Ипакои это что такое

Ипакои

Ипакои это что такое. Смотреть фото Ипакои это что такое. Смотреть картинку Ипакои это что такое. Картинка про Ипакои это что такое. Фото Ипакои это что такоеИпакои это что такое. Смотреть фото Ипакои это что такое. Смотреть картинку Ипакои это что такое. Картинка про Ипакои это что такое. Фото Ипакои это что такоеИпакои это что такое. Смотреть фото Ипакои это что такое. Смотреть картинку Ипакои это что такое. Картинка про Ипакои это что такое. Фото Ипакои это что такоеИпакои это что такое. Смотреть фото Ипакои это что такое. Смотреть картинку Ипакои это что такое. Картинка про Ипакои это что такое. Фото Ипакои это что такоеИпакои это что такое. Смотреть фото Ипакои это что такое. Смотреть картинку Ипакои это что такое. Картинка про Ипакои это что такое. Фото Ипакои это что такоеИпакои это что такое. Смотреть фото Ипакои это что такое. Смотреть картинку Ипакои это что такое. Картинка про Ипакои это что такое. Фото Ипакои это что такое

Ипакои это что такое. Смотреть фото Ипакои это что такое. Смотреть картинку Ипакои это что такое. Картинка про Ипакои это что такое. Фото Ипакои это что такое

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: www.flickr.com

Ипакои – в переводе с греческого означает одновременно «вслушиваться» и «быть послушным».

В древней Церкви этим словом называли способ исполнения псалмов, при котором дьякон начинал пение, а молящийся народ допевал произведение или исполнял припев к нему. В настоящее время название «ипакои» носит церковное песнопение, в котором чаще всего повествуется о том, как ангел возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа, они передали Пасхальную весть апостолам, а те, в свою очередь, распространили её по всему миру.

Валентин Лёвочкин. Отрывок из статьи «Кредо – значит «верую»

Часы Пасхи сочинены двумя московскими композиторами: Владимиром Довганем и Иваном Вишневским. Музыка блистательная, одновременно мощная и нежная, мастерски сделанная. Следует выделить «Воскресение Христово видевши» Довганя, отмеченное особо проникновенной и тёплой мелодией, и ипакои Вишневского.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Ипакои и Степенны Антифоны

Ипакои и Степенны Антифоны

После воскресных тропарей на воскресном бдении или после величания на бдении в честь праздника или святого, произносится малая ектения, заключающаяся возгласом иерея: яко благословися Имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа:

Так как затем, по Уставу, полагается чтение, во время которого все сидят, то после малой ектении следует Седален, называемый в воскресной службе «ипакои». На воскресном бдении поется «ипакои гласа». Большинство воскресных ипакоев повествуют о посещении живоносного гроба женами мvроносицами или говорят о плодах воскресения Христова. Если с воскресным днем совпадает Богородичный праздник или память святого с полиелеем, то после «ипакои» поются седальны праздника или святого. Сначала поются седальны, которые положены после кафизм, но которые на своем месте не были петы, ибо пелись седальны воскресные, потом на «Слава» поется «седален по полиелее», и на «И ныне» поется в праздники тот же седален вторично, а в дни памяти святых богородичен, который в эти дни помещается тут же по полиелейном седальне. В праздники Господские, когда вся вообще воскресная служба заменяется праздничной, поется седален праздника. В настоящее время седальны и ипакои, по большей части, не поются, а читаются.

Степенны своим содержанием очищают, «возвышают» душу и этим подготовляют молящихся к слушанию Евангелия. О предстоящем чтении Евангелия возвещается во время пения степенных звоном «в кампаны», т. е. трезвоном. Этот звон указывает на то, что «во всю землю изыде вещание» Евангелия. Евангелие только воскресной и праздничной утрени имеет пред собою звон, а литургийное нет. Однако, теперешняя практика переносит звон к утреннему Евангелию на начало полиелея («Толковый Типикон», М. Скабалланович, Вып. 2, Киев, 1913 г.).

Степенны антифоны имеются на все восемь гласов и помещаются в Октоихе на ряду. На воскресном бдении поются степенны антифоны соответствующего рядового гласа, почему и называются тогда «антифоны гласа». На великие праздники Господские и Богородичные и в дни памяти святых, которым полиелей и величание, поется только один 1–ый антифон 4–го гласа: от юности моея мнози борют мя страсти: Если с воскресным днем совпадет какой?либо великий Господский праздник, а также в Неделю Ваий, Неделю 2–ую по Пасхе, Св. Ап. Фомы и в Неделю Пятидесятницы поется один только 1–ый антифон 4–го гласа. Но если с воскресным днем совпадет великий праздник в честь Пресвятой Богородицы или святого с полиелеем, то поются «степенны гласа», то есть того гласа, который следует по ряду в данный воскресный день. В степенных антифонах, как бы в ответ на призыв полиелейных стихов хвалить Господа, мы исповедуем Господу свои согрешения и немощи и славим Отца, и Сына, и Святого Духа.

Читайте также

Беседа седьмая АНТИФОНЫ

Беседа седьмая АНТИФОНЫ В день памяти пламенного служителя алтаря Господня святого Митрофана я продолжу свое объяснение Божественной литургии и разберу с вами, други мои, вдохновенные, чудные по своей глубине мысли и по силе пророчества псалмы Давида, которые поете вы

Антифоны

Антифоны Это песни, которые поются на обоих клиросах попеременно. Антифоны бывают нескольких видов:1) Антифоны кафизм. Так называются части или Славы кафизм, потому что устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам;2) Антифоны изобразительные из псалмов 103 и 145,

Ипакои

Ипакои Эта песнь поётся на воскресном навечерии, также на полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по 3?й песни канона после седальна. Устав назначает петь ипакой всегда

Антифоны, респонсории и коллекты

Антифоны, респонсории и коллекты Для полного представления о западном соборно-приходском богослужении VI–VIII в. нужно сделать еще несколько замечаний относительно способа исполнения антифонов и респонсориев, занимающих в нем столь важное положение, а также о чине

Антифоны

Антифоны Сразу после Великой ектеньи поются антифоны. Согласно установленным правилам в храме должно существовать два клироса — правый и левый, и пение должно быть антифонным, то есть попеременным, двухклиросным.Антифонное пение известно еще со времен античных

Ипакои

Воскресные ипакои

Воскресные ипакои Большинство воскресных ипакоев, именно 1–5 и 8 гл., воспевают посещение живоносного гроба мироносицами, — соответственно Непорочным тропарям, к которым они так непосредственно примыкают, и тому часу ночи, когда они поются (потому, кроме утрени, они

СТЕПЕННЫ

СТЕПЕННЫ Псалтирное пение теперь сменяется подражательным ему христианским, и заканчивающее такое пение чтение здесь бывает величайшим. Разумеем степенны и Евангелие. Степенны (. ), в просторечии называемые за способ пения их антифонами, как показывает название,

III. Стихиры, Богородичные догматики, тропари, антифоны и ирмосы из октоиха (восьмогласия).

III. Стихиры, Богородичные догматики, тропари, антифоны и ирмосы из октоиха (восьмогласия). ГЛАС ПЕРВЫЙ. Стихиры на «Господи воззвах» 1. «Прийми, Господи Святой, наши вечерние молитвы и даруй нам прощение грехов, ибо Ты Один, явивший миру воскресение». 2. «Пойдите, люди, вокруг

Источник

Ипакои

Ипакои́ (от греч. гла­гола ύπακούω – при­слу­ши­ваться, отве­чать, откли­каться, быть послуш­ным) – пес­но­пе­ние в виде при­пева или под­пе­ва­ния, кото­рое слу­шают стоя, посвя­щен­ное Вос­кре­се­нию Хри­стову или собы­тиям празд­ни­ков.

Одно из древ­ней­ших цер­ков­ных пес­но­пе­ний и один из древ­ней­ших гим­но­гра­фи­че­ских тер­ми­нов в исто­рии хри­сти­ан­ства.

прот. Вита­лий Голо­ва­тенко

Co вре­ме­нем ипакои 2 в вос­крес­ном и празд­нич­ном бого­слу­же­нии занял почёт­ное место перед поло­жен­ным по бого­слу­жеб­ному Уставу учи­тель­ным чте­нием. Эти чтения (теперь по боль­шей части упразд­нён­ные) разъ­яс­няли и тол­ко­вали зачала Еван­ге­лия или Апо­стола для пред­сто­я­щей Боже­ствен­ной литур­гии или рас­ска­зы­вали о теку­щем празд­нике. Ипакои же служил пес­нен­ным вве­де­нием к ним, кратко повест­вуя о празд­ну­е­мом собы­тии.

Так, напри­мер, ипакои Анти­пасхи (один из самых древ­них, дошед­ших до нас в виде дву­стиш­ного при­пева) повест­вует о вне­зап­ном появ­ле­нии вос­крес­шего Христа среди собрав­шихся уче­ни­ков со сло­вами «Мир вам!»:

Яко посреде уче­ни­ков Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им: приди и к нам и спаси нас.

При­ме­ча­ние:

1 Впер­вые ипакои как общий припев к стро­фам гимна при­во­дится в диа­логе «Пир десяти дев» свя­щен­но­му­че­ника Мефо­дия Олим­пий­ского, епи­скопа Патар­ского († 311); кн. XI, гл. 2.
2 В рус­ском языке ипакои — нескло­ня­е­мое суще­стви­тель­ное муж­ского рода: форма его мно­же­ствен­ного числа сов­па­дает с формой един­ствен­ного.

Источник

ИПАКОИ

III-IV вв.

Самый ранний памятник, где встречается термин «ипакои» в литургическом значении,- это «Пир десяти дев» сщмч. Мефодия, еп. Патарского († 312). Фекла поет гимн, а др. девы подпевают особый припев, называемый И.: «Для Тебя, Жених, я девствую, и, держа горящие светильники, Тебя встречаю я» (᾿Αγνεύω σοι, κα λαμπάδας φαεσφόρους κρατοῦσα, Νυμφίε, ὑπαντάνω σοι; ср.: Мф 25. 7; Method. Olymp. Conv. decem virg. XI 2).

В IV в. подпевание к каждому стиху псалма к.-л. стиха обозначалось глаголами ὑπηχέω или ὑπακούω, а подпеваемый стих назывался ὑπακοή. Так, свт. Афанасий I Великий пишет о псалмах, имеющих в качестве И. (ἐπακοή) «Аллилуия» ( Athanas. Alex. Ep. ad Marcel. 25). Свт. Иоанн Златоуст сообщает, что в церкви псалом пелся одним певцом, а подпевал ему весь народ ( Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 36. 6), и приводит стихи псалмов, избранные в качестве припевов-И.: «Имже образом желает елень. » (Пс 41. 2), «Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един» (Пс 71. 18), «Блажен муж бояйся Господа» (Пс 111. 1), «Веровах, темже возглаголах» (Пс 115. 1), «Сей день, его же сотвори Господь. » (Пс 117. 24; на Пасху), «Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем» (Пс 145. 2; в Лазареву субботу) ( Idem. In Psalm. 41. 1, 5-7; 117. 1; 145. 2; Idem. Ad popul. Antioch. 17. 1; Idem. In Psalm. 115. 1-3: [Spuria] (изд.: Haidacher. 1907); см.: Van de Paverd. 1970).

Иерусалимское богослужения V-VII вв.

Палестинская традиция VIII-X вв.

зафиксирована в груз. Тропологиях. Эти сборники изначально являлись гимнографическими приложениями к Лекционариям, поэтому гимнографические тексты, к-рые в Лекционариях выписаны лишь инципитами, в Тропологиях фиксируются полностью.

X-XIV вв.

Во вторник, в среду, четверг и пятницу 4-й седмицы Великого поста на утрене И. заменялся песнопением 2-го плагального (6-го) гласа «Днесь пророческое иcполнися слово» (Σήμερον τὸ προφητικὸν πεπλήρωται λόγιον), которое обозначено в списке Hieros. S. Crucis. 40 (X-XI вв.) как «первый тропарь», а в списке Patm. 266 (IX-X вв.), адаптированном для мон-ря с богослужением палестинского типа, как «прокимен и таким образом рядовой (ἐνόρδινος) ипакои» (Ibid. T. 2. P. 40; в совр. Триоди это седален по 3-й песни канона в Крестопоклонную неделю и в среду 4-й седмицы). Тот же гимн указан в качестве 4-го тропаря на утрене праздника Воздвижения Креста Господня (кроме списка Paris. gr. 1590) (Ibid. T. 1. P. 28-30; в совр. слав. службе это седален на утрене по 2-м стихословии; в совр. греч. службе отсутствует).

В списках Hieros. S. Crucis. 40 и Dresd. A. 104 (XI в.) для утрени 24 дек. на 50-м псалме указан тропарь «Свирелей пастырских» (Αὐλῶν ποιμενικῶν) 4-го плагального гласа (в др. памятниках назван И. или катавасией). В списке Patm. 266 гимн ап. и евангелисту Марку (25 апр.) «Иже верховному Петру» (῾Ο τῷ κορυφαίῳ Πέτρῳ) 4-го гласа назван одновременно тропарем и катавасией (Ibid. T. 1. P. 272).

В студийских и родственных им уставах

Древнейшие указания о воскресных И. содержатся в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах. Автор воскресных И. 8 гласов неизвестен. В большинстве этих гимнов (1-5-го и 8-го гласов) воспевается посещение Живоносного Гроба мироносицами в соответствии с текстом тропарей по непорочнах, к к-рым непосредственно примыкают И., и с тем часом ночи, когда их должны петь согласно древним уставам (поэтому они звучат не только на утрене, но и на полунощнице). В остальных И. говорится о плодах Воскресения. Каждый следующий И. продолжает описание предыдущего.

Источник

Ипакои

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Ипакои» в других словарях:

ИПАКОИ — (греч. hypakoe; от hypakouo внимательно слушать, отвечать, откликаться), песнопение тропарного жанра, которое на воскресной Утрене заменяет седален (см. СЕДАЛЕН), но является более торжественным. В 14 в. ипакои назывался припев в каждому стиху… … Энциклопедический словарь

ИПАКОИ — муж. стихира по третьей песни на утрени, в большие праздники; греч. внимание. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ИПАКОИ — (греч. послушание). Тропари праздничные, которые поются после великого полиелея. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

ипакои — сущ., кол во синонимов: 2 • совет (90) • стихира (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ипакои — (греч. «внимание», «послушание») краткое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами и чтением Евангелия), на воскресных повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на утренях праздников Рождества Христова,… … Православие. Словарь-справочник

Ипакои — краткое молитвословие, которое читают или поют вместо тропарей на повечерии, полунощнице, воскресной или праздничной утрени. Ипакои, так же как и тропари, посвящены либо Воскресению Христову, либо событиям праздника … Православная энциклопедия

Ипакои — особая группа богослужебных песней в православ. церкви, говорящих о том, как ангелы возвестили мироносицам, мироносицы апостолам, а те и другие всему миру о воскресении Христовом. Название И. (от ύπακούω слушаю) указывает на то особое внимание, с … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *