Инфантицид в китае что это такое у людей
«Пропавшие женщины» и инфантицид в современном мире
Редакция журнала «Дичь» продолжает цикл статей о выдающихся женщинах и феминизме. Мы уже рассказывали вам, почему феминизм – это не про цветные подмышки и акции Femen (последняя из которых, очевидно, состоялась на балконе небоскреба в Дубае). Но на этот раз речь пойдет о более серьёзных причинах для борьбы за свержение патриархата.
Когда в Европе и Америке говорят о равенстве между мужчинами и женщинами, чаще всего имеют в виду положение в обществе, уровень заработной платы, возможности и отсутствие объективации. Женщины старого света уже отвоевали своё право на свободу и голос, а вот в некоторых регионах Ближнего Востока, Кавказа, Центральной Азии и Африки женщинам до сих пор приходиться бороться за самые базовые права человека, в том числе за право на жизнь.
Рассказываем кто такие «исчезнувшие женщины», как технологии способствуют новой охоте на ведьм и почему до сих пор широко распространен инфантицид девочек.
Согласно неофициальным исследованиям, каждый год в мире убивают около полумиллиона девочек. Лауреат Нобелевской премии Амартия Сеном впервые ввёл термин «пропавшие женщины» в 1990 году, когда подсчитал, что в Азии более ста миллионов женщин пропали без вести. Термин «исчезнувшие женщины» означает сокращение числа женщин по отношению к ожидаемому числу женщин в регионе. Пропавшие женщины – это результат селективных абортов, инфантицида, детских самоубийств, некачественного медицинского обслуживания и смертей из-за приданого (англ. dowry deaths)
Первый случай прерывания беременности из-за пола эмбриона был зафиксирован в 1975 году. «Эта дискриминационная практика в отношении неродившихся девочек широко распространена в странах с патриархальным укладом, совмещённым с приниженным статусом женщин в обществе. К ним относятся Китай, Вьетнам, Западная и Центральная Индия, Пакистан, закавказские республики (Армения, Азербайджан и Грузия), а также албаноязычные регионы Балкан». А рост доступности УЗИ в сельских регионах этих стран приводит к увеличению числа селективных абортов.
Неудивительно, что женщины будут продолжать пропадать в странах, где они не имеют никакой социальной и экономической «ценности» и могут существовать только внутри семьи. Общество, практикующее политику одного ребёнка на одну семью и культуру приданого, вынуждено отдавать предпочтение сыновьям. Так сочетание социокультурных и экономических факторов превращает женщину в невыгодное вложение. Селективные аборты требуют доступа к ресурсу и возможны только в благополучных регионах. Инфантицид девочек, в свою очередь, распространён в бедных регионах, там, где убийство ребенка становится экономическим выбором.
Результатом демографической политики Китая стали 50 миллионов молодых мужчин, которым никогда не найдется пары. Недостаток женщин будет стимулировать эмиграцию мужчин, однако такие союзы будут маловероятны, учитывая низкий уровень жизни в аграрно-патриархальных странах. К тому же, женщины, воспитанные в европейской культуре, вряд ли смогут выжить в подобной системе системе.
Однако, как вы уже могли заметить, и «внутри системы» выжить очень сложно. Выходя замуж, женщина становится частью семьи мужа, следовательно, она больше не является частью наследия своей семьи. Всё её приданое также становится собственностью её мужа и его семьи. Смерти из-за приданого – это случаи убийства или доведения до самоубийства женщин своими мужьями и новоиспечёнными родственниками из-за их недовольства приданым или из-за каких-либо конфликтов по поводу приданого. Чаще всего подобные случаи встречаются в Индии, Пакистане, Бангладеше и Иране. Смерти из-за приданого составляют 50% всех смертей женщин в Индии. Суициды становятся результатом непрекращающегося домашнего насилия и издевательств со стороны семьи мужа, а самым частым видом убийства является сжигание невесты. Согласно отчётам обвинительные приговоры выносятся только в 32% случаев.
История инфантицида девочек в Китае насчитывает более 2000 лет. Новорожденных девочек топили в реках и бросали в лесу, но самый изощренный способ убийства не оставлял ни единого следа. В мягкие кости черепа и жизненно важные органы новорожденных вставляли швейные иглы. Ребенок умирал от кровоизлияния или заражения крови, а на его теле не оставалось следов. Очевидно, что главной причиной истребления женщин является анализ выгоды и затрат. И в бедных и в благополучных регионах, где главенствует патриархальный уклад, женщина является не выгодным экономическим вложением. Социальная структура сконструирована не в пользу женщины и до тех пор, пока она остается прежней, пока женщина не играет никакой роли обществе, пропавших женщин будет становиться все больше и больше.
Женский инфантицид. Причины и последствия
Патриархальные общества требуют от женщин рожать мальчиков, а девочки в них часто считаются второсортными. Случается, что матерей, которые рожают девочек, избивают, а отцов называют «бракоделами».
Во многих странах и культурах мальчиков исторически ценили больше, чем девочек, и родители были готовы идти на крайние меры, чтобы заполучить наследника. Для этого существует целый термин — женский инфантицид, то есть убийство новорождённых девочек. С появлением современных технологий, которые позволяют определить пол будущего ребёнка до рождения, ситуация стала ещё сложнее: многие семьи избавляются от плода, просто потому что не хотят воспитывать девочку.
По данным ООН, в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии разница между числом мужчин и женщин – как минимум 170 миллионов. Сложная гендерная ситуация и на Кавказе.
Кифаят, Бавакан, Кистаман.
В Азербайджане есть традиция – на свадьбе брат жениха повязывает невесте красную ленточку как символ того, что до свадьбы она была девственницей. Потом он произносит фразу «Yeddi ogul isterem birce dene gız gəlin» – «Желаю семь сыновей и одну дочь-невестку». Также второй, третьей или четвертой дочери могут дать имя Гызбясти, Кифаят или Йетяр, что означает «хватит девочек».
В Армении, когда невесту приводят в дом жениха, ей вручают подарки, а потом на руки дают маленького ребенка – как правило мальчика, чтобы она родила сына для своей семьи. Нежеланным девочкам здесь дают имя Бавакан – «хватит».
В Дагестане таких дочерей называют Кистаман («хватит девочек») или Улангерек («давай мальчика»). Здесь есть пословицы – «Лучше бы ты мне камень родила» или «При рождении дочери углы комнаты сужаюся, при рождении сына потолочные балки поднимаются на одну пядь».
Первая страна, неизбежно всплывающая в обсуждении селективных абортов, — Китай. В китайских семьях всегда больше ценили мальчиков, а политика «одна семья — один ребёнок» и появление ультразвуковых исследований только усугубили ситуацию: в конце восьмидесятых годов прошлого века врачам в стране даже законодательно запретили раскрывать родителям пол будущего ребёнка, чтобы те не прерывали нежелательную беременность.
Но пол эмбрионов продолжают узнавать нелегально — бывает, например, и так, что жители нескольких деревень покупают собственный ультразвуковой аппарат. Правда, данные о количестве новорождённых девочек в Китае нельзя считать идеально точными: до снятия запрета на количество детей некоторые семьи не регистрировали дочерей, чтобы обойти правило об одном ребёнке, и продолжали пытаться завести сына.
Возникает порочный круг: именно социальное и экономическое неравенство стимулирует селективные аборты — а их последствия только усугубляют его. Например, в Индии и Китае из-за гендерного дисбаланса многие мужчины, которые хотят вступить в брак, не могут найти себе жён. Рост числа селективных абортов в этих странах связывают с ростом насилия, а также торговли людьми: например, появляется больше «заграничных жён» — женщин, которые приезжают из других стран, чтобы выйти замуж, и тех, кого привозят в страну насильно и принуждают к замужеству. К тому же такое положение дел только укрепляет представление о превосходстве мужчин над женщинами — рожать мальчиков по-прежнему считается более почётным.
Вьетнамских девушек воруют и продают в жены китайцам
В Китае сформировался черный рынок по торговле людьми, а точнее девушками из соседнего Вьетнама. По мнению экспертов это может привести к конфликту государственного масштаба.
Многих китайцев это вполне устраивает, так как женитьба на соотечественнице предполагает большие затраты: плата родителям невесты, расходы на застолье, приобретение жилья и переезд в него вместе с молодой женой. Гораздо проще для многих купить невесту на черном рынке, уверен координатор поддержанного ООН национального вьетнамского проекта по борьбе с похищениями людей Ха Ти Ван Хан.
Так как это явление стало приобретать массовый характер, то в городах и селах Вьетнама начали раздавать листовки, предупреждающие об угрозе похищения и объясняющие, как следует вести себя с незнакомцами.
Лишь немногим из похищенных и проданных зачастую их собственными родственниками женщин удается связаться с китайской полицией и вернуться во Вьетнам, где их встречают специальные центры, созданные в последние несколько лет именно для этих целей. Другие – менее удачливые – вынуждены становиться женами мужчин, купивших их для того, чтобы иметь наследников. Выходит, что они остаются в чужой стране нелегально, не имея никаких прав, и становятся матерями незаконнорожденных, однако сохраняющих отцовскую фамилию детей.
Источники: currenttime.тв, wonderzine.ком, bbc.ком, rueconomics.ру
Гендероцид и инфантицид как преступления против человечества в странах Азии и республиках бывшего Советского Союза: освещение проблемы в мировой прессе
Gendercide and Infanticide as a Crime Against Humanity in Asian Countries and the Former Soviet Union.
How Global Media is Tackling the Problem
Эбботт Софья Максовна
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Sofiabrook@gmail.com
Sofia M. Abbott
PhD in Philology, associate professor of the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Sofiabrook@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена проблеме гендероцида и инфантицида в Азии и республиках бывшего Советского Союза и почти что полному отсутствию внимания со стороны мировой прессы к данной теме. Автор раскрывает понятия гендероцида и инфантицида, отсутствующих в российской печати и лексике, подчеркивает недостаточное внимание со стороны мировой и российской прессы к проблеме, обращает внимание на угрозы для общества от данной проблемы и роли СМИ в ее решении.
Ключевые слова: гендероцид, инфантицид, аборт, стерилизация, дискриминация.
Abstracts
The article deals with the problem of gendercide and infanticide in Asian countries and the former Soviet Union and how poorly this subject is covered by global media. The author explains the meaning and extent of gendercide and infanticide – terminologies which are inexistent in the Russian press and lexicon. She emphasizes the lack of attention paid by the global media to this problem and draws the reader’s attention to the threat to humanity this problem is causing and what role the global media have to play in resolving it.
Key words: gendercide, infanticide, abortion, sterilization, discrimination.
По данным Китайской Академии общественных наук, к 2020 г. в Китае будет на 30–40 млн мужчин репродуктивного возраста больше, чем женщин. Это 30–40 млн одиноких и озлобленных мужчин, которые не смогут найти себе пару и создать семью. Минимум 100 млн девочек считаются «пропавшими», причиной тому являются аборты, убийства или полное отсутствие заботы о детях женского пола. К сожалению, эта цифра продолжает расти, но как в западной, так и в российской прессе не уделяется должного внимания проблеме гендероцида.
Проблема гендероцида и женского ифантицида ( infanticide − уничтожение по половому признаку и детоубийство или убийство матерью еще не рожденного или новорожденного ребенка) и ее освещение в мировой прессе поражает своей непропорциональностью. Материалы и публикации, посвященные данному вопросу, появляются время от времени в западной прессе с ужасающими заголовками и страшной статистикой, но это имеет скорее стихийный и сенсационный характер, чем осознанная борьба «четвертой власти» с явными нарушением прав человека.
Существует всего лишь одна газета «Великая эпоха» ( The Epoch Times), которая регулярно публикует материалы на данную тему и пытается разобраться в сложившемся безразличии остальной прессы и общественности к гендероциду. Впрочем, необходимо отметить, что данное издание сфокусировано исключительно на проблеме гендероцида в Китае, так как является экспертом по этой стране.
Независимость газеты «Великая эпоха» дает возможность передавать информацию более широкого масштаба и освещать самые разные мнения и вопросы, которые практически не освещаются другими средствами массовой информации. Потребность международной общественности в независимой информации обусловила достаточно быстрое образование издательств газеты, выходящей на разных языках в разных странах. Выпуск английского издания начался в сентябре 2003 г. в сети интернет, а в августе 2004 г. в Нью-Йорке вышло в свет первое печатное издание газеты. Версия газеты «Великая эпоха» на русском языке появилась в 2004 г. в электронном виде. В феврале 2005 г. вышел в свет первый номер печатной газеты «Великая эпоха». В России газета зарегистрирована как самостоятельная, независимая. Но общие единые тенденции в рамках международного проекта остаются основополагающими принципами для всех редакций в разных странах мира.
В других публикациях «Великой эпохи» приводится мнение о том, что американский президент никогда не будет критиковать политику Китая из-за больших долгов США перед Поднебесной. В то же время складывается впечатление, что российские СМИ вообще не считают эту проблему достойной обсуждения. Так, при анализе российских изданий выяснилось, что данный вопрос освещается практически только в интернет-изданиях, и то нерегулярно и крайне редко.
Рассмотрим обложку недавнего выпуска британского «Экономиста» ( The Economist), которая шокировала заголовком «Гендероцид. Что случилось со ста миллионами девочек» 9 и изображением розовых пинеток на черном фоне; она заставила еще раз осознать надвигающуюся гуманитарную катастрофу, которую упорно не хотят замечать в российской прессе.
«Откажешься от аборта − дом снесем, коров конфискуем»
В Китае испокон веков девочки считались обузой. Народная китайская пословица гласит, что растить дочь это все равно, что поливать огород соседа. Каждая семья мечтает о сыне не только как о продолжателе рода, но и кормильце, человеке, который будет заботиться о родителях в старости; разрешение иметь лишь одного ребенка естественным образом привело к инфантициду, а соответственно, и к гендероциду. Считается, что убийство девочек является продуктом взаимоотношений в традиционном патриархальном обществе, где ценность мужчины как такового всегда стоит на порядок выше ценности женщины. Некоторые исследователи возводят это явление в ранг геноцида против женщин, или геноцида по половому признаку.
Необходимо отметить, что официально гендерная селекция в Китае находится под запретом. Тем не менее на 100 родившихся девочек здесь приходится 119 мальчиков, хотя в целом на планете это соотношение составляет 100 к 107. Данные отчета, опубликованные 9 марта в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (UNDP), свидетельствуют о том, что дискриминационная гендерная политика, проводимая правительствами ряда стран Азии, привела к потере как минимум 100 млн женщин.
В 2007 г. мировые СМИ осветили историю китаянки Луо Куифен, ставшей одной из многочисленных жертв демографической политики КНР. Однажды, придя к врачу с жалобой на плохое самочувствие, женщина не могла даже предположить, что причиной ее недомоганий окажутся 26 иголок, в детстве вогнанных ей в тело. Луо Куифен – вторая девочка в семье. Врачи предполагают, что несколько иголок было введено новорожденной в роднички. Бабушка и дедушка решили избавить семью от бремени, и то, что Луо осталась в живых, по словам ее лечащих врачей, «настоящее чудо».
Практика истребления девочек актуальна не только в Китае, но и в таких странах, как Южная Корея, Индия, странах Северной Африки и в бывших Советских республиках.
Как предотвратить падение неба
Вселяет надежду, что Китайские чиновники начинают признавать, что подавляющим большинством из неродившихся детей были девочки. Положение стало настолько плачевным, что правительство забеспокоилось и объявило о принятии пакета новых программ, которые должны полностью изменить сложившуюся тенденцию. Государственный комитет по народонаселению и планированию семьи приступил к реализации экспериментального проекта, получившего название «Забота о девочках», который включает разработку системы льгот и поощрений для рождения девочек в различных частях страны.
Все перечисленные выше страны должны повысить ценность девочек в глазах своего народа, поощрять образование среди женщин, дать им право наследования, возможность участвовать в социальной, политической и общественной деятельности. Создать больницы, где аборты по половому признаку будут решительно невозможны. Проводить масштабные акции с привлечением прессы, телевидения, кинематографа. Мао Цзэдун говорил: «Женщины держат половину неба». Мир должен сделать все возможное, чтобы «небо не рухнуло».
На схеме показано количество мальчиков по отношению к 100 девочкам (2000−2005 гг., по данным ООН) в странах, где такое соотношение не является естественным (естественное соотношение не должно превышать 105 мальчиков на 100 девочек).
Более 100 миллионов китайских мужчин не имеют шансов найти себе жену
В Азербайджане хотят принять закон «О репродуктивном здоровье и планировании семьи», ибо упала рождаемость девочек. Демографический перегиб наблюдается в Китае, где миллионы мужчин не имеют шансов жениться.
ТАЙНЫ ПОЛА
Наибольшую дискуссию в Азербайджане вызвало одно из положений законопроекта, запрещающее врачам сообщать родителям пол будущего ребенка. Сейчас действует практика, когда врач самостоятельно решает этот вопрос.
Законопроект вынесен на рассмотрение парламента Азербайджана, и, как сообщали СМИ, он возник в связи со сложившимся ненормальным соотношением полов родившихся детей.
Комментируя ситуацию, депутат Милли Меджлиса Эльмира Ахундова обратила внимание, что в Азербайджане появилось огромное
количество УЗИ-кабинетов, специализирующихся исключительно на определении пола.
Нельзя сказать, что такая реакция в азербайджанском парламенте является преобладающей. Парламентарии явно расходятся во мнении в этом вопросе.
Председатель парламентского комитета по социальной политике Хады Раджабли категорически против запрета оглашения пола будущего ребенка в Азербайджане. Хады Раджабли уверена, что Азербайджан не может себе позволить идти против технологического прогресса.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕКОС
Тем временем в азербайджанских СМИ продолжает обсуждаться статистика, касающаяся демографической тенденции в последние годы. Число новорожденных мальчиков существенно превышает количество новорожденных девочек. За последние 12 лет мальчиков родилось в три раза больше, чем девочек.
Если взять первые шесть классов азербайджанской школы, то среднестатистическое соотношение полов – 16 мальчиков и 6 девочек в каждом классе.
Кстати, вопросы, связанные с таким демографическим перекосом, уже ранее как минимум дважды обсуждались в парламенте Азербайджана, но после довольно бурных дебатов законопроект отправляли на доработку.
Судя по сообщениям, власти встревожены тем, что подобная ситуация может привести к демографическому кризису и руководство Азербайджана пробует через парламент взять под контроль этот аспект планирования семьи.
ГЕНОЦИД ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ
Кстати феномен убийств матерями девочек в зародыше или уже родившихся является довольно распространенным явлением в некоторых странах третьего мира.
Это даже приобрело свое отдельное название женского инфантицида. В переводе infanticide означает детоубийство или убийство матерью еще не рожденного или новорожденного ребенка.
Женский инфантицид очень сильно проявляется в двух самых населенных государствах мира – Китае и Индии. Считается, что убийство девочек является продуктом взаимоотношений в традиционном патриархальном обществе, где ценность мужчины как такового всегда стоит на порядок выше ценности женщины.
Некоторые исследователи возводят это явление в ранг геноцида против женщин, или геноцида по половому признаку. Кстати, демографической наукой отмечено, что такое отношение к женщине проявлялось и в центре Европы. Например, в той же Греции буквально перед началом новой эры еще практиковалось массовое истребление новорожденных девочек.
Что касается Индии и Китая, то демографическая летопись детоубийств и новорожденных девочек началась практически с 19-го века. Описание разнообразных путей умерщвления новорожденных девочек в деталях наполняют страницы летописи истории Индии, но не только истории.
Уже в конце 20-го и в начале 21-го века раздаются вопросы наподобие того, что в марте 1995 года канадский журнал женских исследований вывел в название: «Располагает ли какими-то правами девочка, живущая в Индии?»
КИТАЯНОК ВСЁ МЕНЬШЕ
Традиция инфантицида, а особенно детоубийства девочек, существовала в Китае тоже довольно давно, задолго до возникновения
Китайской Народной Республики в 1949 году.
Китайские исторические записи полны фактов массовых умерщвлений матерями своих маленьких дочерей. В последние несколько десятилетий, как отмечают демографические наблюдатели, в этом процессе активную роль стало играть само государство.
Это привело к тому, что Всемирная организация здравоохранения вынуждена была в 1997 году издать специальное сообщение об исчезновении более 50 миллионов китайских женщин, считавшихся «пропавшими».
Китайская Академия социальных наук уже годы и годы назад обращала внимание на колоссальный демографический перегиб, возникший в китайском обществе в связи с диспропорцией между мужским и женским полами.
Более 100 миллионов китайских мужчин не имеют шансов найти себе жену, и это порождает серьезные проблемы в обществе, переходящие в криминал.
Древняя традиция инфантицида: зачем люди убивают своих детей?
С древнейших времен у людей самых разных культур существовала традиция убийства новорожденных. Причины — разные: социально-экономические, культурные, религиозные. Но девочек среди жертв всегда было значительно больше, чем мальчиков. WAS рассказывает об инфантициде и гендерциде.
Многие могли запомнить из школьного курса истории жуткий факт: в знаменитой суровостью воспитания своих граждан древней Спарте больных и слабых младенцев сбрасывали со скалы. Легенда оказалась ложной: в 1904 году археологи изучили найденные кости у подножия хребта Тайгет — там был лишь один младенец, остальные — взрослые от 18 до 35 лет. В 1980–2007 годы в ущелье спускались десятки экспедиций, но детских останков больше найти не удалось.
БРОСИТЬ ИЛИ СЪЕСТЬ
Древние люди жили в экстремальных условиях, им некогда было заниматься детьми, когда те рождались слабыми или больными, или если мать умирала в родах. Благодаря некоторым примитивным культурам мы знаем, что ребенок с физическим уродством мог считаться плодом воздействия злых духов.
Останки убитых и съеденных с уровня TD6 на участке Гран-Долина Сьерра-де-Атапуэрка (Бургос, Испания) являются самыми древними свидетельствами каннибализма у людей. Источник: University of Nebraska–Lincoln
ВЫБРОСИТЬ ЗА ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ
В аграрных цивилизациях Ближнего Востока — Междуречье, Финикия, Карфаген — детей убивали не столько из практичных, сколько и из ритуальных соображений, принося в жертву различным богам. Менее печальной участь детей была в Египте, где человеческие жертвоприношения не практиковались и было принято выкармливать даже незаконнорожденных, и в Древней Иудее. Иудейская религия строго запрещала не только человеческие жертвы, но и любые формы детоубийства. Произошедшие позднее от иудаизма мировые религии — христианство и ислам — также занимали бескомпромиссную позицию относительно инфантицида.
В классической древнегреческой цивилизации человеческие жертвоприношения уже считались варварством, но маленьких детей с заметными дефектами развития выносили за пределы городских стен, где те и погибали. Решение принимал отец или совет старейшин. Убийство законных детей даже состоятельными родителями было привычным делом.
Как и во многих культурах, особенно лишними там считали девочек: их надо было кормить, одевать, а потом они выходили замуж, переставая помогать по хозяйству родной семье. Американский историк и психолог Ллойд ДеМос приводит такие цифры. В 228 году до нашей эры в 79 семьях, получивших гражданство в древнегреческом городе Милете, было 118 мальчиков и только 28 девочек. Как правило, в одной семье было несколько сыновей, но не больше одной дочери. Угадайте, что делали с рождавшимися девочками.
«Стремиться к тому, чтобы зачатый плод не увидел света, а если он не может быть изгнан, то держать его так, как будто не имелось для него пищи».
Вазописец Иксиона. Амфора «Медея убивает одного из своих сыновей», сцена из трагедии Эврипида, 330 года до н. э. Источник: Лувр / Wikimedia Commons
ВСЕ РЕШИТ ОТЕЦ
«Я до сих пор в Александрии. /…/ Заклинаю тебя позаботиться о нашем малыше. Как только нам выплатят жалованье, я сразу же отправлю тебе деньги. Если родится мальчик (да благословит тебя Фортуна!) — оставь его, если девочка — избавься от нее».
В 2011 году на месте римского поселения в Хамблдене в 80 км от Лондона археологи обнаружили большое захоронение младенцев одного дня от роду — всего 97 человек. Ранее, в 1988 году, похожее место нашли возле израильского Ашкелона на территории бывшего древнеримского поселения. При раскопках канализации там были найдены кости около сотни малышей в возрасте до 3 дней. Вероятно, это место было специально приспособлено для избавления от неугодных детей. Подобные захоронения находят и на территории других поселений Римской империи.
Детский скелет с римской виллы Бигнор, недалеко от Чичестера, Англия, 3 век до н.э. Фото: Nilfanion / CC BY-SA 4.0
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАКТИКИ
Древние германцы топили детей до того, как они «вкусят пищи», кельты пускали их на щите по течению, поляки до 12 века избавлялись от уродливых младенцев. С принятием христианства количество убийств уменьшилось, так как Церковь рассматривала инфантицид как страшный грех. Подключилось государственное законодательство.
Так, в Каролине — уголовно-судебном уложении императора Священной Римской империи Карла V — говорилось, что «женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, /…/ да будет заживо погребена и пробита колом». Во Франции за такое сжигали на костре. Баварский гражданский кодекс 1756 года предусматривал отсечение головы матери за убийство ребенка «из страха или стыда». В некоторых странах уголовные законы сулили более мягкое наказание для убийцы некрещеного, незаконнорожденного или ребенка с отклонениями.
Тем не менее позднесредневековые метрические книги показывают неравное соотношение полов крещеных детей — 120–160 мальчиков на 100 девочек. Гендерцид продолжался.
В разгар эпохи Просвещения, в 1741 году, известный лондонский чудак и благотворитель, судовладелец Томас Корам открыл первый Дом для внебрачных детей. Его поднимали на смех, а традиционные моралисты порицали: это, мол, даст право взрослым не заботиться о своих детях, а взвалить ее на плечи благотворителей. На что Корам парировал, что уже не может видеть детские трупики в сточных канавах. Постепенно в других городах Европы стали открываться подобные приюты. Впрочем, до конца 19 века мертвых младенцев еще очень часто находили на городских улицах.
«Избиение младенцев», картина Питера Пауля Рубенса, 1637 год. Источник: The Thompson Collection / Art Gallery of Ontario
УБИТЬ, НО КАК БЫ СЛУЧАЙНО
На Руси детоубийство практиковали тоже весьма активно, чаще убивали также девочек. Считается, что это обставляли как трагическую случайность — мать роняла ребенка или душила его, как бы нечаянно навалившись во сне. Другие способы избавиться от нежеланных детей, особенно неродных, отражены в несколько измененном виде в известных сказках — когда злая мачеха просто отправляет падчерицу зимой в лес. Однако уже в конце 16 века в сводах законов появляются наказания за инфантицид.
В третьей редакции Литовского статута уже четко оговорены санкции за детоубийство. Документ различает убийство ребенка, совершенное законными родителями и незамужней матерью. В первом случае наказание — 1 год и 6 недель заключения в башне замка, а потом — четырехкратное в течение года публичное покаяние в церкви, во втором — казнь женщины и всякого, кто помогал ей избавиться от ребенка.
Литовский статут стал источником московского Соборного уложения 1649 года царя Алексея Михайловича. Потому в Московии санкции были похожими:
«А буде отец или мати сына или дочь убиет до смерти, их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».
А за убийство матерью незаконнорожденного ребенка — смертная казнь. Понятно, подобные законодательные меры были больше направлены на предотвращение супружеских измен, а не на защиту детей.
В 1835 году, когда в Российской империи был принят закон об обязательной судебной экспертизе, в качестве экспертов стали приглашать медиков. Тогда появились известные и сегодня диагнозы: послеродовая депрессия, синдром внезапной детской смертности, несколько оправдывающие роженицу, пошедшую на убийство младенца.
В современном обществе практика инфантицида продолжает существовать. И если в развитых западных государствах — это единичные случаи, то в развивающихся европейских странах с большим количеством социально-экономических проблем, детоубийство встречается чаще. Выброшенные в мусорные баки младенцы — тому подтверждение. Впрочем, в Европе все-таки нет тенденции убивать именно девочек. Чего не скажешь про современную Азию.
Русская женщина бросает своих детей на съедение волкам, гравюра Шарля-Мишеля Жофруа. Источник: Lacroix, Frédéric (d. 1864). Les mystères de la Russie: Tableau politique et morale de l’empire Russe. Paris, Pagnerre, 1845
АЗИАТСКИЕ РЕАЛИИ
Чуть больше повезло мусульманкам. До распространения ислама во многих азиатских странах девочек закапывали живьем в землю. Но Коран объявил это грехом: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех». Теперь в исламских странах рождение дочери может считаться проклятием, но хотя бы не приводит к ее смерти.
«Растить дочь все равно, что поливать огород соседа»,— китайская поговорка.
Рождение сына в Китае почетно и связано с древней традицией, когда раз в год китайцы идут на могилы родственников и сжигают там специальные ритуальные предметы — «деньги», утварь, «дома», как бы передавая их для комфортной жизни в потустороннем мире. Право такой передачи есть только у сыновей. Не желая на том свете остаться без подарков, в средние века ненужных дочерей топили или выбрасывали на свалку.
Почти по таким же традициям жила Индия. Там только сын имеет право зажечь погребальный костер и совершать ритуальные обряды. Также в Индии очень трепетно относятся к даури — традиции приданого невесты, которое копится годами. Не удивительно, что с такими традициями растить дочь было категорически невыгодно во все времена. Даже в современной Индии на периферии до сих пор прицельно убивают младенцев женского пола.
Погребение девочки-младенца живьем в Китае, гравюра 1865 года. Источник: Wesleyan Methodist Missionary society / Wikimedia Commons
СМЕРТЬ ПОСЛЕ УЗИ
В 1979 году в Китае на волне страха перенаселенности была принята программа «Одна семья — один ребенок». После распространения технологии определения пола будущего ребенка по УЗИ, женщины начали массово делать аборты в случае, если плод женского пола. В Индии программа ограничения рождаемости действует до сих пор. Жители, имеющие более двух детей, лишаются некоторых льгот, не могут избираться в местное самоуправление.
Когда правительства обеих стран запретили определять пол по УЗИ, это привело лишь к тому, что нежеланных дочерей стали бросать на улице. В 2016 в КНР семьям разрешили иметь по двое детей, но во многих селах и сейчас можно увидеть надписи: «Запрещается дискриминировать, истязать, бросать младенцев женского пола».
По данным экономиста и нобелевского лауреата из Индии Амартия Сена, в 1990 году странам Азии уже не хватало около 100 миллионов девочек. Селективные аборты и убийства новорожденных вызвали демографический перекос. И он может усугубиться после недавнего открытия японских ученых.