Интеллект что это такое простыми

Что такое интеллект с разных точек зрения (или ум разуму – рознь)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Рассматриваемое сегодня понятие интересно тем, что уж слишком велика разница между его действительным содержанием и обычным смыслом, который мы ему придаем, используя это слово в повседневной жизни.

Интеллект что это такое простыми. Смотреть фото Интеллект что это такое простыми. Смотреть картинку Интеллект что это такое простыми. Картинка про Интеллект что это такое простыми. Фото Интеллект что это такое простыми

И хотя никто не ошибается, когда в бытовом употреблении под интеллектом мы подразумеваем человеческий разум или ум в целом, мало кто задумывается, насколько много значений и смысловых оттенков скрывается в этом понятии.

Так что ничего удивительного, когда при поднятии темы об интеллекте каждый человек предполагает нечто свое.

Основным отличием человека от животного всегда считалась разумность в широком смысле – то есть способность осознавать себя, адекватно воспринимать и анализировать окружающую действительность.

Это стало ключевым критерием при определении развитого интеллекта. Но что подразумевают ученые под этим довольно расплывчатым термином?

Несмотря на латинские корни («intellectus» трактуется как «разумение, восприятие, понимание»), сегодня это слово чаще используется в том смысле, что придала ему практика англоязычного употребления, подменившая слишком обобщенное понятие «intellect» более точечным и конкретным «intelligence» – «способность к познанию, разумность».

Интеллект что это такое простыми. Смотреть фото Интеллект что это такое простыми. Смотреть картинку Интеллект что это такое простыми. Картинка про Интеллект что это такое простыми. Фото Интеллект что это такое простыми

На это, видимо, и опиралась психология (это что?), определившая интеллект как широчайший набор умственных характеристик, начиная со способности к решению самых разнообразных задач и заканчивая умением управлять своими эмоциями, выстраивать общение (это как?), строить планы для достижения целей и т.д.

А поскольку такое определение подразумевает наличие социальных и эмоциональных составляющих, становится очевидным, что интеллект – это не только мышление, как обычно думает несведущий человек, а гораздо более широкая и устойчивая структура возможностей ума, что позволяет индивиду выживать и развиваться.

И именно психологи (а не философы или антропологи) представили наиболее логичные психометрические теории интеллекта, согласно которым в его структуру включается целый ряд познавательных способностей. Основные из них известны нам со школы – это прежде всего:

Благодаря развитию этих способностей любой индивид вооружается возможностью знакомиться с миром, познавать его закономерности, делать определенные выводы и – основываясь на них – определять свои перспективы и ставить долгосрочные цели.

Интеллектуальная жизнь

Человечество еще со времен своего «зачаточного состояния» стремилось вырваться из плена животной природы и задействовало для этого все ресурсы, дарованные ему этой самой природой.

Интеллект что это такое простыми. Смотреть фото Интеллект что это такое простыми. Смотреть картинку Интеллект что это такое простыми. Картинка про Интеллект что это такое простыми. Фото Интеллект что это такое простыми

Но все же законное место под солнцем ему удалось завоевать исключительно за счет уникальных качеств собственного мышления.

Наиболее «эффективными» из этих свойств оказались:

Таким образом, понятие интеллекта, ранее ограниченное только смысловым оттенком набора разнообразных умственных способностей, предстает нам в новом качестве – как обобщенный комплекс поведенческих характеристик, непосредственно связанных с успешностью процессов адаптации к новым и более сложным жизненным задачам.

Интеллект что это такое простыми. Смотреть фото Интеллект что это такое простыми. Смотреть картинку Интеллект что это такое простыми. Картинка про Интеллект что это такое простыми. Фото Интеллект что это такое простыми

Тем не менее в основе человеческой природы лежат и другие качества, которые некогда позволили Homo sapiens выделиться из мира животных, а затем выйти за пределы существования одного человека и стать точкой отсчета развития социума.

Это стало возможным благодаря таким особенностям интеллекта, как:

Пытливость ума и познавательная деятельность каждого из индивидов обеспечили дальнейшее развитие интеллектуальных способностей благодаря искреннему интересу к окружающему миру.

Глубокий интеллект помогал отделять значимые задачи (поиск пищи, крова) от незначительных (вкуса еды, внешнего вида жилья), а гибкость ума позволила человеку использовать накопленный опыт как можно шире и научила его расставлять приоритеты.

Структура интеллекта

Как мы с вами убедились, отказ от шаблонов лежит в основе не только развития интеллекта, но и любых эволюционных процессов в целом. Однако наука, как всегда, интерпретирует «содержимое» набора интеллектуальных способностей по-разному.

Интеллект что это такое простыми. Смотреть фото Интеллект что это такое простыми. Смотреть картинку Интеллект что это такое простыми. Картинка про Интеллект что это такое простыми. Фото Интеллект что это такое простыми

Особого внимания заслуживает концепция, разработанная на заре XX века английским профессором психологии Чарльзом Эдвардом Спирменом.

Согласно его теории, структура интеллекта формируется из трех статистически связанных составляющих:

Последние лежат на стыке первых двух и включают способности к оперированию цифрами, умение понимать слова, бегло воспринимать, анализировать и воспроизводить информацию.

Помимо этого, среди них есть логика, ассоциативная память, пространственное мышление. Сегодня в Сети можно найти немало тренингов, нацеленных на развитие какой-нибудь из вышеупомянутых характеристик.

А вот клинический психолог Говард Гарднер, проведя ряд исследований по вопросам интеллекта, пришел к выводу о существовании его множественных видов, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода при воспитании человека (это как?).

Ученый выделил лишь несколько из великого множества типов интеллекта, которые можно считать самыми распространенными:

Интеллект что это такое простыми. Смотреть фото Интеллект что это такое простыми. Смотреть картинку Интеллект что это такое простыми. Картинка про Интеллект что это такое простыми. Фото Интеллект что это такое простыми

Как утверждал Гарднер (а он, кстати, является автором теории множественного интеллекта), все эти типы равнозначны, и только общество с его предрассудками придает большее или меньшее значение какому-либо из этих видов.

Можно ли измерить уровень интеллекта?

Можно, но насколько существующие техники точны, не могут сказать даже сами специалисты. Один из наиболее известных и распространенных методов проверки уровня интеллектуального развития – тесты IQ.

Первый из вариантов был разработан в 1905 году двумя французами – доктором медицины А.Бине в сотрудничестве с психологом Т.Симоном. Тогда этот набор задач, который до сих пор ложится в основу большинства оценочных систем, назывался «шкалой умственного развития».

Другой вариант, применяемый практически повсеместно в развитых странах, – тест Ганса Айзенка, впервые разработанный им еще в сороковых годах и окончательно усовершенствованный к началу семидесятых, подвергается регулярной критике.

Интеллект что это такое простыми. Смотреть фото Интеллект что это такое простыми. Смотреть картинку Интеллект что это такое простыми. Картинка про Интеллект что это такое простыми. Фото Интеллект что это такое простыми

Но даже несмотря на это, любой из вариантов IQ-теста способен показать картину вашего интеллектуального развития.

Так, в зависимости от конкретного набора заданий применяются такие значения в баллах:

При этом высокие баллы не тождественны творческой одаренности или изобретательности. Оригинальная система оценивает лишь параметр логичности мышления, не затрагивая иные свойства интеллекта, в том числе и такие важные, как, например, эрудиция.

Специалисты до сих пор спорят, зависит результат тестирования от генетического фактора или, если создать условия, детей можно вырастить более умными. Единственное, что доказано – тренировки с использованием головоломок обычно помогают человеку стать более логичным.

Вот пример теста на логическое мышление. Но чтобы не разочароваться ставьте видео на паузу для обдумывания ответа, ибо отведенного в тесте времени слишком мало, да и нервирует (отвлекает) таймер обратного отсчета:

Эмоциональный финал

Умение оценивать свои чувства и настроение окружающих – тоже одна из особенностей интеллекта.

Но глубокое понимание нередко таит и огромные риски: такие люди часто превращаются в манипуляторов (это кто?) и создают конфликтные ситуации.

Поэтому не стоит гнаться за показателями тестов или пытаться превзойти окружающих. Даже если вы не станете великим ученым, гармоничное развитие открывает путь к счастливой жизни!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Да, интеллект — это то, что нам даровано свыше, не будь человек наделен интеллектом — не был бы он хозяином планеты, образно говоря. Мы, собственно, и отличаемся от животных тем, что умеем мыслить. Но, наряду с интеллектом, не стоит забывать и о духовности, она не менее важна, на мой взгляд.

Злата, духовность с интеллектом слабо связана, я считаю. Это как признание собственной слабости и необходимости верить во что-то свыше, чтобы нормально стабильно существовать и функционировать. Так что не согласен — про духовность можно забыть в принципе, когда речь идет об интеллекте.

Предпочитаю верить только в то, что вижу и могу почувствовать. Иначе это просто страх собственной конечности

Источник

Что такое интеллект?

Модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции.

Модель имитирует моделируемую систему с некоторой точностью. Чем больше точность, тем больше в модели будет составляющих ее объектов. Информационная модель имеет информационные объекты. При максимальной точности на каждый моделируемый объект системы будет соответствующий ему информационный. То есть будет однозначное отображение (mapping). В дальнейшем под словом «модель» я буду подразумевать именно отображение одних объектов в другие, заданное соответствие реального и информационного.

Информационная система — это система для обработки информации. Информация некоторым образом поступает на вход информационной системы. Чтобы правильно ее обрабатывать, система имеет информационную модель.

Откуда поступает информация? Из какого-то внешнего источника. Я называю его «реальность».

Реальность — это всё, что находится вне информационной системы.

Итак, чтобы взаимодействовать с реальностью, информационная система должна иметь некоторую модель этой реальности. На каждый реальный объект должен быть соответствующий ему информационный, то есть модель этого объекта. Другая информационная система — это тоже реальный объект. Соответственно, если мы хотим с ней как-то взаимодействовать, для нее тоже нужна модель.

Необходимость такой модели хорошо заметна при разработке API. На сервере некая структура на выходе, на клиенте такая же структура на входе. В PHP и в JS одинаковые классы. Это не избыточность, это моделирование одной системы в другой.

Интеллект

Естественный интеллект — это тоже информационная система. У него есть датчики, которые дают входящую информацию. На основе этой информации он строит модель того, что происходит вне этой информационной системы, и на основе модели принимает решения о действиях. Таким образом, мы можем дать определение того, что такое интеллект.

Интеллект — это способность информационной системы строить модель реальности на основе входящей информации.

Компьютерная программа это тоже информационная система. Обладает ли она интеллектом? Нет, потому что модель в программу закладывает программист. Рассмотрим например программу для разметки жесткого диска. Информация о возможных форматах, порядок выполнения команд, коды ответов — это все заложено в исходном коде. В программе есть модель жесткого диска, она обновляется при получении ответов на команды, но программа ее не строит, не может ее изменить.

Искусственный интеллект должен строить правильную модель реальности. В том числе, он должен правильно на нее реагировать. Как минимум так же, как человек. Во-первых, это обратная связь для нас, по которой мы можем прийти к выводу, что интеллект у системы есть. Это можно проверить в отладчике, но надо знать, что там должно быть. Во-вторых, потому что одна из целей это выполнение деятельности человека в некоторых задачах.

Все животные так или иначе реагируют на реальность. Поэтому в отношении них нельзя говорить о том, есть интеллект или нет интеллекта. Можно говорить о том, больше его или меньше, достаточно ли его для определенного вида задач, для построения определенных моделей.

У одноклеточных практически нет интеллекта, потому что нет элементов, которые хранят и обрабатывают информацию об окружающей среде. Есть только химические взаимодействия, которые позволяют им функционировать. Их тоже можно считать моделью, но не информационной, а аппаратной. Из-за небольших размеров и химических законов она не может быть сложной.

Также стоит отметить, что интеллект тесно связан с понятиями объекта и памяти. Объект — это нечто, что обладает состоянием и поведением, что мы определяем как одно и то же в разные моменты времени. Память нужна, чтобы хранить признаки объектов между этими моментами, здесь и начинается модель. Но объекты это тема отдельного разговора.

Ощущения

Люди испытывают приятные и неприятные ощущения. Рассмотрим ощущение боли. Как ее можно описать? Боль это неприятное ощущение, если она присутствует, то мозг постоянно обращает на нее внимание. Обычно человек не может по желанию ощущать или не ощущать боль. При этом у людей неприятных ощущений несколько, например, есть еще страх.

Для произвольной информационной системы можно дать такое определение.

Ощущения — это процесс восприятия данных, которые поступают в информационную систему постоянно, требуют своей обработки, при этом система устроена так, что не может на них не реагировать. Восприятие — это то, как данные влияют на модель. Их наличие система может воспринимать как положительную или отрицательную обратную связь. Положительную связь она стремится увеличить, отрицательную уменьшить.

Любые сигналы с датчиков это ощущения.

Может ли искусственный интеллект испытывать боль?

Сначала заметим, что естественный интеллект испытывает несколько разных для него ощущений. Боль это просто название одного из них. Она сигнализирует о повреждениях. Таким образом, если некая информационная система с интеллектом получает ощущение с информацией о повреждениях, которое она определяет как неприятное для нее, стремится минимизировать его влияние и не может это сделать путем отключения, то это аналог боли. Именно аналог, мы можем лишь определять сходство, что «Ощущение 1» похоже на человеческую боль, а «Ощущение 2» на удовольствие от чего-либо. Главное здесь то, как реагирует сама система на эти данные. Как определить, что ИИ не врет? Проверить в отладчике.

Чем больше признаков, тем больше сходство, включая химические и электрические процессы. С большой вероятностью животные чувствуют ощущения, схожие с человеческими, так как реагируют аналогично человеку, тоже имеют нервные клетки, которые тоже состоят из органических соединений.

То есть, если мы сделаем информационную модель человека с точностью до атомов и электрических полей, а также окружающую его реальность, с которой он будет взаимодействовать, и смоделируем порез на пальце, то да, в этой реальности он будет испытывать боль. Если с помощью датчиков он будет взаимодействовать с нашей реальностью, то в нашей. Так как в плане обработки информации он ничем не будет отличаться от других людей.

Этично ли заставлять его чувствовать боль против его желания в какой-либо реальности? Думаю, нет. Это относится к любому другому существу и любому неприятному ощущению. Но так как это информационная модель, можно смоделировать другую реакцию или иной способ восприятия, и тогда уровень этичности будет другой.

Рассмотрим систему управления базами данных с мониторингом. Если происходит сбой, подсистема мониторинга начинает с некоторой периодичностью отправлять администратору уведомление с уровнем тревоги. Можно ли сказать, что такая система испытывает боль? Нет. Во-первых, у нее нет интеллекта, модель заложена в нее программистом, и там нет понятия, аналогичного боли. Во-вторых, хотя сигнал и оценивается как неприятный, у нее нет стремления его минимизировать. В общем-то даже наоборот, она сделана для того, чтобы предоставлять максимально точную модель того, что происходит с системой. Ее можно назвать аналогом нервных клеток, а не существа, которое их имеет.

Другие понятия

Что такое сознание? Его можно определить как процесс функционирования интеллекта, процесс получения информации и обновления модели реальности. Оно тесно связано с понятием «Я». «Я» это элемент в модели, представляющий саму информационную систему. Есть ли понятие «Я» у собак? Да, это тот объект, с которым они связывают команды «Сидеть-Лежать». Это означает, что у собак есть сознание и интеллект. Но умножать например собаки не умеют. Возможно, это связано с тем, что для более высоких уровней абстракции нужны дополнительные информационные элементы, которые будут наблюдать более низкие уровни и строить их модель.

Сознание связано с самонаблюдением. То есть имеет место не просто получение информации о мире и обновление модели, а также и регистрация самих фактов получения, отражение их в модели, связь с объектом «Я». «Если мне тыкают под ребра, мне щекотно». «Вчера я не знал этого, сегодня знаю». То самое «Я мыслю — следовательно, я существую». Получается замкнутая система, часть элементов с выхода анализирующего блока передается на его вход. Можно предположить, что сознанием могут обладать только сложные существа, у которых достаточно информационных элементов для организации такой связи.

Что такое понимание? Что означает, когда мы говорим, что человек понял что-то? Это означает, что у него появилась правильная модель того, что он анализировал. Информационные элементы модели соответствуют элементам реальной системы. Понимание это построение правильной модели. Почему так важен опыт? Это модель. Она позволяет моделировать процессы в информационном виде, а потому планировать и выбирать нужный вариант.

Есть нейросети, они сами строят модель по входящей информации. Строят ли они правильную модель? Результаты показывают, что как-то не очень. Для них обычно требуется специальная выборка, это тоже подготовленная модель. Но какую-то модель они могут построить, поэтому некоторый уровень интеллекта у них есть.

Update: Важный момент. Объекты в модели это именно объекты, с состоянием и поведением, которые распознаются как одно и то же в разные моменты времени. Думаю, если информационная система не имеет механизма для понятия «тот же самый», то нельзя сказать, что у нее есть интеллект.

Китайская комната

Решил добавить анализ китайской комнаты, чтобы показать применимость этого подхода в разрешении непонятных вопросов.

Итак, есть комната, в ней сидит человек, у него есть инструкция, руководствуясь которой он перекладывает иероглифы. Комната отвечает на китайские вопросы, но человек не знает китайского. Ответ прост и уже дан ранее — китайский язык знает вся система в целом. Но есть и аргументы против. Рассмотрим некоторые моменты.

«Инструкция же составлена таким образом, что после применения всех шагов к иероглифам вопроса они преобразуются в иероглифы ответа.»

Строго говоря, это невозможно, так как для ответа нужны дополнительные данные, которых нет в вопросе. Если система действительно отвечает правильно, они где-то хранятся. Это ее модель реальности.

«Формально аргументацию можно представить так:
1. Если гипотеза «сильного» ИИ верна, тогда существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта система будет понимать китайскую письменность.
2. Я могу исполнить программу для китайской письменности без понимания этой письменности.
3. Следовательно, гипотеза «сильного» ИИ неверна.»

Пункт 1 должен выглядеть так: «существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта программа будет понимать китайскую письменность». Система передает данные в программу, программа их обрабатывает.
Поэтому, из 2 не следует 3. Понимать китайскую письменность будет исполняемая программа, а не тот, кто ее исполняет.

Чтобы человек стал понимать китайский язык, надо расширить имеющуюся у него модель моделью из программы. А когда эти данные внутри виртуальной машины, они недоступны.

«Более общий вывод Сёрла говорит о том, что любые манипуляции с синтаксическими конструкциями не могут приводить к пониманию»

Верно. Понимание это построение правильной модели. Синтаксические конструкции лишь обозначают элементы модели.

«Система из книги правил, человека и комнаты, по их мнению, является разумной и понимает китайский язык. В качестве контраргумента Сёрл предлагает заставить человека запомнить формальные правила ответов для системы.»

И когда он будет исполнять программу, она будет понимать китайский язык.

Статья на английском с небольшими дополнениями: What is intelligence?

Источник

Интеллект

Содержание

Составляющие интеллекта и его роль

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Различные взгляды на интеллект

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи».

В религии

Недостаточность интеллекта

Социальный интеллект

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению Б.Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *