Инклюзивные площадки что это
Что такое инклюзивная площадка и зачем она нужна
«Вместе-land» — это детская площадка на территории парка культуры и отдыха г. Якутска, игровые и спортивные зоны которой подходят как для обычных детей, так и для детей с особенностями развития. Такие территории позволяют вести инклюзивное обучение с самого раннего возраста.
Миссией проекта «Вместе-land» является создание инклюзивного общества, то есть общества, открытого к людям с ментальными, физическими и сенсорными особенностями развития. На площадке будут установлены инклюзивные оборудования (спортинвентарь, детские качели, карусель, горка, песочница, беседка, скамейки). На сегодняшний день в городе отсутствует инфраструктура такого рода для людей с ограниченными возможностями здоровья. Проект призван помочь исполнить детскую мечту играть вместе вне зависимости от здоровья малышей и пропагандировать активный образ жизни.
Наш проект — это возможность бороться с предубеждениями, которые все еще есть в нашем обществе по отношению к особенным людям. Строить такую площадку – это признак развитого общества. Если в окружении есть люди с ОВЗ, то для них должна быть инфраструктура. Каждый ребенок должен иметь возможность играть независимо от своих особенностей.
Помимо этого, инклюзивные площадки объединяют совершенно разных людей и учат принимать «непохожесть» других. Мы убеждены в том, что принятие других воспитывается с детства. Предлагая проект по созданию в нашем городе инклюзивной площадки «Вместе-land», мы надеемся привить это понимание и детям, и взрослым. Мы хотим, чтобы в нашем городе появилась территория с безграничными возможностями. Вот что для нас значит эта инклюзивная площадка.
Чтобы реализовать наш проект, нам нужна ваша поддержка. Перейдя по ссылке, вы сможете проголосовать и тем самым сделать вклад в общее дело и поддержать проект.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Инклюзивные площадки: первые шаги на пути к социальной адаптации
В последние годы возможностям создания инклюзивной среды уделяется все больше внимания как со стороны государства, так и стороны других общественных структур, некоммерческих организаций и рядовых граждан. Инклюзивность среды подразумевает обеспечение условий для полноценной включенности людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь того или иного сообщества (друзей, соучеников, соседей по месту проживания) через участие в различных проявлениях социальной жизни. Формирование такой среды возможно в результате развития различных инклюзивных пространств – мест, где формируются множество связей и отношений и осуществляются специальные направления деятельности, связанные с развитием человека и его социализацией. Инклюзивные пространства могут быть созданы для различных членов общества, в том числе и для детей. Благодаря функционированию инклюзивных пространств возможна более эффективная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и включение их в обычную жизнь.
Создание инклюзивных площадок имеет особую важность для тяжело больных детей или детей, имеющих неизлечимые заболевания, в том числе и онкологические. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют некоммерческие организации, которые оказывают поддержку семьям, воспитывающим тяжелобольных детей: «Нить Добра», «АдВита», «Онкодети», «Свет».
Основная цель деятельности, которых – оказание всесторонней помощи детям с онкологическими заболеваниями на всех этапах лечения. Благотворительные фонды оплачивают связанные с лечением расходы, которые не покрывает государственное финансирование, и содействуют развитию детских клиник. Деятельность благотворительных организаций доказывает, что лечению детей с онкологическими заболеваниями уделяется должное внимание. Однако рост излеченных от рака детей в последнее десятилетие требует уделить повышенное внимание социальным и психологическим проблемам выздоравливающего ребенка с онкологическим заболеванием. Многочисленные исследования свидетельствуют, что дети с онкологическими заболеваниями живут в условиях изоляции от других людей: друзей, сверстников, зачастую и членов своей семьи. Даже во время ремиссии ребенок не имеет возможности жить полноценной жизнью. В семьях, воспитывающих детей с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями, часто можно наблюдать гиперопеку родителей, в результате чего дети не адаптированы к социуму и имеют низкий уровень физического и психосоциального развития.
Онкологическое заболевание можно охарактеризовать как «семейную болезнь», при которой в сложившейся ситуации проявляются и нарастают проблемные вопросы семьи и подавленные отрицательные переживания, нарушающие стабильную картину мира.
Работа не только с физическим, но и с социальным, а также c психологическим состоянием ребенка, обеспечивает успешное лечение, облегчает состояние ребенка и родителей. Это во многом определяет поведение ребенка, его отношение к врачу и к лечению. В этой связи требуется интегральный подход к работе как с семьёй, так и с самим ребенком. В результате семья, имеющая больного ребенка, сможет успешно адаптироваться к ситуации стресса, функционируя как единое целое, восстанавливая и сохраняя динамичное равновесие отношений.
Для формирования психосоциальных условий, способствующих социализации и развитию ребенка с онкологическим заболеванием, значимым фактором оказывается создание особых инклюзивных площадок, в рамках которых происходит социальная адаптация детей и включение их во взаимодействие со здоровыми детьми.
Но особых инклюзивных пространств, в которых оказывается социальная и психологическая помощь детям с тяжёлыми заболеваниями, в Санкт-Петербурге крайне мало. Деятельность таких центров получила распространение в Москве и Московской области. В Санкт-Петербурге существует потребность в создании таких инклюзивных пространств, в рамках которых могут быть созданы оптимальные условия для успешного психосоциального развития и результативной адаптации детей. Потребность в наличии подобных площадок отмечается как самими детьми, так и их родителями (по результатам опросов, проведенных благотворительными фондами Санкт-Петербурга).
Первой в Санкт-Петербурге благотворительной инклюзивной площадкой для детей и подростков с тяжёлыми заболеваниями является инклюзивное пространство – «Просто космос», реализованный в феврале 2018 года проект Благотворительного Фонда «Нить Добра» на средства, полученные в результате победы в конкурсе Фонда президентских грантов. Своим предназначением организаторы пространства считают создание благоприятной социальной среды – места, где каждому рады, где люди, вне зависимости от диагноза и физического состояния, могут полноценно общаться.
Деятельность пространства направлена на решение определенного количества социальных, психологических и педагогических проблем путем создания комфортных условий для детей и их родителей, нуждающихся в такого рода сопровождении. На базе первого инклюзивного пространства разрабатывается методика социальной адаптации и реабилитации детей с онкологическими заболеваниями. Среда пространства оказывает положительное влияние и на взаимоотношения в семье больного ребенка. Очень важным в работе с детьми, имеющими тяжёлые заболевания, является привлечение родителей и близких к творчеству ребенка. Одним из примеров семейного творчества можно считать совместное рисование, во время которого родители ребенка могут расслабиться сами, освободиться от напряжения и тягостных переживаний. Для этого в постоянную программу включены такие виды деятельности, как семейные мастерские, где ребенок совместно с родителями, братьями, сёстрами, другими родственниками участвует в общей творческой работе.
Дети с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями, как правило, избегают говорить о своих страхах, но они существуют у каждого из них. В этой ситуации работа по преодолению страхов неизбежна и сложна. Приблизиться к переживаниям ребенка может помочь сказкотерапия, которая выделена отдельным направлением деятельности пространства и проходит в форме занятий «Игры в сказки». В рамках занятий обсуждаются различные сказки, эмоции и страхи, спрятанные под сказочным сюжетом. Также на основе сказок проводятся развивающие занятия, в частности, прочтение и проигрывание сказок по ролям, конструирование поделок на основе сюжета сказки.
Позитивным моментом в жизни детей с тяжёлыми заболеваниями являются праздники и подготовка к ним. В ходе подготовки к праздникам, создания подарков для близких дети могут ощущать свою нужность, значимость, важность, сами могут проявлять заботу о других людях. Командой пространства ежемесячно проводятся праздники и анимационные программы для детей и их родителей.
Таким образом, первый опыт создания инклюзивных площадок для социальной адаптации тяжелобольных детей оказался положительным. Ранняя социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями — это первый шаг на пути интеграции их с обществом. Чем раньше оказана помощь в попытке сделать этот шаг, тем лучше будут результаты.
Инклюзивное общество представляет собой тот социум, который в полной мере воспринимает детей, признает их право на образование, личностное развитие, профессиональную деятельность, участие в общественной жизни. Внедряя инклюзию в образовательно-воспитательный процесс, можно добиться развития российского общества, которое позволит каждому гражданину независимо от возраста и пола, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия особенностей в развитии, участвовать в жизни общества и вносить свой вклад в его развитие. В обществе, где особенности уважают и ценят, для детей с онкологическими заболеваниями появляется возможность не выживать, а жить.
Современное общество нуждается в обновлении системы социальной адаптации, ее форм и содержания, введения новых подходов и инновационных технологий, а также новых комплексных программ развития личности ребенка с онкологическим заболеванием, его эффективной и оптимальной социальной адаптации. Социализация детей с особыми потребностями важна не только сама по себе, но и как средство интеграции их в социум, как механизм создания равных возможностей для всех людей.
Благодаря существованию инклюзивных площадок дети с тяжёлыми заболеваниями получают необходимую психологическую поддержку специалистов – психологов, педагогов, социальных работников, волонтёров, а также, что не менее важно, поддержку со стороны ровесников.
Парки с безграничными возможностями: что такое инклюзивный парк, и почему он нужен
фото Фонда «Обнаженные сердца»
Инклюзия постепенно входит в наше общество, охватывая музеи, театры, спортивные объекты и парки. Одним из главных строителей инклюзивного игрового пространства в России является Фонд помощи детям «Обнаженные сердца», который превращает заброшенные пустыри в городки праздника и игры, где каждый ребенок, независимо от возраста, особенностей развития, может играть в свою игру.
Все началось в 2004 году, именно тогда в Нижнем Новгороде (в родном городе Натальи Водяновой, которая является основателем фонда) появилась первая такая игровая площадка. Сейчас на счету Фонда почти 200 объектов по всей России, из них 50 приходится на инклюзивные парки. Каждый год на карте России появляются новые города с инклюзивными площадками, а это значит, что игра становится доступнее для тысячи детей с особенностями.
Сама потребность в игровых пространствах очень высокая, особенно в небольших городах, где порой нет ничего, говорят представители Фонда. Поэтому цель Фонда – построить 500 игровых инклюзивных площадок.
«Мы хотим, чтобы каждому ребенку было доступно яркое, безопасное и интересное место для игры. Чтобы в каждом дворе, в каждой детской больнице, интернате или школе была современная игровая площадка для детей самых разных физических возможностей. Мы верим в то, что игра для детей — необходимость, а не роскошь. Именно поэтому мы превращаем пустыри и серые городские пейзажи в красочные игровые пространства», – отмечают в Фонде.
Что такое инклюзивный парк
Инклюзивный парк — это детская площадка, игровые и спортивные зоны, которые подходят как для обычных детей, так и для детей с особенностями развития. Главная цель подобных парков — объединить разных детей через игру.
Фото Фонда «Обнаженные сердца»
Внешне они практически не отличаются от тех детских площадок, которые строятся по всей России. При этом, в инклюзивных парках созданы все условия для детей с особенностями развития. Начиная от резинового покрытия и безбарьерной среды, заканчивая специальными качелями и цветом игровых зон.
«Инклюзивная игровая площадка – это пространство, где уважают и ценят каждого ребенка вне зависимости от его особенностей. Оборудование для площадок и парков разработано для детей с разными физическими и ментальными возможностями, и это позволяет практически всем без исключения играть и тренироваться в таком пространстве», – отмечают в пресс-службе Фонда «Обнаженные сердца».
Если это касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то это означает безбарьерную среду. На такой площадке нет бордюров или серьёзных переходов, по которым не сможет проехать инвалидная коляска. Все покрытия выведены в ноль, а заезды на оборудование или игровые элементы имеют пандусы или предусматривают возможность взобраться на них с помощью рук, отмечает директор программы «Игра со смыслом», Фонда «Обнаженные сердца» Оксана Медведева.
Например, те, у кого больше развита верхняя часть тела, могут использовать тренажеры параворкаута (они позволяют заниматься прямо в инвалидной коляске). Очень популярны качели-гнездо, в которые можно положить ребенка и качать. Они хорошо подходят для детей с двигательными нарушениями, со спастическими явлениями. Эти качели могут использовать и дети без каких-либо нарушений, и сами взрослые.
Фото Фонда «Обнаженные сердца»
Если мы говорим о детях с ментальными и сенсорными нарушениями, то в этом случае при создании игровых элементов учитывается цвет, звук, которые не должны выступать раздражителями.
Популярными здесь являются элементы, которые направлены на вестибулярную симуляцию. Это все, что позволяет много крутиться – различные вертушки, карусели. Много развивающих стенок, модулей, которые позволяют крутить и переставлять элементы.
К примеру, для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) важно, чтобы были домики, в которых можно было бы прятаться. Кроме этого, при создании игровых площадок для детей с РАС не должны быть использованы яркие цвета.
Если такая игровая площадка создается в конкретном учреждении, то тут учитываются потребности определенной группы – будь то дети с церебральным параличом или РАС. Например, если дети редко выходят на улицу, то здесь свои особенности создания игрового пространства. Последний подобный проект фонд сделал с автогородком, чтобы дети в игровой форме учили правила дорожного движения, так как они не имеют возможности самостоятельно выходить на городские улицы и находятся в закрытом учреждении.
«Сам инклюзивный парк мы всегда делаем многофункциональным. Это значит, что каждый человек независимо от возраста, особенностей здоровья может найти для себя занятие на такой площадке.
Фото Фонда «Обнаженные сердца»
Основное универсальное правило инклюзивных парков и площадок – это безбарьерная среда, зонирование площадок не только по возрастам, но и по цветам. Значение здесь имеет все – и покрытие, и цвет площадки, и звуки, которые будут слышать дети. Кроме этого, на площадках уложено безопасное амортизирующее покрытие. Это значит, что если ребенок упадет, то он не поранится.
Плюс в таких парках мы всегда включаем много ландшафтных элементов – беседки, велосипедные стойки, пеленальные столы для мам, охранные пункты. В самих парках установлены информационные щиты, на которых инклюзивные элементы отмечены специальным значком – сердечком. Стоит отметить, что инклюзивные элементы также равно подходят и для детей без особенностей».
Выбор использования тех или иных игровых элементов всегда остается за родителями, отмечает Оксана Медведева. Именно они лучше всего знают особенности своих детей. Например, если ребенок не переносит карусели, хотя он типично развивающийся, то родители не посадят его на карусели.
«Мы же в свою очередь с помощью информационных стендов поясняем, что это за элемент. Хотя опасного оборудования у нас в принципе нет – все элементы соответствуют нормам безопасности и ГОСТам», — говорит она.
Футбол для всех
Еще одно направление инклюзивных площадок – это парки с футбольными полями. Фонд создает их в партнерстве с Системой Coca-Cola в России, такие объекты должны стать наследием прошедшего в России Чемпионата мира по футболу.
Фото Фонда «Обнаженные сердца»
«Наша парки все многофункциональные, и спортивная часть всегда присутствует. Она может быть представлена разными видами. Где-то это может быть скейт-парк или роллер-площадка, где-то это ворк-аут, в каких-то парках упор сделан на футбол.
До партнерства с Coca-Cola у нас тоже были футбольные поля, но они были менее профессиональными. Очень важно, что такие поля позволяют играть всем. На них проводятся матчи, которые объединяют людей с особенностями и без них. Кроме этого, поля можно использовать не только для игры в футбол, но и в баскетбол и волейбол», – говорит директор программы «Игра со смыслом».
Недавно стало известно, что фонда совместно с компанией планирует открыть инклюзивные игровые парки с футбольным полем во всех городах, принимавших чемпионат мира 2018. Такие парки уже есть в четырех городах – в Волгограде, Саранске, Калининграде и Ростове-на-Дону.
Чемпионат мира закончился, но его наследие с нами на долгие годы! Благодаря @cocacolarus фонд @nakedheartfoundation уже создал 4 игровых парка с футбольным полем в российских городах, принимающих мундиаль, и там же мы провели юнифайд-матчи с участием атлетов из @sorussia в рамках кампании #готовы #открытьсердца А впереди у нас еще 7 совместных открытий инклюзивных пространств, где смогут играть и заниматься спортом ребята всех возрастов и возможностей. #обнаженныесердца #играсосмыслом #волгоград #саранск #калининград #ростовнадону #нижнийновгород We did it and we did it united ❤💪🏻⚽ FIFA season might be over already but inclusive play parks are here to stay 🙏🏻😍 together with @cocacolarus @nakedheartfoundation created 4 play facilities with football pitches in host cities across Russia, where we also held unified-matches with @sorussia athletes as part of #Readyto #OpenHearts campaign. Look forward to opening 7 more play parks in some of the host cities, where children of all ages and abilities can play 👼🏼❤ #footballunites
Публикация от Natalia Vodianova (@natasupernova) 17 Июл 2018 в 12:42 PDT
Почему это важно?
Если есть люди с разными нарушениями, то для них должны быть доступны те же виды отдыха и развития, что и для обычных людей. Тем более, если мы говорим об игре, в которой дети развиваются и познают мир, отмечает Оксана Медведева.
«Пока в нашей стране инклюзивных площадок недостаточно, даже обычных бесплатных игровых площадок не хватает. Мы получаем много заявок на открытие площадок, особенно от маленьких городов, где порой вообще ничего нет.
Фото Фонда «Обнаженные сердца»
Делать площадки инклюзивными – это признак развитого общества. Если в обществе есть люди с особенностями, то для них должна быть инфраструктура. И каждый ребенок должен иметь возможность играть, независимо от своих особенностей», – говорит она.
Помимо этого, по мнению организаторов, инклюзивные площадки объединяют совершенно разных людей, и учат принимать «непохожесть» других.
«Мы убеждены в том, что принятие «непохожести» других воспитывается с детства. Поэтому, делая наши площадки и парки инклюзивными, мы надеемся привить это понимание и детям, и взрослым», – говорят в Фонде.
Фото Фонда «Обнаженные сердца»
И, конечно, важна сама магия игры, которая открывает детям мир – вырабатывает навыки общения, развивает воображение, творческое мышление, физическую форму. Именно поэтому «Обнаженные сердца» продолжают создавать условия для игры детям независимо от их возраста, состояния здоровья и финансовых возможностей родителей.
Что такое инклюзивная площадка и зачем она нужна
«Вместе-land» — это детская площадка на территории парка культуры и отдыха г. Якутска, игровые и спортивные зоны которой подходят как для обычных детей, так и для детей с особенностями развития. Такие территории позволяют вести инклюзивное обучение с самого раннего возраста.
Миссией проекта «Вместе-land» является создание инклюзивного общества, то есть общества, открытого к людям с ментальными, физическими и сенсорными особенностями развития. На площадке будут установлены инклюзивные оборудования (спортинвентарь, детские качели, карусель, горка, песочница, беседка, скамейки). На сегодняшний день в городе отсутствует инфраструктура такого рода для людей с ограниченными возможностями здоровья. Проект призван помочь исполнить детскую мечту играть вместе вне зависимости от здоровья малышей и пропагандировать активный образ жизни.
Наш проект — это возможность бороться с предубеждениями, которые все еще есть в нашем обществе по отношению к особенным людям. Строить такую площадку – это признак развитого общества. Если в окружении есть люди с ОВЗ, то для них должна быть инфраструктура. Каждый ребенок должен иметь возможность играть независимо от своих особенностей.
Помимо этого, инклюзивные площадки объединяют совершенно разных людей и учат принимать «непохожесть» других. Мы убеждены в том, что принятие других воспитывается с детства. Предлагая проект по созданию в нашем городе инклюзивной площадки «Вместе-land», мы надеемся привить это понимание и детям, и взрослым. Мы хотим, чтобы в нашем городе появилась территория с безграничными возможностями. Вот что для нас значит эта инклюзивная площадка.
Чтобы реализовать наш проект, нам нужна ваша поддержка. Перейдя по ссылке, вы сможете проголосовать и тем самым сделать вклад в общее дело и поддержать проект.
Доступная среда и инклюзивный парк для досуга людей с ОВЗ 1473
Афонина М.А.
педагог и актер, Интегрированный театр-студии «КРУГ II», Москва, Россия
e-mail: afonina.m.a@gmail.com
Петрова Л.В.
профессор кафедры архитектуры, ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия
e-mail: ms.petrovalora@yandex.ru
Осипова Е.А.
клинический психолог, методист, ведущий специалист, Интегрированный театр-студия «КРУГ II», Москва, Россия
e-mail: retro.leto@gmail.com
Доступная среда и инклюзивный парк
для досуга людей с ОВЗ
Государственный университет по землеустройству,
Государственный университет по землеустройству,
Интегрированный театр-студия «КРУГ II»
В настоящее время много внимания уделяется адаптации среды к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход к решению проблем интеграции детей и взрослых с ограничениями, наряду со многими факторами, предполагает также и организацию доступных форм досуга. Вопросы организации среды и расширения возможностей проведения досуга решают и ландшафтные архитекторы. До сих пор задачи организации доступной среды частично удавалось реализовать в отношении людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. В статье раскрывается понятие «инклюзивный парк», описаны задачи, которые ставили перед собой создатели при его организации для людей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий, в том числе для людей с ментальной инвалидностью и с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, инклюзивная среда, ландшафтный дизайн, сенсорная интеграция, адаптация, парковая среда.
Афонина Мария Андреевна, актер и педагог Интегрированного театра-студии «КРУГ II», член Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями « Равные возможности », магистр первого года обучения ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия. E-mail: afonina.m.a@gmail.com
Петрова Лариса Владимировна, кандидат архитектуры, профессор Академии естествознания, член Международного Союза Дизайнеров, профессор кафедры архитектуры ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия. E-mail: ms.petrovalora@yandex.ru
Осипова Елена Андреевна, клинический психолог, методист, ведущий специалист Интегрированного театра-студии «КРУГ II», член Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями « Равные возможности », E-mail: retro.leto@gmail.com
Рекреационные зоны и места отдыха, такие как парки и скверы, демонстрируют актуальные способности социума ориентироваться на потребности разных членов общества. В среде, где необходимо создание комфортных условий для всех посетителей, поскольку каждый приходит, чтобы провести время в обстановке, способствующей отдыху, становится очевидным, что не все потребности людей с ограниченными возможностями здоровья учитываются. Если говорить о технической стороне вопроса, то индикатором доступности посещения зон отдыха будет наличие пандусов и логичной навигации. Если же вести речь о фактической стороне, то для людей с психофизическими нарушениями такого оборудования недостаточно. Для того чтобы насытить среду интересными и полезными для них компонентами, необходимо проанализировать основные и крайне разнообразные потребности людей с психофизическими нарушениями. Ведь именно понимание потребностей людей с такими категориями ОВЗ как: расстройства аутистического спектра, задержка развития, интеллектуальное снижение, психические расстройства, ДЦП, сочетанные нарушения, позволяет обеспечить парки и зоны отдыха именно тем оснащением и условиями, что будут способствовать их полноценному участию в социальной жизни и интеграции в общество.
Начиная с 2009 года, в России разрабатывается тема адаптации городской среды для людей с различными формами ОВЗ. Так, в 2011 году принята государственная программа «Доступная среда», продленная до 2020 года. [10]
В рамках данной программы основным задачами являются:
— обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
— обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;
— обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
В ходе программы «Доступная среда» бульвары застелили тактильной плиткой для слабовидящих и незрячих, у отдельных лестниц разработали съезды для людей на колясках и поручни для упора, а также в некоторых общественных местах установили информационные стенды с дублированной шрифтом Брайля информацией. В обществе сформировалось мнение, что основные проблемы учтены, и теперь осталось только распространить опыт, но, к сожалению, это не так: до сих пор нет четкого понимания, какая именно нужна «доступная среда», например, людям с ментальными нарушениями. И в отношении людей с психофизическими и интеллектуальными нарушениями не произошло ожидаемых изменений, поскольку самой трудной задачей является установление критериев оценки доступности среды для таких категорий людей с ОВЗ.
Все дизайн-решения, использованные при конструировании объектов доступной среды, распространились и на парки. Приемы адаптации среды, применяемые в парковом строительстве, практически идентичны тем, которые можно наблюдать на улицах. Ведь основой при проектировании парков зачастую является либо наименьшее по затратам благоустройство, либо инновационные планировочные решения для привлечения большего числа посетителей. Фактор доступности при этом не всегда учитывается. Про нее или вообще забывают, как в случае с некоторыми новыми парками Москвы, или в последний момент применяют стандартные приемы по нормам МГ (СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения) [11]. В новом парке Москвы перемещение людей на коляске практически невозможно: парк имеет крутой рельеф и множество лестниц.
Получается, что далеко не любой парк может называться инклюзивным. Поэтому необходимо четко обозначить, сперва на стадии проектирования, а затем на стадии эксплуатации, «сектор возможностей» для людей с ОВЗ, предоставляемых тем или иным парком. Из этого необходимо сформировать понятие «инклюзивный парк», то есть парк, в котором все группы населения могут комфортно проводить свой досуг.
В России пока такие площадки в большей степени служат адаптации стандартных форм детского игрового оборудования под потребности детей с проблемами передвижения. Так фонд «Обнаженные сердца» является одним из основных популяризаторов данного вида детских городков. При проектировании детских площадок используются: городки и домики с пандусами, качель-гнездо, развивающие стенки и лабиринты, специальные качели и карусели для детей с разными возможностями. На их счету уже 100 подобных площадок по всей России [9].
28 сентября 2016 на территории выставочного комплекса ВДНХ рядом с рестораном «Макдоналдс» при поддержке благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда» была открыта более полная по своему функциональному наполнению «инклюзивная площадка». В ней учитываются потребности в сенсорном насыщении, которые присутствуют у всех детей с ОВЗ. Помимо обычных горок, турников и лесенок в ней присутствуют: массажная горка и двойная горка, многоместные качели, сайкл-тренажер, ручные экскаваторы, стол с песочницейй, планшеты с оптическими иллюзиями, встроенные в поверхность детского городка металлофоны [5].
Параллельно с инклюзивными детскими площадками в сфере ландшафтного дизайна в России примерно с 2013 года появилось такое направление как «сенсорные сады». Данный вид садов предполагает создание среды, в которой все элементы направлены на воздействие на один или несколько сенсорных каналов.
Это могут быть модули, заполненные камнем, песком или опилками, приподнятые клумбы, тактильные покрытия и подвесные конструкции. Все это может использоваться как для игры, так и для отдыха.
На протяжении уже нескольких лет, в летний период фонд садовой терапии «Сад в городе» открывает в столичных парках модульные сенсорные сады [8].
Сенсорные сады классифицируют по количеству каналов восприятия, на которые они воздействуют в первую очередь:
Следует отметить, что, несмотря на разнообразие трудностей формирования сенсорного опыта у разных категорий детей с ОВЗ, общими являются трудности восприятия и обработки сенсорной информации, это гиперчувствительность, часто встречающаяся у людей с РАС, и пониженная чувствительность, встречающаяся при сложных сочетанных нарушениях интеллекта и сенсорных систем.
При расстройствах аутистического спектра самой частой проблемой является неравномерное формирование сенсорного опыта, часто периферийные стимулы являются более значимыми, чем прямые, это создает не только трудности восприятия целого опыта, но и влияет на формирование связи сенсорного и эмоционального контекста, закрепляя патологическую связь между травмирующим сенсорным опытом и его эмоциональным переживанием.
Именно поэтому, создавая в общем для всех пространстве отдельные сенсорные зоны, мы поддерживаем стратегию помощи детям с ОВЗ в восполнении сенсорного опыта, а также существенно влияем на отладку процесса интеграции, поскольку сенсорный опыт в равной степени интересен и важен для детей с ОВЗ и их нейротипичных сверстников. В таких «зонах получения сенсорного опыта» будет формироваться равная среда для всех категорий посетителей.
Практически все дети имеют трудности равномерного формирования сенсорного опыта. Это связано, в первую очередь, с особенностями среды, в которой протекает развитие ребенка. Городская среда не имеет достаточных стимулов для разнообразного и равномерного развития, а чаще имеет гипертрофированные стимулы, привлекающие излишнее внимание, вызывающие сенсорную перегрузку одного сенсорного канала и недогрузку другого. Нарушение процесса сенсорной интеграции может стать основой для других трудностей адаптации, препятствием в развитии познавательной сферы и высших психических функций, таких как память, мышление и внимание. Поэтому распределение сенсорной нагрузки в дифференцированных «сенсорных зонах» в парках и зонах отдыха будет способствовать улучшению качества жизни всех членов общества, а не только людей с ОВЗ.
Многофункциональный парк в Москве
с интеграцией сенсорных зон для с РАС
Поэтому необходимо вывести некоторую единую систему, в которой все детские площадки, парки, скверы и бульвары будут включать не только пандусы и тактильную плитку, но и зоны, предназначенные для людей со всеми видами психофизических нарушений, для их самостоятельной игры и исследования окружающей среды.
Такой комплексный подход дает новое направление общего социального развития. И позволяет перейти от решения проблем к плодотворному сосуществованию людей с ОВЗ и общества в целом.
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес (пер. с англ. Юлии Даре). 5-е изд. М.: Теревинф, 2017. 272 с.
2. Банди А. Сенсорная интеграция: теория и практика /Анита Банди, Шелли Лейн. Элизабет Мюррей (пер. с англ. и науч. ред. Д.В. Ермолаева). М.: Теревинф, 2017. 768 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. [Электронный ресурс]: http://www.zhit-vmeste.ru/
4. Играем вместе: инклюзивные детские площадки в Москве // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп» [Электронный ресурс]: http://philanthropy.ru/analysis/2017/09/06/54169/ Заглавие с экрана (дата обращения: 10.12.2017).
5. Инклюзивная детская игровая площадка открылась на ВДНХ в Москве // информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]: http://tass.ru/moskva/3660416 Заглавие с экрана (дата обращения: 12.12.2017).
7. Каспер, Н.В. Сенсорный сад как архитектурно-ландшафтная среда абилитации детей раннего возраста// Научно-педагогическое и культурное наследие российской межевой школы: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции ученых и специалистов, преподавателей и сотрудников вузов, аспирантов и студентов с международными участниками. М., ГУЗ, 2016.
8. Никитина Е. Н. // Благотворительный фонд садовой терапии и создания развивающей экосреды для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями «Сад в городе» [Электронный ресурс]: http://www.sadvgorode.ru/ Заглавие с экрана (дата обращения: 13.12.2017).
9. Парки и площадки: Фонд помощи детям Обнаженные сердца [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.nakedheart.org. Заглавие с экрана (дата обращения: 10.12.2017).
12. Томашова О.В. Мир в прикосновении. В Смоленске открылся первый в регионе сенсорный сад / О.В. Томашова ЗАО «Аргументы и Факты» [Электронный ресурс] http://www.smol.aif.ru// 2013. № 2. (Дата обращения: 12.12.2017).
13. Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства /В.Н. Ярская // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.
14. Most Impressive Accessible and Inclusive Playgrounds // Special education degree [Электронный ресурс]
15. Playground Overview // Landscape Structures [Электронный ресурс]