Инициативность в работе это что

Инициатива: что это простыми словами, примеры проявления

Инициативность в работе это что. Смотреть фото Инициативность в работе это что. Смотреть картинку Инициативность в работе это что. Картинка про Инициативность в работе это что. Фото Инициативность в работе это что

Что такое инициатива?

Инициатива (от лат. о слова «initium» т.е. начало) — это осознанно принятое решение, влекущее за собой активную деятельность. По сути, инициатива является первым шагом, своеобразным толчком, побуждающим человека к началу определенных действий в самых разных сферах жизни, в ней находит отражение активное руководящее начало личности. Именно проявление инициативы помогает человеку приходить к успеху при достижении краткосрочных и глобальных целей.

Предрасположенность личности к принятию самостоятельных волевых решений, а также умение человека четко идти к заданной цели называется инициативностью. Этим качеством обладают многие руководители, успешные предприниматели и менеджеры, к тому же, инициативность считается качеством присущим зрелой, сформированной личности. Помимо этого, инициативный человек отличается самостоятельностью, ему присущи активность и волевые качества, проявляющиеся как при выполнении умственной, так и физической работы. Инициативная личность находчива, предприимчива, не любит подчиняться навязываемым ей инструкциям и занимать пассивную позицию, наделена смелостью, решительностью и способностью нести ответственность за принятые ею решения.

Характеристика инициативного человека

Все инициативные люди обладают перечнем специфических черт и особенностей. К таковым следует отнести:

Инициативность тесно связана с таким качеством, как способность претерпевать неудачи, а затем предпринимать новые попытки на пути к цели, что, в конце концов, приводит инициативного человека к воплощению задуманного в реальность. Несмотря на устоявшийся на постсоветском пространстве стереотип о нежелательности инициативы, а иногда и её наказуемости, именно инициатива зачастую помогает человеку добиться значительных успехов в разнообразных сферах жизнедеятельности. Помимо перечисленного выше, проявление инициативы немыслимо без таких качеств как решительность, готовность оправданно рискнуть и понести ответственность за принятые ранее решения.

Примеры проявления инициативы

Одним из наиболее простых и понятных примеров проявления инициативы является инициатива в работе. Например, сотрудник считает необходимым и целесообразным переход от бумажного ведения журнала к электронному: продумывает идею, разрабатывает план и представляет его начальству. Предложение усовершенствовать рабочий процесс — это и есть инициатива. Если начальство соглашается с целесообразностью такого решения, то сотрудник, предложивший это, может всячески оказывать содействие в реализации плана. На самом деле, существует огромное количество примеров проявления инициативы в работе, это лишь один из многих.

Ещё одной сферой, где часто проявляется инициатива, являются отношения. Например, когда парень только знакомится с девушкой, их отношения могут находиться в стадии неопределённости — то ли это дружба, то ли это любовь. Чтобы внести ясность, придётся проявить инициативу, например, парню сообщить о своих чувствах, или совершить поступок, свидетельствующий о намерении строить отношения (пригласить девушку на свидание, взять за руку). Всё это примеры проявления инициативы в отношениях.

Также примеры проявления инициативы могут прослеживаться во взаимоотношениях между родителями и детьми. Например, когда ребёнок ещё маленький и родители не знают его истинных желаний, он может почувствовать в себе, например, любовь к танцам. Если ребёнок при этом заявляет родителям, что хочет учиться танцам, просит помочь найти подходящую школу, выбрать тренера — это и есть инициатива, проявленная ребёнком.

В каких сфера проявляется инициатива?

Выделяют целый ряд направлений человеческой деятельности, в которых невозможно обойтись без инициативности. В первую очередь к ним следует отнести:

Положительные аспекты инициативности

Плюсы проявления индивидом инициативы очевидны и понятны. Инициативный человек способен не на словах, а на деле реализовывать свои желания и устремления, он воплощает в жизнь задуманное, занимает активную жизненную позицию, ведет себя самостоятельно и независимо. К прочим преимуществам инициативности относят следующие аспекты:

Правила удачной инициативы

Психологи выделяют три правила удачной инициативы, способной принести по-настоящему ощутимые и долгосрочные результаты:

Как формируется инициативность?

Первичные признаки инициативности можно рассмотреть у детей в очень раннем возрасте, в дальнейшем они проявляются уже на протяжении всей жизни человека. Инициативность ребенка заметна с самого юного возраста, благодаря ей формирующаяся личность начинает развиваться и осмыслять себя. Отсутствие у детей инициативности относят к достаточно тревожным признаком развития личности, требующим консультации с психологом.

Развитие инициативности складывается в следующих направлениях:

Как развить инициативу?

Инициативность относят к достаточно специфичным чертам характера, она не может сформироваться на пустом месте и требует постепенного развития. Для выработки у себя этого важного качества человеку следует, в первую очередь, научиться ответственности и умению полагаться на собственные силы. В дальнейшем необходимо изжить в себе привычку бездействовать и просто ожидать наступления лучших дней, перестать затягивать решение как важных, так и повседневных дел, работать без команды или указки сверху, исключительно по собственной инициативе.

Не нужно зацикливаться на негативе и критике, направленной в Ваш адрес. Не забывайте о том, что критике не подвергаются только те, кто ничего не делает. Кроме того, на обоснованную и конструктивную критику необходимо обращать постоянное внимание, делая выводы из сказанного, а вот пустые разговоры и сплетни лучше просто пропускать мимо ушей. Немаловажную роль в выработке инициативности играет живость ума, способность принимать неординарные и быстрые решения, а потому не ленитесь развиваться, расти как личность, постоянно получайте новые знания и анализируйте полученную из различных источников информацию.

Заключение

Люди созданы для активных действий, а не для подчинения текущим обстоятельствам, но каждый волен самостоятельно выбирать, как ему поступить в определенной ситуации. Однако, изменение обстоятельств посредством проявления инициативы вовсе не тождественно переходу человека к наглой и агрессивной модели поведения. Инициативность подразумевает под собой, прежде всего, смелость в выборе цели и путей к ее достижению, высокий уровень ответственности за свои поступки, готовность последовательно претворять в жизнь собственные желания и мечты, не нарушая при этом личного пространства других людей.

Как правило, люди чаще всего жалеют о собственных нереализованных задумках, а не о том, что предприняли попытку к их реализации, пусть и неудачную. А потому проявление инициативы можно отнести к сугубо положительным чертам характера человека.

Источник

Управление инициативой сотрудников: переход от реактивного к проактивному подходу

Члены вашей команды менее активны, чем хотелось бы? Вы расстроены, что они не ищут творческие решения в работе? Или они чувствуют себя ограниченными правилами и соглашениями? Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, то пришло время побудить ваших сотрудников начать проявлять инициативу.

Люди, которым не хватает инициативы, не реализуют свой потенциал. Они приходят на работу в 9:00, делают вид, что занимаются чем-то важным, и уходят домой в 17:00. Их может совсем не беспокоить работа, или они могут быть разочарованы тем, что руководство «не позволяет» им думать самостоятельно. В любом случае это проигрышная ситуация.

Кажется, что поощрение инициативы сотрудников – это сложно. Но если вы внесете изменения в рабочую культуру, то абсолютно точно увидите положительный результат (он выходит далеко за рамки отдельных лиц). Когда люди думают и действуют самостоятельно, это помогает командам или организациям снова «разжечь огонь».

В статье мы рассмотрим важность поощрения инициативы в коллективе и расскажем, как этого добиться.

Когда инициатива – это не самая хорошая идея

Инициатива уместна не всегда. В некоторых случаях она может навредить, даже если используется с лучшими намерениями. Например, членов команды это может отвлекать от выполнения основных обязанностей, а лиц, принимающих решения, – от проблем, которые им нужно решать. Кроме того, люди могут использовать инициативу в корыстных целях, например для личной выгоды или моментов триумфа. Также они могут принимать неудачные решения из-за недостатка ключевой информации.

Инициатива становится проблемой, когда успех зависит от людей, которые должны находиться в определенном месте в определенное время и выполнять определенные задачи в точной последовательности. Представьте себе сотрудника банка, который смягчает правила, чтобы дать кредит отчаявшейся молодой паре. Иногда просто необходимо четкое следование правилам.

Преимущества поощрения инициативы сотрудников

Инициатива может стать той самой искрой, которая нужна лидеру, чтобы «оживить» вялых, незаинтересованных и сосредоточенных на процессе, а не на результате сотрудников. В компаниях, где поощряется инициатива, люди максимально вовлечены в рабочий процесс; они активны и заинтересованы в положительных результатах. Такие компании легко привлекают (и сохраняют) лучших сотрудников.

Люди, чья инициатива поощряется, обычно более проворны, отзывчивы и жизнерадостны. Когда жизнь делает крутой поворот, они действуют быстро, гибко и разумно. Например, когда оборудование выходит из строя, или клиенты неожиданно меняют решение, инициатива может спасти ситуацию.

Люди, которые думают и поступают независимо, могут провоцировать изменения и способствовать постоянному улучшению. Менеджеры часто признают инициативы только для небольшого числа стратегий, тогда как члены команды опираются на более широкий опыт. Это помогает организациям развиваться в новых интересных направлениях.

Сотрудники, проявляющие инициативу, могут сэкономить ваше время, и вы сможете сосредоточиться на других важных задачах. Помните о том, что делегирование ответственности и децентрализация стирают традиционные границы между менеджером и членами команды. Не все менеджеры чувствуют себя комфортно в таких условиях.

Рекомендуем воспользоваться этим, чтобы тратить меньше времени на контроль и больше – на свою работу. Рабочие отношения станут более качественны, ведь люди получат новые обязанности, а значит, будут знать, что вы им доверяете.

Как стимулировать инициативу

Инициативность в работе это что. Смотреть фото Инициативность в работе это что. Смотреть картинку Инициативность в работе это что. Картинка про Инициативность в работе это что. Фото Инициативность в работе это что

Предлагаем 4 стратегии, которые помогут побудить сотрудников принимать самостоятельные решения и создать более динамичную команду.

1. Решите, что для вас важно

Прежде чем начать поощрять инициативу в команде, важно обозначить свои цели.

2. Повышайте компетенцию сотрудников

Для того чтобы люди могли думать и принимать решения самостоятельно, они должны быть компетентны.

3. Сделайте так, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно

Одной только компетентности недостаточно для того, чтобы люди проявляли инициативу; им нужно чувствовать уверенность.

4. Подумайте, что еще можно сделать

Все люди разные, и, хотя некоторые с удовольствием пользуются возможностью принимать самостоятельные решения на рабочем месте, другим для этого требуется больше времени. Вот несколько дополнительных советов для поощрения инициативы сотрудников:

Заключение

Поощрять сотрудников проявлять инициативу – это всегда риск, но «активный самостоятельный подход» членов команды становится все более необходимым на многих рабочих местах. Свобода действовать самостоятельно может превратить отстраненных, неэффективных и сосредоточенных на процессе, а не на результате сотрудников в энергичных, увлеченных и преданных работников, которые сфокусированы на конечном результате.

Первое время вам может быть некомфортно делегировать ответственность, но как только вы увидите плоды своей работы, вы убедитесь в преимуществах делегирования.

Чтобы мотивировать сотрудников самостоятельно принимать решения, сначала установите основные правила, а затем работайте над повышением компетентности и уровня доверия в коллективе.

Источник

Управление инициативой сотрудников

Век новых технологий усложняет мир, в котором мы живем и работаем; непрерывные социальные и экономические перемены, возрастание сложности решаемых задач приводят к необходимости адекватного развития средств и методов управления. Недостаточная компетентность руководителей в вопросах управления приводит к тому, что используется самый легкий (и далеко не самый эффективный) способ взаимодействия с миром — по шаблону, по старинке, по раз и навсегда разработанной технологии, по образцу. Однако, как отмечают А. В. Авилов и Е. Б. Моргунов в своей работе «Трудности управления», в силу уникальности каждой организации руководитель предприятия не может совершенствовать свое предприятие, копируя организационную, технологическую и прочие схемы «образцового» предприятия.

С середины XX в. научные исследования в сфере психологии управления привели к ощутимым достижениям, которые, однако, до сих пор до обидного мало используются на практике. Это приводит к недостаточно грамотному распоряжению имеющимися ресурсами предприятия, и менее всего освоенным оказывается человеческий ресурс.

Предлагаю с психологической точки зрения рассмотреть имеющиеся возможности для раскрытия творческого, интеллектуального и волевого потенциала людей, работающих в организации, а также условия его проявления.

В основе искусства управления лежат два основополагающих правила:

1) получение желаемого эффекта при минимуме затрат;

2) получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов.

Оба правила реализуются и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений — инициатив. Сотрудники, демонстрирующие инициативу, предвосхищают решения руководителя, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем.

      Инициатива — почин, первый шаг в каком-либо деле; предприимчивость.

Условия, способствующие проявлению инициативности

На форуме нашего сайта (www.sovetnik-n.spb.ru) было проведено обсуждение темы «Параметры, способствующие/мешающие проявлению инициативности» в режиме он-лайн. Участники отвечали на 4 основных вопроса. Привожу здесь некоторые цитаты.

Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Как правило, она связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет. Возможности же для ее проявления появляются, когда у человека есть внутренний интерес к изменению существующей ситуации к лучшему. Именно руководитель ответственен за создание перечисленных условий внутри организации.

Для этого ему необходимо взять на себя лидерскую роль и квалифицированно, в полной мере выполнять свои управленческие обязанности и функции (табл. 13).

Таблица 13. Функции руководителя

Целеполагающая функцияОпределение целей коллектива и средств их достижения
Административно-организационнаяФормирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений
ЭкспертнаяКонсультирование работников
Дисциплинарно-стимулирующаяОценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний
ПредставительскаяПеред внешними организациями
Воспитательно-пропагандистскаяСоздание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение

В рамках выполнения административно-организационной и дисциплинарно-стимулирующей функции для регулирования инициативности сотрудников может быть введена стандартизация алгоритма нововведений.

Можно предоставить сотрудникам свободу действий в рамках конкретной задачи, ограничив при этом и жесткими рамками личной ответственности. Коммуникативный план действий, которого стоит придерживаться, таков:

1) идея, предложенная сотрудником;

2) его обоснование этой идеи, включающее, по возможности, прогноз исхода дела в виде расчетов в письменном виде, — своеобразное ТЭО или бизнес-план;

3) определение целесообразности и возможности осуществления идеи, ее защита;

4) определение сроков реализации проекта;

5) определение личной ответственности идеолога в случае отрицательного результата;

6) определение вознаграждения в случае положительного результата.

В результате использования этой схемы образуется равноправный и равноответственный тандем «сотрудник — фирма», возникает взаимное доверие, уважение, что на пользу всем и приносит прибыль. Происходит внутренняя «инвестиция», когда фирма вкладывает средства в личный проект сотрудника под реальные гарантии, с обоснованной надеждой на получение прибыли.

При этом инициативность активного сотрудника несколько снижается, становится разумной и целесообразной, направляется им самим в нужное русло. Человек перестает распыляться на бесплодные мечты, концентрируется на поставленной им же самим задаче. Такому сотруднику может быть предложено возглавить новое направление или принимать участие в его работе. Результат становится выгодным для обеих сторон.

Управление инициативой через системы оплаты труда

Дешевый труд дорого обходится предприятию: он убивает инициативность. На низкую зарплату приходит, как правило, низкоквалифицированный, неопытный работник, которому нечего терять. Однако и платить высокий оклад сотруднику, некачественно выполняющему свои обязанности, смысла нет.

Чтобы решить сложную задачу адекватного вознаграждения труда, используют системы оплаты труда, складывающиеся из постоянной и переменной частей (табл. 14). Система оплаты труда позволяет и не платить лишних денег тому, кто их не заслуживает, и поощрять тех, кто показывает результаты, полезные для организации.

Таблица 14. Состав денежного вознаграждения

Постоянная частьПеременная часть
Базовый окладПремии за промежуточные результаты
Надбавки и доплатыПремии за конечные результаты

Системы оплаты труда должны ориентировать сотрудников на достижение результата, нужного предприятию, учитывая результаты как группы, так и отдельного работника. Правила распределения вознаграждения должны быть известны сотрудникам, а их выполнение поддаваться контролю. Кроме того, они должны гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Являясь для руководителя одним из рычагов управления инициативностью, прозрачная и внятная система оплаты труда создает чувство уверенности и защищенности у сотрудников.

      Инициативность стимулируется самой системой оплаты труда, которая отдает предпочтение тем, кто стремится повысить свой доход, и наделяя наиболее достойных правом на награды и премии.

Премия дает сотруднику возможность реализовать свои амбиции, однако в очень узких пределах. Например, менеджер по продажам, обладающий личной склонностью к руководящей деятельности, имеет возможность управлять лишь собственными продажами, но не прямо влиять на деятельность других сотрудников.

Однако если административно-организационная, дисциплинарно-стимулирующая и представительская функции хорошо освоены руководителями предприятий, то целеполагающей, экспертной и воспитательно-пропагандистской уделяется, как правило, мало внимания. Тем не менее, реализация именно этих функций позволяет руководителю достойно управлять процессом создания условий во внутренней среде организации, трансформировать их под ее нужды, быть не только координатором действий, но и их инициатором: истинным управляющим, лидером.

Трансформационный лидер — инициатор изменений

Термин «трансформационное лидерство» был введен в психологическую науку в 70-е гг. XX в. Б. Бернсом. Американские ученые Б. Басс и Б. Аволио подробно исследовали и раскрыли его смысл, предложив описание трансформационного лидера в рамках четырех «I»: индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, инспирируемая (вдохновляющая) мотивация и идеализированное влияние (харизма).

Индивидуальный подход (Individualized consideration), или Лидерство путем развития людей

Прежде всего этот стиль лидерства связывается с вниманием лидера к развитию сотрудников и их личным интересам. Лидер знает потребности своих коллег и создает условия для их удовлетворения: обеспечивает сотрудникам возможность выполнять интересную работу и обучаться. Он дает им такие задания, которые развивали бы их мастерство и укрепляли уверенность в себе. Сотрудники в этом случае сами стремятся развивать свои профессиональные навыки и проявлять инициативу.

Огромную роль в отсутствии или малом проявлении инициативы сотрудников играет самоуспокоенность. Борясь с этим недугом, руководитель должен постоянно инициировать вызов, пробуждая в людях новые, более высокие потребности, внушая новую мотивацию. Последняя реализуется путем признания заслуг и нематериального поощрения (например, обучение, карьерные возможности, организация удобного рабочего места, режима труда) или конструктивную критику. Планирование карьеры каждого сотрудника в организации предусматривает выявление возможностей человека (наклонности, потребности в развитии) и проведение мероприятий, обеспечивающих их реализацию (план развития карьеры). Эффективность предприятия в целом возрастает за счет повышения эффективности каждого отдельно взятого работника.

Интеллектуальная стимуляция (Intellectual stimulation), или Лидерство путем стимулирования

Лидер поощряет сотрудников использовать свое воображение, думать самостоятельно, искать новые творческие пути решения привычных задач. При этом руководитель берет на себя обязательство выслушивать любые идеи, даже самые глупые. Одна из его первичных целей состоит в том, чтобы развить в сотрудниках уверенность в себе и стремление к самосовершенствованию. Такой подход побуждает людей пересмотреть собственные представления, они ищут и находят новые способы решения старых проблем. Лидер делает акцент на интеллекте, рациональности, осторожном и наилучшем способе решения поставленных задач.

Здесь стоит упомянуть о необходимом доверии к профессионализму, который можно определить как соотношение экспертных знаний и должностных полномочий во взаимоотношениях специалист/руководитель.

Общепризнанно считать руководителя предприятия компетентным во множестве профессиональных областей деятельности, осуществляемой специалистами возглавляемого им предприятия. Подобная «компетентность» руководителя достигается в ущерб его собственной, вполне специфической профессиональной деятельности. При этом он не в состоянии овладеть полным объемом экспертных знаний, которыми обладает хороший специалист. Это приводит к тому, что работа на всех уровнях выполняется плохо: у реального специалиста экспроприируются полномочия, у руководителя, в свою очередь, не хватает времени на качественное выполнение собственной деятельности.

Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений способствуют тому, что инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Взаимодействие между сотрудниками и руководителем определяется принципом доверия творческим силам и способностям друг друга, при этом руководитель поощряет каждую инициативу членов творческой группы.

Инспирируемая (вдохновляющая) мотивация (Inspirational motivation), или Лидерство путем воодушевления людей

Лидер создает ясную картину будущего, которая одновременно оптимистична и достижима, поощряет других поднимать уровень ожиданий, уменьшает сложность путем сведения проблемы к ключевым вопросам, использует простой язык, чтобы донести миссию организации до сотрудников. Сотрудники при таком типе лидерства готовы затрачивать дополнительные усилия в попытке реализовать миссию организации.

Идеализированное влияние (Idealized influence), или Лидерство, основанное на харизме

Лидер стремится стать для своих сотрудников образцом для подражания, находится в постоянном процессе роста и развития. Создает видение будущего и миссию, ставит высокие цели, проявляет настойчивость и решимость в их достижении, жертвует своими корыстными интересами ради пользы других, чем заслуживает уважения и доверия.

Отличие трансформационного лидерства от классического управления заключается в том, что оно определяется в координатах «видения» и «действия», а не «задачи» и «отношений».

«Видение» связано с созданием образа будущей цели. «Действие» связано непосредственно с поведением. По мысли Р. Дилтса, «видение без действия остается только мечтой, а действие без видения — бессмысленной суетой».

Мир вокруг нас стремительно меняется. Сегодня уже не только потребитель диктует свои условия, но и сами бренды управляют поведением людей. С этой точки зрения сами лидеры должны обладать предпринимательским мышлением, характеризующимся инициативностью и способностью создавать новое: бренды, рынки и подходы к управлению.

Резюмируя, отмечу, что для грамотного распоряжения человеческими ресурсами предприятия и получения максимального эффекта при минимуме затрат руководителю необходимо проявить личную инициативу: не оставляя без внимания классических техник руководства, обогатить их искусными методами управления людьми.

Продвигаясь к цели путем создания творческой рабочей среды, делая шаг навстречу индивидуальным способностям и талантам людей, пробуждая в них скрытые личностные резервы, поощряя желание экспериментировать и воспитывая готовность принять на себя ответственность за происходящие события и достигнутый результат, лидер-инициатор становится для сотрудников наилучшим примером и образцом для подражания.

Инициативность в работе это что. Смотреть фото Инициативность в работе это что. Смотреть картинку Инициативность в работе это что. Картинка про Инициативность в работе это что. Фото Инициативность в работе это что

Издательство:

«Вершина»
Год издания:

2007
ISBN:

978-5-9626-0328-5
Объем:

224 C.
Формат:

60*90/16

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *