Иностранные финансовые инструменты что это

Правительством РФ предлагается уточнить законодательное определение понятия «иностранные финансовые инструменты»

С этой целью в Федеральном законе «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» раскрывается понятие «иностранные финансовые инструменты», к которым предусматривается отнести, в частности:

договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора является лицо (организация и/или физическое лицо), местом регистрации, жительства или нахождения которого является иностранное государство, и/или иностранная структура без образования юридического лица;

кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории РФ иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.

Кроме того, в ряд федеральных законов, содержащих нормы о запрете для определенной категории лиц владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, вносятся дополнения о том, что указанное в них понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, предусмотренном Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Источник

Акции Сбербанка: российский или иностранный финансовый инструмент?

Как известно, госслужащим запрещено пользоваться иностранными финансовыми инструментами, в том числе акциями, ISIN которых начинается не с RU.

Не так давно в СМИ начали появляться сообщения, что некоторым кандидатам в депутаты Госдумы могут отказать в регистрации на выборы из-за наличия у них иностранных финансовых инструментов: акций «Яндекса», но тут все понятно, и — внимание! — Сбербанка. Аргументируют тем, что акции Сбербанка торгуются в том числе на Лондонской бирже.

Вопрос: стоит ли напрячься тем, у кого есть акции Сбербанка на Московской бирже и кому при этом нельзя использовать иностранные финансовые инструменты?

Действительно, с выборов сняли некоторых кандидатов в депутаты из-за того, что они владели иностранными ценными бумагами — иностранными финансовыми инструментами. При этом в новостях упоминались и акции Сбербанка.

Однако тем госслужащим и депутатам, у кого есть акции Сбербанка и кому при этом запрещены иностранные финансовые инструменты, беспокоиться не о чем. Расскажу, что случилось и считаются ли акции Сбербанка иностранным инструментом.

Почему кандидатов сняли с выборов

В конце августа 2021 года Центральная избирательная комиссия подала иски в Верховный суд о снятии с выборов нескольких кандидатов в депутаты. Это было связано с тем, что у них в собственности обнаружили иностранные финансовые инструменты.

Кроме того, часть кандидатов покинула партийные списки по решению партий или по собственной инициативе — тоже из-за иностранных финансовых инструментов. ЦИК обратилась в суд только по поводу тех кандидатов, кто был не согласен с итогами проверки Центробанка и ЦИК.

Речь шла о ценных бумагах иностранных компаний, например акциях Apple, Ford, Intel и Pfizer. Однако Дмитрий Потапенко, кандидат от Российской партии свободы и справедливости, упомянул, что в его случае иностранными финансовыми инструментами посчитали в том числе акции «Яндекса» и Сбербанка — якобы из-за того, что эти ценные бумаги торгуются не только в России.

В итоге Верховный суд снял Потапенко с выборов. Последующую жалобу Потапенко отклонили.

Судя по тексту решения Верховного суда, у ЦИК на момент регистрации списка кандидатов не было сведений, что у Потапенко есть иностранные финансовые инструменты. Затем появились данные, что он все же владел ценными бумагами нескольких иностранных компаний.

Решение ВС РФ от 01.09.2021 по делу № АКПИ21-762 PDF, 434 КБ

По закону у кандидата в депутаты Госдумы не должно быть иностранных финансовых инструментов на момент регистрации в качестве кандидата. Если окажется, что такие инструменты есть, то Верховный суд по заявлению ЦИК может отменить регистрацию кандидата в депутаты. Именно это и случилось.

Вообще в законодательстве есть ограничения не только для депутатов Госдумы и кандидатов в них. Так, иностранные финансовые инструменты запрещены муниципальным депутатам, а также их супругам и несовершеннолетним детям. А если выяснится, что такие инструменты были у депутата законодательного органа власти субъекта РФ, когда он был кандидатом на выборах, его депутатские полномочия могут досрочно прекратить.

Вернемся к Потапенко. ЦИК утверждает, что у него бумаги 17 компаний: AT&T, Apple, Bank of America, CBOM Finance, Chevron, Citibank, FinEx Investment Management LLP, Ford, Gaz Finance, General Electric, Jacobs Engineering Group, Pfizer, Polymetal International, Procter & Gamble, Tesla, Viatris, Yandex.

Однако в решении Верховного суда указано только 6 бумаг:

Под CBOM Finance, вероятно, подразумеваются еврооблигации Московского кредитного банка, а Gaz Finance — это еврооблигации «Газпрома». Хотя сами компании российские, их еврооблигации выпущены через европейские структуры — так называемые SPV. Код ISIN этих бумаг начинается с XS. Значит, это иностранные финансовые инструменты.

Что касается «Яндекса», то он обычно воспринимается как российская компания. На самом деле головное юрлицо «Яндекса» зарегистрировано в Нидерландах, а ISIN акций на Московской бирже — NL0009805522. NL означает Нидерланды.

Акции же Сбербанка не упоминаются ни в данных ЦИК, ни в решении Верховного суда. То есть поводов для беспокойства об их статусе нет. Тем не менее на всякий случай разберу, могут ли их посчитать иностранным финансовым инструментом.

Источник

Как военнослужащему зайти на биржу и не вылететь со службы

Разбираемся, что можно покупать, а что нельзя

Когда заводишь разговор с сослуживцами про инвестиции, часто слышишь в ответ: « Нам же запрещено иметь ценные бумаги!»

Говорят, купишь акции — жди скорого увольнения. Тем самым различные финансовые инструменты приравнивают к предпринимательской деятельности, которой военнослужащим заниматься нельзя. После такого «дружественного огня» легко отказаться от изучения вопроса.

Но на самом деле для военнослужащих дело обстоит иначе: инвестировать можно, но не во все инструменты. Я разобрался в деталях, теперь рассказываю вам.

Инвестиции — это не предпринимательство

Факт: каждому военнослужащему запрещено заниматься любым видом оплачиваемой деятельности, в том числе предпринимательской. Исключения — доходы от научной, творческой и преподавательской деятельности.

Это требование закреплено в законе «О статусе военнослужащего» и распространяется на офицеров и контрактников российской армии, Росгвардии, пограничных органов, органов безопасности и иных отечественных спецслужб, где законом предусмотрена военная служба. Cотрудники полиции, прокуратуры, следственного комитета, ФСИН, подразделений противопожарной службы МЧС России военнослужащими не считаются, но у них есть свои документы, которые тоже это запрещают.

Часто коллеги из отдела кадров говорят, что доход от инвестиций — это прибыль от предпринимательской деятельности, которая вышеупомянутой статьей запрещена. Но в действительности это не так.

Начнем с определений. Статья 2 ГК РФ поясняет, что предпринимательство — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». И вроде бы от одного этого определения уже становится очевидным, что покупка и продажа ценных бумаг обычным гражданином не считается предпринимательской деятельностью.

Кроме того, по факту физические лица самостоятельно не покупают какие-либо активы на бирже. Конечно, инвестор в обиходе говорит: «Я купил!» Но в действительности граждане могут лишь открыть счет, перевести на него деньги и оставить поручение брокеру на покупку или продажу той или иной ценной бумаги по указанной цене и в указанном объеме. Все остальное, начиная с покупки лота ценных бумаг и заканчивая подачей сведений в депозитарий, сделает именно брокер.

Если подытожить, владение ценными бумагами и получение с них пассивного дохода, будь то выплаты по государственным облигациям либо начисление дивидендов по акциям российских компаний, для военнослужащего не считаются деятельностью в принципе, а уж коммерческой — тем более. Сотрудник в этом случае не заключает никакие договоры подряда, не имеет обязательств, не оказывает услуги. Для сравнения: никто не станет его наказывать за оплату покупки в магазине дебетовой или кредитной картой, по которой банк начислит ему кэшбэк в виде бонусов или рублей. Владение ценными бумагами — лишь один из способов распределения накопленных денег.

Как победить выгорание

Какие бумаги нельзя покупать

Подпункт д.1 пункта 1 статьи 51 закона «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военнослужащего уволят, если он или его супруг или супруга, а также несовершеннолетние дети будут владеть иностранными активами. Это нарушение закона от 7 мая 2013 № 79-ФЗ о запрете на использование иностранных финансовых инструментов. Этот федеральный закон распространяется на всех государственных служащих, включая сотрудников силовых структур.

Эти же нормы прописаны в других документах:

В статье 2 закона № 79-ФЗ приведен перечень должностей, которым запрещено иметь иностранные активы и счета в банках за пределами территории России. Но среди них не упоминаются те, кто носит погоны. Эти моменты прописаны отдельно — в других нормативно-правовых актах.

В каждом ведомстве утвержден собственный перечень должностей, который определяет, кому из сотрудников недоступны иностранные финансовые инструменты. В случае с некоторыми силовыми структурами это закреплено открытыми внутренними приказами. К примеру, приказ Министра обороны РФ от 2 июня 2015 года № 309 распространяет эти ограничения на руководство ведомства, советников министра, командующих родами войск и видов вооруженных сил и их заместителей, а также всех военнослужащих, кто по долгу службы имеет допуск к сведениям особой важности.

В ФСВНГ России, то есть Росгвардии, также существует открытый ведомственный приказ от 24 июля 2017 года № 231. В его приложении есть аналогичный запрет для заместителей директора Росгвардии, руководителей подразделений центрального аппарата войск, командующих округами, начальников территориальных органов и их заместителей, а также всех военнослужащих, которые, как и в армии, работают со сведениями особой важности.

О криптовалютах. Существует закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Статья 25 этого закона определяет, что с 1 января 2021 года криптовалюты официально признаны иностранным финансовым инструментом, — это делает их недоступными для тех, чья должность входит в «запретный список». Если же такой инструмент купили ранее, необходимо его продать или подарить.

Из всего этого можно сделать вывод: ни один из существующих документов не запрещает военнослужащим покупать российские ценные бумаги. Все ограничения накладываются исключительно на владение иностранными финансовыми инструментами, причем только для определенного перечня лиц.

Где найти такой перечень для своей структуры

Если вы служите в вооруженных силах или Росгвардии, не стоит полностью опираться на размещенные в интернете приказы, к примеру те, что приведены выше. Одна из особенностей силовых структур в том, что те или иные вопросы нередко бывают дополнительно расписаны во всевозможных письмах, распоряжениях или иных документах, которых нет в общем доступе.

Для сравнения: в открытом доступе я не нашел аналогичного перечня должностей сотрудников Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны. Можно лишь предположить, что он существует, но у посторонних лиц к этому документу доступа нет.

Если хочется инвестировать, сперва лучше обратиться за пояснениями к коллегам из подразделения кадров вашей воинской части. Правда, в большинстве случаев те вряд ли смогут помочь, пояснив, что это вне сферы их компетенции. Если раздобыть нужную информацию через кадры не удастся, стоит разузнать контакты подразделений из главка, которые занимаются проверкой сведений о доходах, — о них ежегодно отчитываются все, кто носит погоны или состоит на государственной гражданской службе. Как правило, эти должностные лица в курсе, кому и в какие инструменты можно инвестировать: им по роду деятельности положено это знать.

Чтобы точно не прогадать, для начала остановитесь только на ценных бумагах отечественных компаний.

Как определить, российская бумага или нет

Итак, всем военнослужащим вне зависимости от должности и звания на законных основаниях доступны:

Главное, что поможет отличить доступную к покупке ценную бумагу, — международный идентификационный код ISIN, который говорит о стране, где зарегистрирован эмитент. Если ISIN начинается с букв RU, то этот финансовый инструмент выпущен отечественной организацией и его смело можно покупать.

Узнать ISIN можно на сайте Московской биржи, если задать в поиске название интересующей организации и посмотреть его в описании. Еще можно воспользоваться сервисом isin.ru — тут есть базы для российских и иностранных финансовых инструментов, по которым можно проверить любую бумагу.

А вот чего точно не стоит делать — так это покупать ценные бумаги тех компаний и организаций, проверкой которых вы занимаетесь по долгу службы. Это может стать причиной конфликта интересов и приведет к санкциям в связи с нарушением части 2 статьи 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Можно ли военнослужащему открыть ИИС

ИИС дает возможность ежегодно получать налоговый вычет в размере до 52 тысяч рублей — и запрета для военнослужащих нет ни на вычеты, ни на открытие ИИС. Но и тут без нюансов не обходится.

По словам коллег, до 2021 года сотрудники ряда ведомств не могли получить вычет даже через финансово-экономическое подразделение — запретов не было, но именно инвестиционный вычет по непонятным причинам получить не удавалось. Но с 2021 года возможность получить вычет есть у всех военнослужащих — в том числе можно оформить налоговый вычет за три предыдущих года: законодательство позволяет.

Стоит ли ожидать проверок

До начала 2022 года вас вряд ли кто-либо станет беспокоить из-за открытия счета. Но затем все военнослужащие будут отчитываться о своих доходах и расходах: заполнять справку о доходах и подробно расписывать, какими активами владеют. Не исключено, что после этого военнослужащему придется стать объектом некоторого внимания. И не из-за того, что выявят какое-либо нарушение, а просто потому, что мало кто знает описанные выше нормы — это касается и выпускников вузов, где готовят специалистов для финансово-экономических подразделений силовых структур, и их коллег из подразделений кадров.

Но, как показывает практика, даже если военнослужащий по ошибке купит запретный для него актив, его не уволят за это, а дадут возможность продать или подарить. Правда, избежать дисциплинарной ответственности все же не удастся — могут сделать замечание или объявить выговор.

Источник

Инвестиции для госслужащих: Запрет на иностранные счета и финансовые инструменты

После запрета на предпринимательскую деятельность, о котором мы писали в предыдущей публикации, вторым существенным запретом для госслужащих в области инвестиций, является запрет открывать и иметь иностранные счета и запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами. В этой статье мы попытаемся дать ответ на вопрос на кого и при каких условиях распространяется данный запрет, а также какие объекты для инвестиций являются запрещенными для госслужащих: что является иностранным финансовым инструментом (ИФИ), а что нет.

Внимание, по данным МинТруда, ПИФ и БПИФ, инвестирующие в иностранные ценные бумаги, так же попадают под ограничение.

Нормативная база

Запрет на иностранные счета для чиновников установлен в 2013 году с принятием закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ с говорящим названием: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете). Кроме собственно этого закона, на сегодняшний день положения о запрете на иностранные счета и ИФИ содержатся в законах «О государственной гражданской службе» (Закон о госсужбе) и «О противодействии коррупции» (Закон о борьбе с коррупцией).

Кому Запрещено?

Запрет на иностранные счета и ИФИ для госслужащих не абсолютный. Их запрещено иметь только тем должностным лицам, которые указаны в утвержденных перечнях и списках. Таким образом, запрет распространяется только на тех служащих, которые (или порядок определения которых) указаны в нормативных актах: законах и подзаконных актах, принятых на основании и в развитии положений этих законов.

В свободном доступе такой «Перечень перечней» сложно найти. Мы подготовили его специально для этой статьи.

Хотя список таких должностей отдельный для каждого ведомства, можно выделить общие закономерности: во-первых, в перечни включены должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей (включая руководителей); и, во-вторых, в перечни включены лица занимающие должности, исполнение обязанностей которым предусматривает допуск к сведениям особой важности.

Можно с уверенностью сказать, что, если госслужащий занимает высшую и/или руководящую должность в своем ведомстве, а также если ему/ей оформлен доступ к сведениям особой важности, то скорее всего такая должность в одном из перечней присутствует и запрет на иностранные активы на него / нее распространяется.

Если же должности ни в одном перечне не нашлось, перед тем как открывать иностранный счет или покупать ИФИ, стоит проверить трудовой договор и должностную инструкцию (регламент), а также иные доступные служебные документы (положения, руководства и т.д.) на предмет полномочий такого лица по принятию и участию в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

Что такое иностранный финансовый инструмент?

Если с банковскими счетами все было понятно еще в 2013 с принятием Закона о запрете, то определения «иностранного финансового инструмента» Закон о запрете, в его первоначальной редакции, не содержал. Такой ясности не было вплоть до 2017 года, когда определение ИФИ было включено в Закон о запрете. Давайте посмотрим, чем именно запрещено владеть госслужащим по Закону о запрете:

I. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица

a. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты

ISIN код представляет собой 12-разрядный буквенно-цифровой код, при этом первые 2 разряда кода составляет префикса – двухбуквенного кода страны для России – RU.

Несложно сделать вывод, что любые акции, облигации и ЕТ F иностранных компаний (включая торгующиеся на российских биржах) попадают под запрет, равно как и еврооблигации, ADR и GDR российский компаний.

Исключение составляют российские депозитарные расписки. Дело в том, что согласно установленным правилам, депозитарным распискам присваиваются коды ISIN тех стран, в которых находятся организации, выпустившие эти расписки. Именно поэтому ADR / GDR российских эмитентов, будучи выпущенными иностранными банками-депозитариями, имеют иностранный ISIN код (и, соответственно, являются ИФИ). Однако в случае, когда российские депозитарные расписки (РДР) на иностранные бумаги выпускает российская организация, таким распискам присваивается российский ISIN код и такие РДР будут считаться российским финансовым инструментом, доступным для приобретения госслужащими без нарушения Закона о запрете.

b. Нерезиденты и иностранные структуры без образования юридического лица

Закон о запрете определяет «нерезидентов» путем отсылки к Закону о валютном контроле. Таким образом, речь идет о ценных бумагах и финансовых инструментах, выпущенных иностранными компаниями. В свою очередь «иностранные структуры без образования юридического лица» Закон о запрете определяет путем отсылки к Налоговому Кодексу. Последний определяет их как «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров». Под указанное определение попадают фонды, партнерства, товарищества, трасты и иные формы осуществления коллективных инвестиций и/или доверительного управления за рубежом.

II. Доли участия, паи в уставных капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения, которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица

Аналогично запрету на владение акциями, Закон о запрете ограничивает для госслужащих владение долями в иностранных обществах с ограниченной ответственностью и аналогичных образованиях, а равно как участие (паями или другим образом) в имуществе структуры без образования юридического лица. Это положение ставит своей целью наложение запрета на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств.

III. Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ), одной из сторон которого являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

ПФИ определяются Законом о рынке ценных бумаг и включают в себя (кроме договора репо) такие виды как опционный, фьючерсный, форвардный и своп-договор. Любые такие договоры, где стороной выступает иностранная организация, вне зависимости от базисного актива, являются запрещенными для госслужащих.

IV. Доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является госслужащий, подпадающий под запрет

Запрету доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством лишает российских госслужащих возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.

Необходимо отметить, что кроме иностранного доверительного управления, Закон о запрете также запрещает любое (в том числе созданное по законодательству России) доверительное управление, если оно предусматривает инвестирование в ИФИ (п.3 ст.3 Закона о запрете). По-видимому, такое владение расценивается Законом о запрете как косвенное, которое тоже запрещено (см. ниже.)

V. Договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

VI. Кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями

Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи

Изменения 2017 года в Закон о запрете расширили запрет на владение иностранными активами не только на прямое, но и на «косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами» (ч. 3 ст. 1 Закона о запрете).

На наш взгляд запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов имеет наиболее серьезное значение для определения объектов для инвестиций, доступных для госслужащих. Мы позволим себе не согласиться с часто встречающимся утверждением, что запрет на косвенное владение означает запрет на владение бывшими супругами, совершеннолетними детьми, друзьями, партнерами и т.д. По нашему мнению, все эти лица являются по отношению к госслужащему «третьими лицами», т.е. чужими людьми. Даже если такие лица фактически являются хранителями иностранных финансовых активов государственного служащего, формально (т.е. документально) такие лица и их активы не имеют никакого отношения к государственному служащему. Очевидно, что «в случае необходимости» на практике у многих чиновников наверняка найдутся доверенные лица: родители, братья и сестры, родственники по боковым линиям и линии супруга, а также взрослые дети. Документально доказать связь такого владения с госслужащим возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела (или доследственной проверки), где доказательствами могут являться свидетельские показания. При этом показания должны давать как раз такие доверенные лица и/или сам госслужащий, что будет явно не в их интересах. Представляется, что вне рамок уголовного дела доказать такое владение крайне проблематично. Многочисленные примеры успешного зарубежного бизнеса совершеннолетних детей высших госслужащих, а также примеры массовых разводов супругов среди госслужащих (например, депутатов Госдумы) перед декларационными кампаниями являются, но нашему мнению, лучшим примером подтверждения данного тезиса.

В этой связи мы считаем, что запрет на косвенное владение связан, прежде всего с опосредованным владением иностранными активами самим госслужащим.

I. Накопительное страхование жизни

Хотя ни в Законе о запрете, ни в Законах о госслужбе и о борьбе с коррупцией, накопительное страхование не упоминается, с принятием в 2017 году поправок в Закон о запрете, уточнивших понятие ИФИ, мы склоняемся к мнению, что скорее всего правоприменительная практика пойдет по пути признания накопительного страхования, предоставляемого иностранными страховыми компаниями, иностранным финансовым инструментом. Так что несмотря на отсутствия прямого и явного запрета, зарубежное накопительное страхование представляется спорным инвестиционным инструментом для госслужащего.

Хотя по данному случаю ряд экспертов считают важным фактором, выбирал ли страхователь при заключении договора привязку к иностранным активам, в которые будет инвестировать страховая компания часть их инвестиций, такой критерий в Законе о запрете не указан. Поэтому мы согласимся с утверждением РБК, что «фактически любой госслужащий, попадающий под ФЗ № 79, может быть под угрозой.»

II. Доверительное управление

Доверительное управление, учрежденное по законодательству иностранного государства прямо запрещено. А как быть с доверительным управлением, учрежденным по праву Российской Федерации? Может ли управляющий по такому ДУ, учрежденному в интересах госслужащего инвестировать в ИФИ?

Ответ на этот вопрос может дать часть 3 ст. 3 Закона о запрете, которая предписывает в течение трех месяцев со дня вступления его в силу (закон о Запрете был принят в мае 2013 года; соответственно срок был установлен до августа 2013 г.) прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому адресован установленный данным Законом запрет. При неисполнении этого предписания лица, замещающие (занимающие) государственные должности (иные лица), исходя из ч. 1 статьи 3 указанного обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

Из указанного положения можно сделать вывод, что инвестирование в иностранные активы даже через ДУ будет признаваться косвенным владением, а следовательно, быть запрещенным для госслужащих.

III. Криптовалюты

В недавних комментариях к статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности уже обсуждался данный вопрос. Хотя с тех пор МинФин успел выпустить проект закона о криптовалютах, который имеет все шансы быть принятым в 2018 году, на сегодняшний день (февраль 2018 года), формально в законодательстве Российской Федерации не закреплено такое понятие как криптовалюта/ виртуальная валюта. В нескольких письмах и разъяснениях на тему виртуальных валют МинФин, Росфинмониторинг и Банк России предупреждают о высоких рисках при работе с данным видом активов. Судя по данным письмам, в целом отношение нашего государства к криптовалютам недоверчивое и настороженное. При этом что такое криптовалюта, до конца никто не понимает. «Правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве Российской Федерации не определены.» — Письмо МинФина от 2.10.2017 г.

В декабре 2017 г. Минтруд выпустил рекомендации по предоставлению сведений о доходах и имуществе чиновников и членов их семей за 2017 г. В п. 55 данных рекомендаций, указано что «Формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме, а также виртуальных валют.» Указанное означает, что в справке о доходах за 2017 год чиновникам не нужно будет указывать виртуальные валюты.

Так что, на сегодняшний, учитывая отсутствие определения криптовалюты как таковой, прямого запрета на проведение российскими гражданами, включая любых госслужащих, операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит. Как указано выше, дополнительный бонус для госслужащих заключается в том, что отчитываться по вложениям в криптовалютам в этом цикле (т.е. за 2017 год) не нужно.

Сколько продлится такая «свобода» – сказать сложно. Учитывая поручение Президента урегулировать данный вопрос и выпущенный МинФином проект закона «О цифровых финансовых активах», можно предположить, что в случае его принятия вопрос с владением криптовалютой (а значит и ограничениями, и отчетностью госслужащих по такому владению) может быть урегулирован уже в этом году.

Другие материалы из цикла «Инвестиции для госслужащих»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *