Инженерка это такое что
Значение слова «инженерка»
инжене́рка
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ежеутренне — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «инженерка»
Отправить комментарий
Предложения со словом «инженерка»
Если в прошлом семестре для меня инженерка казалась саамам сложным предметом, то теперь её место заняла физика – предмет по которому у меня не было сдано ни одной лабы.
Причиной этому была как раз инженерка.
Эта инженерка отличалась от прошлого семестра – нам не нужно было больше перечерчивать какое-то задание, теперь мы были должны измерять всякие детальки разных форм и делать по ним эскизы.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Инженерное дело
Иначе инженерия — это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации.
Американский Совет инженеров по профессиональному развитию (англ. American Engineers’ Council for Professional Development (ECPD) ) дал следующее определение термину «инженерия»:
Творческое применение научных принципов для проектирования или разработки структур, машин, аппаратуры, производственных процессов, или работа по использованию их отдельно или в комбинации; конструирование или управление тем же самым с полным знанием их дизайна; предсказание их поведения под определёнными эксплуатационными режимами. |
Инженерное дело реализуется через применение как научных знаний, так и практического опыта (инженерные навыки, умения) с целью создания (в первую очередь проектирования) полезных технологических и технических процессов и объектов, которые реализуют эти процессы. Услуги по инженерии могут выполнять как НПО, так независимые инжиниринговые компании. Такие организации предлагают комплекс коммерческих услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, который включает в себя инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчётно-аналитического характера, по подготовке технико-экономических обоснований, выработке рекомендаций в области организации производства и управления.
Крупнейшей [1] компанией России в этой сфере является «Группа Е4».
Содержание
История инженерного дела
Несмотря на то, что инженерные задачи вставали перед человечеством ещё на самых ранних этапах его развития, инженерная специальность как обособленная профессия начала формироваться лишь в Новое время. Техническая деятельность существовала всегда, но чтобы инженерному делу выделиться среди прочих, человечеству пришлось пройти долгий путь развития. Лишь разделение труда положило начало этому процессу, и только появление специального инженерного образования зафиксировало становление инженерной деятельности.
Тем не менее возможно рассматривать многие достижения прошлого как талантливо решённые инженерные задачи. Создание лука, колеса, плуга требовало умственной работы, умения обращаться с орудиями труда, использования творческих способностей.
Множество технических решений и изобретений создавали как материальную базу для последующего развития, так и формировали передаваемые из поколения в поколение навыки и умения, которые, накапливаясь, становились основой для последующего теоретического осмысления.
Особенную роль играло развитие строительства. Возведение городов, защитных сооружений, религиозных построек всегда требовало самых передовых технических методов. Скорее всего именно в строительстве впервые появляется понятие проекта, когда для осуществления замысла требовалось отделить идею от непосредственного производства, чтобы иметь возможность управлять процессом. Сложнейшие сооружения древности — Египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, Александрийский маяк — требовали не только рабочей силы, но и умелой организации технического процесса.
К первым инженерам можно причислить древнеегипетского зодчего Имхотепа, древнекитайского гидростроителя Великого Юя, древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Они выполняли как технические, так и организационные функции, присущие инженерам. Однако вместе с тем их деятельность опиралась большей частью не на теоретические знания, а на опыт, а их инженерный талант был неразделен среди прочих талантов: каждый инженер древности, это, в первую очередь, мудрец, который совмещал в себе философа, учёного, политика, писателя.
Первой попыткой рассмотреть инженерное дело как особый род деятельности можно считать труд Витрувия «Десять книг об архитектуре» (лат. De architectura libri decem ). В нём делаются первые известные попытки описать процесс деятельности инженера. Витрувий обращает внимания на такие важные для инженера методы как «размышление» и «изобретение», отмечает необходимость создания чертежа будущего сооружения. Однако большей частью Витрувий основывается в своих описаниях на практическом опыте. В античные времена теория сооружений находилась ещё в самом начале своего развития.
Важнейшим этапом в инженерном деле стало применение масштабных чертежей. Этот способ развился в XVII веке и оказал сильнейшее влияние на дальнейшую историю инженерии. Благодаря ему появилась возможность разделить инженерный труд на собственно разработку идеи и её техническое воплощение. Имея перед собой на бумаге проект какого угодно большого сооружения, инженер избавлялся от узости взгляда ремесленника, зачастую ограниченного только той деталью, над которой он трудится в данный момент.
В Эпоху Просвещения начинаются попытки подвести под назначение размеров конструкций различные теории. Возникает как наука «сопротивление материалов», закладываются теоретические основы прочности материалов.
XVII век можно считать веком, в который инженерное дело, наконец, начало формироваться в отдельную профессию. В 1601 году французский король Генрих IV назначает Максимильена де Бетюна главным начальником артиллерии и инспектором всех крепостей. В 1602 году де Бетюн создаёт специальную группу армейских офицеров и официально закрепляет за ними обязанность возведения и ремонта фортификационных сооружений.
В гражданском секторе цеховая организация труда могла обеспечить мастеру инженерного дела регулярный доход. Применение технических знаний и умений становится единственный средством дохода для многих лиц, и всё это может говорить об институционализации профессии. Однако не доставало ещё двух важнейших факторов, без которых не существуют полного признания любой профессии: отсутствовала система образования, готовящая специалистов (инженеров), и не существовало системы проверки и контроля профессиональной компетенции.
Следующим этапом развития инженерного дела можно считать появление мануфактурных производств. Множество специализированных производств: текстильное, металлургическое, металлообрабатывающее, судостроительное, производство бумаги и стекла, кожевенное и прочие — требовали разнообразных инструментов и механизмов, станков и зданий. Разделение труда на каждой мануфактуре приводило к ещё большим потребностям.
Развитие фабричной промышленности и введение патентной системы приводит к всплеску инженерного творчества. Растущим производствам требовались всё новые и новые изобретения, и стоящая техническая идея была способна принести изобретателю немалый доход. Дальнейшее развитие приводит к соединению инженерного дела с научным прогрессом, без идей которого современное инженерное дело невозможно.
Развитие инженерного дела в России
При царе Иване Грозном введены разряды для военных людей строительного дела:
В 1557 году учреждается Пушкарский приказ — орган военного управления, для которого были определены и инженерные задачи: руководство постройкой оборонительных сооружений, составление инструкций воеводам, руководящим военным строительством или обороной, составление смет на строительство, проверка отчётности.
Пушкарский приказ становится первым учреждением в России, которое осуществляет контроль и регулирование инженерной деятельности. Принимаемые на службу в приказ подразделялись на категории от инженеров, что имели право самостоятельно разрабатывать проекты, до подмастерий и «чертежщиков». Впервые инженерная деятельность разбивается на специализированные занятия: как отдельные виды работ выделяются конструкторская деятельность, экономическая деятельность (составление смет), управленческую, метрологическую.
Началом новой эры в инженерном деле России можно считать правление Петра I, который сумел за время своего царствования целый корпус профессиональных инженеров и заложить условия для инженерного образования. Перенимая прогрессивный опыт Европы, Пётр проводит коренное переустройство технической политики. Именно при Петре появляется высшее техническое образование в России, создаётся промышленное законодательство, создаются органы, способные контролировать деятельность инженеров (Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия), выделяется особый инженерный род войск.
Инженерное образование
Первоначально обучение инженерному делу происходило непосредственно в процессе труда от мастера к ученику. Данная форма обучения существовала и во времена Античности, и в Средневековье: в цеховой системе, по большому счёту, сохранялся тот же принцип. Ученик поступал на обучение на производство, во главе которого стоял мастер, выполнял первоначально самые простые операции, в дальнейшем он мог стать подмастерьем, после чего, набравшись опыта, мог открыть собственную мастерскую. По мере накопления теоретических знаний становилось возможным проводить обучение в отрыве от производства. Но до изобретения книгопечатания накопление и систематизации знаний происходила очень медленно. «Десять книг об архитектуре» являются уникальным примером попытки такой систематизации инженерных знаний. Но единичные попытки не могли вывести образование на новый уровень.
После изобретения печатного станка становится возможным собирать, анализировать и распространять инженерные знания. Выходят в свет такие труды как «О горном деле и металлургии» (англ. De re metallica ) (1530—1556) Георгия Агриколы, «О фортификации» (Delle fortificazioni) (1570) Галассо Альгизи (итал. Galasso Alghisi ), «О фортификации городов» (Della fortificatione delle città) (1664) Джироламо Маджи (англ. Girolamo Maggi ) и Джакомо Фусто Кастриотто. Также появляются труды выдающихся учёных: Галилея, Декарта, Торричелли.
В 1653 году в Пруссии открывается первая кадетская школа, готовящая инженеров. Также с целью обучения военных инженеров в XVII веке в Дании создаётся первое особое училище. В 1690 году во Франции основывается артиллерийская школа.
Первым инженерно-техническим учебным заведением России начавшим давать систематическое образование становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук. Образование военных инженеров началось ещё во времена правления Василия Шуйского. На русский язык был переведён «Устав дел ратных», где среди прочего рассказывалось и о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Обучение вели приглашённые иностранные специалисты. Но именно Петру I принадлежит выдающаяся роль в развитии инженерного дела в России. В 1712 году в Москве открывается первая инженерная школа, а в 1719 году вторая инженерная школа в Петербурге. В 1715 году создается Морская академия, в 1725 году открывается Петербургская академия наук с университетом и гимназией.
В 1716 году во Франции учреждается Корпус инженеров путей сообщения. В 1747 году Жан Родольф Перроне основывает в Париже «Школу мостов и дорог». В первое время обучение в ней проходило как в обычной ремесленной школе, однако уже в 1775 году она преобразуется в «Национальную школу мостов дорог» и подготавливает выпускников высшего инженерного образования. В 1794 году открывается публичная трудовая школа.
В 1742 году открывается Дрезденское инженерное училище, в 1744 году — Австрийская инженерная академия, в 1750 — Аппликационная школа в Мьезере, 1788 — Инженерная школа в Потсдаме.
Первым учебником по инженерному делу можно считать выпущенный в 1729 году учебник для военных инженеров «Наука инженерного дела».
Современная система высшего инженерного образования в России рождается в девятнадцатом веке. Первым высшим инженерным учебным заведением становится в 1810 году основанное в 1804 году Главное инженерное училище Российской империи (а ныне ВИТУ) по причине добавления дополнительных офицерских классов и двухгодичному продолжению обучения офицеров, в отличие от всех других кадетских корпусов и инженерных учебных заведений России. Как писал выдающийся учёный механик и выпускник Института инженеров путей сообщения Тимошенко, Степан Прокофьевич в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первых курсах и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. [2]
В 1809 году в Санкт-Петербурге Александр I основывает Корпус инженеров путей сообщения. При нём учреждается Институт (Институт Корпуса инженеров путей сообщения). Одно из первых высших технических учебных заведений России стало впоследствии альма-матерью многих талантливых русских инженеров и профессоров.
В течение XIX века продолжалось создание различных специализаций и направлений высшего инженерного образования происходившее в процессе перехода наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего образования, что привело к качественному развитию, так как каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого свою собственную программу нового направления или специализации высшего инженерного образования, заимствуя передовой опыт других, сотрудничая и обмениваясь инновациями. Одним из выдающихся организаторов этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев.
В Англии специалистов-инженеров готовили следующие учреждения: Институт гражданских инженеров (Англия) (англ. Institution of Civil Engineers ) (основан в 1818 году), Институт инженеров-механиков (англ. Institution of Mechanical Engineers ) (1847 год), Институт морских архитекторов (англ. Royal Institution of Naval Architects ) (1860 год), Институт инженеров-электриков (англ. Institution of Electrical Engineers ) (1871 год).
Инженерное дело как профессия
Люди, которые постоянно и профессионально занимаются инженерией, называются инженерами. Инженеры применяют свои научные знания для нахождения подходящего решения проблемы или для создания усовершенствований.
Решающая и уникальная задача инженеров состоит в идентифицировании, понимании и интерпретации ограничений проекта для осуществления успешного результата. Как правило, недостаточно создать успешный продукт; он должен отвечать дальнейшим требованиям.
В целом, жизненный цикл инженерного сооружения можно разделить на несколько этапов:
Процесс инженерной деятельности начинается с формирования потребности в искусственном механизме или процессе. Изучив эту потребность, инженер должен сформировать замысел решения, которому необходимо придать определённую форму — проект. Проект нужен, чтобы замысел инженера (группы инженеров), существующий как идея, стал понятен другим людям. Проект в дальнейшем воплощается в реальность с помощью строительных материалов.
При решении стоящей перед ним задачи инженер может использовать уже наработанные решения. В частности, широкое распространение с самых ранних времён получило типовое проектирование. Однако для нетривиальных задач стандартных решений недостаточно. В таких случаях можно говорить об инженерном деле как об «инженерном искусстве», когда применяя специализированные знания инженер должен создать объект, придумать способ, каких ещё ранее не существовало. Профессиональное мышление инженера представляет сложный психический процесс, который, как и любое искусство, трудно поддаётся формализации. В общем приближении можно выделить следующие этапы при решении инженерной задачи:
Данные этапы не обязательно проходят последовательно, скорее, процесс формирования ответа на поставленную задачу проходит циклически, и не всегда с ясным осознанием. Иногда догадка может явиться как интуитивное озарение. Основанная на накопленном опыте, она в дальнейшем может быть объяснена и проанализирована, однако в первый момент нет возможности сказать как и почему она родилась. Догадки возможны при интуитивном подтипе мышления, который можно считать основным источником порождения идей. Он тесно связан и с другими подтипами: синтетическим и аналитическим, творческим и рутинным, логическим.
Эйфелева башня (Густав Эйфель, Морис Кеклен (англ. Maurice Koechlin ), Эмиль Нужье (англ. Émile Nouguier ) и др.) | ||||
---|---|---|---|---|
Инженеры | Идея | Проект | Строительство | Готовое сооружение |
CAE-системы
CAE (Computer-Aided Engineering) — компьютерный инжиниринг на основе применения CAE-систем.
Завтра мы начнём вас убивать, или Зачем нужны инженеры
Привет, Хабр. Под этим пафосным заголовком я бы хотел поговорить о том, что такое «инженерная наука», в чём состоит главная обязанность инженера и что бывает, если он с ней не справляется — мне кажется, в последнее время эта тема становится всё более актуальной, при этом её публичного обсуждения я не вижу.
Сподвигла меня на это разразившаяся (при моём активном участии) в минувшие выходные история с «нейроинтерфейсами» компании Bitronics Lab — детскими учебными наборами для снятия ЭЭГ и мышечной активности, которые при ближайшем рассмотрении оказались попросту небезопасны в использовании из-за несоблюдения их производителем базовых требований к электробезопасности медицинского оборудования.
История это очень показательна в том, что она демонстрирует, как по мере роста сложности система, составленная из кажущихся её авторам безопасными компонентов, становится опасной — причём на примере системы простой, бытовой и интуитивно понятной, а не атомного реактора или реактивного лайнера, которые любят брать в качестве примеров авторы книг вроде моей любимой «Inviting Disaster».
Кроме того, с одной стороны, история эта с настолько счастливым концом, насколько возможно (производитель быстро признал проблему и сейчас работает над её решением), а с другой — вскрыла такие глубины, о которых многие и не подозревали, став из истории о технике историей о людях.
Итак, уважаемая российская компания, имеющая целую пачку не менее уважаемых партнёров, делает недешёвые, но пользующиеся спросом современные учебные наборы, используя для этого проверенные временем и считающиеся совершенно безопасными компоненты — Arduino, датчики, персональный компьютер.
Казалось бы, что может пойти не так?
Если вы посмотрите обучающие видео Bitronics (тем более, сайт почему-то подсовывает их вместо описания набора), то комплект поставки будет более чем очевиден — это обычная плата Arduino Uno, платка аналогового интерфейса для датчиков ЭКГ, несколько наклеивающихся на кожу электродов, ну и провода, макетка и прочая мелочь. Вся система подключается к USB-порту компьютера. Один из электродов в примере, из которого взят скриншот ниже, приклеивается к коже головы сразу за ухом.
Проблема с медицинским оборудованием в том, что электроды в большинстве случаев закреплены на пациенте так, что он в принципе не может рефлекторным движением освободиться от них — например, в случае снятия ЭЭГ или ЭКГ они приклеены к коже. Более того, для проведения измерений требуется максимально качественный контакт электродов с кожей, поэтому часто используются ещё и специальные гели, этот контакт улучшающие. Наконец, электроды могут располагаться в точках, ещё менее приятных с точки зрения поражения током, чем в бытовых ситуациях — на груди в области сердца, на голове и так далее.
Действующие стандарты на безопасность медицинского оборудования отдельно, недвусмысленно и в явном виде описывают случай с протеканием тока через тело пациента в подобных ситуациях — и предписывают весьма жёсткие ограничения таких токов: не более 0,1 мА постоянно, не более 0,5 мА разово при неисправности оборудования (а в некоторых случаях лимиты снижают ещё в десять раз, см. ГОСТ 30324.0-95).
Но, может быть, у нас всё хорошо — ведь Arduino питается всего лишь от 5 В, такое напряжение не даст ток выше единиц-десятков микроампер.
Вторая проблема, которую не учли разработчики — в том, что на корпусе компьютера, в который включена их система, напряжение может быть много, много выше.
Вообще это знание тривиально и доступно как минимум каждому второму эникейщику — в силу широчайшего использования в России розеток без заземляющего контакта и, тем более, без подведённого к ним заземления, на корпусе компьютера постоянно присутствует переменное напряжение величиной ровно в половину сетевого, то есть 230/2 = 115 В.
Дело в том, что во входном фильтре типового импульсного блока питания стоит пара конденсаторов, образующих делитель между линиями сетевого питания и корпусом компьютера — при нормальной эксплуатации, когда компьютер подключён к заземлённой трёхполюсной розетке, ток через эти конденсаторы уходит в землю. Эти конденсаторы могут отсутствовать в самом наидешёвейшем китайском барахле, но в любой минимально приличной технике они есть, потому что требования по электромагнитной совместимости предписывают фильтровать создаваемые блоком питания помехи.
Если у вас дома электропроводка без заземления, то вы можете взять обычный мультиметр и, воткнув его между компьютером и батареей отопления, лично увидеть около 115 В и около 0,5-1,5 мА (плюс-минус, в зависимости от другой включённой в комп техники, в блоках питания которой тоже есть эти конденсаторы).
Обычно это неприятно, но не опасно — случайно коснувшись компьютера, греющий ноги на батарее отопления пользователь получит лёгкую щекотку и руку отдёрнет. Впрочем, пользователи периферии, тех же геймерских клавиатур в алюминиевых корпусах, регулярно жалуются на сопутствующие ощущения, а на фейсбуке мне рассказали про случай, в котором отсутствие заземления и вовсе представляло опасность — в офисе была проложена линия заземления между розетками, но в щитке она не была подключена; пользователь, взявшийся одновременно за батарею отопления и компьютер, получал не 1 мА, а в десять-двадцать раз больше — так как лупили током его все компьютеры в комнате одновременно.
Однако мы говорим про набор Bitronics Lab, который:
Более того, даже заземление компьютера не гарантирует отсутствие неприятных эффектов — батарея отопления может относиться к другому контуру заземления, нежели земля в розетках, и если сделаны они не слишком удачно, между ними может быть потенциал в десятки вольт.
Наконец, утечка может происходить вообще на каком-либо другом приборе, например, на дешёвой китайской смартфонной зарядке — и тщательно заземлённый компьютер уже сам послужит «громоотводом», через который — и по пути через вас — этот ток свободно потечёт. Именно таким способом погибают от заряжающегося смартфона в ванной — чугунная ванна и металлические трубы заземлены, а высокая влажность резко увеличивает вероятность пробоя внутри зарядного устройства и одновременно снижает сопротивление кожи.
В-третьих, производитель вообще не рассматривает вариант неисправного оборудования — блока питания в компьютере или другом периферийном оборудовании, в результате чего на незаземлённый корпус компьютера, а с него на приклеенные к голове пользователя электроды прилетят честные 230 В из розетки. Причём нельзя сказать, что такая неисправность так уж невероятна — конструкторы Bitronics Lab предназначены для использования неподготовленными пользователями в неконтролируемых условиях, то есть в качестве прочего оборудования может быть вообще что угодно.
Китайские 200-рублёвые зарядки, официально продаваемые в российских магазинах и при этом имеющие зазор между первичной и вторичной цепями в районе 1 мм (это электрическая прочность в районе 300 В, то есть даже меньше, чем в розетке амплитудного напряжения в нормальных условиях), я разбирал и видел лично.
Так что же такое инженерное дело?
Если вы спросите многочисленных активистов робототехники и прочего STEM, они, скорее всего, скажут вам, что инженерия — это наука по созданию машин и сооружений, которые помогают людям. Это в корне неверно. Инженерия — это наука по созданию машин и сооружений, которые не убивают людей. Построить дом может любой человек, но только хороший инженер может построить дом, который не погребёт жильцов под своими обломками.
Самолёты и ракеты, не падающие с неба, дома, не погребающие под завалами жильцов, детские конструкторы, не бьющиеся током, торговые центры, не сжигающие посетителей кинотеатра — всё это и есть настоящее инженерное дело.
Инженерное дело — это одна из самых зарегламентированных и задокументированных областей деятельности человечества, покрытая сотнями стандартов, требований, процедур и рекомендаций. И все эти документы, по сути, написаны кровью — кровью десятков тысяч людей, погибших из-за того, что кто-то сэкономил, не просчитал, не предусмотрел или не предупредил.
«Мы наблюдали подобное явление в ходе нескольких предыдущих полётов, и не имеем абсолютно никаких поводов для беспокойства о безопасности посадки» — гласило письмо руководителя последнего полёта шаттла «Columbia» (7 погибших).
Инженерное дело — это огромный, колоссальный накопленный объём знаний о том, что и как надо делать, чтобы никто не пострадал.
Для того, чтобы понять, что та или иная конструкция будет вас убивать, совершенно не обязательно ей пользоваться, а тем более — лично наблюдать проблему. Не обязательно сжигать новый торговый центр, чтобы убедиться, что отсутствие в нём запасных выходов убьёт десятки людей — требования к запасным выходам описаны в СНиПах десятилетия тому назад, и если на плане ТЦ нет запасных дверей, то для вывода о его небезопасности не требуется его лично посещать, а тем более — гореть в нём.
Не обязательно, сидя в битрониксовском ЭЭГ-метре, касаться ногой заземлённой батареи — требования к безопасности медицинских устройств также описаны в стандартах много лет тому назад, и описаны они там не по желанию левой пятки, а по результатам расследований смертей людей, убитых медицинскими устройствами до того, как эти требования были описаны. И если в составе ЭЭГ-метра нет гальванической развязки, то для вывода о его небезопасности совершенно не требугется надевать его на голову, а тем более — бить себя через него током.
Завтра мы начнём вас убивать
К сожалению, хотя я и вижу довольно много дискуссий по STEM-образованию в России, все они полностью сводятся к тому, как научить школьников и студентов сделать что-то полезное, но не что-то безопасное. Вопросы безопасности, от элементарных правил до безопасности комплексных систем, попросту не обсуждаются, их как будто не существует — и если где-то вообще звучит слово «безопасность», то можно быть абсолютно уверенным, что продолжением будут слова «работы в интернете».
И вот мы уже видим 5-килограммовые дроны, летающие туда-сюда над толпой гостей в Сколково, поддерживаемый АСИ проект электросудорожного нейроинтерфейса, взрывающиеся в гаражах ракетные двигатели и много других удивительных вещей — настолько много, что лично меня начинает уже пугать время, когда все эти стартаперы повзрослеют и начнут с тем же уровнем ответственности проектировать настоящие самолёты и настоящие медицинские приборы.
Как на это реагируют те, кто уже сейчас должен был вбить им в голову, что нет более важной цели, чем недопущение убийства человека машиной?
Давайте я приведу несколько цитат из обсуждения случая Bitronics Lab в фейсбуке на этих выходных. Прямо скриншотами, потому что иначе местами будет трудно поверить, что это не гротескные вымышленные персонажи.
Тимур Бергалиев, генеральный директор Bitronics Lab, не понимает, в чём вообще проблема, а также считает, что 5-вольтовый LDO в Arduino в принципе сможет сработать предохранителем, если что:
Андрей Гурьев, федеральный тьютор по робототехнике детских технопарков «Кванториум», считает, что в худшем случае пользователь получит «заряд бодрости», но в общем никто в этом особенно виноват не будет:
Да и вообще вся эта шумиха, скорее всего, высосана из пальца:
Даже после того, как сам производитель признал проблему и потенциальную опасность устройства, г-н Гурьев продолжил настаивать, что ничего такого он в этом не видит, требования по безопасности медицинского оборудования к игрушечному ЭЭГ-метру не относятся, а вся история — лишь заказанный конкурентами чёрный пиар.
Алексей Филимонов, бренд-менеджер направления «Образовательная робототехника» компании Digis Group, занимающийся поставками подобных изделий, весело перешучивается с Гурьевым. Диалог, опять же, происходит уже после того, как сам производитель признал существование проблемы. Это ведь очень смешная идея, не правда ли, что ребёнка может ударить током, может быть даже насмерть?
Нельзя сказать, что проблема не была совсем уж замечена СМИ — «отраслевое» издание Edurobots немедленно выпустило новость, в которой сказано… ничего. Мол, вот в Фейсбуке разгорелся спор, Артамонов считает, что всё плохо, а Гурьев с ним не согласен.
Найти стороннего по отношению ко всей этой истории человека, имеющего опыт работы с медтехникой и понимающего основы безопасности, я думаю, даже в субботу вечером можно было максимум за полчаса — хотя бы пройдясь по комментариям в том же фейсбуке, посмотрев профили их авторов и выбрав пару человек, не имеющих явного отношения ни ко мне, ни к Гурьеву, ни к Bitronics Lab, зато имеющих релевантные вопросу места работы.
Но нет, зачем что-то делать по такому вопросу, как безопасность детей? Давайте лучше сядем спокойно и подождём комментариев наших читателей.
Мне кажется, что если вы ищете кризис в российском инженерно-техническом образовании — то он отнюдь не в том, что где-то на соревнованиях робот по линии проехал недостаточно быстро.
Что мы с этим будем делать, как мы с этим будем жить
Если говорить о данной конкретной ситуации, то в минувший понедельник Bitronics Lab признала существование проблемы и обещает в ближайшем будущем всем покупателям конструктора выслать гальванические развязки для USB-порта на базе ADuM4160.
Если не касаться вопроса о том, что такая ситуация вообще не должна была сложиться, то в текущих обстоятельствах реакция Bitronics Lab — настолько быстрая и адекватная, насколько это возможно.
Что же касается проблемы глобальной, то, честно говоря, я не вижу здесь простого решения — мы незаметно теряем целую отрасль знаний, по крайней мере, в публичном поле. Точнее, даже не отрасль, а методологию работы в ней. Теряем весело, с огоньком, с шутками и прибаутками. Внутри отдельных крупных компаний, думаю, инженерная культура в той или иной степени будет сохраняться ещё долго (кто сказал «Роскосмос». ), но образование и плеяду молодых стартапов в принципе можно считать потерянными.
Государственная сертификация и прочие меры регуляторики помогут мало — российские законы здесь столь же строги, сколь и необязательным. Сертификат безопасности низковольтных устройств можно оформить за 10-20 тысяч рублей по фотографии и без единого теста, а на всякую сертификацию медицинского оборудования тот же Bitronics просто никогда не попадёт, потому что не объявит себя таковым.
Остаётся в общем только одно — делать такие случаи максимально публичными. Никакой товарищеской помощи, никакого тихого заметания следов под ковёр — любая ошибка, ставящая под угрозу жизнь и здоровье людей, должна становиться публичной. Как там у нас любят говорить в АСИ НТИ — «цифровой след знаний и компетенций»? У незнания и некомпетентности тоже должен быть свой цифровой след.
Подчеркну, что мне в данном случае абсолютно всё равно, насколько обоснована цена наборов Bitronics Lab, насколько хорошо они выполняют заявленные функции, как и кому продаются — всё это детали бизнеса, которые должны волновать только продавца и покупателя, ну может быть ещё иногда налоговую инспекцию.
Но выпуск товара, не отвечающего требованиям безопасности, должен быть наказуем. И каждый разработчик, а также каждый его руководитель должен понимать, что рано или поздно — но это наказание случится, и может стоить ему денег, репутации и всего бизнеса.
Однако ещё больше пугает, какое число людей — в том числе стоящих выше конкретного производителя, стоящих со стороны заказчика и, казалось бы, заинтересованных в решении подобных проблем до того, как они себя проявили по-настоящему, делают всё, чтобы спустить вопрос на тормозах и забыть о нём. Они даже не пытаются что-то понять, они просто сразу встают в оборонительную позицию: это всё домыслы, слухи, мы знаем производителя лично — там работают высочайшие профессионалы (увы, не могу привести скриншот или ссылку, автор этого утверждения вскоре меня забанил; это был сотрудник ещё одного вуза), вы грубы, ваш тон неприемлем, ваши наезды оплачены конкурентами, мы не будем с вами разговаривать. Их песня не меняется даже тогда, когда уже сам производитель публично заявил и о проблеме, и о её решении — нет, всё равно мало фактов, всё равно мы не верим, всё равно мы не будем с вами разговаривать.
Я не знаю, чего боятся эти люди — что у них упадут продажи? Что их уволят, если окажется, что они который год торгуют небезопасной техникой? И на что они надеются, когда всем очевидно, что проблема уже вышла наружу — что это всё останется внутри фейсбука и забудется через пару-тройку дней, особенно если тщательно удалять упоминания своих имён из постов по данной теме? Что их клиенты и руководство оценят их рассудительность и деловой подход?
В любом случае, вот с этим придётся что-то делать.
Иначе ещё через 10 лет покупать китайскую электронику мы будем хотя бы потому, что ей безопаснее пользоваться.