Интеллект карта что можно делать с информацией информатика 10 класс
Информатика и информация. Конспект урока 10 класса
Тема урока: Информатика и информация. Что можно делать с информацией?
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Цель урока: (формулировка для учителя) показать учащимся важность освоения курса информатики, определить место понятия «информация» в курсе изучаемого предмета, дать сравнительные характеристики понятиям «знания» и «информация», четко сформулировать отличия декларативных и процедурных знаний, выделить основные свойства информации и описать её роль в человеческом обществе, рассмотреть примеры обработки информации в технических устройствах, дать характеристику информационным процессам «передачи», «обработки», «хранения» информации.
Планируемый результат: (для учащихся) понять и уметь применять на бытовом уровне понятие «информация», сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
Воспитательная: учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации. (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД);
Развивающая: продолжается пополнение словарного и научного запаса слов учащихся, к знакомым словам добавляются новые значения, вводятся новые понятия. Развиваются культура речи, логическое мышление путем совместной и самостоятельной работы на уроке (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД);
Обучающая: способствовать формированию базовых знаний об информации и ее роли в человеческом обществе; об отличии понятий «знания» и «информация», «декларативные» и «процедурные» знания; особенностях информационных процессов. Привить навык использовать в повседневной жизни различные свойства информации (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД).
Практическая работа 1, с сайта автора учебника;
Учебник §1-2, автор Поляков К.Ю.
презентация «Информация и информационные процессы», созданная средствами Microsoft Office PowerPoint ;
текстовый редактор, для выполнения практической работы
Составление интеллект-карт
Уважаемые студенты, давайте заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: » Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».
Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.
Дополнительно информацию смотрите в приложении.
Задания для составления интеллект-карт вы получите на занятиях от преподавателя.
Желаю успехов в их составлении!
Просмотр содержимого документа
«Составление интеллект-карт»
Метод построения «Интеллект-карт»
Законы построения интеллект-карт
Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:
Второй закон, касающийся необходимости ассоциирования, Т. Бьюзен дополняет следующими рекомендациями :
Третий закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений :
Правила создания интеллект-карт:
От центрального образа отходят четыре толстых изогнутых цветных линий, соединяющих его с основными ассоциациями (темами), названия которых записываются над соответствующими линиями. Эти ассоциации можно пронумеровать, чтобы подчеркнуть нужный порядок их следования.
С каждой из основных ассоциаций может быть связано несколько ассоциаций второго уровня (подтемами). Связи между ними изображаются более тонкими кривыми, над которыми одним словом названа основная идея каждой вторичной ассоциации.
С каждым объектом интеллект-карты желательно связать какой-то графический образ, который обогащает каждую ассоциацию. Получившиеся группы ассоциаций целесообразно объединить какой-либо замкнутой фигурой, форма и цвет которой также служат для обогащения ассоциативной сети.
Наконец, некоторые элементы интеллект-карты могут быть соединены дополнительными линиями различных формы, толщины и цвета, подчёркивающими ассоциативные связи между ними.
Области применения интеллект карт.
Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.
Использование интеллект карт способствует более быстрому запоминанию и последующему вспоминанию информации. Используя карты памяти, вы с большей лёгкостью извлекаете информацию из своей памяти. Карты памяти служат также в качестве быстрого и эффективного средства анализа.
Интеллект карты помогают вам освободиться от линейного мышления, что позволяет вашим идеям появляться с большей лёгкостью и с большей быстротой. Просто начните думать о каждом пункте вашей интеллект карты как о центре другой интеллект карты, тогда идеи начнут литься из вас потоком.
Если вы столкнулись с проблемой, не важно, какого характера, личной или профессиональной, интеллект карты могут помочь вам увидеть все вопросы, а также то, как они соотносятся друг с другом. Кроме того, они помогают получить обзор того, как вы видите различные аспекты ситуации, и их относительную важность.
Карты памяти могут помочь вам и в планировании. Благодаря картам разума вы собираете в одном месте всю необходимую информацию в организованном виде. Вы можете использовать интеллект карты для создания плана любого рода: плана мероприятия или выступления, плана книги, или плана достижения вашей цели.
Советы по созданию Интеллект-карт
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Оля Ежак для Skillbox
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что такое интеллект-карты
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзан, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
В чём преимущества интеллект-карт
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
1. Процесс обучения становится осмысленным
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
2. Информация лучше запоминается
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
3. Сложные концепции проще воспринимаются
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Как составить интеллект-карту
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Как применять интеллект-карты в обучении
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.
Технология интеллект-карт на уроках информатики
Описание презентации по отдельным слайдам:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-155372
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по информатике: «Что можно делать с информацией» (10 класс)
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 3. Что можно делать с информацией 10 кл.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
§ 2. Что можно делать с
информацией?
Информация и информационные процессы
Описание слайда:
Информационные процессы
2
Материальный носитель — это объект или среда, которые могут содержать информацию.
Информационные процессы — это изменение свойств носителя (= изменение информации).
передача информации
(перенос на другой носитель)
обработка информации
(изменение содержания)
Хранение информации?
(нет изменений носителя не процесс)
Описание слайда:
Передача информации
3
Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации.
Сообщение — это последовательность сигналов (оболочка для информации).
Для борьбы помехами – избыточность.
«Влг впдт в Кспск мр».
«Борис, Инна, Тимур».
101100100
К
источник
информации
приемник
информации
сигналы
К — кодирующее устройство, Д – декодирующее
канал связи
Описание слайда:
Обработка информации
4
создание новой информации
кодирование – изменение формы, запись в некоторой знаковой системе (в виде кода), шифрование
поиск
структурирование – выделение важных элементов в сообщениях и установление связей между ними
сортировка – расстановка элементов списка в заданном порядке
Зачем нужна сортировка?
?
Описание слайда:
Описание слайда:
Вопросы и задания:
6
1. Кто (что) может быть источником (приёмником) информации? Приведите примеры.
2. Что такое сигнал? Приведите примеры сигналов.
3. Что такое сообщение? Чем отличается получение информации от получения сообщения?
4. Приведите примеры, когда приём сообщения не означает приём информации.
5. Приведите примеры, когда одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений.
6. Приведите примеры, когда одно и то же сообщение несёт разную информацию для разных людей.
7. Расскажите, как помехи влияют на передачу информации. Приведите примеры.
8. Что такое избыточность? Почему она полезна при передаче информации?
9. Представьте, что придумали язык, в котором нет избыточности. В чём будет его недостаток?
10. Как вы думаете, какой вариант русского языка обладает наибольшей избыточностью: разговорный, литературный, юридический, язык авиадиспетчеров?
Описание слайда:
7
Задание на дом:
§ 2, стр. 24-29,
по желанию подготовить сообщение по темам на стр. 29
Выводы, стр. 28-29 учебника.
Подводя итог урока, я бы хотел узнать:
— что нового вы сегодня узнали
— какие моменты урока вам особенно запомнились
Итоги урока:
Описание слайда:
Источники иллюстраций
8
http://overhealth.ru
https://ufhealth.org
http://wmposters.com
http://ozon.ru
http://www.bikeshot.ru
http://ru.wikipedia.org
http://salestores.com
http://gimp-werkstatt.de
http://frontal-cortex.tumblr.com
http://www.intermedia.kg
http://pc-azbuka.ru
авторские материалы
Выбранный для просмотра документ Урок 3. Что можно делать с информацией 10 класс.docx
Урок 3. Что можно делать с информацией §2. (10 класс)
предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры передачи, обработки и хранения
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;
личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
· познакомить учащихся с понятием информационного процесса;
· рассмотреть разные типы и способы обработки информации.
· рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
· рассмотреть схему передачи информации.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель.
Тест 2. Информатика и информация
Объяснение нового материала.
Как мы уже знаем, информация сама по себе нематериальна. Поэтому она может существовать только тогда, когда связана с каким-то объектом или средой, т. е. с носителем.
Материальный носитель — это объект или среда, которые могут содержать информацию.
Изменения, происходящие с информацией (т. е. изменения свойств носителя), называются информационными процессами. Все эти процессы можно свести к двум основным:
— передача информации (данные передаются с одного носителя на другой);
— обработка информации (данные изменяются).
1. Передача информации.
При передаче информации всегда есть два объекта — источник и приёмник информации. Эти роли могут меняться, например, во время диалога каждый из участников выступает то в роли источника, то в роли приёмника информации.
Информация проходит от источника к приёмнику через канал связи, в котором она должна быть связана с каким-то материальным носителем (рис. 1.4).
При разговоре людей носитель информации — это звуковые волны в воздухе. В компьютерах информация передаётся с помощью электрических сигналов или радиоволн (в беспроводных устройствах).
Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации.
Примеры сигналов — это изменение частоты и громкости звука, вспышки света, изменение напряжения на контактах и т. п.
Человек может принимать сигналы только с помощью своих органов чувств. Чтобы передавать и принимать информацию, например, с помощью радиоволн, нужны вспомогательные устройства: например, …? ( радиопередатчик, преобразующий звук в радиоволны, и радиоприёмник, выполняющий обратное преобразование )
Одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений
(устная речь, записка, флажок)
К сожалению, в реальном канале связи всегда действуют помехи: посторонние звуки при разговоре, шумы радиоэфира, электрические и магнитные поля.
2. Обработка информации
Обработка — это изменение информации: её формы или содержания.
Среди важнейших видов обработки можно назвать:
• создание новой информации, например, решение задачи с помощью вычислений или логических рассуждений;
• кодирование — запись информации с помощью некоторой системы знаков для передачи и хранения; один из вариантов кодирования — шифрование, цель которого — скрыть смысл (содержание) информации от посторонних;
• поиск информации, например, в книге, в библиотечном каталоге, на схеме или в Интернете;
• структурирование — выделение важных элементов в сообщениях и установление связей между ними
• сортировка — расстановка элементов списка в заданном порядке, например, расстановка чисел по возрастанию или убыванию, расстановка слов по алфавиту; задача сортировки — облегчить поиск и анализ информации.
Для обработки информации человек использует в первую очередь свой мозг. Нейроны (нервные клетки) коры головного мозга «переключаются» примерно 200 раз в секунду — значительно медленнее, чем элементы памяти компьютеров.
3. Хранение информации
Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память. Можно считать, что мозг — это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.
К сожалению, человек многое забывает. Кроме того, необходимо передавать знания другим людям, в том числе и следующим поколениям. Поэтому в древности люди записывали информацию на …? (камне, папирусе, берёсте, пергаменте, затем — на бумаге).
В XX веке появились новые средства хранения информации: (перфокарты и перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски, оптические диски, флеш-память).
В любом случае информация хранится на каком-то носителе, который обладает «памятью»,
При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на оптических дисках образуются области, по-разному отражающие свет. При хранении эти свойства остаются неизменными, что позволяет потом читать (получать) записанную информацию.
Отметим, что процессы записи и чтения — это процессы передачи информации.
Закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков
Ответить на вопросы к параграфу на стр. 29
Составить интеллект-карту (если останется время)
Практическая работа на ПК (если останется время)
Выводы, стр. 28 учебника. Рефлексия
§ 2, стр. 24-29, по желанию подготовить сообщение по темам указанным на стр. 29.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.