втор. 10:20) слово «одному» подразумевается (в оригинале оно отсутствует и добавлено переводчиками, о чем свидетельствует курсив).

Он добавил то, что подразумевалось, сказав: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мат. 4:10).

Итак, это первое описание Божества в Ветхом Завете служило для того, чтобы создать у читателей представление о единственном Существе во вселенной, достойном поклонения.

Множественное число слова Элохим

[2] Так, «херувим» в древнееврейском — это мно­жественное число от слова «херув». Однако в рус­ском языке оно стало восприниматься как сущест­вительное единственного числа, и для образования множественного числа к нему стали еще прибавлять соответствующее окончание (прим. перев.).

Однако когда слово элохим относится к одному истинному и живому Богу, переводчики вместо множественного числа, в котором стоит еврейское слово, пишут единственное число — «Бог».

Единственное число слова «бог», элоах, в Вет­хом Завете встречается очень редко — всего 57 раз, в то время как его множественное число, элохим, — 2570 раз.

Идет речь об одном живом Боге или нет, определяется контекстом, как в Быт. 1:1. В Исх. 20:3 — иное дело. Здесь встречается то же слово элохим, но из контекста видно, что имеются в виду много богов: «Да не будет у тебя других богов [элохим] пред лицом Моим».

Вопрос о том, почему Ветхий Завет использует множественное число для описания одного Бога, вызывает немало споров.

Несведущие атеисты, наткнувшись на эту крупицу знания, торопятся использовать ее в качестве «доказательства» древнего политеизма, но ни один серьезный исследователь текста Ветхого Завета никогда не утверждал ничего подобного.

Творец, о котором говорится в Быт. 1:1, везде в Писаниях неизменно назван «единым» (Втор. 6:4); кроме него «нет Бога» (Ис. 44:6). Более того, сказуемое «сотворил» в Быт. 1:1 на еврейском стоит в единственном числе, хотя подлежащее, к которому оно относится, имеет множественное число.

Это ярко свидетельствует о том, что множественное число существительного относится к одному Существу, Богу. Оказывается, у древних множественное число указывало на авторитет и власть.

Понимая это, мы не должны удивляться, что для описания Бога вселенной используется множественное число.

Другие определения, относящиеся к Богу, также имеют форму множественного числа. То же самое можно сказать и о словах, переведенных «Господь» (Быт. 15:2), «Святой» (Прит. 9:10), «Создатель» (Еккл. 12:1) и «Творец» (Ис. 54:5).

Невозможно переоценить важность учения о триедином Боге. В Быт. 1:2 прямо говорится о Святом Духе, а в Быт. 1:26; 3:22; 11:7 (см. также Иоан. 1:1-3) дается косвенная ссылка на Христа.

Однако, насколько позволяет судить современная информация, употребление слова элохим в Быт. 1:1 в форме множественного числа не подразумевает никакого указания на «Троицу». Множественное число здесь указывает на величие и славу, принадлежащую великому Творцу.

Бог сотворящий

Говоря о сотворении, Бытие не упоминает никакого материала, с которого Бог начинал. Мы читаем, что Бог работал с уже существовавшим материалом («прахом»), когда создавал тела человека (Быт. 2:7) и животных (Быт. 2:19), но мы не знаем ничего, с чем работал Бог, чтобы появился этот «прах».

Предполагается сотворение из ничего.

Он сказал, и сделалось; Он повелел, и стало (см. Пс. 32:6; Евр. 11:3). То, что Бог как сотворял, так и созидал, или придавал форму, подчеркивается тем, как Он назван:

Итак, Элохим в Быт. 1:1 означает достойное поклонения Существо, единственное достойное поклонения Существо, Существо всякого величия, всякой славы и власти, Существо, способное творить миры и человека из ничего.

Эти описания Бога должны наполнить наши сердца глубокой благодарностью и заставить нас искренне почитать Его и преклоняться перед Ним.

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
(Пс.94:6)

ХА-ЭЛОХИМ: «ОДИН БОГ»

В Быт. 5:22 Моисей указывает, что Енох ходил пред Ха-элохим, что предполагает уникальность, единственность в своем роде.

Когда в еврейском тексте слово «Бог» употребляется с определенным артиклем, обычно его понимают как «один истинный и живой Бог».

Прежде чем перед словом «Бог» в Библии впервые появился артикль, Божество упоминалось уже семьдесят один раз. Для появления определенного артикля в семьдесят второй ссылке на Бога должно быть какое-то веское основание.

В начале сотворения не было ни идолов, ни образов, ни других ложных богов, но со временем идолопоклонство стало одной из наиболее распространенных ошибок человека.

Тот факт, что Моисей особо оговаривает, какому Богу служил Енох, указывает на то, что к тому времени, когда жил Енох, идолопоклонство стало уже весьма ощутимой проблемой. Что бы ни делали другие, Енох был верен одному истинному и живому Богу, и вдохновенный автор отдает должное верности Еноха.

Значимость определенного артикля перед словом «Бог», появившегося через сотни или даже тысячи лет после Адама, является веским аргументом против той голословной идеи, что вначале было многобожие, а в восьмом веке оно переросло в единобожие.

Напротив, он указывает на то, что исходное единобожие впоследствии выродилось в многобожие.

Сразу же после первого употребления Ха-элохим вновь встречается в следующей главе Бытия.

Рассказывая о событиях в дни правнука Еноха, Ноя, Моисей опять перед словом «Бог» употребляет определенный артикль — и опять, несомненно, с глубоким смыслом.

Сыны Ха-элохим — люди, отказавшиеся поклоняться идолам и сохранившие верность одному истинному Богу — свернули на другой ложный путь: стали практиковать многоженство. Эти люди, отвергнувшие общепринятое поклонение многим богам, не устояли перед искушением брать себе в жены много женщин. Они нарушили Божье учение о том, что мужчина должен стать одной плотью только с одной женой, и стали одной плотью со многими женами.

Тщательно составленный еврейский текст указывает на то, что именно монотеизм предшествовал политеизму, а не наоборот. Мы находим убедительное свидетельство верности Еноха одному живому Богу, когда все вокруг предались идолопоклонству.

Позже, в дни Ноя, случилось так, что некоторые из остававшихся верными истинному Богу в учении перестали следовать Ему в нравственности.

ЭЛ ЭЛИОН: «БОГ ВСЕВЫШНИЙ»

Еще одно описание Божества мы находим в Быт. 14:18:

«И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего [Эл Элион]».

Мы уже видели, что первое ветхозаветное описание Божества, Элохим, означает «достойный поклонения». Теперь мы встречаем другое еврейское слово, Эл, которое тоже означает Бога, но с указанием на силу.

В Быт. 14:18 мы видим соединенное со словом Эл, имеющим значение «сильный», описательное имя Бога, дополняющее определение Божества: Элион.

Элион означает нечто величественное, возвышенное, самое высокое, верховное. Отсюда следует, что это ветхозаветное определение Божества обращает внимание на Его силу и превознесенность.

Хотя Бог обитает в высоком и святом месте (Ис. 57:15; 66:1), Быт 14:18 говорит о Нем, как мы бы говорили о национальном вожде, главнокомандующем. Бог, таким образом, описывается как имеющий полную верховную власть.

Как Верховный Командующий, Он смог при помощи всего лишь 318 человек разгромить войска четырех царей (Быт. 14:14-16).

Очень точное описание Божества используется в точности там, где нужно. Сильный безраздельно владеет Своей личной собственностью — небесами и землей вместе со всеми их обитателями. Его нельзя привести в смятение и разгромить силами четырех непокорных армий.

ЭЛ ШАДДАЙ: «БОГ ВСЕМОГУЩИЙ»

То, что Бог назвал Себя Шаддай, представляет собой значительную трудность для толкования, ибо очевидно, что слово это происходит от глагола, смысл которого «делать что-то в ярости, разорять, разрушать».

Однако в контексте первого использования слова Шаддай нет никакого насилия и разорения, а есть просто демонстрация Божьей способности делать то, что Он сказал.

В контексте мы видим, что Эл Шаддай был силен:

6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
(Быт.17:6)

Слово Шаддай однозначно указывает на силу и могущество, но, очевидно, это качество не всегда направлено на разорение и разрушение. Контекст первого употребления этого слова в священном тексте позволяет с доверием отнестись к его общепринятому переводу: «всемогущий».

Нет силы больше, чем у Бога. Поэтому всякая сила на земле, под землей и над землей должна зависеть от воли, подчиняться ей и быть подвластной воле Сказавшего Авраму: «Я Бог всемогущий».

Зная, что Бог всемогущ, Аврам мог не сомневаться в любом заверении Эл Шаддай. Аврам был уверен, что такой Бог исполнит Свое обещание. Поэтому, уповая на силу Бога всемогущего, «Бога, Кто дарует жизнь мертвым и по воле Кого случается все то, что еще не случилось», Авраам «верил в Бога и потому все же надеялся. Потому-то он и стал отцом многих народов» (Рим. 4:17, 18; СП).

После многих трудностей и спустя почти два тысячелетия Господь, никогда не забывающий, но всегда идущий к исполнению Своего обещания в соответствии со Своей непостижимой тайной, сделал Авраама отцом многих народов.

Те, кто принадлежит Христу, независимо от цвета кожи и крови, являются семенем Авраама и наследниками по обетованию (Гал. 3:26-29). Бог доказал, что Он — Эл Шад-дай, «Бог всемогущий».

ЭЛ ОЛАМ: «БОГ ВЕЧНЫЙ»

Бог не ограничен не только в силе, но и во времени. Это отражено в имени, которым Он назван в Быт. 21:33: Эл Олам, «Бог вечный».

Слово олам происходит от глагола со значением «прятать, скрывать». В принципе, олам может означать «скрытое время», «неопределенное время» или «неограниченное время». До какой степени не ограничено время олам, должен определять контекст.

Иногда олам бывает ограничено

Почти всегда то, как слово олам употребляется в тексте, ясно показывает, какое ограничение имеется в виду.

Нельзя ограничить Бога

Эл Олам, «Бог вечный», нигде не ограничивается во времени.

Нельзя ограничить Божьи свойства

Как Сам Бог не имеет ограничений во времени, так безграничны и Его олам (вечные) свойства.

Нельзя ограничить Его Сына

Как Бог Отец, так и Его Сын происходит из начала, из олам — «от дней вечных» (Мих. 5:2).

Бесконечная вечность, принадлежащая Христу, показывает, что отношение Отец-Сын всего лишь иллюстративно, ибо сын не может быть одного возраста с отцом.

К тому же, если бы Иисус был в буквальном смысле сыном, то в соответствии с человеческим пониманием этих слов потребовалась бы и божественная мать. А Мария хоть и была матерью Иисуса-человека, как Логос-Слово, которое было Бог, Он существовал еще до рождения Марии (Иоан. 1:1-3).

[4] Моногенес (Иоан. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Иоан. 4:9) буквально означает не «единородный», а «единст­венный в своем роде, уникальный».

Кроме того, если Божество подобно человеческой семье, тогда неизвестно, какое положение в этой семье занимает Святой Дух. Поэтому семейной терминологии нужно придерживаться, всегда памятуя о том, что это только иллюстрации, если мы не хотим наложить на Христа временные рамки.

Нельзя ограничить жизнь, которую дарует Бог

Жизнь человека перестала быть вечной, когда он был изгнан из Эдемского сада. Он больше не мог «взя[ть]… от дерева жизни, и… вку-си[ть], и… жить вечно» (Быт. 3:22).

Иисус Христос, живущий вечно без ограничений, возродил человека; Он снова открыл ему доступ к дереву жизни, которое находится в Божьем раю (Отк. 2:7). Такая жизнь придет по воскресении человека в последний день (Иоан. 6:40).

Вечная жизнь, которую Бог вложил в Своего Сына (1 Иоан. 5:11), так же вечна, как Сам Сын; это жизнь без умирания (Лук. 20:36; см. Иоан. 3:16), нетленная и бессмертная (Рим. 2:7; 1 Кор. 15:51-55).

Нельзя ограничить продолжительность мучений непокорных

Для некоторых обернется трагедией, что мучение и наказание тех, кто упорствует в своем неповиновении истине, будет бесконечным (Рим. 2:8). Как приятная жизнь с Богом на небесах будет вечной, так и мучение с дьяволом и его ангелами в аду не будет иметь конца (Мат. 25:41, 46; 2 Фес. 1:6-9).

Люди тешат себя мыслью, что пребывание в аду временно, а небеса вечны. Однако та же Библия, которая учит о вечных небесах, говорит и о вечном аде.

Если воспринимать буквально иллюстрацию о нечестивых, которые будут гореть, как солома, так что не остается у них ни корня, ни ветвей (Мал. 4:1), тогда придется отвергнуть историю о посмертных мучениях богача (Лук. 16).

После смерти происходит уничтожение тела, но не души. Если кто-то ограничивает время пребывания в аду, то он тем самым ограничивает и время пребывания на небесах.

Из Писаний становится ясно, что слово олам, «вечный», иногда употребляется с контекстуальными ограничениями. Однако Библия не ограничивает существование Бога, Христа, Божьи качества, дарованную Им жизнь и вынужденное наказание.

Когда Авраам построил жертвенник и посвятил его вечному Богу, он верил, что тоже станет вечным в лучшей стране — то есть в стране небесной (Евр. 11:14, 15).

ЭЛ-ЭЛОХЕ-ИСРАЭЛ: «БОГ, БОГ ИЗРАИЛЕВ»

В Быт. 33:20 Иаков дал особое имя Богу: Эл-Элохе-Исраэл, «Бог, Бог Израилев». Благополучно добравшись до Сихема, Иаков поставил жертвенник и назвал его так в честь Бога (Быт. 33:18-20).

Когда Иаков родился, он держался за пятку своего брата Исава. Поэтому его и назвали Иаков, что означает «ухватившийся за пяту». Хваткая, лживая натура была отличительным свойством Иакова.

Иаков в панике бежал от гнева Исава (Быт. 27:41-44; 28:5). Позже, когда он лежал на земле близ города Луз, во сне к нему явился Господь и утешил его (35:6-15).

Очевидно, Иаков покаялся в своих грехах и дал обет служить Господу. Двадцать лет он прожил в Сирии, помня о своем обете. Он больше не обманывал и не мошенничал, как прежде, а прилагал все усилия к тому, чтобы быть честным.

Когда он смотрел за стадами Лавана, «растерзанного зверем он считал своим собственным убытком» (Быт. 31:39). Иаков стал другим человеком. Он поистине обратился и старался жить достойно.

Когда преобразившийся Иаков возвращался в Палестину, все еще боясь Исава, в его мыслях был не обман, а милость и молитва.

«Избавь меня, — умолял он Господа, — от руки брата моего»
(Быт. 32:11).

После того как Иаков всю ночь боролся с Богом в человеческом обличье, Господь изменил его имя.

В предыдущие двадцать лет жизни имя «Иаков» было уже несправедливо по отношению к нему. Поэтому теперь Бог назвал его Исраэл, «Израиль», что значит «Борющийся с Богом».

Давая Иакову новое имя, Господь так пояснил его:

«Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь»
(Быт. 32:28).

Слово «Израиль» стало означать «Божий князь».

Этот изменившийся человек, теперь Божий князь, по-доброму встретился с Исавом и с миром вошел в Ханаан. Он купил себе землю и в смирении и благодарности поставил жертвенник Богу. Как и подобает, он назвал его Эл-Элохе-Исраэл, «Сильный, Достойный поклонения, Сильный князя».

Когда Иаков возложил первую жертву на жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, для него это, наверное, было особо значимое богослужение. Израиль твердо верил, что Бог специально послал ангела (Быт. 48:16), чтобы тот заботился о нем, спасал от всякого зла и благополучно привел его обратно в Ханаан.

ЭЛ-БЕТЭЛ: «БОГ ВЕФИЛЯ»

В Быт. 35:7 говорится, что Израиль назвал еще один жертвенник в честь Бога: Эл-Бетэл, что значит «Бог Вефиля».

По пути из Сихема, где был освящен жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, Израиль подошел к тому самому месту, где когда-то его — одинокого, подавленного и испуганного — утешил Бог.

Это место называлось Луз, и тогда Иаков переименовал его в Вефиль, что значит «Дом Божий».

Через двадцать лет, возвращаясь той же дорогой, Израиль поставил еще один жертвенник в благодарность Богу за его посещение и обещание. Он назвал его Эл-Бетэл, что значит «Бог Вефиля».

Тот Бог, который впервые явился Израилю в Вефиле и обещал позаботиться о нем, сдержал Свое слово. Израиль опять с миром пришел в то место, откуда начал свое путешествие. Он был исполнен благодарности. Возложив жертву на Эл-Бетэл, Израиль еще раз с великой благодарностью и признательностью восславил Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *