Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами — товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

В условиях регулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

См. также: Субъекты рынка Функции рынка

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Таким образом, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

Помимо этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

К сведению. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация (от лат. information разъяснение) — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг (от англ. consulting — консультативный) — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, так как оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании (от англ. auditor — ревизор) — это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.

Таким образом, инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Источник

5.3. Инфраструктура рынка

5.3. Инфраструктура рынка

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Как видно, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Возведение не-инфраструктура

Возведение не-инфраструктура Если у вас есть и готовность, и возможность читать эту книгу, то я рискну предположить, что вы располагаете как минимум одним банковским счетом, а скорее всего – больше чем одним, а также миллионами способов получить доступ к своим деньгам,

6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка

6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка Для эффективного функционирования инвестиционного рынка (рынка финансирования, капитала), конечной целью которого является перелив свободного капитала в реальные инвестиционные проекты, необходима слаженная работа многих

7.1. Национальная инновационная инфраструктура

7.1. Национальная инновационная инфраструктура Инновационные проекты характерны тем, что для их финансирования используется специальный тип финансирования – венчурное. Рисунок 23 наглядно показывает, какое место занимает финансирование инновационных проектов среди

Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 4.1. Классификация инновационных организаций по секторам науки и сферам деятельности 4.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий 4.3. Технологический аудит 4.4. Бенчмаркинг, выявление технологических эталонов 4.5.

Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ

Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ Поговорим о тех, кого мы встретим на фондовом рынке и из каких составных частей этот рынок состоит – об инфраструктуре.Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от

5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации

5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации Емкость рынка определяется совокупным объемом продаж на нем конкретного вида продукции в течение определенного периода времени в натуральном или стоимостном выражении. Данный показатель характеризует

6.3. Инфраструктура рынка

6.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование

2. Структура и инфраструктура предприятий

2. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными

6. Инфраструктура рынка

6. Инфраструктура рынка Инфраструктура рынка включает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен. Организационно—правовые и экономические составляющие инфраструктуры

8. Структура и инфраструктура предприятий

8. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными

5.3. Инфраструктура рынка

5.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование

Глава 4. Исполнители и инфраструктура

Глава 4. Исполнители и инфраструктура Как организовать работу участников процесса Помните, в самом начале мы писали про Боба – корпоративного героя? Отличный парень, правда? Однако в организации с хорошо отлаженными процессами для таких героев нет места. Точнее

Проектирование, исполнители и инфраструктура

Проектирование, исполнители и инфраструктура Члены команд по проектированию получали от работы массу удовольствия. Они были счастливы испробовать новые методы и реализовать свои идеи, о чем мечтали уже много лет. Даже те, кто не участвовал в проектировании, а помогал

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Эта система предоставляет информацию, необходимую для управления процессами ЧР. Она может быть в виде базы данных работников и системы начисления зарплаты и в дальнейшем расширена за счет таких

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг Инфраструктура рынка ценных бумаг – сложная система институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование рынка ценных бумаг путем создания необходимых условий деятельности его участников.В инфраструктуру рынка ценных

Источник

8. Инфраструктура рынка

8. Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка включает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен. Организационно-правовые и экономические составляющие инфраструктуры рынка:

2) кредитная, банковская, налоговая, страховая, таможенная системы;

3) биржи: товарно-сырьевые, фондовые, валютные, труда;

4) транспорт и связь.

Правовая база рынка как цельный, связанный комплекс кодексов отсутствует. Основой правовой базы рынка являются Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Первый из них регламентирует все стороны деятельности фирмы, а второй – взаимоотношения с государством.

Что касается банковско-кредитной составляющей, то на рынке активно выступают как отдельные банки, так и банковские организации (союзы) и фонды, которые также занимаются кредитной деятельностью.

Таможенная система представлена на рынке таможенными организациями отдельных стран либо групп стран (Европейский союз).

Тарифное регулирование осуществляется посредством классического инструмента внешнеторговой политики – таможенных пошлин и таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне.

Биржи являются очень важным, весомым элементом рыночной инфраструктуры.

На крупных биржах мирового значения реализуются огромные количества биржевых товаров, но что более важно, на крупных мировых биржах (сырьевых, валютных, товарных, фондовых) устанавливаются цены, с которыми вынуждены считаться участники соответствующих рынков всего мира, от них зависят рыночная ситуация, положение дел внутри стран.

Цены на нефть и другие ресурсы, материалы и сырье, курсы валют, котировки ценных бумаг устанавливаются на крупных мировых биржах (на Лондонской, Нью-Йоркской и других биржах). Без них в современном мире практически невозможно функционирование экономики, предприятий.

Транспорт – первый появившийся элемент инфраструктуры. Транспортные связи – важная и непременная составляющая функционирования экономических отношений между предприятиями. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг от поставщика к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью.

Вне транспортного обслуживания трудно представить процесс обращения товаров и услуг. Хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров от одних фирм к другим. Транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем.

Все виды транспорта (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи. Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:

1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Возведение не-инфраструктура

Возведение не-инфраструктура Если у вас есть и готовность, и возможность читать эту книгу, то я рискну предположить, что вы располагаете как минимум одним банковским счетом, а скорее всего – больше чем одним, а также миллионами способов получить доступ к своим деньгам,

6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка

6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка Для эффективного функционирования инвестиционного рынка (рынка финансирования, капитала), конечной целью которого является перелив свободного капитала в реальные инвестиционные проекты, необходима слаженная работа многих

7.1. Национальная инновационная инфраструктура

7.1. Национальная инновационная инфраструктура Инновационные проекты характерны тем, что для их финансирования используется специальный тип финансирования – венчурное. Рисунок 23 наглядно показывает, какое место занимает финансирование инновационных проектов среди

Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 4.1. Классификация инновационных организаций по секторам науки и сферам деятельности 4.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий 4.3. Технологический аудит 4.4. Бенчмаркинг, выявление технологических эталонов 4.5.

Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ

Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ Поговорим о тех, кого мы встретим на фондовом рынке и из каких составных частей этот рынок состоит – об инфраструктуре.Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от

5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации

5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации Емкость рынка определяется совокупным объемом продаж на нем конкретного вида продукции в течение определенного периода времени в натуральном или стоимостном выражении. Данный показатель характеризует

6.3. Инфраструктура рынка

6.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование

2. Структура и инфраструктура предприятий

2. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными

6. Инфраструктура рынка

6. Инфраструктура рынка Инфраструктура рынка включает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен. Организационно—правовые и экономические составляющие инфраструктуры

8. Структура и инфраструктура предприятий

8. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными

5.3. Инфраструктура рынка

5.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование

Глава 4. Исполнители и инфраструктура

Глава 4. Исполнители и инфраструктура Как организовать работу участников процесса Помните, в самом начале мы писали про Боба – корпоративного героя? Отличный парень, правда? Однако в организации с хорошо отлаженными процессами для таких героев нет места. Точнее

Проектирование, исполнители и инфраструктура

Проектирование, исполнители и инфраструктура Члены команд по проектированию получали от работы массу удовольствия. Они были счастливы испробовать новые методы и реализовать свои идеи, о чем мечтали уже много лет. Даже те, кто не участвовал в проектировании, а помогал

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Эта система предоставляет информацию, необходимую для управления процессами ЧР. Она может быть в виде базы данных работников и системы начисления зарплаты и в дальнейшем расширена за счет таких

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг Инфраструктура рынка ценных бумаг – сложная система институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование рынка ценных бумаг путем создания необходимых условий деятельности его участников.В инфраструктуру рынка ценных

Источник

Инфраструктура рынка, ее роль и основные элементы.

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

2.1. Понятие и функции инфраструктуры рынка.

Инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. [3]

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:

а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

б) регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют эти субъекты по разным критериям. [6]

Обеспечивающая функция – есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.
Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.

Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.

2.2. Элементы инфраструктуры рынка.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка: 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и др. формы организационного небиржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регу лирования занятости населения и центры гос. и негос. содействия занятости (биржи труда); 6) информ. технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хоз.ственного риска и страховые компании; 9) торговые палаты, другие общ., добровольные и гос. объединения (ассоциации) деловых кругов; 10) таможенная система; 11) профсоюзы работающих по найму; 12) коммерческо-выставочные комплексы; 13) система высшего и среднего экон. образования; 14) аудиторские компании (аудит – комплексная ревизия финансово-хоз. деятельности фирмы, которая позволяет определить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса); 15) консультативные (консалтинговые) компании (работа специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса; 16) общественные и гос. фонды, предназначенные для стимули рования деловой активности; 17) спец. зоны свободного предпринимательства. (см. рис. 2.1) [3]

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Рис. 2.1.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

Рыночная инфраструктура выступает как институционализированная трансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являются соответствующиеинституты,в которых образуются трансакции. Их можно разделить на две группы –институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками. [6]

Товарные потокии потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций. [6]

Денежные потокипроходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины. [6]

Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости. Следует однако отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры – как частные, так и государственные. Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.

В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Однако, при всей его исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему. Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве ее материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что реализовало бы активную функцию рыночной инфраструктуры. В качестве этого «нечто» выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры со всей экономической системой.

Вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.
Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей, как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума.

Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах.

3.Фискальная политика.Ее виды.

3.1. Фиксальная политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это комплекс государственных мер по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на национальную экономику. Фискальную политику проводит правительство. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использования в целях решения социально-экономических проблем страны. [4]

Для реализации целей фискальной политики (экономический рост, полная занятость, стабильность цен) государство использует два основных инструмента: изменение ставок налогообложения и изменение государственных расходов. Инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, а их уменьшение ведет к сокращению совокупного спроса, так как государственные расходы являются частью совокупных расходов. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

3.2. Виды фискальной политики.

I)По характеру воздействия на экономику в зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. [7]

Стимулирующая фискальная политика — осуществляется в период спада экономической активности для оживления экономики путем увеличения государственных расходов (повышение зарплаты бюджетникам, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры и другой финансовой помощи) или снижения налогов.

Во время спада совокупный спрос, как правило, слишком низок, чтобы обеспечивать полную занятость ресурсов. Государство может стимулировать совокупный спрос с помощью увеличения своих расходов или снижения налогов, возможно с одновременным применением этих двух мер. Эти действия часто приводят к дефициту бюджета, так как государство тратит больше средств, чем собирает в форме налогов. Рост государственных расходов без повышения налогов или снижение налогов без сокращения государственных расходов способствует росту совокупного спроса. Такая фискальная политика стимулирует расширение производства, повышает уровень занятости, инфляцию, а возможно и то и другое.

Сдерживающая фискальная политика — проводится в условиях экономического «бума», в период инфляции, соответственно направлена на сокращение совокупного спроса, для чего сокращаются правительственные расходы, трансферты и увеличиваются налоги. [4]

Если уровень совокупного спроса слишком высок, государство может сократить свои расходы, в том числе финансовую помощь (трансферты), повысить налоги либо проделать все одновременно. Эти действия приведут к уменьшению бюджетного дефицита, возможно к увеличению бюджетного избытка. Такая сдерживающая фискальная политика способствует снижению уровня совокупного спроса, в результате чего сократиться занятость ресурсов в экономике, будет сдерживаться рост цен (инфляция), а может быть и то и другое.

Однако для того, чтобы проводимая фискальная политика служила действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики необходимо, чтобы цели стимулирующей или сдерживающей фискальной политики совпадали с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и другое.

II) По степени участия правительства страны в решении макроэкономических проблем различают дискреционную (активную) и автоматическую (пассивную) формы фискальной политики. [7]

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, то есть не требуется властных решений, чтобы приести их в действие, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности. [1]

Так, в период спада в экономике, будет происходить естественное снижение налогов. Это будет тормозить спад, потому что происходит увеличение совокупного спроса. Во время экономического подъема увеличение налогов уменьшит совокупный спрос. Что касается пособий по безработице и различных социальных выплат, то они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема экономики и сокращения безработицы выплата различных пособий либо прекращается, либо уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Однако встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы преодолеть циклические колебания в экономике. С этой целью государство проводит дискреционную фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательные (официальные) изменения правительством в области государственных расходов и налоговой системе (доходной и расходной частей бюджета), направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы. [1]

Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на совокупный спрос. Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться, например, более устойчивых темпов экономического роста.

Здесь важно понимать, что фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера. Необходимо учитывать и то, что для фискальной политики характерен длительный процесс по реализации принятых мер (обсуждение существующей ситуации, законодательное её закрепление), а так же нужно время на то, чтобы принятые меры оказали желаемое воздействие на экономику, и ситуация начала изменяться. Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она будет изначально сочетаться с соответствующей денежно-кредитной политикой.

Задача 1.

Кол- во рабочих, чел.Общий объем продукцииСтавка зарплатыFCVCTCAFCAVCATCMC
00520
110520
220520
340520
455520
580520
6105520
Кол- во рабочих, чел.Общий объем продук-цииСтавка зар-платыFCVCTCAFCAVCATCMC
00520020
11052052520,52,50,5
220520103010,51,50,5
34052015350,50,380,880,25
45552020400,360,360,730,33
58052025450,250,310,560,2
610552030500,190,290,480,2

1) Определяем переменные издержки VC, как затраты на оплату труда раотников. VC = (Количество рабочих * Ставка заработной платы)

2) Находим общие (валовые) издержки ТС, по формуле ТСi = FCi+VCi

Мы наблюдаем снижение средних постоянных затрат (AFC).

Наблюдается уменьшение средних переменных затрат (AVC).

Средние переменные затраты (AVC) также можно рассчитать по формуле

Поскольку и средние постоянные и средние переменные затраты уменьшаются, то и средние общие затраты (ATC) снижаются.

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это6) Применяя формулу MCi = TCi / Qi рассчитаем предельные затраты (МС)

Мы видим, что с ростом объема производства предельные издержеки снижаются.

Задача 2.

Еженедельные расходы семьи на потребление описываются функцией:

1) Расходы семьи на потребление и величину сбережений при каждом уровне дохода;

3) На основании полученных данных построить график потребления и сбережений.

Располагаемый доход (DI)Потребление (С)Сбережение (S)
0
150
300
450
600
750
Располагаемый доход (DI)Потребление (С)Сбережение (S)
050-50
15011040
300170130
450230220
600290310
750350400

1) Применяя формулу Сi = 50 + 0,4 DIi рассчитаем расходы семьи на потребление

Поскольку веь располагаемый доход либо потребляется, либо сберегается найдем величину сбережений (Si) как разницу между всем располагаемым доходом и тратами на потребление. Si = Dii-Ci

2) Предельную клонность к потреблению (MPC) находим по формуле

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что этоC – величина прироста расходов на потребление,

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что этоDI– величина прироста доходов.

МРС = (350-50)/(750-0) = 300/750 = 0,4

Предельную склонность к сбережению (MPS) находим по формуле

MPS =1-MPC, так как MPC+MPS = 1

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это
О
Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

Инфраструктура рынка что это. Смотреть фото Инфраструктура рынка что это. Смотреть картинку Инфраструктура рынка что это. Картинка про Инфраструктура рынка что это. Фото Инфраструктура рынка что это

график в виде иллюстрации, на случай, если сам график съедет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *