Исо фланец что это
Что такое фланцы iso и, каких размеров они бывают
Любое функционирующее устройство состоит из множества мелких деталей, разработанных для сборки полезного аппарата. То же самое касается и вакуумной техники. Она состоит из различных комплектующих и фланцев iso. Последние часто подвергаются поломкам, поскольку являются соединительными элементами конструкции, а при неисправности заменяются новыми, отталкиваясь от размера и типа испорченного фланца iso.
Что такое фланцы iso
Фланцевые соединения iso изготовлены и запатентованы международной организацией стандартов international standards organization, сокращённо iso. Изначально они были разработаны, с целью оптимизации услуг и товарооборота между странами, упрощения сотрудничества в интеллектуальных и научных отраслях. Сегодня, многие предприятия начали изготавливать фланцы, используя стандарты iso, поскольку такие изделия востребованы и подходят для экспорта товаров.
Основные характеристики фланцев iso:
Сегодня фланцы применяют во многих сферах деятельности. Их внедряют, в качестве соединительных прочных элементов в конструкции систем частой модификации, форвакуумных трубопроводов, экспериментальных модульных лабораторий, высоковакуумных систем/требующих частой очистки.
Соответственно, при изготовлении описанного выше оборудования разработчикам требовалось выдерживать определённые нормативы. Для этого приходилось подбирать фланцевые элементы различной формы, вида и размеров, чтобы избежать разгерметизации готовой конструкции и утечки химикатов из неё наружу. Чтобы осуществить эту идею, международная организация стандартов разработала фланцы в различных конфигурациях и размерах.
Размеры фланцев iso
Iso 5210/5211 стандарты
Данный тип фланцев предназначен для состыковки производственной арматуры. Стандарт имеет такие параметры:
Если привод не полнооборотного типа состоит из редуктора и оборотного привода, фланцы этого типа не подходят. Необходимо использовать Iso 5210.
Размеры фланцев Iso 5210/5211
К этому типу фланцев Iso относятся только крупные элементы, разделяющиеся на маркировку: LF, LFB, MF. Данные марки соединителей работают идентично фланцам KF, поскольку состоят из основного и эластичного (уплотнительного) колец. Самыми широко востребованными сериями фланцев iso, являются:
Иногда, приходится комбинировать фланцы сразу нескольких серий, например: с одной стороны крепят однозубчатый фланец, а с другой прикрепляющийся болтами. В таком случае главное, чтобы они имели подходящий диаметр.
Наиболее популярны такие размеры фланцев iso серии LF:
Маркировка DN (номер) LF | Размер (мм). |
63 | 63,5 |
100 | 102 |
160 | 160 |
200 | 200 |
250 | 254 |
320 | 316 |
400 | 400 |
500 | 500 |
Судя по описанной выше таблице, не все маркировки фланцев совпадают с их реальным размером, будьте бдительны при покупке соединителей!
Разновидности и размеры фланцев 100 (iso)
Фланцы, маркированные как iso 100, изготавливаются из нержавейки 304 и Витона в нескольких модификациях.
Размеры фланцев iso с коэффициентом 100:
A | Толщина расположенного в центре кольцевого отверстия. | 8 мм. |
B | Диаметр бортовой части проходного кольца. | 102 мм. |
C | Внутренний диаметр кольца проходного типа. | 99 мм. |
D | Толщина бортика кольцевого отверстия. | 3,9 мм. |
Большая часть фланцев соответствует описанной выше таблице. Но иногда, в зависимости от типа фланцев, размеры могут отличаться.
Также существует отдельный вид фланцев 5211 KF. Элементы из этой серии применяются исключительно при проходном сечении, не превышающем 50 мм. для сборки вакуумизирующих конструкций. Такие фланцы iso не требуют применения инструментов и сварочного аппарата при ремонте вакуумной техники, поскольку фланец устанавливается вручную, при затягивании винта хомута – «барашка».
Что такое фланцы ISO
Фланцы ISO – уплотнители, предназначенные для соединения элементов вакуумной конструкции. Высококачественные фланцы увеличивают производительность и эксплуатационные характеристики вакуумного оборудования, т. к. эти элементы необходимы для полноценного функционирования устройства в условиях сверхвысокого и высокого вакуума. Крепление фланцев выполняется, способом сжатия центрального кольца, удерживающего соединённые между собой элементы.
Во время поломки, некоторые «экономные» предприниматели стараются поставить внутрь агрегата обычные резиновые уплотнители, что часто становится причиной поломки всего вакуумного устройства. Поэтому не стоит использовать дешёвые резиновые комплектующие, не предназначенные для вакуумного оборудования, а выбирать для своего аппарата фланцы ISO, отталкиваясь от типа повреждённого:
Фланцы ISO отличаются от более простых аналогов как внешне, так и своей конструкцией. Однако только эти уплотнители способны сделать функционирование вакуумного оборудования долгосрочным, а также безопасным для здоровья сотрудников предприятия или лаборантов.
Размеры фланцев ISO
Фланцы ISO сегодня востребованы, т. к. промышленное оборудование не способно полноценно функционировать без специфических комплектующих. Тогда разработчики таких устройств начали изобретать фланцы, имеющие различные варианты креплений и размеров, чтобы функциональность промышленного оборудования увеличилась ещё больше.
Самыми востребованными размерами фланцев являются:
Диаметр (мм). | Наименование. |
63.5 | DN63LF |
160 | DN160LF |
400 | DN400LF |
316 | DN320LF |
102 | DN100LF |
500 | DN500LF |
254 | DN250LF |
200 | DN200LF |
Кроме описанных выше размеров существуют ещё и другие, которые менее распространённые и покупаемые, несмотря на высокое качество и срок службы. Если ваше оборудование имеет другие размеры фланцев, требуется обратиться к специалистам в магазинах, поставляющих промышленные устройства.
Фланец ISO 100
Фланец ISO 100 – самый часто встречаемый вариант фланцев, установленных в вакуумное оборудование. Его называют практичным, отталкиваясь от таких критерий:
Этот фланец изготавливается из стали, не подвергающейся коррозии. В продаже его можно обнаружить с 2 отверстиями (4-х дюймовыми в диаметре). Чаще всего его ставят во время сварки наружных труб, где этот элемент является надёжным соединителем.
Дополнительно, с фланцами ISO 100 внутрь вакуумных установок устанавливают вакуумную арматуру. Это позволяет увеличить срок службы устройства, повысить герметичность, способом равномерной стяжки уплотнительного винта.
Фланцы ISO KF
Также в продаже существуют фланцы ISO типа KF. Они представляют собой конструкцию, имеющую скошенные наружные стороны и, соединяющую элементы устройства шарнирными хомутами. Однако если крепление фланца таким способом не оказывает желаемого эффекта, используют когтевые зажимы.
Одним из наиболее важных элементов фланца является центрирующее кольцо, расположенное между противоположными фланцами и выполняющее уплотнительную функцию. Чаще всего именно такие фланцы устанавливают в местах с регулярным вакуумным давлением, т. к. они надёжно удерживают атмосферное и вакуумное давление.
Алюминиевые ISO фланцы
Фланцы, предусмотренные для установки в вакуумные системы, могут быть изготовлены из любого металла, начиная от нержавеющей стали и заканчивая алюминием. Это зависит от свойств самого металла и устройства, будет ли металл контактировать с влагой, подвергаться коррозии.
Фланцы ISO из алюминия являются самыми распространёнными, т. к. алюминий обладает хорошими свойствами, высокой производительностью и оказывает надёжное сцепление элементов конструкции.
Сегодня алюминиевые, стальные и нержавеющие фланцы ISO пользуются популярностью во всех промышленных сферах, поэтому специалисты до сих пор совершенствуют их качество, несмотря на то, что на первый взгляд роль таких уплотнений кажется минимальной. Однако важно понимать, что самым оптимальным уплотнителем, сцепляющим детали вакуумного устройства, являются фланцы, входящие именно в эту категорию. Они замечательно подходят по диаметру и противостоят сверхвысокому давлению.
ISO 5210 / ISO 5211-2001. Присоединительные размеры фланцев и сочленений (присоединений) для установки промышленной арматуры. ISO F03,ISO F04, ISO F05, ISO F07, F10, ISO F12, ISO F14, ISO F16, ISO F25, ISO F30, ISO F35, ISO F40, ISO F48, ISO F60
Данный стандарт устанавливает требования для присоединения неполнооборотных (частично-оборотных) приводов к промышленным кранам и клапанам.
-Размер фланца, необходимого для присоединения частично-оборотного привода к крану или клапану (рис.1а) или к промежуточной опоре (рис.1.б);
-Размеры выходного присоединения привода, необходимые для подсоединения к приводимым деталям.
-Ссылочные крутящие моменты для сочленений. Присоединения промежуточных опор к клапану не покрываются данным стандартом.
Термин кран или клапан подразумевает также клапаны или краны с установленными на них промежеточными опорами.
В случаях, когда частично-оборотный привод представляет собой комбинацию из многооборотного привода и редуктора, то последние должны сочленяться между собой в соответствии с EN ISO 5210.
Рис.1а) Непосредственное сочленение.
Рис.1б) Сочленение через промежуточную опору.
Таблица 1. Максимальные крутящие моменты на монтажных (присоединительных) фланцах.
Тип фланца | Максимальный крутящий момент, Н*м |
F03 | 32 |
F04 | 63 |
F05 | 125 |
F07 | 250 |
F10 | 500 |
F12 | 1 000 |
F14 | 2 000 |
F16 | 4 000 |
F25 | 8 000 |
F30 | 16 000 |
F35 | 32 000 |
F40 | 63 000 |
F48 | 125 000 |
F60 | 250 000 |
Таблица приведена для применений, когда болты находятся под напряжением не более 290 МПа и коэффициента трения 0,2 между присоединяемыми поверхностями.
Рис.2) Размеры фланцев.
1-неполнооборотный привод.
Таблица 2. Размеры монтажных (присоединительных) фланцев. Размеры в мм.
Тип фланца | d1 | d2 | d3 | d4 | h1макс. | h2 мин. | КСО |
F03 | 46 | 25 | 36 | M5 | 3 | 8 | 4 |
F04 | 54 | 30 | 42 | M5 | 3 | 8 | 4 |
F05 | 65 | 35 | 50 | M6 | 3 | 9 | 4 |
F07 | 90 | 55 | 70 | M8 | 3 | 12 | 4 |
F10 | 125 | 70 | 102 | M10 | 3 | 15 | 4 |
F12 | 150 | 85 | 125 | M12 | 3 | 18 | 4 |
F14 | 175 | 100 | 140 | M16 | 4 | 24 | 4 |
F16 | 210 | 130 | 165 | M20 | 5 | 30 | 4 |
F25 | 300 | 200 | 254 | M16 | 5 | 24 | 8 |
F30 | 350 | 230 | 298 | M20 | 5 | 30 | 8 |
F35 | 415 | 260 | 356 | M30 | 5 | 45 | 8 |
F40 | 475 | 300 | 406 | M36 | 8 | 54 | 8 |
F48 | 560 | 370 | 483 | M36 | 8 | 54 | 12 |
F60 | 686 | 470 | 603 | M36 | 8 | 54 | 20 |
Рис.3) Расположение отверстий.
Таблица 3. Расположение отверстий.
Flange type | α/2 |
F03 to F16 | 45 ° |
F25 to F40 | 22,5 ° |
F48 | 15 ° |
F60 | 9 ° |
Сочленение (присоединение) на шпонке (шпонках).
Размеры шпонок должны соответствовать ISO / TR 773
Рис.4) Отверстие под шпонку (шпонки)
Таблица 4. Размеры в мм и крутящие моменты для отверстий под шпонку (шпонки).
Сочленение (присоединение) на параллельный или диагональный квадрат.
Размеры d 8 и d 9 выбираются производителем.
Позиционирование присоединительного отверстия должно соответствовать Рисунку или 10 или 11 соответственно.
Рис. 5/6. Сочленение (присоединение) на параллельный или диагональный квадрат.
Таблица 5. Размеры в мм и крутящие моменты для сочленений (присоединений) на параллельный или диагональный квадрат.
Тип фланца | Максимальный крутящий момент на фланце Н*м | h4 макс. a) | s H11 | |||||||||||
F03 | 32 | 1,5 | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |
F04 | 63 | 1,5 | 9 | 11b) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |
F05 | 125 | 3,0 | 9 | 11 | 14b) | — | — | — | — | — | — | — | — | |
F07 | 250 | 3,0 | — | 11 | 14 | 17b) | — | — | — | — | — | — | — | |
F10 | 500 | 3,0 | — | — | 14 | 17 | 19 | 22b) | — | — | — | — | — | |
F12 | 1000 | 3,0 | — | — | — | 17 | 19 | 22 | 27b) | — | — | — | — | |
F14 | 2000 | 5,0 | — | — | — | — | — | 22 | 27 | 36b) | — | — | — | |
F16 | 4000 | 5,0 | — | — | — | — | — | — | 27 | 36 | 46b) | — | — | |
F25 | 8000 | 5,0 | — | — | — | — | — | — | — | 36 | 46 | 55b) | — | |
F30 | 16000 | 5,0 | — | — | — | — | — | — | — | — | 46 | 55 | 75b) | |
Ф d8 мин. | 12,1 | 14,1 | 18,1 | 22,2 | 25,2 | 28,2 | 36,2 | 48,2 | 60,2 | 72,2 | 98,2 | |||
Ф d9 макс. | 9,5 | 11,6 | 14,7 | 17,9 | 20 | 23,1 | 28,4 | 38 | 48,5 | 57,9 | 79,1 | |||
l5 мин | 10 | 12 | 16 | 19 | 21 | 24 | 29 | 38 | 48 | 57 | 77 | |||
Максимальный крутящий момент на фланце Н*м с) | 32 | 63 | 125 | 250 | 350 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | 16000 | |||
a) h 4мин. =0,5 мм. b ) Указывает предпочтительный размер. с) Максимальные крутящие моменты рассчитаны из условия максимального крутящего напряжения 280 МПа на приводимой детали |
Рис.7) Сочленение (присоединение) на плоско-параллельный шток = двустороннюю лыску.
Тип фланца | Максимальный крутящий момент на фланце Н*м | h4 макс. a) | s H11 | ||||||||||
F03 | 32 | 1,5 | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
F04 | 63 | 1,5 | 9 | 11b) | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
F05 | 125 | 3,0 | 9 | 11 | 14b) | — | — | — | — | — | — | — | — |
F07 | 250 | 3,0 | — | 11 | 14 | 17b) | — | — | — | — | — | — | — |
F10 | 500 | 3,0 | — | — | 14 | 17 | 19 | 22b) | — | — | — | — | — |
F12 | 1000 | 3,0 | — | — | — | 17 | 19 | 22 | 27b) | — | — | — | — |
F14 | 2000 | 5,0 | — | — | — | — | — | 22 | 27 | 36b) | — | — | — |
F16 | 4000 | 5,0 | — | — | — | — | — | — | 27 | 36 | 46b) | — | — |
F25 | 8000 | 5,0 | — | — | — | — | — | — | — | 36 | 46 | 55b) | — |
F30 | 16000 | 5,0 | — | — | — | — | — | — | — | — | 46 | 55 | 75b) |
Ф d8 мин. | 12,1 | 14,1 | 18,1 | 22,2 | 25,2 | 28,2 | 36,2 | 48,2 | 60,2 | 72,2 | 98,2 | ||
l5 мин. | 16 | 19 | 25 | 30 | 34 | 39 | 48 | 64 | 82 | 99 | 135 | ||
Максимальный крутящий момент на фланце Н*м с) | 32 | 63 | 125 | 250 | 350 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | 16000 | ||
a ) h 4мин. =0,5 мм. b ) Указывает предпочтительный размер. с) Максимальные крутящие моменты рассчитаны из условия максимального крутящего напряжения 280 МПа на приводимой детали |
Позиционирование приводимой детали под неполнооборотным приводом.
Можно использовать одну или две шпонки. На закрытом кране или клапане шпонка(и) должна(ы) быть расположена(ы) в соответствии с Рис.8) или 9). Если используется более чем 2 шпонки, то их расположение следует согласовывать между Поставщиком и Покупателем продукции. Стандартное напрвления закрытия «по часовой стрелке», что и видно на рисунках.
1 направление открытия
2 Шпонка
Рис.8) – Позиционирование шпонки под приводом.
1 – направление открытия
2 – Шпонка
3 – Еще шпонка
Рис.9) – Позиционирование 2-х шпонок под приводом.
При закрытом кране или клапане сочленение (присоединение) на параллельный квадрат должнео быть позиционировано согласно Рис.10) а на диагональный квадрат – согласно Рис.11)
1- направление открытия
Рис.10) Позиционирование параллельного квадрата под приводом.
При закрытом кране или клапане плоские стороны плоско-параллельного штока = двусторонней лыски должны быть позиционированы согласно Рис.12).
1- направление открытия
Рис.12) Позиционирование плоско-параллельного штока = двусторонней лыски.