Инженерный бизнес что это
Инженерный менеджмент
Инженерный менеджер отличается от других менеджеров потому что он [или она] обладает как способностью применять инженерные принципы, так и навыки (skills) в организации и направлении (directing) людей и проектов. Он уникально клвалифицирован для двух типов работ: управления техническими функциями (такими, как проектирование или производство) в почти любом предприятии, так и управления более широкими функциями (такими, как маркетинг или топ-менеджмент) в высокотехнологическом предприятии. Daniel Babckok, 1978
Есть в США в 2007г. даже основан консорциум приличных университетов, которые согласуют в нём свои учебные программы инженерного менеджмента: http://www.mempc.org. Вот картинка, иллюстрирующая подход этого консорциума (http://www.mempc.org/images/skillsets.jpg):
Можно по инженерному менеджменту и Ph.D. защитить.
Тем не менее, возникает вопрос: является ли инженерный менеджмент отдельной полноценной дисциплиной с какими-то особыми практиками, или это просто такое «вечномодное» слово для обозначения произвольно сбалансированной учебным заведением смеси из инженерных дисциплин и дисциплин MBA? Переформулирую: есть ли в инженерном менеджменте что-то такое, чего не преподают ни чистым инженерам (в том числе системным инженерам), ни менеджерам (которые MBA или MSM)?!
На верхнем уровне мало что видно, ибо области знаний включают невинные с любой точки зрения:
1. Market Research, Assessment, and Forecasting
2. Strategic Planning and Change Management
3. Product, Service and Process Development
4. Engineering Projects and Process Management
5. Financial Resource Management
6. Marketing, Sales and Communications Management
7. Leadership and Organizational Management
8. Professional Responsibility, Ethics and Legal Issues
Одной из enabling technologies для моделеориентированности является ISO 15926. И тут нужно уточнить, что product models (plant models) являются уж точно инженерными/системно-инженерными. А вот project models с их factory physics попадают уже в модели инженерного менеджмента (с учётом вечного спора о том, входит или не входит управление проектами в состав практик системной инженерии).
Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент»
История
Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров-менеджеров в сфере высоких технологий. В настоящее время факультет обучает студентов по двум специальностям:
080507 — «Менеджмент организации»
220701 — «Менеджмент высоких технологий»
Студенты факультета помимо организационно-экономических предметов изучают обширный блок математических и технических дисциплин, что позволяет им глубоко понимать процессы производства, отслеживать новейшие достижения науки и применять системные знания в управлении наукоемкими производствами.
Декан факультета — д.э.н, д.т. н. И. Н. Омельченко
На факультете ИБМ шесть выпускающих кафедр:
Код | Название |
---|---|
ИБМ-1 | Экономическая теория |
ИБМ-2 | Экономика и организация производства |
ИБМ-3 | Промышленная логистика |
ИБМ-4 | Менеджмент |
ИБМ-5 | Финансы |
ИБМ-6 | Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность |
Преподаватели
Ссылки
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Отраслевые факультеты: Радиотехнический (РТ) | Ракетно-космическая техника (РКТ) | Оптико-электронное приборостроение (ОЭП) | Приборостроительный (ПС) | Аэрокосмический (АК)
Полезное
Смотреть что такое «Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент»» в других словарях:
Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана — Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких … Википедия
Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в… … Википедия
Факультет ИБМ — Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких … Википедия
Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника» один из факультетов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Входит в научно учебный комплекс «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника» (НУК РЛМ). Декан факультета РЛ академик АМТН, кандидат … Википедия
Факультет «Ракетно-космическая техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Ракетно космическая техника» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет был основан в 1961 году решением Совета главных конструкторов, во главе с С. П. Королёвым в городе Калининграде Московской области (сейчас Королёв) … Википедия
Факультет «Энергомашиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Энергетическое машиностроение» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. Факультет включает 10 специализированных кафедр и проводит подготовку высококвалифицированных инженеров исследователей и разработчиков для передовых научно … … Википедия
Факультет «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Робототехника и комплексная автоматизация» один самых молодых факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, осуществляющий подготовку специалистов по пяти родственным и дополняющим друг друга направлениям, основанным на современных… … Википедия
Факультет «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана — «Специальное машиностроение» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. Факультет включает в себя 13 кафедр, все из них являются выпускающими. Деканат факультета и большинство кафедр расположены в здании по адресу: Москва, Госпитальный переулок, дом 10 СМ… … Википедия
Российская ассоциация бизнес-образования — РАБО Российская ассоциация бизнес образования образованная в 1990 году руководителями первых российских бизнес школ В.А. Бурениным (ВКШ МВЭС), Л.И.Евенко (ВШМБ АНХ) и А.Б.Мануковским (МШБ МГИМО). РАБО интеллектуальное сообщество, объединяющее… … Википедия
Инженерный бизнес
Учит управлять методом оценки бизнеса и активов промышленных предприятий.
Оставить заявку Узнать, как поступить
Описание специальности
Набор на специальность только для граждан России
Магистерская программа дистанционного обучения “Инженерный бизнес” готовит экономистов и инженеров в одном лице, владеющих современными методами оценки бизнеса и активов промышленных предприятий.
Онлайн обучение направлено на специалистов с высшим или профессионально-техническим образованием, которые хотят быть руководителями в проектных и производственных организаций, эффективно управлять производством.
Профиль полезен бизнесменам, которые управляют промышленными предприятиями, а также тем, кто только хочет открыть собственное дело в этой области.
На курсе студенты глубоко исследуют: финансовые услуги, страхование, рекламную деятельность, консультирование. Учатся проводить научные исследования; трудятся над собственными разработками.
Выпускники – хорошо подготовленные универсальные экономисты-инженеры, готовые к работе на любом промышленном предприятии РФ и стран СНГ. Они умеют:
Что даст поступление на эту специальность?
Стабильную и хорошо оплачиваемую работу; возможность занимать значимые должности на предприятиях разного уровня.
Прохождение онлайн обучения наделяет необходимыми знаниями и навыками для открытия собственного дела.
Что еще особенного:
Чем занимаются инженеры в современной России и зачем они нужны
В советское время инженеры нередко становились героями книг и фильмов: Олег Прончатов из одноименного сериала метит в директора сплавконторы, Петр Гарин собирается захватить мир с помощью гиперболоида, а инженер Баркасов попадает в нелепые истории. Сегодня у массовой культуры другие герои. Вместе с Национальной ассоциацией инженеров-консультантов в строительстве выясняем, почему раньше профессией инженера так гордились и можно ли в XXI веке вернуть ей утраченный престиж.
От розмыслов до инженеров
Норманны и арабы говорили о Руси как о «стране городов», имея в виду хорошо укрепленные поселения: Чернигов, Киев, Новгород. А где города, там и инженерные задачи. Мастеров, знающих толк в крепостных стенах, мостах и дорогах, называли «розмыслами». В отдельную профессию инженерия оформилась при Петре I. В 1701 году с помощью британских инженеров и математиков он организовал школу математических и навигацких наук. Долгое время к российским специалистам относились как к помощникам зарубежных: крупными стройками в основном занимались иностранцы. Одним из первых значимых объектов именно российского инжиниринга стал Николаевский мост (1842–1850) — первый постоянный мост через Неву. После революции его переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, а с 2007 года он называется Благовещенским.
В то время инженерная профессия особой популярностью среди дворян не пользовалась. Чтобы привлечь высшие слои общества, Горный институт даже включил в свою программу танцы, фехтование, литературу и пение. Но план провалился: выпускники шли в актеры. За десятилетие на рубеже веков из-за реформы образования число студентов инженерных институтов увеличилось втрое. Минимальный оклад молодого инженера составлял 75 рублей, тогда как десятник, старший над группой рабочих, зарабатывал 25 рублей. Для сравнения: 1 фунт пшеничной муки в те времена стоил около 8 копеек.
Разрыв между заработными платами молодых специалистов и десятников особенно возмущал простых заводских рабочих. После Октябрьской революции инженерам это припомнили: пролетариат заклеймил их эксплуататорами. На время большевиков и инженеров примирила общая мечта об электрификации, которой занималась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). По плану ГОЭЛРО 1920 года была разработана система из 30 электростанций, и инженеры оказались обеспечены работой на ближайшие годы. Постепенно власть менялась: сталинская гигантомания шла вразрез с принципами оптимизации инженеров 1920-х годов. Начались преследования.
Золотой век российского инжиниринга
После войны инженеры восстанавливали промышленность. Довоенный уровень производства был достигнут уже к 1948 году. В 1954 году в СССР построили первую в мире промышленную атомную электростанцию, а в 1957-м инженер Сергей Королев впервые в истории человечества запустил на орбиту искусственный спутник Земли. Инженеры не только пользовались уважением, но и неплохо зарабатывали, а также оказывали инжиниринговые услуги за рубежом. Параллельно шла усиленная подготовка кадров. Для примера: в 1940-м из учебных заведений выпустились 24,2 тыс. инженеров, а в 1960 году уже 95,2 тыс.
В период застоя количество специалистов перевесило качество: с 1960 по 1970 год дипломированных специалистов стало больше в 2,3 раза, однако, как пишет газета «Правда» за 1987 год, «рост численности инженеров и техников значительно опережал «прибавку» от результатов их деятельности». Причины тому — разрыв между вузовской подготовкой и реальными потребностями производства, а также снижение уровня инженерного образования. Это привело к уменьшению новых разработок. После распада СССР многие предприятия и исследовательские институты закрылись, а вчерашние инженеры ушли в другие сферы. Последствия этих событий влияют на отрасль до сих пор.
Трудности перевода
Ряд факторов размыл границы инженерной профессии. Формально в современной России не оказывают инжиниринговые услуги, а понятие «инжиниринг» до сих пор не закреплено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Геннадий Сахаров, директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе госкорпорации «Росатом»:
«К сожалению, при переходе России на ОКВЭД в 2003 году случилась, на мой взгляд, техническая ошибка: термин engineering был переведен как «инженерно-техническое проектирование», что достаточно узко и не отражает всего спектра услуг. В итоге понятие «инжиниринг» до сих пор в России системно не легализовано».
Круг терминов и определений российского инжиниринга формируется уже более 20 лет, но чем именно занимаются или должны заниматься современные инженеры, до конца не ясно. Государственный стандарт «Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения» определяет инжиниринг как «деятельность исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовку технико-экономических обоснований проектов, выработку рекомендаций в области организации». Терминология национального стандарта «Инжиниринг в строительстве» звучит еще более общо: инженерно-консультационная деятельность — это «решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и/или процессов».
В качестве юридического лица инженер фигурирует в одной статье Гражданского кодекса. По закону заказчик может нанять инженерную организацию для контроля подрядчика. Однако, как отмечает Геннадий Сахаров, на практике «при реализации проектов по 44-ФЗ и 223-ФЗ эту функцию выполняет технический заказчик», а не инженер. «У многих людей, в том числе специалистов, работающих в инженерных и строительных областях, часто возникает недоумение: а что, у нас в современной России нет инженеров и инжиниринга? А вот получается, что как бы есть, но формально нет. Разрозненные определения кусками вставлены в тот или иной нормативно-правовой акт или профстандарт. Пока не систематизирована терминологическая база, ни у кого не будет никакой ясности», — считает Геннадий Сахаров.
Чем занимаются европейские инженеры и кто их контролирует
За рубежом инжиниринговую деятельность с 1913 года регулирует Международная федерация инженеров-консультантов (FIDIC, Fédération Internationale Des Ingénieurs-Conseils). Сегодня представительства FIDIC есть во многих странах мира. В России это Национальная ассоциация инженеров-консультантов (НАИКС).
Согласно ценностям FIDIC, в основе деятельности инженеров-консультантов должны лежать честность и стремление повышать качество услуг: «Такой инженер действует беспристрастно, а также выполняет функции по досудебному урегулированию споров», — отмечает Сахаров. Этот подход выгоден всем участникам процесса, поэтому Международная федерация инженеров-консультантов заключила со Всемирным банком и Межамериканским банком развития рамочное соглашение, по которому стороны в течение пяти лет перейдут на использование типовых контрактов FIDIC — EPC (М). Такие контракты позволяют управлять рисками, снижать затраты для клиентов и компаний и формировать единую базу документации для закупок. По условиям контрактов исполнитель несет ответственность за цепочку взаимосвязанных процессов, из которых и состоит аббревиатура EPC (M): engineering (инжиниринг), procurement (снабжение), construction (строительство и запуск объекта), construction management (управление проектом).
В Национальной ассоциации инженеров-консультантов полагают, что с внедрением типовых контрактов строить объекты станет быстрее и проще, поскольку армию подрядчиков заменит один-единственный, который возьмет на себя ответственность за ошибки. А еще, как считают эксперты, коррупции и злоупотреблений станет меньше.
Национальная ассоциация инженеров-консультантов в строительстве, которая появилась в 2014 году, стремится уравнять российское законодательство с международными стандартами и нормами. Главная цель организации — сформировать российское экспертное сообщество. Профессиональное комьюнити будет заимствовать и адаптировать для России доказавшие свою эффективность и касающиеся индустрии мировые практики.
Инженерный ренессанс и революция
Сегодня в России возрождают интерес к инжинирингу. Это касается в том числе образования. Например, летом 2020 года председатель правительства Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Среди запланированных мероприятий — создание профильных центров на базе инновационных кластеров и вузов. Те, кто недавно получил диплом, в первую очередь ждут от инженерного образования востребованности: «Я выбрал профессию инженера, потому что в ней есть перспективы. Мы переходим в новую цифровую эру. Будут возводиться новые города, где инженеры востребованы, начиная от проектировщиков и заканчивая теми, кто это обслуживает и развивает. Инженеры необходимы везде. «Сколько живет человек, столько и идет стройка», — говорила мне мама еще при поступлении. Это так», — рассказывает о начале профессионального пути Александр Бирюков, менеджер проектного офиса отраслевого центра капитального строительства «Росатома».
Одновременно с этим четвертая промышленная революция уничтожает одни профессии и усложняет другие. На смену инженеру с линейкой и карандашом приходит инженер, который работает в цифровом мире: создает детализированные BIM-модели будущих объектов, с помощью технологии виртуальной и дополненной реальности занимается прототипированием изделий, прогнозированием и так далее. Современный инжиниринг касается всех стадий жизненного цикла продукта: от замысла и разработки до запуска и утилизации. И на всех этапах цифровой инженер использует инновационные цифровые инструменты. «Моя работа заключается в создании несущего каркаса здания. Это большая ответственность. Приходится все перепроверять по нескольку раз, но расчетные программы помогают не ошибиться. Раньше это делалось вручную, а теперь технологии ускорили процесс. Поэтому сотрудники должны регулярно проходить повышение квалификации, иначе знания устаревают. В то же время за серьезную подготовку я благодарна своему вузу — Московскому государственному строительному университету. При поступлении многие думают, что будут рисовать красивые домики, но приходится думать о болтах, рассчитывать узлы. Я довольна своим выбором, мне нравится решать неординарные задачи», — рассказывает Ольга Никитина, инженер-проектировщик третьей категории в компании «ВСК-Инвест».
В профессии молодых инженеров привлекают и передовые технологии, а специальность регулярно попадает в списки самых востребованных. Кроме того, российским инженерам рады и за рубежом. Инженерное дело по популярности почти не уступает естественным наукам, экономике и менеджменту, и, по прогнозам, процент заинтересованных в технических профессиях будет только расти. Деньги тоже играют роль: зарплата в России за 2020 год составляет около ₽35 000, а оклад инженера — ₽49 000. Причем больше всего зарабатывают инженеры-программисты: ₽72 000. Это выше средних показателей по стране, но значительно ниже начальной зарплаты инженеров на международном рынке.
При этом российским вузам сложно успевать за быстрой сменой технологий. Поэтому в рамках национальных проектов разработали модель подготовки инженерных кадров, которая включает базовую инженерную и профессиональную подготовку, развитие STEM-компетенций (science — наука; technology — технология; engineering — инжиниринг; math — математика), междисциплинарность и активное участие индустриальных партнеров в образовательном процессе.
«Инженер — это основополагающая профессия современного мира: без него нельзя построить ни больниц, ни школ, ни домов, а значит, остальные профессии будут бесполезны. Я учусь в Российском университете транспорта (МИИТ). Теоретическая подготовка очень хорошая. Но в прикладных дисциплинах образование не всегда поспевает за изменениями в нормах и технологиях», — делится опытом Игорь Галабурда, студент третьего курса.
Сегодня российскому инжинирингу нужны «интеграторы», то есть специалисты, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. А еще «трансляторы» — те, кто умеет связывать высокотехнологичные процессы. Подготовка квалифицированных кадров для российского инжиниринга — одна из задач Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве. НАИКС занимается обучением специалистов различных отраслей.
Требуется космодорожник
Отечественный инжиниринг постепенно возвращает себе престиж, но это не единственная тенденция. Предполагается, что в ближайшем будущем появятся новые инженерные специальности: например, инженер-космодорожник будет следить за космическими полетами, как это делают авиадиспетчеры, а тканевый инженер займется выращиванием структур для пересадки органов.
В 2017 году на базе НАИКС появилось российское отделение международной профессиональной организации buildingSMART, которая разрабатывает цифровые стандарты передачи и хранения данных в строительной отрасли. Программы обучения и сертификации НАИКС развивают компетенции в области информационного моделирования и управления проектами, а в 2021 году Ассоциация планирует запустить собственный реестр инженеров-консультантов. Прошедших сертификацию специалистов зачислят в «инженерную элиту». Это большая работа, главная цель которой — вернуть престиж профессии.
Инженеры вместо бесчисленных менеджеров. Кто такой инженер-управленец и зачем он вообще нужен
Сейчас все больше выпускников идут в вузы на инженеров или разработчиков. Но задумывались ли вы когда-нибудь, кто будет управлять «технарями»? Вместе с Сергеем Серебренниковым, деканом факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС, знакомимся с инженерами-управленцами — специалистами будущего.
Сергей Серебренников — декан факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС:
История нашего факультета началась в 2014 году, когда команда молодых инициативных кандидатов наук начала дискуссию о том, какие специалисты на рынке управления будут востребованы в ближайшие пять лет. Тогда мы пришли к выводу, что на рынке фиксируется спрос на работников с двойным набором компетенций. Такой уникальный, работающий на стыке наук исследователь, с высокой вероятностью сделает открытие. Работающему на стыке отраслей специалисту будет проще построить новый успешный бизнес.
На сегодняшний день мы уникальная образовательная площадка по подготовке профессионалов-управленцев для промышленного сектора страны. Когда факультет создавался, за базовые основы его учебных планов был взят передовой опыт советской и российской научно-образовательной школы обучения инженеров-экономистов, а также лучшие практики зарубежной подготовки по программам engineering management и technology management. Мы сумели выстроить несколько обязательных траекторий обучения для наших студентов и слушателей: получение углубленных теоретических знаний, обширный практикум, а также развитие личностных и деловых качеств.
В итоге всех обсуждений в 2014 году был открыта первая программа, которая назвалась просто «Производственный менеджмент» и была направлена на сектор производства. Тогда мы считали, что на факультете будут готовить специалистов для российской промышленности. Так была построена работа факультета прошлые 5–6 лет. После этого пришла пандемия и мы поняли, что надо меняться: захватывать новые сферы.
Я для себя отвечаю так: инженер-управленец изучает не только экономику, но и хорошо разбирается в инженерии. То есть это такой руководитель на производстве, который достаточно погружен в технические процессы, чтобы ими руководить. Инженер-управленец может четко оценить, как работает тот или иной специалист, исходя из своих собственных знаний.
Когда я искал аналоги нашей идеи, я обратился к опыту СССР, где, например, существовала специальность «инженер-экономист». К слову, я и сам окончил именно такой Инженерно-экономический институт. Тогда студенты учились 5 лет на специалитете, из них 3 года они изучали техническую сторону вопроса — инженерию, а потом 2 года они изучали основы экономики и менеджмента. По сути это те же вещи, которые мы изучаем сейчас, только называются они теперь по-другому.
Так что инженеры-управленцы уже давно работают в нашей экономике, выполняя функции менеджеров
Мы привыкли, что везде встречаем менеджеров: в салоне по продажам мобильных телефонов, в ресторане и в крупном банке в кабинете на 27-м этаже. Создание факультета инженерного менеджмента — это амбициозная попытка вырастить того отраслевика, специалиста, который умеет говорить и с технарями, и с управленцами, и с экономистами на одном языке.
На нашем факультете мы не концентрируемся на той профессии, которую пишем в дипломе. Если я выучил закон Ома, теорию машин и механизмов, знаю сопротивление материалов, то никогда не допущу инженерной ошибки. Но специализация инженера-управленца не заканчивается на проектировании и расчетах на производстве. Инженер-управленец — это в первую очередь тот, кто мыслит по-другому. Он не должен строить мост, он должен придумать, как сделать это максимально быстро и эффективно.
Например, Стив Джобс придумал телефон без кнопок и изменил мир. Как до этого можно додуматься? Когда я первый раз держал в руках айфон, я не мог поверить в это. Но теперь-то весь мир ходит с бескнопочными телефонами и кнопочный скорее большая редкость.
Главное качество, которым должен обладать инженер-управленец, — свобода мысли
Такие люди просто не ставят себя в рамки «что-то можно, а что-то нельзя», «что-то правильно, а что-то неправильно». Они понимают, что такое управление, что такое предпринимательство, что такое инженерия, что такое творчество в профессии, и используют это, чтобы менять мир.
Из-за коронавируса активно развивается BioTech-медицина: изобретаются новые вакцины, средства защиты и выявления болезней. Тут особенно нужны люди, которые умеют мыслить вне рамок. Может, они придумают нестандартную и более удобную медицинскую маску, например со встроенными наушниками. А почему нет?
В крупных компаниях также происходит множество трансформаций. «Росатом» трансформируется из поставщика атомной энергии в настоящего цифрового гиганта. Но самый яркий пример — это Сбербанк, который эволюционировал от сберкассы до IT-компании уровня «Яндекса». Я думаю, что таких трансформаций в ближайшее время мы увидим еще очень много. Сейчас практически все обращается к цифровизации и развивается семимильными шагами.
Если изначально мы предполагали, что инженеры-управленцы будут востребованы в промышленности, то, когда пришла пандемия, их применение расширилось. Почти год весь мир тормозился, и теперь экономика будет резко ускоряться. И самый большой спрос будет на нестандартно мыслящих людей, которые могут изобрести что-то новое.
Факультет инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС готовит профессионалов будущего — квалифицированных инженеров-управленцев. На программах факультета студенты изучают работу предприятий, бизнес-процессы современных организаций и рыночные отношения. Помимо классического производственного менеджмента, поступающим доступна программа многопрофильного бакалавриата, на которой студент может менять направление обучения в зависимости от интересов. На протяжении всего обучения ведется работа с практикующими специалистами, которые помогают ученикам начать карьеру в сфере.