Интервизорская группа для психологов что это
Чеховская О.С. Размышление о процессе интервизии, или путь к супервизорству
Размышление о процессе интервизии,
или путь к супервизорству
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники»
Республика Башкортостан, г. Уфа
Очень часто, когда у психолога интенсивная практика психологического консультирования и психотерапии, он сталкивается с разными проблемами, такими как: что-то неясно с клиентом или у него затруднения в выборе дальнейшей стратегии работы с клиентом. А порой самого профессионала захватывают сильные чувства и эмоции, например, постоянное чувство опасности в определённых ситуациях, с чувством провала, депрессии по причине отсутствия успеха в работе и т.п.
Как помочь себе найти ответы в подобных ситуациях? Возможно, в процессе работы с клиентом активизируются какие-то личные проблемы специалиста, и их можно решать на индивидуальной психотерапии, а во многих случаях необходимо проходить супервизию, групповую или индивидуальную. Кулаков С.А. в своей работе «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии» называет супервизией (от supervidere – обозревать сверху) «профессиональное консультирование и анализ как целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии, так и терапевтических отношений, возникающих между клиентом и терапевтом»[5, С.7].
Что такое супервизия, интервизия, каковы этапы её прохождения, и как стать самому супервизором, если есть достаточно богатый опыт консультативной практики и желание помогать в профессиональном становлении молодым специалистам? Чтобы приобрести статус супервизора, необходимо пройти ряд мероприятий. Освоить теоретический и практический материал, сдать экзамен, пройти сертификацию, аккредитацию. А в промежутках между этими процессами необходимо нарабатывать опыт проведения подобных групп. Это возможно в обществе равных по статусу специалистов. Франс Граутманн в «Руководстве по проведению интервизии» пишет: «Данный вид деятельности получил название «интервизия» (англ. – intervision) – «интерколлегиальный» или «межколлегиальный» метод работы в группе равных по уровню специалистов, осуществляемый ведущим интервизии. Интервизия фокусируется на улучшении работы персонала, лечения и социальной работы. Интервизия – это обсуждение в группе специалистов, занимающихся лечением клиентов. Обычно группа состоит из профессионалов, но в нее также могут входить стажеры, практиканты и добровольцы. Интервизию можно определить как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами. Интервизионный подход используется в случаях, когда нужно прояснить общие вопросы, связанные с процессом лечения и социальной работой, или когда у персонала возникают проблемы с решением таких вопросов»[9].
Существует полимодальная интервизия, которая предполагает, что в группе могут быть представители не только одной школы, например, гештальт-терапевтов, символдраматистов, арт-терапевтов, но и представители всех перечисленных и других школ [8].
Вот высказывания коллег по вопросу важности полимодальной интервизии в жизни психотерапевта, психолога, специалиста помогающей профессии: «Я осознаю процесс, происходящий в интервизии, и я доверяю своим коллегам». «Я уверена, что это – отличный опыт, когда представители разных модальностей присутствуют и работают вместе над трудными случаями из нашей практики. Такой подход даёт возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения и обозначает широкий спектр инструментальных возможностей в моей работе». «В процессе интервизии я многое поняла о своей особенности ведения терапии с этим клиентом. И теперь могу найти новые пути в этом взаимодействии». «Интервизия заставила меня полностью изменить моё восприятие не только того случая, который рассматривался, но также и моей стратегии работы с психотерапевтической группой, установления сеттинга и т.п.». «Если я не буду проходить интервизию сегодня, то я, возможно, буду менее эффективна в своей работе завтра». «Благодаря интервизии, я сохраняю себя, свою целостность, психику, приобретаю ресурсное состояние для завтрашнего дня, для себя, своей семьи и своей работы». «Иногда в нашей работе в интервизорской группе ответы на наши запросы не появляются тотчас, но мы уверены, что они обязательно придут впоследствии, через неделю, возможно, через месяц, или в процессе работы с данным клиентом, или с подобными консультативными случаями. А может быть, придет ответ в наших снах, которые нам снятся после процесса интервизии. И поэтому важно пробовать и не отчаиваться, когда что-то не выходит, не получается сразу». «Я приучаю себя ждать»[11]. Таким образом, мы развиваем у себя и терпение. «Интересным является то, что процесс интервизии основан на том, что «все люди разные», и эта «разность» позволяет, один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по-разному, а, следовательно, найти разные способы «решения» заданной ситуации» [12].
Иногда у специалистов разных школ, например, у участников обучающего курса «Психолог-травматолог», называется супервизией процесс, являющийся по своей сути балинтовской группой. В балинтовской группе обязателен «круг эмоций», чувств участников группы, или этот «круг» обозначается так: «Какой у вас контрперенос на предложенный трудный случай специалиста?», что в полимодальной интервизии не предусматривается. Это объясняется тем, что в процессе проговаривания чувств специалисты, участники группы могут «провалиться в чувства», «заразиться» эмоциями, чувствами, и это может помешать активному процессу работы и сосредоточения на процессе интервизии. Цель интервизии – не уход в психотерапию и не отреагирование чувств, а помощь специалисту в его профессиональном росте. Поэтому процесс протекания интервизии для специалиста может быть как интегрирующим, положительно заряженным, так и фрустрирующим. Фрустрация помогает специалисту в его профессиональном и личностном росте.
Первое: выбирается ведущий группы. Второе: каждый представляется: имя, профессия, в какой модальности работает; и есть ли случай работы с клиентом для рассмотрения на группе. Наличие представляемого случая работы с клиентом предполагает устное или письменное согласие клиента на проведение интервизии. Третье: выбирается интервизируемый случай и ведущий озвучивает правила работы группы. Задается временной интервал работы группы (35 –50 минут) и выбирается тот участник из группы, кто будет следить за временем. За временем может следить как сам ведущий, так и интервизируемый. Четвертое: представление интервизируемым случая из своей практики и определение им, на каком «уровне» будет проводиться работа. Пятое: ведущий начинает первый «круг вопросов» участников группы интервизируемому по представляемому им случаю работы с клиентом. Здесь немаловажным являются (за этим следит ведущий) вопросы, которые задают участники группы.
Исследуя разные уровни работы с клиентом, задаются «открытые» вопросы, начинающиеся примерно так: Как часто вы назначаете консультации…; Где клиент проявляет чаще всего свою агрессию…; В связи с чем….; Куда …; Зачем, на ваш взгляд…; Что повлияло на …, Что ты имел в виду, когда…? и т.д., то есть вопросы, начинающиеся так: что? где? когда? почему? зачем?, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет» (это будет «закрытый» вопрос).
Уровень работы – коммуникация, что происходит на консультации, какие стратегии, интервенции используются психотерапевтом.
Здесь исследуется следующее:
— как вы встретились? как он пришел в первый раз?
— как и почему клиент выбрал вас?
— на что вы в первую очередь обратили внимание при своем контакте с клиентом?
— какова история ваших отношений?
— как начинается и заканчивается сессия?
— как изменяется звучание голоса и позы во время сессии и после?
— что происходит за границами терапевтического процесса?
— частота встреч, как оплачивается, за что оплачивается, кто оплачивает?
— какие стратегии использовались, какие для этого были основания? Куда привели эти интервенции? Как клиент реагировал на эти интервенции, как и когда они осуществлялись? Как собираетесь работать с клиентом дальше?
— что клиент говорит о вас,
— какие изменения происходят в клиенте,
— какие изменения происходят на сессии,
— меняет ли он запрос на сессиях.
Примерные вопросы для этого уровня:
— какие чувства вызывает клиент,
— какие впечатления производит клиент,
— какую трудность вы испытываете,
— как происходит консультация,
— как вы узнали, что испытываете трудность,
— как проходит консультация,
— как вы расположены к клиенту,
— всё, что касается поведения, статуса,
— что написано у вас на визитке,
— записываете ли вы консультацию, ведете ли вы аудиозаписи,
— на основании чего вы решили выбрать именно эту интервенцию.
Здесь можно использовать технику дистанцирования, предложенную Ховкинс П., Шохет Р. в книге «Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы». Авторы предлагают работу со «следующими аспектами:
— найти образ или метафору, олицетворяющую отношения;
— вообразить, какие отношения могли бы сложиться, если бы терапевт и клиент встретились в других обстоятельствах или оказались бы вдвоем на пустынном острове;
— представить себя букашкой на стене во время последней терапевтической сессии: что можно сказать об отношениях?» [10].
Шестое: После «круга вопросов», когда время заканчивается, ведущий задаёт свой последний в круге вопрос и определяет новый круг, с заданным направлением интервизируемым – «круг высказываний» всех членов группы. Но перед началом «круга высказываний» ведущий задаёт важный вопрос интервизируемому: «Как звучит сейчас ваш запрос?». Весьма вероятно, что в процессе задавания вопросов и осмысления ответов на них, у специалиста может поменяться запрос, он может уже по-другому, иначе звучать или может поменяться уровень запроса. Например, вначале специалист хотел узнать побольше о своем клиенте (1 уровень), но запрос поменялся на то, «Как бы вы работали с этим клиентом?», «Какие стратегии взаимодействия могли бы быть с данным клиентом?» (2 уровень), или «Что со мной происходит во время работы с данным клиентом?» (3 уровень) [8].
Далее каждый участник группы высказывается относительно того запроса, который прозвучал. Ведущий следит за тем, чтобы высказывания соответствовали заданному интервизируемым уровню работы и за процессами, происходящими в группе: как ведёт себя каждый участник группы, какие высказывания звучат, как изменяется атмосфера в группе, за отсутствием или наличием движений, скрытой или открытой агрессией. Всё это происходит, возможно, при привнесении в пространство круга работы «бессознательного» как самого клиента, так и «бессознательного» специалиста. По мнению специалистов Московской ассоциации аналитической психологии, «в процессе слушания интервизируемого случая, бессознательное интервизорской группы создает «зеркало» случая. Интервизорская группа начинает «разыгрывать» предъявляемую для интервизии ситуацию «здесь и сейчас», что позволяет через анализ состояния самой группы и отношений внутри нее непосредственно познакомиться с интервизируемым случаем и «увидеть» «отзеркаливаемые» бессознательным группы неосознаваемые процессы, ей управляющие…
Взаимодействие всех членов группы позволяет в процессе интервизии выявить особенности бессознательного интервизанта, тем или иным способом влияющие на терапевтический процесс и, возможно, в какой-то степени, тормозящие его» [6;12].
Седьмое. После того, как последним высказывается в «круге высказываний» ведущий группы, интервизируемый даёт «обратную связь» на все предложенные высказывания участников группы. На этом этапе могут происходить те же динамические процессы, запущенные принесенным трудным случаем с клиентом. Например, специалист начинает «обесценивать» работу всей группы, отрицая все предположения и отвергая предложения участников группы, или, наоборот, активно «принимать» всё происходящее. Ведущим эти феномены должны быть четко замечены и вербализированы на следующем этапе.
Далее важно напоминание ведущим о том, чтобы группа не обсуждала этот интервизируемый случай вне круга. Это важное правило должно быть обозначено на этапе озвучивания правил работы группы и чётко соблюдаться вне рамок интервизионной группы. Всё это важно для конфиденциальности информации о клиенте, безопасности и сохранности личности самого специалиста, так как, если процесс интервизии был сильно эмоционально заряжен, специалисту, возможно, потребуется какое-то время для восстановления.
При прохождении супервизии или интервизии необходимо ведение дневника супервизии, где необходимо отмечать: дату, вид работы (супервизия или интервизия); кто представляет случай; если представляется случай из своей практики – краткое описание случая, фокус внимания в работе; кто был супервизором или интервизором; если группа большая, то отмечается присутствие во внутреннем или внешнем круге; количество часов интервизии или супервизии.
Участие в супервизионных группах и проведение интервизии, на наш взгляд, является одним из аспектов профилактики «эмоционального выгорания» специалистов, важным и неотъемлемым фактором повышения квалификации специалиста.
1. Булюбаш И. Д. Как быть полезным терапевту или алгоритм очной супервизии. http://gestalt-therapy.ru/biblio/theor/alhor_ochn_super/
2. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 223 с.
3. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д.Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб.: Б.С.К., 1997. – 235 с.
4. Кулаков С.А. Супервизия в повышении квалификации детских психиатров. Журнал практического психолога, N 7–8, июль–август, 1999.
5. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб: Речь, 2002, – 236с.
7. Материалы I Зимней школы РАТЭПП «Супервизорство в практике консультанта телефонной психологической помощи». – Ижевск, 2003.
8. Материалы семинара по супервизии. Ведущие Лях И.В., Жуков А.С., Уфа, 2014.
9. Франц Траутманн. Руководство по проведению интервизии. / Институт Тримбос – Институт психического здоровья и зависимостей, Голландиия. http://www.unodc.org/documents/balticstates//Library/PharmacologicalTrea.
10. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002. – 352 с.
13. Чеховская О.С. Супервизия в службе телефонной экстренной психологической помощи «Телефон Доверия» /сборник РАТЭПП, 2008 г. (электронная версия на сайте РАТЭПП).
14. Чеховская О.С. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов-психологов средних профессиональных образовательных учреждений /сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика, коррекция» /под редакцией Б.В.Кайгородова и Н.В.Майсак (7–8 октября, 2011), г. Астрахань: Астраханский государственный университет, издательский дом «Астраханский университет, 2011. – С. 197.
15. Чеховская О.С. Работа психолога в режиме супервизии /сборник материалов сообщений и творческих работ участников семинара «Гуманно-личностная парадигма в образовательном пространстве в условиях внедрения стандартов нового поколения» 6-10 апреля 2011 г., Уфа: Издательский центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2011. – С. 92.
Чеховская О.С. Трудности в работе молодого педагога и пути его преодоления /сборник Восьмого ежегодного Поволжско-Уральского семинара «Психологическая помощь: содержание, формы, опыт», (г. Оренбург, 20–23 ноября 2011г.) под ред. И.С.Якиманской. – Оренбург: НОУ ДО «Институт консультирования и тренинга «Статус», типография «Руссервис», 2011, С.45–52.
Интервизорские группы: протокол и описание способов отработки часов интервизий
Работа в малых интервизорских группах является одной из важных частей обучения для всех программ по системной семейной терапии и расстановкам. Эта форма работа позволяет приобрести необходимые практические навыки, отработать техники и упражнения, закрепить полученные на семинарах знания. Обмен опытом с коллегами, обсуждения сложных случаев и литературы позволяет сформировать профессиональное сообщество.
Для сертификации необходимо регулярно предоставлять в Институт протоколы, в которых фиксируется работа интервизорсокй группы.
Напоминаем Вам правила оформления этих протоколов:
Ниже мы приводим перечень возможных вариантов, при помощи которых студенты могут получить часы интервизий, необходимые для сертификации. Основным вариантом интервизии является встреча в малой группе с коллегами. Остальные варианты мы рекомендуем только в том случае, если по каким-либо причинам для Вас сложно участвовать регулярно в таких встречах (маленький ребенок; проживание далеко от города, где собирается группа и т.п.). Дополнительные варианты (перевод, презентация по книге, зачет часов в виде конспектов) всегда индивидуально согласуются учащимся с администрацией.
Скайп-интервизии
Данные группы предполагают:
Отработку заданий, техник и упражнений после семинаров
Обсуждение литературы и сложных случаев
Техническая сторона
Действуют стандартные правила:
Интервизия
Хотелось бы немного рассказать об основной идее проекта. Открытая интервизорская группа — первый шаг к созданию большого неформального сообщества психологов разных направлений, в котором можно общаться на равных.
Для более безопасного пространства нужно, чтобы были четкие границы. Например, не опаздывать на группу и быть на ней до конца занятия, соблюдать правило конфиденциальности.
Ну и конечно, сообщество на базе интервизорской не только про обучение и работу, но и про знакомства и общение, возможность найти новых друзей или партнеров.
Возможно создание психологического клуба на базе интервизорской группы и запуск нескольких разных совместных проектов.
Ведущие интервизорских групп
Интервизия в Москве
Для психологов любых направлений (гештальт, расстановки, юнгианский анализ, психоанализ, телесно-ориентированная психотерапия, коучинг и так далее).
На группе проводятся терапевтические сессии в рамках разных психологических подходов, разбор сложных случаев, получение индивидуальной и групповой супервизии, проведение мастер-классов, подготовка к сертификациям и конференциям, обсуждение совместных проектов, общение и так далее.
Юлия Богодарова
«Возьми лето в руку, налей лето в бокал — в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток, поднеси его к губам — и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето… (С) Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Сегодня в группе родилась такая метафора «наша группа похожа на молодое вино, которое потихоньку созревает», а ведь действительно очень похоже.
Смесь насыщенных вкусов с нотками чувств и эмоций. Одни проявляются очень ярко, другие раскрываются чуть позже, оставляя за собой разное послевкусие. Краски разных подходов, разных идей, разных работ создают неповторимый вкус каждой встречи.
Наша восьмая встреча…. И опять эксперименты… И опять тепло и увлекательно… И разговоры про близость и глубину, про тревоги и страхи…. Про себя и другого в этом мире… Про то как можно попробовать снять маску и хоть немного остаться в контакте с другим, и быть настоящей… А ещё про телесный контакт и обнимашки… Потихоньку простраиваются связи и уже хочется не просто сказать «пока», «до скорого», а обнять на прощание и ждать новой встречи… А какой она будет? Пока это загадка…
Дмитрий Алексеев
Очень интересный формат — можно наблюдать, как по разному и на сколько похоже смотрят разные специалисты на одну и ту же работу/ситуацию! Очень ценно! До этого я только участвовал в обсуждениях, впитывал происходящее, наматывал на ус и проживал свою причастность к этому профессиональному сообществу. Каждый раз, по завершении группы, я выходил воодушевленным, радостным и наполненным. И ни разу не приходил с клиентским запросом, ни разу не предлагал себя в качестве терапевта. А сегодня… сегодня я решился! И сразу нашелся участник с актуальным эмоциональным запросом. Всегда недоумеваю: как это происходит?… Я испытывал страх, тревогу и немного смущения. И при этом чувствовал безопасность. Не знаю куда делись эти тревога, страх и смущение, но они прошли. Прошли сразу, как началась сессия. Сессия, за которой наблюдали 5 пар профессиональных глаз. Я просто делал то, что знаю, то, что умею. По окончании работы были эмоциональные отклики и аналитический разбор. И это жутко интересно! И ценно. Потому что с этими откликами и разбором я получил признание. Признание коллег, учившихся у других тренеров, в других институтах, практикующих в других подходах! Еду в электричке и проживаю восхитительные чувства, по поводу этого всего произошедшего. Присваиваю новый, не простой, и очень ценный опыт. Теперь у меня есть признание коллег. Оно теперь моё! Спасибо. Мне, коллегам и тренерам. До чего же хорошо!
Мария Пащенко
Группа по понедельникам, которая проходит в 15.00 самая первая группа, с которой начался проект, самая устойчивая и безопасная, ведут ее два прекрасных ведущих которые делают все, для соблюдения правил и регламента, дают место для динамических частей и стараются учитывать пожелания всех участников. Группа для опытных и малооптыных участников, этим она прекрасна, так как группа живая и творческая, постоянно меняющаяся. Спасибо за возможность развиваться вместе с вами!
Дмитрий Баутин
В группе есть реальные, а не мифические отношения.Группа позволила не только лучше узнать себя, но и принять. И посмотреть, как меня таким вот принимают другие. Принять вас такими, какие вы есть. Во!
Белла Дмитриченко
Ощущение себя частью микросообщества, поддержка коллег в создании и развитии терапевтических проектов.
Наталья Сушинина
Стабилизируется осознание себя как гештальт-терапевта.
Лора Урванцева
Возможность знакомства с другими терапевтическими техниками и направлениями, это для меня осознание и исследования определенных тем в психологии, позволяющих мне создавать в синтезе новые техники и упражнения — вдохновляться. Возможность обсуждения, обмен информацией, обмен опытом и наблюдения за работой других специалистов, дает расширение моего восприятия на определенные темы, и как следствие выбора «чему и куда пойти учиться».
Олег Хрулёв
Благодаря интервизорской группе удалось расширить интересный круг общения, успешно подготовиться к двум сертификациям по гештальту и расстановкам, научиться вести группы, сделать совместный тренинг в Болгарии.
Центр «Практика». Лялин переулок, дом 8, строение 3, 2 этаж, комната №14, код на входной двери 8302#.
Иногда группа проходит в комнате №7 на 5 этаже или комнате №4 на 3 этаже.
Купить билет на утреннюю группу
Купить билет на дневную группу
Купить билет на вечернюю группу
Интервизия в Подмосковье
Группа Ольги Вдовиной в Раменском
Дата | День недели | Начало | Окончание | Цена | Особенности |
---|---|---|---|---|---|
12 октября | вторник | 15:00 | 18:00 | 250 | открытая |
26 октября | вторник | 15:00 | 18:00 | 250 | открытая |
9 ноября | вторник | 15:00 | 18:00 | 250 | открытая |
23 ноябпя | вторник | 15:00 | 18:00 | 250 | открытая |
7 декабря | вторник | 15:00 | 18:00 | 250 | открытая |
21 декабря | вторник | 15:00 | 18:00 | 250 | открытая |
Интервизия в Минске
Группа Светланы Плавсюк-Феху
Группа по исследованию, проработке разнообразных расстановочных упражнений разных авторов. Иногда проверяем то, чему нас обучали учителя/тренеры, иногда приобретаем свой собственной опыт/видение.
Все участники вкладываются в общее терапевтическое пространство. Группа получается терапевтическая, а не просто учебная.
Приглашаются те, кто имеет подготовку в системных расстановках, находится в стабильном физическом и психическом состоянии.
По четвергам с 19.00 до 21.30, 1 раз в 2 недели.
Хотите добавить вашу интервизорскую группу?
Тогда заполните заявку по форме ниже.
Добавление интервизорских бесплатно, и возможно принесет вам новых участников.
Подписывайтесь на наши чаты, чтобы не пропустить интересные для вас события!