Интервизорская группа для психологов что это

Чеховская О.С. Размышление о процессе интервизии, или путь к супервизорству

Размышление о процессе интервизии,

или путь к супервизорству

Педагог-психолог ГБОУ СПО «Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники»

Республика Башкортостан, г. Уфа

Очень часто, когда у психолога интенсивная практика психологического консультирования и психотерапии, он сталкивается с разными проблемами, такими как: что-то неясно с клиентом или у него затруднения в выборе дальнейшей стратегии работы с клиентом. А порой самого профессионала захватывают сильные чувства и эмоции, например, постоянное чувство опасности в определённых ситуациях, с чувством провала, депрессии по причине отсутствия успеха в работе и т.п.

Как помочь себе найти ответы в подобных ситуациях? Возможно, в процессе работы с клиентом активизируются какие-то личные проблемы специалиста, и их можно решать на индивидуальной психотерапии, а во многих случаях необходимо проходить супервизию, групповую или индивидуальную. Кулаков С.А. в своей работе «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии» называет супервизией (от supervidere – обозревать сверху) «профессиональное консультирование и анализ как целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии, так и терапевтических отношений, возникающих между клиентом и терапевтом»[5, С.7].

Что такое супервизия, интервизия, каковы этапы её прохождения, и как стать самому супервизором, если есть достаточно богатый опыт консультативной практики и желание помогать в профессиональном становлении молодым специалистам? Чтобы приобрести статус супервизора, необходимо пройти ряд мероприятий. Освоить теоретический и практический материал, сдать экзамен, пройти сертификацию, аккредитацию. А в промежутках между этими процессами необходимо нарабатывать опыт проведения подобных групп. Это возможно в обществе равных по статусу специалистов. Франс Граутманн в «Руководстве по проведению интервизии» пишет: «Данный вид деятельности получил название «интервизия» (англ. – intervision) – «интерколлегиальный» или «межколлегиальный» метод работы в группе равных по уровню специалистов, осуществляемый ведущим интервизии. Интервизия фокусируется на улучшении работы персонала, лечения и социальной работы. Интервизия – это обсуждение в группе специалистов, занимающихся лечением клиентов. Обычно группа состоит из профессионалов, но в нее также могут входить стажеры, практиканты и добровольцы. Интервизию можно определить как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами. Интервизионный подход используется в случаях, когда нужно прояснить общие вопросы, связанные с процессом лечения и социальной работой, или когда у персонала возникают проблемы с решением таких вопросов»[9].

Существует полимодальная интервизия, которая предполагает, что в группе могут быть представители не только одной школы, например, гештальт-терапевтов, символдраматистов, арт-терапевтов, но и представители всех перечисленных и других школ [8].

Вот высказывания коллег по вопросу важности полимодальной интервизии в жизни психотерапевта, психолога, специалиста помогающей профессии: «Я осознаю процесс, происходящий в интервизии, и я доверяю своим коллегам». «Я уверена, что это – отличный опыт, когда представители разных модальностей присутствуют и работают вместе над трудными случаями из нашей практики. Такой подход даёт возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения и обозначает широкий спектр инструментальных возможностей в моей работе». «В процессе интервизии я многое поняла о своей особенности ведения терапии с этим клиентом. И теперь могу найти новые пути в этом взаимодействии». «Интервизия заставила меня полностью изменить моё восприятие не только того случая, который рассматривался, но также и моей стратегии работы с психотерапевтической группой, установления сеттинга и т.п.». «Если я не буду проходить интервизию сегодня, то я, возможно, буду менее эффективна в своей работе завтра». «Благодаря интервизии, я сохраняю себя, свою целостность, психику, приобретаю ресурсное состояние для завтрашнего дня, для себя, своей семьи и своей работы». «Иногда в нашей работе в интервизорской группе ответы на наши запросы не появляются тотчас, но мы уверены, что они обязательно придут впоследствии, через неделю, возможно, через месяц, или в процессе работы с данным клиентом, или с подобными консультативными случаями. А может быть, придет ответ в наших снах, которые нам снятся после процесса интервизии. И поэтому важно пробовать и не отчаиваться, когда что-то не выходит, не получается сразу». «Я приучаю себя ждать»[11]. Таким образом, мы развиваем у себя и терпение. «Интересным является то, что процесс интервизии основан на том, что «все люди разные», и эта «разность» позволяет, один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по-разному, а, следовательно, найти разные способы «решения» заданной ситуации» [12].

Иногда у специалистов разных школ, например, у участников обучающего курса «Психолог-травматолог», называется супервизией процесс, являющийся по своей сути балинтовской группой. В балинтовской группе обязателен «круг эмоций», чувств участников группы, или этот «круг» обозначается так: «Какой у вас контрперенос на предложенный трудный случай специалиста?», что в полимодальной интервизии не предусматривается. Это объясняется тем, что в процессе проговаривания чувств специалисты, участники группы могут «провалиться в чувства», «заразиться» эмоциями, чувствами, и это может помешать активному процессу работы и сосредоточения на процессе интервизии. Цель интервизии – не уход в психотерапию и не отреагирование чувств, а помощь специалисту в его профессиональном росте. Поэтому процесс протекания интервизии для специалиста может быть как интегрирующим, положительно заряженным, так и фрустрирующим. Фрустрация помогает специалисту в его профессиональном и личностном росте.

Первое: выбирается ведущий группы. Второе: каждый представляется: имя, профессия, в какой модальности работает; и есть ли случай работы с клиентом для рассмотрения на группе. Наличие представляемого случая работы с клиентом предполагает устное или письменное согласие клиента на проведение интервизии. Третье: выбирается интервизируемый случай и ведущий озвучивает правила работы группы. Задается временной интервал работы группы (35 –50 минут) и выбирается тот участник из группы, кто будет следить за временем. За временем может следить как сам ведущий, так и интервизируемый. Четвертое: представление интервизируемым случая из своей практики и определение им, на каком «уровне» будет проводиться работа. Пятое: ведущий начинает первый «круг вопросов» участников группы интервизируемому по представляемому им случаю работы с клиентом. Здесь немаловажным являются (за этим следит ведущий) вопросы, которые задают участники группы.

Исследуя разные уровни работы с клиентом, задаются «открытые» вопросы, начинающиеся примерно так: Как часто вы назначаете консультации…; Где клиент проявляет чаще всего свою агрессию…; В связи с чем….; Куда …; Зачем, на ваш взгляд…; Что повлияло на …, Что ты имел в виду, когда…? и т.д., то есть вопросы, начинающиеся так: что? где? когда? почему? зачем?, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет» (это будет «закрытый» вопрос).

Уровень работы – коммуникация, что происходит на консультации, какие стратегии, интервенции используются психотерапевтом.

Здесь исследуется следующее:

— как вы встретились? как он пришел в первый раз?

— как и почему клиент выбрал вас?

— на что вы в первую очередь обратили внимание при своем контакте с клиентом?

— какова история ваших отношений?

— как начинается и заканчивается сессия?

— как изменяется звучание голоса и позы во время сессии и после?

— что происходит за границами терапевтического процесса?

— частота встреч, как оплачивается, за что оплачивается, кто оплачивает?

— какие стратегии использовались, какие для этого были основания? Куда привели эти интервенции? Как клиент реагировал на эти интервенции, как и когда они осуществлялись? Как собираетесь работать с клиентом дальше?

— что клиент говорит о вас,

— какие изменения происходят в клиенте,

— какие изменения происходят на сессии,

— меняет ли он запрос на сессиях.

Примерные вопросы для этого уровня:

— какие чувства вызывает клиент,

— какие впечатления производит клиент,

— какую трудность вы испытываете,

— как происходит консультация,

— как вы узнали, что испытываете трудность,

— как проходит консультация,

— как вы расположены к клиенту,

— всё, что касается поведения, статуса,

— что написано у вас на визитке,

— записываете ли вы консультацию, ведете ли вы аудиозаписи,

— на основании чего вы решили выбрать именно эту интервенцию.

Здесь можно использовать технику дистанцирования, предложенную Ховкинс П., Шохет Р. в книге «Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы». Авторы предлагают работу со «следующими аспектами:

— найти образ или метафору, олицетворяющую отношения;

— вообразить, какие отношения могли бы сложиться, если бы терапевт и клиент встретились в других обстоятельствах или оказались бы вдвоем на пустынном острове;

— представить себя букашкой на стене во время последней терапевтической сессии: что можно сказать об отношениях?» [10].

Шестое: После «круга вопросов», когда время заканчивается, ведущий задаёт свой последний в круге вопрос и определяет новый круг, с заданным направлением интервизируемым – «круг высказываний» всех членов группы. Но перед началом «круга высказываний» ведущий задаёт важный вопрос интервизируемому: «Как звучит сейчас ваш запрос?». Весьма вероятно, что в процессе задавания вопросов и осмысления ответов на них, у специалиста может поменяться запрос, он может уже по-другому, иначе звучать или может поменяться уровень запроса. Например, вначале специалист хотел узнать побольше о своем клиенте (1 уровень), но запрос поменялся на то, «Как бы вы работали с этим клиентом?», «Какие стратегии взаимодействия могли бы быть с данным клиентом?» (2 уровень), или «Что со мной происходит во время работы с данным клиентом?» (3 уровень) [8].

Далее каждый участник группы высказывается относительно того запроса, который прозвучал. Ведущий следит за тем, чтобы высказывания соответствовали заданному интервизируемым уровню работы и за процессами, происходящими в группе: как ведёт себя каждый участник группы, какие высказывания звучат, как изменяется атмосфера в группе, за отсутствием или наличием движений, скрытой или открытой агрессией. Всё это происходит, возможно, при привнесении в пространство круга работы «бессознательного» как самого клиента, так и «бессознательного» специалиста. По мнению специалистов Московской ассоциации аналитической психологии, «в процессе слушания интервизируемого случая, бессознательное интервизорской группы создает «зеркало» случая. Интервизорская группа начинает «разыгрывать» предъявляемую для интервизии ситуацию «здесь и сейчас», что позволяет через анализ состояния самой группы и отношений внутри нее непосредственно познакомиться с интервизируемым случаем и «увидеть» «отзеркаливаемые» бессознательным группы неосознаваемые процессы, ей управляющие…

Взаимодействие всех членов группы позволяет в процессе интервизии выявить особенности бессознательного интервизанта, тем или иным способом влияющие на терапевтический процесс и, возможно, в какой-то степени, тормозящие его» [6;12].

Седьмое. После того, как последним высказывается в «круге высказываний» ведущий группы, интервизируемый даёт «обратную связь» на все предложенные высказывания участников группы. На этом этапе могут происходить те же динамические процессы, запущенные принесенным трудным случаем с клиентом. Например, специалист начинает «обесценивать» работу всей группы, отрицая все предположения и отвергая предложения участников группы, или, наоборот, активно «принимать» всё происходящее. Ведущим эти феномены должны быть четко замечены и вербализированы на следующем этапе.

Далее важно напоминание ведущим о том, чтобы группа не обсуждала этот интервизируемый случай вне круга. Это важное правило должно быть обозначено на этапе озвучивания правил работы группы и чётко соблюдаться вне рамок интервизионной группы. Всё это важно для конфиденциальности информации о клиенте, безопасности и сохранности личности самого специалиста, так как, если процесс интервизии был сильно эмоционально заряжен, специалисту, возможно, потребуется какое-то время для восстановления.

При прохождении супервизии или интервизии необходимо ведение дневника супервизии, где необходимо отмечать: дату, вид работы (супервизия или интервизия); кто представляет случай; если представляется случай из своей практики – краткое описание случая, фокус внимания в работе; кто был супервизором или интервизором; если группа большая, то отмечается присутствие во внутреннем или внешнем круге; количество часов интервизии или супервизии.

Участие в супервизионных группах и проведение интервизии, на наш взгляд, является одним из аспектов профилактики «эмоционального выгорания» специалистов, важным и неотъемлемым фактором повышения квалификации специалиста.

1. Булюбаш И. Д. Как быть полезным терапевту или алгоритм очной супервизии. http://gestalt-therapy.ru/biblio/theor/alhor_ochn_super/

2. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 223 с.

3. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д.Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб.: Б.С.К., 1997. – 235 с.

4. Кулаков С.А. Супервизия в повышении квалификации детских психиатров. Журнал практического психолога, N 7–8, июль–август, 1999.

5. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб: Речь, 2002, – 236с.

7. Материалы I Зимней школы РАТЭПП «Супервизорство в практике консультанта телефонной психологической помощи». – Ижевск, 2003.

8. Материалы семинара по супервизии. Ведущие Лях И.В., Жуков А.С., Уфа, 2014.

9. Франц Траутманн. Руководство по проведению интервизии. / Институт Тримбос – Институт психического здоровья и зависимостей, Голландиия. http://www.unodc.org/documents/balticstates//Library/PharmacologicalTrea.

10. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002. – 352 с.

13. Чеховская О.С. Супервизия в службе телефонной экстренной психологической помощи «Телефон Доверия» /сборник РАТЭПП, 2008 г. (электронная версия на сайте РАТЭПП).

14. Чеховская О.С. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов-психологов средних профессиональных образовательных учреждений /сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика, коррекция» /под редакцией Б.В.Кайгородова и Н.В.Майсак (7–8 октября, 2011), г. Астрахань: Астраханский государственный университет, издательский дом «Астраханский университет, 2011. – С. 197.

15. Чеховская О.С. Работа психолога в режиме супервизии /сборник материалов сообщений и творческих работ участников семинара «Гуманно-личностная парадигма в образовательном пространстве в условиях внедрения стандартов нового поколения» 6-10 апреля 2011 г., Уфа: Издательский центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2011. – С. 92.

Чеховская О.С. Трудности в работе молодого педагога и пути его преодоления /сборник Восьмого ежегодного Поволжско-Уральского семинара «Психологическая помощь: содержание, формы, опыт», (г. Оренбург, 20–23 ноября 2011г.) под ред. И.С.Якиманской. – Оренбург: НОУ ДО «Институт консультирования и тренинга «Статус», типография «Руссервис», 2011, С.45–52.

Источник

Интервизорские группы: протокол и описание способов отработки часов интервизий

Работа в малых интервизорских группах является одной из важных частей обучения для всех программ по системной семейной терапии и расстановкам. Эта форма работа позволяет приобрести необходимые практические навыки, отработать техники и упражнения, закрепить полученные на семинарах знания. Обмен опытом с коллегами, обсуждения сложных случаев и литературы позволяет сформировать профессиональное сообщество.

Для сертификации необходимо регулярно предоставлять в Институт протоколы, в которых фиксируется работа интервизорсокй группы.

Напоминаем Вам правила оформления этих протоколов:

Ниже мы приводим перечень возможных вариантов, при помощи которых студенты могут получить часы интервизий, необходимые для сертификации. Основным вариантом интервизии является встреча в малой группе с коллегами. Остальные варианты мы рекомендуем только в том случае, если по каким-либо причинам для Вас сложно участвовать регулярно в таких встречах (маленький ребенок; проживание далеко от города, где собирается группа и т.п.). Дополнительные варианты (перевод, презентация по книге, зачет часов в виде конспектов) всегда индивидуально согласуются учащимся с администрацией.

Скайп-интервизии

Данные группы предполагают:

Отработку заданий, техник и упражнений после семинаров
Обсуждение литературы и сложных случаев

Техническая сторона

Действуют стандартные правила:

Источник

Интервизия

Хотелось бы немного рассказать об основной идее проекта. Открытая интервизорская группа — первый шаг к созданию большого неформального сообщества психологов разных направлений, в котором можно общаться на равных.

Для более безопасного пространства нужно, чтобы были четкие границы. Например, не опаздывать на группу и быть на ней до конца занятия, соблюдать правило конфиденциальности.

Ну и конечно, сообщество на базе интервизорской не только про обучение и работу, но и про знакомства и общение, возможность найти новых друзей или партнеров.

Возможно создание психологического клуба на базе интервизорской группы и запуск нескольких разных совместных проектов.

Интервизорская группа для психологов что это. Смотреть фото Интервизорская группа для психологов что это. Смотреть картинку Интервизорская группа для психологов что это. Картинка про Интервизорская группа для психологов что это. Фото Интервизорская группа для психологов что это

Ведущие интервизорских групп

Интервизия в Москве

Для психологов любых направлений (гештальт, расстановки, юнгианский анализ, психоанализ, телесно-ориентированная психотерапия, коучинг и так далее).

На группе проводятся терапевтические сессии в рамках разных психологических подходов, разбор сложных случаев, получение индивидуальной и групповой супервизии, проведение мастер-классов, подготовка к сертификациям и конференциям, обсуждение совместных проектов, общение и так далее.

Интервизорская группа для психологов что это. Смотреть фото Интервизорская группа для психологов что это. Смотреть картинку Интервизорская группа для психологов что это. Картинка про Интервизорская группа для психологов что это. Фото Интервизорская группа для психологов что это

Юлия Богодарова

«Возьми лето в руку, налей лето в бокал — в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток, поднеси его к губам — и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето… (С) Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Сегодня в группе родилась такая метафора «наша группа похожа на молодое вино, которое потихоньку созревает», а ведь действительно очень похоже.
Смесь насыщенных вкусов с нотками чувств и эмоций. Одни проявляются очень ярко, другие раскрываются чуть позже, оставляя за собой разное послевкусие. Краски разных подходов, разных идей, разных работ создают неповторимый вкус каждой встречи.

Наша восьмая встреча…. И опять эксперименты… И опять тепло и увлекательно… И разговоры про близость и глубину, про тревоги и страхи…. Про себя и другого в этом мире… Про то как можно попробовать снять маску и хоть немного остаться в контакте с другим, и быть настоящей… А ещё про телесный контакт и обнимашки… Потихоньку простраиваются связи и уже хочется не просто сказать «пока», «до скорого», а обнять на прощание и ждать новой встречи… А какой она будет? Пока это загадка…

Дмитрий Алексеев
Очень интересный формат — можно наблюдать, как по разному и на сколько похоже смотрят разные специалисты на одну и ту же работу/ситуацию! Очень ценно! До этого я только участвовал в обсуждениях, впитывал происходящее, наматывал на ус и проживал свою причастность к этому профессиональному сообществу. Каждый раз, по завершении группы, я выходил воодушевленным, радостным и наполненным. И ни разу не приходил с клиентским запросом, ни разу не предлагал себя в качестве терапевта. А сегодня… сегодня я решился! И сразу нашелся участник с актуальным эмоциональным запросом. Всегда недоумеваю: как это происходит?… Я испытывал страх, тревогу и немного смущения. И при этом чувствовал безопасность. Не знаю куда делись эти тревога, страх и смущение, но они прошли. Прошли сразу, как началась сессия. Сессия, за которой наблюдали 5 пар профессиональных глаз. Я просто делал то, что знаю, то, что умею. По окончании работы были эмоциональные отклики и аналитический разбор. И это жутко интересно! И ценно. Потому что с этими откликами и разбором я получил признание. Признание коллег, учившихся у других тренеров, в других институтах, практикующих в других подходах! Еду в электричке и проживаю восхитительные чувства, по поводу этого всего произошедшего. Присваиваю новый, не простой, и очень ценный опыт. Теперь у меня есть признание коллег. Оно теперь моё! Спасибо. Мне, коллегам и тренерам. До чего же хорошо!

Мария Пащенко
Группа по понедельникам, которая проходит в 15.00 самая первая группа, с которой начался проект, самая устойчивая и безопасная, ведут ее два прекрасных ведущих которые делают все, для соблюдения правил и регламента, дают место для динамических частей и стараются учитывать пожелания всех участников. Группа для опытных и малооптыных участников, этим она прекрасна, так как группа живая и творческая, постоянно меняющаяся. Спасибо за возможность развиваться вместе с вами!

Дмитрий Баутин
В группе есть реальные, а не мифические отношения.Группа позволила не только лучше узнать себя, но и принять. И посмотреть, как меня таким вот принимают другие. Принять вас такими, какие вы есть. Во!

Белла Дмитриченко
Ощущение себя частью микросообщества, поддержка коллег в создании и развитии терапевтических проектов.

Наталья Сушинина
Стабилизируется осознание себя как гештальт-терапевта.

Лора Урванцева
Возможность знакомства с другими терапевтическими техниками и направлениями, это для меня осознание и исследования определенных тем в психологии, позволяющих мне создавать в синтезе новые техники и упражнения — вдохновляться. Возможность обсуждения, обмен информацией, обмен опытом и наблюдения за работой других специалистов, дает расширение моего восприятия на определенные темы, и как следствие выбора «чему и куда пойти учиться».

Олег Хрулёв
Благодаря интервизорской группе удалось расширить интересный круг общения, успешно подготовиться к двум сертификациям по гештальту и расстановкам, научиться вести группы, сделать совместный тренинг в Болгарии.

Центр «Практика». Лялин переулок, дом 8, строение 3, 2 этаж, комната №14, код на входной двери 8302#.

Иногда группа проходит в комнате №7 на 5 этаже или комнате №4 на 3 этаже.

Купить билет на утреннюю группу

Купить билет на дневную группу

Купить билет на вечернюю группу

Интервизия в Подмосковье

Группа Ольги Вдовиной в Раменском

ДатаДень неделиНачалоОкончаниеЦенаОсобенности
12 октябрявторник15:0018:00250открытая
26 октябрявторник15:0018:00250открытая
9 ноябрявторник15:0018:00250открытая
23 ноябпявторник15:0018:00250открытая
7 декабрявторник15:0018:00250открытая
21 декабрявторник15:0018:00250открытая

Интервизия в Минске

Группа Светланы Плавсюк-Феху

Группа по исследованию, проработке разнообразных расстановочных упражнений разных авторов. Иногда проверяем то, чему нас обучали учителя/тренеры, иногда приобретаем свой собственной опыт/видение.
Все участники вкладываются в общее терапевтическое пространство. Группа получается терапевтическая, а не просто учебная.

Приглашаются те, кто имеет подготовку в системных расстановках, находится в стабильном физическом и психическом состоянии.

Интервизорская группа для психологов что это. Смотреть фото Интервизорская группа для психологов что это. Смотреть картинку Интервизорская группа для психологов что это. Картинка про Интервизорская группа для психологов что это. Фото Интервизорская группа для психологов что это

По четвергам с 19.00 до 21.30, 1 раз в 2 недели.

Хотите добавить вашу интервизорскую группу?

Тогда заполните заявку по форме ниже.

Добавление интервизорских бесплатно, и возможно принесет вам новых участников.

Подписывайтесь на наши чаты, чтобы не пропустить интересные для вас события!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *