Интерактивное обучение что это такое

Интерактивное обучение

Сегодня интерактивные методы обучения продолжают развиваться с большой скоростью, используя новейшие технологии преподавания. Понимание аспектов развития современного образования помогает спрогнозировать изменения, ожидающие наш мир.

Что такое интерактивные методы обучения

Интерактивный метод обучения — это специальная методика организации образовательного процесса, которая направлена на решение конкретных задач. Она подразумевает способ познания, сформированный в формате активного взаимодействия учащихся друг с другом и с преподавателем. Слушатели совместно решают проблемы, моделируют ситуации из жизни, оценивают действия друг друга и собственные решения — все это повышает эффективность самого процесса обучения.

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий, благодаря которым учащиеся чувствуют свою успешность, осознают свои интеллектуальные способности и могут самостоятельно влиять на продуктивность обучения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Совместная деятельность между учащимися и педагогом обычно проходит в виде диалога или беседы, предполагающих активное доминирование студентов. При этом меняется роль педагога, который перестает быть центральной фигурой в обучении. На интерактивных занятиях педагог выступает в качестве модератора и отвечает за организацию процесса, готовит задания, составляет вопросы и темы обсуждения, консультирует учащихся, следит за временем и контролирует порядок выполнения обговоренного плана.

Обычно план занятия включает в себя интерактивные упражнения и задачи, во время решения которых, обучающиеся проходят учебный материал.

Специфика интерактивных способов обучения

Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе решает проблему мотивации учащихся, оказывая помощь в усвоении учебной программы. Задачей педагога становится создание дискуссионной площадки, в рамках которой обучающиеся общаются друг с другом, обращаются к своему и чужому социальному опыту, обсуждают заготовленные педагогом вопросы и темы, вместе стараются решать задачи и преодолевать конфликты.

Задачами интерактивного метода обучения являются:

Интерактивное занятие разительно отличается от традиционного обучения, которое направлено прежде всего на познавательную деятельность. Специфика интерактивного метода отражена в следующих критериях:

Интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию, развитие творческих способностей, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности и личностных качеств. Они основаны на свободе самовыражения и принципах демократичности.

Классификация

При применении интерактивных форм обучения у преподавателя появляется возможность сочетать несколько методов, которые помогут наиболее успешному изучению конкретной темы. Обычно выделяют следующие методы и приемы:

Интерактивное обучение в школе

Интерактивное обучение способствует активному вовлечению школьников, повышает интерес к знаниям, развивает самостоятельность и позволяет создавать ситуации успеха на уроке. Занятия в интерактивном формате начинались с обычных иллюстрированных пособий, карт, моделей и т. д. В настоящее время современные информационно-коммуникативные технологии позволяют использовать в обучении разное оборудование:

Выбор интерактивного метода на уроке зависит от его соответствия теме занятия, его целям и задачам, а также возрастным и другим особенностям обучающейся группы.

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Начальная школа

Начальная школа — это основа образования, от которой зависит развитие способностей ребенка и его дальнейшее обучение. Поэтому в обязанность педагога входит не только обучение детей чтению и письму, но и формирование их личностных качеств и навыков самостоятельной работы с ученым материалом. Эти задачи достигаются через использование методов интерактивного обучения, которые погружают педагога и учеников в общение, сохраняя при этом конечную цель и сущность образовательного процесса.

Интерактивное обучение в начальной школе одновременно решает несколько задач:

Особенностью учеников начальной школы является слабость произвольного внимания, поэтому им необходима устойчивая мотивация в учебе и саморазвитии. Существует 4 типа мотивации:

Наиболее подходящими методами обучения в начальных классах являются игровые. В формате игры легче донести до ребенка необходимую информацию. Занятие можно устроить таким образом, чтобы дети обучали друг друга, благодаря этому они научатся взаимодействию и лучше запомнят материал.

Среднее звено

На уроках в среднем звене интерактивные методы обычно занимают от 40 до 60% занятия. Чаще всего на уроках используются такие формы обучения, как мозговой штурм, деловые и ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии и другие виды коллективного обучения.

В средней школе использование интерактивного метода направлено на:

Цель обучения состоит в том, чтобы школьники не просто прослушали учебный материал, но и поняли его. Для этого педагогу важно постоянно соотносить тему урока с реальной жизнью, приводить примеры из своего опыта и привлекать учеников к обсуждению.

Инновационные интерактивные формы обучения

Инновации в современной педагогике являются основным ресурсам модернизации образования. Отличие инновационной программы от учебной состоит в том, что ее формируют и реализовывают сами педагоги.

Сегодня система образования предлагает множество инновационных подходов интерактивного обучения, среди которых можно отметить следующие:

Использование интерактивных методов обучения — это одна из самых интересных и развивающихся отраслей современного образования.

Источник

Интерактивное обучение – современные методики получения знаний

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

Интерактивные приемы обучения

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, «мозговой штурм», дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

Источник

Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию

У учителей, особенно новичков, часто возникают вопросы по технологии использования на уроках интерактивных методов обучения. Как сделать так, чтобы дети не баловались, а работали, и чтобы материал хорошо усвоился? В статье разберем, какие методы называются интерактивными и как их применять на уроках на разных ступенях обучения в школе.

Интерактивные методы: суть, задачи, принципы

Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода.

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Учитель в этой схеме стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.

Задачи интерактивных методов обучения

В итоге знания усваиваются гораздо быстрее и лучше. Интерактивные методы находятся в основании пирамиды на следующем рисунке:

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Принципы интерактивных методов

В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.

Примеры интерактивных методов обучения

Сюжетно-ролевая игра

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.

Виды сюжетно-ролевых игр : связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.

Как проводить . Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.

Примеры сюжетно-ролевых игр

Зоопарк . Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.

Драматизация . Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.

Игра на ассоциации

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.

Виды игр на ассоциации : вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).

Как проводить . Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.

Примеры игр на ассоциации

Цепочка ассоциаций . Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.

Цветочек ассоциаций . Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.

Угадай слово . Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.

Мини-исследование

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Возраст : простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах.

В чем польза : дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.

Виды мини-исследований : по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).

Как проводить

Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.

Сформулировать суть проблемы.

Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.

Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.

Оформление результатов и подведение итога.

Примеры мини-исследований

Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.) и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.

Эксперимент . Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.

Кейс-метод (разбор ситуаций)

Возраст : для средней и старшей школы.

В чем польза : дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.

Как проводить

Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.

Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.

В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.

Каждая группа презентует свое решение перед классом.

Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.

Примеры кейсов

Метод анализа ситуации . Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.

Метод инцидентов . Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось. » или «Произошло. ». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.

Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт) . Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.

Если вы хотите применять методы интерактивного обучения в школе, расширьте свое представление о современных образовательных технологиях в целом. Обратите внимание на следующие курсы повышения квалификации АНО «НИИДПО». Обучение на курсах дистанционное*, после успешного освоения программы выдается удостоверение установленного образца.

Источник

Преимущества интерактивного обучения персонала

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Китайскому мыслителю Конфуцию приписывают фразу, которая хорошо описывает процесс обучения: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». В этом примере интерактивное обучение относится к «сделать». Это самый комфортный и быстрый путь к пониманию изучаемого материала.

Специалисты выделяют три основных метода в обучении взрослых людей: пассивный, активный и интерактивный. К пассивному методу относятся лекции, вебинары и другие форматы, где ведущая роль отводится лектору. Ведущий курса решает, каким будет занятие, а обучающиеся слушают и стараются запомнить информацию. Во время активного обучения тренер и обучающиеся сотрудники взаимодействуют друг с другом. Каждый может влиять на ход занятия.

Интерактивное дистанционное обучение — это разновидность активного метода. Однако если при активном обучении сотрудник сам решает, участвовать ему в уроке или молча слушать, здесь участвовать должны все. Процесс выстроен так, чтобы обучающийся не смог не принять участие в коллективной работе. Интерактивная технология обучения — это возможность сделать так, чтобы ученики действовали, а не просто слушали лектора.

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Конфуций был первым, кто рассказал о преимуществах интерактивного обучения

Что такое интерактивное обучение?

Суть интерактивного обучения в том, что слушатели остаются вовлечёнными на протяжении всего занятия. Обычно концентрация внимания начинает снижаться практически с первых минут лекции. Спустя полчаса уровень вовлечённости достигает своего минимума, после чего немного увеличивается. Специалисты по обучению называют эти колебания «кривой внимания».

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Так выглядит кривая внимания

При онлайн-обучении концентрация снижается уже спустя 4-7 минут после начала занятия. У человека появляется соблазн параллельно посмотреть ленту новостей, проверить соцсети или пообщаться в мессенджере.

Интерактивные методы и формы обучения

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которые подходят для корпоративных курсов. Их можно условно поделить на имитационные, среди которых есть игровые и неигровые, и неимитационные.

Интерактивное обучение что это такое. Смотреть фото Интерактивное обучение что это такое. Смотреть картинку Интерактивное обучение что это такое. Картинка про Интерактивное обучение что это такое. Фото Интерактивное обучение что это такое

Интерактивное обучение может состоять из чтения, просмотра видео и участия в дискуссиях

Плюсы интерактивного обучения

Самый главный плюс интерактивного обучения — высокая вовлечённость слушателей. Сотрудники не смогут параллельно заниматься другими делами, ведь им постоянно нужно отвечать на вопросы, делиться своим мнением, применять новые инструменты на практике и так далее. Максимальное погружение происходит, когда интерактивное обучение проходит в виде игры или имитации реальной ситуации.

Минусы интерактивного обучения

Интерактивный подход в обучении имеет гораздо больше плюсов, чем минусов. Однако мы не можем упомянуть и недостатках этого вида образования. Прежде всего, организация такого обучения требует больше времени и сил. Недостаточно просто отобрать нужную информацию и поделиться ей в виде лекции. Нужно продумать сценарии взаимодействия, вопросы для обучающихся, способы мотивации и так далее.

В офлайн интерактивная программа обучения имеет лимиты по количеству учеников. Чтобы все могли ответить на вопросы, принять участие в игре или в обсуждении, число участников должно быть ограничено. Если для обучения используется интерактивный онлайн-курс, количество обучающихся сотрудников может быть любым.

Также, возможно, интерактивные приёмы обучения подходят не всем. Некоторые сотрудники могут чувствовать себя неуверенно во время деловой игры или при ответе на вопросы теста. Как правило, это люди, которые недавно работают в компании.

Организация интерактивного обучения с помощью платформы Эквио

Чтобы в полной мере оценить плюсы интерактивной системы обучения, важно, чтобы у учителя и учеников были хорошие условия для взаимодействия. В идеале это должна быть обучающая платформа, где в одном месте собраны инструменты для удалённого общения, тестирования и мотивации. Именно такие возможности даёт своим клиентам интерактивная платформа для обучения Эквио.

В Эквио можно хранить и создавать обучающий контент в разных форматах. Тесты и задания можно вставлять в обучающие курсы. Сотрудники смогут продолжать обучение только после того, как правильно ответят на контрольные вопросы.

На платформе Эквио можно устраивать викторины в формате опросов, давать задания, для которых нужно снять фото и видеоролики с правильным выполнением. Общаться в режиме реального времени в Эквио можно через встроенный Zoom. А для мотивации сотрудников есть прозрачная система баллов и магазин подарков, в который руководитель может поместить любые бонусы. С Эквио организация интерактивного обучения превращается в простой и быстрый процесс, так как часть задач можно автоматизировать. Например, проверка тестов происходит автоматически.

Интерактивное обучение превращает слушателей в активных участников процесса. Сотрудники получают не только знания, но и возможность поделиться своим мнением, научиться командной работе и стать более самостоятельными.

1. М. Асамбаева «Интерактивные методы обучения», Каракольский центр обучения взрослых. Каракол, 2012 г.

2. Н.Суворова «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

3. Л. Иванова «Интерактивные формы обучения»., М., 2007 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *