Иностранные агенты в россии что это такое простыми словами
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Что означает статус иностранного агента в России
Пост по возможности нейтральный, без каких-либо оценочных суждений. Просто факты и выдержки из закона.
Кто такие иностранные агенты в России?
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (иностранное средство массовой информации), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, независимо от их организационно-правовой формы, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Таким образом, СМИ-иноагентом может быть признана любая зарубежная организация или группа людей (структура без образования юридического лица), если она не финансируется исключительно на российские деньги, не запятнанные иностранным участием. Получило издание деньги от
И, наконец, в 2019 году вводится понятие физического лица, выполняющего функции иноагента:
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
Акционистка, феминистка и художница Дарья Апахончич*** рассказала “Ъ”, что слышала про закон о «физлицах-иноагентах», но «в подробности не вдавалась». «Попадание в этот реестр для меня стало неожиданностью,— сказала она.— Как я поняла, чтобы туда попасть, нужен блог и какие-то деньги из-за границы. Ну вот я получала гонорары за свои зарубежные концерты — последний раз из Финляндии, например».
Господин Камалягин*** предполагает, что причиной стало его сотрудничество в качестве внештатного автора с изданием «Север. Реалии»**: «Я писал колонки, получал гонорары на персональную карточку, но все это было весной или летом»
https://www.kommersant.ru/doc/4636998
Что обязаны делать иностранные агенты?
Одновременно с введение понятия физлица-иноагента у СМИ-иноагентов (как организаций. так и физлиц) появилась обязанность в течение месяца учредить юридическое лицо в России и уведомить об этом «уполномоченный орган». После этого у них появляется обязанность:
= Предоставление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов – один раз в полгода;
= Предоставление в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, – ежеквартально;
= Предоставление в уполномоченный орган аудиторского заключения – ежегодно;
размещение в Интернете или предоставление СМИ для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган – один раз в полгода;
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
= Указание должно быть размещено в начале каждого материала: под заголовком или сразу перед текстом, если заголовка нет.
= Размер шрифта, которым напечатано это указание, должен быть вдвое больше, чем размер шрифта материала.
= Цвет пометки должен быть контрастным фону.
= Пометку нельзя накладывать на изображение или текст материала.
= Если это аудио- или видеоматериал: длительность пометки — не менее 15 секунд.
Какое наказание предусмотрено за несоблюдение этих законов?
И ещё один момент. Заметили звёздочки возле некоторых имён и названий организаций? Расшифровка звёздочек в конце поста (пролистайте), а здесь поясняю.
С 5 апреля этого года за отсутствие таковой пометки при упоминании иноагентов в соответствии со статьёй 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» на граждан может быть наложен штраф в размере 2000-2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Вот что должны делать иностранные агенты по российским законам, а не просто «повесить пометку на сайт».
* соответствующая организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента
** соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента
*** соответствующее лицо является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Иностранный агент. Кого могут признать, чем грозит этот статус, можно ли от него избавиться?
Кратко
Давайте сперва разберемся, кто такой иностранный агент с точки зрения закона?
Изначально это некоммерческая организация, у которой есть иностранное финансирование. Плюс, чтобы получить этот статус, необходима так называемая «политическая деятельность», причем ей считается не участие в выборах, а любой текст на сайте. Поскольку у НКО должен быть сайт, как минимум чтобы публично выкладывать отчетность (иначе штраф), то, по закону, любая НКО занимается «политической деятельностью». Строго говоря, ей можно признать любой текст в интернете.
А можно ли каким-то образом заниматься неполитической деятельностью?
Фактически, это невозможно, так как НКО обязана иметь сайт, на котором размещает годовые отчеты. Значит в них будет какой-то текст, а значит деятельность уже может считаться политической.
По новым законам иностранным агентом может быть не только организация, но и СМИ, и физические лица. То есть действительно абсолютно любому могут дать этот статус?
СМИ могли признать иноагентом уже несколько лет, а в 2019 году в Закон о СМИ добавили поправки, которые распространяют этот статус и на физических лиц. Впервые их применили в конце 2020 года. А после принятия поправок в закон «о нежелательных организациях» (закон о санкциях к лицам, причастным к нарушениям прав человека) можно признавать людей иноагентами по тем же критериям, что и некоммерческие организации. Так что граждане-иноагенты теперь могут быть двух типов: граждане-иноагенты-СМИ и граждане-иноагенты-НКО.
Кроме того, по закону об общественных объединениях могут признаваться иноагентами незарегистрированные общественные объединения, если они получают имущество из-за рубежа. Хотя они по определению не могут получать никакое имущество хоть из-за рубежа, хоть из России, так как не могут открывать банковские счета, нанимать персонал и так далее.
Можно точно понять, за что мне, как организации или просто гражданину, дадут такой статус?
Нет. Закон сформулирован таким образом, чтобы любого человека или любую организацию можно было признать иноагентом, если это необходимо, например, для сдачи отчетности в вышестоящие органы.
Какие проблемы создает иноагенство?
Многочисленные: для НКО — это дополнительная отчетность и аудит, а для небольших организаций — это тяжелое бремя. Еще обязанность везде указывать, что ты иностранный агент, и сопутствующие риски взаимодействия с государственными организациями или бизнесом. Любое упущение карается большими штрафами, причем они накладываются многократно. А граждане должны еще и создавать юридическое лицо, которое будет отчитываться как иностранный агент.
Допустим, власти признали меня иностранным агентом. Но почему они не говорят в интересах какого государства я работаю? Или хотя бы чьим агентом являюсь?
Они не видят такой необходимости — доказывать, что вы работаете в чьих-то интересах. Закон сформулирован по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», а доказывать связь бузины с дядькой не требуется.
Поподробнее про штрафы. За что именно может прилететь, какие наказания самые суровые?
С февраля 2021 года появилась статья (ч. 3 ст. 19.34 КоАП) для граждан, которые являются участником, членом, учредителем, руководителем, если они пишут что-то, «связанное с политической деятельностью», публично или направляют это в госорганы без указания на свое участие в НКО-иноагенте. Штраф — 5000 рублей. Причем неизвестно, что нужно написать для правонарушения.
Юрист Кирилл Коротеев, фото из личного архива.
Кроме того, есть штрафы за непредоставление отчетности НКО-инагентом (ст. 19.7.5-2 КоАП) и незарегистрированной НКО-иноагентом (ст. 19.7.5-3 КоАП). Последняя статья наказывает и граждан, если они участвуют в незарегистрированных организациях, распространяют материалы без указания на иноагентство «при осуществлении политической деятельности». Штраф тоже 5000 рублей.
Если не указать, что вы обладатель статуса иноагента, то у вас могут конфисковать «предмет административного правонарушения» — то есть будут забирать телефоны и компьютеры.
Наконец, за неуказание всех этих прекрасных статусов в СМИ может наступать ответственность и для граждан (видимо, журналистов и гостей, интервьюируемых), и для СМИ (чч. 2.1-2.3 ст. 13.15 КоАП РФ).
Давайте остановимся на СМИ-гражданах-иноагентах. Кто они такие и как ими становятся?
Этот статус можно получить за перепост публикаций СМИ-иноагента и просто денежный перевод из-за границы, причем неважно от кого. Постить про деньги нет необходимости, за всеми иностранными переводами наблюдает Росфинмониторинг, невозможно получить деньги на счет в России без того, чтобы об этом переводе не знал Росфинмониторинг.
То есть если я, обычный гражданин, перепостил себе на личную страницу в Фейсбуке информацию от иноагента и не указал об этом статусе, меня тоже могут оштрафовать?
Если вы постите на личных страницах в соцсетях, то нет, не могут. Ответственность по ст. 13.15 КоАП возникает только за распространение в СМИ такой информации без указания на ярлык.
А если я работаю в НКО-иноагенте, то тоже обязан в личных постах указывать, что являюсь сотрудником организации с таким ярлыком?
Закон говорит, что вы обязаны это делать только когда распространяете материалы, «связанные с политической деятельностью». Но как их отделить от котиков и мемасиков, что сочтут такой деятельностью, неизвестно.
Есть ли какие-то последствия для волонтеров, стажеров или людей, сотрудничающих по гражданско-правовым договорам с НКО-иноагентами?
Пока волонтеры, студенты и контракторы по гражданско-правовым договорам не попадают в сферу контроля. Но предоставлять в Минюст сведения надо теперь не только о членах организации, но и о работниках.
Сейчас появилась норма, что НКО-агенты обязаны все публичные мероприятия согласовывать с Минюстом. Но как это делать? Уже есть регламент?
Пока закон от 5 апреля 2021 года говорит о необходимости предоставлять документы о программах и мероприятиях НКО, а Минюст сможет запрещать неугодные. Еще могут штрафовать за несвоевременное предоставление такой информации.
Если вы проводите “программу”, то каждый раз должны уведомлять до ее начала (Минюст может ее запретить в любой момент). А про “мероприятия” необходимо отчитываться ежегодно по итогам года.
Минюсту будет удобно назвать ваше мероприятие “программой” и запретить его или оштрафовать за непредоставление информации заблаговременно, хотя вы думали, что обязаны делать это раз в год.
Если сотрудник НКО-иноагента, например, идет на митинг, обязан ли он каким-то образом маркировать свою причастность к организации с ярлыком?
Сейчас это еще не признано «производством материалов» или «обращением в государственные органы». Думаю, пока будут санкции по все расползающейся ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).
Возможно ли исключить себя из реестра иностранных агентов? И как это можно сделать?
Для некоммерческих организаций выход — ликвидироваться. Иногда можно выписаться из реестра, если за год не было иностранного финансирования, но здесь нет никаких гарантий. По российскому праву, отказ от иностранного финансирования признается иностранным финансированием. Это позиция судов, хотя она и выглядит нелепой. В деле ассоциации «Голос» ( признана иностранным агентом в РФ ) был отказ от иностранного финансирования, но Мосгорсуд признал этот отказ получением иностранного финансирования, поскольку «отказ» — реализация полномочий собственника. Так записано в судебном решении.
И что за новое определение « лица, аффилированные с иноагентами » ? Зачем это нужно?
Это все часть выборного законодательства, чтобы опорочить оппозиционных кандидатов, сказав, что они на самом деле выдвинуты при поддержке ФБК ( Фонд борьбы с коррупцией признан Минюстом иностранным агентом, а «Штабы Навального» включены в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму ). Это особенно смешно, потому что сейчас все силы будут положены, чтобы их не допустить до регистрации.
В чем логика таких ужесточений? Всех запугать?
Думаю, в Минюст пришла разнарядка: предложить меры по ограничению иностранного влияния на выборы. Минюст взял под козырек. Такое бюрократическое производство тупых репрессий.
Зачем этот закон нужен и может ли он работать нормально?
Нет, этого закона не должно существовать. Он не может работать иначе, чем это происходит сейчас.
Что про это говорит международное право и ЕСПЧ?
ЕСПЧ уже восемь лет не может принять решение по этому поводу. Очень похожий, хотя куда более мягкий венгерский закон все же стал предметом международно-правового анализа. Суд Европейского Союза («другой» Европейский Суд, в Люксембурге) не оставил камня на камне от позиции венгерского правительства в прошлогоднем деле «Комиссия против Венгрии» (Прозрачность ассоциаций), признав, что даже требование нейтральной маркировки «организация, финансируемая из-за рубежа» нарушает права и свободы как самой организации, так и ее доноров. ЕСПЧ теперь в роли догоняющего.
Шпион поневоле. Почему практически любой россиянин может оказаться «иностранным агентом»
Первые пять человек 28 декабря были включены Минюстом в список СМИ — «иностранных агентов». При этом, как поясняют эксперты, чтобы физическому лицу присвоили подобный статус вовсе не обязательно иметь какое-то отношение к журналистике. Достаточно поделиться чьей-то публикацией или озвучить свои мысли в комментарии для СМИ. The Insider поговорил с юристом Правозащитного центра «Мемориал» Татьяной Глушковой о том, как в России становятся «иностранными агентами», что теперь делать и есть ли аналоги подобного закона в других странах.
Кого и за что могут признать иностранным агентом?
В любой из этих реестров может угодить практически каждый житель РФ, если он публикует в интернете хоть что-то, кроме фотографий котиков. Никакой разницы между руководителем правозащитной организации или участником акции закон не делает.
Если говорить о первом реестре, то чтобы в него попасть, достаточно, во-первых, распространять какие-либо информационные материалы для неограниченного круга лиц (например, вести открытый блог, даже если его читает десяток друзей), а во-вторых, получать финансирование из иностранного источника. Такое финансирование – это необязательно получение гранта, например. Если человек работает в международной компании, имеет акции зарубежной фирмы и получает от них дивиденды или даже получает новогодний подарок от родственника, который после распада СССР стал гражданином одной из бывших союзных республик, то такой человек уже считается получающим финансирование от иностранного источника.
Чтобы стать физлицом-иноагентом второго типа, нужно соответствовать следующим условиям: во-первых, и это главный критерий, получать иностранное финансирование (критерии «иностранности» те же, что в предыдущем случае), во-вторых, осуществлять «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации» или заниматься «политической деятельностью» в интересах иностранного бенефициара.
Под определение «политической деятельности» подпадают, в том числе, участие в митинге, наблюдение на выборах, выражение мнения (любого, в том числе положительного) о государственной политике, любой публичный призыв к органам госвласти и местного самоуправления и так далее.
Как физическое лицо узнает о том, что оно включено в список иностранных агентов? Приходит постановление по почте?
В законе не закреплена форма уведомления физических лиц о включении в любой из реестров. Однако оба реестра являются публичными и доступны в сети интернет.
Что происходит после того, как тебя признали иноагентом? Какие юридические процедуры?
Помимо этого, необходимо маркировать все распространяемые материалы иноагентским ярлыком. За неисполнение этих обязанностей следует наказание. Оно для разных видов людей-иноагентов разное.
Как власти могут наказывать «иноагентов», которые не захотят или не смогут выполнить требования Минюста?
Ответственность физлиц-иноагентов, не являющихся СМИ, устроена иначе. Прежде всего, закон предусматривает обязанность потенциальных физлиц-иноагентов записаться в соответствующий список добровольно. Если человек этого не хочет делать и будет включен в реестр по решению Минюста, то санкция зависит от того, за что он признан иноагентом. Если он осуществляет «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации», то он может сразу попасть в тюрьму на срок до 5 лет. А если он попал в реестр за политическую деятельность, то сначала его оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей. И если в течение года после выплаты этого штрафа он допустит ошибку в своей иноагентской отчетности (например, просрочит сдачу отчета) – тут на срок до 5 лет могут посадить и его.
А санкция за немаркировку публикаций составляет от 10 до 30 тысяч рублей с возможной конфискацией предмета административного правонарушения (в данном случае речь идет о печатной продукции).
Еще одно ограничение для физлиц-иноагентов – они не могут занимать должности на государственной и муниципальной службе.
Человек должен теперь себя везде маркировать? Это как? Во всех соцсетях написать, что ты иностранный агент?
Да, обязанность маркировать «издаваемые или распространяемые материалы» распространяется на оба вида людей-иноагентов. Причем стоит отметить, что никаких ограничений в этой части закон не содержит. В том, что придется маркировать соцсети, сомнений нет. Но как быть, например, с ситуациями, когда человек-иноагент, например, отправляет кому-то поздравительную открытку или дарит книгу? Это ведь тоже распространяемые им информационные материалы.
Отдельно стоит сказать о требованиях к форме и порядку такой маркировки. В этом году Роскомнадзор издал приказ с точной формулировкой иноагентского «лейбла» для СМИ: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
Кроме того, там указывается, где и как он должен размещаться. Например, при распространении текстового материала размер шрифта, которым напечатано это сообщение, должен вдвое превышать размер текста сообщения, и располагаться оно должно под заголовком текста. А в звуковых и видеоматериалах аналогичное сообщение должно воспроизводиться в начале материала и длиться не менее 15 секунд.
В отношении физлиц-иноагентов подобных требований пока не разработано. Они могут маркировать свои материалы так, как посчитают нужным.
А если его фотографию или текст напечатают в прессе, то изданию необходимо будет ставить плашку с пометкой, что автор иностранный агент или нет?
При распространении материалов, созданных людьми-иноагентами обоих видов СМИ должны делать соответствующую пометку.
А в случае с физлицами требования еще жестче: СМИ не могут даже рассказывать о них без указания на иноагентский статус.
А можно репостить тексты людей, признанных иностранными агентами? Или за это могут оштрафовать? И надо ли другим людям отмечать, что это пост иностранного агента?
Для рядовых граждан ответственности за репост публикации человека-иноагента без соответствующего указания пока не предусмотрено. Но важно понимать, что такие репосты в принципе могут привести к тому, что в какой-нибудь из иноагентских реестров включат уже репостящего.
Иностранным агентом признают пожизненно? Можно ли оспорить это решение в суде?
Решение о признании человека иностранным агентом – любого вида, – разумеется, может быть оспорено в суде, как и любое другое решение государственного органа. Однако шансы на успех, как показывает практика по делам об НКО-иноагентам, практически нулевые.
Закон предусматривает возможность выхода физлица-иноагента (не являющегося СМИ) из соответствующего списка «в случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента». Для СМИ-иноагентов такого порядка не предусмотрено.
Что грозит людям, которые вступают в рабочие или личные отношения с физическим лицом, признанным иностранным агентом?
Главная опасность любых отношений с человеком-иноагентом любого вида состоит, конечно, в том, что того, кто с ним общается, тоже могут признать иноагентом.
Есть ли аналоги подобного закона в других странах?
Российские чиновники любят говорить, что российское законодательство об иностранных агентах является аналогом американского закона FARA–Foreign Agents Registration Act. Однако это не так – и на законодательном, и на правоприменительном уровне, хотя в американский список иностранных агентов могут быть внесены не только организации, но и физические лица.
Во-первых, американский закон требует, чтобы финансирование было полностью или в большей части от иностранного инвестора. Как свидетельствует американский правительственный сайт для лоббистов, «в большей части» означает 20% и более. Согласно российскому закону сумма не имеет значения.
Во-вторых, согласно FARA принципиальное значение имеет осуществление деятельности именно в интересах иностранного бенефициара. А если деятельность организации или человека направлена на удовлетворение потребностей и интересов общества в целом, то в список иностранных агентов такая организация или человек не попадет.
Мы же много лет наблюдаем, как в реестр иноагентов попадают за правозащитную деятельность, деятельность по охране окружающей среды и т.п., которая, очевидно, имеет значение в первую очередь для российского общества и российских граждан, а не для мифических иностранных заказчиков.