Интеллектика в школе что это

Программа дополнительного образования «Интеллектика»

Класс: д/с

Направленность: интеллектуально-творческая.

Уровень программы: углубленный.

Возраст учащихся: 3-6 лет.

Срок реализации: 2 год.

Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)

В основе разработки данной программы «Интеллектика» лежит игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, а также использование методик логико-математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий А.Бондаренко, Е.Пановой, А.Михайловой, блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера. Главными составляющими компонентами игровой технологии интеллектуально-творческого развития являются: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Преимуществом в выборе данной игровой технологии и методик явилось следующее:

Направленность программы: интеллектуально-творческая.

Уровень программы: углубленный.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется тем, что сегодня особое значение приобретает проблема развития интеллектуально-творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Э.Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Доказано, ребенок с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверен в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлен к школе, а с творческими способностями – активный, способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на мир, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можно способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности.

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Адресат программы:

Объем программы:

Формы обучения и виды занятий: фронтальные, подгруппами, индивидуальные.

Срок освоения программы: 2 года.

Режим занятий:

Занятия проходят два раза в неделю:

Раздел 2. Содержание программы

Учебно-тематический план работы

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

Игры и упражнения на развитие слуховой системы.
Словесные игры на развитие слуховой системы.
Игры на умения действовать в соответствии со словами.
Игры на развитие слухового анализатора

Вводная диагностика.
Проведение итоговых занятий.

Игры на развитие внимания. Развитие у детей устойчивого внимания, слухового внимания и умения его переключать.
«Что дальше?», «Когда это бывает?», «Сделай узор», использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Проведение итоговых занятий.

Игры на развитие памяти.
«Сделай как я», «Угадай кого загадали», «Путешествие по городу», «Найди такую же», «Хватит ли куклам конфет?», «Считай и закрашивай».

Проведение итоговых занятий. Викторина.

Игры на развитие воображения.
«Купим пуговицы», «Картинки-вкладки», «Мастерская форм», «Обед для матрешек», «Рисунок в несколько рук».

Проведение итоговых занятий.

Игры на развитие мышления. Использовать настольно-печатные игры:
«Парные картинки», «Лото», «Чьи детки?», «Изобретатель», «Что лишнее?».

Проведение итоговых занятий.

Игры на развитие речи. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, речевой активности. «Где мы побывали, что мы повидали?» (народная игра), «Что на картинке?».

Проведение итоговых занятий.

Игры на развитие воли. Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, развитие умения действовать согласованно. «Салочки-догонялочки», «Лохматый пес» (вариант игры Е.И.Тихеевой)

Проведение итоговых занятий.

Игры на развитие навыков общения. Развитие зрительного восприятия, внимания, речи, воображения, волевых процессов. Снятие агрессии, снижение импульсивности. «Подарки» (использованы стихи М.Ивенсон), «Кто к нам пришел?», «Спектакль игрушек», «Магазин игрушек».

Итоговый КВН.
Итоговая диагностика.

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.

Задачи геометрического характера

Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

Нестандартные задачи логического характера

Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

Нестандартные задачи алгебраического характера

Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

«Игры Зака А.А.

Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Источник

Программа внеурочной деятельности «Интеллектика»

( РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ )

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Интеллектика» в 1 классе…. ……………………………….12

Тематическое планирование в 1 классе…………………. 14

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Интеллектика» во 2 классе……………………………. 18

Тематическое планирование во 2 классе………………………………… 20

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Интеллектика» в 3 классе………………………………….. 24

Тематическое планирование в 3 классе………………………………….. 26

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Интеллектика» в 4 классе…………………………………. 30

Тематическое планирование в 4 классе………………………………….. 32

Оценка эффективности и результативности занятий по программе «Интеллектика»……………………………………………………………… 36

В соответствии с новыми требованиями ФГОС самое главное не учить ребенка предметам, а учить учиться, развивать интеллект. Интеллектом называют именно общую способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Наша задача — не вырастить гения, а в том, чтобы дать ребенку знания и умения, которые помогут ему вырасти успешным человеком, способным постоянно учиться новому. Поэтому с 2011 года мы ввели во внеурочную деятельность учащихся начальных классов по общеинтеллектуальному направлению курс «Интеллектика.» Задача этого курса— помочь в развитии познавательных процессов обучающихся начальных классов.

Первый класс — сложный период в жизни ребёнка. Он адаптируется к школе, знакомится с новыми людьми. У малыша еще слабая волевая регуляция, то есть «хочу» важнее чем «надо». Такие важные показатели работы мозга как память и внимание находятся в стадии формирования. А если ребенок не посещал дошкольные учреждения, то еще и слабые навыки общения.

И здесь на помощь приходят занятия «»Интеллектики». Основное отличие этих занятий в том, что проходят они в игровой форме и учат детей использовать свои знания, уметь сравнивать, обобщать, находить закономерности, классифицировать, давать определения, рассуждать, делать выводы и учиться конструктивному общению со взрослыми и одноклассниками.

В «Интеллектике» нет неправильных ответов, есть возможности поискать решения еще раз и посмеяться над разными ситуациями. Например, если рыбу по ошибке назвали зверем, то можно вспомнить ту первую рыбу, которая вышла на берег, и нарисовать ее. Или представить рыбину на страусиных ногах, или на гусеничном ходу, как у танка. Так любая казалось бы ошибка превратится в новую возможностью развития.

Итак, говорим самые лучшие для детей слова «Давай с тобой поиграем!» и приступаем.

Обязательный курс «Интеллектики» проводится в нашей школе второй год. Это позволяет сделать первые выводы: дети стали более уверены в себе, научились защищать свою точку зрения, не боятся собственного поражения. У многих ребят повысилась самооценка, так как на этих уроках они чувствуют себя более успешными. Благодаря коллективным формам работы ребята стали внимательнее относиться друг к другу.

Современное начальное образование ставит своей главной целью: развитие личности ребёнка.

Введение во внеурочную деятельность младших школьников регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Интеллектика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Программа данного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе развивающей программы для младших школьников «Уроки психологического развития», автор Локалова Н.П. и направлена на развитие познавательной сферы школьников. Основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.

При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию..Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей. Занятия проводятся в группах по 10-12 человек.

Общие принципы занятий «Интеллектика»:

всегда давать ребенку объяснить свою позицию;

не указывать на ошибки, а подводить к правильному решению;

это не оценочный, а развивающий курс, здесь учат успеху;

все задания здесь требуют творческого подхода. («Подбери картинки», «Расставь слова», «Загадочные контуры» и др.)

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Система занятий по курсу «Инетеллектика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

способствование развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью занятий является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Основная задача развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

Во 2 классе происходит дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Основной упор в развитии третье- и четвероклассников делается на формировании у них словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности, внутреннего плана действия.

Стержнем предложенной нами развивающей программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Интеллектика» в 1 классе

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

сравнивать предметы по заданному свойству;

определять целое и часть;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

определять последовательность действий;

находить истинные и ложные высказывания;

наделять предметы новыми свойствами;

переносить свойства с одних предметов на другие.

Предметы вокруг нас. Развитие слуховых ощущений.

Узнаём цвета. Развитие зрительных ощущений.

Ориентировка в пространстве. Развитие пространственных представлений.

Конкретизация понятий. Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Выполнение словесных поручений. Развитие слуховых ощущений.

Точность передачи зрительной информации. Развитие осязательных ощущений.

Развитие пространственных представлений. Складывание слов из слогов на слух.

Звуки вокруг нас. Развитие непосредственной вербальной памяти.

Классификация изображений по определённым понятиям. Развитие понятийного мышления.

Анализ и сравнение изображения. Развитие внимания.

Изображение «Цветной сказки». Развитие непосредственной зрительной памяти.

Воспроизведение изображений по памяти. Развитие понятийного мышления.

Ориентировка в пространстве листа графический диктант. Развитие зрительных ощущений.

Воспроизведение рисунка по образцу. Развитие слуховых ощущений.

Зашифровка слов и чисел с помощью ключа. Развитие точности движения.

Распознавание фигур. Развитие зрительного восприятия.

«Одинаковое» вокруг нас. Развитие абстрактного мышления и зрительной памяти.

Детальное изображение предметов по наблюдению. Развитие понятийного мышления.

Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).

Группировка по различным признакам. Развитие произвольного внимания ( переключение).

Детальный анализ рисунков. Развитие зрительно-двигательных координаций.

Сравнение слов и предметов, наличие сходств и различий. Развитие гибкости мышления.

Анаграммы. Развитие процессов анализа и синтеза.

Правильное употребление словесных обозначений пространственных признаков предмета. Развитие звукового синтеза.

Ориентировка в пространстве по плану с условным обозначением мест. Развитие понятийного мышления.

Составление предложений из слов, не связанных по смыслу. Развитие наблюдательности.

Анализ формы предметов. Развитие непосредственно зрительной памяти.

Сравнение предметов. Угадывание предметов по нескольким признакам. Развитие мышления.

Сравнение предметов. Формирование процессов саморегуляции.

Анализ изображений. Развитие восприятия.

Выбор предметов по признакам. Развитие абстрактного мышления.

«Графический диктант». Развитие умения выполнять задания по словесному указанию.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Интеллектика» во 2 классе

В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

применять правила сравнения;

находить закономерность в числах, фигурах и словах;

строить причинно-следственные цепочки;

упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

Источник

Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности «Интеллектика» 1 класс

курса внеурочной образовательной деятельности

Составитель: Каширов РВ

Настоящая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основании:

1. ФЗ № 273 от 29.12. 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ с приложением на 2020-2021 учебный год;

6. Положения об организации внеурочной деятельности МБОУ

Примечание: в связи с ограничениями в проведении массовых мероприятий курсы внеурочной деятельности могут проводиться суммарно в периоды каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, дистанционно

Программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса составлена самостоятельно.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа: 1 час в неделю, всего 33 часа

Цель программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности

ü комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции;

ü формирование нестандартного мышления;

ü подготовка к выполнению тестовых заданий;

ü формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

ü активизация творческих способностей.

Формы организации работы с учащимся:

2.Работа в паре, группе.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии.

Основные виды деятельности:

· решение логических задач по разным отраслям знаний

· работа с различными источниками информации

· составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Формы проведения занятий :

-участие в конкурсах

Формы подведения итогов реализации :

· выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

· подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на уроках в своём классе;

Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон, математический КВН, игра «Самый умный», тестирование детей.

Количество часов по программе

Языковые логические задачи

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

Математические логические задачи

Логические задачи на применение общих знаний

Источник

Рабочая программа по курсу «Интеллектика» для детей 7-8 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 48 ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г.ВОЛГОГРАДА»

2. Пояснительная записка

Программа данного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе развивающей программы для младших школьников «Уроки психологического развития», автор Локалова Н.П. и направлена на развитие познавательной сферы школьников, в соответствии с Законом об Образовании, Уставом МОУ СШ № 48, лицензией на право образовательной деятельности и государственной аккредитацией.

Основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

Современное начальное образование ставит своей главной целью: развитие личности ребёнка.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…»

Введение во внеурочную деятельность младших школьников регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Интеллектика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Актуальность курса состоит в том, что дает возможность реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Программа предполагает реализацию принципов:

всегда давать ребенку объяснить свою позицию;

не указывать на ошибки, а подводить к правильному решению;

это не оценочный, а развивающий курс, здесь учат успеху;

все задания здесь требуют творческого подхода. («Подбери картинки», «Расставь слова», «Загадочные контуры» и др.)

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. При обучении используется работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

Система занятий по курсу «Интеллектика» позволяет решать следующие задачи: познавательные, развивающие, воспитывающие.

Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

— создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;

— обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;

— обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

— развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

— развитие общеучебных умений и навыков;

— развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

— создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

— способствование развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

— воспитание системы межличностных отношений;

— экологическое воспитание детей.

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Методы и формы реализации программы:

— нетрадиционное начало традиционного урока;

— использование форм интерактивного обучения или их элементов;

— создание и решение проблемных ситуаций;

— организации релаксации и подведения итогов.

Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятия: 30 мин.

Форма организации: групповая.

Форма проведения занятий: игровая

Методические рекомендации по реализации программы «Интеллектика»

При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание. Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.

Занятия желательно проводить в группах по 6-7 человек.

— личностно – ориентированные технологии;

— технология развивающего обучения;

— технология интерактивного обучения

Различные виды деятельности :

— указание и объяснение;

— ответы детей, образец;

-показ реальных предметов, картин;

— действия с развивающими карточками;

— дидактические игры и упражнения;

— развивающие и подвижные игры и др.

В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания на развитие восприятия внимания, памяти, воображения, на развитие творческого мышления, занимательные задачи и вопросы.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить общеинтеллектуальное развитие и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения школьной программы. При организации и проведении занятий по интеллектике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

В результате освоения содержания данного курса интеллектики у школьников формируются универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные.

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы. Задания направлены на развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.

При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.

Формы контроля и возможные варианты его проведения :

Уровень достижений школьников отслеживается в течение года: в начале и в конце учебного года посредством первичного опроса и итогового опроса. Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.

Первичный опрос педагог проводит в начале года. Итоговая проверка осуществляется в конце года.

Полученные знания, умения и навыки дети могут продемонстрировать:

на итоговых занятиях после изучения нескольких тем;

на обобщающем занятии по определенной теме, проводимом в виде конкурсов и соревнований, интеллектуальных состязаний.

3. Учебный план курса «Интеллектика»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *