Инженерный дизайн что это такое
Промышленный дизайнер
Промышленный дизайнер — это специалист, который изучает готовые рыночные образцы и создает качественный прототип. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Он не разрабатывает инновационные изделия, не отвечает за качество конструкций, а усовершенствует предметы, которыми мы пользуемся ежедневно.
Краткое описание
Представители этой профессии должны отличаться математическим мышлением и иметь творческий подход к работе. Ведь эта специальность объединяет в себе сразу 3 популярных направления:
Направление объединяет в себе науку и творчество, поэтому для освоения этой профессии необходимо получить высшее образование.
Особенности профессии
В высших учебных заведениях и на образовательных курсах будущих промышленных дизайнеров обучают тому, как создавать более удобные, красивые, практичные и безопасные вещи. Чаще всего эти специалисты выбирают для себя одно или несколько схожих направлений, хотя можно работать и с разными предметами, если есть время и желание обучаться.
Непосредственное промышленное моделирование состоит из нескольких этапов:
Во время этих процессов промышленный дизайнер тесно сотрудничает с инженерами, маркетологами, химиками, биологами и другими специалистами, которые принимают участие в проекте.
Главная цель работы — это создание усовершенствованного продукта, который будет пользоваться покупательским интересом. Также он должен быть функциональным, безопасным и рентабельным.
Кто такие промышленные дизайнеры и как они спасают мир
Все вещи, которые нас окружают, кто-то придумал и разработал. Почему ваш смартфон выглядит так, а не иначе? Кто догадался заворачивать хрупкие предметы в пленку с пупырышками? Как дизайнеры заставляют нас покупать больше еды? Отвечаем на эти вопросы вместе с Британской высшей школой дизайна, где вы можете обучиться промышленному дизайну с нуля.
Что такое промышленный дизайн?
Промышленные дизайнеры придумывают, как будут выглядеть вещи массового производства: одежда, мебель, предметы интерьера, бытовые мелочи и многое другое. Промышленный дизайн сформировался как отрасль во время индустриальной революции, когда на фабриках стали изготавливать одинаковые товары в больших объемах. Вещи стали доступнее, и люди захотели, чтобы они были не только функциональными, но и эстетичными — так появилась профессия дизайнера.
Пионером промышленного дизайна считается Петер Беренс, немецкий архитектор. В конце 1900-х он разработал фирменный стиль для целой корпорации — AEG, крупнейшей компании Европы, которая специализировалась в области электроэнергетики, машиностроения, а также товаров для дома. Его дизайн ламп, вентиляторов, часов, чайников и других домашних приборов не менялся несколько поколений.
Какие знаменитые объекты промдизайна есть у вас дома?
Ко всем предметам, которыми вы пользуетесь, — от зубной щетки до автомобиля — приложил руку дизайнер. Некоторые дизайн-решения входят в историю, а их продуманный внешний вид становится эталоном и не меняется десятилетиями. Например:
Воздушно-пузырчатая пленка. Необходимая вещь для переезда и борьбы со стрессом появилась в 1957 году в результате неудачного эксперимента по производству обоев. Обклеить пленкой с пупырышками квартиру никто не решился. Тогда ее создатели Альфред Филдинг и Марк Шаван отдали партию компании IBM, которая начала упаковывать в пленку компьютеры. До наших дней пленка дошла в неизменном виде.
Ручка Bic. Шариковые ручки придумали в 1940-х сразу несколько компаний. Фирма Марселя Бика сделала ставку на одноразовость и дешевизну — в отличие от конкурентов они предлагали не заменять закончившийся стержень, а купить новую ручку всего за 19 центов. Этот ход помог Bic стать монополистом. Дизайн флагманской ручки Bic Cristal не менялся с 1950 года.
Стеллаж «Билли». Самый популярный книжный шкаф в мире и один из главных товаров «Икеа»: каждые 10 секунд продается один стеллаж. Его облик не менялся с 1978 года, когда шведский дизайнер Гиллис Лундгрен придумал недорогую полку без лишних деталей, которую можно использовать для любых целей: поставить на кухню, хранить в ней книги или приделать дверцы и превратить в шкаф для спальни.
Как отличить хороший промышленный дизайн от плохого?
В дизайне есть понятие emotional sustainability — это чувство, когда вещь с каждым днем нравится всё больше. С точки зрения промышленного дизайна только хорошо продуманные изделия могут быть красивыми и эстетичными — если вилкой невозможно есть, ей не помогут украшения на ручке.
«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» — один из главных постулатов промышленного дизайна, который сформулировал Дитер Рамс, придумавший в 1960-х стиль компании Braun: примитивный, интуитивно понятный и логичный. Его минималистичная концепция стала эталоном, которым вдохновлялся Джонатан Айв, глава дизайн-подразделения Apple.
Самый известный проект Рамса для Braun — дизайн проигрывателя SK-4. В те годы радиоприборы выпускались в лаковых деревянных корпусах и щедро украшались. Белый аппарат Рамса с прозрачной крышкой и без декора конкуренты обозвали «гробом Белоснежки». Зато покупателям понравилось: модель стала популярной среди меломанов, компания Braun заработала репутацию инноватора, а у философии Рамса появились последователи.
Кажется, всё уже изобретено. Над чем работают промдизайнеры сейчас и что станут делать в будущем?
Дизайнер совершенствует уже существующие вещи и разрабатывает новые. Технологии развиваются, появляются новые материалы, вместе с ними меняются запросы покупателей. Еще недавно было сложно поверить, что кроссовки смогут передавать информацию об активности на телефон, наушники станут беспроводными, а автомобиль будет заряжаться от сети. Задача промдизайнера будущего — заворачивать еще более сложные концепции в понятные и удобные для пользователей оболочки и работать с новыми технологиями. Этому и учат в рамках двухгодичной программы «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна.
Как промышленные дизайнеры помогают спасать мир?
Один из главных принципов промышленного дизайна — использование минимального количества ресурсов и снижение вредного воздействия на природу. В идеале промдизайнеры должны создавать вещи, которые не захочется выкидывать годами: так мы сможем уменьшить количество мусора, снизить визуальный шум и перестать тратить деньги на новые вещи.
Знаменитый промышленный дизайнер Виктор Папанек много писал об ответственности дизайнера перед миром. В 1966 году он разработал радиоприемник из консервной банки стоимостью 9 центов. Жители самых бедных стран могли собрать его из подручных средств. Приемник был очень популярен в Индии, Африке и Латинской Америке. Папанек никак не украшал радио — жители стран делали это сами в соответствии со своими культурными традициями.
Почему промышленных дизайнеров не заменят роботы?
Нейросеть может сгенерировать логотип и айдентику, но не может придумать удобный стул. В промдизайне важно хорошо разбираться в человеческой психологии — понимать потребности людей, анализировать рынок и быть в курсе последних тенденций. Дизайн связан с осмысленным творчеством, на которое машина пока не способна.
Вот отличный пример того, как креативное мышление помогает решать дизайнерские задачи: в 1937 году владелец сети американских супермаркетов Сильван Голдман заметил, что корзинки для продуктов быстро заполняются и становятся слишком тяжелыми. Чтобы заставить людей покупать больше, он изобрел продуктовую тележку на колесиках. В нее помещалось больше продуктов и ее было удобно катить по супермаркету, так что покупатели могли проводить больше времени в магазине. Тележка произвела революцию в индустрии, а ее дизайн за 80 лет почти не изменился.
Дизайнер должен уметь хорошо рисовать? Какие знания и навыки нужны?
Промышленные дизайнеры — многофункциональные специалисты, которым удается совмещать творчество, логику и инженерные навыки. Важно иметь развитый вкус, понимать паттерны потребительского поведения, работать с программами моделирования и много общаться с заказчиками.
На курсе «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна учат всему. Обучение разделено на 4 модуля: concept, design, production и business. Студенты учатся проводить исследования рынка, проектируют 2D-модели, работают в основных дизайнерских программах, знакомятся с техниками производства и узнают о бизнес-реалиях: как работают дизайн-студии и производства в России.
Что почитать и посмотреть про промышленный дизайн?
«33 слова о дизайне». Фильм, где 33 российских дизайнера рассказывают об индустрии и творчестве.
«Овеществление». Документальный фильм о создании объектов масс-маркета — от зубных щеток до телефонов.
«Гений дизайна». Сериал от BBC, где исследуется появление повседневных вещей.
99% Invisible. Культовый подкаст о дизайне всего: здесь можно узнать о создании эмоджи, проектировании кружек и особенностях строения библиотек.
Куда пойти учиться?
В Британскую высшую школу дизайна. Программа «Промышленный дизайн» подходит и для инженеров, которые хотят больше узнать об эстетике, и для дизайнеров, которые стремятся освоить новые технологии и узнать о бизнес-составляющей профессии.
Преподаватели расскажут, как создавать прогрессивные концепции и продукты, которые могут улучшить жизнь людей, как изучать пользовательский опыт и выводить товары на рынок. За время обучения студенты соберут портфолио практических кейсов и получат знания для работы на фрилансе, в дизайн-студиях, стартапах и производствах.
Как стать промышленным дизайнером?
Под дизайном подразумевается главным образом то, как будет выглядеть предмет или объект. Мы не отдаём себе отчёта, а между тем 97% того, что нас окружает дома и на улице, создано не природой, а человеком, а значит, кем-то придумано, оформлено и сконструировано. И этот кто-то, этот маг, фантазёр, а вместе с тем инженер и технолог, как раз и есть промышленный дизайнер.
Само слово «дизайн» появилось в нашем лексиконе после перестройки. Но это не значит, что в Советском Союзе ничего подобного не было. Наоборот, было и даже в большем масштабе: на всех крупных предприятиях существовали художественные отделы, целые отрасли обслуживались специализированными конструкторскими бюро. Промышленного дизайнера тогда называли художником-конструктором – и до сих пор это сочетание можно считать исчерпывающим определением профессии.
Кафедры и даже факультеты промдизайна (так для простоты сокращают название дисциплины) есть во многих ВУЗах. В МГХПА им. С.Г. Строганова такая кафедра существует ещё с 1962 года. Топ-5 высших учебных заведений, где преподают промдизайн сейчас, – это, помимо с МГХПА, МГТУ им. Н.Э. Баумана (оба – в Москве), петербургские Политех (СПбПУ) и Художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, а также УрГАХУ в Екатеринбурге.
По набору школ опять же видно, что профессия двоякая: она требует и художественной, и технической подготовки. У каждого ВУЗа – своя программа и свой уклон. Так, Бауманка и УрГАХУ дают фундаментальное образование, Строгановка – академическое, Академия Штиглица – более прикладное, Политех – скорее техническое. В программе Строгановки больше рисунка и живописи, а у Политеха те же часы отданы сопромату. Но большинство курсов объединяет базовый набор дисциплин, которые впоследствии понадобятся для работы.
Как говорит Алексей Шаршаков: «В дизайн-бюро задачи разноплановые: сегодня ты можешь проектировать салон самолёта или гоночный болид, а завтра будильник или рюкзак. Проекты будут постоянно меняться. Например, лично мой любимый заказ – это вертолёты «Скаут» КБ «Горизонт».
Бакалавриат даёт базу: наряду с рисунком и живописью учат компьютерному проектированию и макетированию. В числе обязательных дисциплин: психология зрительного восприятия, цветоведение и прикладная механика. Два года магистратуры в плюс дают весь необходимый инструментарий: 3D-моделирование и прототипирование, и даже юридические аспекты вроде защиты интеллектуальной собственности и правил оформления патента на своё изобретение.
Все учебные заведения принимают как на бюджет, так и на платной основе. Количество мест разнится. В среднем расценки на обучение в топ-пятёрке вращаются вокруг цифры 300000 рублей в год. Бауманка просит до полумиллиона. Озвученные приёмной комиссией МГХПА расценки на сезон 2020/21 – 350 тыс. руб. в год. Для поступления нужны результаты ЕГЭ (по предметам «Русский язык» и «Литература», к кому-то можно с баллами по обществознанию и математике). Но надо понимать, что это скорее формальность: главным для приёма на эту специальность будет творческое испытание, которое каждый университет определяет сам.
Строгановка потребует закалку продвинутого чертёжника, недюжее знание композиции и рисунка. В Бауманке захотят оценить нестандартность мышления и умение создавать ассоциативный ряд, переводя общее понятие на язык визуальных образов. Так, например, алые босоножки могут стать отправной точкой для дизайна спорткара (задание из вступительного билета). Для подготовки есть курсы разной длительности, от года и до двухнедельного экспресс-варианта. Конечно, нужны хотя бы базовые навыки: художественной школы или мастерских моделирования.
«Я также советую брать конкретные проекты известных дизайнеров и студий и делать деконструкцию: разбирать их по частям, дознаваться, из чего родился образ конкретной вещи, как она работает, как увязаны художественная составляющая и функция», – говорит Алексей.
Необязательно учиться в Москве или Петербурге. Специальность «54.03.01», как кодируется в учебных планах направление «Дизайн», есть во многих технических и художественных ВУЗах по всей стране. Вот лишь малая география: Саратов, Самара, Воронеж, Липецк, Брянск, Томск, Ижевск и др.
Кстати, там расценки на платное обучение совсем другого порядка: 30-40 тыс. руб. в год. Можно сразу определиться с направлением будущей деятельности: если ты хочешь создавать ткани, то тебе в РГУ им. А.Н. Косыгина (Текстильная академия); если грезишь автомобилями, то в МАДИ или в МАМИ (кстати, исторически сложилось так, что многие ныне известные русские промдизайнеры вышли как раз оттуда); если помешан на роботах, то в томский Политех. А если, например, хочешь проектировать корабли, то можно в Астрахань, в Государственном университете которой есть отдельная специальность «Дизайн средств водного транспорта», а практики не занимать.
Наряду с государственными ВУЗами есть престижные частные. Так, Британская высшая школа дизайна (Москва) зарекомендовала себя как инкубатор идей и концептов. Образование здесь строится по западным стандартам, где основное внимание уделяют развитию фантазии и поиску нетипичных подходов к решению проблемы. Наконец, можно поехать учиться в Европу. Главные ВУЗы ближайшей доступности – в Милане: это Политех, Politecnico di Milano, откуда вышла львиная доля европейских звёзд промдизайна, и Институт Марангони (Istituto Marangoni), в основном кующий кадры для fashion-индустрии. У российских ВУЗов есть программы обмена и варианты практики и стажировок за рубежом.
Отвечая на вопрос, где учиться там или здесь, Алексей Шаршаков говорит: «Западная модель отличается от нашей. У нас выпускают скорее прикладников и инженеров, в Европе – художников, а сейчас уже скорее мультидисциплинарных специалистов, во многом маркетологов. Я бы посоветовал комбинировать: базу получить здесь, а затем уже по обмену, на стажировку или на платные курсы, если возможности позволяют, туда».
Можно выбирать даже не столько ВУЗ, сколько преподавателей. Например, Школа дизайна НИУ ВШЭ в Москве предлагает поучиться у гуру российского промдизайна, например, Тимура Бурбаева или Святослава Саакяна. Практикующие дизайнеры знают процесс изнутри, более того они всегда могут рассказать и показать, чем хорош или плох тот или иной проект, и как его доработать, чтобы он оказался жизнеспособным.
«Как в любой сфере, в промдизайне есть свои тренды, и они меняются, — говорит Алексей. – Так, несколько лет назад дизайн был заточен под функцию: визуальное восприятие предмета основывалось на его использовании. Дизайн поработила эргономика (удобство пользования). Сейчас больше интереса даже не столько к образу, сколько к подаче, презентации продукта. Европейские бюро, например, часто уже не предлагают заказчикам отрисовку объекта, а придумывают сервис по его продаже. То есть дают производителю другой взгляд на его продукцию. Скажем, не новый дизайн дрели, а сервисное обслуживание в течение часа. Заказчик, таким образом, получает концепт: но уже не визуальный, а маркетинговый. Не буду отстаивать тот или иной подход. Я считаю, что важно понимать, что ты хочешь сказать, зачем ты вообще пришёл в эту профессию. Тренды будут меняться и дальше. Когда мы кого-то берём на работу, мы прежде всего смотрим, как это человек мыслит, видит. То, что сейчас называется дизайн-мышление, а раньше проходило как творческий потенциал».
У выпускника два пути: пойти работать на конкретное производство или устроиться в дизайн-бюро, которое сотрудничает с самыми разными заказчиками. «Кому что близко, – говорит Алексей. – Можно работать на одном предприятии и полностью погрузиться в тему. Можно пойти в бюро с многоплановой деятельностью. Можно искать фриланс, сделав несколько проектов «в стол»: самому себе ставить задачи, выступая в роли заказчика, а результат показывать на профплатформах типа behance, сформировав таким образом online-портфолио».
Внутри дизайн-бюро тоже есть своё разделение. Так, дизайнер – основной генератор идей, которые воплощают в жизнь моделлеры и конструкторы. Первые делают модель продукта: от обычного пластилина до отпечатки на 3D-принтере, вторые придумывают техническую основу конструкции, как будут крепиться детали. « В моделлеры, кстати, часто приходят из дизайна компьютерных игр. Конструктор – по сути дела инженер и может иметь чисто техническую специальность, – говорит Алексей. – Но сейчас границы ответственности всё больше стираются. Все делают всё. Побеждает мультидисциплинарный подход. Бюро – это всегда работа в команде!»
Нанимая, будут смотреть даже не на диплом, а на портфолио. Поэтому, ещё учась, нужно включаться в процесс: ходить на стажировки, участвовать в конкурсах. «Многие компании устраивают так называемые хакатоны, – рассказывает Алексей. – Производитель обращается на кафедру ВУЗа и просит придумать дизайн изделия. Компания на этом прилично экономит, а для студентов это прекрасный шанс попробовать себя. Что называется – сразу в бой. Тут будет уже не учебное задание, а реальная разработка продукта, со всеми стадиями: от эскиза до обточки, со всеми плюсами и минусами. И, конечно, результатом, который можно использовать в своём портфолио».
Промдизайнеры работают в ряде программ, это такой профинструментарий. Изучив те же продукты компании Autodesk, находящиеся в открытом доступе, можно начать придумывать свои проекты. И, если видишь, что получается что-то крепкое и интересное, смело стучаться в двери студий и дизайн-бюро. Не возьмут в одну, возьмут в другую. Сразу поставят конкретные задачи. Все навыки приходят в процессе, образное же мышление – либо есть, либо нет. Если есть, то грамотное руководство его разовьёт.
Как устроен промышленный дизайн в России — от замысла до инженерного прототипа Статьи редакции
Вероника Удодова, арт-директор российской компании WayRay, разрабатывающей голографическую автомобильную систему навигации Navion, написала для vc.ru колонку, в которой рассказала про этапы разработки потребительской электроники.
Что такое промышленный дизайн и для чего он нужен? Подсказка: не только, чтобы было красиво. На самом деле промдизайн решает сразу несколько задач разного уровня:
Само появление промышленного дизайна обосновано не только необходимостью производства устройств, но еще и повышением внимания к продукту со стороны потребителя.
Рынок гаджетов на данный момент огромный. Пользователь познал, что такое выбор. Поэтому на сегодняшний день промдизайн, в первую очередь, выполняет маркетинговые задачи (то есть обеспечивает конкурентное преимущество).
Расскажу о своем опыте работы над голографической навигационной системой Navion для автомобилей, чтобы вы могли представить, сколько этапов проходит дизайн-команда WayRay, работая над продуктом, чтобы смогли ощутить насколько это длительный и кропотливый процесс.
3D-визуализация продукта
Как мы создаем Navion
Мы разрабатываем не очередной фен или телефон, а создаем технологию, которая имеет «выход» в уникальном продукте.
В целом, есть два основных подхода по созданию продукта. В первом случае направление задает отдел дизайна, во втором — инженерный отдел.
Нельзя считать один из подходов правильным, а другой неправильным — оба могут использоваться для разных целей и на разных этапах разработки, одновременно и независимо друг от друга. Ни дизайнеры ни инженеры не смогут создать по отдельности полноценный продукт — это должно быть совместное творчество.
На самом деле, существуют четко фиксированные этапы по созданию продукта, независимо от того, что это — корпус, упаковка или приложение.
1. Анализ рынка и смежных сегментов — чтобы понять, что есть, и сделать еще лучше. На этой стадии собираются PDF-файлы с информацией, а также мудборды.
Возможно, вы часто видели в фильмах или видеороликах, как дизайнер стоит у большой доски с разными распечатанными и аккуратно вырезанными картинками, зарисовками, стикерами и так далее. Это и есть тот самый мудборд (moodboard). Если дословно — доска настроения.
2. Идейный ряд — на основе анализа происходит генерация огромного количества разных идей относительно функциональности, формы, материалов и всего чего угодно в рамках проекта.
На этой стадии дизайнер зарастает в большом количестве бумаг, карандашей, маркеров. На выходе получаем много некрасивых, но полезных эскизов.
Обычно дизайнеры не любят показывать эти кипы бумаг, лишь по одной причине — никто кроме них не сможет разобрать, что там происходит.
Первый шаг — куча черновых эскизов, из которых половина полетит в корзину
3. Концептуальная проработка, стадия №1 — необходимо выбрать самые лучшие идеи и развить их дальше. Результат: примерно 10 красивых эскизов.
Из множества черновых эскизов отбираем несколько самых лучших идей и дорабатываем их
Здесь задействована только фантазия дизайнера. На этом этапе, вместо техзадания есть только грубо сформированные пожелания и представления от продуктового менеджера.
В свою очередь, дизайнер определяет для себя некий технологический бэкграунд и принцип работы устройства и считает это отправной точкой для создания стилистически-функционального эскиза.
Во время этой стадии как раз и закладываются идея и философия продукта. Например, с самых первых эскизов в Navion была заложена философия бионических поверхностей. Основным референсом был морской скат. Он удачно вписывался в концепцию плавных и минималистичных линий.
Для Navion референсом послужил морской скат. В дальнейшем эта история нашла свое продолжение в ролике о компании
4. Концептуальная проработка, стадия №2 — взять самые лучшие концептуальные эскизы и объединить их с технологическими наработками от инженеров. На этой стадии делается примерно пять красивых эскизов и столько же глиняных макетов (clay models).
На переднем плане — макеты из индустриального пластилина, на заднем плане — распечатанные на 3D-принтере
Эта стадия подразумевает работу дизайнеров на основе зафиксированной в ТЗ функциональности конечного продукта — то есть сформирован принцип работы устройства на «железном» уровне в виде упрощенных схем разных узлов.
На этой стадии дизайнер может себе позволить осознанно уменьшать габариты, рисовать сложные поверхности, неадаптированные под производственные технологии, использовать дорогие материалы. Но принцип работы устройства и функциональную компоновку он ни в коем случае не может видоизменять.
5. Концептуальная проработка, стадия №3 — создаются несколько 3D-моделей с соблюдением габаритов. На этом этапе выполняется 3D-визуализация и печать макета на 3D-принтере. Обычно — два прототипа.
На этой стадии промышленный дизайнер уже задумывается о технологии производства корпуса, о доступных материалах. Достаточно часто происходит видоизменение некоторых частей, но главная задача — сделать полную визуальную проработку и сформировать ожидания о конечном продукте.
На этой стадии окончательно утверждается внешний стиль устройства и запускается механизм разработки всех составляющих брендинга продукта.
Черновая 3D-визуализация
Распечатанные на 3D-принтере варианты габаритных макетов
6. Инженерный прототип — разрабатывается упрощенный корпус для нужд инженеров. На выходе — распечатанный на 3D-принтере корпус.
Это еще один этап, в котором используется промдизайн. Здесь основной акцент направлен на проверку технологии, а значит нужен упрощенный дизайн корпуса, который как раз и выполняет свои «первобытные» функции — защита, ремонтопригодность, наличие отладочного интерфейса.
На этом этапе нет задачи «сделать красиво», здесь задача «сделать функционально». Так, чтобы можно было пробовать продукт в полевых условиях, быстро разбирать, менять части, дорабатывать начинку.
Одни из первых вариантов инженерных прототипов Navion
7. Финальный корпус — самый интересный этап, здесь происходит соединение внешнего корпуса и полностью скомпонованного «железного» сердца устройства в самой детальной проработке. Это время компромиссов.
Хотя нет, это время битвы — инженеры против дизайнеров. Увы, но всем заранее известно, что победителя не будет. Здесь либо каждый идет на компромиссы и ищет обходные пути, либо не будет полноценного продукта.
На этом моменте дизайнеры очень плотно сотрудничают с инженерами, даже несмотря на то, что с самых первых компоновок дизайнеры держали руку на пульсе у инженеров и закидывали их своим представлением продукта.
В истории WayRay бывали моменты, когда промдизайнеры закрывались на весь день в переговорной с инженерами и выясняли в «прямом эфире», что возможно двигать и перекомпоновывать для улучшения внешних и потребительских качеств будущего устройства.
Жертвы есть всегда: и со стороны дизайна и со стороны железа, а, значит, и со стороны программного обеспечения. Но главная задача на этом этапе — сохранять во всем баланс. Продукт не получится качественным и востребованным, если перевес будет на чьей-либо стороне.
На выходе — 3D-модель корпуса с финальными габаритами, которая передается на дальнейшую проработку в инженерный отдел. Там ее «пилят» на детали и разрабатывают конструкцию, опять же, под контролем дизайнеров.
Финальная 3D-визуализация устройства
Как работают промдизайнеры в России
Обычно в России промдизайнеры работают на аутсорсе или идут в штат дизайн-бюро, которые специализируются только на объектном дизайне. Только вот найти компанию, которая занимается разработкой, к примеру, гаджетов с самого нуля, где промдизайнеры есть в штате, достаточно непросто.
Во-первых, их в целом не очень много на рынке, потому что вузы учат, скорее, инженерной части, чем дизайну. Во-вторых, они редко нужны на продолжительный срок, а если и нужны, то только в случае, когда компания постоянно выпускает новые продукты, а таких компаний в России, опять же, крайне мало.
И в заключение, во всей этой истории есть одна проблема — промдизайн, а точнее процесс создания внешней части устройства, стоит достаточно приличных денег, сил, а главное, времени компании, которое напрямую связано с запуском продукта в массы и получением прибыли.
Именно поэтому многие российские компании, если и делают хорошие функциональные вещи, то не всегда упаковывают их в красивую оболочку.
Интересный факт, что многие российские промдизайнеры часто работают на Китай, который почти не делает промдизайн внутри. Почему? Они очень долго были производственной страной, которая делала все по заказу, и только сейчас они стали делать самостоятельно конечный продукт и нанимать дизайнеров из других стран к себе — как на аутсорс, так и в штат, с релокацией.
Параллельно они отправляют своих ребят учиться в лучшие мировые школы. Но пока поколение не подросло, пользуются ресурсами других стран.
Сколько стоит промдизайнер
Промдизайнер может взяться за проект и сделать его за чисто символические деньги, если этот проект и компания ему интересны. В среднем, если нанимать на проект хорошего промдизайнера с опытом, то первый этап работы будет стоить минимум 150 тысяч рублей. Это включает в себя концептуальные решения, эскизы, и черновую визуализацию в 3D.
Исходя из опыта, я бы разделила дизайнеров на два типа: одни любят первую концептуальную стадию работ, быстро завершают ее и переходят на другой проект. Другие любят самостоятельно завершать проект, доводя его до производства. Но такие проекты обычно длятся 6-12 месяцев, по оплате — это отдельная история. Это может стоить компании 5-10 тысяч рублей в день.
Где учат промышленных дизайнеров
Промышленный дизайн бывает разный. Это и автомобильный дизайн, и мебельный дизайн, и работа над электронными устройствами, и над предметами быта. Главное понять, что ближе именно вам и учиться именно на это.
Основными центрами по обучению дизайнеров по разным направлениям являются такие страны как:
Но если наблюдать не за общепринятыми стандартами, а за популярными порталами (например, behance.net), где профильные специалисты делятся своими работами, то можно заметить сдвиг в сторону Китая и Кореи.
Можно лишь догадываться, с чем именно это связано, но по собственному опыту могу предположить, что многие китайские компании начали привлекать европейских дизайнеров либо отправлять на обучение в Европу своих специалистов. Я сама очень часто сталкивалась с предложениями от китайских коллег поработать над созданием различных гаджетов, а также с запросами дать разрешение на использование созданных мной концепций.
Другой вопрос, почему в Китае так любят западный дизайн. На мой взгляд, это связано с тем, что развивалось больше производство, чем дизайн, и проще скопировать, чем разработать. Поэтому больше доверия западным брендам с западным дизайном.
Неважно, где именно проходит ваше обучение и как долго оно длится. Результат будет зависеть только от вашего желания и трудолюбия — без этого вы ничего не сможете сделать в сфере дизайна.
Промышленный дизайнер делает технологию понятной для пользователя
Вы, наверное, замечали, что многие устройства мы воспринимаем как черный ящик. Пользователь редко задумывается, что там внутри и как оно функционирует, но любой человек вам всегда сможет рассказать, удобно ли этим устройством пользоваться, где оно включается и как получить от него задуманную функциональность. Как раз за это и отвечает промышленный дизайн.