Инновационные механизмы социального партнерства что это
УИЦ МФП представил новые проектные инициативы
ИННОВАЦИИ В ПРОФСОЮЗАХ
На практике работа выглядит так: объединяясь в учебные команды, слушатели могут предлагать, а затем воплощать в жизнь свои идеи. При этом команды сами выбирают руководителя и администратора группы. Работу команд координируют профессиональные модераторы учебного центра.
Программа “Инновационные механизмы социального партнерства” реализуется при поддержке комитета общественных связей и молодежной политики правительства Москвы. 87 человек уже получили удостоверения о повышении квалификации по данной программе. До конца года завершат обучение еще 25 человек.
СОБСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
В номинации “Точка притяжения социальных партнеров” победил проект “Локальная модель профсоюзного проектного офиса”.
Проект “Новые формы взаимодействия социальных партнеров” получил диплом в номинации “Социальное партнерство на пути к совершенству”.
Номинация “Единство в разнообразии” присуждена проекту “МИР в студенческом общежитии РГСУ (толерантное культурно-просветительское пространство)”.
Проект экологического просвещения “СоцЭко” получил признание в номинации “Экологический брэндинг социального партнерства”.
Однозначного лидера среди проектов не было. Экспертам понравились разные работы.
Эксперты отметили, что особенно актуален проект о новых формах в социальном партнерстве: “Сегодня очень низка информированность о трехстороннем соглашении и его выполнении. Эта информация должна звучать отовсюду”. Также эксперты посоветовали окружным советам выбрать один из проектов и попробовать воплотить их. Представители администрации и работодателя в ЗАО Москвы заявили, что хотят внедрить в округе проект “Локальная модель профсоюзного проектного офиса”.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ
Для начала участники мероприятия поучаствовали в опросе с двумя вопросами: “Реализуются ли в вашей организации инновационные методы социального партнерства?” и “Принимаете ли вы лично участие в инновационных методах социального партнерства?”. Опрос показал, что есть к чему стремиться.
Затем участников разделили на группы и раздали им паспорта проектов. Им нужно было рассмотреть доставшийся проект, назвать его слабые места и нарисовать “дерево проблем”.
Среди возможных сложностей были названы следующие: нехватка мотивации у профорганизаций; отсутствие финансов; плохая информированность; отсутствие механизма отчетности; слабая команда; отсутствие полномочий; непонятно, заинтересует ли проект профорганизацию.
В конце мероприятия эксперты вручили слушателям программы “Инновационные механизмы социального партнерства” удостоверения о повышении квалификации.
Эксперты:
Механизмы управления инновационным проектом в сфере социального партнерства
Понятие и основные элементы инновационного проекта. Характеристика процесса его разработки. Бизнес-модель в социальном партнерстве. Постановка целей и формирование идей. Особенности проведения маркетингового исследования и планирования деятельности.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.03.2014 |
Размер файла | 33,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
· изучить теоретически элементы, виды и особенности инновационного проекта;
· определить сущность инновационного проекта в сфере социального партнёрства;
· разработать программу дальнейшей деятельности.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1 Понятие и основные элементы инновационного проекта
* сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
* комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
* организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках, заданных стоимости и качества;
Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет множество видов инновационных проектов. Общепринятой их классификации не существует. Целесообразно классифицировать инновационные проекты по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.
1.2 Модель инновационного проекта в социальном партнерстве
В период кризиса государство оказало поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время. Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития.
Формирование национальной инновационной политики является процессом согласования зачастую противоречивых интересов различных управленческих структур, поэтому повышение его эффективности, правильное выстраивание процедур определения и согласования задач и целей, разработка адекватного целям плана действий приобретают самостоятельное значение [1].
Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках социального партнерства.
Существует два основных подхода к интерпретации категории «социальное партнерство».
Используя принцип «аналогии», категорию «социальное партнерство» можно применить к названию взаимоотношений государства и бизнеса на макроуровне, так как соблюдаются основные критерии социального партнерства [2]. инновационный проект социальное партнерство
В работах зарубежных авторов, о межсекторном социальном партнерстве говорится как о новой структуре общества, которая начинает организовываться и отвечать на общие проблемы и вопросы.
Большой вклад в рассмотрении вопросов в области межсекторного партнерства внес Питер Драк, который разделил общество на три сектора: государственный, частный или бизнес сектор и некоммерческий или социальный сектор [3].
Таким образом, в зарубежной литературе межсекторное социальное партнерство рассматривается как новая модель взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций, основной акцент в которой сделан не на соревновании между секторами, а на их сотрудничестве.
Субъектами системы инновационного социального партнерства являются государство, бизнес, некоммерческие организации и наука.
Инновационные потребности общества выявляются и регистрируются некоммерческими организациями. Некоммерческий сектор эффективно оказывает услуги населению, он отличается не только способностью оперативно реагировать на нужды различных социально демографических групп, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, способностью привлекать добровольцев. Деятельность некоммерческих организаций помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что, согласно современным исследованиям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста.
Бизнес совместно с наукой принимают заказ на инновации, выполняют НИОКР, получают инновационный продукт. Научная деятельность выступает основным источником инноваций и ключевым фактором инновационного роста. Динамика промышленного производства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований и увеличению численности занятых в этой сфере. Однако наука лишь создает знания. Для полноценного инновационного развития требуются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в конечные экономические блага, продвижения инновационных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки. Этот тезис снова возвращает нас к проблеме создания развитой системы взаимосвязей.
Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника). Государство должно создавать благоприятный инновационный климат, гарантировать стабильность производства и выполнение инновационных законов, обеспечивать госзаказы и господдержку партнеров.
В рамках системы инновационного социального партнерства все ее субъекты выступают в качестве независимых и равноправных сторон. Механизмом реализации задач взаимодействия являются партнерские переговоры и соглашения на разных уровнях.
Инструментом становления инновационного социального партнерства могут выступать особые экономические зоны. Задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных.
Можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта: по стадиям инновационной деятельности; по процессу формирования и реализации; по элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.
С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия. В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, то есть технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление:
* формирование инновационной идеи (замысла). Это процесс зарождения инновационной идеи и формулирования генеральной (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются конечные цели проекта (количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли) и пути их достижения, субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники;
* разработка проекта. Это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формированию взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий реализации цели проекта. На этом этапе осуществляются сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной организации для работы над проектом (команды проекта); производится комплексный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация;
* реализация проекта. На этом этапе осуществляются контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта;
* завершение проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта. [5, с 125-130]
2.1 Постановка цели проекта, формирование идей
2.2 Маркетинговое исследование инновационного проекта
С этой целью осуществляются следующие действия:
* устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;
* анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;
* изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;
* анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;
* исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта. [1, с. 208]
2.3 Планирование инновационного проекта
Система планов. При управлении инновационными проектами выделяется система планов.
Продуктово-тематический план инновационного проекта представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта. В процессе продуктово-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются и подготавливаются следующие параметры и материалы:
* состав этапов работ и сроки их выполнения;
* состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;
* сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР, капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;
* перечень важнейших материально-технических ресурсов, необходимых для реализации задания, с разбивкой по годам;
* расчеты экономической эффективности;
* карты технического уровня по новым видам продукции и по новым техническим процессам.
Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям-исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план). При календарном планировании в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ).
* обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы осуществить проект в соответствии с временными финансовыми ограничениями;
* снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот. Исходной информацией для планирования затрат на проект служат: сметная документация по проекту и календарный план проекта.
Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта. Ценность его заключается в том, что он позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир критериев развития проекта и служит важным инструментом поддержки со стороны внешних инвесторов.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида инновационного проекта, то есть масштабов, значения для народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов. [17, с. 185-200]
2.4 Завершение инновационного проекта
Закрытие договора. Основные этапы закрытия договора составляют: проверка финансовой отчетности; паспортизация; выявление невыполненных обязательств; завершение невыполненных обязательств. Проверка финансовой отчетности относится к отчетности заказчика и организаций-исполнителей. Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту. На этом этапе производятся окончательные расчеты с исполнителями. Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия контракта. Для ее проведения необходимо представить соответствующую документацию, характеризующую, например, технические условия используемых сырья и материалов. Это могут быть сертификаты, так как ими аттестуется продукция. Вся документация передается заказчику для регистрации.
В целом порядок завершения проекта может предусматривать следующую процедуру:
· организации-исполнители проекта за определенный срок до завершения работ (тем) представляют в головную организацию по разделу проекта итоговый отчет за весь отчетный период с обязательной информацией о реализации научно-технической продукции;
· головная организация по разделу проекта готовит итоговый отчет по разделу и после рассмотрения его на научно-техническом совете по разделу проекта (НТСР) направляет в головную организацию по проекту в целом;
· НТСР осуществляет приемку результатов каждой работы своего раздела и утверждает акты приемки-сдачи научно-технической продукции, приемки работы;
· головная организация готовит итоговый отчет по результатам выполнения проекта и выносит его на рассмотрение головного научно-технического совета по проекту;
· ГНТС рассматривает результаты выполнения работ и направляет итоговые материалы генеральному заказчику проекта для принятия соответствующего решения;
· генеральный заказчик имеет право назначать специальную комиссию с учетом представителей ГНТС по приемке как отдельных работ, так и проекта в целом.
Исходя из вышесказанного, автор курсовой работы подводит итог второй главе. Нам удалось выяснить, что разработка инновационного проекта состоит из:
· формирование инновационной идеи, постановка цели проекта;
· маркетинговое исследование идеи проекта;
· планирование инновационного проекта;
· завершение инновационного проекта.
Решение озвученных проблем в целом направлено на формирование социальной политики, основанной на восприятии инвестиций в человека не как в пассив, а как в капитал, обладающий способностью к накоплению и самовозрастанию, что коренным образом меняет восприятие социальной составляющей экономики.
Это определяет объективную необходимость решения задач перспективного планирования и реализации программ непрерывного профессионального развития на основе единой координированной системы подготовки квалифицированных кадров. Обобщая вышесказанное, для решения этой проблемы и снятия существующих противоречий основные акценты ставятся:
§ на разработку практикоориентированных моделей принятия решений по развитию кадрового потенциала с учетом различных факторов запаздывания;
§ на обоснование сущности и структуры обобщенной модели специалиста на основе профессиональных квалификационных характеристик и профессиональных стандартов и их взаимоувязки с образовательными стандартами, чего до сих пор мы не имеем на централизованном уровне. Кроме того, оптимизация деятельности образовательных структур в условиях динамично меняющейся профессиональной среды требует разработки системы независимой оценки их деятельности, формирования независимых центров сертификации и оценки квалификации персонала;
§ на обеспечение вертикальной и горизонтальной интеграции и социального взаимодействия государства, бизнеса, общественных организаций и системы образования в сфере решения задач роста человеческого капитала страны в целом и профессионального развития кадрового потенциала экономики, в частности.
11. Лутохина Э.А. Социально ориентированная рыночная экономика и социальное партнерство: учеб. пособие / Э.А. Лутохина. Минск: Академия управления при президенте республики Беларусь, 2002.
15. Фишер Роджер. Путь к согласию или переговоры без поражения / Роджер Фишер. М.: наука, 1992.
16. Яковчук В.Н. Теоретические основы социального партнерства: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / В.Н. Яковчук. Минск: Митсо, 2005.
17. О развитии социального партнерства в республике Беларусь: указ президента республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278: с изм. и доп. по состоянию на 17 мая 2007 г. // Собрание Указов Президента и постановлений Кабинета Министров республики Беларусь. 1995. № 21. ст. 485; национальный реестр правовых актов республики Беларусь. 2007. № 120. 1/8593.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Содержание и виды инновационных проектов. Формирование и постановка цели проекта, его маркетинговое исследование и планирование. Характеристика предприятия «Морозко», оценка потребителей и конкуренции на рынке. Методы управления инновационным механизмом.
курсовая работа [46,9 K], добавлен 11.11.2010
Теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Специфика и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. Анализ эффективности реализации инновационного проекта на примере ОАО «Машзавод».
курсовая работа [97,0 K], добавлен 02.05.2008
реферат [29,7 K], добавлен 07.09.2010
Жизненный цикл инновационного проекта. Место бизнес-плана в жизненном цикле. Требования к бизнес-плану инновационного венчура. Алгоритм составления бизнес-плана. Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта.
курсовая работа [41,8 K], добавлен 17.04.2006
Понятие и формы социального партнерства. История развития законодательства о социальном партнерстве, коллективно-договорном регулировании. Разработка и заключение коллективного договора. Действие коллективного договора. Контроль за выполнением.
дипломная работа [99,1 K], добавлен 16.10.2006
Инновационные механизмы социального партнерства что это
В период с 25 ноября по 19 декабря 2019 года в соответствии с заявкой Председателя Территориальной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Валерия Лаврентьевича Лаптева, преподаватели отдела инновационных и международных проектов Учебно-исследовательского центра Московской Федерации профсоюзов провели обучение представителей первичной профсоюзной организации работников ООО «Первый ДСК».
Обучение проводилось по программе «Инновационные механизмы социального партнерства».
Сочетания теоретического материала и практической деятельности позволило объективно оценить и проанализировать проблемы профсоюзной организации и выделить наиболее актуальные вопросы, подлежащие скорейшему решению.
Во время обучения были сформированы три проектные команды, которые разработали инициативы и предложения по развитию профсоюзной организации и института социального партнерства.
Каждая команда выделила важные направления и определила наиболее актуальные направления работы.
В результате обучения, слушатели разработали проекты по актуальным темам:
Защита проектных инициатив состоялась 19 декабря 2019 года.
Все команды были награждены дипломами.
Проект «Единство» получил диплом в номинации «Вместе мы сила».
В конце мероприятия 22 слушателя группы «Инновационные механизмы социального партнерства» получили удостоверения о повышении квалификации.
Для Учебно-исследовательского центра МФП это третий выпуск слушателей по данной программе.
Весной и осенью этого года уже состоялись два выпуска слушателей, итогом работы которых была защита девяти проектных инициатив перед экспертным сообществом.
Таким образом, в 2019 году слушателями Учебно-исследовательского центра МФП разработаны паспорта 12 проектных инициатив.
Модераторы и преподаватели программы «Инновационные механизмы социального партнерства»:
Масленникова Василиса Юрьевна – заведующая отделом инновационных и международных проектов УИЦ МФП
Калинина Наталия Николаевна — заведующая сектором научных разработок отдела инновационных и международных проектов УИЦ МФП, д.э.н.
Социальное партнерство: понятие, формы, принципы, развитие
Определение
Интересно, что у экспертов до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно определения социального партнерства. Наибольшее часто встречаются такие основные версии:
Представители сторон
В вопросах улучшения условий и увеличения производительности труда социальное партнерство является мощным механизмом. В процессе переговоров интересы сторон представляют полномочные представители. Со стороны работников таковыми могут быть:
Представителями работодателя могут быть:
Принципы
Функции
В социальной сфере социальное партнерство выполняет две основные группы функций. А именно:
Основные формы
Можно выделить такие основные формы социального партнерства:
Коллективные переговоры
Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении. Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку. В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.
В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.
Участие работников в управлении организацией
Социальные партнеры (представители работников, работодателей и государства) выступают в роли равноправных сторон процесса регулирования трудовых вопросов. Яркой иллюстрацией этого явления является участие работников в управлении организацией. Оно осуществляется в таких основных формах:
Коллективный договор
Уровни
Социальное партнерство осуществляется на пяти уровнях. А именно:
Органы партнерства
На государственном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители правительства. Деятельность комиссии регулируется соответствующим законом, который был принят в 1999 году.
На региональном уровне создаются трехсторонние комиссии, которые действуют в соответствии с общероссийским законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами.
Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в рамках городов ли районов. Помимо общероссийского и регионального законодательства, их деятельность также регулируется положениями, принятыми органами местного самоуправления.
Международный опыт
Информация о том, что такое социальное партнерство, а также практика его ведения пришли из индустриально развитых стран. За границей оно осуществляется в таких формах:
В Австрии, Швеции, Германии, Японии, Нидерландах и Швейцарии получила распространение корпоративистская система. Она подразумевает использование процедур, механизмов и органов (например, комитетов и консультативных советов) на разных уровнях.
В США, Канаде и Великобритании распространена плюралистическая система. Она подразумевает согласование спорных вопросов на общем общественном уровне посредством политического процесса (профсоюзы, партии, парламент). Также поощряется развитие сотрудничества работников и работодателей внутри компаний.
Состояние вопроса в России
По мнению исследователей, для активного развития социального партнерства необходимы разработка и внедрение системы государственной пропаганды. Она может реализовываться посредством социальной рекламы, интернет-сайтов, разъяснительных работ, семинаров, конференций и круглых столов. Важно достичь общей заинтересованности сторон в сотрудничестве.
Заключение
Развитая система социального партнерства является одним из основных признаков стабильного демократического общества. Это является неким мультипликатором уровня социальной, политической, экономической и нравственной зрелости социума. Несмотря на то что в отечественной практике присутствует достаточно внушительная законодательная база в отношении социального партнерства, на деле данная система пока не получила серьезного развития. Это обозначает приоритетные направления работы в области трудового законодательства, которое должно быть направлено на ужесточение санкций за неисполнение обязательств по коллективным договорам и нежелание сторон принимать участие в переговорах по существенным вопросам.