Ипотека сэр что это
Что нужно знать об ипотечной секьюритизации
Развитие строительства, рост спроса на ипотечное кредитование, а также требования государства по обеспечению доступности жилья стимулируют российские банки искать новые эффективные инструменты привлечения средств. Одним из них является секьюритизация ипотечного портфеля. Ключевую роль в развитии этого направления играет Единый институт развития в жилищной сфере. Рассказываем о том, что такое секьюритизация и как она работает.
Из этой инструкции вы узнаете:
Каковы основные механизмы развития рынка ипотечного кредитования?
Ипотечные кредиты (займы) с учетом их специфики (большой объем денежных средств, долгий срок кредитования), как правило, могут выдавать только крупные финансовые организации. Это могло бы привести к существенному ограничению конкуренции и объемов выдачи ипотечных кредитов (займов). Поэтому для развития рынка ипотечного кредитования используются различные механизмы, которые позволяют мелким и средним по размеру активов банкам (и некредитным организациям) осуществлять выдачу ипотечных кредитов (займов).
В этой инструкции мы рассмотрим два механизма: уступку прав по ипотечному кредиту (займу) и секьюритизацию.
В 2020 году в России был поставлен рекорд по выдаче ипотеки — более 1,7 млн кредитов.
Что такое закладная, и как она связана с секьюритизацией?
Закладная — именная ценная бумага, подтверждающая право залога недвижимости, право кредитора на возврат суммы кредита и получение процентов по кредиту. Ее оформляет залогодатель (заемщик), а выдает первичному кредитору (займодавцу) орган регистрации прав (Росреестр) после государственной регистрации ипотеки.
Совокупность кредитных договоров и закладных составляет портфель ипотечных кредитов, который является объектом секьюритизации.
Как правильно оформить закладную, можно узнать на сайте Госуслуг
Что такое передача прав по закладной?
Передача прав по кредитному договору — это сложный процесс. Чтобы его осуществить, требуется регистрация в Росреестре нового законного залогодержателя, анализ условий кредитного договора на наличие ограничений, и другие действия. Процесс закладной (как ценной бумаги) значительно проще, чем передача прав по кредиту, поэтому кредиторы заинтересованы в оформлении закладной. В итоге закладная позволяет ускорить развитие ипотечного рынка.
Передача прав по закладной — нормальный процесс жизни ценной бумаги. Этот процесс регламентируется статьей 48 Федерального закона от N «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также статьями 382 и 384 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Закон гарантирует, что права и обязанности, принятые вами и вашим кредитором по ипотечному договору, будут обеспечены в 100% случаев в соответствии с законодательством.
Кредитор обязан проинформировать заемщика о передаче прав по закладной. Согласно ст. 385 ГК РФ, уведомление о переходе права заемщику может направить как первоначальный, так и новый кредитор (документ будет иметь силу в обоих случаях). При этом документ имеет силу и правовые последствия для заемщика с момента доставки сообщения заемщику или его представителю.
Важно помнить, что при передаче прав по закладной существенные условия договора для заемщика не меняются. Процентная ставка, сумма платежа, срок кредита и прочие условия остаются прежними, новый владелец закладной не может в одностороннем порядке изменить их. Единственное, что может измениться в результате уступки прав по закладной в некоторых случаях, — это реквизиты для оплаты. Информация об этом содержится в уведомлении от кредитора, поэтому внимательно прочитайте этот документ.
После совершения сделки закладной кредитор обязан обеспечить способ погашения вашего кредита. Даже если вашу закладную купил небольшой региональный банк с одним отделением, расположенным далеко от вашего города, он должен обеспечить условия, чтобы вы могли продолжать выплачивать ипотечный кредит (заем) так же, как и раньше, без дополнительных комиссий. Как правило, в этом случае банк старается договориться с почтой или платежным терминалом. Дополнительным способом может стать возможность перечисления средств через или по реквизитам.
Что такое секьюритизация?
Секьюритизация ипотечных кредитов (от англ. securities — «ценные бумаги») — это форма привлечения банком дополнительного финансирования за счёт выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами — портфелем ипотечных кредитов. Эта деятельность регламентируется Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах» от № (далее — Закон № ), а также Федеральным законом от 8 июля 1999 года N «О рынке ценных бумаг». В ходе секьюритизации финансовые активы списываются с баланса банка, отделяются от остального имущества и уступаются специально созданному финансовому посреднику — компании специального назначения (ипотечному агенту). Далее ипотечный агент выпускает облигации, которые обеспечены указанными активами. Именно эти облигации реализуются на рынке капитала. При смене владельца облигаций не происходит смены владельца закладных.
Жилищные кредиты и займы генерируют стабильные денежные потоки (так как заемщики делают регулярные выплаты в течение длительного срока), поэтому секьюритизация может стать для банка надежным способом получить долгосрочные денежные ресурсы — а заодно инструментом развития ипотечного рынка. По сути, банк защищает себя от риска невозврата кредита, передавая его другой организации и возвращая часть денежных средств, которые можно снова пустить в оборот.
Секьюритизация может подразумевать продажу активов ипотечному агенту — специализированной организации, которая выпускает для финансирования сделки собственные ценные бумаги. Ипотечный агент — это организация, которая на коммерческой основе приобретает права требования по ипотечным кредитам и займам.
В декабре 2020 года ВТБ и ДОМ.РФ провели рекордный для российского рынка выпуск ипотечных ценных бумаг на 191,5 млрд рублей, вошедший в сотню крупнейших мировых сделок секьюритизации за прошлый год.
Как проходит ипотечная секьюритизация?
Основные участники сделки:
На первом этапе оригинатор проводит оценку активов, определяет условия сделки и ее инфраструктуру. Для этого оригинатор распределяет уже выданные ипотечные кредиты на группы (пулы) по уровню риска. Чтобы определить уровень риска, проводится оценка вероятности выполнения всех обязательств заемщиком по кредиту. В дальнейшем ипотечный агент выпускает ценные бумаги (облигации) — а сформированные по итогам оценки пулы из кредитов становятся обеспечением этих ценных бумаг. «Досье» на каждого заемщика — то есть кредитный договор и закладную, и иные документы — при этом передает ипотечному агенту и в депозитарий. Основанием передачи служит заключенный между и ипотечным агентом договор закладных, таким образом ипотечный агент становится текущим владельцем закладной, то есть новым кредитором для заемщика.
Банки заинтересованы в секьюритизации как в способе привлечения денежных средств. При этом ипотечные ценные бумаги привлекательны для инвесторов тем, что обладают высокой надежностью, пониженным коэффициентом риска, а также предполагают льготное налогообложение. Кроме того, при определенных условиях их можно признавать для целей учета как базовый актив.
Сделки секьюритизации — сложный финансовый инструмент для рядового гражданина, но именно обычные заемщики становятся участниками таких сделок. Важно понимать, что несмотря на сложность процесса, существенных изменений для заемщиков не происходит. Основная информация о сделке отражена в Уведомлении, которое обязан направить заемщику в случае продажи его закладной.
В июне 2018 года Банк России представил доклад «Стимулирующее банковское регулирование», одним из главных тезисов которого стала необходимость развития секьюритизации в России. Основная цель такого развития — стимулировать долгосрочные инвестиции в стране. Регулятор предложил новый подход, который предполагает использование льготной оценки риска в отношении «простой, прозрачной и сопоставимой» секьюритизации. Коэффициенты рисков в таком случае могут снизиться до 10% или 15%, в зависимости от сделки. Тогда как в настоящее время эти показатели могут достигать от 100% до 1250%.
Что такое сервисный агент и зачем он нужен?
Сервисный агент — это организация, которая осуществляет консультирование и клиентское обслуживание заемщиков, включая организацию сбора платежей в счет погашения задолженности, урегулирование проблемного долга на всех этапах существования задолженности, предоставление справок, уведомлений, а также выдачу закладной после полного погашения обязательств по кредитному договору. Сервисный агент может быть как кредитной, так и некредитной организацией. Как правило, функции сервисного агента выполняет кредитор — банк или некредитная организация, где заемщик взял ипотечный кредит или заем.
Но также возможны случаи, когда кредитор привлекает третье лицо для выполнения функций обслуживания кредитов, заключая договор. Это третье лицо и становится сервисным агентом.
В соответствии с законодательством предметом деятельности ипотечного агента может быть только приобретение требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, а также выпуск ценных бумаг — облигаций, поэтому для обслуживания кредитов Ипотечный агент привлекает сервисного агента. Так как первоначальный кредитор (например, банк, выдавший ипотечный кредит/заем) лучше знает своего заёмщика и заёмщику привычнее работать с уже знакомой организацией, то в большинстве случаев сервисным агентом при секьюритизации остаётся первоначальный кредитор. В этом случае банковские реквизиты не меняются, и совершать платежи, а также получать все справки и консультации вы продолжите получать там же, где и раньше.
Если сервисный агент или банковские реквизиты всё же меняются, эта информация указывается в Уведомлении, направленном заемщику.
Нужно ли мне как заемщику следить за процессом секьюритизации?
Это не обязательно: на условия кредитного договора и график выплат процесс никак не влияет. Если вы получили уведомление о передаче прав по закладной, по вопросам обслуживания и погашения вашего кредита необходимо обращаться к сервисному агенту по сопровождению вашего кредита.
Важно помнить, что секьюритизация — законный и регулируемый вид деятельности, поэтому поводов для беспокойства о том, как он повлияет на ваш ипотечный кредит, нет. Все действия по оценке рисков банк или привлеченные аудиторы обязаны совершать, соблюдая российское законодательство о защите персональных данных и банковской тайны. Сейчас процесс оценки рисков во многих кредитных организациях автоматизирован, что сводит на нет вероятность утечки конфиденциальной информации.
СЭР в Сбербанке
Для упрощения получения официального подтверждения совершенных сделок купли-продажи недвижимости ПАО Сбербанк предлагает дополнительную услугу по электронной регистрации. Автоматизированный сервис позволяет дистанционно загружать документы, необходимые для осуществления регистрации перехода собственности, а затем отправлять их в Росреестр через сотрудников финансового учреждения без МФЦ и нотариальных контор.
Подробнее про электронную регистрацию сделок в банке
Услуга электронной регистрации смены собственника при купле-продаже объектов недвижимого имущества разработана ООО «ЦНС» (входит в ГК Сбербанка) совместно с Росреестром. Сервис включает в себя:
Услуга электронной регистрации доступна при приобретении или продаже готовых объектов, земельных участков без построек, а также при совершении сделок по ДДУ от застройщиков – партнеров финансового учреждения.
Подтверждение проведения сделки – выписка из ЕГРН, содержащая основную информацию об объекте и собственниках, подтвержденную электронной квалифицированной подписью регистратора.
Примечание! Все сделки, проходящие электронную регистрацию, осуществляются лично собственниками без привлечения представителей.
Какие застройщики и инвесторы предоставляют услугу?
Программа электронной регистрации права собственности на недвижимость имеет свои ограничения: так, например, первоначально услуга оказывалась только для договоров купли-продажи между физическими лицами. На данный момент услугой можно воспользоваться при приобретении строящихся объектов у застройщиков или инвесторов, но исключительно у партнеров банка.
Примечание! Сервис доступен при приобретении недвижимости, как по программам ипотечного кредитования, так и собственными средствами.
Где найти полный перечень СЭР Сбербанка?
Запрос на получение услуги оформляется через специально разработанный сервис ДомКлик, который раскрывает всю основную информацию о правилах осуществления регистрации, необходимой документации, стоимости оказываемых услуг. Кроме того, на сайте расположен сервис подбора объектов недвижимости, позволяющий осуществить поиск по территории или наименованию застройщика.
Следует иметь в виду! Сама сделка осуществляется в ипотечном центре Сбербанка в присутствии специалистов со стороны финансового учреждения, регистрация прав происходит в Росреестре.
Как проверить застройщика?
Что входит в СЭР?
Самостоятельная дистанционная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества включает в себя автоматическое проведение ряда обязательных процедур:
Как происходит регистрация?
Электронная регистрация прав собственности осуществляется Росреестром на основании пакета документации, переданного сотрудником финансового учреждения или застройщиком через автоматизированную систему.
После регистрации новых прав собственности на электронную почту заказчика приходит подтверждение — выписка ЕГРН и заключенный договор купли-продажи с отметкой о прохождении регистрации (при приобретении строящихся объектов недвижимости поступит подписанный ДДУ с отметкой о регистрации права требования).
Примечание! Корректность информации можно уточнить в любое время, заказав новую выписку ЕГРН.
Порядок процедуры
Примечание! Сервис позволяет привлечь вторую сторону сделки, указав номер контактного телефона.
Требования
ООО «ЦНС» выдвигает следующие требования для процедуры электронной регистрации:
Необходимые для СЭР документы
Сроки СЭР
Согласно внутренним регламентам финансовой организации услуга оказывается не более чем за 14 рабочих дней с момента поступления оплаты от заказчика. Сам переход права собственности регистрируется в течение 5-7 рабочих дней.
Примечание! В случае дистанционной передачи неполного пакета документов клиенту будет незамедлительно сообщено об этом, так как процедура будет временно приостановлена, сроки выполнения услуги увеличены.
Возможные проблемы и нюансы
Услуга электронной регистрации операций по купле-продаже недвижимого имущества имеет ряд недостатков:
Помимо этого, после подтверждения свершенной сделки в электронном формате у новых собственников имущества возникает ряд проблем:
В целом, электронная регистрация – быстрый и доступный способ получения подтверждения прав на приобретаемое недвижимое имущество. Данная услуга наиболее актуальна в настоящее время при покупке объектов в других регионах, а также при отсутствии свободного времени на прохождение различных инстанций (сделка оформляется при одном визите в территориальное подразделение банка, не требуется дополнительное заверение операции у нотариуса).
Цифровая ипотека: как выстроить бесшовный клиентский путь
Сложно представить современный мир без цифровых сервисов. Ипотека — не исключение, банки активно переводят процессы, связанные с получением ипотечного кредита, в онлайн-формат. Чтобы провести сделку быстро и комфортно, нужно оцифровать все этапы — одобрение кредита, оценку имущества, страхование и регистрацию собственности. Для этого банки создают собственные экосистемы или используют уже готовые IT-решения.
«Банки стараются привлекать к себе клиентов, в том числе с помощью развития удобных клиентских сервисов. Если заемщику одобрили кредит, то важно, чтобы он не ушел до сделки из-за неудобного сервиса, сложности подготовки документов и других причин», — отмечает партнер группы компаний SRG Максим Русаков. По его словам, электронные сервисы делают ипотеку удобной для клиентов и выгодной для банков.
Вместе с экспертами рассказываем, как внедрение цифровых сервисов в ипотечный процесс позволяет сократить время на его проведение, упростить процедуру оценки, регистрации и страхования недвижимости и сделать ее максимально безопасной.
Рост спроса на цифровые сервисы
В банке «Открытие» отмечают высокий рост спроса на различные онлайн-сервисы среди заемщиков — этому способствовала и пандемия. За последние два года доля продаж в цифровом канале по ипотеке в банке увеличилась примерно в два раза. И это не предел, поэтому развивать сервисы и оцифровать весь путь клиента — стратегические задачи банков, считает вице-президент банка «Открытие» Нина Крючкова. По ее словам, полный перевод ипотеки в онлайн — это лишь вопрос времени.
В Альфа-Банке отмечают рост спроса на такие онлайн-сервисы, как оценка недвижимости и электронная регистрация. «Цифровые сервисы в последнее время набирают популярность у клиентов банков, в том числе в сфере кредитования. Альфа-Банк активно развивает и разрабатывает новые цифровые услуги и сервисы. Их внедрение, в свою очередь, позволяет сократить бумажный документооборот, дать быстрый и качественный сервис клиентам», — отмечает руководитель департамента развития ипотечного кредитования Альфа-Банка Артем Иванов.
Через год после запуска экосистемы «Свое жилье» доля цифрового канала в заявках на ипотечный кредит в Россельхозбанке (РСХБ) составляет 20% (или каждая пятая заявка). «Думаем, что доля будет выше, так как рынок недвижимости и ипотечного кредитования сильно стремится «в цифру». Скорее всего, через два-три года заявка на бумаге будет редким случаем среди банков — лидеров ипотечного рынка», — прогнозирует директор Центра развития финансовых технологий РСХБ Елена Батурова.
«Цифровые сервисы сегодня — необходимость»
Нина Крючкова, вице-президент банка «Открытие»:
— Путь ипотечного клиента, пожалуй, один из самых сложных среди банковских продуктов. Требуется подобрать квартиру, получить одобрение банка, заказать оценку недвижимости, оформить страховку, зарегистрировать сделку — и все это делается через разные сервисы. Наличие цифровых сервисов делает путь клиента более простым и удобным.
Для банка это уже вопрос не в выгоде, цифровые сервисы сегодня — необходимость. Тот, кто не будет их внедрять, проиграет рынок. И не так важно, своими руками они были разработаны или используется готовый продукт, важно их наличие.
Группа компаний SRG
SRG представляет собой многопрофильную группу компаний, которая работает в разных отраслях экономики (недвижимость, финансы, информационные технологии и т. д.) и является одной из ведущих консалтинговых организаций России. Входит в топ-3 оценочных групп и в топ-15 крупнейших консалтинговых групп страны. SRG работает на рынке свыше 20 лет, имеет более 30 банков-партнеров, 14 партнеров — страховых компаний.
«Рынок ипотеки развивается, но его диспропорции глобально не изменились за последние пять лет. Ресурсы неравномерно распределены между игроками. Цифровизация всегда требует крупных инвестиций в разработку, создание инфраструктуры, и крупнейшие игроки могут соотнести эти затраты на 50% рынка. Доля ипотечного рынка у банка, даже входящего в топ-10 крупнейших в России, будет всего 1–5%. При этом ресурсы такого банка на создание собственной экосистемы сопоставимы. Любая автоматизация окупается на большом количестве транзакций. Ипотека — это не такие частые транзакции, как, например, денежные переводы. Скорее всего, затраты на создание ипотечного ИТ-решения in-house экономически нецелесообразны», — говорит партнер группы компаний SRG Максим Русаков.
«Нет смысла изобретать велосипед, так как уже существуют стандартные инструменты (страхование, экспертиза залога, его оценка и регистрация) и их можно автоматизировать и предоставить банку как облачные технологии. Затраты на автоматизацию таких сервисов разделены между всеми игроками. Таким образом, доступ к цифровой ипотеке получают все банки, и необязательно строить экосистему собственными силами. Банк не тратит ресурсы, экономит время, получая готовое решение, которое сразу можно использовать. При этом в каждый момент все под контролем, менеджеры банка знают, на каком этапе заемщик, и не теряют связи с клиентом. Такой подход позволяет банку увеличивать конверсии в сделки за счет качественного онлайн-обслуживания и прозрачности. Перекладывая на партнера автоматизацию, основные бизнес-ресурсы банка можно сконцентрировать на профильной деятельности, на привлечении клиентов и монетизации», — отмечает Максим Русаков.
Экономия времени и удобство: в чем плюсы цифровых сервисов
Максим Русаков, партнер группы компаний SRG:
— Человек редко сталкивается с покупкой недвижимости. Пройти все шаги для оформления ипотеки — это стресс. Ипотечная платформа упрощает клиенту выбор, предоставляя всю информацию в одном окне. Все — как в обычном маркетплейсе: широкий выбор поставщиков услуг (оценочные, страховые компании), полная информация о каждом из них, оптимальное ценообразование и высокое качество за счет прозрачности, контроля качества и конкуренции. Не нужно никуда звонить, общаться, сравнивать, оставлять свои контакты, за клиента уже все продумали и сделали.
Если говорить глобально, то развитие цифровой ипотеки движется к полностью онлайн-сделке. Все этапы оформления будут проходить в смартфоне. Сделка станет еще безопасней, сроки значительно сократятся. В идеале сделка должна превратиться в ощущение мгновения. Купить квартиру так же просто, как пару обуви. Кто в этом преуспеет, тот будет в большей степени востребован на рынке кредитования.
Онлайн-сервисы дают экономию одного из самых ценных ресурсов человека — времени.
«Мы все больше и больше начинаем ценить время. Зачастую клиент подает заявку в разные банки. И кто быстрее ее одобрит по подходящим ему условиям, с тем и будет заключен договор. К тому же использование цифровых сервисов позволят клиенту заниматься оформлением в любом удобном месте и в любое время, не подстраиваясь под расписание работы и местонахождение банка», — отмечает Нина Крючкова.
В РСХБ в части цифровизации процессов ипотечного кредитования реализованы различные онлайн-сервисы, в том числе оценка и электронная регистрация права собственности на объект. В ближайших планах банка полностью оцифровать путь клиента по оформлению сделки. В РСХБ считают, что главное конкурентное преимущество таких сервисов — в трех плоскостях:
«Помимо сервисов для оформления ипотечных кредитов, в планах — перевести в цифру процессы сопровождения портфеля ипотечного кредитования. Это позволит сократить операционные издержки банка на сопровождение портфеля, повысить доходность ипотечного кредитования за счет последующих продажи и кросс-продаж в действующей клиентской базе. Для клиентов онлайн-процесс сопровождения означает легкость обслуживания ипотечного кредита, сокращение расходов на его обслуживание, возможность быстрой продажи объекта из-под залога и улучшений жилой площади, не дожидаясь полного погашения действующей ипотеки», — говорит директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова.
Онлайн-оценка позволяет сократить время на рассмотрение кредитной заявки. Для заказа отчета об оценке клиент не тратит времени на посещение оценочной компании и банка, оценочная компания направляет отчет об оценке имущества напрямую в банк.
В процессе рассмотрения заявки на ипотечный кредит банк оценивает способность заемщика своевременно и в полном объеме исполнить обязательства по кредитному договору. «При выдаче ипотеки банк уделяет пристальное внимание стоимости залога, чтобы адекватно оценить в том числе сроки экспозиции квартиры в случае необходимости ее продажи, если заемщик не будет способен погашать ипотеку. Цена должна покрыть размер ипотеки и издержки банка. Риски высоки, некорректная оценка приведет к прямым потерям», — говорит Нина Крючкова.
Люди привыкли к новой реальности, услугам в дистанционном формате и ожидают такого же подхода от банка. «При онлайн-оценке объекта недвижимости клиенту не нужно тратить время на посещение оценочной компании, ждать выезда специалиста по оценке — можно провести оценку в любое удобное время и дистанционно. Также сервис снижает расходы клиента на сделку: например, онлайн-оценка недвижимости с самоосмотром в среднем на 15% ниже, чем оценка с выездом специалиста», — приводит примеры Артем Иванов.
«В интересах банка провести экспертизу залога качественно. Например, если завышена стоимость имущества, то в случае неисполнения клиентом обязательств по кредитному договору и продажи залога возникает риск убытков для банка: банк не сможет в полном объеме удовлетворить требования из стоимости заложенного имущества», — говорит Артем Иванов.
Онлайн-страхование позволяет сократить время на оформление полиса: клиент не тратит времени на посещение страховой компании, необходимые документы направляются страховой компанией напрямую в банк.
Электронная регистрация позволяет сократить время на подписание документов: документы подписываются онлайн одновременно всеми участниками сделки. Срок регистрации электронных сделок в Росреестре в два раза короче, чем срок регистрации бумажных сделок. Не требуется личное присутствие заявителей при подаче документов на регистрацию, что экономит время как для клиента, так и для банка. Клиентам и банку не нужно хранить бумажные оригиналы кредитной документации.
«Сервис «Цифровая сделка» предполагает направление клиентом документов на регистрацию в Росреестр без посещения МФЦ. Все это существенно упрощает и ускоряет процесс получения ипотечного кредита», — отмечает Артем Иванов.
Что мешает сделать ипотеку бесшовной
Самым главным ограничителем по оцифровке всего клиентского пути в ипотечном кредитовании является необходимость очной идентификации клиента и организация удаленного подписания документации с помощью электронно-цифровой подписи. Сейчас участник сделки должен хотя бы один раз посетить офис банка для идентификации и выпуска электронных подписей.
При проведении онлайн-сделок проводится обязательная идентификация клиента в рамках требований законодательства (115-ФЗ, 63-ФЗ). «В настоящее время эту функцию выполняет банк. Развитию онлайн-ипотеки поможет рассмотрение возможности передачи функции идентификации клиента третьим лицам (удостоверяющим центрам, страховым компаниям, МФЦ и т. п.), а также возможность удаленной идентификации по заграничному/биометрическому паспорту», — считает Артем Иванов из Альфа-Банка.
Цифровые технологии SRG
C 2012 года SRG собирает и анализирует сотни источников данных по всей территории России — это в том числе очищенные данные по предложениям и стоимости квадратного метра на самых популярных площадках страны. SRG первыми автоматизировали оценку недвижимости, использовав в работе современный инструментарий на основе Big Data и технологий машинного обучения. Точность обеспечивается также за счет постоянного обогащения данных, кросс-проверки и индекса достоверности. Каждый день робот SRG анализирует более 20 млн объявлений, данные надежно хранятся в дата-центрах на 70 серверах в пяти странах. SRG робот следит за каждым объявлением, его историей, определяет ликвидность, стоимость сделки, может предсказывать, как изменится стоимость объекта. Нейронная сеть определяет качество фото, наличие перепланировок и даже вид из окна. SRG индексирует 92% предложений о продаже на вторичном рынке недвижимости. 90% оценочных компаний работают с технологиями SRG.