Инклюзивное общество что это
И — инклюзия: что такое общество равных возможностей
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое инклюзия
Инклюзию часто сравнивают с культурным разнообразием. И это не удивительно, ведь в современном мире под ней понимают все, что позволяет погрузиться в среду с возможностью расширить свой опыт. В узком смысле инклюзия связана больше с «инклюзивным образованием» и «инклюзивными технологиями» — то есть, это принцип, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с окружающим миром.
Стоит отметить, что пандусы, кнопки вызова помощи, специальные лифты и перевод на шрифт Брайля нельзя назвать инклюзивными технологиями, а если это есть в школах или университетах — доступным образованием. В технологичном мире все работает несколько иначе. Инклюзия сейчас — это равные права и прогрессивные технологии. Устройства синтеза речи, ресурсные классы для школьников, доступность цифровизации и рабочие места для всех людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия и глобальная повестка
В 2019 году Организация Объединенных Наций даже утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь инклюзивность является одним из ключевых принципов устойчивого развития, которым стараются следовать большинство современных корпораций.
Глобальная повестка меняется: технологический прогресс позволяет людям объединяться, добиваясь того, чтобы они были замечены и услышаны. Инклюзия выходит на первый план: фокус смещается в сторону расового, культурного, социального и гендерного разнообразия.
Новый либеральный бред — инклюзивное общество
В России началась вторая, на этот раз фундаментальная, трансформация культурных норм и нравственности. Имя проекта — «Инклюзивное общество». Суть заключается в ориентации всего общества на людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель — дать возможность людям с физическими или умственными ограничениями быть среди обычных людей, а не в отдельных специализированных учреждениях. Начинается все с инклюзивных реформ в образовании, где коррекционные школы объединяют с обычными школами и дети с ОВЗ будут находиться в одном классе со здоровыми детьми.Звучит красиво, только по данным крупнейшего опроса АКСИО-6, большинство преподавателей против введения инклюзивной системы.
Также против выступают преподаватели коррекционных школ, которые, как никто другой, знакомы с особенностями воспитания детей с ограничениями.
Речь идет не только о тех, кто неспособен самостоятельно передвигаться, но и об учениках с нарушениями слуха и зрения. В СССР десятилетиями создавалось специализированное образование с уникальными методиками обучения, где сурдо-, тифло-, олигофрено-педагоги помогали детям адаптироваться. Сейчас их предлагают заменить тьюторами — помощниками, которые будут сопровождать ребенка в обычном классе. Очевидно, что эти помощники не смогут заменить профессиональных педагогов, как и то, что квалифицированных специалистов на всех не хватит, если дети будут разбросаны по разным школам. Также педагоги говорят, что дети с интеллектуальными и физическими ограничениями будут либо отставать, либо существенно замедлять процесс обучения обычных детей. В итоге качество обучения упадет не только у обычных детей, но и у инвалидов, так как тьюторы не заменят специальных педагогов. Специалисты заявляют, что для осуществления индивидуального подхода в инклюзивных классах должно быть не более 5 человек. Но никто профессиональное сообщество не спрашивает: инклюзивная система внедряется насильно, сверху. А если вы возразите, то вас обвинят в бесчеловечности и дискриминации инвалидов. По существу, инвалидов используют как щит для проведения губительных реформ, которые распространяются далеко за пределы образовательной сферы.
Инклюзия подразумевает право каждого быть другим, это касается не только инвалидов, но и людей с психологическими отклонениями. Это очень созвучно толерантности. Ярким примером соблюдения прав меньшинств является легализация однополых браков и насильное внедрение секспросвета в школах западных стран. Создателей новых ценностей не волнует, что абсолютное большинство не хочет, чтобы их дети видели извращенную, губительную картину мира. Наши инклюзивщики тоже не спрашивают общество о том, хочет ли оно менять систему ценностей, а просто заявляют, что все мы «больны» и пора уничтожить традиции, формировавшиеся веками. Тоталитарная толерантность.
О том, что в нашем обществе настало время изменить «глубочайшие ценностные установки нашего образования» и нормы культуры заявил пока еще никем не признанный, но уже, видимо, духовный и нравственный авторитет — Светлана Владимировна Алехина. Авторитет ее опирается на крупнейшие мировые организации, которые вместе с инклюзивной системой внедряют в России секспросвет в школах, занимаются пропагандой гомосексуализма и педофилии среди детей, называя это толерантностью, а также частично внедрили ювенальные технологии, по которым в семьях уже начали изымать детей. Среди этих организаций Агентство по международному развитию США (USAID), институт «Открытое Общество» (фонд Сороса), ЮНИСЕФ, фонд «Евразия», Всемирная организация здравоохранения, а также Высшая школа экономики. Все эти учреждения связаны в единую сеть и поддерживают друг друга. Это главные лоббисты внедрения западных стандартов, разрушивших уже не одно государство.
Либеральное лобби открыто разрушает наше общество с девяностых годов, последовательно реформируя все сферы социальной жизни и внедряя такие проекты, как инклюзивное образование. Кратко напомним о фондах и организациях, которые продвигают этот проект:
Институт «Открытое общество» Сороса, занимался внедрением детских «центров толерантности», где открыто велась пропаганда гомосексуализма и педофилии. После того как фонд был выгнан из России в 2003, он просто передал свою деятельность организациям-посредникам и проекты продолжились. Также фонды Сороса ведут работу по идеологическому перевоспитанию студентов в России и других странах мира с целью использовать молодежь как «мягкую силу» в Цветных революциях.
ЮНИСЕФ внедряет сексуальное просвещение детей и ювенальные технологии в России. Западные правозащитники и католическая церковь обвиняют ЮНИСЕФ в вакцинации миллионов женщин, причем только детородного возраста, якобы против столбняка, которая привела к массовым выкидышам. А один из учредителей фонда — Билл Гейтс заявлял:«Численность населения стремительно приближается к 9 миллиардам. Если мы сейчас действительно хорошо поработаем над новыми вакцинами, медико-санитарной помощью, помощью в области репродуктивного здоровья, возможно, мы сможем понизить его процентов на 10–15».
Высшая школа экономики была создана по инициативе Всемирного банка и внедряла в России европейские стандарты образования с 1992 года, закончилось это плачевно — они просто уничтожили советские методики, не создав ничего равнозначного.
Итак, инклюзия — это фундаментальное изменение общественных отношений: в данной системе не меньшинство пытаются согласовать с большинством, а большинство законодательно обязывают учитывать интересы меньшинств. Российское общество принуждают подстроиться под отклонения через навязывание ложного чувства вины перед нездоровыми людьми. Только, во-первых, россияне и сами могут показать пример человечности другим странам, а во-вторых, слово нездоровый очень многогранно, ведь сюда входят и психологические отклонения. Например, в западных странах, на государственном уровне, уже звучали предложения о выведении педофилии из разряда преступлений и причислении ее к сексуальной ориентации. А в случае успеха подобных инициатив, толерантность и инклюзия позаботятся о соблюдении прав людей, которых мы раньше считали преступниками.
Цель воспевания индивидуализма и отклонений — превратить наше общество в эгоистичных фриков. Иногда люди выдумывают себе пороки и извращения, чтобы не быть пресными, а теперь эпатажных личностей поддержат законодательно. Это выполнит сразу две важнейшие задачи по уничтожению России: разобщит людей, тем самым разрушив способность сопротивляться, и сократит рождаемость, так как свободные нравы разрушают семью.
Посмотрите, с какой уверенностью госпожа Алехина заявляет о необходимости изменить мировоззрение всех жителей России:
ЖизньБез исключений:
Что мы знаем о мире, доступном для всех
И как сделать общество инклюзивным
Все мы слышали слова «инклюзия» или «инклюзивность» — принцип, который подразумевает, что в жизни общества участвуют самые разные люди и ни один из них, вне зависимости от внешности, происхождения, гендера, физических данных, состояния здоровья, ориентации и любых других признаков, не чувствует себя обделённым и исключённым. Инклюзивность снимает барьеры, которые мешают человеку получить доступ к той или иной сфере: образованию, возможности принимать политические решения, культуре и других. К грядущему инклюзивному фестивалю House of Hearts, который пройдёт в Москве 2 и 3 сентября, мы решили разобраться, как появилась идея инклюзивности и чего её адепты добились за это время.
Декларации о правах
До XX века понятия инклюзивности в принципе не существовало. Хотя первые учебные заведения для детей с инвалидностью возникли ещё в восемнадцатом-девятнадцатом веке (например, в 1791 году в Париже открылась школа для детей с инвалидностью по слуху, а одна из первых школ для детей с инвалидностью по зрению в Англии появилась в 1799 году), их едва ли можно назвать инклюзивными. Да, они дали детям с инвалидностью возможность наконец получить образование, но ученики по-прежнему были изолированы от других детей.
Первые инклюзивные культурные проекты, которые начали появляться в начале XX века, были связаны с образованием: например, Чарлтон Дис, куратор музея в Сандерленде, организовал для детей с инвалидностью по зрению выставку, где они могли потрогать модели животных, чтобы понять, как они выглядят и какого они размера. О том, что общество неоднородно, а привычная среда, строение домов и города в целом могут быть кому-то неудобными, задумались позже — только в XX веке. Благодаря улучшению жизненных условий и медицине продолжительность жизни людей выросла; после мировых войн с инвалидностью столкнулось гораздо больше людей, чем раньше, а с помощью новых лекарств людям удавалось пережить заболевания и ранения, которые прежде считались фатальными. Демография изменилась, население стало старше — теперь мы понимаем, что рано или поздно любой может столкнуться с тем, что окружающая среда ему не подходит, но тогда эта идея казалась новой.
«Их как будто прячут». Что такое инклюзия и почему общество не готово принимать «особенных» детей
Когда в семье рождается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), многие семьи закрываются от внешнего мира. Это один из самых распространённых способов уйти от непонимания и трудностей, с которыми приходится сталкиваться родителям. Чтобы семьи с «особенными» детьми не замыкались в себе, в обществе стали говорить о необходимости инклюзии. Она предполагает включение людей с ОВЗ в активную общественную жизнь.
От футбольной школы к инклюзивному спорту
В городах, подобных Кирову, развитие инклюзии даётся с трудом. В основном этим занимаются энтузиасты, так как ни общество, ни социальные институты не готовы принимать «особенных» детей. В Кирове есть лишь несколько мест, где дети с особенностями развития могут заниматься наравне с нормотипичными (без ментальных нарушений – прим. ред.) детьми. Спортивные занятия проходят только в клубе «Без границ», который организовала кировчанка Юлия Шишкина.
Клуб «Без границ» начал свою работу в 2018 году. Изначально ребята занимались только футболом, но постепенно среди направлений появились баскетбол, общая физическая подготовка, гимнастика, скандинавская ходьба, лыжи, таэквондо и мини-гольф. Занятия проходят в выходные дни, и посещает их в общей сложности около 100 человек от 5 до 19 лет. По словам руководителя клуба, люди узнают о занятиях через сарафанное радио.
Идея создать спортивное объединение для детей с особенностями развития появилась у Юлии во время работы в футбольной школе. Женщина столкнулась с тем, что ребята с особенностями приходили на занятия, но коллектив их не принимал.
– Мне кажется несправедливым, что ребёнка игнорируют только потому, что он отличается от других детей. Поэтому я решила заниматься этой темой. Сначала появились группы для детей с особенностями, которые занимались футболом, потом родились другие направления, а позже мы стали проводить инклюзивные тренировки,при поддержке Фонда президентских грантов – рассказывает Юлия.
Занятия по футболу ведёт Александр Вылегжанин. По словам мужчины, сначала он не планировал заниматься с детьми с ОВЗ, но родители смогли убедить его, и постепенно он влился. Говорит, что помог предыдущий 12-летний опыт тренерства.
– Здесь добиться результата гораздо сложнее. Результаты есть, но они не так ощутимы и видны. Главное, создать атмосферу, где детям будет комфортно заниматься, – рассказывает Александр.
Инклюзивные группы в клубе «Без границ» появились с сентября 2020 года. Теперь на занятия приходят не только дети с ОВЗ, но и обычные ребята. По словам Александра, они выступают как маленькие тренеры, помогая остальным лучше понять командную игру.
– Сейчас ребята с ОВЗ делают те же задания на развитие техники, что и обычные футболисты. Они пробуют забивать голы, лучше понимают суть игры. Правилам я пока их не учу, но уже видно, что дисциплина улучшилась, – делится тренер.
Смириться нельзя действовать
У девятилетнего Артёма расстройство психического спектра. Про клуб родители узнали три года назад от дефектолога в садике и знакомых с такими же детьми. По словам мамы Артёма Анны, сначала она боялась привести ребёнка в секцию: предыдущий опыт непринятия со стороны людей давал о себе знать. Бывали случаи, когда родители других малышей косились на Анну с ребёнком и уходили с игровой площадки. Или некоторые тренеры и педагоги отказывались работать с Артёмом, так как были не готовы заниматься с «особенными» детьми.
– Мне вообще кажется, что большая часть общества даже не знает, что такие дети есть. Но они есть, и их немало, – делится Анна.
– Ты понимаешь, что можно жить и растить таких детей, путешествовать с ними. Убеждаешься, что они могут учиться, заниматься спортом и в будущем смогут сами себя обслуживать. Когда ты оказываешься в обществе, некоторые ребята, хотя скорее даже родители, не воспринимают таких детей, – рассказывает Анна.
По словам мамы Артёма, среди врачей тоже есть люди, которые не верят, что дети с ОВЗ могут жить полноценной жизнью. Некоторые из них говорили Анне: «У вас ребёнок не разговаривает. Чего вы ещё хотите? Смиритесь». Женщину это не остановило, поэтому в пять лет она отвела сына в клуб «Без границ», а спустя полтора года стали появляться первые результаты.
— Теперь он ждёт выходных. Пропускать нам нельзя. Как родитель я иногда могу лениться (застенчиво улыбается), но всё равно привожу его. Сыну очень нравятся занятия, они там дружат между собой, – делится Анна.
Екатерина – мама 14-летнего Льва с синдромом Дауна. Женщина занимается в клубе связями с общественностью: ищет спонсоров и партнёров, помогает в организации мероприятий. При знакомстве с Екатериной сразу обращаешь внимание на её пробивной характер: уверенные ответы, прямой взгляд. По её словам, устроить ребёнка на занятия стоит немалых усилий.
– Я поговорила с четырьмя спортивными школами и спросила, что они могут предложить для моего сына. Ни одна из них ничего не предоставила. В Кирове просто ничего нет. Сотрудники спортивных школ или молчат, или перекидывают с одного на другого. Когда уже я начинаю предлагать варианты, они начинают оправдываться и искать лазейки. В итоге разговор заканчивается тем, что они ничего не могут предложить, – рассказывает Екатерина.
Екатерина считает, что рождение «особенного» ребёнка ставит семью перед выбором: отстоять его право перед миром жить обычной жизнью или закрыться. Процент последних очень велик, так как в Кирове сложно найти хорошего логопеда и дефектолога. В городе отсутствуют компетентные специалисты, которые готовы заниматься с детьми в ОВЗ. В случаев со Львом врач стал заниматься с ребёнком только после того, как мама настояла на занятиях.
– Когда я пришла к врачу, она сначала отказалась, потому что ни разу не занималась с такими детьми. Я предложила ей попробовать. Не знаю, что сыграло, но она стала вести занятия с ребёнком как эксперимент. После этого врач начала помогать и другим детям, – делится Екатерина.
«Люди не готовы преодолевать это психологически»
Екатерина подчёркивает: «особенных» детей в кировские организации можно устроить только с пробивным характером. Проблемы с устройством есть не только в допобразовании, но и в обычных школах. Семья вынуждена возить сына в другой конец города, так как в школе рядом с домом место им не предоставляют.
– Может показаться, что таких детей нет, потому что ты их не видишь. Потом ты понимаешь, что их как будто прячут. Наше общество не готово принимать их. У нас нет инклюзии, когда нормотипичные и «особенные» дети занимаются вместе, – продолжает женщина.
По мнению Екатерины, окружающие подозрительно относятся к детям с ОВЗ, потому что не знают особенностей ментальных нарушений. На этом фоне у взрослых часто появляется масса предрассудков.
Женщина подчеркнула, что клуб «Без границ» налаживает общение не только между детьми, но и между родителями. Кроме спортивных занятий в клубе проводят и другие мероприятия: празднуют День защиты детей, Новый год, ходят в походы и на экскурсии, устраивают соревнования.
– Даже когда сталкиваешься с непринятием и отторжением, всё равно хочется общаться. «Без границ» – это некий коммуникативный клуб и для детей, и для родителей, – говорит Екатерина.
Инклюзия
Инклюзия (англ. Inclusion — «включение») — это процесс увеличения степени участия всех людей в активной, полноценной общественной жизни, независимо от их особенностей — в первую очередь, ограничений в возможностях здоровья и особенностей развития.
Меры инклюзии подразумевают устранение любых барьеров, препятствующих полноценному участию каких-либо людей во всех сферах социальной жизни — от образования и трудоустройства до, например, походов в театр или посещения танцевальных курсов. Такие меры включать как бесплатное предоставление протезов
На практике инклюзия как правило подразумевает защиту прав лиц с инвалидностью — в мире их более 650 млн, около 10% населения планеты. В более же широком смысле термин может касаться и проблем включения в общество людей с различными особенностями, связанными с их социальным статусом, материальной обеспеченностью, национальностью, расой, половой идентичностью и др.
Принципы инклюзии и инклюзивное общество
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен думать и чувствовать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни.
На этих принципах основана концепция инклюзивного общества, равноценными членами которого являются все люди, независимо от их различий. Повсеместное внедрение мер и практик инклюзии входит в повестку 17 целей устойчивого развития ООН, принятых в 2015 году. В частности, построения инклюзивного общества касаются задачи целей № 4 «Качественное образование», № 8 «Достойная работа и экономический рост» и № 10 «Уменьшение неравенства».
Инклюзивное образование
Первоначально наибольшее развитие идеи инклюзии получили в сфере образования. Это начало происходить в 1970-х годах в США, Японии и скандинавских странах. К примеру, в Швеции в тот период был сформулирован принцип «нормализации», под которым подразумевалась такая организация общества, при которой люди с инвалидностью смогли бы «вести повседневную жизнь и жить в условиях, максимально приближенных к условиям жизни обычных людей». Первоочередные меры реализации этого принципа затронули образовательную систему страны.
На международном уровне важность инклюзии начали признавать в 1990-х. В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в Саламанке (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. На ней были закреплены основные принципы инклюзивного образования:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять программы обучения так, чтобы принимать во внимание разнообразие этих особенностей и потребностей;
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка;
обычные школы с инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминацией, создают благоприятную атмосферу в обществе, обеспечивают доступное обучение, повышают эффективность и рентабельность системы образования.
После этой конференции термин «инклюзия» вошел в международную практику. В 2006 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, во многом основанную на идеях инклюзии и, в частности, закрепившую право на инклюзивное образование.
Инклюзия в России
В РФ инклюзивное общество развивается с конца 1980-х — начала 1990-х годов. В 1991-м в Москве под эгидой Центра лечебной педагогики открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». В 1992 году в ходе правительственного проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью появились в 11 регионах страны. В 1996 года по инициативе Министерства образования и науки РФ в учебных планах педагогических вузов появились курсы по коррекционной педагогике и особенностям психологии детей с ограниченными возможностями.
В 2001 году была принята Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2008 году Россия приняла Конвенцию о правах инвалидов, а в 2012-м — утвердила на законодательном уровне. В настоящее время инклюзивное образование в стране продолжает активно развиваться, это развитие регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов», а также положениями ратифицированных РФ Конвенции о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Среди наиболее актуальных проблем инклюзии в России на сегодняшний день остаются нерешенными:
недостаточно развитая безбарьерная уличная среда в населенных пунктах — даже в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург во многих местах пандусы, подъемники и лифты не работают, либо неправильно установлены;
не выстроена система трудоустройства инвалидов — большинство живут на социальные пенсии (до 15 тыс. рублей в самом лучшем случае);
не решен вопрос с необходимостью ежегодно подтверждать многие виды инвалидности, не создана единая электронная база пациентов, позволяющая отказаться от повторного сбора множества справок;
получить ряд мер государственной помощи бывает достаточно трудно — например, почти невозможно просто и быстро получить бесплатный протез, чаще всего его приходится выбивать.