Информатизация библиотеки что это

Информатизация библиотеки что это

В современном информационном мире на смену принципу «Образование на всю жизнь» пришел принцип «Образование в течение всей жизни». Невозможно предугадать, какие знания потребуются нашему пользователю завтра. Поэтому, главное требование педагогической науки сегодня – научить учиться, а не давать готовый набор знаний. Развитие этих навыков необходимо для того, чтобы пользователь в дальнейшем сам мог ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно повышать свой образовательный уровень.

Развитие профессионального образования сегодня невозможно без обеспечения информационной поддержки учебных процессов. От состояния информационных ресурсов библиотеки и качества предоставляемых услуг напрямую зависит качество образования в техникуме. Поэтому библиотека, как главный социальный институт, организующий сбор, хранение и использование информационных ресурсов, является неотъемлемым компонентом процесса информатизации техникума.

Информатизация библиотеки: зачем она нужна студентам и взрослым?

ПРЕЖДЕ чем приступить к освещению заявленной темы, позвольте привести выводы.

Сегодня изменяется основной принцип развития библиотеки: от накопления информации внутри библиотеки мы стремимся перейти к предоставлению информации, распределённой по удалённым местам хранения, в том числе в Интернете.

Таким образом, основной характеристикой библиотеки становится не количество книг в фондах, а количество и разнообразие источников информации, доступ к которым может предоставить библиотека.

Пользователей уже не интересует, есть ли в фондах библиотек тот или иной документ, а им важно, откроют ли для них библиотеки доступ к нужной информации. Будет ли это сделано через традиционную книгу в фонде, или через онлайновую полнотекстовую базу данных, или через оперативную электронную доставку документа, или через доступ к “свободному” Интернету, становится не столь существенным для пользователей, гораздо важнее для них скорость и удобство в получении информации. Ориентация на оперативное получение нужной информации реализуется в концепции библиотек как “информационных ворот” (information gateway) и веб-сайтов библиотек как “информационных порталов” (information portals). Такое понимание библиотек очень близко по духу и к пониманию современных образовательных технологий, предполагающих беспрепятственное свободное оперирование широким спектром информационных источников независимо от их формата.

Ну, а теперь обо всём по порядку.

Изменения в библиотеке: наступление по всем фронтам

Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация процессов профессионального образования… Вокруг этого выстраивается повседневная работа библиотекаря. Ничего не поделаешь: образование переживает непростое время перемен и библиотека – вместе с ней.

В подавляющем большинстве случаев под модернизацией работы в библиотеке понимается активное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Надо сказать, что такой подход характерен не только для библиотечного сообщества, но и для руководителей в области культуры и профессионального образования.

Да и в обществе в целом бытует мнение (которое, кстати сказать, охотно поддерживают сами IT-специалисты), что информационные технологии являются главным стратегическим ресурсом, решающим звеном в общем развитии любой организации, средством оптимизации работы… и так далее.

Чаще всего, аргументируя внедрение ИКТ в деятельность библиотеки, мы говорим: «ИКТ есть средство повышения эффективности деятельности библиотек». И это действительно так.

Только это далеко не единственный и даже иногда не самый первостепенно важный (. ) способ повышения эффективности и улучшения качества работы библиотеки.

Для достижения действительно нового качества работы и информационного обслуживания пользователей (всех-всех, и нынешних, и потенциальных, которые ещё сами не знают об этом) одного применения ИКТ недостаточно. Наряду с технологическими нововведениями необходимы организационные изменения в работе библиотеки (!), а также новые навыки/технологии работы в библиотеке (которым надо учиться).

То есть определяющими в процессе модернизации (инновационной деятельности, трансформации – называйте это так, как вам удобно) являются уже не только ИКТ, а ещё и принципы и технологии работы библиотеки в условиях формирования информационного общества. Да, да, уж простите за выспренность и «глобальность» последних слов. Но в мире сегодня «информация правит бал».

Подчеркну, что одно направление работы не исключает другие, а дополняет. То есть вся деятельность не осуществляется последовательно: «от внедрения ИКТ переходим к организационным изменениям, а потом займёмся поиском новых технологий работы». Процесс преобразований запускается одновременно, и всё происходит параллельно.

Итак, для осуществления процессов качественных преобразований требуется наступление по трём «фронтам»:

Заниматься внедрением ИКТ.

Проводить организационные изменения. При этом важно критически оценить и проанализировать организационную структуру библиотеки. Надо помнить, что развитие процессов информатизации ведёт не только к организационным изменениям внутри библиотеки и новому характеру организационных отношений в ней. Со временем изменения приводят к организационным переменам в образовательном учреждении и к трансформации всего комплекса отношений библиотеки с внешней средой.

Учиться новым технологиям/навыкам работы.

Что означают для библиотекаря информационные технологии?

Чаще всего ИКТ рассматривают как (градация по значимости):

• инструмент интенсификации деятельности библиотеки, т.е. совершенствования внутренних процессов;

• средство предоставления новых услуг в электронной форме, т.е. совершенствования внешних процессов – работы с пользователями;

• форму информационного взаимодействия.

Так вот, на практике более всего уделяется внимание первой позиции. По многим оценкам, в России до сих пор в рамках процесса информатизации чаще всего осуществляется скорее автоматизация работы, которая выражается в оснащении компьютерами и оргтехникой. То есть более всего оптимизируются внутренние процессы, вместо того чтобы упрощать процедуры предоставления услуг пользователям. Тогда как, по моему мнению, расстановка приоритетов должна быть следующей (и именно в библиотеке техникума, поскольку собственных ресурсов в ней мало и ей необходимо ориентироваться на использование, заимствование внешней информации):

• Форма информационного взаимодействия. Ориентируясь в первую очередь на потребности пользователя, мы вынуждены перейти от фрагментарности информационного взаимодействия к действительной, системной интеграции.

• Средство предоставления новых услуг в электронной форме (т.е. совершенствование работы с пользователями). Сервисность выступает приоритетным направлением развития во всём мире и во всех сферах деятельности.

(Мы не можем быть «вещью в себе». Это недопустимо как с экономической, так и с социальной точки зрения. Ориентация на «услуговость» позволит библиотеке не только демонстрировать свою значимость в техникуме, но и укреплять положение в социуме, в глазах родителей, что при благоприятном развитии событий способно привести к дополнительным инвестициям в библиотеку.

Услуги могут предоставляться и непосредственно в библиотеке, и в «онлайновом» режиме через сайт техникума/библиотеки (в будущем). Они могут быть разработаны как самой библиотекой, так и в сотрудничестве с другими библиотеками (публичными, вузовскими, школьными), учреждениями культуры и профессионального образования.

• Инструмент интенсификации деятельности библиотеки (совершенствование внутренних библиотечных процессов).

Полагаю, что выстраивание такой «пирамиды ценностей» сделает очевидной необходимость развития информационных технологий в библиотеке не только для библиотекарей, но и для директора, администрации техникума, родителей, спонсоров, потенциальных инвесторов.

Осваиваем электронную среду

Электронное комплектование. Специалисты Британской библиотеки считают, что комплектование должно быть «слепым» к форматам и ориентироваться исключительно на качественные (содержательные) критерии. И с этим мнением трудно не согласиться.

Вместе с тем надо отметить, что всеобщая компьютеризация действительно открыла новую эру в комплектовании фондов. Появились:

новые источники комплектования: сетевые магазины, коллекторы, издательские сайты;

новые способы комплектования: доступ к электронным базам данных, создание цифровых копий;

новые средства ведения комплектования: электронная почта, ноутбук, сканер и др.

Это позволяет решать многие вопросы, практически не отходя от рабочего места.

С помощью Интернета сегодня можно оперативно навести всевозможные справки о том или ином издании или издательстве. Интернет сделал абсолютно прозрачным вопрос о цене издания, так как почти всегда можно сравнить предлагаемую поставщиком цену на книгу с её стоимостью на книжном рынке. В «онлайновом» режиме в любой момент можно проверить наличие книги в библиотеках или в продаже, а если есть цифровое изображение титульного листа, переплёта, корешков, страниц, то можно более объективно оценить её внешний вид.

Электронная подписка. Сегодня во всём мире бурно растёт интерес к электронным изданиям. Это стало характерным и для России. Экономические сложности в стране привели к снижению финансирования для приобретения периодических изданий. Издательства начали предлагать электронные версии своих изданий, что особенно заманчиво в сочетании с развитием доступа к Интернету в библиотеках.

«Онлайновые» ресурсы. Чего только нет в Сети! И многие библиотеки с удовольствием начинают пополнять свои фонды «онлайновыми» материалами. В этой связи – некоторые темы для размышления. Создавая «онлайновую» коллекцию материалов, будет ли библиотека дублировать бумажные фонды или только дополнит их? Как библиотеке найти оптимальный баланс между старыми и новыми источниками информации? Видимо, целесообразно учитывать следующее:

• количество и виды имеющихся и необходимых изданий;

• стоимость изданий и стоимость доступа к старым и новым средствам информации;

• широту распространения информации за пределами библиотеки, интенсивность её использования.

В связи с использованием электронных ресурсов возникает масса вопросов самого различного толка: организационных, юридических, финансовых, управленческих. Особенно хочется обратить ваше внимание на необходимость соблюдения норм авторского права. Проблемы авторского права и интеллектуальной собственности особенно актуальны сегодня в связи со вступлением в силу четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Необходимо чёткое понимание того экономико-правового поля, в котором с 1 января 2008 года осуществляется деятельность библиотек.

А завершим сегодняшние размышления об особенностях процессов информатизации в библиотеке «списком добрых дел», которые мы вполне можем творить уже сейчас.

Как грамотно выстроить работу библиотек в условиях «интернетизации» страны и отечественного образования? Что должна и может сделать библиотека?

Во-первых, осмыслить процессы информатизации в применении к библиотеке, что мы и постарались сегодня сделать.

Во-вторых, обозначить свою позицию по данному вопросу. Позиция очевидна: для библиотек смысл работы в Сети должен связываться, в первую очередь, с использованием предлагаемых там ресурсов в поддержку профессионального образования.

При этом работа должна выстраиваться с соблюдением простого, но важного баланса: максимизировать позитивные моменты внедрения информационных технологий, которые поддерживают цели образования, и в тоже время пытаться минимизировать негатив и опасности, которые могут возникнуть при применении технологий. [И здесь между строк читайте – об интернет-зависимости, об избыточной информации, которую наши «продвинутые» дети потребляют без меры, и – главное! – без всякой на то необходимости.]

В-третьих, предложить конкретные направления работы.

• В попытке достичь обозначенного выше баланса в применении информационных технологий библиотека должны опираться на чёткую установленную стратегию, то есть на продуманный план действий. Такая стратегия может быть письменно закреплена как внутритехникумовский документ, например «Заявление об ответственности за использование Интернета». В нём предельно ясно, точно должна быть выражена позиция техникума и библиотеки, а также должны быть чётко «прописаны» условия использования Интернета в образовательном учреждении.

• Необходимо определить конкретные области и методы применения информационных технологий в учебных, образовательных, воспитательных целях. Таким образом, будет продемонстрирована обоснованность и разумность их использования в библиотеке.

• Кроме того, необходимо установить правила и нормы использования информационных технологий для студентов в библиотеке техникума. Необходимы определённые технические решения: фильтрация контента.

• Библиотекарь в сотрудничестве со специалистами может составить «Рекомендации по соблюдению норм авторского права для педагогов, библиотекарей, студентов». Вероятно, достаточно и одного прецедента (с печально известным директором школы), чтобы задуматься над этой проблемой и обезопасить свою работу.

• Необходимо регулярное обучение использованию информационных технологий, причём в первую очередь обучать необходимо педагогов, библиотекарей.

• Необходимо единое место доступа ко всем ресурсам в поддержку профессионального образования. Нужно по крайней мере одно особое информационно-мультимедийно-образовательное помещение – среда, доступная для всех. Полагаю, совершенно очевидно, что это – библиотека (называйте её как угодно: информационный центр, медиатека и проч. Но, мы решили назвать БИЦ – Библиотечно-информационный центр). Она способна быть не только местом централизованного расположения всех ресурсов, но и своеобразным «полигоном», местом испытания использования новых методик обучения с применением ИКТ. Поэтому в техникуме создан мультимедийный зал.

И это только часть предложений, которые могут исходить из библиотеки.

…Знаете, процессом использования ИКТ надо не только наслаждаться, но и управлять. Собственно, мы не изобретаем велосипед, всё уже было в нашей жизни. Вспомните руководство чтением. Почему же не быть руководству использованием ИКТ в техникуме и библиотеке.

Поэтому мной и разработана программа «Информатизации библиотеки и создания Библиотечно-информационного центра на 2012-2015 гг.». (Презентацию см. здесь! )

Развитие профессионального образования сегодня невозможно без обеспечения информационной поддержки учебных процессов. От состояния информационных ресурсов библиотеки и качества предоставляемых услуг напрямую зависит качество образования в техникуме. Поэтому библиотека, как главный социальный институт, организующий сбор, хранение и использование информационных ресурсов, является неотъемлемым компонентом процесса информатизации техникума.

Главной целью информатизации библиотечных процессов является полное и оперативное информационное обеспечение образовательного, научного и воспитательного процессов техникума, за счет формирования и использования информационных ресурсов различной генерации, на основе внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Для реализации поставленных целей и интеграции библиотеки в научно- информационное пространство техникума, по основным направлениям информатизации библиотеки, сотрудниками библиотеки должны быть решены следующие задачи по основным направлениям информатизации библиотеки:

Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.

Основными направлениями работы библиотеки в области информатизации являются:

Комплексная автоматизация всех библиотечных процессов на базе АБИС VIRTUA;

Формирование электронной библиотеки. Развитие Медиатеки.

Организация обучения пользователей. Развитие информационной культуры. Повышение квалификации сотрудников библиотеки;

Развитие корпоративного сотрудничества в области информатизации с подразделениями техникума, библиотеками, информационными центрами и организациями. Участие в совместных проектах;

Организация работы по развитию материально-технической базы библиотеки.

Структура Библиотечно-информационного центра. БИЦ будет выполнять следующие функции:

2. Информационного центра – быстрый поиск информации, здесь будут собраны все электронные ресурсы техникума, в том числе и ресурсы, созданные преподавателями техникума;

3. Телекоммуникационного центра , на базе которого будет существовать и постоянно обновляться сайт техникума и БИЦ.

Разработан План поэтапной реализации Программы.

К сильной стороне работы библиотеки (которую необходимо внедрить) следует отнести следующие два направления (они внесены в план внедрения Программы):

· Автоматизация библиотечных процессов.

· Формирование электронной библиотеки.

Источник

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Светлана Владимировна Шпенст,

МБОУ «Красногвардейская гимназия»,

Красногвардейский район, Оренбургская область

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

XXI век… Век небывалого технического прогресса, век высоких скоростей и новейших технологий. Век, когда почти в каждом доме есть компьютерная техника, когда использование Интернета стало ежедневной потребностью.

В условиях информатизации школы и общества самым важным для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.

Это выводит на первый план такие задачи, как:

накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;

ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;

создание и наполнение баз данных по методике и образованию;

помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;

систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;

воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.

Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:

расширение информационного пространства библиотеки;

автоматизация библиотечных процессов;

использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.

В свою очередь, эти направления реализуются в следующих видах деятельности:

расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам;

внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем;

накопление и организация электронных ресурсов;

создание собственных цифровых ресурсов;

создание сайтов, веб-страниц;

формирование информационной грамотности;

интеграция библиотечных продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы.

Библиотека Красногвардейской гимназии

как информационно-ресурсный центр

Какой должна стать в условиях современной школы библиотека?

В стандартах нового поколения школьная библиотека рассматривается как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.

Стать библиотекой, соответствующей требованиям времени, быть центром информации, внедрения и развития ИКТ в школе, оказывать всемерную помощь учебно-образовательному процессу – таковы основные направления работы нашей библиотеки.

Участие в конкурсе «Школа Оренбуржья» в 2012 году помогло нам соответствовать этому статусу. Победа принесла грант в размере 150 тысяч рублей, который по инициативе администрации гимназии был направлен на обновление библиотеки.

Как известно, немаловажное значение имеет интерьер помещения. Комфортная, удобная обстановка является необходимым условием для работы читателя. Поэтому в первую очередь полностью заменили мебель: приобрели стеллажи и шкафы для книг и учебников, каталожный шкаф, библиотечную кафедру. Кроме того, приобрели современный телевизор, многофункциональное устройство, принтер, новые компьютеры. Новые электронные книги были выданы лучшим ученикам в личное пользование на весь учебный год (Приложения 1,2,3).

Также были автоматизированы рабочие места библиотекаря и пользователя. Компьютеры в библиотеке соединены локальной сетью со всеми компьютерами гимназии и подключены к высокоскоростному Интернету.

Одним из приоритетных направлений работы библиотеки является освоение информационных технологий, создание электронных баз данных, внедрение новых форм обслуживания, внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем. Это и позволило сегодня работать по программе 1С ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА, которая позволяет автоматизировать многие библиотечные процессы: работу с читателями, комплектование, отчетные формы. Заложен электронный каталог учебников и книг. Созданы электронные суммарные книги на учебную и фондовую литературу.

Как мы сегодня работаем по информационному сопровождению образовательного пространства гимназии?

Большую помощь оказывает библиотека гимназии в подготовке и проведении различных конкурсов, фестивалей. Активно используются возможности дистанционных форм повышения уровня самообразования: вебинаров, сетевых проектов

Кроме того, организуются выставки программного обеспечения учебного процесса; аудиовизуальных средств обучения; учебно-методической литературы; материалов педагогического опыта.

Успешная работа библиотеки невозможна без регулярного пополнения фонда.

Наряду с традиционными документами, фонд пополняется электронными носителями: энциклопедиями и справочниками, мультимедийными программами, тренажерами и др.

Создан Банк педагогической информации, где сосредоточены работы научно-методической и исследовательской деятельности учителей и учащихся, творческие работы.

Всем участникам образовательного пространства предоставляется доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, создаются условия для работы с информацией на различных видах носителей.

При выполнении проектов учащиеся широко используют новые информационные технологии (поиск дополнительной информации в Интернет и на компакт-дисках, выполнение расчетов, графиков, диаграмм с помощью таблиц EXCEL, оформление работ с помощью текстовых редакторов и др.

На сайте гимназии создана веб-страничка библиотеки, где можно познакомиться с правилами пользования библиотекой, новинками литературы, рекомендательными списками http://ksoh2.ucoz.ru/index/0-52 (Приложение 10).

Являясь информационно-ресурсным центром образовательного учреждения «Красногвардейская гимназия», библиотека призвана формировать информационную культуру.

Как известно, под информационной культурой личности мы понимаем «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий».

Обеспечение свободного доступа к различным источникам информации для самостоятельной, самообразовательной и профессиональной деятельности участников образовательного процесса.

Накопление и организация фонда информационных ресурсов в соответствии с информационными потребностями всех участников педагогического процесса.

Создание условий для включения учащихся и учителей в проектную деятельность на базе медиатеки.

Наращивание материально-технической базы медиатеки.

Фонд медиатеки составляет свыше 2500 документов, включая аудио- и видео-документы, диски, электронные папки, цифровые носители (Приложение 4).

БПИ – банк педагогической информации. Это информация на съемных носителях, лазерных дисках. В БПИ поступают электронные версии педагогической прессы гимназии, передовой опыт, разработки уроков, внеклассных мероприятий, фото- и видео-документы.

БД – база данных. Создано 37 предметных папок. Здесь собрана информация нормативно-правового характера, педагогические статьи, рекомендации, тематические обзоры – библиографические списки (Приложение 5).

На протяжении нескольких лет мы объединяем усилия с работниками центральной районной детской библиотеки и Донской модельной библиотеки, на базе которых проходят занятия внеклассного чтения, эстетического воспитания (Приложение 7).

Развитие творческих способностей наших учеников происходит на основе знакомства с произведениями мировой и русской детской литературной классики. Дети рисуют иллюстрации, пишут сочинения и отзывы, участвуют в театральных постановках. Процесс проходит в рамках тематических периодов. Традиционными являются праздничные утренники, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (Приложение 8).

Таким образом, информационная среда библиотеки гимназии сегодня является как ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.

Список используемой литературы

Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры [Текст] /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, №7. – С. 34-38.

Крук Н.В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве [Текст]/ Н.В. Крук // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 23-29.

Чудинова В.П. Дети, библиотеки и новые массовые информационные технологии [Текст]/ В.П. Чудинова// Библиотековедение. – 2002. – №5. – С. 40-50.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *