Информатика в начальной школе для чего

Уроки информатики в начальных классах

Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический курс изучения информатики (I-VI классы). В связи с этим требуют решения вопросы по выявлению особенностей применения компьютеров в учебном процессе начальной школы. Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий

Опыт работы с учениками в начальных классах показывает, что на уроках можно и нужно использовать учебник­тетрадь под редакцией Горячева А.В. “Информатика в играх и задачах”. Необходимо сделать так, чтобы ученики выполняли задания сначала в рабочей тетради, затем на компьютере, с целью рационального использования времени в компьютерном классе. Конечно, предстоит трудоемкая работа по созданию заданий на компьютерах. Но для учителя информатики составление таких уроков не сложно, и много времени затрачивается только в первый год преподавания. В дальнейшем можно пользоваться этими электронными заданиями и создавать новые. В перспективе уроки смогут вести учителя начальных классов, пройдя соответствующее обучение.

Особенно хочется отметить, что наличие интерактивной доски облегчает объяснение темы и расширяет возможности учителя. И ученики с большим удовольствием рисуют электронным маркером и работают им у доски.

Цели и задачи занятия:

Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид занятия: Одинарное. Продолжительность – 40 минут.

Примерный план занятия

Название этапа занятияВремя в минутах
Организационный момент1 мин.
Подготовка к восприятию5 мин.
Изложение нового материала10 мин.
Работа на компьютере15 мин.
Физпауза1 мин.
Закрепление нового материала6 мин.
Подведение итога занятия2 мин.

Подготовка к восприятию нового материала

На интерактивной доске перетащить мышкой картинки в соответствие

живой и неживой природе.

Выполняют задание ученики на доске.

Ответы проанализировать вместе с детьми.

Изучение нового материала

Необходимо Найти обозначение каждого множества в таблице и закрасить круги на рисунке. Делаем совместно: на интерактивной доске 1 ученик используя заливку, остальные ученики в тетради. (Задание 5 в тетради )

Множество может включать в себя другие множества.

Работа на компьютере

Обсуждаются этапы работы на компьютере.

2.Обсуждаются этапы работы “Расселяем множества”.

Необходимо выявить общее свойство предметов данного множества.

Перетащить необходимые элементы множеств в соответствующие фигуры мышкой.

Необходимо определить от какого типа рисунка, провести стрелку к паре множеств Слайд2.

Выполнить упражнения на релаксацию зрения.

Закрепление нового материала

Выполнить задание 7 в тетрадях. Или на компьютере Слайд3

Домашнее задание : Задание 4,6 в тетради

Подобные уроки можно проводить на каждом уроке информатики в на слайде 4-9 можно посмотреть, как это делается применительно к другим темам.

Источник

Зачем нужна информатика в школе?

Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо — повышается компьютерная грамотность детей. А с другой — зачем нужна информатика в начальной школе?

Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте — значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.

Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Что изучают на уроках информатики?

Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…

Что же изучали мы на уроках информатики?

Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» — вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.

Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Посмотрим на оглавление.

5 класс:

6 класс:

7 класс:

8 класс:

9 класс:

10 класс:

11 класс:

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.

А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…

Зачем нужна информатика?

Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Вот список того, что бы я включил в данный курс:

Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?

Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!

С уважением, Сергей Чесноков

Как вам статья?

Задайте вопрос специалисту в комментариях

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Есть такая (китайская, кажется) поговорка: «Дай голодному человеку рыбу, и он будет сегодня сыт. Научи его же ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь.» Лично я обеими руками за изучение алгоритмов, машинной логики, принципам формирования интерфейсов и т.п. А вот работе с конкретными программами можно вообще не обучать — если человек знает всю подноготную технологий, то уж с программкой-то разберется запросто. Это как бы выбор между мыслительными процессами в головном мозге и простым обезьянством.

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Ещё добавлю:
«Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).»

Стоимость этой проги непосильна для школ, так что лучше пусть учат Гимп, принципы работы в растровых графических редакторах очень схожи. И на винде тоже зацикливаться не надо, есть более десятка разных актуальных операционок, так что тут лучше будет зубрить само понятие «ОС», структуру и функции.

Информатика в начальной школе для чего. Смотреть фото Информатика в начальной школе для чего. Смотреть картинку Информатика в начальной школе для чего. Картинка про Информатика в начальной школе для чего. Фото Информатика в начальной школе для чего

Сергей, вот с этим постом я в корне не согласен, и считаю с точностью наоборот. То, что ты предлагаешь — это умеют делать 90% детей, имеющих компьютеры, а кто не умеет, сами научаться.

Информатика же — это наука. А в раннем возрасте она дает даже не столько какие-то знания, сколько учит логическому мышлению, математически складывает ум, учит создавать и т.п. Сейчас, вот стали очень популярны кружки по робототехнике, где дети, например, делают из обычных конструкторов «роботов» и учатся их программировать.

И в том, что никакой пользы от этого всего нет, я тоже в корне не согласен. Сейчас все завязано на IT, любая отрасль. И детям не обязательно становиться программистами или системными администраторами. Есть масса очень хорошо оплачиваемых близких специальностей, начиная от «сетевиков», заканчивая «ИБ-шниками».

Да и вообще, кому из нас пригодилась физика, химия, да даже математика (считать научились, и нормально)? Но в школе все это преподают и будут преподавать (я надеюсь). Также и информатика — это базис для множества будущих специальностей, которые весьма востребованы, кстати. И рост востребованности будет продолжаться. Так что, я за то, чтобы информатику преподавали с ранних классов.

Тут еще вот в чем момент. Нельзя забывать, что мы живем в России =) И большинство учителей информатики у нас учат только тому, как печатать в Ворде =))) Увы, но это так, особенно на периферии.

Источник

ЗАЧЕМ ИНФОРМАТИКА НУЖНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЗАЧЕМ ИНФОРМАТИКА НУЖНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сенгалиева Айгуль Темирхановна

Фёдоровская ОСОШ №1

От человека в современном мире, на самых различных рабочих местах и в самых разных жизненных ролях сегодня требуется не то, что сто, пятьдесят, или даже 25 лет назад. Требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетентности, а не конкретных знаний. Любые конкретный знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Школа не может остаться в стороне от этого процесса. Уже в начальной школе мы должны обеспечить больший приоритет умению изложить свою мысль, по сравнению с отсутствием грязи в тетради, способности понять новую задачу, по сравнению с безошибочным перемножением трехзначных чисел. Сегодня этот сдвиг приоритетов школьного образования реален и необходим, и решающую роль в нем играют информационные и коммуникационные технологии.

Роль ИКТ в начальной школе – прежде всего повысить эффективность учебной деятельности по всем предметам, увеличить мотивацию. В большинстве начальных классов основные предметы ведет один учитель, во многих школах можно гибко организовать учебное пространство в классе, расположить компьютеры, спланировать учебное время и виды деятельности, спланировать освоение нужных информационных технологий, начиная с работы с изображением и звуком и работу с клавиатурным тренажером (нагруженным и задачами грамотности).

Нынешний дошкольник достаточно наслышан о компьютерных мирах. В лексиконе малыша фигурируют файлы, диски, дискеты, и он отлично знает, что за мышь живет в компьютере. Хорошо, если взрослые в семье используют компьютер (если таковой имеется) по назначению. Иначе у ребенка складывается стереотип: компьютер – игрушки (как правило “стрелялки”). Да и живейший обмен информацией с коллегами-малолетками по детсадовской группе этому способствует!

И вот здесь моя задача со знанием психологии этого возраста приложить все усилия, для того, чтобы разрушить стереотип, если он уже сложился, и не допустить его возникновения, когда его нет. В реалиях нашего бытия воспитание нормального, правильного отношения к компьютеру оказывается важнейшим компонентом формирования личности ребенка.

Доступных программных средств для этого предостаточно. Если, к примеру, ребенок научится рисовать в графическом редакторе или создавать графические композиции в текстовом процессоре Microsoft Word, мультики – средствами Power Point, то работа за компьютером превратится для него в увлекательный творческий процесс.

Учащиеся начальной школы, как правило, уже имеют определенные представления о компьютере и компьютерных программах. Моя задача, как учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы систематизировать эти стихийно сложившиеся представления и связать их с основными понятиями информатики.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач.

Данная педагогическая система рассматривает цели, задачи, содержание и особенности преподавания информатики в начальной школе. Новизна ее в том, что значительное место в ней отводится проблеме применения ИКТ на уроках информатики.

первая особенность преподавания информатики в начальной школе – поддержка курса обучения.

Вторая особенность преподавания информатики в начальной школе – смена вида деятельности из-за неумения детей долго сосредотачиваться на одном упражнении. Эту проблему можно решать с помощью устной работы на уроке информатики. Ей отведено большое место, потому что в это время можно и нужно подготовить детей к работе на компьютере, развить их внимание, проверить знания и навыки, уделить время развитию логического и алгоритмического мышления.

Третья особенность – забота о здоровье детей (уроки информатики проходят в компьютерном классе). Уроки предполагают строго дозированную работу за компьютером. В частности в 1 классе – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут (в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями и нормами). Кроме того, в начальной школе на каждом уроке я провожу физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия тоже проводятся в виде игры и очень нравятся детям.

Использование компьютерных заданий является одним из компонентов учебного процесса и применяю я их там, где это целесообразно. Определяю:

какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

какие уроки целесообразно делать компьютерными;

как организовать компьютерные занятия.

Я выделяю следующие этапы разработки применения компьютерных заданий :

Выбор учебного предмета или конкретного его раздела.

Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.

Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.

Выбор программных средств для разработки заданий.

Разработка компьютерных заданий с использованием программных средств.

Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.

Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса.

Многие годы основное назначение начальной школы состояло в том, чтобы дать детям навыки письма, чтения, счета, познания окружающего мира. Введение системы полного среднего образования по-новому поставило этот вопрос, поскольку начальная школа должна выполнять функции внутри целостной системы среднего образования.

Акцент в содержании начального образования должен сместиться с обучения собственно письму, чтению, счету на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка.

Список использованной литературы :

Клаузен, Петер Компьютеры и роботы / Пер. с нем. С. И. Деркунской. – М.: ООО «ГТ «Издательство Мир книги», 2010.

Симонович С. В., Евсеев Г. А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, Инфорком – Пресс, 2006.

Источник

Особенности преподавания информатики и ИКТ в начальной школе

Особенности преподавания информатики и ИКТ в начальной школе Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности.

Актуальность изучения информатики в начальных классах выражается в том, что рано или поздно (скорее всё же рано) дети начинают использовать компьютер – использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Причем очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте.

Так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память, поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

– овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

– формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;

– развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др. ).

Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т. е. :

– Знакомство с основными понятиями и их отношениями как общими: информация, язык, знания, модель, алгоритм, структура и др. так и частными: данные, таблицы данных, объекты, имена, значения, условия, структуры записей процедурных ответов.

– Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).

– Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию (запись для некоторого типа процедурных ответов простейшей структуры типа «ветвление», «выбор», «цикл»), решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных).

Обучение информатики предполагает не только овладение учащимися компьютерной грамотностью, но и также формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения мыслить логически.

Существуют различные подходы к изучению курса информатики в начальных классах, которые отражены в учебно-методических комплектах.

Так же актуальным остается вопрос о том, кто должен преподавать информатику в начальных классах: учитель начальных классов или учитель– предметник?

Ведение уроков информатики требует от учителя начальных классов владения методиками введения понятий информатики, освоения компьютерных технологий на уровне, который позволил бы вести практическую часть урока информатики с использованием компьютера. Этот момент не всегда возможен.

Учитель же информатики владеет содержанием предмета, но у него могут возникнуть трудности, так как обучение младших школьников требует специальных знаний психологических особенностей.

Чтобы однозначно ответь на этот вопрос необходимо выбрать одно из двух направлений пропедевтического изучения информатики – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере – с другой.

Это дает школе возможность сделать выбор по своему вкусу и по своим возможностям.

В нашей гимназии материально-техническая база позволила сделать упор на «технологическое» направление, доверив преподавание учителю информатики.

Что касается структуры самого урока информатики, то можно выделить следующие этапы:

– проверка домашнего задания (до 5 минут),

– изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе, компьютера),

– закрепление материала (около 7 минут),

– практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности),

– обсуждение результатов, подведение итогов (5 минут).

В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

Работа на компьютере должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для учащихся 2-4 классов время работы на компьютере составляет не более 15 минут. Исходя из этого, целесообразно разделить урок на 2 части: 1 часть урока это работа с тетрадью, учебником, а вторая – работа за компьютером. Очень важно, чтобы за каждым ребенком было закреплено рабочее место, это поможет избежать беспорядка при переходе за компьютеры.

Предмет информатики реализует различные межпредметные связи, то есть при его изучении практические задания по информатике наполняются различным предметным содержанием.

В начале урока при актуализации опорных знаний кроме проверки домашнего задания можно проводить так называемые «пятиминутки», когда дети выступают со своими сообщениями на заданную тему. Во 2 классе это могут быть загадки, пословицы и поговорки о труде, о природе, о животных. В 3-4 классах, когда понятие информатики и информации становится более осознанным, предлагается подобрать «информативные сообщения», например, о космосе, о морях, о явлениях природ, о народных приметах. Это является своеобразной «гимнастикой для ума», дети с удовольствием читают дополнительный материал, делятся своими «открытиями» с товарищами.

На уроках присутствуют сказочные герои : исполнительный робот Боб, незадачливый инопланетянин Янт, весёлые человечки Бом, Бим, Бум, герои известных сказок и фантастические существа, которых нужно расселить, чему-то обучить, дать им имя.

Курс информатики построен таким образом, что движение вперёд идёт как будто по спирали: темы повторяются, но каждый раз на качественно новом витке. Например, при изучении понятия «множества, подмножества, пересечение и объединение множеств» во 2 классе проводится игра «Прогулка по лесу», когда в один «мешок» дети собирают зверей, а в другой птиц. В 3– классе идёт возвращение к этому понятию, но уже на более высоком уровне, множества изображаются геометрическими фигурами и условия разбиения предметов по множествам становятся более сложными.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач.

Важно помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *