Интегральная соционика что это
С начала зарождения соционики, как типологии, которая изучает 16 врожденных социотипов людей и взаимоотношения между ними, некоторые теоретики соционики начали типировать не только людей, как носителей определенных типов информационного метаболизма, но и различных вымышленных, нереальных персонажей книг, художественных фильмов, мультфильмов и т.д., животных и даже целые нации и страны.
Последней тематики я сегодня коснусь в своей статье.
Если мы хотим разобраться с тем, что собой представляет тот или иной народ, стоит, кроме его истории, также обратиться и к национальным архетипам, которые часто проявляется в народных мифах, сказках, легендах, традициях.
Архетипы наций определяют суть унаследованных бессознательных образов и психических структур, которые передаются от поколения к поколению. Архетипы образуют психические и поведенческие программы, которые влияют на особенности поведения, мышления и восприятия мира представителями той или иной нации. Можно сказать, что через национальные архетипы с нами говорит коллективное бессознательное нации.
Так или иначе, многие соционики еще с начала возникновения соционики начали типировать разные нации и страны в различные соционические типажи, как проявления их коллективного бессознательного.
По этим соционическими показателями некоторые соционики типируют страны и народы в следующие соционические типы:
Соединенные Штаты Америки большинством социоников типируются в тип «Джек Лондон» или Предприниматель, который, кстати, является дуальным (дополняющим) типу «Драйзер». Тип «Джек Лондон» характеризуется экстраверсией, прагматизмом, высокими организаторскими способностями, предпринимательским духом, деловой хваткой, проактивностью, рациональностью и целесообразностью. Именно за счет таких качеств США сейчас являются одними из лидеров современной мировой экономики и политики и недаром называют себя страной возможностей.
Кстати, социотип «Жуков» считается интегральным социотипом чеченского народа, который, как известно, известный своей жесткостью и неуступчивостью.
А вот Германия типируется социониками в социотип «Максим Горький» или Инспектор. Он характеризуется педантизмом и контролем, регламентацией всех сфер жизни и повышенными требованиями к порядку и соблюденияю правил. Как видим, эта характеристика довольно органична для того образа немцев, который сложился в общественном сознании.
Великобританию соционики типируют в тип «Штирлиц» или Администратор. Это очень работоспособные и деловые, рациональные, энергичные, хотя несколько суховатые люди, которые тяготеют к определенному традиционализму.
И этот перечень можно продолжать.
Интегральная соционика.
Типы коллективов, наций, государств. Этносоционика
В начале 90-х годов к аналогичным выводам о возможности дуальной структуры этноса пришел и В.Ермак в рамках разрабатываемого им системного подхода в обосновании соционики.
В 1992 г. при разработке автором моделей мужского и женского вариантов типа информационного метаболизма (ТИМа) я обратил внимание на то, что блоки ЭГО и СУПЕРЭГО соционической модели типа находятся в оппозиции мужское-женское и связаны с проекциями юнговских архетипов Анимус и Анима [5].
В настоящее время модельный аппарат соционики позволяет описывать не только тип информационного метаболизма человека и динамику его функционирования, но и интегральные типы любой совокупности людей. Это могут быть коллективы, организации, нации, этносы, государства и т.д.
В 1989 г. автором настоящей работы была предложена более общая концепция описания общества как психоинформационной системы [10] с использованием обобщенной восьмикомпонентной модели А, а несколько позже была введена 16-компонентная модель Б [1]. Одновременно были предложены основы методики идентификации интегрального типа этноса. Особенностью этой концепции является описание отдельных социальных групп (например, властные структуры, интеллигенция, крестьянство и др.) в рамках этноса или государства как отдельных интегральных функций или блоков модели (Эго, СуперЭго, СуперИд, Ид) интегрального типа этноса. При более дифференцированном рассмотрении социальных групп по уровням или стратам модели допускают фрактальное разворачивание каждого блока в собственную целостную 8-ми или 16-компонентную модель. Это позволяет в рамках исходной 8-компонентной модели при необходимости рассматривать 8х8=64 и более компонентную модель этноса или государства (8х8х8х…). В рамках 16-компонентной модели Б уже второй уровень рассмотрения дает 16х16=256-компонентную модель. Таким образом, возможно сколь угодно подробное рассмотрение процессов, происходящих в этносах или в любом макро-коллективе.
Правомерность описания интегральных типов коллективов моделями ТИМов следует из обнаруженного [12] феномена структурирования психоинформационного пространства. При этом динамическое описание процессов в данном коллективе или этносе связано с процессом циклической активности функций информационного метаболизма (ФИМ) моделей А или Б в процессе циркуляции информации. Такая смена 4-х (или 4хn) фаз активности функций интегральной модели, спроецированная на социальный уровень, представляет собой последовательное изменение психологических установок в коллективе, идеологий или духа эпохи (в зависимости от уровня рассмотрения). Это явление можно назвать » законом циклической сменяемости фаз функционирования и развития любой психоинформационной системы «.
В силу возникающей многокомпонентной модели этноса ряд подсистем удобно выделять и рассматривать вместе с интертипными отношениями в виде многослойной иерархической модели. Таким образом, этнос как психоинформационная система представляет собой не просто интегральный тип с фрактальной структурой, но и совокупность интертипных отношений между подсистемами.
В отличие от определения интегрального типа большой совокупности людей, определение типа малой группы или коллектива представляет собой принципиально иную задачу и требует других подходов. Между тем практическая, прикладная необходимость подобного метода не вызывала сомнений.
В 1991-92 гг. мною был разработан метод определения интегрального типа рабочей малой группы или производственного коллектива, который был развит О.Карпенко и Г.Чикирисовой в виде пакета компьютерных программ «Соционическая экспертиза коллективов», созданного в Международном институте соционики [16]. Этот метод на протяжении 6 лет неоднократно доказывал свою высокую эффективность в экспертизе и консультировании с прогнозированием развития нескольких десятков производственных и управленческих коллективов.
Таким образом, информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое — структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами.
Соционика и другие типологии
Интегральная соционика. Типы коллективов, наций, государств. Этносоционика
Букалов А.В.
Интегральная соционика. Типы коллективов, наций, государств. Этносоционика
В начале 90-х годов к аналогичным выводам о возможности дуальной структуры этноса пришел и В.Ермак в рамках разрабатываемого им системного подхода в обосновании соционики.
В 1992 г. при разработке автором моделей мужского и женского вариантов типа информационного метаболизма (ТИМа) я обратил внимание на то, что блоки ЭГО и СУПЕРЭГО соционической модели типа находятся в оппозиции мужское-женское и связаны с проекциями юнговских архетипов Анимус и Анима [5].
Особый интерес представляла идентификация интегрального типа ментальности России как TE * (ИЭИ * ) и типа государства СССР как LF * (ЛСИ * ) для понимания механизма эволюции этносов и уточнения закона сменяемости квадр [7], сформулированного, разработанного и обоснованного А.Букаловым и В.Гуленко в 1988-89 гг., из которого следовал ряд важных выводов:
В настоящее время модельный аппарат соционики позволяет описывать не только тип информационного метаболизма человека и динамику его функционирования, но и интегральные типы любой совокупности людей. Это могут быть коллективы, организации, нации, этносы, государства и т.д.
В 1989 г. автором настоящей работы была предложена более общая концепция описания общества как психоинформационной системы [10] с использованием обобщенной восьмикомпонентной модели А, а несколько позже была введена 16-компонентная модель Б [1]. Одновременно были предложены основы методики идентификации интегрального типа этноса. Особенностью этой концепции является описание отдельных социальных групп (например, властные структуры, интеллигенция, крестьянство и др.) в рамках этноса или государства как отдельных интегральных функций или блоков модели (Эго, СуперЭго, СуперИд, Ид) интегрального типа этноса. При более дифференцированном рассмотрении социальных групп по уровням или стратам модели допускают фрактальное разворачивание каждого блока в собственную целостную 8-ми или 16-компонентную модель. Это позволяет в рамках исходной 8-компонентной модели при необходимости рассматривать 8х8=64 и более компонентную модель этноса или государства (8х8х8х…). В рамках 16-компонентной модели Б уже второй уровень рассмотрения дает 16х16=256-компонентную модель. Таким образом, возможно сколь угодно подробное рассмотрение процессов, происходящих в этносах или в любом макро-коллективе.
Правомерность описания интегральных типов коллективов моделями ТИМов следует из обнаруженного [12] феномена структурирования психоинформационного пространства. При этом динамическое описание процессов в данном коллективе или этносе связано с процессом циклической активности функций информационного метаболизма (ФИМ) моделей А или Б в процессе циркуляции информации. Такая смена 4-х (или 4хn) фаз активности функций интегральной модели, спроецированная на социальный уровень, представляет собой последовательное изменение психологических установок в коллективе, идеологий или духа эпохи (в зависимости от уровня рассмотрения). Это явление можно назвать «законом циклической сменяемости фаз функционирования и развития любой психоинформационной системы«.
В силу возникающей многокомпонентной модели этноса ряд подсистем удобно выделять и рассматривать вместе с интертипными отношениями в виде многослойной иерархической модели. Таким образом, этнос как психоинформационная система представляет собой не просто интегральный тип с фрактальной структурой, но и совокупность интертипных отношений между подсистемами.
В настоящее время можно говорить о создании интегральной соционики, которая оперирует интегральными типами информационного метаболизма, существующими как фрактальные структуры в психоинформационном пространстве. При этом интегральный тип информационного метаболизма (ИМ) описывается структурой из интегральных функций ИМ, обрабатывающих соответствующие интегральные аспекты ИМ. Интегральным функциям ИМ присущи интегральные вектора и размерности. Дополнительно тип может быть описан интегральными шкалами Юнга и признаками Рейнина, а также интегральными психоформами. Понятие интегральное отделяет обычное соционическое понятие, используемое для описания личности, от спроецированного на макроскопическую психоинформационную систему: коллектив, организацию, общество, этнос, государство, включая экономические, технические, социальные, культурные и иные аспекты их функционирования. В силу этого семантика интегральных понятий отлична от обычных категорий дифференциальной соционики, описывающей типы на уровне личности.
В отличие от определения интегрального типа большой совокупности людей, определение типа малой группы или коллектива представляет собой принципиально иную задачу и требует других подходов. Между тем практическая, прикладная необходимость подобного метода не вызывала сомнений.
В 1991-92 гг. мною был разработан метод определения интегрального типа рабочей малой группы или производственного коллектива, который был развит О.Карпенко и Г.Чикирисовой в виде пакета компьютерных программ «Соционическая экспертиза коллективов», созданного в Международном институте соционики [16]. Этот метод на протяжении 6 лет неоднократно доказывал свою высокую эффективность в экспертизе и консультировании с прогнозированием развития нескольких десятков производственных и управленческих коллективов.
Таким образом, информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое — структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами.
Интегральная соционика что это
Интегральные типы стран: список примеров на все типы.
Некоторое время назад мы поговорили о концепции интегральных типов стран по соционике (https://vk.com/wall-102888035_482), рассмотрели, что это явление в себя включает и откуда берётся. Теперь не грех перейти к практике 🙂
#Дон_Кихот – Нидерланды
Сейчас для нас Голландия это однополые браки на фоне плотин, квартал Красных Фонарей и атакующий футбол в оранжевых футболках. Но несколько веков назад Нидерланды в жестокой борьбе нового и старого мировоззрения обрели свободу, а затем даже стали мировым лидером. Причём, это было на самой заре капитализма, когда было нужно именно понимание потенциала новой техники, и что ещё важнее, новых идей и новых принципов построения экономики и политики. А голландских исследователей, вроде Абеля Тасмана, тогда явно манили какие-то неведомые (как бы прилично сказать…) дали. Идеи свободной любви тоже вполне в Доновском духе. Кроме того, для голландского менталитета характерна типично Доновская логика, прямая, но не очевидная, вроде «у нас мало земли и много моря…а давайте сделаем море землёй?»
#Дюма – Куба
Кубинский народ – мешанина из множества культур и даже рас, но объединяет эту мешанину аграрное прошлое: кубинцы стали кубинцами, когда в испанском рабстве обрабатывали землю от рассвета до заката. Это обусловило БСную приверженность осязаемому окружению и постоянной работе с ним, уже в более поздний период мультикультурность дала характерную для творческой ЧЭ яркость и разнообразие эмоций, а опека сначала Испании а затем США в экономических вопросах несколько отучили кубинцев решать эти вопросы за себя (болевая ЧЛ). Куба по сей день придерживается левой политической ориентации, и очень по-Дюмовски любит новые идеи, но не очень любит новые тенденции.
#Гюго – Бразилия
История, схожая с Кубой, если не считать двух факторов: во-первых, изначально больший размах в пространстве, неизбежно требующий активного взаимодействия с окружением, и во-вторых, Наполеоновские войны, которые сделали Бразилию совершенно внезапно для неё самой независимой, и притом вынужденной практически всё решать за себя (европейским странам было вообще не до этого). Кроме того, в отличие от Кубы, в Бразилии довольно рано появились крупные города, ставшие источниками распространения «рациональной» городской культуры. Ну и не забываем про бразильские карнавалы и искромётный бразильский футбол 🙂
#Робеспьер – Швеция
Страна победившего социализма, где налог на доходы чуть ли не больше самих доходов, население равняется 9-10 миллионам человек уже 200 лет, а в заповедниках в каждое дерево вшит чип, контролирующий скорость роста. Был момент, когда Швеция даже нехило воевала и претендовала на ведущие роли в европейской политике, но связано это было с нормальным для Робеспьеров отношением к собственным убеждениям и идеям: воевали невоинственные потомки воинственных викингов за выбор протестантской веры, и за то чтобы в Шведское Озеро (так скромно шведы когда–то называли Балтийское море) никто не лез. Собирающие по инструкции мебель из Икеа тоже чувствуют Робовский подход 🙂
#Гамлет – арабский мир в целом
Арабский мир проявляет типичные Гамлетовские черты на каждом шагу, причём и положительные и отрицательные. Орущая вакханалия с автоматами на перевес вокруг связанных заложников вполне соответствует дикой Гамлетовской истерике. Впрочем, не меньше витееватая и насыщенная культура арабского мира, пронизанная историческими мотивами, соответствует Гамлетовскому умению и стремлению создать потрясающую эмоциональную атмосферу. Кроме того, арабский мир причудливо сочетал и сочетает в себе свободу от одних условностей с одновременной жёсткой зависимостью от других, что тоже очень часто встречается именно у Гамлетов.
#Максим_Горький – Германия
Как уже говорилось, современная Германия (в глубоком смысле, то есть в плане менталитета и общих национальных черт) фактически рукотворное творение лично Отто фон Бисмарка. Сила Германии в логичности, точности и рационализации, а также, и не надо это умалчивать, в подчинении, причём (что характерно для творческой ЧС) не обязательно силовом, что видно, например, по тому, как существование Европейского Союза практически полностью увязано именно на Германии и её политической воле. Слабости Германии столь же типично Максимовские, как и силы: немцев часто в тупик ставят непредсказуемость и нестандартные решения, да и накануне Второй Мировой войны немецкий народ фактически «повёлся» на собственное (типичное для Максовского интровертного восприятия) самолюбие в стиле «я круче чем они все по умолчанию», приправленное тоннами Чёрной Этики.
#Есенин – Россия
Пожалуй, случай, глубже всего уходящий корнями в прошлое. Менталитет нашего народа идёт ещё от тех времён, когда восточные славяне обрабатывали землю, и климат фактически превращал их график в 9 месяцев безделья и 3 месяца адского труда до полусмерти. Это превратило Россию в сплошного базового БИшника: когда надо, сдохнем но сделаем, когда (по субъективному ощущению) не надо, сдохнем, но не сдвинемся с места. В России проявляются многие вещи, приписываемые Есениным, как то банальная лень, нестандартное креативное мышление, витание в облаках (которое, впрочем, и сделало нашу культуру одной из богатейших в мире), тяга к силовой и военной атрибутике, инертность и пассивность в насущных вопросах, в сочетании с тонким чувством глобальных тенденций. Важная типично Есевская черта России и её народов – умопомрачительная живучесть, способность терпеть, терпеть и терпеть, сохраняя свою сущность и пронося её сквозь самые сложные исторические обстоятельства.
#Наполеон – Франция и Италия
В Первую Мировую германские войска обошли основные французские укрепления через Бельгию, что не помешало Франции на том же месте построить громадную источающую пафос линию Мажино и во Вторую Мировую лохануться точно так же – линию обошли через ту же Бельгию. Похоже на болевую БЛ во многом 🙂 А если серьёзно, то и Франция и Италия истинно по-Наповски вечно ходили в претендентах на мировое лидерство, но так никогда его и не достигали. Причём происходило всё тоже очень по-Наповски: агрессивное удачное начало – жуткие логические косяки в ключевой момент – плачевное завершение. И почти всегда больше всего этим странам мешала переоценка собственных возможностей. Таков был путь самого Наполеона Бонапарта во главе Франции, так прошла Вторую мировую войну Италия. Обе эти страны имеют и другие Наповские черты: тяга к красивым статусным вещам, умение наладить контакты и внешние связи и другие. Если сравнить их через их общий интегральный тип, то Франция ближе к сенсорному, пространственному компоненту, а Италия ближе к этическому.
#Бальзак – Китай и Чехия
Китай и Чехия всегда отличались тем, что всё делали как-то по-своему, да ещё очень часто – будто бы невзначай, ставя весь мир перед фактом, что они уже создали такую вот крутую штуку. Сравнение Китая и Чехии это хороший пример того, что близкие ценности могут приводить к разным результатам. Скромная, но гордая Чехия ближе к интуитивному компоненту, она всегда была между многими огнями в большой европейской политике, и неплохо лавировала между полюсами силы. Китай ближе в логическому компоненту, в своём регионе почти всегда был полюсом силы сам, правда обычно сливался, если встречал реально достойного соперника. Контраст между разрозненным Китаем до Второй Мировой войны, и динамичным, растущим, и даже немного фанатичным Китаем после неё это во многом следствие подстёгивания и мотивации по Чёрной Сенсорике, которой Китаю с лихвой хватило от коммунистической идеологии и интенсивной дружбы с Советским Союзом.
#Джек_Лондон – Соединённые Штаты Америки
США сформировались как нация в период самого пика господства Гаммийских ценностей. Да и условия постоянного движения в новые и новые неосвоенные территории требовали именно Джековского умения гибко и точно приложить усилия. То, что мы обычно понимаем под американским менталитетом есть ни что иное, как ролевая Чёрная Этика (улыбка для всех). В США чётко прослеживается ценностная ЧС, причём именно ценностная – США почти всегда воевали с каким-то экономическим подтекстом, даже во Вторую Мировую американцев привело нефтяное эмбарго против Японии. Да и мировое лидерство Америке нужно не само по себе, а для кучи сопутствующих выгод, а силовые потребности решаются экономически – философский вопрос, насколько американская армия, например, эффективна, но факт, что она в мире самая дорогая. Плюс у американцев есть свойство тянуться за общими культурными и моральными тенденциями в мире.
#Драйзер – Финляндия
Северный сосед России, как самостоятельное государство Финляндия образовалась только после Первой Мировой войны. Менталитет финнов включает многие непонятные нам вещи, которые, впрочем, для Драев будут вполне рациональны и оправданны. Финны очень не любят неожиданности, договариваясь о встречах за несколько недель, и считают отмену встречи признаком невоспитанности; в Финляндии не принято дарить подарки на день рождения и вообще устраивать пышные праздники, особенно в плане еды и напитков на столе (обычно даже как такового праздничного стола нет) – это считается излишеством. С другой стороны, финны умеют создать необходимый минимум удобств и дополнить его особыми ощущениями (как не вспомнить финскую баню). В ту же Вторую Мировую Финляндия показала на удивление гибкое применение силы, умудрившись поучаствовать в войне на стороне Германии так, что Советский Союз не сильно на неё обиделся 🙂
#Достоевский – Дания и Индия
Про Данию опять же можно вспомнить Вторую Мировую – датчане просто сдались Германии без боя при условии, что оккупационный режим в стране будет максимально мягким (Германия, кстати, своё слово сдержала). Можно так же вспомнить отношение в Дании к Христиании – островке концентрированной ЧИ посреди Копенгагена. С Индией сложнее, ведь Индия это не просто страна, это цивилизация, целый субконтинент! История Индии сложна и многогранна, но насквозь пронизана болевой ЧС. Индусы предпочитали принцип «делайте что хотите, только не бейте», а если борьба была неизбежна, выигрывали её в духе «мы вам так вынесем мозг, что вы сами себя побьёте». В общем, Махатма Ганди просто не мог родиться в какой-то другой стране 🙂
#Габен – Япония
Неслучайно Япония много веков тяготела к самоизоляции. Это было желание оградить себя от обмана и страхов, о чём обычно прямо и говорилось всем тем, кто пытался изоляцию нарушить. Как и Габеновская самоизоляция, самоизоляция Японии обернулась для неё ступором в развитии. Показателен путь Японии в ХХ веке. Японская Империя во Второй Мировой совершила пожалуй не меньше зверств, чем Третий Рейх, но само вступлении Японии в эту войну было результатом банального упрямства на пути превращения в западную державу, упрямства истинно Габеновского, а одним из основных мотивов при этом была банальная борьба за источники ресурсов. В ходе самой войны Япония несколько раз принимала типично Габовские паллиативные решения, основанные на ощущении осязаемой мощи (типа создания громандых линкоров). Уже после войны Япония так же по Габовски просто забила на путь, который себя не оправдал, и пошла другим, причём стала одним из лидеров мировой экономики именно на качестве производства, а не количестве. Можно сказать, что в ХХ веке Япония поначалу больше тяготела к сенсорному компоненту, а затем к логическому. А про фанатизм японцев на разнообразных сенсорных ощущениях просто ходят легенды.
Вот такой список примеров. Отдельно предостерегаю не сравнивать отношения людей и отношения между странами. Всё-таки интегральный тип страны это абстракция, описывающая менталитет и ценности, и интертипные отношения на эту плоскость не распространяются. Надеюсь, вам было интересно 🙂
Гуманитарная соционика
Интертипные отношения в соционике: правила интегрирования дихотомий
1. Как возникает интегральный тип отношения
Большое значение имеет дистанция коммуникации. Далеко отстоящие друг от друга типы не имеют полноценной возможности взаимодействовать, поэтому интегральный тип на расстоянии не образуется. Люди как носители типов должны сойтись, чтобы процесс интеграции запустился и завершился.
Разовые контакты тоже недостаточны, чтобы образовался устойчивый интегральный тип. Дело в том, что при интегральном подходе функциональные взаимодействия не являются типными взаимодействиями. То, что мы наблюдаем здесь и сейчас, это большей частью является функциональным контактом, который во многом зависит от текущих условий коммуникации и далеко не всегда определяется типом отношений.
В процессе интеграции происходит постепенное уподобление друг другу, в том числе за счёт периодической смены ролей внутри диады. Поэтому чем лучше интегрированы типы в диаде, тем труднее отличить их между собой.
В результате мы будем наблюдать следующий интересный эффект. На близкой дистанции очертания типов размываются, а отношения, наоборот, становятся чёткими. Люди как бы перенимают энергию друг друга и сливаются в одно коммуникативное целое. Любые попытки разрушить эту автономную структуру приводят к немалому сопротивлению с её стороны. Отношения как бы становятся сильнее типов и предписывают им свою модель поведения.
2. Правила интегрирования
Рассмотрим правила интегрирования, которые действуют на близкой дистанции.
Сначала возьмём темпераментные дихотомии (temperament dichotomy).
1. Экстра х экстра = экстра. Два экстраверта дадут ещё большую экстраверсию. Но и два интроверта будут повышать внешнюю активность друг друга. Интро х интро = экстра. А вот экстраверт с интровертом повернуться лицом друг к другу и закроются от внешнего мира. Экстра х интро = интро.
2. Ир х ир = ир. Два хаоса дадут ещё больший хаос. Ра х ра = ир. Но и два порядка, если их объединять, дадут не ещё лучший порядок, а новый хаос. Об этом пословица: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. И только при объединение хаоса с каким-то порядком возобладает порядок. Ир х ра = ра. Если люди устали от бардака, то тот, кто предложит какую-то стабильность, будет востребован.
Теперь дихотомия суждения (judging dichotomy).
3. Логика х логика = логика. Два логика не пробудят стойких чувств, это будет механистическое объединение. Тесное взаимодействие этикас этиком приведут в итоге к «выгоранию»: этика х этика = логика. И только логика х этика = этика. Это важнейшее правило для одушевлённого, доверительного общения.
И, наконец, дихотомия восприятия (perceiving dichotomy).
4. Интуиция х интуиция = интуиция. Это значит, что объединение интуиций сделает пару ещё больше отвлечённой от конкретной ситуации и соответственно менее практичной в повседневной жизни.
Сенсорика х сенсорика = интуиция. Есть такое понятие экстрасенсорика, которая по сути уже интуиция, так как считывает то, что недоступно обычным органам чувств. Объединение сенсорик даст какую-то коллективную интуицию.
А вот сенсорика х интуиция = сенсорика. Именно такое сочетание необходимо для физического здоровья и хорошей адаптации в материальном мире. Одни интуиты быстро вымрут, а одни сенсорики деградируют и тоже вымрут, хотя и не так быстро.
3. Интегральные типы симметричных отношений
Со своей квадрой
1. ТО = Искатель: совместные увлечения, поиск новых решений, интуитивное понимание друг друга, быстрое обучение.
2. ДУ = Посредник: комфортность, заботливость, уживчивость, расслабление партнёра.
3. АК = Энтузиаст: эмоциональное возбуждение, эмоций больше, чем пользы.
4. ЗЕ = Аналитик: объективный взгляд на себя со стороны, глубокий анализ ситуации и коррекция позиции.
С противоквадрой
5. КФ = Хранитель: внутренняя напряжённость, желание отстраниться, уберечься, недоверие к партнёру.
6. ПО = Критик: взаимная критика, предостережение, отрицание правильности действий партнёра.
7. СЭ = Политик: взаимовыгодный обмен, необходимость договариваться, оказывать поддержку в социуме, без этого – много громких конфликтов
8. КВ = Предприниматель: вовлечение в деловую активность, риски, приключения, нет чувства надёжности партнёра.
4. Интегральные типы асимметричных отношений
Со смежной квадрой своего прогресса
9. РЗ = ИТ Администратор: включение в дело, озабоченность результатом. Деловой заказ.
10. ИЗ = ИТ Наставник: будоражит, возмущает, требует, мотивирует, вовлекает. Драматический заказ. При этом подзаказный стремится быть, а часто и становится ведущим в паре.
11. РР = ИТ Гуманист: жалость, сочувствие, воспитательное воздействие, личный пример. Мягкая ревизия.
12. ИР = ИТ Инспектор: слежение, склонность к проверкам, упрёки в несправедливости, упрямство, сопротивление. Твёрдая ревизия. Причём проверками занимается изначально подревизный.
Со смежной квадрой противоположного прогресса
13. РПД и ИМИ = ИТ Лирик: улаживание конфликтов, подъём настроения, вера в будущее, но и эмоциональные капризы, нестойкая работоспособность.
Пример. Маршал и Посредник дают Лирика, а также, если взять рационалов, Аналитик и Наставник дают Лирика.
14. РМИ и ИПД = ИТ Мастер: удобный порядок, сенсорная забота, но эмоциональная холодность.
Пример. Аналитик и Админ интегрируются в Мастера, а также Маршал и Критик. Эти пары хороши в работе, а не в личной жизни.
15. РДЕ и ИРО = ИТ Советчик: советы друг другу, мотивация к действию.
Пример. Аналитик и Гуманист могут помочь друг другу советом (но не работать вместе). Маршал и Политик также образуют интегральный тип Советчик. Политик действительно влияет на Маршала, подсказывая ему решения в сложных человеческих ситуациях.
16. РРО и ИДЕ = ИТ Маршал: эффективные действия в экстремальных ситуациях.
Аналитик с Инспектором в случае интеграции дают сильную деловую пару. Обращаю внимание: не с Гуманистом, как по Аушре!
Деловые отношения у Маршала будут с Искателем. Вот здесь совпадает с Аушрой.
5. Краткие рекомендации по повышению устойчивости отношений
1. Экстравертные отношения – больше времени проводить вовне, на людях.
2. Интровертные отношения – больше времени оставаться вдвоём, на своей территории.
3. Рациональные отношения – вырабатывать единый ритм жизнедеятельности, добиваться синхронности.
4. Иррациональные отношения – позволить каждому жить своим ритмом, действовать по ситуации.
5. Логические отношения – объяснять друг другу мотивы и выгоды своих решений и поступков, не требовать бессловесного понимания.
6. Этические отношения – меньше объяснений, больше чувств.
7. Сенсорные отношения – заниматься практическими делами, например, оформлением и обустройством территории.
8. Интуитивные отношения – больше времени посвящать отвлечённым вопросам и разговорам, совместным увлечениям, новым проектам.
6. Выводы
1. Вывести интертипные отношения можно и без модели «А» (или какой-либо иной функциональной модели). Правда, они получаются наполовину иными. Необходимо проверить, какой из подходов ближе к реальности.
2. Работать с отношением через его интегральный тип удобнее, чем через транзакции между отдельными функциями. Например, когда надо дать рекомендацию, стоит ли с человеком определённого типа строить отношения личные или только деловые. Допустим, вам нужно порекомендовать Маршалу, кого выбрать для близких отношений – Критика или Посредника. В данном случае, руководствуясь нашим подходом, вы рекомендуете Посредника, а Критик подойдёт ему для работы.
3. Оба подхода не исключают, а дополняют друг друга. Если вы знаете, что ваши отношения имеют интегральный тип Лирик (например, пара Предприниматель – Гуманист), то вы не станете вместе заниматься деловой активностью, так как деловая логика – слабое место вашей пары.О неразвитости совокупной деловой логики вы точнее узнаёте из функциональной модели ИЭИ.
4. Благодаря этому подходу снимаются страхи относительно некоторых отношений как очень дискомфортных для общения. Например, рациональная (мягкая) ревизия не несёт каких-либо серьёзных угроз для партнёров. Во всяком случае, в деловых отношениях.
5. Также благодаря изложенному подходу находит подтверждение мысль о том, что отношения специализированы. В частности дуальность заточена под комфортное сосуществование, и не подходит для напряжённой систематической работы. Для комфортной работы больше подойдёт мираж в рациональной диаде и полудуальность в иррациональной.
1-й доклад Виктора Гуленко на 35-й конференции МИС