Интерактивная песочница в доу что развивает
Создание цифровой образовательной среды в ДОУ через использование интерактивной песочницы
Екатерина Александровна Волошина
Создание цифровой образовательной среды в ДОУ через использование интерактивной песочницы
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 239 городского округа город Уфа
Текст к презентации на тему: Создание цифровой образовательной среды в ДОУ через использование интерактивной песочницы.
Подготовила воспитатель: Волошина Екатерина Александровна
(слайд1) Создание цифровой образовательной среды в ДОУ через использование интерактивной песочницы.
Сегодня, в век ярких открытий и нестандартных решений каждый задумывается о том, как быть особенным, соответствовать заданному ритму. Повсюду сталкиваясь с новинками, мы желаем узнавать о них больше, стремимся внедрять их в свой обиход, делимся узнанным со своими близкими. Мы хотим быть современными, и с малых лет знакомим с новыми тенденциями своих детей. В настоящее время идет активное применение интерактивных технологий в работе дошкольных образовательных организации и в частности. Интерактивные технологии прочно вошли в повседневную жизнь современного человека и окружают его с рождения. В настоящее время компьютерные, интерактивные технологии активно применяются в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей знания. Для обучения сегодня используют интерактивные доски, сенсорные столы, компьютеры и т. д. в своей работе я также использую, интерактивную сенсорную доску, песочницу, мульти студию.
(слайд2) Интерактивная песочница – современное игровое оборудование, включающее в себя обычный песок и интерактивные технологии. Проецируемое изображение на песке взаимодействует с движениями рук, позволяя строить различные ландшафты, окрашенные в разные цвета. Реальная река, проложенная на песке, настоящие горы, извергающийся вулкан, моря с плавающими рыбами, города и т. д. Интерактивная песочница подходит для любых занятий с детьми в детском саду, материал подается в новой, занимательной форме, ребенок создает свой, неповторимый волшебный мир. Дети учатся находить гармонию в песочной картине, получают опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Интерактивная песочница расширяет границы и возможности классического метода. Она позволяет создавать ту картину, которую хочется. А это позволяет дополнительно продиагностировать определенные психологические особенности. ИК это отличный инструмент для решения большинства количества проблем и задач.За время моей работы встречались разные проблемы : ЗРР, гиппер активные дети, дети со страхами агрессиями, тревожностью. И многое другое. Регулярные занятия с детьми раннего возраста, позволили получить прекрасные результаты по профилактике ЗРР.
(слайд3) Из чего же состоит интерактивная песочница:
Конструкция интерактивной песочницы
Программное обеспечение «Интерактивная песочница» от компании «Инновации детям».
Чистый просеянный песок.
Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный перечень необходимых игрушек. Но дополнять и обогащать его можно до бесконечности. Игрушки должны быть в доступе у детей, чтобы они могли комфортно создавать свой собственный песочный мир.
(Слайд 4) Режимы песочницы «Островок»:
Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе в ДОУ
Татьяна Казакова
Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе в ДОУ
Что же такое интерактивная песочница?
Интерактивная песочница – это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице, как и в обычной, основную роль играет песок, только эта песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности.
Взаимодействуя с песком, у детей совершенствуется тонкая координация движений, мелкая моторика рук и тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления. Занятия с интерактивной песочницей способствуют всестороннему развитию детей с особыми потребностями.
Интерактивная песочница состоит из:
1. Корпуса с резервуаром для песка
2. Управляющего компьютера
3. Монитора пользователя для переключения программ
5. Датчик глубины песка
6. Специального программного обеспечения
Как работает интерактивная песочница?
В оборудование встроен сенсор для определения глубины. Он подключен к компьютеру. Датчик глубины замеряет расстояние от проектора до песка. Специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и дает проектору команды, каким цветом освещать конкретный участок песка. Датчик глубины позволяет регулировать изображение рельефа. При увеличении высоты появляются горы и вулканы, а при уменьшении озера и реки.
На песокпроецируются текстуры настоящих природных объектов: морей и рек, равнин и гор, вулканов водопадов.
Использование песочной игротерапии в деятельности дошкольников.
• Рисование. Дети могут создавать на песке свой мир, передавая собственные эмоции и настроение. Можно дать задание нарисовать что-то по определенному образцу.
• Развивающие занятия. С детьми можно выбрать игры на развитие мышления, памяти, внимания, например, «На что это похоже?»,
«Какой буквы не хватает?», «Что нужно дорисовать?», «Что пропало?», «Четвертый лишний».
• Релаксация. Педагог с помощью специальной программы может сымитировать на песке мелкий дождик в лесу, отдых на берегу моря, сказочное путешествие по лесу. Благодаря этому можно снять эмоциональное и мышечное напряжение, а также излишнюю двигательную активность, тревогу и агрессию.
• Гимнастика. Вначале ведущий выполняет задания, затем все дети по очереди его повторяют. Это положительно воздействует на формирование межполушарных связей, содействует развитию мелкой моторики и коррекции неэффективных стилей поведения.
Особенности работы с интерактивной песочницей.
• Воспитателям можно использовать оборудование для совершенствования познавательных процессов, подготовки к школе, улучшения памяти, внимания и воображения;
• Психологам инновационная система позволит уменьшить невротические проявления, боязливость, тревожность, излишнюю впечатлительность;
• Дефектологи и логопеды. Специалист рассказывает сказку и рукой ребенка перемещает предметы во всевозможных направлениях. Со временем дошкольник начинает свободно пересказывать речь в согласии с движениями персонажа, улучшаются его речевые навыки.
Эффект взаимодействия с интерактивной песочницей.
• Формирование умственного и творческого потенциала, подготовка к школьной программе;
• Устранение психоэмоционального напряжения, излишней гиперактивности и стресса;
• Профилактика последствий внутрисемейных конфликтов и психологических травм;
• Совершенствование коммуникативных навыков, дети учатся лучше ладить друг с другом и находить общий язык.
Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы заземляет негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Песочная терапия — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Именно таким изобретением является интерактивная песочница.
Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать, детям делать,самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям,направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию.Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно писать на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.Затем можно приступить к постановке сказок на песке: Колобок, Теремок, Курочка Ряба и др. Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки в разных направлениях. Постепенно малыш учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.
В интерактивной песочнице есть режимные моменты.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Режим «Карта высот». В данном режиме песок окрашивается в зависимости от высоты рельефа.Цвета окрашивания песка: от синего в самом низу, до красного на вершинах. Дети наглядно изучают высоты рельефа. В зависимости от манипуляций с песком (изменение высоты рельефа, меняется его цвет.
Режим «Вулкан». Для того чтобы создать вулкан, необходимо сделать отвесную гору из песка с округлой вершинной, выше уровня бортов песочницы. Не допускается наличие посторонних объектов над горой-вулканом. Вулкан может извергать лаву, которая ведет себя, как настоящая, а также может выпускать дым. Дети могут промоделировать поведение вулкана, и наблюдать, как он поведет себя в тот или иной момент.
Режим «Водопад». Для того чтобы создать водопад, необходимо вытянуть руку (1 метр над песочницей) и растопырить пальцы. В этом режиме на рельефе может присутствовать только один водопад. Водопад появляется в том месте, где находится проекция руки. Ведет себя,как реальная вода: стекает по склонам и скапливается в низинах.В данном режиме можно изучать:
Водопады, самые известные водопады в России и в мире;
Плотины и их виды: естественные и искусственные;
Строительство плотин людьми: польза и негативное воздействие;
Возведение плотин животными; Негативное воздействие и польза;
Горные водоемы: реки, озера, водохранилища.
Режим «Формы и цвета». На песочницупроецируются фигуры различного размера:
Задача ребенка — найти фигуру того размера, которую попросил педагог, и изменить ее цвет. Цвет фигур изменяется в зависимости изменения высоты рельефа песка в том месте, где находится та или иная фигура — то есть требуется выкопать песок по контуру данной фигуры, либо наоборот построить выше общего уровня песка по контуру фигуры.
Таким образом, использование в образовательном процессе интерактивной песочницы позволит существенно повысить мотивацию детей к занятиям, а также поспособствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закреплению пройденного материала. А главное, научит ребят работать в команде и уважать труд товарищей.
Хотелось бы закончить свое выступление словами китайской мудрости:
Интерактивная песочница в работе с дошкольниками
Александра Сыдыкова
Интерактивная песочница в работе с дошкольниками
«Лучшая игрушка – это кучка песка».
Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать внутренние резервы и природные способности детей. Сегодня метод песочной терапии набирает популярность. Его используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее. Как же в условиях дошкольного образовательного учреждения, не имея узкого специалиста в штатном расписании работать с такими особенностями?
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
Интерактивная песочница позволяет интегрировать образовательные области и решить множество педагогических и коррекционных задач воспитателям, логопедам, психологам. С использованием песочницы
выстраиваются увлекательные занятия, соответствующие календарно-тематическому планированию и ФГОС. Занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Игры развивают мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания.
Воспитателям интерактивная песочница помогает создавать увлекательные занятия по окружающему миру, выстраивать доброжелательные взаимоотношения между детьми, погружает в изучаемую тему, помогает закрепить полученные знания.
Использовать песочницу можно с детьми от полутора лет. С интерактивной песочницей выстраивается индивидуальный маршрут для коррекции и реабилитации ребенка с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП. Песочницу эффективно используют в индивидуальном, групповом формате, а так же в семейном консультировании.
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг).
Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Основные направления работы
Вся работаведется в трех направлениях:
Социально- личностное Здоровьесберегающее
Интеллектуальное
Эмоциональное благополучие физкультурно – оздоровительная работа
расширение кругозора детей
положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям профилактическая работа
формирование целенаправленного интереса к познанию
развитие коммуникативной компетентности ребенка работа по ОБЖ
развитие интеллектуальных способностей детей
развитие социальных навыков у детей организация опытно – экспериментальной работы.
бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).
Практикующие инновационные педагоги и воспитатели ДОУ, использующие в работе песочницу заметили следующее:
— рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятий, развлечений;
— у метода нет особых правил. Дети могут рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;
— одновременно с моторикой развивается речь. Совершенствуется графомоторика. Дошкольники совершенствуют способность повторять контур, правильно удерживать палочку/ручку, соблюдать ритм движений. ;
— подходит для любого возраста. магия сыпучей анимации не оставляет равнодушным никого. ;
— избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов. Тиков, бессонницы. Здоровые дети на таких занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях;
— помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Эти показатели и будут являться ожидаемым результатом использования песочной терапии в детских садах.
Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат,выявляются следующие преимущества: расходные материалы стоят не дорого. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода. Набор инструментов и расходников не большой.
Кварцевый песок – это идеальный вариант расходника. Кварцевые песчинки ровные. Для вариативности работы можно использовать также манку.
Лотки обычно прямоугольной формы 50*70*10, примерно соответствуют размерам поля зрения человека – чтобы картину в целом можно было охватить взглядом, не поворачивая головы.
Внутри песочница выкрашена в голубой цвет, выражающий воздух или воду, внешняя часть – белая. если разгрести песок, прозрачное дно может играть роль море или реки. В игре может использоваться и вода, ее можно подлить к песку, замесить песочное тесто и лепить фигуры. Так же используются небольшие фигурки всего, что нас окружает – животные, сказочные и мифические персонажи, предметы человеческой культуры, природные материалы и объекты. Фигурки сделаны из разных материалов, в разных стилях имеют разный характер и поэтому могут отражать самые разнообразные и тонкие нюансы душевных образов. Они служат материалом, посредником, с помощью которых психика получает возможность выразить свои послания.
Антистатик распыляется на стекло перед каждым занятием. Нужен для того, чтобы песчинки не сцеплялись, материал был рассыпчатым после многоразового использования
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочнаятерапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.
Итак, основные механизмы песочной терапии:
Психодиагностика с помощью песочницы;
Быстрое установление доверия со стороны ребенка с помощью игры;
Интерес и удовольствие от занятий;
Развитие важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики;
Эффект релаксации от взаимодействия с песком;
Отыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка.
— Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
— Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
— Развитие воображения, творческого потенциала;
— Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
— Развитие самооценки и уверенности в себе;
— Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
— Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
— Формирование положительных черт характера.
Показания к курсу занятий:
— проблемы поведения различного характера;
— агрессия у ребенка;
— замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка;
— трудности в общении;
— трудности адаптации в детском саду;
— дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, РДА, СДВГ;
— ранний детский аутизм (РДА, аутистическое расстройство;
— синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
— задержка развития речи (ЗРР);
— общее недоразвитие речи (ОНР, моторная алалия, сенсо-моторная алалия;
— профилактика развития невротических и психосоматических расстройств;
— страхи, ночные кошмары;
— проблемы взаимодействия с родителями, сверстниками;
и многое другое (обсуждается индивидуально на консультации специалиста).
Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за
недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.
Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.
Фотоотчет «Песочница, песочница, в песке вся детвора» Вышли детки погулять, Разинули ротишки. Эка невидаль! Откуда? Не песочница, а чудо! На прогулку мы пойдем И совочки принесем! Пирожочков.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.
Использование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.
Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.
Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.