Иная деятельность по организации путешествий что это
Иная деятельность по организации путешествий что это
Статья 1. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.07.2022 в абз. 12 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 16 (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 в абз. 21 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 22 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 23 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 24 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 28 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
С 01.01.2022 в абз. 34 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
Туризм в РФ: правовое регулирование
Понятие туристской деятельности
В соответствии с базовым законом о туризме туристская деятельность представляет собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.
Это позволяет выделить три составляющих туристской деятельности:
Анализ Закона об основах туристской деятельности позволяет сделать вывод о несовершенстве понятийного аппарата данного нормативного акта. Так, его ст. 2 посвящена законодательству Российской Федерации о туристской деятельности. Очевидно, что в данном случае имеется в виду не законодательство о деятельности туроператоров и турагентов, а в целом нормативная правовая база сферы туризма. Неудачной представляется и терминология гл. II Закона об основах туристской деятельности. При буквальном толковании ее наименования и содержания правоприменитель должен сделать вывод, что государственному регулированию в нашей стране подлежит только деятельность туристских организаций.
В данном случае туристскую деятельность следует рассматривать в широком смысле слова, включая в нее также деятельность государственных органов, туристов, их объединений, органов, обеспечивающих безопасность туристов, и т.д. На наш взгляд, правильно было бы внести в закон поправки, заменив в соответствующих статьях термин «туристская деятельность», например, термином «деятельность в сфере туризма».
В понятие «деятельность в сфере туризма» можно включить деятельность различных субъектов туристских отношений: туристов, туристских организаций, работников туриндустрии, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности
Из буквального толкования следует, что туристская деятельность заключается в организации путешествия. Но что можно назвать деятельностью по организации путешествия? Представляется, что это такая деятельность, при которой турист (заказчик) получает с помощью туристической фирмы (исполнителя) права требования на оказание таких услуг, какие по желанию туриста должны входить в путешествие. Это права требования на оказание услуг по перевозке, размещению в гостинице (аренда), по питанию и т.д.
Совершенно понятно, что туристическая фирма не может являться исполнителем этих услуг в рамках туристской деятельности, ибо исполнение таких услуг входит в правоотношения по оказанию туристических услуг, а не в оказание услуг по организации путешествия. Да и к тому же на практике туристическая фирма не может оказать услуги по перевозке, по размещению в гостинице, хотя бы потому, что она не обладает ни соответствующими средствами (транспортные средства, гостиницы), ни соответствующими разрешениями (лицензиями) на оказание таких услуг (например, по перевозке).
Представляется, что оказание туристических услуг, как таковых, не регулируется нормами законодательства о туристской деятельности, так как к туристской деятельности не относится. Туристская деятельность и туристические услуги, по мнению автора, схожи только в том, что в обоих случаях речь идет об услугах, но не более того.
Деятельность по организации путешествия заключается в том, что туристическая фирма переводит (уступает) на туриста права требования по поводу оказания таких услуг, которые по желанию туриста должны входить в путешествие.
Каков основной объект правоотношений между Туроператором (Турагентом) и Туристом?
Зависимость порядка заключения договора.
Надо отметить, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» порядок заключения договора (купли-продажи туристского продукта) ставит в зависимость от того, происходит ли формирование туристского продукта по конкретной заявке туриста, либо туристу продается уже сформированный туристский продукт, причем сформированный независимо от предварительного выражения воли этого туриста.
К примеру, если турист согласен купить туристский продукт, имеющийся в наличии у туристической фирмы, то для продажи туристского продукта заключается договор в одном порядке, а если турист желает купить такой туристский продукт, характеристики которого предлагаются им самим и для его продажи туристическая фирма должна сформировать этот туристский продукт, порядок заключения договора будет иным.
По поводу сформированного туристского продукта.
Если между туристом и туристической фирмой должна быть совершена сделка по поводу отчуждения сформированного туристского продукта, то применяется конструкция одной сделки, а именно заключается договор купли-продажи туристского продукта в обычном порядке, предусмотренном гражданским законодательством для заключения договоров.
В соответствии с гражданским законодательством договор считается заключенным в момент получения акцепта лицом, направившим оферту, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, договор купли-продажи туристского продукта будет считаться заключенным в момент получения акцепта, когда между сторонами будут согласованы все существенные условия такого договора. Существенные условия договора купли-продажи туристского продукта перечислены в статье 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности». Договор купли-продажи туристского продукта должен быть заключен в письменной форме. ФЗ «Об основах туристской деятельности» признает акцептом выдачу туристской путевки туристу.
Думается, что публичной офертой на продажу туристского продукта может быть признано предложение туристической фирмы в каталогах, на рекламных проспектах, а также в сети Интернет, если такое предложение содержит все существенные условия в соответствии с законодательством о туристской деятельности. В таком случае, если оферта считается сделанной, то для заключения договора купли-продажи туристского продукта не хватает только ее акцепта.
Таким образом, туристическая фирма, выдавая туристу туристскую путевку, и турист, получая такую путевку, считаются заключившими договор купли-продажи туристского продукта, причем выдача туристской путевки подтверждает передачу туристической фирмой туристу туристского продукта.
Автор считает, что при таком порядке заключения договора (предложение в рекламе и т.д., после чего выдача туристской путевки) ни коим образом не страдает письменная форма договора, то есть нет необходимости составлять отдельный документ на бумаге и называть его «договором купли-продажи туристского продукта».
Ведь согласно гражданскому законодательству договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Таким образом, договор не обязательно должен состоять из единого документа, вполне допустимо, чтобы оферта, содержащая все существенные условия договора, располагалась на одном документе (каталоге, на сайте в сети Интернет, в рекламном проспекте), а акцепт этой оферты на другом документе (на туристской путевке).
По поводу туристского продукта, формирование которого будет производиться после запроса туриста.
Ответственность по ГК РФ.
В соответствии с ГК РФ должник отвечает за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего из договора, в виде возмещения убытков, причиненных таким неисполнением, либо ненадлежащим исполнением. Причем ответственность наступает в случае виновного неисполнения, либо ненадлежащего исполнения, за исключением случаев, когда в соответствии с законом или договором ответственность наступает независимо от вины лица, нарушившего обязательство. В соответствии с ГК РФ лицо отвечает за нарушение обязательства независимо от наличия вины, если такое обязательство связано с ведением предпринимательской деятельности. Туристические фирмы, как правило, при продаже туристских продуктов осуществляют предпринимательскую деятельность (в целях извлечения прибыли). Таким образом, туристическая фирма отвечает за нарушение обязательств, возникших из договора купли-продажи, в любом случае, кроме нарушения вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
А какие обязательства возникают у туристической фирмы при заключении договора купли-продажи туристского продукта? Основное обязательство одно – передача туристского продукта (товара) надлежащего качества. Как было указано выше передача туристского продукта подтверждается выдачей туристской путевки туристу. Соответственно, обязательство передать туристский продукт считается исполненным, если туристу была выдана туристская путевка. А надлежащего ли качества был передан туристский продукт? По общему правилу, установленному статьей 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Возвращаясь к специфике туристского продукта, как комплекса прав требования, необходимо также уяснить какие же все-таки недостатки туристского продукта вызовут ответственность туристической фирмы, как продавца. Если суть туристского продукта, как товара, заключается в наборе прав требования, то товар с недостатками в данном случае, это туристский продукт, в котором какие-либо из прав требования при передаче продукта туристу являются недействительными. Автор относит к недействительным правам требования, в том числе права требования, которые могут возникнуть в будущем, но после исполнения соответствующих обязательств первоначальным кредитором, передающим туристу такие права требования (туристической фирмой), в случае их отсутствия по причине неисполнения соответствующего обязательства первоначальным кредитором.
Таким образом, туристическая фирма по гражданскому законодательству (ГК РФ) должна отвечать только за те недостатки туристского продукта, которые выразились в передаче в составе туристского продукта прав требования, исполнение по которым может быть оспорено должником (гостиницей, авиакомпанией и т.д.), либо прав требования недействительных в силу их объективного отсутствия (когда не было основания возникновения обязательства, в силу которого кредитор имеет к должнику соответствующее право требования).
Ответственность по ФЗ «Об основах туристской деятельности».
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» вводит совсем непонятную норму, согласно которой турист вправе потребовать от туристической фирмы оказания услуг, входящих в тур, вне зависимости от того кем эти услуги оказываются. Представляется, что указанный законодательный акт либо воспринимает туристическую фирму в качестве исполнителя всех услуг, входящих в тур, но которая возложила исполнение на третьих лиц, либо таким образом выражает социальную составляющую государственной политики в области защиты прав потребителей, возлагая ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, на туристическую фирму.
Думается, что второй вариант все-таки больше соотносится с практикой, когда туристическая фирма не является исполнителем ни одной услуги, входящей в тур, но как бы ручается за надлежащее исполнение обязательств по оказанию таких услуг. Действительно, на практике туристическая фирма может только нести солидарную ответственность за ненадлежащее исполнение должниками обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, но никак не оказывать эти услуги, хотя бы потому, что тогда исчезает различие между туристской деятельностью, как деятельностью по организации путешествий, и туристическими услугами, на оказание которых зачастую требуется специальное разрешение (лицензия).
Хотя, по мнению автора, возможно оспорить тот факт, что туристическая фирма обязана отвечать за надлежащее исполнение обязательств всеми должниками по оказанию услуг, входящих в тур, ибо закон предоставляет туристу право требовать от туристической фирмы оказания услуг, входящих в тур, но не обязывает туристическую фирму отвечать за надлежащее исполнение всех обязательств оказать услуги, входящие в тур.
Размер убытков, причиненных нарушением обязательства, ФЗ «Об основах туристской деятельности» ограничивает двукратным размером стоимости туристского продукта.
Ответственность по Закону РФ «О защите прав потребителей».
является акцептом оферты туристической фирмы на продажу туристского продукта; подтверждает факт передачи туристского продукта туристу; является неотъемлемой частью договора купли-продажи туристского продукта; является документом первичного учета у туристической фирмы.
Туристические фирмы, деятельности которых посвящена данная работа, ФЗ «Об основах туристской деятельности» подразделяет на 2 вида: туроператоры и турагенты.
Согласно упомянутому законодательному акту туроператором признается лицо, которое осуществляет формирование, продвижение и реализацию туристского продукта.
Соответственно турагентом является лицо, которое осуществляет только продвижение и реализацию туристского продукта.
Таким образом, формирование туристского продукта, как деятельность, входит в туроператорскую деятельность.
Действующее законодательство о туристской деятельности далеко от совершенства. Автор предполагает в следующих публикациях на тему туристской деятельности отразить свои предложения по изменению законодательства и непременно мотивировать такие предложения.
Так, под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Технология и организация сопровождения туристов
Тема 1.1. Цели, задачи и принципы организации туристской деятельности
Существуют различные определения туризма, однако особую значимость при характеристике этого явления имеют три критерия:
1. Изменение места. Этот критерий предполагает транспортное или пешее перемещение туриста в место, находящееся за пределами его постоянной среды пребывания (места жительства). Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы или периодически выезжающих на дачные участки, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должна быть деятельность, оплачиваемая из источника в посещаемом месте.
Туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Это определение, как и другие, рассмотренные ниже, дано в Федеральном законе № 12ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»»
Туристская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности с присущими ей признаками: самостоятельность туристской деятельности, осуществление деятельности на свой риск, направленность на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг, государственная регистрация субъектов туристской деятельности.
Для определения понятия туристской деятельности необходимо обратиться к норме Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Так, под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Таким образом, можно выделить три основных вида туристской деятельности:
1. туроператорскую – деятельность по формированию, продвижению иреализации туристского продукта;
2. турагентскую – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта;
3. иную деятельность по организации путешествий.
Туроператорская и турагентская деятельность – это виды деятельности по организации путешествий, включающие формирование, продвижение, реализацию туристского продукта.
Под формированием туристского продукта следует понимать действия субъекта по приобретению прав на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги.
Под продвижением туристского продукта понимается комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в выставках, организация информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое).
Под реализацией понимается продажа туристского продукта непосредственно туристу.
Функции туристской деятельности:
1. познавательная функция.
2. оздоровительная функция.
4. спортивная функция.
5. эстетическая функция
6. творческая функция.
7. паломническая функция.
Туристско-рекреационные ресурсы условно можно разделить на две группы:
· совокупность объектов и ресурсов природы;
· совокупность культурно-исторических объектов.
Классификация профессиональных задач туристской деятельности:
1. Задачи по подготовке оптимального решения клиента в ситуации туристского обслуживания:
— анализ внешних и внутренних параметров ситуации туристского обслуживания (место, время, тип потребителя);
— определение прогноза развития ситуации туристского обслуживания по параметру «определенность/неопределенность намерений» потребителя турпродукта;
— совместное определение целей, которые должен решить турпродукт;
2. Задачи по управлению принятием оптимального решения клиентом в ситуации туристского обслуживания:
— совместный поиск оптимального турпродукта;
— реализация мотивирующих воздействий на клиента;
— совместная разработка технологии реализации турпродукта;
3. Задачи по сопровождению (поддержке) потребителя в реализации принятого решения:
— оценка удовлетворенности потребителя;
— мониторинг сохранения качества туруслуги в процессе реализации;
— профилактика затруднений в управлении потребительским поведением.
Поскольку турпродукт состоит из отдельных туристских услуг, ему присущи все специфические характеристики услуги как товара:
2) Неспособность к хранению
3) Неотделимость от источника
4) Непостоянство качества
Турпродукт имеет свои отличительные особенности:
2) Турпродукт в значительной мере зависим от таких переменных, как время и пространство:
— большое значение имеет фактор сезонности;
— предложение носит статичный характер и часто привязано к определенному месту. Вследствие чего выделяются четко выраженные туристские зоны: «солнце-море», «спорт», «горы-снег» и т.д.
3) Потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его от турпродукта, и принимает на себя соответствующие расходы. Транспортная составляющая занимает весомую долю в цене тура (в зависимость от продолжительности поездки от 20 до 60 процентов).
4) Удовлетворительное качество туруслуг не может быть достигнуто при наличии даже незначительных недостатков, поскольку само обслуживание туристов состоит из множества мелких операций.
5) На качество туристских услуг большое влияние оказывают внешние форс-мажорные обстоятельства, не зависящие от действий продавца (погода, природные условия, политика и т.д.).
6) Сама оценка качества турпродукта потребителем субъективна и подвержена влиянию факторов или лиц, не имеющих прямого отношения к приобретенным услугам (состояние здоровья и настроение индивида, участники группы, местные жители и т.д.).
Организация туристской деятельности
В учебнике рассмотрены теоретические и практические аспекты организации туристкой деятельности: нормативный и понятийный аппарат, особенности взаимодействия туроператоров и турагентов при реализации туристского продукта, специфика страхования, вопросы визовой поддержки туристов. Показана роль транспортных средств в формировании туристского продукта. Раскрыты наиболее важные аспекты, касающиеся проектирования туристского продукта и организации работы туристских предприятий. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и другим направлениям укрупненной группы специальностей «Сервис и туризм».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация туристской деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Учебник для студентов направления подготовки 43.03.02 «туризм» по дисциплине «Организация туристской деятельности»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 4 от 05 мая 2016 г.)
канд. ист. наук, доцент С. Г. Горяйнов;
канд. геогр. наук, доцент В. В. Миненкова
1.1. Терминология, определенная российским законодательством
Понятийный аппарат в туризме достаточно разнообразен и зачастую зависит от того, в каком контексте и кто им оперирует. В Российской Федерации официальным документом, формулирующим профессиональные понятия в туризме, является Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения, и иные права при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. Содержание Федерального закона постоянно подвергается вполне обоснованной критике. Однако он является единственным документом, направленным на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации. Понятия, приводимые в законе, встречаются в публикациях как научного, так и информационного характера, а также используются в деловом общении между профессионалами. В соответствии с этим работнику любого звена туристской индустрии в целях наилучшего понимания некоторых действий и процессов необходимо знать целый ряд формулировок. В Федеральном законе используются следующие основные понятия:
туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм международный — туризм выездной или въездной;
туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее — туроператор);
турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);
заказчик туристского продукта — турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
формирование туристского продукта — деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта — деятельность тур оператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
экскурсант — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
экскурсовод (гид) — профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
гид-переводчик — профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
инструктор-проводник — профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
экстренная помощь — действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» развитие внутреннего и въездного туризма в России будет происходить путем формирования и популяризации существующих туристско-рекреационных кластеров.
Туристские кластеры — комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности — коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой.
Также в этом документе введено понятие «автотуристский кластер».
Автотуристские кластеры — объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др.
Поскольку эти понятия закреплены на законодательном уровне и имеют реальные перспективы внедрения в туристскую индустрию страны, научному сообществу необходимо дать им научное обоснование.
1.2. Научные разработки туристской терминологии в России
Расширение рамок понятия «внутренний туризм». Для общей характеристики туристских потоков приведенной выше классификации вполне достаточно. Но для понимания процессов, происходящих в отдельных российских регионах, необходима более глубокая дифференциация понятия «туризм внутренний». Представляется, что его целесообразно подразделить на следующие подвиды:
— туризм региональный — путешествие в пределах региона (области, края, республики) граждан, проживающих в нём;
— туризм внутрироссийский въездной — путешествие
в регион с туристскими целями граждан из других регионов России;
— туризм внутрироссийский выездной — путешествие граждан одного региона в другие регионы России с туристскими целями.
Классификация видов туризма в России Г. П. Долженко.
Среди большого количества авторских научных подходов следует выделить классификацию, предложенную профессором Южного федерального университета Г. П. Долженко, имеющему более чем сорокалетний опыт работы в туризме. Им была создана классификационная схема, вполне адекватно отражающая современное состояние туристской сферы страны (рис. 1). Следует заметить, что Долженко был использован опыт предыдущих поколений ученых, занимавшихся вопросами туризма и рекреационной географии, и современные реалии туристского бизнеса, который своими корнями уходит в советское прошлое.
В представленной классификации российского туризма выделяются типы, подтипы, виды, подвиды и блоки.
Типами являются внутренний, выездной и въездной туризм, дефиниции которых находим в Федеральном законе
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Внутренний туризм подразделен на три уже рассмотренных ранее подтипа:
— внутренний (внутрироссийский) региональный туризм;
— внутренний (внутрироссийский) выездной туризм;
— внутренний (внутрироссийский) въездной туризм.
Далее автором было выделено три классификационных
признака, с помощью которых упорядочиваются представления о структуре туризма:
1 — й классификационный признак — отношение турпотоков к Государственной границе и границам субъектов Федерации;
2 — й классификационный признак — сущностный, отражающий цель (мотив, содержание) туристского путешествия. Согласно ему, туристские путешествия подразделяются на виды и подвиды. По мере развития туризма число его видов и подвидов имеет тенденцию к росту;
3 — я группа классификационных признаков — формальные. Они все касаются каждого конкретного туристского путешествия, но не влияют на его цели (мотивы). Формальные признаки должны учитываться при подготовке тура, выработке плана путешествия и проведении.
Формальные признаки входили в число основных классификационных признаков во все предыдущие классификации туризма. В предлагаемой классификации в качестве основных признаков рассматривается отношение турпотоков к границам (1-й классификационный признак) и сущностные факторы, оказывающие влияние на мотив совершаемой поездки (2-й классификационный признак).
Впервые в туристскую классификацию Г. П. Долженко введено понятие блоки видов туризма; под ним понимается определенная (свободная, не структурированная) группа видов туризма, объединяемая какой-либо формой деятельности. Выделены следующие блоки:
— блок событийного туризма;
— блок экологического туризма.
Под событийным туризмом понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран. Блок событийного туризма включает в себя ряд мероприятий культурного, спортивного, этнографического, выставочного (делового) видов туризма. Но далеко не все из проводимых мероприятий следует относить к нему, а лишь те, которые приносят какой-либо доход и, следовательно, могут считаться ресурсной составляющей места (страны) их проведения.
Особого мнения Г. П. Долженко придерживается относительно экологического туризма. Согласно его трактовке, блок экологического туризма представляет собой совокупность природно-ориентированных видов туризма, участники которых, совершая путешествия в природные зоны, должны содействовать сохранению окружающей среды, одновременно с этим стремиться к поддержанию благосостояния местных жителей. Такой смысл имеет несколько перефразированное определение экологического туризма, данное ему Международной организацией экотуризма (TIES).
Рис. 1. Классификация видов туризма в России
С точки зрения практической деятельности следует согласиться с мнением исследователя о том, что экологический туризм — это не вид туризма, а форма проведения туристских путешествий. В перечень видов туризма, объединенных термином «экологический» и по определению Всемирной туристской организации (ВТО) включающим в себя «все виды природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе», можно отнести пешие походы, наблюдения за дикой природой, походы по экологическим тропам, велосипедные туры, скалолазание, каньонинг, каякинг, жизнь в сельской местности во время отпуска, путешествия на гребных лодках, океанические туры и др. В целом они должны соответствовать следующим основным принципам экологического туризма:
— быть обращенными к природе (как девственной, так и окультуренной) и основанными на использовании преимущественно природных ресурсов;
— не наносить ущерб среде нашего обитания или до предела минимизировать его;
— быть нацеленными на экологическое образование и просвещение;
— проявлять заботу о сохранении местной социокультурной среды;
— являться экономически эффективными и обеспечивать устойчивое развитие районов, в которых организуются данные туры.
Понятие «экологический туризм», прежде всего, обозначает этическую сторону поведения туристов на природе во время путешествия, которое должно быть адекватно строгим природосберегающим технологиям.
Закончить обзор настоящей классификации следует словами ее автора: «Предлагаемая классификация современного российского туризма представляет собой один из возможных вариантов, отражающих нынешнее его состояние. Для туризма, характеризующегося структурной сложностью и большой динамичностью развития, вероятно, не представляется возможным когда-либо получить законченную (стагнированную) классификацию. Она обречена находиться в процессе постоянной модернизации вслед за изменениями, происходящими в мировом туризме» (Долженко, 2012).
1.3. Понятийный аппарат западноевропейской школы
В Западной Европе туристская деятельность качественно отличается от российской. Связано это и с различиями в историческом развитии в XX столетии, ставшим пиком расцвета туризма, но главным образом с более разнообразными туристскими ресурсами Европы. Поскольку европейские страны являются приоритетными направлениями отдыха российских граждан, то знание элементарных туристских понятий этого региона приобретает особую важность для работников туристских фирм.
В западноевропейской литературе так же нет единой трактовки видов туризма. Рассмотрим их на примере представлений испанского ученого Хуана Монтанер Монтехано. Согласно его труду «Структура туристского рынка» (1992) туристскую деятельность (виды туризма и деятельность туристов в данном случае сопряжены) можно классифицировать следующим образом:
1. Культурно-познавательный туризм. Разделяется на подгруппы:
а) знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов. В туристской практике представлено автобусными турами;
б) посещение культурных представлений: фестивалей (музыкальных, театральных, кино), религиозных праздников, боя быков, выставок и т. д. В туристской практике — событийные туры, формируемые туроператорами, специализирующимися на стране, где проводится мероприятие;
в) посещение лекций, семинаров, курсов научного языка. В туристской практике — образовательные туры, формируемые туроператорами, специализирующимися на образовательном туризме;
г) участие в фольклорных фестивалях и выставках. В туристской практике — событийные туры, формируемые туроператорами, специализирующимися на стране, где проводится мероприятие. Однако туристы в данном случае являются одновременно и участниками мероприятия.
2. Сельский или «зеленый» туризм. Является деятельностью, которая проходит в контакте с природой, жизнью в лагере или маленьких населенных пунктах. Она сопряжена с сельскохозяйственной работой, знакомством с бытом небольших поселков, пешими экскурсиями по природным объектам, изучением флоры и фауны, занятием спортом, организацией курсов национальной кухни. Размещение туристов производится в домах, в которых проживают сами крестьяне. Развитие сельского туризма началось в 50-е годы XX в. во Франции, Швейцарии, Германии, а сейчас охватило почти всю Европу. Популярен он среди семейных пар и пенсионеров. Детский и молодежный туризм использует временные лагеря. В России этот вид туристской деятельности спросом не пользуется, туроператорами формируется только по индивидуальному запросу.
3. Городской туризм. Развит в крупнейших городах мира. Занимает от нескольких дней до недели. Подразделяется на: экскурсионную деятельность, посещение выставок, ресторанов, культурных мероприятий (театров, кино, и т. д.), организацию покупок (шопинг). В России известен как «сити тур». Например, сити туры в Рим, Прагу, Лондон, Париж. Подразумевает ночевки в одном городе. Формируется туроператорами, специализирующимися на стране пребывания туристов.
4. Спортивный туризм. Включает следующие разновидности: водный, зимний, охоту и рыболовство, гольф. Каждый из видов деятельности обладает собственной оригинальной инфраструктурой. Общая ее схема: зона непосредственного удовлетворения потребностей (обусловлена наличием природных ресурсов); зона обслуживания (технические сооружения); зона дополнительного обслуживания (дискотеки, рестораны); места для проживания. У туристов из России наиболее распространен спрос на спортивные зимние туры (горные лыжи, сноуборд). С каждым годом этот ранее элитный вид спорта становится все более доступным и популярным.
5. Приключенческий туризм. Условно разделяется на две части — приключенческий спорт и приключенческие путешествия.
Видов приключенческого спорта насчитывается около 17. Пример: аэростатный туризм (путешествие на воздушном шаре), водные лыжи, путешествия на лошадях, «Bus bob» — спуск по реке на специальной лодке особой формы, на которой находятся все участники. От спортивного туризма отличается частичным отсутствием стационарной инфраструктуры и четкой территориальности.
Приключенческие путешествия проходят в сложных географических или природных условиях. Районы — африканские саванны и пустыни, горные районы Южной Америки и Азии. От спортивного туризма отличается полным отсутствием стационарной инфраструктуры и четкой территориальности.
У российских туристов пользуется незначительным спросом. Представлен в формате индивидуальных туров или для небольших групп со свободным графиком заездов. Формируется специализированными туроператорами.
6. Речной туризм. Заключается в путешествии от одной до нескольких недель на небольшом судне, вмещающем от 8 до 12 человек, на котором турист проживает, питается и отдыхает. Туристы во время путешествия соблюдают все правила по судовождению, обслуживающий персонал может отсутствовать. Путешествие проходит в сочетании с экскурсиями и прочими мероприятиями. Для российских туристов экзотический вид туристской деятельности, предлагается туроператорами только в рамках индивидуальных заказов.
7. Морские и речные круизы. Осуществляются на морских и речных комфортабельных лайнерах вместимостью от нескольких десятков (речные) до нескольких тысяч человек (морские). Отличительной чертой является то, что туристы отдыхают пассивно, принимая участие в развлекательных и экскурсионно-познавательных мероприятиях, а круизное судно обладает полной жизнеобеспечивающей инфраструктурой. Круизы имеют, как правило, замкнутые циклы. На российском рынке туристских услуг продажа круизов активно развивается. Для туристов из России целый ряд круизных компаний совместно со специализированными туроператорами предоставляет обслуживание на русском языке. Речные круизы в основном представлены на внутреннем рынке, морские — в водах Средиземного, Балтийского, Карибского морей.
8. Бальнеологический туризм. Связан с термальными и лечебными водами. Сущность его в употреблении минеральной воды и медико-оздоровительных процедурах. Организация инфраструктуры заключается в наличии трех зон:
1. Отдыха и питания (в гостиницах).
2. Спортивных, оздоровительных и культурных занятий.
3. Медико-санитарных процедур и минеральных вод.
На российском рынке предлагаются специализированными туроператорам, или туроператорами, формирующими туры в конкретную страну или регион.
9. Деловой и научный туризм. Тесно связан с городским туризмом и развивается в крупных городах.
Деловой туризм. Непосредственно торговля и деловая активность не является туристской деятельностью, но они тесно связаны и развиваются параллельно в ряде областей, таких как: деятельность в области недвижимости; на транспорте; в сфере ресторанов; по закупке товаров; культурная, спортивная деятельность (профессиональная); деятельность по организации ярмарок, симпозиумов, презентаций, приемов и т. д.
Научный туризм. Тесно связан с проведением конференций (политических государственных деятелей), конгрессов (научных, культурных, спортивных, общественных), генеральных ассамблей.
Туристский продукт формируется специализированными туроператорами. Очень часто заявки поступают от корпоративных клиентов.
10. Туризм поощрительный и познавательный (инсентив-туризм). Состоит в организации путешествий для сотрудников предприятий для их отдыха и развлечения с целью поощрения их профессионального усердия и усиления мотиваций.
Турпродукт для корпоративных заказчиков, требующий специальных навыков в туроператорской работе.
11. К представленной системе классификации следует добавить купально-пляжный туризм. Состоит в отдыхе на побережье водоема в курортной зоне. Проживание в курортном отеле. Структура курортной зоны: область непосредственного удовлетворения потребностей (береговая линия); зона обслуживания (технические сооружения, дискотеки, рестораны); места для проживания. У российских туристов именно этот вид отдыха является самым востребованным, широко представлен большим количеством туроператоров. Туры в купально-пляжные туристские дестинации, как правило, реализуются в виде туристских пактов.
1.4. Модель туристской системы и ее элемент «туристская дестинация»
Впервые модель туристской системы с указанием в ней места туристской дестинации представил профессор Мейсенско-го университета Нейл Лейпер (г. Окленд, Новая Зеландия). По времени представление этой модели совпало с развитием в СССР рекреационной географии. В России термин «туристская дестинация» используется с середины 90-х годов XX столетия и не имеет четко определенного значения, поэтому встречаются различные трактовки данного термина, конкретное содержание которого часто является весьма неоднозначным.
В российской научной литературе на сегодняшний день встречается равнозначное использование наряду с термином «туристская дестинация» понятий «туристский регион», «туристский район», «рекреационный регион», «рекреационный район».
В статье М. А. Морозова и М. Н. Войта «Теоретико-экономическое содержание понятия «туристская дестинация» (2013) приведено в общей сложности 18 толкований понятия «туристская дестинация», причем, 7 из них даны зарубежными учеными, 11 — отечественными. Большинство европейских и американских ученых рассматривают дестинацию
в качестве самостоятельного туристского продукта, однако ряд специалистов, в том числе и российских, настаивают на том, что дестинация — это определенная географическая территория, в пределах которой возможно познание и приобретение различной туристской продукции. В качестве дестинации могут выступать отдельный курорт или город, регион в пределах какой-либо страны, целая страна или даже целое образование в виде совокупности нескольких стран или дестинаций, объединенных общими чертами.
По учению Нейла Лейпера (1973), дестинация представляется как составляющая третьего элемента открытой системы туризма (рис. 2), состоящей из следующих элементов:
2) индустрия туризма;
3) географический компонент, который включает:
1.1. регион, порождающий туристов;
1.2. транзитный регион;
1.3. регион туристской дестинадии (рис 2).
В дальнейшем будем использовать определение понятия Лейпера как базовое при характеристике туристских дестинаций.
Рис. 2. Модель туристской системы (Лейпер, 1973)
1. Обоснуйте что является первичным для развития туризма: туристская индустрия или туристские ресурсы?
2. Расскажите, в чем заключается расширенное понятие внутреннего туризма.
3. Охарактеризуйте классификационные признаки российского туризма по классификации Г. П. Долженко.
4. Расскажите о видах туризма, которые входят в блок событийного туризма.
5. Расскажите о видах туризма, которые входят в блок экологического туризма.
6. Каковы отличия понятия «спортивный туризм» в классификациях Монтехано и Долженко?
7. Расскажите об особенностях культурно-познавательного туризма в классификации видов туристской деятельности Монтехано.
8. Объясните, почему в Российской Федерации в сегменте массовых видов туризма не пользуется популярностью сельский (или «зеленый») туризм.
9. Расскажите, в чем заключаются организационные особенности речного туризма в странах Европы.
10. Объясните, чем отличается приключенческий спорт от приключенческого туризма.
11. Охарактеризуйте элементы модели туристской системы Н. Лейпера.