Индивидуальная образовательная траектория является более широким понятием чем индивидуальный
Индивидуальная образовательная траектория (маршрут).
Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.
Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.
Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:
Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.
Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.
Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.
В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:
— траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;
— траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;
— траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.
Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).
При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.
Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.
Основные элементы создания траектории:
Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:
1. Обязательные учебные занятия ученика.
2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.
3. Самостоятельную работу.
4. Проектную деятельность.
5. Дополнительное образование.
6. Участие во внеурочной деятельности.
На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:
1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)
2. Обязательный компонент (учебные предметы)
3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)
4. Направление свободной работы
5. Участие в проектной деятельности
6. Участие в исследовательской деятельности
7. Участие в объединениях дополнительного образования
8. Участие во внеурочной деятельности
10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
— определение смысла деятельности
— постановка личной цели
— формирование плана деятельности
— рефлексия, оценка деятельности
— корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения
Оформление замысла образовательной программы школьника:
Цель моего образования в школе
Цель моего образования на данном этапе
Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)
Что бы я хотел делать (заказываю)
Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)
Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:
Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем
Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.
Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:
1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.
2. Поиск путей решения данной проблемы.
3. Разработка плана решения проблемы.
4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.
Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные:
1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.
2. Проектирование деятельности ближайшего периода.
3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.
4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.
Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)
Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.
При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.
Консультация «Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей»
Елена Левина
Консультация «Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей»
Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей
С приходом в мир дошкольного образования Федерального государственного стандарта перед педагогами открылись новые горизонты в реализации образовательного процесса. Новая модель работы с детьми дошкольного возраста напрямую показывает, что ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. Отсюда можно сказать, что цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. При изучении стандарта, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
-это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
— п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных качеств ребёнка, так индивидуализация образования предполагает обращение к созданию личного творческого образовательного продукта.
Вторым направлением является уже индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии и воспитательно – образовательном процессе. Здесь педагоги ежедневно применяют не только общеразвивающую, но и коррекционно – профилактическую работу, для оказания помощи ребенку в освоении задач образовательной программы.
Главной задачей педагогов нашего ДОУ стала переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода: как же достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех по разному!
В науке известно два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. Где интеграция подразумевается как линии развития заложенного потенциала ребёнка.
Построение индивидуальной траектории в работе наших педагогов состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;
– подготовка ребёнка к участию в конкурсах и мероприятиях по интересам.
– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей через дополнительное образование, организацию кружковой работы, предоставление платных услуг;
– совместная с детьми и родителями реализация проектов в образовательном процессе, наполнение личного портфолио ребёнка;
Реализуется индивидуальная образовательная траектория воспитания в детском саду с момента поступления ребенка в ОУ и продолжаться на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
-содержательный (ежедневные планирование работы педагогов и рабочие программы, где определяется индивидуальный образовательный маршрут);
-деятельностный (использование различных форм, методов и педагогических технологий в работе);
-процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального маршрута, который отражается в планах, а также разработка способов реализации намеченного маршрута через использование различных технологий организации образовательного процесса.
Индивидуальный маршрут определяется личными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, то есть учитывается его уровень готовности к освоению программы ДОУ.
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ОВЗ, детей-инвалидов (при наличии таких).
— для одарённых детей.
Разработка индивидуальных образовательныхмаршрутов в нашем учреждении реализуется в нескольких этапах:
Первый этап: проведение мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (т. е. педагогическая оценка развития ребенка). Результаты обсуждаются на педагогическом совете в начале уч. года.
При необходимости диагностика отклонений развития ребенка проводится узкими специалистами (в партнерстве с детским психологом либо врачом ХЦРБ).
Педагогический коллектив таким образом выявляет количество детей, показавших низкий или высокий результат освоения основной программы учреждения, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории или дифференциации по подгруппам.
Воспитателями разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который отражается в календарном плане, с указанием способов и приемов его реализации.
На перспективу данной работы, мы запланировали со следующего учебного года начать разработку бланков индивидуального образовательного маршрута для воспитанников нуждающихся в этом.
При разработке индивидуального маршрута для конкретного ребенка,педагоги опираются на следующие принципы:
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
— принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение.
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы педагогов группы
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Осуществляется индивидуальная работа, учитывающая модель индивидуализации тремя видами:
-это отдельная коррекционная работа, организованная узкими специалистами (при наличии) и педагогами по разделам программы.
-компенсирующая: работа с вновь прибывшими детьми в ДОУ, с длительно отсутствующими детьми.
-дополнительная: кружковая работа, предоставление платных дополнительных услуг, направленных на развитие природного потенциала ребенка или на работу с детьми с опережающим темпом развития.
Также при организации данной работы педагоги ДОУ включают во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, что необходимо для более успешной самореализации дошкольника с опорой на его личностный потенциал.
Из всего сказанного, становится очевидно, что стандарт позволяет педагогам ДОУ развивать детей с учётом индивидуальных особенностей, заложенных природных задатков и потенциалов.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Сущность индивидуально образовательной траектории
Выбранный для просмотра документ сущность ИОТ.doc
Сущность индивидуальных образовательных траекторий.
Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Сегодня мы будем говорить о строительстве индивидуальной образовательной траектории обучения школьника.
В самом общем понимании эта тема относится к индивидуализации процесса обучения. О ней мы говорили не раз. Индивидуализация, дифференцированное обучение – все эти понятия в педагогике далеко неновые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. Им посвящено множество книг и статей, научных исследований и экспериментов.
Практика работы школ города и нашей в том числе показывает, что мы, учителя, как правило, осуществляют индивидуальный подход лишь по отношению к небольшой группе детей, которые, по нашему мнению, в силу своих особенностей выходят за рамки «среднего ребенка». Чаще всего в эту группу попадают так называемые «трудные», «неуспевающие» дети, реже – особо одаренные, «продвинутые» ученики. Основная же часть детей, укладывающаяся в стандарты «среднего ребенка», совершенно незаслуженно оказывается лишенной индивидуального подхода со стороны учителя.
Можно выделить два разных способа, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:
1) ориентация на уровень достижений школьника;
2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности (имеются ввиду особенности психологических процессов)
Чаще всего учитель выбирает первый путь – его легко реализовать через индивидуализацию заданий. Слабоуспевающие ученики получают для самостоятельной работы более легкие задачи и упражнения, на долю хорошистов и отличников выпадают задания потруднее.
Распределение заданий по уровням сложности – это дифференциация, а не индивидуализация, поскольку в основе распределения учеников на три группы (слабые, средние и сильные) лежит не сходство или различие индивидуальных особенностей их учебной деятельности, а успеваемость, которая является результатом этих особенностей. В итоге такой «индивидуальный подход» «закрепляет» каждого на соответствующем месте.
Во-первых, образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. Во-вторых, современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации. А это в свою очередь сильно влияет на состав компетенций формируемых в ходе обучения.
Одним из таких инструментов является индивидуальная образовательная траектория.
Сразу оговорюсь ещё раз. Моя задача об этом рассказать. Отлично понимаю, для создания ИОТ от каждого школьника и родителя требуется сформированные потребности в обучении. До такого состояния нам ещё далеко.
Индивидуальная траектория образования – это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Под траекторией в классическом смысле понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки». В педагогике индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностого потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе, т. е. ИОТ можно трактовать как определённую последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, которые соответствуют их способностям, возможностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координации, организации, консультировании педагога во взаимодействии с родителями.
Для практической реализации ИОТ необходимо:
● выявить образовательные возможности обучающихся,
● выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии возможностями образовательной среды,
● модернизировать ИОС (индивидуальную образовательную среду) школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства,
● сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике.
Организация личностно-ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:
– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;
– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– право на составление индивидуальных образовательных программ;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
Рассмотрим этапы работы учителя поорганизации образовательной деятельности ученика, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.
2-й этап . Фиксирование каждым учеником, а затем и учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый ученик составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.
3-й этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед учеником в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов.
Каждый ученик вырабатывает личностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, как его деятельность влияет или будет влиять на данную сферу действительности. Ученик (и учитель) фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности.
5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы. Реализация учениками намеченных программ происходит в течение определенного периода времени: для первоклассника это может быть урок, для старших детей – неделя и более. Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.
. 6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение. Введение учителем культурных аналогов ученическим образовательным продуктам, то есть идеальных конструктов, принадлежащих опыту и знаниям человечества: понятий, законов, теорий и других продуктов познания. Организуется выход учеников в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены учениками в собственной деятельности.
7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.
На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, а также при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе, включая учителя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.
Таким образом, диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его движении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от индивидуализированного познания фундаментальных образовательных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.
Представляемая методика проектирования ИОТ предусматривает наличие в её составе следующих компонентов:
1. Карта образовательных возможностей;
2. План индивидуального сопровождения;
3. Индивидуальный учебный план;
Рассмотрим каждый пункт.
1. Карта образовательных возможностей
Назначение данного компонента ИОТ состоит в практической реализации механизма деления контингента общеобразовательной организации в соответствии с образовательными возможностями каждого. Это не означает, для каждого обучающегося будет сформирована сугубо индивидуальная детализированная система образовательных возможностей. Предлагаемый механизм предполагает распределение контингента школы на целевые группы в соответствии с ключевыми показателями. Данный компонент определяет в дальнейшем не только содержание образовательной траектории, но и выбор инструментария её реализации.
2. План индивидуального сопровождения.
Обеспечивает совместную деятельность педагогов, психологов и логопедов, которая может осуществляться непосредственно, в процессе консилиумов, извне и дистанционно. Последовательные, согласованные действия всех участников образовательного процесса направлены на сопровождение учащегося, его социализацию в соответствии с оценкой специалистов уровня индивидуальных образовательных возможностей учащегося и его образовательными потребностями. Позволяют максимально эффективно реализовать процесс обучения и воспитания учащихся и формировать участникам образовательного пространства комплекс оптимальных решений, в соответствии с возникающими ситуациями.
План состоит из четырёх направлений:
3) Логопедическое : Заполняется логопедом. Задаёт коррекционно-развивающее направление работы с учащимися. Определяет взаимоотношения участников образовательного процесса по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи.
4) Педагогическое : заполняется куратором и/или классным руководителем, определяет социальную адаптацию учащегося.
План индивидуального сопровождения объединяет усилия всех специалистов по созданию комплекса рекомендаций направленных на решение задач по обучению, воспитанию и проведению коррекционных мероприятий, если речь идет об учащихся с ОВЗ.
С учетом рекомендаций плана индивидуального сопровождения проводится коррекция карты образовательных возможностей и состав назначаемых образовательных ресурсов.
3. Формирование индивидуального учебного плана
Индивидуальный учебный план определяет:
● состав педагогов, в соответствии с уровнем их профессиональной компетентности,
● количество часов учебной нагрузки, в том числе дистанционно,
● назначение электронных образовательных ресурсов в соответствии с кодификатором.
Учащемуся рекомендуются категории электронно-образовательныго ресурса (ЭОР) по каждому предмету в соответствии с идентификатором образовательных ресурсов. 4. Учебный график.
Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.
В соответствии с графиком назначается:
● время учебных занятий,
● объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),
● формы и состав внеурочной деятельности,
● объем дистанционных занятий,
● время проведения лечебных и коррекционных мероприятий.
График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.
Учебный график формируется с учётом плана индивидуального сопровождения на основании карты образовательных возможностей. В соответствии с учебным графиком возможна корректировка ресурсной базы учащегося.
Данный компонент ИОТ, пожалуй, является самым важным. Он обеспечивает обратную связь в реализуемой системе, позволяет оценить эффективность сформированной индивидуальной образовательной траектории учащегося.
На рефлексивном этапе осуществляется:
● оценка достижений учащихся,
● проводится итоговый мониторинг УУД,
● итоговые диагностические контрольные работы.
Порядок формирования ИОТ
Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, ученика и его родителей, а для детей с ОВЗ и междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения.
В основе формирования ИОТ лежит стратегия сотрудничества всех участников образовательного процесса. При построении ИОТ рекомендуется назначить учащемуся педагога-куратора, обеспечивающего связь между всеми участниками.
Перечислим участников образовательного процесса и опишем их действия в процессе формирования ИОТ в соответствии с этапами.
родители участвуют в анкетировании
учащемуся назначается куратор; куратор анализирует анкеты и индивидуальные программы реабилитации (ИПР)
психолог заполняет карту образовательных возможностей (блок психолога), психолог и логопед заполняют план индивидуального сопровождения
куратор заполняет учебный план и учебный график, используя данные карты образовательных возможностей и плана индивидуального сопровождения.
педагоги всех учебных предметов проводят итоговые мониторинги и определяют уровень обученности, анализируют динамику развития ребёнка, возможность перехода учащегося из одной целевой группы в другую. Аттестация учащихся осуществляется по результатам четверти на основе промежуточных контрольных работ.
Для реализации ИОТ необходимо, чтобы и школьная ИОС, и оснащение рабочего места ученика соответствовали потребностям целевых групп. Целесообразно для каждой из групп установить свой стандарт оснащения.
Исходя из этого, можно сказать, что в традиционном образовании отсутствует выстраивание обучающимися личного мира знаний, что препятствует не только построению ими индивидуальных образовательных траекторий, но и творческой самореализации в целом.
Значит, задача педагога при реализации индивидуальной образовательной траектории в обучении состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого обучающегося. Опираясь на индивидуальные качества и способности, обучающийся выстраивает образовательный путь, а процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит в ходе образовательного движения по индивидуальным траекториям по каждому учебному предмету, и путь освоения этих предметов определяется не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого обучающегося.
ИОТ адекватна личностно-ориентированному образовательному процессу, специально разрабатывается для конкретного учащегося.
Предлагаемый инструмент формирования индивидуальных образовательных траекторий позволяет:
— индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.
— автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.
— проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.
— отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим обучать и воспитывать учеников с разным опытом и уровнем знаний в одном коллективе и нацеливать каждого ученика на достижение максимального результата, путём предоставления условий и мотиваций на основе выстроенных индивидуальных траекторий.
Нужно сказать об условиях необходимых для реализации ИОТ:
— правильности выбора ИОТ учащимся и их родителями,
-правильной организации учебно-воспитательного процесса, который включает в себя урочную и внеурочную деятельность, дистанционное обучение, самообразование, дополнительное образование, профильное обучение.
Нельзя сказать, что данный вопрос совершенно новый для нас. Мы используем ИОТ в работе :
-с надомниками (работая по индивидуальному плану),
Но ещё предстоит много сделать для создания условий успешного обучения и воспитания через грамотное выстраивание индивидуальной траектории развития учащихся.