Интифада что это такое
ИНТИФАДА
Интифада — протестное движение палестинских арабов, направленное против политики Израиля на оккупированных территориях.
В арабском языке глагол «интафада», от которого образовано это слово, означает «интенсивное движение», «протест», «восстание». Слово «И.» вошло сначала в арабский, а затем и в международный политический лексикон благодаря событиям конца ХХ — начала XXI в. Различают так называемые «первую интифаду» и «интифаду аль-Акса», или «вторую интифаду».
Среди внутренних причин первой И.: неудовлетворенность палестинцев жизнью на оккупированных территориях (вкупе с невозможностью возвращения в Палестину беженцев, укрывшихся в соседних арабских странах и в других регионах); ожесточившееся противостояние палестинцев и израильской администрации на палестинских территориях; ухудшающиеся условия жизни наряду с демографическим ростом палестинского населения; ослабление позиций Организации освобождения Палестины (ООП) из-за удаленности от палестинских территорий (в то время ее штаб-квартира находилась в Тунисе). Внешние причины были в основном связаны с политикой арабских стран (прежде всего Египта и Иордании) в отношении палестинского вопроса. К концу 1980-х они полностью отказались от притязаний на Сектор Газа (1978, Египет) и Западный берег р. Иордан (1988, Иордания) и военного противостояния с Израилем. Многие палестинцы восприняли арабо-израильские переговоры по урегулированию локальных конфликтов как отказ от «общеарабского дела» (освобождения Палестины от сионизма).
Комплекс этих внутренних и внешних причин сформировал атмосферу глубокого разочарования и недовольства среди палестинских арабов и послужил началом их массового восстания в декабре 1987. Восстание продолжалось с разной степенью интенсивности несколько лет и проходило на фоне попыток урегулирования палестинского вопроса международными участникам. Наиболее активными были США, при посредничестве которых прошел ряд встреч между представителями Израиля и ООП. Решающей стала встреча в 1993 в Осло, где была подписана «Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению», что фактически ознаменовало конец первой И. Одним из важных ее итогов стал резкий рост популярности Движения исламского сопротивления (ХАМАС), которое со временем превратилось в ведущего участника палестинской политики.
Вторая И., или «И. аль-Акса» началась в 2000. Формальной причиной послужил провокационный, с точки зрения палестинцев, визит израильского премьер-министра Ариэля Шарона на Храмовую гору. Отсюда и название И., т. к. на Храмовой горе находятся знаковые для мусульман святыни — мечети аль-Акса и Купол скалы. Однако реальные причины, как и в случае первой И., связаны с неудачей размежевания палестинских и израильских территорий и незавершенностью двустороннего урегулирования.
Лит.: Батенко А. В., Близняков Р. А., Малышев Д. А., Щевелев С. С. История Палестины: международный аспект (1897—2009 гг.). Симферополь–Киев, 2011; Эпштейн А. ХАМАС в региональной политике. Израиль, Иордания и Палестинская национальная администрация перед вызовом исламского фундаментализма. М., 2007. Said E. W. Chapter 1. Intifada and Independence // Intifada: The Palestinian Uprising Against Israeli Occupation / Ed. by Z. Lockman, J. Beinin. New York, 1989.
Интифада: что о ней надо знать
Признание Иерусалима столицей Израиля со стороны США вполне может вызвать третью интифаду. Что это значит? DW объясняет.
Глава вооруженного радикального исламского движения ХАМАС Исмаил Хания призвал к началу третьей интифады. Он призвал таким образом отреагировать на то, что Соединенные Штаты Америки признали Иерусалим столицей Израиля. Иерусалим находится под контролем Израиля, хотя его международно-правовой статус не определен: на город как столицу своего государства претендуют как израильтяне, так и палестинцы.
Что такое интифада?
На арабском языке слово «интифада» означает дословно «подъем», «потрясение» или «избавление» от кого-либо или чего-либо. Но в контексте борьбы между палестинцами и израильтянами, длящейся на протяжении нескольких десятилетий, «интифада» означает организованное восстание, поддерживаемое как простыми палестинцами, так и различными политическими игроками в регионе и направленное против Израиля. Считается, что уже было две интифады. Первая стартовала в 1987 году и завершилась в 1993-м, вторая началась в 2000 году и продлилась около четырех лет.
ХАМАС: кто это такие
Первая интифада: камни и коктейли Молотова
Что представляла собой первая интифада?
Первая палестинская интифада началась 8 декабря 1987 года, когда израильский армейский грузовик врезался в фургон, в котором находились ожидавшие отправки в сектор Газа палестинские рабочие. В результате столкновения четверо палестинцев погибли. В секторе Газа инцидент сочли преднамеренным, что привело к вспышке насилия и протестов. Израильские военные в ответ открыли огонь по нападавшим, которые в начале пользовались преимущественно камнями и другими подручными средствами. Сначала протесты и насильственные акции, как считалось, были спонтанными, позже к их организации присоединилась Организация освобождения Палестины (ООП) под руководством Ясира Арафата.
Одновременно с этим некоторые палестинцы выбирали формы мирного гражданского неповиновения – не выходили на работу в Израиле, не платили налоги или переставали покупать израильские товары.
Что представляла собой вторая интифада?
Столкновения между палестинскими протестующими и израильской полицией 28 сентября 2000 года
Начало второй интифады датируется концом сентября 2000 года. Одним из спусковых крючков стал визит на Храмовую гору израильского политика Ариэля Шарона, после которого вспыхнули столкновения между протестующими палестинцами и силами израильской полиции. Палестинские лидеры восприняли визит как заявку Израиля не только на оккупированные территории Восточного Иерусалима, но и на святыни ислама на Храмовой горе. Шарон на момент визита был еще лидером оппозиции, но вскоре его избрали премьер-министром страны.
Арабо-израильский конфликт: первая и вторая интифады. Справка
Интифада (от арабского «избавление») – народное восстание. Так именовались события на палестинских территориях, связанные с конфликтом арабов с Израилем, а также также массовые выступления в Бахрейне, в Саудовской Аравии, Ираке, Западной Сахаре. В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооруженная борьба палестинцев против государства Израиль.
Выделяют две палестинские интифады.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших началу первой интифады, произошло множество событий, усиливавших враждебность между палестинцами и изральтянами.
6 декабря 1987 года на оккупированных территориях в секторе Газа был убит израильский торговец.
8 декабря 1987 года израильский армейский грузовик врезался в автофургон, перевозивший палестинцев, которые возвращались с работы в Израиле в лагерь беженцев Джабалия в секторе Газа. Среди палестинцев в Газе немедленно распространился слух, что автомобильная авария была преднамеренной и являлась местью израильтян.
9 декабря 1987 года в Джабалии начались демонстрации протеста. Палестинцы жгли покрышки, подростки забрасывали камнями израильские патрульные машины. Солдаты одной из машин открыли огонь по нападавшим, убив 17 летнего палестинца и ранив еще нескольких. В скором времени беспорядки распространились по всему сектору, а затем перекинулись и на Западный берег реки Иордан.
19 декабря 1987 года беспорядки дошли до Иерусалима.
Израиль боролся с интифадой силами военных. Жесткость методов израильской армии осуждалась не только палестинцами, но и многими израильтянами.
31 июля 1988 года иорданский король Хусейн, не дожидаясь результатов интифады, объявил об отказе своей страны от территорий на Западном берегу и от Восточного Иерусалима.
15 ноября 1988 года Национальный совет Организации освобождения Палестины (ООП) проголосовал за установление «палестинского государства со столицей в Иерусалиме», несмотря на то, что эти территории под контролем Израиля.
2 апреля 1989 года Генеральным Советом Палестинского Национального Совета Арафат был избран президентом несуществующего палестинского государства.
После 1989 года Израилю удалось подавить, но не уничтожить проявления интифады. Палестинское движение раскололось, и в течение долгого времени различные фракции боролись друг с другом.
Вынуждаемые реагировать на палестинскую интифаду лидеры Израиля и Организации Освобождения Палестины (ООП) подписали в сентябре 1993 года предварительное мирное соглашение, называемое ограниченным палестинским самоуправлением в секторе Газа и на Западном берегу в Иерихоне. Согласно договоренностям, Палестинское Национальное управление должно было нести ответственность за решение арабских проблем в секторе Газа, в то время как Израиль сохранял контроль над израильскими поселениями.
Вторая интифада началась в сентябре 2000 года. Непосредственным поводом для начала второй палестинской интифады стало посещение лидером израильского правого блока «Ликуд» Ариэлем Шароном Храмовой горы в Иерусалиме, что рассматривалось руководством Израиля как легитимный акт, поскольку по условиям мирных соглашений доступ к храму был открыт для верующих всех религий. В связи с этим вторая палестинская интифада иногда именуется «Интифада аль Акса» (по названию мечети, ныне расположенной на Храмовой горе).
В начале октября 2000 года на севере Израиля в арабских городах и деревнях прошли массовые шествия, демонстрации, сопровождающиеся перекрытием дорог, поджогом покрышек, забрасыванием камнями проезжавших машин и столкновениями с израильской полицией. В результате погибли 13 и были ранены несколько десятков арабских граждан Израиля, пострадали и сотрудники полиции.
Кроме того, вторая интифада сопровождалась серией терактов, осуществленной смертниками, прибывшими из сектора Газа, Иудеи, Самарии. Израильские власти ответили установлением блокпостов, интенсивными рейдами по задержанию, а в случае сопротивления и уничтожением членов террористических организаций, а после крупных терактов – временной блокадой территорий. Был введен запрет на посещение евреями палестинских территорий.
Пик интифады пришелся на март 2002 года, когда произошли теракты как на территориях Иудеи и Самарии, так и внутри Израиля. Апогея интифада достигла после крупного теракта в пасхальный вечер в гостинице города Нетания.
После апреля 2002 года вторая интифада пошла на спад и к осени стало намного меньше акций террористов и столкновений с силами полиции.
В ноябре 2004 года в парижской больнице умер бессменный лидер палестинцев Ясир Арафат. Ранее израильские ВВС уничтожили глав ХАМАСа шейха Ахмеда Яссина и его преемника Рантиси. С уходом со сцены лидеров, интифада стала носить дезорганизованный и зачастую местный характер, не охватывая всю территорию Палестинской автономии.
В результате террористических актов, организованных радикальным исламским движением ХАМАС, за три года в городах Израиля погибли 200 мирных жителей, более 1400 пострадали. Кроме того, вторая интифада привела к экономическому спаду в Израиле и Палестинской Автономии.
Формально вторая интифада продолжается по сей день – не было издано никакого акта о ее прекращении.
Тем не менее, в декабре 2008 года, после нанесения израильской авиацией крупномасштабных ударов по территории сектора Газа, лидеры ХАМАС призвали население Палестины к третьей интифаде.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Интифада
Интифа́да (от араб. انتفاضة — избавление) — сепаратистское движение, направленное на отделение Палестинской автономии от Израиля. В наиболее радикальной форме обусловлено стремлением уничтожить государство Израиль для создания на его современной территории государства Палестина. Исключение составляют Голанские высоты, признаваемые участниками движения территорией Сирии.
В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооружённая борьба палестинских арабов против Израиля на занятых им территориях Западного Берега и Сектора Газа. [1] [2] [3] Интифада явилась одним из наиболее существенных аспектов палестино-израильского конфликта в период со второй половины 1980-х до настоящего времени.
Содержание
В Палестине
Обычно различают две палестинских интифады:
Началом первой интифады принято считать 9 декабря 1987 года.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших началу первой интифады, произошло множество событий, усиливавших враждебность между палестинцами и израильтянами.
6 декабря 1987 года в секторе Газа был убит израильский торговец.
8 декабря 1987 года израильский армейский грузовик врезался в автофургон, перевозивший палестинцев, которые возвращались с работы в Израиле в лагерь беженцев Джебалия в секторе Газа. Среди палестинцев в Газе немедленно распространился слух, что автомобильная авария была преднамеренной и являлась местью израильтян.
9 декабря 1987 года в Джебалии начались демонстрации протеста. Палестинцы жгли покрышки, подростки забрасывали камнями израильские патрульные машины. Солдаты одной из машин открыли огонь по нападавшим, убив 17-летнего палестинца и ранив еще нескольких. В скором времени беспорядки распространились по всему сектору, а затем перекинулись и на Западный берег реки Иордан. 19 декабря 1987 года беспорядки дошли до Иерусалима.
Израиль боролся с интифадой силами военных. При этом, жесткость методов израильской армии осуждалась не только палестинцами, но и многими израильтянами.
31 июля 1988 года иорданский король Хусейн, не дожидаясь результатов интифады, объявил об отказе своей страны от территорий на Западном берегу р. Иордан и от Восточного Иерусалима.
15 ноября 1988 года Национальный совет Организации освобождения Палестины (ООП) проголосовал за установление «палестинского государства со столицей в Иерусалиме», несмотря на то, что эти территории до настоящего времени находятся под контролем Израиля.
2 апреля 1989 года Генеральным Советом Палестинского национального совета Арафат был избран президентом несуществующего палестинского государства.
После 1989 года Израилю удалось подавить, но не уничтожить проявления интифады. Палестинское движение раскололось, и в течение долгого времени различные фракции боролись друг с другом.
Вынуждаемые реагировать на палестинскую интифаду лидеры Израиля и ООП подписали в сентябре 1993 года предварительное мирное соглашение, предусматривающее частичное палестинское самоуправление в секторе Газа и в Иерихоне. Согласно договоренностям, Палестинская национальная администрация (ПНА) должна была нести ответственность за решение арабских проблем в секторе Газа, в то время как Израиль сохранял контроль над израильскими поселениями.
По разным оценкам, во время первой интифады погибли около 1200 палестинцев и 170 израильтян. [4] Официально интифада завершилась подписанием Соглашений в Осло (август 1993), в результате которых в 1994 году была создана Палестинская национальная администрация.
Непосредственным поводом для начала интифады послужило посещение Ариэлем Шароном Храмовой горы в Иерусалиме, что рассматривалось руководством Израиля как легитимный акт, поскольку, по условиям мирных соглашений, доступ к ней был открыт для верующих всех религий. В связи с этим вторая палестинская интифада известна также как «Интифада аль-Акса» (по названию мечети, расположенной на Храмовой горе). После посещения Шароном Храмовой Горы начались массовые беспорядки среди палестинцев. В ходе их подавления израильтянами погибло несколько демонстрантов, что вызвало эскалацию насилия по всей стране. Вторая интифада формально не закончилась, поскольку не было издано никакого акта о её прекращении. Тем не менее наиболее острая её стадия, по-видимому, миновала.
В декабре 2008, с началом в секторе Газа широкомасштабной военной операции «Литой свинец», лидеры радикального движения Хамас призвали население ПНА к «третьей интифаде» [6]
Мнение некоторых израильских политиков об Интифаде
В отличие от многих израильских политиков, Михаэль Бен-Яир, генеральный прокурор Израиля в 1993—1996 гг., в своей статье опубликованной в израильской «Гаарец» в 2002 году писал, что: интифада «является для палестинского народа национально-освободительной борьбой». [7]
В Ираке
Восстание мусульман-шиитов против режима Саддама Хусейна в 1991 году именуется «Интифадой Шаабания».
В 2004 году радикальный шиитский лидер Муктада ас-Садр организовал восстание своих последователей против американского вторжения в Ирак, которое он назвал «иракской интифадой».
Другие
Интифадами именовались также массовые выступления на Бахрейне, в Саудовской Аравии и Западной Сахаре.
Примечания
Ссылки
Вооружённые конфликты
Беспорядки в подмандатной Палестине (1920) | Беспорядки в подмандатной Палестине (1929) | Беспорядки в подмандатной Палестине (1933) | Арабское восстание (1936—1939) | Арабо-израильская война 1948—1949 | Шестидневная война 1967 | Первая Интифада 1987—1991 | Интифада Аль-Аксы 2000—2004 |
Действия Израиля | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Попытки урегулирования конфликта | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Полезное
Смотреть что такое «Интифада» в других словарях:
ИНТИФАДА — [арабск. «вытряхивание»] массовое выступление палестинцев на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа против израильской оккупации (во главе с Организацией освобождения Палестины); освободительное движение арабов в Палестине. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
интифада — сущ., кол во синонимов: 1 • борьба (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ИНТИФАДА — ы; ж. [от араб. intifada восстание]. Борьба палестинцев с Израилем на оккупированных территориях ● Идёт с конца 1987 г. в районе Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. * * * ИНТИФАДА ИНТИФАДА (араб. «освобождение от ярма», «потрясение»),… … Энциклопедический словарь
интифада — ж. Народное восстание, вспыхнувшее в декабре 1987 г. на оккупированных Израилем палестинских землях; сопротивление палестинцев израильской оккупации, состояние души народа, отвергающего принципы, которые ему навязывают извне, борьба арабского… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
интифада — интиф ада, ы … Русский орфографический словарь
интифада — араб. восстание … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
интифада — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
интифада — (арап) општо востание … Macedonian dictionary
интифада — ы; ж. (от араб. intifada восстание) Борьба палестинцев с Израилем на оккупированных территориях Идёт с конца 1987 г. в районе Западного берега реки Иордан и в секторе Газа … Словарь многих выражений
Новая интифада
Интифада или новая еврейско-арабская война – этими словами политики и журналисты все чаще называют нынешние события в Израиле и Палестине. Увы, основания именно так трактовать происходящее более чем веские. Количество погибших исчисляется десятками, раненых – сотнями, а самое главное, пока никто не готов остановиться
Конфликт приобретает новые черты
Для Израиля – начата и далека от финала антитеррористическая операция «Страж стен», для ХАМАС – продолжается наступление «Меча Аль-Кудса». Если бы дело ограничивалось только привычными стычками на палестинских территориях и взаимными обстрелами было бы еще полбеды. Происходит необычное для Израиля. Здесь идут столкновения между местными, не палестинскими, арабами и еврейской молодежью. Прямо-таки сводками с района боевых действий выглядят новости из города Лод, где, как, возможно, сгущая краски, заявил местный мэр, власти потеряли контроль над ситуацией. Неожиданный участник противостояния с еврейской стороны – футбольные фанаты из группировки «Ла фамилия». Традиционно радикалы-евреи, жаждущие активных действий, шли в силовые структуры или, если их туда не брали, объединялись вокруг религиозных партий и политических организаций. А сейчас, как в Европе, биться стенка на стенку идет националистическая околофутбольная молодежь.
Теперь же в израильском обществе что-то изменилось. Причем, произошло это на фоне, казалось бы, затухания еврейско-арабского конфликта. «Палестинский вопрос», как минимум, последнее десятилетие откровенно уходил на периферию внимания ближневосточных политиков. Особенно четко это было видно, когда США руководил Дональд Трамп. Его произраильские инициативы (перенос посольства в Иерусалим, признание Голан территорией Израиля, посредничество в налаживании отношений еврейского государства и монархий Персидского залива) на удивление хорошо принимались властями арабских стран, которые поддерживали их, когда молчаливо, с минимумом ритуального возмущения, а когда и открыто. Не до Палестины им. Есть проблемы поактуальнее – Иран, например.
Теперь выясняется, что государственные мужи, вроде бы уже решившие, что для общего блага палестино-еврейский конфликт должен уйти в прошлое, забыли спросить арабскую улицу. А заодно и еврейскую.
Политики не успевают за общественными процессами
Происходящие события можно, по крайней мере, отчасти считать следствием процессов в двух общинах, за которыми не успевали политики. Израиль правеет. Доля религиозных евреев в населении страны, из-за высокой рождаемости, растет. Кроме того, левые партии никак не могут выйти из затяжного идейного кризиса. Их прежняя ставка на размежевание с Палестиной не оправдалась, а ничего нового для разрешения давнего конфликта они пока не придумали. Меняются и арабы. Их численность, что в Израиле, что в Палестине, увеличивается, причем за счет мусульман, а не христиан. И здесь есть разочарование в традиционных лидерах. Руководитель Палестины Махмуд Аббас находится на своем посту с 2005 года, Законодательный совет не меняется с 2006 года, с момента конфликта между ФАТХ и ХАМАС, когда под контроль последнего отошел Сектора Газа. Высокая безработица сохраняется, экономические проблемы не решены. Палестина как была, так и остается территорией, живущей за счет внешней помощи – ресурса более, чем ненадежного, о чем весьма бесцеремонно напомнил Трамп. При нем США перестали финансировать Палестинскую национальную администрацию, видимо, чтобы сделать Аббаса сговорчивее. Джо Байден, придя к власти, отменил решение предшественника. Восстановление финансирования Агентства ООН по оказанию помощи и организации работ, благодаря которому сводят концы с концами миллионы палестинцев, было одним из первых распоряжений нового президента, после вступления в должность. Но осадок, как говориться, остался.
На конец мая и лето в Палестине назначили было выборы парламента и лидера, которые пройдут и в Секторе Газа, и на Западном берегу реки Иордан. По неподтвержденным официально сообщениям СМИ это связано с состоянием здоровья 86-летнего Махмуда Аббаса – у него, якобы, неоперабельное онкологическое заболевание. Однако 30 апреля он неожиданно перенес выборы на неопределенный срок. Объяснение следует искать, скорее всего, в результатах парламентских выборов в Израиле, которые были в марте. На них хороший результат показал Объединенный арабский список, по своим программным установкам, близкий скорее к ХАМАС, чем к ФАТХ. У него в кнессете теперь 4 места. Больше было только в 1999 году. Не исключено, что и на выборах в Палестине успех бы ждал ХАМАС, чего Аббасу и его окружению, конечно, очень не хочется.
Неопределенность во власти есть и с еврейской стороны. Очередные досрочные парламентские выборы привели к очередному же неопределенному результату. Ни одна партия или блок не смогли получить 61 место в кнессете, необходимое для формирования парламентского большинства и правительства. Начались трудные переговоры. За отведенные законом 28 дней набравшая большинство голосов партия «Ликуд», возглавляемая Нетаньяху, не смогла договориться о создании коалиции. Право вести эти переговоры было передано «серебряному» призеру выборов – левоцентристской партии «Еш Атид» Яира Лапида. Произошло это 5 мая – аккурат перед началом волнений. Немедленно появилась отдающая конспирологией теория, будто бы Нетаньяху, не желающий терять власть сам спровоцировал беспорядки. Он-де каким-то образом смог повлиять на суд, принявший решение выселить палестинские семьи из иерусалимского района Шейх-Джаррах (с этого события и начались столкновения). Левые, отстаивающие эту теорию, очень преувеличивают свои возможности лишить Нетаньяху власти. Лапиду будет так же трудно сформировать коалицию, что и правым, и в любом случае она получится очень неустойчивой. У Нетаньяху к тому же есть запасной вариант – пойти в президенты, которого кнессет выберет в июне. Для формирования коалиции у «Ликуд» с союзниками голосов не хватит. А для избрания своего лидера президентом может и хватить.
Велика вероятность того, что этим летом пройдут новые досрочные выборы в кнессет. В чью сторону качнутся настроения избирателей, Нетаньяху или его оппонентов, причем, может быть, справа, а не слева? Ответ на этот вопрос дается сейчас, в столкновениях на улицах городов, в атаках Сектора Газа и отражениях ударов ракет «Кассам». В Палестине политической определенности больше. Рискни Аббас объявить этим летом выборы – победу одержит ХАМАС. Недаром палестинская молодежь, участвующая в столкновениях, выкрикивает имя Абу Халида. Это псевдоним Мохаммеда Дейфа, лидера «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама», военного крыла ХАМАС, который, если переживет эту интифаду, становится кандидатом номер один на пост преемника Аббаса.
Впрочем, выборы в регионе станут главным политическим событием ближайшего времени только если интифада не затянется и будет кровавой, но безрезультативной. А так может и не быть. Не следует забывать, что пока подозрительно тихо на потенциальном северном фронте, у Ливана, где действует движение «Хезболла». Если оно вмешается, да его еще поддержат извне, то новая еврейско-арабская война из локального конфликта превратится в глобальный. Со всеми вытекающими последствиями, грустными и, увы, непредсказуемыми.