Интегративный психолог что это

Определение понятия интегративный подход в психологии с примерами

Интегративный психолог что это. Смотреть фото Интегративный психолог что это. Смотреть картинку Интегративный психолог что это. Картинка про Интегративный психолог что это. Фото Интегративный психолог что это

Психолог. Занимаюсь научной деятельностью в области коррекционной психологи.

Интегративный психолог что это. Смотреть фото Интегративный психолог что это. Смотреть картинку Интегративный психолог что это. Картинка про Интегративный психолог что это. Фото Интегративный психолог что это

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Психологическая наука является довольно молодой. Но несмотря на это в психологии используется огромное количество методов работы с людьми, разработанные различными школами. Конечно, каждый психолог использует свои инструменты работы с клиентами, но сейчас набирает популярность именно интегративный подход в деятельности психолога. А ты знаешь, что из себя представляет интегративный подход в работе психолога?

Понятие интегративного подхода?

Интегративный психолог что это. Смотреть фото Интегративный психолог что это. Смотреть картинку Интегративный психолог что это. Картинка про Интегративный психолог что это. Фото Интегративный психолог что это

Слово «интегративный» переводится с латинского языка как «восстановление», «целое». Интегративный подход – это такой подход, при котором психолог в своей работе не является сторонником какого-то одного терапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов и в зависимости от запросов клиентов может применять эти знания.

Чем же хорош интегративный подход? Ты же понимаешь, что каждый человек уникален. И некоторые подходы хорошо работают на одних клиентах, но на других они оказываются недейственными.

Если психолог работает, применяя только в один подход во взаимодействии с клиентом, он не способен решить все его проблемы, потому что у каждого подхода есть свои ограничения.

Интегративный подход дает широкие возможности психологу для работы с клиентом. Он подразумевает использование методов из разных подходов в зависимости от того, каков запрос клиента. Представь, что ты пришла на прием к психологу, который силен только в одном направлении психологической науки. Сможет ли он проработать все психологические проблемы, которые имеются у тебя?

Когда человек приходит к психологу, работающему с помощью интегративного подхода, психолог использует те методы работы, которые будут эффективны именно с этим человеком и его конкретными проблемами. Интегративный подход подразумевает определенную универсальность и гибкость, учет индивидуальных свойств личности. Техники интегративной психологии помогают человеку принять свои переживания, решить проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

Факторы, способствующие развитию интегративного подхода в психологии

Заметь, что все больше психологов начинают использовать именно интегративный подход в своей профессиональной деятельности. А способствуют этому нижеперечисленные факторы:

Интегративный психолог что это. Смотреть фото Интегративный психолог что это. Смотреть картинку Интегративный психолог что это. Картинка про Интегративный психолог что это. Фото Интегративный психолог что это

Интегративный подход в психологии

Как работает интегративный подход?

Ядром интегративного подхода выступает принцип целостности, который подразумевает понимание психики, как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

То есть психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно-структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания.

Интегративный подход в психологии принимает во внимание многие подходы к человеческому функционированию, разработанные психологической наукой: психодинамический, клиентцентрированный, поведенческий, семейной психотерапии, гештальт-психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии, теории объектных отношений и психоаналитической психологии, транзактный анализ.

Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими.

Тебе наверное интересен алгоритм действий психолога с клиентом, использующего интегрированный подход. Он выглядит следующим образом:

Как ты понимаешь, при использовании интегративного подхода психотерапия проходит более эффективно, а именно:

Источник

Интегративный подход – что это?

Что оно такое – интегративный подход в психологии? Смысл подхода заключается в том, что психика человека является многоуровневой системой, и при взаимодействии специалиста с клиентом задача создать только им подходящую модель правильного решения задачи.

Личность является формой проявления психического и имеет фрагментарную структуру.

Практические методы психосоциальной работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного ресурсного потенциала.

В последние десятилетия в психологии появились направления, так или иначе рассматривающие психику человека как сложную многоуровневую саморегулирующуюся систему. Основоположником таких подходов можно с уверенностью назвать З. Фрейда, рассматривающего психику как систему, состоящую из взаимосвязанных между собой и окружающим миром элементов.

Существенным вкладом в интегративное понимание психики явилось выделение Юнгом структурных принципов организации сознания: комплексов и архетипов.

Архетипы обеспечивают организацию психики на уровне коллективного бессознательного и отвечают за связь индивидуального сознания с общеисторическим эмоциональным опытом человечества.

Исторически рассматривая развитие интегративного подхода к пониманию психики, нужно упомянуть Р.Ассаджиоли, С.Гроф, К.Уилбер. Они разработали достаточно сложные карты психики, включающая надличностные измерения. Наиболее яркой и методологически корректной картой психики является, безусловно, расширенная картография бессознательного С. Грофа, создавшего эту модель на основе тридцатилетнего опыта изучения феноменов, измененных состояний сознания.

Методология интегративного подхода заключается в следующих принципах:

1. Принцип целостности.

Принцип целостности подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации. Принцип целостности сформулирован в известном врачебном постулате «лечить больного, а не болезнь».

Таким образом, принцип целостности в контексте интегративной методологии является в первую очередь принципом экологичности и подразумевает следование логике внутреннего процесса трансформации личности.

2. Генетический принцип.

Генетический принцип выражается в том, что человеческая психика имеет множество потенциальных направлений своего развития. Эти направления определяются в критических точках, где система делает выбор в отношении пути своего дальнейшего развития.

Опыт практический работы показывает, что клиент в этом состоянии, как правило, нуждается в помощи осознания новых возможных путей развития и организации ситуации эмпатической поддержки. Если путь развития найден и принят, то активность направляется на поддержание системы в новом режиме функционирования.

В контексте интегративного подхода это состояние является наиболее перспективным для применения мощных интенсивных психотехнологий, связанных с вхождением в измененные состояния сознания.

3. Принцип обусловленности.

Клиент в депрессивном состоянии склонен интерпретировать происходящие вокруг события из точки своего состояния. Содержание интерпретаций обуславливается актуальным состоянием системы и искажает линейную область; степень искажений связана в первую очередь, с интенсивностью эмоциональных переживаний.

И как это ни странно: «По вере вам и воздастся». Часто концепция является убедительной не в силу научности или ментальной изысканности, а по причине внутренней веры в нее специалиста. Поэтому, работа священника в хосписе часто выглядит намного убедительнее, чем работа психолога.

4. Принцип позитивности.

Принцип позитивности подразумевает центрирование специалиста и клиента на положительном опыте. Одним из первых шагов в работе является нахождение позитивных смыслов в проблемном состоянии, если это удастся, клиент может быть впервые получает возможность увидеть то, что с ним происходит, в ином свете.

Этот принцип, не означает, что специалист должен постоянно подбадривать и успокаивать клиента. Он скорее соответствует позиции активного сострадания, когда специалист четко осознает свои возможности и ограничения, и, исходя из этого, строит процесс психосоциальной работы в соответствии с состоянием и возможностями клиента.

Позитивность предполагает несколько шагов во взаимодействии с клиентом:

— рефлексия актуального состояния, которая подразумевает осознание проблемной ситуации человека и факторов, определяющих это состояние;

— присоединение и эмоционально-чувственное вживание в проблему, воспроизведение ее специалистом в собственном сознании и рефлексия собственных переживаний; бывает очень полезно дать клиенту обратную связь по поводу своих переживаний;

— постановка общей цели психосоциальной работы, сообщение клиенту своего понимания ситуации и возможности интерпретации состояния пациента с точки зрения этой концепции. Доведение до пациента информации о применяемых психотехнологиях, их эффектах;

— помощь пациенту в осознании своих новых переживаний и возможностей и конструктивном использовании их в повседневной жизни (интеграция личностью нового опыта);

— организация отслеживания пациента в социуме и гарантированная поддержка после окончания цикла психосоциального взаимодействия.

Главный смысл принципа позитивности в том, что сонастроенность человека с положительными состояниями обеспечивает его высокой степенью энергии, доступом к творческим ресурсам, эффективными навыками саморегуляции, проявления в социуме.

Выражением принципа позитивности для пациента является осознание им необязательности страдания ради того, чтобы жить в соответствии со своими потребностями, возможностями и способности творить положительные переживания в собственной жизни.

5. Принцип соотнесенности.

Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характера и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики.

В соответствии с этим принципом можно выделить следующие условия организации и проведения психологической работы:

— глубокая теоретическая и практическая подготовка специалиста в области психологической работы, знание того, каким образом они воздействуют на физическое и психическое состояние пациента, умение эффективно использовать их в процессе терапии. Кроме того, специалисту необходимо иметь достаточный опыт собственного прохождения тех техник и практик, которые используются в работе с клиентом;

— цели психо-работы, определенные специалистом, должны быть соотнесены с целями клиентов. Не следует, во что бы то ни стало добиваться испытания саттори клиентом, если он хочет всего лишь избавиться от бессонницы и раздражительности.

6. Принцип потенциальности

Если мы обратим внимание на особенности русской ментальности, то можем отметить особый способ восприятия пространства. Оно переживается как простор, как то, куда вырываешься из неволи, как чистую потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, т.е. духовная жизнь, не стесненная ни чем.

Использование этого принципа предполагает, что индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления кризисного состояния, фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватность самоподдержки.

Каждый человек обладает тенденцией к саморазвитию и потенциальностью к целостности, большей свободе.

В психосоциальной работе потенциальность может раскрываться:

— в узнавании о различных составляющих своей личности, структуры, качеств, свойств, способностей и т.д.;

— в раскрытии перспектив развития своего материального, социального и духовного Эго;

— в отождествлении или разотождествлении со значимыми фрагментами или качествами своего Эго;

— в раскрытии потенциальных возможностей, способностей, витальных ресурсов;

— усилении основных тенденций личности, особенно конативной и гомеостатической;

— получение возможности отказа от отождествления себя с фрагментами Эго и приобретение способности их контролировать:

— раскрытие творческих сил личности, высших психических состояний сознания, экзистенциальных смыслов существования.

7. Принцип многомерности истины.

Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсальности являются справедливыми лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.

Любая система психологии и психотерапии исходит из необходимости интеграции, воссоздания в гармоническом единстве всех осознанных и неосознанных сил и способностей. Основная философская предпосылка интегративного подхода состоит в убеждении, что возможности обычного человека много больше тех, которые проявляются в его повседневной жизни.

В рамках традиционных школ психологии, основанных на вербальном диалоге, серьезная коррекция психодинамических структур, лежащих в основе личностных кризисов, требует многих лет систематической работы. Представителям этих школ трудно поверить, что глубокие изменения личности могут происходить за считанные дни или даже часы, так как ортодоксальные теории не в состоянии объяснить эти результаты. Им также трудно принять тот факт, что процесс трансформации может идти независимо от используемой техники и теоретических воззрений и что наилучшей теоретической стратегией может быть принятие и поддержка с полным доверием всего, что спонтанно происходит в интенсивном интегративном процессе. Однако с точки зрения интегративного подхода эти удивительные вещи не только возможны, но и реальны, ибо процесс взаимодействия психолога и клиента по самой своей сути является не «лечением болезни в соответствии с неким рецептом или сценарием», а попыткой самопознания и самооткрытия.

Интеграция имеет инсайтный характер, это всегда высвечивание какого-то пространства светом осознания. Очень похоже на то, как фонарик высвечивает из тьмы какое-то пространство. Это похоже именно на фонарь, а не на факел. У кого-то фокус этого фонаря четок, ясен, у кого-то расфокусирован, рассеян. Кто-то может держать этот фонарь в цепких руках своей воли, и луч осознания как меч в руках зрелого воина направлен и остер.

В предельном смысле психотерапевт и любой лидер, имеющий задачу трансформации и интеграции личности является тем человеком, который находит для других людей «плоды» и «воды» внутри них, лишь бы «плоды» не были гнилыми и «воды» не ядовиты.

Не навреди – главный принцип интегративного подхода в психотерапии.

Источник

Интегративная психология

Интегративный психолог что это. Смотреть фото Интегративный психолог что это. Смотреть картинку Интегративный психолог что это. Картинка про Интегративный психолог что это. Фото Интегративный психолог что это

Интегративные психотехнологии являются одними из самых эффективных, глубоких и простых методов прикладной психологии, психотерапии, психокоррекции и самопознания, известных в настоящее время.

Основная философская предпосылка интегративного подхода состоит в убеждении, что возможности обычного человека много больше тех, которые проявляются в его повседневной жизни, где он, пребывая в повседневном мире и в повседневном сознании, отождествлен со своим телом и эго. Это ложное отождествление является причиной неподлинного, нездорового и неудовлетворительного образа жизни и основным источником эмоциональных и психосоматических нарушений.

В традиционных школах психологии, основанных на вербальном диалоге (как, например, психоанализ), серьезные изменения в психики человека требует многих лет систематической работы. Представителям этих школ трудно поверить, что глубокие изменения личности могут происходить за считанные дни или даже часы. Однако с точки зрения интегративной психологии эти удивительные вещи не только возможны, но и реальны, ибо процесс взаимодействия психолога и человека по самой своей сути является не «лечением болезни в соответствии с неким рецептом или сценарием», а процессом прямого самопознания, самооткрытия и самоактуализации человека.

Интеграция имеет характер прозрения, это всегда высвечивание какого-то пространства светом осознания. Очень похоже на то, как фонарик высвечивает из тьмы какое-то пространство личности, которое всегда присутствовало у человека, но было подавлено и вытеснено из сознания.

Основателем интегративной психологии является Козлов Владимир Васильевич.

Интегративный психолог что это. Смотреть фото Интегративный психолог что это. Смотреть картинку Интегративный психолог что это. Картинка про Интегративный психолог что это. Фото Интегративный психолог что этоКозлов Владимир Васильевич (родился 29 ноября 1957 года в Чувашии), в течение 25 лет работает в психологической науке и практике. Свою трудовую деятельность на ниве психологии он начал 1981 году на заводе Топливной аппаратуры (Ярославль) в психологической лаборатории Шарапова Е.П. Уже, будучи студентом, он всерьез занимался экспериментами и внедрением функциональной музыки на производстве. Его дипломная работа по этой теме была внедрена на Вологодском подшипниковом заводе.

Козлов В.В. действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии, действительный член Международной Академии Социальной Работы, действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия).

Награды за психологические научно-исследовательские, организационные, методологические разработки.

• награжден грамотами ректората ЯрГУ, Ярославской государственной Думы, Министра образования РФ,

• по итогам 2001, 2003, 2006 годов признан победителем в конкурсе ЯрГУ им. П.Г.Демидова на звание «Лучший ученый университета»,

• награжден за развитие психологической службы в России грамотой Президента РПО,

• а так же благодарностью Президента России В.В.Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001 г.),

• за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского второй степени (июль, 2002),

• за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (ноябрь 2002), Почетным знаком «За заслуги в науке» Губернатора Ярославской области (июнь 2003 г.), медалью за заслуги в науке «Человеческий фактор» (апрель 2004),

• за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского 1 степени (март 2005).

• Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 года в номинации «Личность 2004 года в психологической практике» (октябрь 2005 г.).

• Награжден орденом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие психологической науки и утверждение в жизненную практику идей, принципов и ценностей культуры мира «Творец Эпохи» в номинации «Подвижник науки» (сентябрь 2006 г.),

• Победитель Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Личность 2005 года в психологической практике» (октябрь 2006).

• Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2006 года в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества России» (июнь 2007 г.),

• удостоен Почетного Звания «Основатель научной школы» (декабрь, 2008),

• 02.11.2009 удостоен Почётного звания «Заслуженный деятель науки и образования»,

• 03.11.2009 за выдающиеся достижения в области науки и образования награжден Медалью имени В. И. Вернадского.

Источник

Интегративная психотерапия

Вы будете перенаправлены на Автор24

За последние несколько десятков лет интегративная психотерапия начала привлекать многих исследователей и практиков к освещаемым ею проблемам, а также возможностям ее развития.

В отличие от других видов психотерапии, интегративная психотерапия предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии, а не сочетает в себе приемы различных психотерапевтических направлений.

Интегративный подход в психотерапии – это такой подход, при котором психотерапевт в своей работе не является ортодоксом какого-то одного терапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов и в зависимости от различных обстоятельств может применять эти знания.

Начиная с середины шестидесятых годов прошлого века немецкий психолог Иларион Петцольд активно начал развивать интегративную психотерапию. Петцольд был убежден, что «интегративная терапия связывает метод с конфликт-центрированным глубинным подходом, включающим в себя упражнения и испытания определенных эмоций». Интегративная психотерапия расширяет принцип классической гештальт-терапии и одновременно временную перспективу, горизонты прошлого и будущего, учитывая при этом промежутки времени, социальное и экологическое пространство в качестве контекста. Петцольд пытался объединить в интегративной терапии теорию и практику психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, телесноориентированной психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

Большой вклад в развитие интегративной психотерапии внесли американский философ Кен Уилбер и итальянский психолог Роберто Ассаджиоли в девяностых годах прошлого века. Их труды были направлены на исследование способов выработки у человека навыков и умений, которые помогут ему избегать конфликтов, стать более собранным и избавиться от несоответствия мыслей и поведения. Техники интегративной психологии помогают человеку принять свои переживания, решить свои проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Целостный подход интегративной психотерапии

Известно, что человек – самостоятельное, целостное создание, имеющее способность к саморазвитию и самообразованию. Человек не может быть отделен от его сознания, так как они являются единым целым.

Целостный подход предполагает не только системный взгляд на различные предметы и явления, но и целостное видение картины мира окружающей действительности и людей. Немецкий философ Иммануил Кант упоминал в своих работах о целостности природы человека.

Целостность — это характеристика самой природы, частью которой является человек. Таким образом, человек является целостностью, но в то же время он и часть по отношению к природе. Согласно интегральному подходу мир — это «единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей». Человек может полагать, что он живёт и реагирует на реальные объекты, которые можно потрогать, увидеть, но это не совсем верно, так как существуют особые чувственные импульсы, на которые он и обращает внимание. Мир субъективен, и каждый человек обладает своей собственной «картиной мира». И в интегративном подходе на мир фокус перемещается с объекта к форме, поэтому большее внимание начинает уделяться процессу.

Понятие «целостности личности» представляет собой все её проявления: интерперсональные, социогенетические, персоногенетические, трансперсональные. Человек, будучи целостной личностью, также может испытывать внутренний конфликт, что может провоцировать ещё большее напряжение. Бинарное, окультуренное состояние человека содержит в себе проблемы и разделение. Разделение заключается в том, что человек начинает принимать то, что раньше подвергалось сомнению. Развитие способности к разделению, он учится заботиться о здоровье своей психики.

Подходы интегративной психотерапии

Интегративная психотерапия существует на основе следующих подходов:

Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии

Поиск общего основания для разных теоретических моделей при помощи перевода их понятий на терминологию, считающуюся общепринятой, или описание психотерапевтического процесса с позиции разных направлений являют собой значительные возможности, служащие для развития интегративной психотерапии.

Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии:

Учет специалистом индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни и особенностей человека, а не собственных теоретических знаний является самой важной характеристикой интегративной психотерапии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *