Инженер цод что это

Кто и как обеспечивает работу ЦОД

Современный ЦОД обычно представляется нам как несколько больших помещений, под завязку заполненных серверами, системами хранения данных и коммутационным оборудованием. Однако дата-центр — это еще и люди, от опыта, компетенций и скорости реакции которых напрямую зависит операционная устойчивость дата-центра. Какие специалисты обеспечивают жизнедеятельность центров обработки данных и какие задачи решают на своих местах — в этой статье.

Одной из самых частых причин простоя ЦОД называют человеческий фактор. Случайная ошибка может лишить доступа к данным десятков тысяч пользователей, остановить работу компании и нанести ей огромный материальный и репутационный ущерб. Поэтому так важно, чтобы в ЦОД было достаточное количество персонала и каждый сотрудник находился на своем месте: имел необходимые для работы знания и релевантный опыт.

Кто обеспечивает работу дата-центра

В современном ЦОД можно выделить шесть категорий персонала:

Отдельно стоит сказать о тех, кто занимается инженерными системами. Это могут быть и штатные сотрудники, и привлеченные со стороны. Например, что делать, если срочно нужен ремонт ИБП? Это простое оборудование с точки зрения эксплуатации, но сложное, когда речь заходит о его ремонте (за исключением, пожалуй, модульных систем бесперебойного обеспечения). И иногда проще иметь в штате человека, который разбирается в ИБП и может в случае аварии найти ее причину и заказать необходимые комплектующие.

Но также эту функцию могут выполнять подрядчики. Крайне редко такие организации обслуживают инженерные системы ЦОД в комплексе — чаще всего у них есть специализация.

Другая история с электриками: без опытного специалиста не обойтись ни одному дата-центру. Даже если у ЦОД нет свой подстанции, в пределах досягаемости должен быть опытный электрик, который будет решать проблемы с непрерывной подачей электроэнергии и контролировать ее качество. Отдавать эту задачу на сторону не только невыгодно, но и потенциально опасно для ЦОД.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

От профессиональной подготовки электрика зависит стабильная работа ЦОД

Требования к инженерному составу ЦОД

Наличие тех или иных компетенций у инженерного состава очень важно для работы ЦОД. Так как обслуживать приходится сложные интеллектуальные системы и дорогое оборудование, цена ошибки слишком высока. Основные требования, которые выдвигают к инженерам IT-подразделения, — наличие системного мышления и способность находить причины логических ошибок в работе дата-центра. Еще один важный скилл – умение работать в команде и взаимодействовать с другими квалифицированными сотрудниками.

Так как решения о жизнеобеспечении ЦОД часто принимают коллективно, а отдельные его системы взаимозависимы (ни одна из них не работает изолированно от остальных), требуется определенная гибкость в подходах к устранению проблем и как минимум наличие координационной службы.

Принципиально придерживаться единого подхода при восстановлении инфраструктуры после сбоя или при выполнении рискованных операций. Например, когда отказоустойчивость систем снижается во время планового техобслуживания или модернизации дата-центра.

Кадровый состав ЦОД часто формируется на этапе его строительства. Чем более простыми и надежными станут инфраструктурные решения, тем меньше работа дата-центра будет зависеть от квалификации персонала и будет более устойчивой к возможным ошибкам персонала.

Общие требования к персоналу ЦОД

Несмотря на обилие разноплановых специальностей, требующихся для поддержания работы дата-центра, часть требований к специалистам будет общей. Ниже перечислены некоторые из них.

ЦОД – живой организм, в его жизнедеятельности тесно взаимосвязана работа железа, ПО и высококвалифицированных специалистов. Если возникают сбои в аппаратной и программной части, именно от человека или группы людей будет зависеть, как быстро ЦОД восстановится и заработает в штатном режиме. Потому важно тщательно отбирать специалистов на любую должность: от главного инженера до электрика.

Источник

Инженер цод что это

24 марта 2014 г. | Цодиков Евгений | Категория: Аналитика

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Когда красная ленточка перерезана (или нажата символическая кнопка пуска) и ЦОД официально введен в эксплуатацию, территорию покидают проектировщики, установщики, представители клиентов. Техника остается на попечении дежурных служб. О том, как работают дежурные инженеры, рассказывают представители ведущих дата-центров.

«В любом дата-центре есть четыре круглосуточных службы. ─ рассказывает о кадровой структуре Павел Колмычек, руководитель сети дата-центров компании КРОК. − Первая – служба физической безопасности, вторая – служба пожарной безопасности. Третья ─ инженеры-диспетчеры, которые отвечают за инженерные системы. Четвертая ─ ИТ-инженеры. Постоянно к дата-центру привязано восемь человек ─ по два сотрудника в каждой службе, вне зависимости от размеров объекта. В больших дата-центрах человек становится зачастую недостаточно – как правило, на таких объектах работают полностью загруженные бригады – по трое ночью, и не менее четырех человек днем. Это минимум, который позволяет в нашем режиме жить спокойно».

В списке требований к дежурном инженеру в КРОКе ─ не просто высшее образование, а обязательно ─ электротехническое; при этом опыт работы ─ от трех до шести лет. Хотя в компании есть мощный учебный центр, помимо теоретической подготовки обязательны навыки работы с электроустановками 0,4 кВ, 10 кВ, дизель-генераторами, опыт оперативных переключений и эксплуатации ИБП. Необходимо умение разбираться в технической документации. В обязанности дежурного инженера КРОКа входит оперативное обслуживание, контроль за эксплуатацией и ремонт электроустановок 0,4кВ, 10кВ, ИБП, ДГУ, весь спектр регламентных и планово-профилактических работ. Группа допуска по электробезопасности ─ «до IV и выше 1000 В». Это пункт повторяется у работодателей, как под копирку.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что этоИнженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

На фото слева направо: Павел Колмычек, Алексей Солдатов, Геннадий Дунаев, Николай Шеметов

Павел Колмычек уточняет: «Служба диспетчеров предназначена для максимально быстрого реагирования на различные события, но она не занимается модернизацией и развитием сети. Диспетчеры сидят за пультом и по мере появления ошибок системы могут предпринимать какие-то необходимые действия. С точки зрения квалификации требования к ним не слишком высоки, но они должны понимать, что такое кондиционер или источник бесперебойного питания, из чего состоят эти системы. От них требуется некий опыт, который, впрочем, не предполагает законченного образования в профильном вузе по проектированию и строительству инженерных сетей».

Такого же мнения и генеральный директор DataPro Алексей Солдатов. Он уверен, если в образцовом дата-центре учтено все до мелочей на этапе проектирования, строительства и оснащения, то от дежурной службы не требуется подвигов и досконального знания всей структуры.

Сами представители дежурной службы не согласны с той точкой зрения, что «много от них не требуется». Видимо, такова российская традиция представителей профессии – назвался инженером, значит, должен разбираться во всем.

«Любой ЦОД ─ это комбинация различных систем, в том числе инженерных, и все они требуют повышенного внимания к себе, ─ считает Геннадий Дунаев, руководитель службы эксплуатации ЦОД «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко»). ─ Это живой организм, где все взаимосвязано. Взять любую систему ─ электроснабжения, водоснабжения, охлаждения, ─ все они состоят из различного оборудования: дизельных генераторов, насосов, кондиционеров, чиллеров и т.д. Работоспособность всех этих инженерных систем мы и контролируем, поддерживаем и при необходимости ─ проактивно выполняем обслуживание».

Геннадий Дунаев называет дежурных инженеров, работающих круглосуточно, «универсалы-многостаночники» и «профи во всем, во всех инженерных системах». В их обязанности входит не только ликвидация нештатных ситуаций, но и разбор полетов, аналитика и профилактика.

«На самом деле ЦОД представляет совокупность работы нескольких направлений: электрификация, механизация, ИТ, общестроительные вопросы и еще несколько менее важных направлений, ─ поддерживает его Николай Шеметов, старший инженер-электрик ЦОД DataSpace1. ─ Так как большинство процессов приводится в действие за счет электричества, приоритетность имеет, конечно, именно это направление. Здесь для специалиста важны знания и понимание механических процессов, так как в дата-центре выделяется колоссальное количество тепла, которое необходимо отводить, а также разбираться в устройстве и работе механического оборудования (чиллеров, насосных станций, HVAC-систем и т.д.)».

В ЦОДе DataSpace1 готовы принять кандидата с двухлетним стажем и профильным образованием, но диплом должен быть с общим баллом 4.0 и выше. Практические навыки могут быть не самыми выдающимися в отрасли, но главное, чтобы было желание и способность изучать новые типы систем. Большое значение имеет коммуникабельность. Это важно для взаимодействия внутри команды, особенно в критические моменты.

О большинстве действий в ЦОДе DataSpace1 сотрудники уведомляются по электронной почте. Задачи распределяются с учетом занятости и компетенций, но в случае необходимости коллеги могут советоваться.

В «ТрастИнфо» предпочтение также отдается кандидатам с образованием в области электротехники, но вот в отношении опыта жестких правил нет. «Всему остальному можно научиться на практике, – поясняет Геннадий Дунаев, — тем более, что работы у много и учиться приходится быстро, скучать некогда. Проводим обучение, потом новички на первых порах наблюдают за тем, как работают их более опытные коллеги, затем начинают работать в паре с опытным сотрудником, далее — сдают экзамены и получают допуск к самостоятельной работе».

Публикуемые на сайтах работодателей списки обязанностей дежурного инженера ЦОДа создают впечатление, что такой специалист должен разбираться не только в «железе», но и в ПО, и даже в языках программирования. А какова на деле иерархия обязанностей – что важнее всего в реальной работе?

«Языки программирования, конечно, знать не обязательно, но приветствуется, – уточняет Николай Шеметов. − Необходимо понимать схемо-технику построения систем диспетчеризации здания, которая может состоять из набора нескольких промышленных сетей, работающих по разным протоколам. При возникновении отклонений в работе оборудования нужно оперативно проанализировать текущую ситуацию и вычислить логически источник помех в слаженной работе всех BMS-систем здания».

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Также нет жесткого требования в отношении уровня владения английским или иным иностранным языком, хотя и это приветствуется, учитывая импортное происхождение оборудования и прилагаемых инструкций. Обычно документация переводится на русский язык, но для дальнейшего карьерного роста знание иностранного учитывается.

Рекламные фотографии панелей управления в дата-центрах создают у непосвященных людей ощущение, что смена дежурных инженеров проходит в медитативном созерцании показателей.

«Поверьте, дежурному инженеру всегда есть, чем заняться, – возражает Геннадий Дунаев. − Летом повышается нагрузка на системы охлаждения и чиллеры. Или, например, у нас недавно был профилактический ремонт на подстанции – нужно было особо внимательно следить за напряжением в ЦОДе. В этом смысле зима ─ друг дата-центра. Нагрузка, по крайней мере, на одну инженерную систему существенно снижается».

Чем не приходится заниматься дежурным инженерам – так это проектированием и внедрением оборудования. Поэтому их работа оплачивается меньше на 10-30%, чем обязанности инженеров-конструкторов.

В среднем в Москве размер предложения в начале 2014 года для дежурного инженера составляет 27-45 тысяч рублей. Самое распространенное предложение на основных кадровых порталах для этой вакансии − 30 тысяч рублей. Но при более тщательном анализе адресов работодателей выясняется, что часто дублируются одни и те же объявления, которые вывешивают на различных сайтах в надежде найти нетребовательных кандидатов. Часть работодателей не указывает размер оклада, торг идет при личной встрече. По оценке рекрутеров из компаний «Агентство Контакт», нанять опытного инженера с профильным дипломом, допуском, рекомендациями и «без длительных вредных привычек» за 30 тысяч рублей компании рассчитывать не приходится. Реальная средняя зарплата дежурных инженеров ЦОД достигла планки 35-40 тысяч рублей. Но, по исследованиям рекрутеров, у представителей других должностей в сфере высоких технологий оклады растут быстрее.

Анализируя роль и место команды дежурных инженеров по сравнению с ИТ-службой, Павел Колмычек подводит итог: «Я не могу выделить ни ту, ни другую службу. Если сравнивать, то набираются разные люди. В ИТ − студенты, в инженерную службу – инженеры с опытом. И нельзя сказать, кого сложнее выбрать – студентов или опытных сотрудников. Все зависит от того, насколько жестко ставится вопрос, какой нужен инженер. ИТ-инженер завязан на клиентов, внешние связи, поэтому к ним более строгие требования. К диспетчеру требования мягче, поскольку он всегда находится внутри компании и не поддерживает коммуникации с людьми наружу».

Идеальному портрету желаемого работника на реальном собеседовании, по мнению Николая Шеметова, соответствует лишь каждый 15-й – 20-й соискатель.

Если говорить о психологическом портрете дежурных инженеров, то Павел Колмычек обращает внимание, что все сотрудники дата-центра могут выполнять широкий спектр задач, но многое зависит от типа личности человека. Есть такие «вечные двигатели»: им все интересно, они досконально знают технику, могут разобрать и собрать все по винтику, с удовольствием обслуживают оборудование, учатся новому. Такие специалисты должны работать в службе эксплуатации и заниматься ремонтом оборудования, обновлением хладагента и т.д. А существует другой психотип – более спокойные, они могут 12-ти часовую смену провести перед мониторами и следить за сообщениями, оперативно реагируя на заявки. Выстраивая работу специалистов в ЦОДе, очень важно обращать внимание на эту специфику.

Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Источник

Зачем и кому нужен дата-центр: простыми словами о ЦОД, услугах и бизнесе

Главное меню » Хостинг » Зачем и кому нужен дата-центр: простыми словами о ЦОД, услугах и бизнесе

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Зачем и кому нужен дата-центр

Если для специалистов IT-отрасли дата-центр — термин знакомый и понятный, то для людей, напрямую с сетевой инфраструктурой не связанных, слово это абстрактное, малозначащее. Именно поэтому мы попросили Семенова Владимира Геннадьевича, главного инженера ЦОД GreenBushDC в Москве, простыми словами рассказать, что такое дата-центр, кому, когда и для чего он нужен.

Терминология и основы

Дата-центр — родом из английского языка (data center). Слово обозначает здание/помещение с серверным и сетевым оборудованием. В 1940 годах ЦОДами (Центр Обработки Данных) называли огромные компьютерные залы, где работали десятки операторов ЭВМ. Ближе к 90-м, в эпоху массового распространения интернета в США, в Америке начали строить IDC — самостоятельные интернет-дата-центры. Со временем они трансформировались в те ЦОДы, которые работают и сейчас: отдельное здание с машинными залами, полными стоек с серверами. Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

От привычных офисных серверных, ЦОД отличаются, в первую очередь, гибкостью. В дата-центре можно арендовать физический сервер целиком или только стойку, чтобы поставить туда свой сервер. Можно взять во временное пользование выделенный канал, оптоволокно или виртуальный хостинг. При этом нет необходимости оборудовать отдельное помещение, мастерить звукоизоляцию, следить за микроклиматом, нанимать системного администратора. Все это делается в дата-центре.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Кому нужен дата-центр

Понятно, что для размещения сайта достаточно услуг хостинг-провайдера, а для ведения базы клиентов небольшого ИП или ООО обычного компьютера. Но когда информация и скорость ее передачи становятся ключевым фактором работоспособности бизнеса — без ЦОД не обойтись. В пример можно привести банки с их мобильными сервисами, онлайн-приложениями, клиентскими службами и почти мгновенными транзакциями. Или логистические компании, медицинские учреждения и государственные структуры, оперирующие колоссальными массивами данных.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Весь этот объем информации 24 часа в сутки и 7 дней в неделю проходит через ЦОД. Вот почему дата-центры защищены не хуже золотохранилищ. В GreenBushDC, например, на случай отключения энергоснабжения установлены дизель-генераторные установки и ДИБП мощностью 1670 КВА, а запасов топлива в топливохранилище хватит на 24 часа работы. От пожара помещения защищает многокомпонентная противопожарная защита:

датчики обнаруживают источник возгорания,

сигнал подается на пожарный пост,

сигналы получают люди и инженерные системы здания,

в помещения, находящиеся под угрозой пожара, автоматические подается огнетушащее вещество.

Физическая охрана не менее серьезна: 300 камер, три уровня контроля доступа, система охраны периметра и три рубежа охранной сигнализации с КПП и наружной системой видеонаблюдения, собственная служба безопасности. Против сетевых атак настроена система защиты от DDos. Все, чтобы обезопасить данные, как от физических, так и от виртуальных угроз.

Надеемся, этот материал помог в общих чертах разобраться, что из себя представляет дата-центр. Если нужно больше подробностей — добро пожаловать на официальный сайт GreenBushDC. Служба поддержки в режиме 24\7 будет рада ответить на ваши вопросы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Герои дня — дежурные инженеры ЦОД

Дежурные инженеры — на передовой дата-центра. Они первыми лицом к лицу встречают инциденты, молниеносно принимают решения, а при необходимости могут одновременно обжимать витую пару и человеческим языком объяснять гостю ЦОДа принцип расстановки оборудования в стойке. В профессиональной среде их считают универсалами и многостаночниками. По сути, так оно и есть.

Чем занимаются дежурные инженеры в ЦОД

У дежурных инженеров ЦОД GreenBushDC широкий круг обязанностей, который не укладывается в стандартный рабочий режим с 9 до 18 часов. Дежурная смена в дата-центре находится 24 часа в сутки, в будни и выходные дни. Даже во время весеннего карантина специалисты работали в прежнем режиме. Иначе нельзя, ведь в их обязанности входит:

отслеживать показания систем мониторинга ЦОД (электроустановки, источники бесперебойного питания, система кондиционирования и пр.),

обходить и осматривать критические точки инфраструктуры,

регистрировать инциденты в системах,

устранять сбои, если они входят в их зону ответственности,

передавать инциденты сотрудникам служб эксплуатации инженерной инфраструктуры, сетевым инженерам и в другие специализированные отделы.

Если судить о работе дежурных инженеров по фотографиям, может показаться, что основное их занятие — медитативное созерцание мониторов.На самом деле дежурные — самые недоверчивые и скептичные настроенные сотрудники дата-центра. Они, конечно, верят электронике и показателям на мониторах, но несколько раз в течение смены перепроверяют их.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Монитор в диспетчерской

Один за другим обходят машзалы, выборочно фиксируя температуру по датчикам холодных и горячих коридоров, на панелях системы кондиционирования. Смотрят, все ли шнуры питания подключены, не забыл ли кто в машзале запрещенных предметов, например, картонную упаковку от оборудования. Заходят в венткамеры, на станцию автоматического пожаротушения и в электрощитовую, чтобы провести визуальный осмотр, проверить крепления, осмотреть пол на предмет мелких протечек.

Человеческий фактор

Нас иногда спрашивают, зачем нужна дежурная смена, если в дата-центре есть система мониторинга и диспетчеризации? Дело в том, что основной задачей дежурной смены является не контроль систем ЦОД — с этим как раз отлично справляются датчики и алгоритмы, а быстрое, точное и адекватное реагирование на инциденты.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Будни дежурного инженера

Конечно, на все инциденты у нас есть регламенты и инструкции, но только опытный инженер:

выделит в информационном потоке главное,

проследит логическую связь между мелким сбоем одной системы и отказом другой,

предложит несколько вариантов решения.

Потом, после нормализации ситуации, решения инженеров ложатся в основу статистики инцидентов и включаются в обновленные регламенты и инструкции.

Помимо контроля основных систем ЦОД, в сферу ответственности дежурных инженеров входит и помощь клиентам. Именно инженеры помогают установить и настроить гипервизор, смонтировать, промаркировать и перезагрузить оборудование. Они же готовят стойки к монтажу, выполняют кроссировку и маркировку, прокладывают структурированную кабельную систему, проводят визуальный осмотр серверов и сопровождают клиентов по ЦОДу. Фактически, работа дежурных инженеров объединяет технологическую и сервисную составляющие дата-центра. Нам важны обе, поэтому подбору инженеров в дежурную смену мы уделяем не меньше внимания, чем температурному режиму в серверных залах. И таким подходом сводим к минимуму самый трудноуправляемый фактор риска — человеческий.

Источник

Опыт DataLine: как мы готовим дежурных инженеров для своих дата-центров

Сегодня хотим рассказать, как мы отбираем и готовим для своих дата-центров дежурных инженеров. Эта позиция важна для нас по двум причинам:

Но обо всем по порядку.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Чем занимаются дежурные инженеры

У дежурных инженеров много задач. Они работают:

В дневной смене в зависимости от дата-центра вахту несут 6-8 дежурных инженеров и один старший инженер. В ночной – на два человека меньше.
Инженеры работают по двум графикам на выбор: 5 дней в неделю по 8 часов или сутки через трое.

Посты дежурных инженеров находятся в центре мониторинга. Работа построена так, что за стеной мониторинга всегда следит как минимум один человек.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Посты дежурных инженеров некоторых наших дата-центров. Всего на площадке OST работает 19 дежурных, NORD – 27 человек.

Кто может стать дежурным инженером

Мы отдаем предпочтение выпускникам и студентам последних курсов технических университетов. Многие приходят из расположенного по соседству с площадкой OST МТУСИ, МГТУ им. Баумана, МЭИ.

Дежурный инженер – позиция стартовая. По нашему опыту, после года работы инженер получает все возможные знания на этой должности, и в “дежурке” ему становится скучно. В то же время к этому моменту он понимает, куда двигаться дальше.

Случай из жизни
Несколько лет назад к нам в дворники пришел молодой парень, которому нужна была хоть какая-то работа. Чтобы пойти в инженеры, у него не было достаточных навыков в ИТ. Но парень был толковый, быстро схватывал и ему было интересно все, что происходит в “дежурке”. Очень скоро он по собственной инициативе и с разрешения старшего по площадке стал стажироваться: рано утром работал дворником, а после шел в смену стажером. Через несколько месяцев, когда он прокачал все нужные знания и навыки, его официально перевели на позицию дежурного инженера.

Если инженер хорошо проявил себя, обладает нужными знаниями, а у нас есть вакансии, то через год или даже раньше дежурный инженер может попробовать себя и на более старших позициях. У него есть следующие опции:

остаться в дежурной смене в качестве старшего инженера смены с возможностью в дальнейшем стать старшим по площадке.

продолжить работу во второй линии поддержки — специализированных технических отделах: эксплуатация инженерной инфраструктуры, виртуализация, сеть, Unix, Windows-группы.

Многие нынешние ведущие инженеры и даже руководители отделов начинали свои работу в “дежурке”. Расти при желании можно, и мы это только приветствуем. Те, кто прошел этот путь, особенно ценны, потому что знают от и до все, что касается операционных процессов и устройства наших дата-центров. Вот пара таких историй.

Кирилл Шадский, руководитель отдела по работе с внешними дата-центрами
В 2010 году Кирилл закончил МТУСИ и пришел в DataLine на должность дежурного инженера.
В начале 2011 возглавил службу поддержки, в 2012-м – отдел эксплуатации дата-центров. На этой должности занимался управлением инженерными системами дата-центра, реорганизовал процессы эксплуатации, мониторинга, ремонта и модернизации систем. За это время количество дата-центров DataLine выросло с 2 до 6.
В 2014-м Кирилл со своей командой успешно прошел аудит дата-центров NORD-1 и NORD-2 по стандарту Uptime Institute Management & Operations и получил рекордные 92 из 100 баллов. В 2015 году участвовал в сертификации дата-центра NORD-4 по стандартам Uptime Institute Tier III: Design и Uptime Institute Tier III: Facility.
Со второй половины 2015-го возглавляет отдел по управлению внешними ЦОД, проводит обучающие семинары по инженерной инфраструктуре дата-центров.

Григорий Атрепьев, руководитель отдела по управлению проектами
Григорий закончил МТУСИ и пришел в компанию в 2009 году в качестве дежурного сетевого инженера. Принимал участие в модернизации и развитии ядра сетевой инфраструктуры дата-центров, внедрял системы телефонии и контакт-центра.
В 2011-м возглавил сетевой отдел, завершил строительство оптоволоконных линий связи между сетевыми точками присутствия, провел модернизацию сетевого оборудования DataLine на ММТС-9 и ММТС-10.
C 2012–2014 годах занимал должность директора по производству: отвечал за работу технических отделов, эксплуатацию ЦОД, работу технической поддержки.
С 2014 года руководит отделом по управлению проектами. Его команда разрабатывает архитектуру для нестандартных комплексных проектов на базе виртуальных и физических мощностей DataLine, решает задачи по миграции из внешних дата-центров и сторонних сервисов, организовывает поддержку инфраструктуры клиентских информационных систем, проводит аудиты.

Алексей Багаев, руководитель сетевого отдела
В 2009-м году Алексей пришел на позицию дежурного инженера.
В 2010-м перешел в сетевой отдел, где занимался администрированием VoIP сервисов, организацией резервирования клиентских подключений.
В 2011-м занял должность старшего сетевого инженера.
С 2012 возглавляет сетевой отдел. За это время его команда провела полную модернизацию сети передачи данных DataLine, внедрила новые сервисы, построила Meet-Me-Room и порядка 250 км. оптических трасс по г. Москве. В 2015-м заработала собственная точка обмена трафиком DataLine-IX.

Алексей Шувалов, руководитель направления по работе с финансовым сектором
Алексей начал работать в DataLine в 2011 году дежурным инженером. Через полгода он стал старшим инженером службы технической поддержки.
В 2012-м Алексей перешел в дирекцию по управлению сервисом на должность младшего сервис-менеджера.
В 2014-м занял должность ведущего сервис-менеджера.
С весны 2016 года Алексей возглавляет направление по работе с финансовым сектором.

Как проходят отбор и стажировка

С момента отправки резюме до записи в трудовую проходит от 1 до 3 месяцев в зависимости стартовых знаний и умений. За это время и мы, и сам кандидат поймем, подходим ли мы друг другу.
Путь кандидата к званию “дежурный инженер” выглядит следующим образом:

отборочный тур – 1 день;
вводное обучение и экзамен – 3 дня;
оплачиваемая стажировка – 1-3 месяца;
зачисление в штат.

Отборочный тур. Все, чьи резюме нам показались интересными, приглашаются на отборочный тур, который проводят специалисты из HR-отдела. На этом этапе мы знакомимся с кандидатом и знакомим его с нашей компанией, будущими обязанностями, возможностями, условиями по зарплате. Не менее подробно и честно рассказываем о трудностях позиции, чтобы будущий инженер понимал, с чем придется сталкиваться. После небольшого рассказа о себе кандидаты тестируются в боевых условиях: решают кейсы, максимально приближенные к реальности. Вот пример:

Вам пишет письмо сервис-менеджер с просьбой подключить для клиента дополнительную стойку. Официального непосредственного подтверждения от вашего руководства нет. Сегодня пятница 19:00, ваша смена заканчивается в 9 часов утра в субботу, а работа должна быть сдана в 12 часов утра в субботу. Ваши действия?

От кандидата не требуется однозначно правильного ответа. Более того, решать задачу предлагается совместно. На этом этапе нам важно понять, чем он руководствуется при принятии решения, хватает ли у него самообладания (не срывается ли на грубость, не впадает ли в ступор). Еще один важный момент для нас – это умение работать с другими людьми. Дежурных в смене всегда несколько, поэтому нам важно понять, насколько быстро и хорошо кандидат находит общий язык с коллегами.

Вместе с приглашением на отборочный тур ребята получают инструкции по самым простым и частым операциям в дата-центре: обжать витую пару, настроить IP KVM, снять логи с PDU и т.д. Разобраться в них и понять, что к чему, – своего рода домашнее задание. На собеседовании нужно проделать все самостоятельно, по возможности без инструкций и подсказок. Здесь мы тоже проверяем не столько техническую подкованность, сколько ответственность и обучаемость кандидата. Вот на фото ниже кто-то делом занимается, а кто-то курит бамбук, потому что дома не подготовился.

Инженер цод что это. Смотреть фото Инженер цод что это. Смотреть картинку Инженер цод что это. Картинка про Инженер цод что это. Фото Инженер цод что это

Базовые технические знания проверяются в ходе отдельного теста. Если у кандидата нет понимания, что такое TCP/IP, для чего нужен DNS-сервер, каковы параметры бытового тока, то на позиции дежурного инженера ему будет сложно.

Баллы подсчитываются сразу, результаты разбираются совместно. Все баллы заносятся в “личное дело”, где фиксируют все результаты последующих экзаменов и стажировки.

Вводное обучение. Если кандидат набрал не менее 21 балла (70% от возможного), то он продолжает свой путь и его приглашают на трехдневное вводное обучение.

В первый день будущего дежурного инженера знакомят с ценностями и правилами компании, организационной структурой и коллегами, которых нужно знать в лицо, рассказывают про плюшки в виде корпоративных мероприятий и праздников.

В конце первого дня – первая обзорная экскурсия по дата-центру, где рассказывают про основных функции инженерных систем.

Второй день полностью посвящен функциональным обязанностям дежурного инженера. Если до этого было все в общих чертах, то сейчас кандидаты подробно разбирают работы с системой мониторинга, процессом регистрации инцидентов, регламентами и инструкциями, требованиями по времени обработки запросов по SLA.

На конкретных примерах им рассказывают, какими операциями ограничивается их зона ответственности и какие инциденты нужно эскалировать на вторую линию поддержки.

ТОП-10 самых частых инцидентов в зоне ответственности дежурного инженера
Работа с оборудованием (замена аппаратных узлов, установка ОС)
Подключение и/или настройка КВМ для клиента
Перезагрузка оборудования
Коммутация оборудования
Монтаж/демонтаж оборудования
Работы по СКС
Маркировка оборудования
Визуальный мониторинг (проверка работы оборудования по запросу)
Представление информации по запросу клиентов

Третий день полностью посвящен инженерной инфраструктуре дата-центра. Старший инженер площадки во всех деталях рассказывает про основные системы дата-центра – энергоснабжение, холодоснабжение. На примере одной из площадок кандидатов знакомят с оборудованием и системами, рассказывают про их роль в работе дата-центра. Будущие инженеры узнают принципы работы промышленных ДГУ, ИБП, кондиционеров, чиллеров. В этот же день они разбирают типы стоек и первый раз пробуют установить и подключить оборудование в стойку.

Также ребятам рассказывают про устройство сетевой инфраструктуры.

По каждой системе и оборудованию разбираются аварийные ситуации. Основная обязанность дежурных инженеров – мониторинг, поэтому они должны понимать, как та или иная неполадка отобразится в системе мониторинга и главное – что делать дальше.

По итогам трехдневного интенсива кандидаты сдают экзамен по теории и практике. Нового материала за эти три дня много, и без практики сложно все усвоить до конца. Мы это прекрасно понимаем, и на этом этапе нам достаточно, чтобы кандидат показал четкое понимание своих обязанностей и базовые знания об устройстве инженерной инфраструктуры дата-центров.

Все эти три дня к ребятам присматриваются их будущие руководители. Они оценивают их умение работать в команде.

По итогам экзамена (нужно набрать не менее 70% от возможного количества баллов) мы принимаем решение, приглашать кандидата на стажировку или нет.

Стажировка. Оплачиваемая стажировка по учебному договору может длиться до 3 месяцев. Стажер помогает действующей дежурной смене и продолжает свое обучение по индивидуальному плану. Все это время с ним работает наставник. Обычно это старший инженер дежурной смены. Он помогает ему продвигаться по плану обучения. По каждому пункту будущий дежурный инженер сдает мини-зачет, а в конце стажировки – большой экзамен.

После экзамена с кандидатом снова беседуют коллеги из HR и руководитель службы поддержки, чтобы убедиться, что кандидату все нравится и он по-прежнему хочет работать дежурным инженером. Наставник дает обратную связь и делится своими наблюдениями по прогрессу стажера. Если все друг другом довольны, то стажера принимают на должность дежурного инженера.

Вот такой интересный и насыщенный путь проходит желающий стать дежурным инженером в нашем дата-центре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *