Индекс цветопередачи в чем измеряется
Индекс цветопередачи (CRI, или RA)
Здравствуйте, сегодня я бы хотел рассказать про индекс цветопередачи источников освещения и почему это важно.
Что такое коэффициент цветопередачи (CRI, или RA)?
Это относительная величина, определяющая, насколько естественно передаются цвета предметов в свете той или иной лампы.
Цветопередающие свойства ламп зависят от характера спектра их излучения. Индекс цветопередачи (СRI/RA) эталонного источника света (т.е. идеально передающего цвет предметов) принят за 100.
Чем ниже этот индекс у лампы, тем хуже ее цветопередающие свойства. Комфортный для человеческого зрения диапазон цветопередачи составляет 80-100Ra.
Солнечный свет: Ra 100
Светодиодные лампы: Ra 60-96
Стандартные люминесцентные лампы: Ra
Спасибо за внимание.
Автор, а можно такое же исследование, но по студийным лампам-вспышкам?
актуально, даже очень
Чем замеряли CRI? Как это возможно корректно сделать в условиях магазина светодиодного освещения?
Моё знакомство со светодиодными ручными (и налобными) фонарями
Решил рассказать о том, как прогрессировало моё заболевание светодиодными (и не только) фонарями, попутно поделюсь некоторыми наблюдениями, характеристиками фонарей (не всеми, люменами и прочим вас мучить не буду, я не эксперт-фонарёвщик) и т.д. Рассказывать буду примерно в том порядке, в котором фонари приобретались.
Самые распространённые бытовые фонарики были в основном «лейками», т.е. состояли из кучки слабых 5мм светодиодов. У самого такой налобник был тогда.
Где-то полгода спустя так получилось, что я открыл для себя ebay и с интересом изучал ассортимент. Ну и наткнулся на свой первый светодиодный фонарик на одном относительно мощном светодиоде (хоть и устаревшим на тот момент XP-E). Ultrafire Cree Q5 SA-9.
Фонарик на тот момент очень впечатлял, по сравнению с продававшимися на каждом углу «лейками». Яркий, переменная фокусировка, алюминиевый корпус, какие-то необычные литиевые аккумуляторы (приобрёл их позже, в комплекте был переходник на 3хААА).
Проводил на нём эксперимент с изменением цвета анодирования после запекания в духовке. Фонарь из чёрного стал рыжим.
Следующим фонариком был клон Sipik SK68 на светодиоде XR-E.
Тут уже надо не кольцо крутить для изменения фокуса, а сдвигать «головку» с линзой относительно светодиода (гусары тихо).
Таких клонов у меня было немало, большинство уже раздарил.
Отличался от предыдущего питанием (1хАА или Li-Ion 14500), размерами и яркостью. Минусы такие-же, как и у предыдущего, разве что качество обработки корпуса приятнее намного. На обычных АА батарейках светил не очень ярко (хотя есть варианты с питанием только от АА 1.5В, такие от обычной батарейки светят уже поярче, чем универсальные).
Также оба фонарика страдали висящими в воздухе светодиодами, теплоотвод был никакой. Доработал этот момент медными радиаторами, помогавшими отводить тепло от центра платы со светодиодом на корпус фонарика.
В поисках информации о выборе и покупке литиевых аккумуляторов и зарядников для них наткнулся на целый форум, посвящённый фонарикам, «фонарёвка».
Вытерев слюни после просмотра фотографий и ассортимента других магазинов, упомянутых на фонарёвке, заказал следующий фонарик: необычный Г-образный Trustfire Z2.
Отличные фонари с прекрасным соотношением цена/качество.
Теперь переходим к малышам-наключникам, первыми (и пока единственными) стали Tank007 E09 и Olight i3s.
(на фото золотистый Olight и коричневый Tank007 с клипсой от олайта, интересно было померить)
Tank007 изначально шёл со знакомым мне устаревшим светодиодом XP-E синеватого оттенка, который позже был заменён мной на нейтральный XP-G2, в Olight сразу стоял нормальный нейтральный XP-G2.
Фонарики просто поразили своей максимальной яркостью от одной батарейки ААА, переплюнут любой ручной фонарь на кучке светодиодов и актуальные на тот момент смартфоны со светодиодными вспышками. И самый главный плюс наключников в том, что они всегда с собой. Конкретно мой Tank007 уже чёрт знает сколько лет на ключах, анодирование почти всё стёрлось, но работает до сих пор и менять его на ждущий на полке Olight пока не собираюсь.
Ах, да, у большинства наключников нет кнопок и включаются они поворотом головы фонарика, сделано это в основном для компактности.
Наворотов у этого фонаря не счесть. Универсальное питание 1.5в АА или 3.7в 14500 Li-Ion. Боковая тактильная кнопка с индикатором (все предыдущие фонари кроме наключников включались через силовые «обратные» кнопки (reverse switch, т.е. она замыкается при обратном ходе, когда отпускаешь кнопку после щелчка)).
Комплектная зарядная станция для лития, т.е. аккумулятор (который тоже в комплекте) не нужно вынимать, фонарь ставится в станцию и заряжается.
Мощный магнит, вполне хорошо держащий фонарь на вертикальной поверхности.
Память режимов, плавная регулировка яркости.
Ну и общее качество конечно супер.
Ручных фонарей уже не мало, а налобного ни одного, как же так?
Ну собственно первым стал Sunrei REE. Неплохой фонарь, двойная оптика (два мелких светодиода для рассеянного света и мощный с рефлектором для дальнего), питание от одной 1.5В АА батарейки, довольно яркий, лёгкий и удобный.
Я давно облизывался на хорошие фонари с боковым светом (или Г-образные), долго выбирал между Nitecore HC30, Xtar H3 и другими, более дешёвыми фонариками. И в один день на какой-то очередной распродаже ухватил моего текущего любимца Skilhunt H03 с нейтральным светом и TIR-оптикой.
Фонарь может быть ручным с удобной клипсой, а может быть налобным. Чаще всего я пользуюсь им как налобным фонарём, ибо у него нереально удобный широкий заливной свет, и огромный запас яркости.
Очень универсальный фонарь.
Казалось бы, всё есть, чего тебе ещё надо, собака.
Ультрафиолетовый фонарик хочу!
Ни один «ультрафиолетовый» брелок или лейка не сравнятся с этим чудом на светодиоде Nichia.
Честно говоря мне фонарь очень понравился, с удовольствием взял бы и себе такой-же, но когда уже был готов заказать. продажи прекращены. Эх.
НЕА! Хочу помесь наключника и налобника, Manker E02H!
Помимо светодиодных есть у меня пара интересных фонарей на лампах накаливания. Varta Palm Light, один из последних фонарей квадратной формы на старой квадратной батарее 3R12.
А эта модель налобника мне неизвестна, питается от тяжёлого кислотного аккумулятора, висящего на ремне через плечо, сам фонарик алюминиевый, лёгкий, выдаёт равномерный свет без хотспота. Предположительно какой-то военный.
Ну собственно на этом пока всё. У меня ещё несколько фонарей висят в «хотелках» в разных магазинах, но пока держусь, не покупаю ничего нового)
Рассказывайте, какие фонарики есть у вас, насколько ярко освещает тропинку экран айфона, какие интересные фонари были в детстве)
Эта лампочка работала 8 лет
Примерно 15 тыс. часов.
Camelion 10.5 Вт E27. Корпус полностью металлический.
Про светодиодные лампы
Наконец-то стали появляться светодиодные лампы со стандартным цоколем е27 с индексом цветопередачи 97-98% и нулевым коэффициентом пульсации за вменяемые деньги, и произошло это практически за последний год. До этого я думал, что ещё долго придётся пользоваться лампами накаливания, потому что светодиоды Sunlike появились довольно давно, но стоили как чугунный мост.
Недавно заходил по каким-то своим мрачным мизантропским делам в Леруа, а там перед развалами дешёвых светодиодных ламп стоят пара человек и вслух выбирают: «Так, нам нужен холодный свет, такие подойдут. » С трудом подавил желание залезть на ближайший стенд с обоями и прочитать горячую проповедь о нормальных светодиодных лампах. Ибо каждый сам трындец своего счастья. Потом будут удивляться, почему у предметов оттенки странноватые и почему всё тёмным выглядит, если написано «заменяет лампу 75Вт».
В общем, я лично мелочиться не стал и ставил в поиске индекс цветопередачи CRI 97-98%. В итоге единицы, и их во всяких Леруа не продают, пришлось отдельно заказывать.
В комнату взял температуру 3000К (чуть желтоватый), в ванную, прихожую и над рабочим столом 4000К (белый). Если нужно в спальню или для создания романтического настроения, то можно жёлтую 2700К.
Хотя ещё зависит от цвета стен и мебели. Тёплые оттенки лучше подчёркиваются тёплым светом и наоборот. Если, например, кухня оранжевая, то тёплый 2700-3000К подчеркнёт, а если синяя, то лучше нейтральный белый 4000К.
Кстати, именно поэтому считаю, что в дизайне интерьера споты должны быть поворотные. В идеале, чтобы крутились в любую сторону, есть такие. Потому что вот внедрили светодиоды, а у них угол света раза в два шире, и что делать тем, у кого всё намертво встроено?
Индекс цветопередачи и другие характеристики светодиодных ламп
До недавнего времени основными источниками искусственного освещения выступали лампы накаливания. Они излучают мягкий, комфортный для глаз свет, но при этом не могут похвастаться высокой энергоэффективностью. КПД стандартной лампочки составляет 3–5%, т. е. основная часть потребляемого электричества перерабатывается в тепловую энергию, а не свет. Светодиоды устранили эти недостатки использования осветительных приборов. Их КПД достигает 80%, что позволило существенно сократить расходы на освещение. Это достоинство обеспечило LED-приборам широкое применение в бытовых и промышленных целях.
Классификация LED-лампочек
Существует несколько классификаций светодиодных ламп. Для разделения этих осветительных приборов на виды используют следующие параметры:
Кроме этого, LED-лампы бывают прозрачными, матовыми или зеркальными. Такой ассортимент позволяет подобрать источник света с высоким КПД для осветительных приборов любого типа и назначения.
Разновидности и особенности LED-осветителей
Светодиоды поставляются в упаковках с детальным описанием, отображающим основные технические характеристики светодиодных ламп, такие как:
При соблюдении рекомендованных производителем условий эксплуатации срок службы основной массы светодиодов достигает 50 тыс. часов непрерывной работы. Мощность лампочки исчисляется в Ваттах (Вт). Значения этого параметра находятся в диапазоне 1–25 Вт, где 1 обозначают самые тусклые источники света, а 25 — самые яркие.
Помимо основных технических показателей на упаковке светодиодных излучателей указывают степени защиты изделия от влаги и пыли, а также уровень напряжения питания, который у большинства ламп составляет 12 или 220 В. Некоторые приборы китайского производства функционируют от напряжения в 110 В.
Цоколь
Для обозначения формы и размера цоколя светодиодов используется следующая маркировка:
Разнообразие цоколей позволяет заменить источники света устаревших модификаций на новые, энергосберегающие приборы.
Световой поток
Характеристика яркости светодиодной лампы измеряется в люменах (лм). До появления светодиодов интенсивность свечения лампочки отождествляли с ее мощностью в Ваттах. Поскольку светодиодные осветители продуцируют световой поток, потребляя в 7–10 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания, для обозначения яркости LED-устройств ввели новую характеристику — световой поток. На упаковках люмены приводятся в привязке к Ваттам. В зависимости от производителя яркость ламп составляет от 70 лм/Вт (тусклые) до 190 лм/Вт (самые яркие).
Угол направленности светового потока определяет степень рассеивания свечения в пространстве. Этот показатель измеряется в градусах, зависит от конструкции излучателя. Шаровидные лампы без абажура равномерно распределяют свет во все стороны, в то время как источники света с фокусирующими линзами дают узконаправленный луч, освещающий только конкретный предмет.
Цветовая температура
Определяет оттенок свечения, измеряется в градусах Кельвина, диапазон которых включает значения от 1500° до 8000°. При составлении градуации бралась температура, до которой необходимо нагреть абстрактное, абсолютно черное тело, чтобы оно начало излучать свет определенного цвета.
Различают три вида цветовой температуры:
Ниже представлена шкала Кельвина, схематическая таблица.
Оттенок излучаемого лампой света определяет восприятие человеком цвета освещаемого предмета. Далее на рисунке приведено пространство световых температур.
При равном КПД и потреблении электроэнергии лампы могут совершенно по-разному передавать цвета объектов. Для измерения визуального изменения цвета в зависимости от освещенности используют коэффициент цветопередачи. Индекс цветопередачи светодиодных ламп (CRI) выступает индикатором того, насколько естественно будет выглядеть объект в свете конкретного леда. Индекс измеряется в единицах, обозначаемых символом Ra. Индекс включает значения от 0 до 100 Ra, где 0 — плохая передача цвета, а 100 — максимально натуральная. Цветопередача теплых ламп составляет порядка 90–100 Ra. Холодные LED передают цветовую палитру хуже всего, у них значения индекса не превышают 80 Ra. Наиболее комфортными для глаз считаются леды со значением CRI 80–100 Ra в температурном диапазоне 2500–3500˚К.
Мерцание
Периодические колебания интенсивности светового потока приводят к возникновению специфического мерцания, которое называют пульсацией светодиодных ламп. Для обозначения степени мерцания излучателя ввели коэффициент пульсации, измеряемый в процентах. Он рассчитывается по формуле:
Кп= (Lmax – Lmin ) / L0,
где Кп — коэффициент пульсации, Lmax и Lmin — максимальное и минимальное значения интенсивности светового потока, а L0 — его средний показатель.
Излучатели с высоким коэффициентом пульсации перегружают зрение, вызывают сухость глаз, а также негативно влияют на нервную систему человека. Длительное использование таких осветительных приборов приводит к мигреням и хроническим заболеваниям глаз, поэтому стоит отдавать предпочтение лампам с наименьшими коэффициентами.
Изначально LED-устройства для освещения имели заметное мерцание и высокие показатели коэффициента пульсации. Эти недостатки устранили посредством установки драйвера, который стабилизирует подачу тока к излучателю. Добросовестные производители оснащают свою LED-продукцию качественными драйверами, поэтому у них показатели мерцания не превышают 4%. Некачественные лампочки характеризуются пульсацией в пределах 20–50%.
Важные аспекты
При выборе светодиодных ламп для дома необходимо уделить внимание калибру и типу цоколя, а также размеру колбы. Перед покупкой стоит измерить плафон осветительного прибора или вовсе взять его с собой, чтобы избежать приобретения неподходящей по размеру лампочки.
Для ламп, используемых в бытовых целях, стоит выбирать устройства с индексом передачи цвета CRI более 80 Ra при цветовой температуре 2500–3500˚К (теплый белый). Наилучшее рассеивание света обеспечивают источники с углом рассеивания потока 150–170˚. Их лучше всего использовать для потолочных осветительных приборов. Для декоративной или точечной подсветки целесообразнее приобретать устройства с углом направленности светового потока до 40˚.
Некоторые лампы оснащены регуляторами интенсивности свечения. Такие устройства стоят дороже обычных LED-приборов, но обладают несколькими достоинствами:
Недостатки настраиваемых ламп:
Опираясь на приведенные в статье сведения, каждый сможет подобрать лед, который не только позволит сократить траты на электроэнергию, но и обеспечит комфортную подсветку помещению любого назначения.
Видео по теме
Индекс цветопередачи CRI
Индекс цветопередачи CRI – это часто неправильно понимаемый показатель качества цвета. Тем не менее, для любого применения, где важен внешний вид цвета, важно учитывать CRI.
Мы разработали следующее руководство, чтобы помочь вам понять, что это такое и как оно может помочь вам улучшить качество освещения.
Проще говоря, Индекс цветопередачи CRI измеряет способность источника света точно воспроизводить цвета объекта, который он освещает. Это, казалось бы, простое определение, но нет, поэтому мы поможем разбить его на три части.
Часть 1. Индекс цветопередачи CRI – это оценка с максимальным значением 100.
Что означает измерение способность чего-то? Как и результаты тестов, CRI измеряется по шкале, где более высокое число представляет более высокую способность, а 100 – самое высокое. CRI – это удобная метрика, потому что она представлена в виде единого количественного числа. Значения CRI, которые равны 90 и выше, считаются отличными, в то время как оценки ниже 80, как правило, считаются плохими (Подробнее об этом ниже).
Часть 2. Индекс цветопередачи CRI используется для измерения искусственных источников белого света.
Источники света могут быть сгруппированы в источники искусственного или естественного света. В большинстве ситуаций нас беспокоит качество цвета искусственных форм освещения, таких как светодиодные и люминесцентные лампы. Это по сравнению с дневным светом или солнечным светом – естественным источником света.
Часть 3: Индекс цветопередачи (CRI) измеряет и сравнивает отраженный цвет объекта при искусственном освещении.
Во-первых, быстрое обновление того, как работает цвет. Естественный свет, такой как солнечный свет, представляет собой сочетание всех цветов видимого спектра. Цвет самого солнечного света белый, но цвет объекта под солнцем определяется цветами, которые он отражает.
Например, красное яблоко выглядит красным, потому что оно поглощает все цвета спектра, кроме красного, которое оно отражает. Когда мы используем искусственный источник света, такой как светодиодная лампа, мы пытаемся «воспроизвести» цвета естественного дневного света, чтобы объекты выглядели так же, как при естественном дневном свете.
Иногда воспроизводимый цвет будет выглядеть очень похожим, а иногда – совсем другим. Именно это сходство измеряет CRI.
Как вы можете видеть в нашем примере выше, наш искусственный источник света (светодиодная лампа с 5000K CCT) не воспроизводит такое же покраснение в красном яблоке, как естественный дневной свет (также 5000K CCT). Но обратите внимание, что светодиодная лампа и естественный дневной свет имеют одинаковый цвет 5000К. Это означает, что цвет света одинаков, но объекты по-прежнему выглядят по-разному. Как это могло произойти?
Если вы посмотрите на наш рисунок выше, вы увидите, что наша светодиодная лампа имеет другой спектральный состав по сравнению с естественным дневным светом, хотя она имеет тот же 5000K белый цвет.
В частности, нашей светодиодной лампе не хватает красного цвета. Когда этот свет отражается от красного яблока, красный свет не отражается. В результате красное яблоко больше не имеет того же яркого красного вида, которое оно имело при естественном дневном свете.
Индекс цветопередачи CRI пытается охарактеризовать это явление путем измерения общей точности различных цветов объектов при освещении под источником света.
CRI невидим, пока вы не осветите его на объекте.
Как мы упоминали выше, один и тот же цвет света может иметь различный спектральный состав. Поэтому вы не можете судить о CRI источника света, просто взглянув на цвет света. Это станет очевидным только тогда, когда вы направите свет на различные объекты разного цвета.
Как измеряется Индекс цветопередачи CRI?
Метод расчета CRI очень похож на пример визуальной оценки, приведенный выше, но выполняется с помощью алгоритмических вычислений после измерения спектра рассматриваемого источника света. Сначала необходимо определить цветовую температуру для рассматриваемого источника света. Это можно рассчитать по спектральным измерениям.
Цветовая температура источника света должна быть определена таким образом, чтобы мы могли выбрать подходящий спектр дневного света для использования для сравнения.
Затем рассматриваемый источник света будет фактически освещен серией виртуальных образцов цвета, называемых пробными образцами цветов (TCS), с измеренным отраженным цветом.
Всего имеется 15 образцов цвета:
Мы также подготовим серию виртуальных измерений отраженного цвета для естественного дневного света той же цветовой температуры. Наконец, мы сравниваем отраженные цвета и формально определяем оценку «R» для каждого образца цвета.
Значение R для определенного цвета указывает на способность источника света точно воспроизводить этот конкретный цвет. Поэтому, чтобы охарактеризовать общую способность цветопередачи источника света к различным цветам, формула CRI принимает среднее значение R. Какие и сколько значений R усредняются, будет зависеть от того, какое определение CRI вы используете – общий CRI (Ra) или расширенный CRI.
Как насчет цветовой температуры без дневного света?
Каковы общие значения CRI и что является приемлемым?
Для большинства внутренних и коммерческих применений освещения 80 CRI (Ra) является общей базой для приемлемой цветопередачи. Для приложений, где цветовой вид важен для работы, выполняемой внутри, или может способствовать улучшению эстетики, 90 CRI (Ra) и выше могут быть хорошей отправной точкой. Огни в этом диапазоне CRI обычно считаются огнями с высоким CRI. Типы приложений, в которых 90 CRI (Ra) могут потребоваться по профессиональным причинам, включают больницы, текстильные фабрики, типографии или цеха покраски. Области, где улучшенная эстетика могла бы быть важными, включают отели высокого класса и розничные магазины, места жительства и студии фотографии. При сравнении продуктов освещения со значениями CRI выше 90, может быть очень полезно сравнить отдельные значения R, которые составляют показатель CRI, в частности, CRI R9.
CRI R9 является одним из тестовых образцов цвета (TCS), используемых при расчете расширенного CRI. Однако многие производители сообщают только об общем CRI, который не включает в себя показатель CRI R9. (Смотрите здесь для расширенного CRI против общего CRI ). Поэтому CRI R9 часто является полезным дополнительным показателем для оценки способности цветопередачи источника света, особенно в том, что касается объектов, спектры отражения которых содержат красные волны.
Подробное рассмотрение того, как рассчитывается R9, вместе с соответствующим образцом тестового цвета (TCS9) – это общая рекомендация для всех, кому необходимо знать о качестве цвета источника света.
Что такое индекс цветопередачи CRI R9?
Почему CRI R9 важен?
Что такое хорошее значение CRI R9?
Почему красный такой важный цвет?
В чем разница между CRI и Ra?
Сравнивая продукты освещения, вы, несомненно, встретите показатели CRI и Ra для описания качества цвета. Вы можете предположить, что нет никакой разницы между CRI и Ra, но читайте дальше, чтобы узнать, как это может быть ошибкой!
Индекс цветопередачи CRI определен.
CRI является аббревиатурой от индекса цветопередачи и является наиболее широко принятым в мире показателем, описывающим способность источника света точно воспроизводить цвет.
Общая концепция предполагает использование набора из 15 предопределенных цветов, называемых образцами тестовых цветов (TCS), и определение того, насколько точным источником света будет выглядеть каждый из этих цветов.
Ниже приведены 15 образцов цветовых тестов:
Общий Индекс цветопередачи CRI.
Общий CRI рассчитывается как среднее значение от R1 до R8. Формально это часто упоминается как Ra, где a является сокращением для «среднего».Обратите внимание, что используются только R1-R8, а R9-R15 НЕ используются при расчете Ra.
Расширенный CRI.
Расширенный CRI рассчитывается как среднее значение от R1 до R14. Иногда используется символ «Re», где буква «e» обозначает «расширенный». Примечательно, что расширенный CRI отражает влияние насыщенных цветов, таких как глубокий красный (R9) и ярко-синий (R12), чего нет в общем CRI. Это одна из критических замечаний общего CRI, и поэтому всегда полезно взглянуть на расширенный CRI и конкретные значения R при работе над проектом, где качество цвета имеет значение.
Что такое Ra?
Технически, Ra – это просто символ в формулах для общих вычислений CRI, но он стал широко использоваться в качестве синонима для общего CRI. Другими словами, Ra также является средним значением от R1 до R8.
Утрачено при переводе?
Почему высокий CRI всегда менее эффективен.
Чтобы понять Индекс цветопередачи CRI и люмены, посмотрите на спектр.
Спектр естественного дневного света (вверху)
Кривая яркости достигает пика между 545-555 нм, диапазоном длин волн светло-зеленого цвета, и довольно быстро спадает при увеличении и уменьшении длины волны. Очень важно, что значения яркости очень низкие – 650 нм, которые представляют собой длины волн красного цвета. Это говорит нам о том, что длины волн красного цвета, а также длины волн темно-синего и фиолетового цветов очень неэффективны при ярком освещении. Или, наоборот, зеленые и желтые волны наиболее эффективны для яркого освещения. Интуитивно понятно, что это может объяснить, почему защитные жилеты и подсвечники высокого обзора чаще всего используют желтый / зеленый цвета для достижения их относительной яркости.
Именно по этой причине в стремлении к повышению энергоэффективности качество цвета и CRI почти всегда отводятся в приоритет. Справедливости ради следует отметить, что в некоторых приложениях, таких как наружное освещение, может быть более высокая потребность в эффективности, чем в цвете. Тем не менее, понимание и оценка задействованной физики могут быть очень полезны при принятии обоснованного решения в осветительных установках.
Световая эффективность излучения (LER)
До сих пор в этой статье мы несколько свободно поменяли термины эффективность и действенность. Хотя они оба влияют на конечное количество люменов, испускаемых на ватт электрической энергии, технически эти термины означают разные вещи.
В строго научном смысле эффективность описывает общую потребляемую электрическую энергию (вход) по сравнению с полной энергией, излучаемой в виде света. Поскольку это соотношение, вход и выход описываются в ваттах, а выходная мощность обычно описывается как «радиометрические ватты». Короче говоря, радиометрической выходной энергией является энергия в форме электромагнитного излучения, независимо от ее влияния на воспринимаемую яркость. Эффективный светодиод на 50% преобразует 100 Вт электрической энергии в 50 Вт электромагнитного излучения и 50 Вт тепловой энергии.
Теперь, когда мы переходим к эффективности. Мы привносим функцию светимости в нашу дискуссию. Световая эффективность описывает, насколько эффективен конкретный световой поток при создании восприятия яркости. Свет с низким CRI с большим количеством зеленой и желтой энергии длины волны благодаря функции светимости будет иметь более высокую световую эффективность, в то время как свет с высоким CRI, спектр света которого является более полным и равномерно распределенным, будет иметь более низкую световую эффективность, потому что длины волн менее эффективны при создании воспринимаемой яркости.
Глубоко в научно-исследовательских лабораториях разработки светодиодов инженеры постоянно оценивают этот компромисс между качеством цвета и эффективностью. Удобная мера, называемая световой эффективностью излучения, или сокращенно LER, помогает количественно оценить это.
По сути, LER исключает из уравнения аспект электрической эффективности светодиодов и фокусируется на радиометрическом выходе и его эффективности при создании воспринимаемой яркости.
LER может варьироваться в диапазоне от 0,0 до 1,0 в зависимости от спектрального распределения мощности и может использоваться для оценки фактической световой эффективности в люменах на ватт с использованием следующего уравнения:
LPW = Fe x LER x 683
LPW: световая эффективность, в люменах на ватт
Fe: радиометрическая эффективность (обычно 30-50% для светодиодов)
LER: световая эффективность излучения (обычно 0,2 – 0,5 для светодиодов)
683: коэффициент для преобразования LER в LPW
Так, например, если у нас есть светодиод с радиометрической эффективностью 40% и LER 0,40, мы можем оценить, что он будет давать значение светоотдачи примерно 110 люмен на ватт.
В качестве примечания можно также сделать вывод, что максимальная световая отдача 683 лм / Вт может достигать 100% электрически эффективного светодиода со 100% LER (который излучает только при 555 нм).
Еда на вынос? Можно не только увеличить световую эффективность, увеличив электрическую эффективность, присущую светодиоду и его системе, но также взглянуть на LER, который может быть получен непосредственно из спектра света.
Нижняя линия
Итак, у вас есть это – всесторонний взгляд на то, почему более высокий CRI и, следовательно, более широкий спектр, почти неизбежно приведут к более низкой световой эффективности. Это фундаментальная физическая проблема, и для ее решения необходимо определенное время, чтобы определить, когда и где следует идти на компромисс между эффективностью и эффективностью в сравнении с качеством цвета.