Исо 8402 86 чем заменен
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристика качества и руководства по их применению» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 1993 г. N 267)
Information technology. Software product evaluation. Quality characteristics and guidelines for their use.
Дата введения 1 июля 1994 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет шесть характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество программного обеспечения. Данные характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества программного обеспечения. Руководства описывают использование характеристик качества для оценки качества программного обеспечения.
Настоящий стандарт не определяет подхарактеристики (комплексные показатели) и показатели, а также методы измерения, ранжирования и оценки. Данный стандарт придерживается определения качества по ИСО 8402.
Определения характеристик и соответствующая модель процесса оценки качества, приведенные в настоящем стандарте, применимы тогда, когда определены требования для программной продукции и оценивается ее качество в процессе жизненного цикла.
Эти характеристики могут применяться к любому виду программного обеспечения, включая программы ЭВМ и данные, входящие в программно-технические средства (встроенные программы).
Настоящий стандарт предназначен для характеристик, связанных с приобретением, разработкой, эксплуатацией, поддержкой, сопровождением или проверкой программного обеспечения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ИСО/МЭК 2382-20-90 Информационная технология. Словарь. Часть 20. Разработка системы
ИСО 8402-86 Качество. Словарь
В настоящем стандарте применяются следующие термины.
3.1 оценка (assessment): Действие по применению конкретного задокументированного критерия оценки к конкретному программному модулю, пакету или продукции с целью обусловленной приемки или выпуска программного модуля, пакета или продукции.
3.2 признаки (показатели) (features): Признаки, определяющие свойства программной продукции, которые могут быть отнесены к характеристикам качества.
3.3 программно-аппаратные средства (firmware): Технические средства, содержащие компьютерную программу и данные, которые не могут изменяться средствами пользователя. Компьютерная программа и данные, входящие в программно-аппаратные средства, классифицируются как программное обеспечение; схемы, содержащие компьютерную программу и данные, классифицируются как технические средства.
3.4 уровень качества функционирования (level of performance): Степень, в которой удовлетворяются потребности, представленные конкретным набором значений для характеристик качества.
3.5 измерение (measurement): Действие по применению показателя качества программного обеспечения к конкретной программной продукции.
3.6 качество (quality): Весь объем признаков и характеристик продукции или услуги, который относится к их способности удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (ИСО 8402).
3.7 ранжирование (рейтинг) (rating): Действие по отнесению измеренного значения к соответствующему уровню ранжирования. Используется для определения уровня ранжирования программного обеспечения по конкретной характеристике качества.
3.8 уровень ранжирования (rating level): Диапазон значений в масштабе, позволяющем классифицировать (ранжировать) программное обеспечение в соответствии с установленными или предполагаемыми потребностями. Соответствующие уровни ранжирования могут быть связаны с различными представлениями о качестве, то есть для пользователей, руководителей или разработчиков. Данные уровни называются уровнями ранжирования.
3.9 программное обеспечение (software): Программы, процедуры, правила и любая соответствующая документация, относящиеся к работе вычислительной системы.
3.10 программная продукция (software product): Программный объект, предназначенный для поставки пользователю.
3.11 качество программного обеспечения (software quality): Весь объем признаков и характеристик программной продукции, который относится к ее способности удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям.
3.12 критерий оценки качества программного обеспечения (software quality assessment criteria): Набор определенных и задокументированных правил и условий, которые используются для решения о приемлемости общего качества конкретной программной продукции. Качество представляется набором установленных уровней, связанных с программной продукцией.
3.13 характеристики качества программного обеспечения (software quality characteristics): Набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым ее качество описывается и оценивается. Характеристики качества программного обеспечения могут быть уточнены на множестве уровней комплексных показателей (подхарактеристик).
3.14 метрика качества программного обеспечения (software quality metric): Количественный масштаб и метод, которые могут быть использованы для определения значения признака, принятого для конкретной программной продукции.
4 Характеристики качества программного обеспечения
Качество программного обеспечения может быть оценено следующими характеристиками.
4.1 Функциональные возможности (Functionality)
Набор атрибутов, относящихся к сути набора функций и их конкретным свойствам. Функциями являются те, которые реализуют установленные или предполагаемые потребности.
1 Данный набор атрибутов характеризует то, что программное обеспечение выполняет для удовлетворения потребностей, тогда как другие наборы, главным образом, характеризуют, когда и как это выполняется.
2 В данной характеристике для установленных и предполагаемых потребностей учитывают примечание к определению качества (см. 3.6).
4.2 Надежность (Reliability)
Набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.
1 Износ или старение программного обеспечения не происходит. Ограничения надежности проявляются из-за ошибок в требованиях, проекте и реализации. Отказы из-за этих ошибок зависят от способа использования программного обеспечения и ранее выбранных версий программ.
4.3 Практичность (Usability)
Набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для использования и индивидуальной оценки такого использования определенным или предполагаемым кругом пользователей.
1 «Пользователи» могут интерпретироваться как большинство непосредственных пользователей интерактивного программного обеспечения. Круг пользователей может включать в себя операторов, конечных пользователей и косвенных пользователей, на которых влияет данное программное обеспечение или которые зависят от его использования. Практичность должна рассматриваться во всем разнообразии условий эксплуатации пользователем, которые могут влиять на программное обеспечение, включая подготовку к использованию и оценку результатов.
2 Практичность, определенная в данном стандарте как конкретный набор атрибутов программной продукции, отличается от определения с точки зрения эргономики, где рассматриваются как составные части практичности другие характеристики, такие как эффективность и неэффективность.
4.4 Эффективность (Efficiences)
Набор атрибутов, относящихся к соотношению между уровнем качества функционирования программного обеспечения и объемом используемых ресурсов при установленных условиях.
4.5 Сопровождаемость (Maintainability)
Набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для проведения конкретных изменений (модификаций).
4.6 Мобильность (Portability)
Набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения быть перенесенным из одного окружения в другое.
5 Руководство по применению характеристик качества
Настоящий стандарт применяется для установления требований к качеству программного обеспечения и оценивания (измерения, ранжирования и оценки) программных продуктов, включая:
— определение требований к качеству программной продукции;
— оценивание технических требований к программному обеспечению при контроле за тем, чтобы требования качества были удовлетворены в процессе разработки;
— описание признаков и свойств (атрибутов) внедренного программного обеспечения (например в руководствах пользователя);
— оценивание разработанного программного обеспечения перед его поставкой;
— оценивание программного обеспечения перед приемкой.
Существуют только несколько общепринятых метрик для характеристик, описанных в настоящем стандарте. Организации и группы по стандартизации могут устанавливать свои собственные модели процесса оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими характеристиками, для охвата различных областей применения и стадий жизненного цикла. В тех случаях, когда соответствующие метрики отсутствуют и не могут быть разработаны, иногда пользуются словесными описаниями или «приблизительными методами».
При использовании шести характеристик качества в целях описания и оценивания также необходимо установить уровни ранжирования и критерии конкретно для данной организации или для данного применения, или для того и другого.
Должны быть установлены метрики, уровни ранжирования и критерии применительно к оценке качества, когда обмениваются результатами оценивания.
Хотя отсутствует общепринятая система классификации программного обеспечения, имеется несколько общепринятых классов программного обеспечения. Важность каждой характеристики качества меняется в зависимости от класса программного обеспечения. Например, надежность наиболее важна для программного обеспечения боевых критичных систем, эффективность наиболее важна для программного обеспечения критичных по времени систем реального времени, а практичность наиболее важна для программного обеспечения диалога конечного пользователя.
Важность каждой характеристики качества также меняется в зависимости от принятых точек зрения.
5.2 Представления о качестве программного обеспечения
Имеется несколько представлений о качестве, некоторые из которых обсуждаются ниже.
5.2.1 Представление пользователя
Определение качества по ИСО 8402 отражает представление пользователя так же, как и характеристики, определенные в настоящем стандарте.
Пользователи в основном проявляют заинтересованность в применении программного обеспечения, его производительности и результатах использования. Пользователи оценивают программное обеспечение без изучения его внутренних аспектов или того, как программное обеспечение создавалось.
Пользователя могут интересовать следующие вопросы:
— Имеются ли требуемые функции в программном обеспечении?
— Насколько надежно программное обеспечение?
— Насколько эффективно программное обеспечение?
— Является ли программное обеспечение удобным для использования?
— Насколько просто переносится программное обеспечение в другую среду?
5.2.2 Представление разработчика
Процесс создания требует от пользователя и разработчика использования одних и тех же характеристик качества программного обеспечения, так как они применяются для установления требований и приемки. Когда разрабатывается программное обеспечение для продажи, в требованиях качества должны быть отражены предполагаемые потребности.
Так как разработчики отвечают за создание программного обеспечения, которое должно удовлетворять требованиям качества, они заинтересованы в качестве промежуточной продукции так же, как и в качестве конечной продукции. Для того чтобы оценить качество промежуточной продукции на каждой фазе цикла разработки, разработчики должны использовать различные метрики для одних и тех же характеристик, потому что одни и те же метрики неприменимы для всех фаз жизненного цикла. Например, пользователь понимает эффективность в терминах времени реакции, тогда как разработчик использует в проектной спецификации термины длины маршрута и времени ожидания и доступа. Метрики, применяемые для внешнего интерфейса продукции, заменимы метриками, применяемыми для ее структуры.
Представление пользователя должно также включать представление о характеристиках качества, требуемое тем, кто сопровождает программное обеспечение.
5.2.3 Представление руководителя
Руководитель может быть более заинтересован в общем качестве, чем в конкретной характеристике качества, и по этой причине будет нуждаться в определении важности значений, отражающих коммерческие требования для индивидуальных характеристик.
Руководителю может также потребоваться сопоставление повышения качества с критериями управляемости, такими как плановая задержка или перерасход стоимости, потому что он желает оптимизировать качество в пределах ограниченной стоимости, трудовых ресурсов и установленного времени.
5.3 Модель процесса оценивания
Схема 1 отражает основные этапы, требуемые для оценивания качества программного обеспечения, начиная с характеристик качества, определенных в настоящем стандарте. Ряд детальных процедур, таких как анализ и проверка метрик, на схеме 1 не показаны.
Процесс состоит из трех стадий: установление (определение) требований к качеству, подготовка к оцениванию и процедура оценивания. Данный процесс может применяться в любой подходящей фазе жизненного цикла для каждого компонента программной продукции.
5.3.1 Установление требований к качеству
Целью начальной стадии является установление требований в терминах характеристик качества и возможных комплексных показателей (подхарактеристик). Требования выражают потребности внешнего окружения для рассматриваемой программной продукции и должны быть определены до начала разработки. Так как программная продукция разделяется на основные компоненты, требования для продукции в целом могут отличаться от требований для отдельных компонентов.
5.3.2 Подготовка к оцениванию
Целью второй стадии является подготовка основы для оценивания.
5.3.2.1 Выбор метрик (показателей) качества
Способ, которым определялись характеристики качества, не допускает их непосредственного измерения. Существует потребность в установлении метрик (показателей), которые соотносятся с характеристиками программной продукции. Каждый количественный признак и каждое количественно оцениваемое взаимодействие программного обеспечения с его окружением, которые соотносятся с характеристикой, могут быть приняты в качестве метрики (показателя).
Метрики могут по-разному зависеть от окружения и фаз процесса разработки, в которых они используются. Метрики, используемые в процессе разработки, должны быть соотнесены с соответствующими метриками пользователя, потому что метрики из представления пользователя являются решающими.
5.3.2.2 Определение уровней ранжирования
Количественные признаки могут быть измерены, используя метрики качества. Результат, т.е. измеренное значение, отображается в масштабе. Данное значение не показывает уровень удовлетворения требований. Для этой цели данные шкалы должны быть разделены на диапазоны, соответствующие различным степеням удовлетворения требований (см. схему 2). Так как качество относится к конкретным потребностям, общие уровни ранжирования невозможны. Они должны определяться для каждого конкретного оценивания.
5.3.2.3 Определение критерия оценки
Для определения качества продукции результаты оценивания различных характеристик должны быть подытожены. Оценщик должен подготовить для этого процедуры, используя, например, таблицы решений или средние взвешенные. Процедура обычно включает в себя другие аспекты, такие как время и стоимость, которые способствуют оценке качества программной продукции в конкретных условиях эксплуатации.
5.3.3 Процедура оценивания
Последняя стадия модели процесса оценивания уточняется по трем этапам, называемым «измерение», «ранжирование» и «оценка».
Для измерения выбранные метрики применяются к программной продукции. Результатом являются значения в масштабах метрик.
На этапе ранжирования устанавливается уровень ранжирования для измеренного значения (см. схему 2).
Оценка является последним этапом процесса оценивания программного обеспечения, на котором обобщается множество установленных уровней. Результатом является заключение о качестве программной продукции. Затем обобщенное качество сравнивается с другими факторами, такими как время и стоимость. Окончательное решение руководства принимается на основе критерия управляемости. Результатом является решение руководства по приемке или отбраковке, или по выпуску или невыпуску программной продукции.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристика качества и руководства по их применению» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 1993 г. N 267)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, Издательство стандартов, 1994 г. ИПК Издательство стандартов, 2003 г.
Дата введения 1 июля 1994 г.
1 Подготовлен и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационная технология»
2 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 1993 г. N 267
3 Стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО/МЭК 9126-91 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению»
Исо 8402 86 чем заменен
ГОСТ Р ИСО 10011-1-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Guidelines for auditing quality systems.
Part I: Auditing
Дата введения 1994-07-01
1 ПОДГОТОВЛEH И ВНЕСЕН ВНИИСертификации Госстандарта России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 322
4 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 10011-1-90* «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка»
Введение
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по проведению проверки системы качества организации. Он позволяет пользователям приспособить их к своим потребностям.
Проверка системы качества также обеспечивает получение объективных доказательств, касающихся необходимости сокращения, устранения и, самое главное, предотвращения несоответствий.
Результаты этих проверок могут быть использованы руководством для улучшения деятельности организации.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные принципы, критерии и порядок проведения проверок и содержит руководящие указания по назначению, планированию, проведению и документированию проверок систем качества.
2 Нормативная ссылка
ИСО 8402-86 Качество. Словарь*
* ИСО 8402-86. Качество. Словарь. Находится во ВНИИС.
3 Определения
Определения, приведенные в ИСО 8402, используются вместе с нижеследующими.
1 Проверка качества применяется в основном (но не только) к системе качества или ее элементам (процессы, продукция или услуги и т. п.). Подобные проверки часто называют «проверкой системы качества», «проверкой качества процесса», «проверкой качества продукции», «проверкой качества услуги».
2 Проверки качества проводят лица, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие с персоналом проверяемых участков.
3 Одной из целей проверки качества является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий. Следует проводить разграничение между проверкой и деятельностью по надзору или контролю, осуществляемой с целью управления процессом или приемки продукции.
1 Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.
2 В связи с требованиями контракта, обязательными предписаниями и пpoведением оценки может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
1 Чтобы осуществить проверку качества, эксперт-аудитор должен получить официальное назначение для проведения данной конкретной проверки.
2 Эксперт-аудитор, назначенный для руководства проверкой качества, называется главным экспертом-аудитором.
а) проверяемая организация, желающая проверить собственную систему качества на соответствие ряду стандартов;
b) потребитель, желающий проверить систему качества поставщика с помощью своих собственных экспертов-аудиторов или третьей стороны;
d) независимое агентство, назначенное для проведения проверки с целью внесения системы качества проверяемой организации в официальный реестр.
4 Цели проверки и ответственность
Проверки обычно преследуют одну или несколько целей:
а) установление соответствия или несоответствия элементов системы качества установленным требованиям;
Ь) определение эффективности внедренной системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в области качества;
с) предоставление проверяемой организации возможности улучшить систему качества;
d) удовлетворение нормативных требований;
е) разрешение включения системы качества проверяемой организации в официальный реестр.
Основанием для проверок в большинстве случаев является:
первоначальная оценка поставщика, если есть желание установить контрактные взаимоотношения;
проверка собственной системы качества организации в части удовлетворения установленным требованиям и применения*;
проверка системы качества поставщика в части удовлетворения установленным требованиям применения в рамках контрактных взаимоотношений;
оценка соответствия собственной системы качества организации стандарту на системы качества.
Эти проверки могут быть текущими или обусловлены значительными изменениями системы качества организации, процесса, качества продукции или услуг, или же они могут быть необходимым следствием проведения корректирующих действий.
1 Проверки качества не должны приводить к переносу ответственности за достижение требуемого качества с работающего персонала на проверяющую организацию.
2 Проверки качества не должны приводить к расширению области деятельности функций качества, кроме целей, поставленных в области качества.
4.2 Роли и ответственность
4.2.1.1 Группа экспертов-аудиторов
При проведении проверки группой экспертов-аудиторов или одним человеком должен быть назначен главный эксперт-аудитор, ответственный за всю проверку.
В зависимости от обстоятельств в группу экспертов-аудиторов могут быть включены эксперты со специализированной подготовкой, эксперты-аудиторы-стажеры или наблюдатели, приемлемые для заказчика, проверяемой организации и главного эксперта-аудитора.
4.2.1.2. Ответственность экспертов-аудиторов
Эксперты-аудиторы отвечают за:
исполнение требований проводимой проверки;
сообщение и разъяснение требований проверки;
эффективное и результативное планирование и выполнение возложенных на них обязанностей;
сообщение результатов проверки;
проверку эффективности корректирующих действий, предпринятых по результатам проверки (по просьбе заказчика);
поддержание в порядке и сохранности документов, относящихся к проверке (предоставление таких документов по требованию, обеспечение конфиденциальности документов, бережное отношение к сведениям, сообщенным заказчиком);
сотрудничество с главным экспертом-аудитором и оказание ему поддержки.
4.2.1.3. Ответственность эксперта-аудитора
Главный эксперт-аудитор несет ответственность за все этапы проверки. Главный эксперт-аудитор должен быть компетентным и опытным в области общего руководства качеством, а также наделен полномочиями принимать окончательные решения по проведению проверки и любых наблюдений при проверке.
В обязанности главного эксперта-аудитора входит также:
участие в подборе других членов группы экспертов-аудиторов;
подготовка плана проверки;
представление группы экспертов-аудиторов руководству проверяемой организации;
представление отчета о проверке.
4.2.1.4. Независимость эксперта-аудитора
Эксперты-аудиторы должны быть беспристрастны и свободны от влияний, которые могли бы сказаться на их объективности.
Все лица и организации, связанные с проверкой, должны уважать и поддерживать независимость и неприкосновенность экспертов-аудиторов.
4.2.1.5. Деятельность экспертов-аудиторов
Главный эксперт-аудитор должен:
определять требования к каждому назначенному члену группы, включая и требования к необходимой квалификации экспертов-аудиторов;
Серия стандартов ISO 9001
Серия стандартов ISO 9000 включает несколько стандартов систем обеспечения качества. Данные стандарты разрабатываются Международной организацией по стандартизации (ИСО) и имеют то же самое содержание, что и соответствующие европейские стандарты (ЕN), а также национальные стандарты в ряде стран. Серию стандартов ISO 9000 составляют модели или руководящие указания. Все эти документы называются стандартами, несмотря на то, что некоторые из них являются руководствами или сборниками рекомендаций.
Серия стандартов ISO 9000 представляет собой обобщение национальных и международных стандартов по системам качества. Стандарты ISO 9000 признаны практические во всем мире и приняты в качестве национальных стандартов более чем в 70 странах. Эти стандарты весьма популярны в странах, ведущих активную международную торговлю, таких как США, Канада и Япония, а также в странах Европейского Союза. Первым стандартом систем качества был американский стандарт US Mil Spec (Mil-Q-9858), опубликованный в 1959г. Разработанные с того времени различные стандарты систем качества имеют много общих свойств.
Стандарты ISO 9000:1994
Серия ISO 9000:1994 содержала пять главных стандартов:
Стандарты ISO 9000:2000
При разработке стандартов ISO 9000 версии 2000 года, одна из преследуемых целей состояла также в упрощенной структуре стандартов для облегчения их применения в организациях. В результате такой реструктуризации вместо 20 ранее применявшихся стандартов, серия ISO 9000:2000 содержит всего 4 новых стандарта:
Терминология
В стандартах применяется следующая базовая терминология, определяющая субъектов в системе качества с привязкой к которым установлены требования или руководящие указания.
Эти термины отличаются от использованных ранее в ISO 9000:2000.
Концепции управления качеством
Фокус на потребителя (заказчика). Уровень качества устанавливает потребитель, поэтому организация должна всячески акцентировать свое внимание на исследовании проблем, нужд, потребностей и ожиданий потребителя для последующей реализации полученных сведений в выпускаемой продукции.
Процессный и системный подход. Управление качеством продукции осуществляется через управление процессами ее производства, взаимоувязанными в согласованную систему.
Лидерство руководства. Методы работы процессов в рамках системы управления определяются общей политикой и целями для всей организации, устанавливаемых высшим руководством, которое обеспечивает возможность реализации этих политики и целей необходимыми ресурсами.
Вовлечение персонала. Реализация целей, поставленных перед предприятием, возможна только в случае адекватного поведения сотрудников на всех уровнях организации.
Непрерывное совершенствование. Поскольку потребности потребителей и других заинтересованных сторон непрерывно возрастают или изменяются, организация должна поспевать за этими изменениями, обеспечивая непрерывный рост внутреннего качества своих производственных и управленческих процессов.
Принятие управленческих решений на основе фактических данных. Процесс непрерывного совершенствования должен опираться на данные, полученные в ходе объективных измерений фактического состояния системы качества и качества продукции.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Поскольку качество продукции во многом определяется качеством исходного сырья, материалов и информации, достижение качественного роста должно также основываться на установлении взаимовыгодных, партнерских отношений с поставщиками.
Процессный подход
Настоящий международный стандарт предлагает принятие процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества для увеличения удовлетворенности потребителя, посредством выполнения его требований. Схема процесса представлена на рисунке:
Рис.1. Схема процессного подхода
Для эффективного функционирования организации необходимо идентифицировать многочисленные взаимосвязанные между собой виды деятельности и управлять ими. Виды деятельности, использующие ресурсы и управляемые в определенном порядке, позволяющем преобразовать «входы» в «выходы», могут быть рассмотрены как процессы. Часто «выход» одного процесса является непосредственным «входом» в последующий процесс.
Применение системы процессов в рамках организации совместно с идентификацией и взаимодействием этих процессов, а также управления ими, может быть представлено как «процессный подход».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении, что обеспечивает хорошую взаимосвязь как между отдельными процессами в рамках организации, так и их комбинацией и взаимодействием.
Когда процессный подход используется в рамках системы менеджмента качества, он подчеркивает важность:
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессах, изображена на рисунке, иллюстрирующем взаимосвязь процессов, представленных в пунктах с 4 по 8 стандарта ISO 9001:2000. Эта иллюстрация показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценку информации, относящейся к восприятию потребителем того, выполнила ли организация его требования. Модель, изображенная на рисунке, охватывает все требования настоящего международного стандарта, несмотря на то, что не отображает процессы детально.
Рис.2. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессах
Стандарт ISO 9001:2008
15 ноября 2008 Международной Организацией по Стандартизации (ISO) опубликована новая версия международного стандарта ISO 9001. ISO 9001:2008 заменяет стандарт ISO 9001:2000, применяемый как к коммерческим, так и к общественным организациям в 170 странах.
В новой версии стандарта:
В целом изменения в стандарте незначительны, поэтому переход на новую версию не потребует от организаций серьезных изменений в системе менеджмента.
ISO и IAF совместно выпустили правила перехода на новую версию стандарта: