Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Пушкин как личность

Пушкин как личность

Конечно, Пушкин, хотя интересовался «афеизмом» и Кораном, был христианином, но вера у поэта и особенно у ренессансного проявляется иначе, чем обычно у верующих, у того же царя. Она у него не столько морально-религиозная, а эстетическая по преимуществу, что мы наблюдаем и у мыслителей и художников эпохи Возрождения в Италии, в чем и состоит первопричина расцвета искусств, как было и в классической древности.

«Как жизнь поэта простодушна. » Это он о себе. Он был беспечен, прост, простодушен, что, правда, ему не всегда нравилось, и он, встрепенувшись, как орел, обнаруживал ум, к удивлению его друзей. И также, проявляя беспечность, он был как бы податлив, уступчив (по отношению к жене всегда, что весьма усложняло его жизнь впоследствии, и в взаимоотношениях с царем), но едва его честь задета, перед всякой опасностью, он становился спокоен и тверд, как перед поединком и на дуэли. И ценил в людях и в себе пуще всего мужество и отвагу, черта, присущая древним грекам.

С юности он страдал от своей внешности, своего «арапского безобразия», маски его судьбы, непосредственно связанной с Петром I, который, заметив смышленность в своем арапе, воспитал, как из своих денщиков, сподвижника в начинании, что нельзя уже воспринимать иначе, как Ренессанс, в условиях которого в Царском Селе юный Пушкин возрос душой: сосредоточенная грусть отрока, с пробуждением устремлений к славе в эпоху Отечественной войны 12 года, взлелеяла поэта, столь же античного, сколь чисто русского. Такого чистейшей воды, как бриллиант, классического поэта не было ни в эпоху Возрождения в странах Европы, ни в Новое время, алмазный венец Ренессанса в России.

Источник

Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Биография и творчество Пушкина

На прошлом уроке мы выяснили самое главное: изменение музы от ее классического облика к романтическому, а потом и реалистическому. И возвращаясь к восьмой главе «Евгения Онегина», можно обратить внимание, что историю своей музы, а между тем, и историю своей жизни, Пушкин рассказывает так, как будто бы она счастлива и свободна, складывалась и развивалась: лицей, Петербург, юг, Михайловское.

Но стоит обратить внимание на другое обстоятельство, которое нам хорошо известно, но не всегда соотносимо с этим отрывком, ведь все эти периоды биографической Пушкинской жизни были не просто не свободными периодами, а были периодами, организованными не Пушкинской волей: лицей – это решение его родителей; служба в Коллегии иностранных дел – тоже навязанная; юг – это недобровольный перевод по службе; Михайловское – действительная ссылка, которая оканчивается удивительно: Пушкин оказывается единственным официально помилованным ссыльным, что являлось волей императора, а не самого Пушкина. Когда же речь идет о втором Петербургском этапе жизни Пушкина, то мы понимаем, что эта ситуация не меньшей свободы. В 1831 году после женитьбы Пушкина молодожены проводят медовый месяц в Царском Селе, что, вероятно, тоже символично. Пушкин в начале своей новой семейной жизни возвращается в свою юность, в Царское Село. Там же по случаю холеры оказалась царская семья. Николай I

Рис. 1. Император Николай І ()

смотрит на возмужавшего Пушкина и отправляет его на службу в Министерство иностранных дел с особенным заданием: он теперь работает над историей Петра Великого.

Рис. 2. Император Петр Великий ()

Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

«К Чаадаеву» (1818), имеющее следующие особенности:

• написано в жанре дружеского послания;

• наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;

• развивается гражданская тема;

• присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;

✓ «Деревня» (1819), которое имеет следующие особенности:

• направлено против крепостного права и «барства дикого»;

• противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

• описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:

— труд как непременное условие жизни в деревне;

— точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;

— динамика в изображении явлений;

✓ »Узник» (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:

• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;

✓ «Анчар» (1828), имеющее следующие особенности:

• использование дерева как символа смерти и зла;

• осуждение рабства, деспотизма;

• утверждение свободы человеческой личности.

Жанр(от фр.genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы – эпос, лирика, драма. (Например, повесть – вид эпического жанра, комедия – вид драматического жанра, послание – вид лирического жанра, поэма – вид лиро-эпического жанра.) Каждый жанр обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

Принципы определения жанраПример (элегия)
Принадлежность к тому или иному литературному роду;Принадлежит к лирике
Преобладающее эстетическое качествоПредставляет собой философское размышление, окрашенное грустью;
Объем и структура произведенияСравнительно невелика по объему
ЖанрЧерты жанраПримеры
ОдаСтихотворение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном строе стиха. В поэзии классицизма ода являлась ведущим жанром высокого стиля.«Вольность» и др.
ПосланиеСтихотворное произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу или группе лиц, для которого характерны следующие черты: 1) отсутствие резких границ между поэзией и прозой жизни; 2) сочетание разностильного и разномасштабного; 3) вольная смена картин и тем, т.к. послание ориентировано на свободу дружеской беседы или письма (отсюда столкновение литературного и бытового материала, разностильность, композиционная неупорядоченность).«К Чаадаеву», «И.И Пущину» и др.
ЭлегияЛирическое стихотворение, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому. Основное чувство — чувство меланхолии, что определяет круг тем: неразделенная любовь, разлука с возлюбленной, скорбь об утраченной радости, чувство приближения безвременной смерти, наслаждение в страданиях и печали.«Деревня», «К морю», «Погасло дневное светило» и др.
ЭпиграммаСатирическое стихотворение небольшого объема, содержащее критическую оценку каких-либо общественно-политических событий или направленное в адрес частного лица.«На Аракчеева», «На кн. А.Н. Голицына» и др.
Мадригал *Небольшое стихотворение чаще любовного содержания, содержащее комплимент адресату, реже – философского содержания. Концовка мадригала, как правило, неожиданна, парадоксальна.«Ек. Н. Ушаковой», «Княгине З.А. Волконской» и др.
Лирическое стихотворениеЖанр лирики, ставший основным начиная со второй трети Х1Х в. и сохраняющий свои позиции до настоящего времени. Границы жанра лирического стихотворения размыты, что позволяет относить к нему лирические произведения самого разного содержания и формы. С точки зрения содержания традиционно выделяют гражданскую (политическую), любовную, пейзажную, философскую, медитативную и др. Подобное разделение условно, один и тот же лирический текст, как правило, представляет собой переплетение нескольких содержательных пластов.«Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Зимняя дорога». «Бесы» и др.
СонетТвердая стихотворная форма, стихотворение, состоящее из 14 строк. Классическая форма сонета предполагает наличие 2 катренов (четверостиший) и 2 терцетов (трехстиший). Существуют многочисленные варианты сонета, обусловленные отклонениями от классической формы.«Поэту», «Мадонна» и др.
Отрывок*Стихотворение, которому придана форма внешней незавершенности, но при этом обладающее внутренней эстетической цельностью.«Осень» и др.
Эпитафия*Надгробная надпись, преимущественно стихотворная, как правило, небольшого объема; может быть как реальной, так и фиктивной, т.е. представляющей собой стихотворение, предназначенное для публикации. В последнем случае эпитафия может носить шутливый, даже пародийный характер.«Моя эпитафия», «Эпитафия младенцу» и др.
Баллада *Лиро-эпический жанр:небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания.«Песни западных славян» и др.
Стансы*Небольшое элегическое стихотворение медитативного (реже – любовного) содержания, состоящего из четверостиший, каждое из которых представляет законченную мысль, объединенных общей темой.«Стансы» и др.

«Евгений Онегин»

ЖанрРоман в стихах
ТемаИзображение жизни человека и общества России конца 10-х-начала 20-х гг. XIX века
Основная проблемаВзаимоотношение человека и общества, влияние происходящих событий, изменяющихся обстоятельств на формирование характера человека
КонфликтМежду личностью и средой
ГеройТипичный представитель круга передовой дворянской молодежи
Особенности изображения человека в романеЭволюция характера под воздействием жизненных обстоятельств, «испытаний души»
Позиция автораАвтор не отождествляется с героем, стремится максимально объективно изобразить происходящее
Особенности композицииОтсутствие традиционного начала, открытый финал, наличие лирических отступлений; любовный конфликт, традиционно центральный для романа начала XIX века, оказывается на втором плане

Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

✓ «Чаадаеву» (1821), имеющее следующие особенности:

• ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания «К Чаадаеву» (1818);

• развивает мотив одиночества;

• дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;

✓ «19 октября» (1825), имеющее следующие особенности:

• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.

Тема свободы в творчестве Пушкина

Эта работа, которая открыла Пушкину возможность посещения исторических архивов, работы с закрытыми документами, привязывала его к Петербургу, из которого Пушкин хотел уехать куда угодно, но император его не пускал. Единственные две поездки, которые он совершил, это поездка без разрешения на Кавказ в 1829 г., за что был наказан, и единственная официально разрешенная командировка – это поездка в Оренбургскую губернию, когда Пушкин официально работает над сбором материала в связи с историей Пугачевского бунта. Он рвется из Петербурга, и единственное, что ему удается, это Михайловское и Болдино. Представить себе менее несвободную судьбу российского дворянина просто невозможно.

Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

✓ «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:

• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

✓ «Не пой, красавица, при мне…» (1828), имеющее следующие особенности:

• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

✓ «Я Вас любил…» (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:

• раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

• выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

• описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

• имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

• используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

• кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

Подражание в творчестве Пушкина

Сначала это будет творчество Батюшкова,

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Рис. 9. В.А. Жуковский ()

И действительно, говоря о своей лицейской музе, Пушкин выделит там два центральных жанра: послание и элегия. Поэтому в первом периоде лицейской жизни Пушкин будет ориентироваться на дружеское послание Батюшкова, а во втором – на элегию Жуковского. Пушкин действительно будет создавать произведения, в которых будет восстанавливать своеобразие художественной манеры своих учителей. Так, предположим, если речь идет о Батюшкове, то это послание «Городок», которое почти имитирует Батюшковские «Мои пенаты», если Жуковский, то это стихотворение «Певец», которое является вариацией стихотворения с тем же названием. Следует напомнить, что Жуковский и Батюшков создают существенно разные художественные миры, разные облики поэтов, разные облики их муз. Так, если поэт Батюшкова – это ленивец, философ, мудрец, мечтатель, эпикуреец, в своих мечтах наслаждающийся жизнью, традиция которого воспроизводит античную традицию, то в случае с Жуковским перед нами меланхолик, драматически переживающий свое земное существование, устремленный к небесному идеалу, чем близок к традиции христианского неоплатонического миропонимания. В этом смысле это два разных содержательных явления, трудно соотносимые друг с другом. Однако Пушкинские стихи, написанные в подражание Батюшкову, вызывают у Батюшкова такую серьезного рода реакцию, что однажды он приедет в лицей, чтобы познакомиться с этим юным дарованием. А чуть позже среагирует на одно из лицейских посланий «Юрьеву»

таким образом: нервно сжав листок с рукописью этого стихотворения, заметит, что если этот юнец так и дальше пойдет, то нам на Парнасе больше делать нечего. Те открытия, к которым старшие современники Пушкина шли длительным художественным развитием, этот по сути подросток воспроизводит с необычайной легкостью. Таким образом, перед нами удивительное свойство Пушкина, которое много позже Гнедич

в одном из посланий, обращенных Пушкину, неслучайно соотнесет его с Протеем –

древнегреческим мифологическим существом, способным принимать самые разнообразные формы. В итоге перед нами обнаружится изумительная особенность Пушкина художественно проникать не только в стили других авторов, но и в стили других народов и культур. Ведь в последующем он с точностью будет воспроизводить в своем творчестве, скажем, не только миры библейского Ветхого завета,

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Рис. 13. Ветхий завет ()

Он изобразит нам Средневековую Англию, Испанию. Поэтому ту удивительную особенность, которую много позже Достоевский

Рис. 15. Ф.М. Достоевский ()

определит как всемирную отзывчивость Пушкина, можно обнаружить в этой необычайной способности Пушкина улавливать и воспроизводить явления окружающего мира, иногда даже чуждые самому Пушкину.

Другая особенность, которая так же ярко проявляется уже в самом начале творческого пути Пушкина, это способность соединять несоединимые вещи. В частности, он не только подражает Батюшкову и Жуковскому, но соединяет их вместе. Если в первой половине лицейского творчества – это образы Батюшкова: поэт-ленивец и мудрец, то во второй – элегические образы Жуковского, связанные со смертью. И это все пишет мальчик в возрасте 15-16 лет, создавая ощущение некого сюжета, которые развернулся в его лицейской лирике от некого предшествующего счастья и наслаждения жизнью к полному его разочарованию. Более того, из этого сюжета он сделает стихотворения, и самое замечательное из них – это послание «Друзьям»:

Богами вам еще даны

Златые дни, златые ночи,

И томных дев устремлены

На вас внимательные очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный…

Все это сильно напоминает поэтическую мысль Батюшкова с призывом наслаждаться жизнью. А финальная строчка звучит так:

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнуся я.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

✓ «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:

• отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

• имеет мотивы декабристской поэзии;

• проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

• включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

✓ «Поэт» (1827), которое:

• перекликается с «Пророком»;

• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

✓ «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:

• раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;

• обличается невежество светской «черни» — толпы;

• используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

• дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

— недопустимость дидактики и морализаторства;

— воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

— свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

«Про лицей»

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась
)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Рис. 11. Император Александр I ()

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Рис. 12. М.М. Сперанский ()

В одном из стихотворений, посвященном 19 октября, Пушкин напишет «Дней Александровых прекрасные начала», связав само создание лицея с идеей создания новой России, нового государства, новых чиновников. Но уже даже из этого вступления становится понятно, что кое-что из этого удивительного лицейского плана осуществилось. И тут на ум приходит из первого, самого знаменитого выпуска Горчаков,

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

Рис. 13. А.М. Горчаков ()

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

В.К. Кюхельбекер. Именно в лицее развернулось нечто, что можно было бы назвать словесной республикой. Это и создание лицейских журналов, это и попытки вести некую литературно-художественную жизнь, которая не имела под собой никакого реального плана и педагогического усилии коллектива. Все это имело характер внутренней и особо ценимой самими лицеистами литературно-художественной деятельности. В это же лицейское время и Дельвиг, и Пушкин начинают публиковаться, причем в ведущих литературных журналах, например, в «Вестнике Европы», организованном Карамзиным.

Рис. 17. Н.М. Карамзин ()

В 1814 году выходит первое стихотворение Пушкина в печати «К другу стихотворцу», подписанное инициалами НКШП.

Рис. 18. Первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» ()

«Воспоминания в Царском селе»

Другим примером, демонстрирующим, с одной стороны, особенное положение лицейского Пушкина в кругу уже известных поэтов, может оказаться, пожалуй, самое известное стихотворение «Воспоминания в Царском селе»,

Рис. Автограф стихотворения «Воспоминания в Царском селе» ()

неслучайно помянутого Пушкиным в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил». Напомним, что ситуация складывалась таким образом, что лицеистам было известно то, что экзамен по русской литературе будет принимать олицетворение поэзии XVIII столетия Г.Р. Державин.

Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Смотреть картинку Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Картинка про Индивидуальность пушкина в чем заключалась. Фото Индивидуальность пушкина в чем заключалась

И как-то в связи этим сложилось впечатление о том, что Пушкин со своей удивительной способностью подражать стилям других авторов будет подражать этому автору. Но от попыток Пушкина придать этому стихотворению Державинский вид останется только одна – это правка первой строчки: изначально было так: «Навис покров угрюмой ночи». Но, когда обнаружил, что это будет Державин, Пушкин на всякий случай «ч» поправил на «щ», и получилась старославянская форма «нощи». Таким образом, эта деталь придает облик XVIII века, хотя, работая над этим произведением, Пушкин подражает исторической элегии Батюшкова «На развалинах замка в Швеции», где его лирический герой, блуждая по развалинам древнего рыцарского замка, вспоминает в своих мечтах о той жизни, которая когда-то разворачивалась здесь, противопоставляя героическому прошлому нынешнее безгероическое настоящее. В этом смысле, Пушкин подхватывает строфику и мотивы Батюшковского стихотворения: мы тоже гуляем, но не по развалинам, а по Екатерининскому саду,

Рис. 6. Екатерининский сад (Источник)

созерцая памятники воинским победам эпохи Екатерины ІІ,

Рис. 7. Императрица Екатерина ІІ ()

поэтому тоже возникает ощущение героического прошлого. Но неожиданно финал этой как бы исторической элегии заканчивается не элегически, а одически, потому что Пушкин вспомнить войну 1812 года, которая была недавно, нашу победу, славу русского народа. Таким образом, традиционная печальная историческая элегия Батюшкова под пером Пушкина соединится с одическим финалом. И опять возникнет соединение несоединимого. Безусловно, успех, который имели эти стихи у Державина, отразится на том, что этот текст будет известен и ближайшему окружению лучших русских поэтов, в частности, В.А. Жуковскому, который в этом же году напишет некую вариацию Пушкинскому стихотворению. Это будет тоже прогулка по императорским садам, правда сады будут другие. Это будет Павловск и элегия «Славянка». И здесь мы обнаруживаем, что наш юный поэт оказывается неким источником, творческим импульсом для создания произведений своих учителей и выдающихся к тому времени поэтов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *