Иные строения помещения и сооружения что это такое
Вопрос: Что относится к «иным строениям, помещениям и сооружениям»? Каким нормативным актом это предусмотрено? («Налоговый консультант» от 29 сентября 2006 г. N 36)
Что относится к «иным строениям, помещениям и сооружениям»? Каким нормативным актом это предусмотрено?
Согласно ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, права на которые подлежат госрегистрации.
В настоящее время государственной регистрации подлежат права на самые разнообразные объекты недвижимого имущества, которые соответствуют условиям п. 1 ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона о государственной регистрации прав. Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат госрегистрации и с которых исчисляется налог на имущество физических лиц при условии нахождения в собственности физических лиц следующие:
— здания, строения, части зданий, жилые и нежилые помещения;
— жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, жилые дома на дачных участках с правом регистрации проживания в них;
— дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского значения;
— сооружения, в том числе надземные и подземные, объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства;
— предприятия как имущественный комплекс;
— сложные вещи, состоящие из объектов движимого и недвижимого имущества, в том числе производственно-технологические комплексы.
УФНС России по Астраханской области
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что относится к «иным строениям, помещениям и сооружениям»? Каким нормативным актом это предусмотрено?
Газета «Налоговый консультант»
Адрес: 414014, г.Астрахань, Молодежный проспект, 10
Отнесение дачного дома к категории жилого
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений о характеристиках объекта недвижимости включено определение вида объекта недвижимости и назначение здания.
Согласно ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц являются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц, в том числе являются:
— иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 2 ст. 401 НК РФ жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Таким образом, если в вашем свидетельстве о государственной регистрации права собственности указано, что объектом права является жилое строение, назначение нежилое, то налоговые органы правомерно начисляют налог в соответствии с положениями п. 2 ст. 401 НК РФ. Если в свидетельстве указано нежилое строение, назначение нежилое, то вам необходимо обратиться в налоговые органы для внесения изменений в имеющиеся у них данные.
Ставки налога в зависимости от объекта налогообложения указаны в ст. 406 НК РФ. Если сумма налога будет исчислена исходя из кадастровой стоимости, то на жилые дома и прочие строения, сооружения ставка не превышает 0,1%. При этом положениями ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома. Что касается прочих строений, то согласно ст. 407 НК РФ в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м, предусмотрены льготы.
Трудности признания имущества недвижимым: что с налогом на имущество
Налог на имущество в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали — в нашем материале.
Новые правила налогообложения с 2020 года
Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:
Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.
Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.
Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде — 2020.
Движимое или недвижимое?
Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.
Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.
Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.
Не далее как в феврале 2020 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@, в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2020 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:
1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание. сооружение. за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).
2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.
3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.
4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.
В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.
Какая-то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.
Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества
Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Об исчислении налога на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений или сооружений
Для целей налогообложения расположенные на дачных участках баня, сарай, летняя кухня являются хозяйственными строениями и сооружениями.
Сообщается, что постановка на кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (баня, сарай, летняя кухня), так и без указания таких наименований (например, хозяйственное строение).
Несмотря на различное оформление документов, такие объекты являются хозяйственными строениями и сооружениями.
В Налоговом кодексе РФ гаражи выделены в качестве самостоятельного объекта налогообложения, отличного от хозяйственных строений и сооружений.
Для корректного автоматизированного формирования налоговых обязательств в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, УФНС России по субъектам РФ предписано:
произвести перекодировку кодов СНТС объектов недвижимости в соответствии с рекомендациями;
актуализировать нормативно-справочную информацию с применением ставки налога на имущество физлиц не более 0,3% от кадастровой стоимости в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 мая 2017 г. N БС-4-21/9186@
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ
НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОТНОШЕНИИ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРОЕНИЙ ИЛИ СООРУЖЕНИЙ
Согласно разъяснениям, объекты недвижимого имущества, возведенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не являющиеся домами, жилыми строениями или гаражами, для целей исчисления налога могут быть отнесены к хозяйственным строениям или сооружениям.
С учетом изложенного для корректного автоматизированного формирования налоговых обязательств в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается в недельный срок:
1) произвести перекодировку кодов СНТС объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми рекомендациями;
2) актуализировать нормативно-справочную информацию (при необходимости) с применением ставки налога не более 0,3% от кадастровой стоимости (подпункт 1 пункта 2, пункт 3 статьи 406Налогового кодекса Российской Федерации) в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).
Настоящие разъяснения необходимо довести до сотрудников подчиненных Вам налоговых органов, обеспечивающих администрирование налога.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2017 г. N 03-05-04-01/29325
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо по вопросу об определении хозяйственных строений и сооружений в целях исчисления налога на имущество физических лиц и сообщается следующее.
Между тем Налоговым кодексом не определяются понятия «хозяйственное строение» и «хозяйственное сооружение».
В связи с этим с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.
В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
На основании статей 1 и 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предусматривается возведение жилого дома, жилого строения, хозяйственных строений и сооружений.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельных участках разрешается возведение строений и сооружений вспомогательного использования.
Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).
Кроме того, при определении хозяйственных строений и сооружений в целях применения главы 32 Налогового кодекса полагаем необходимым также учитывать, что постановка на государственный кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (например, баня, сарай, летняя кухня), так и без указания таких наименований (например, хозяйственное строение).
Несмотря на различное оформление документов на такие объекты, они, по существу, являются хозяйственными строениями и сооружениями.
Учитывая изложенное, полагаем, что объекты недвижимого имущества, возведенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства, не являющиеся домами и жилыми строениями, могут быть отнесены к хозяйственным строениям и сооружениям.
Одновременно сообщается, что главой 32 Налогового кодекса гаражи выделены в качестве самостоятельного объекта налогообложения, отличного от хозяйственных строений и сооружений.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДООПРЕДЕЛЕНИЮ В АИС «НАЛОГ-3» ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРОЕНИЙ
ИЛИ СООРУЖЕНИЙ
— Установить сортировку на ФИД объекта по возрастанию:
Рисунок (не приводится)
Выгрузить данные в Excel:
Рисунок (не приводится)
Установить ФИЛЬТР на столбцы:
Рисунок (не приводится)
Через фильтр отобрать записи, в адресе которых имеются: «СНТ»; «ДНТ»; «ОНТ»; «ДПК»; «СПК»; «ОПК»; «СНП»; «ДНП»; «ОНП»; «садоводческое некоммерческое товарищество»; «дачное некоммерческое товарищество»; «садоводческий потребительский кооператив»; «дачный потребительский кооператив»; «садоводческое некоммерческое партнерство»; «дачное некоммерческое партнерство» и т.д.
Рисунок (не приводится)
Через фильтр исключить записи, в наименовании объектов недвижимости которых имеются «жилое строение», «дом», «гараж» (или иные адресные элементы, указывающие на то, что объект является гаражом (ГСК, бокс и т.д.)).
Рисунок (не приводится)
По данной выборке на экран будут выведены следующие 5000 записей, таким образом проработать все записи до конца списка.