Использование цифровой лаборатории в образовательном процессе позволяет что
Учитель физики Ж. В. Клюшина,
г. Шахты Ростовской области
школьных естественнонаучных лабораторий
Цифровые технологии все больше входят в нашу жизнь. На современном этапе учебные занятия проходят с применением ИКТ. Школьные кабинеты оснащаются компьютерной техникой.
Характерным для настоящего времени становиться появление в образовании принципиально новых информационных средств, которые могут повлиять на цели, содержание, методы и организационные формы обучения в учебном заведении любого уровня и профиля.
Необходимая и весьма важная часть изучения естественных наук – экспериментирование.
Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Такие науки как физика, химия, биология не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая подоплека. Эксперимент позволяет учащимся самим убедиться в справедливости существующих законов природы, а также в верности выдвинутой научной гипотезы или, наоборот, в ее ошибочности.
Чтобы повысить эффективность эксперимента, необходимо использовать современные приборы, ведь именно они регистрируют данные, которые и являются основой вычислений. К таким современным приборам относятся всевозможные датчики, призванные различные виды физических величин, в том числе звук, свет, силу, давление и другие, перевести в электрические сигналы. Полученные электрические сигналы подаются через специальное устройство, называемое регистратором, на компьютер, где программным образом обрабатываются и могут быть представлены нам в самой разнообразной форме, как в виде стилизованных аналоговых или цифровых приборов, так и в виде графиков. Последние имеют большую наглядность при изучении происходящих процессов и избавляют исследователей от рутинной работы по снятию показаний и заполнения таблиц. Тем более, что в ходе измерений данные в таблицу вносятся автоматически, и экспериментаторам остается только обработать полученные результаты. Вот к таким современным средствам измерения и относятся цифровые лаборатории.
По сравнению с традиционным оборудованием, цифровые лаборатории позволяют существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышают точность и наглядность экспериментов, предоставляют большие возможности по обработке и анализу полученных данных.
В состав цифровой лаборатории входят следующие компоненты:
регистратор данных, позволяющий записывать и анализировать экспериментальные данные;
компьютер с программным обеспечением для управления регистратором;
датчики для измерения физических величин сопряженные с компьютером.
Взаимосвязи между компонентами цифровой лаборатории
Преимущества «Цифровой лаборатории»
Универсальные учебные навыки, формируемые при использовании программы «Цифровая лаборатория»
Цели внедрения в деятельность учащихся лицея комплекта «Цифровая лаборатория. Базовый уровень» и «Цифровая лаборатория. Профильный уровень»:
1) ознакомление школьников с современными методиками измерения физических величин и обработки результатов экспериментальных естественнонаучных исследований;
2) выполнение требований современного стандарта школьного физического образования, требующего активного освоения современных способов получения, обработки и представления информации, а также методов проведения исследовательских работ.
Комплект «Цифровая лаборатория» сопровожден методическими рекомендациями по проведению лабораторных работ и программой «Цифровая лаборатория». Работы проводятся с использованием реального оборудования, состыкованного с цифровыми датчиками, сигнал с которых поступает на компьютер.
Компьютерная программа только ускоряет выполнение экспериментальных работ за счет автоматизации рутинных процедур обработки количественных данных: создание и заполнение таблиц, построение графика по табличным данным, подбор теоретической прямой (кривой), проходящей через все экспериментальные точки. При этом ученик для получения количественных данных должен осознать смысл сигнала выводимого на экран (момент времени, в который происходит определенное событие, например, пересечение телом определенного места на скамье, рост температуры, давления, напряжения и т.п. в разные моменты времени).
Предлагаемое оборудование и программное обеспечение может быть использовано не только в рамках предложенных авторами сценариев разработанных работ, но и для проведения самостоятельных исследований с использованием 4 датчиков, входящих в комплект, и с использованием других датчиков фирмы «Научные развлечения».
Учитывая переходный период между использованием в лабораторных работах в рамках традиционной методики эксперимента и в рамках компьютеризированного практикума, в «Цифровую лабораторию» включены работы, которые имеют аналоги работ на традиционном оборудовании (например, сложение напряжений на последовательных участках цепи). Ряд работ может быть выполнен как с оформлением на распечатанных бланках, так и с оформлением электронного отчета, хотя последней форме отчета следует отдать преимущество. Такие работы учитывают, что в основной школе целью выполнения лабораторных работ является не только приобретение экспериментальных навыков, но и обучение заполнению таблиц и самостоятельному построению графиков (подбор масштаба, расстановка точек, проведение прямых через точки и т.д.). В этом случае компьютер и датчики выполняют роль измерительного средства (цифрового секундомера, вольтметра, осциллографа). Однако ряд работ принципиально выполним только при использовании датчиков и компьютера.
Важной целью внедрения цифровой лаборатории в практику преподавания физики в основной школе является формирование новой культуры отчетности по экспериментальным исследованиям. Ученики должны научиться формировать электронный отчет в виде rtf-файла, в который войдет:
1) фото установки вместо традиционной схемы установки;
2) исходный сигнал с датчика;
3) таблица, формируемая в ходе обработки этого сигнала (серии сигналов);
4) график, выстраиваемый на основе полученной таблицы;
5) кривая, описывающая экспериментальную зависимость и ее уравнение;
6) выводы, набранные с клавиатуры.
Конечной целью проведения работ является:
1) умение поставить работу,
3) сопоставить информацию, представленную в табличном и графическом виде,
4) сделать правильный вывод из наблюдения или измерения.
Использование цифровой лаборатории дает возможность ученику ознакомиться с гораздо большим числом графиков, чем это позволяет традиционная методика. Здесь они работают и с графиком параболы, и с графиком гиперболы. Интерпретация сигналов с датчиков в виде непрерывных растущих и убывающих кривых дает дополнительный инструмент к трактовке графической информации и приобщению ребенка к этому умению. Важно, что использование ВЕБ – камеры и составление электронного отчета позволяет провести не только работы, где требуется получить числовые значения величин, но отчитаться о проделанной работе получением качественной зависимости или фотографии, сопроводив их словесным описанием или комментариями.
Программное обеспечение «Цифровая лаборатория» фирмы «Научные развлечения» предназначено для работы с данными, получаемыми от цифровых датчиков и видеокамеры, подключённых к персональному компьютеру. Программа поставляется на компакт-диске, вкладываемым в каждый лоток с оборудованием. Можно воспользоваться flash-накопителем, ёмкостью не менее 2-х Гб.
Работа с данными может состоять из одного или нескольких нижеперечисленных пунктов:
1) получение данных и вывод временной зависимости физической величины от времени на экран;
2) заполнение таблицы на основе сигнала, полученного с датчика;
3) составление предварительная обработка полученных данных, например, подсчет суммы двух столбцов или возведение полученной в столбце величины в квадрат и т.д.;
4) построение графика;
5) аппроксимация выбранных точек итоговой зависимости одной или несколькими функциями;
6) набор статистики по нескольким проведённым опытам;
7) составление электронного отчета
8) распечатка и заполнение бланка отчета (в комплекте с программой поставляются файлы для распечатки к работам);
Каждая предложенная работа содержит свой сценарий, в котором (в разной степени в разных работах) реализуются следующие методические идеи:
1) возможность внесения данных в таблицы отчета чисел только с экспериментальной установки с фиксированием даты выполнения;
2) разумная автоматизация рутинных процедур (заполнение таблиц, однородные операции с ячейками столбцов в таблицах, построение графика по точкам и т.п.);
3) проведение измерений, после фиксации изображения с помощью веб-камеры;
4) компьютерный подбор «наилучших» кривых для полученных экспериментальных данных (парабола, гипербола, прямая, идущая в ноль, константа, корневая зависимость) вместо традиционной трактовки результатов только на основе прямолинейной зависимости, полученной после преобразования переменных;
5) автоматическая проверка результатов некоторых арифметических действий, входящих в отчет;
6) оформление отчета в виде электронного документа с возможностью внесения в него фото экспериментальной установки с веб-камеры, вида исходных сигналов с датчиков, промежуточных и итоговых таблиц, графиков, дополнения отчета текстом путем ручного набора текста с клавиатуры или копирования из внешних цифровых ресурсов;
7) экспорт полученных данных после первичной обработки сигнала с датчика во внешний редактор таблиц, обработка во внешнем редакторе и включение результатов обработки в электронный отчет.
Метод работы с данными определяется индивидуально в каждом отдельно взятом сценарии.
Элементы интерфейса программы, обеспечивающие возможности работ, изложены в методическом описании. Для ознакомления с интерфейсом программы разработаны специальные работы, в которых акцент сделан не на проведение содержательного исследования с целью установления определенных закономерностей, а на ознакомление с определенными возможностями программного обеспечения, необходимыми для выполнения остальных работ. Освоение программы и работы с датчиками позволит затем использовать это оборудование для проведения собственных исследований, спланированных учителем или самим учеником.
Использование цифровой лаборатории для организации учебной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Просмотр содержимого документа
«Использование цифровой лаборатории для организации учебной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Костромского района Костромской области
Использование цифровой лаборатории для организации учебной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Курышева Елена Витальевна
учитель начальных классов
МКОУ Никольская СОШ
Что такое модульная система экспериментов?
Модульная система экспериментов (цифровая лаборатория) – это аппаратно-программный комплекс, позволяющий проводить учебные эксперименты по предметам естественнонаучного цикла. Лаборатория обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Полученные данные могут быть использованы на занятиях для изучения различных тем школьного курса.
Как работает цифровая лаборатория?
Цифровые лаборатории состоят из трёх основных компонентов:
набор цифровых датчиков
специализированный портативный компьютер
специализированное программное обеспечение
Цифровые датчики (модули) используются при проведении различных экспериментов, опытов, проектных исследований. С их помощью компьютер получает различную информацию из окружающей среды. Назовём некоторые из датчиков:
датчик относительной влажности
датчик расстояния (нет)
датчик атмосферного давления
датчик частоты сердечных сокращений (нет)
Здесь следует сказать, что число датчиков и их разнообразие зависит от того, какие задачи ставятся перед цифровой лабораторией. Все не вошедшие в первоначальный комплект можно докупить отдельно.
Специализированный портативный компьютер регистрирует данные, полученные с датчиков. Он состоит из графического дисплея, кнопок управления, разъёмов для подключения датчиков. На компьютере установлена специальная программная среда, благодаря которой собранная информация может быть представлена в различных формах, обработана и сохранена для её дальнейшего использования.
В состав некоторых лабораторий свой портативный компьютер не входит. Вместо него можно использовать любой другой компьютер с установленным на него специальным программным обеспечением, идущим в комплекте поставки. Такие лаборатории оснащены специальным небольшим регистратором, способным самостоятельно сохранять результаты нескольких наблюдений. Во время опыта датчики подключены к регистратору. После проведения опыта данные с регистратора переносятся в компьютер, где происходит последующая работа с ними. Это даёт возможность проводить опыты на природе и прекрасно решает проблему, когда в кабинете на несколько цифровых лабораторий приходится лишь один компьютер.
Цифровые лаборатории позволяют проводить некоторые эксперименты в течение нескольких дней. Существует также возможность подключения к одному компьютеру сразу нескольких датчиков.
Помимо вышеназванных компонентов в состав цифровой лаборатории входит кейс для её переноски и справочно-методические материалы.
Почему цифровые лаборатории нашли своё применение в образовании?
При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала. Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, и повышает интерес к предмету. К сожалению, раньше оборудование для лабораторных работ по естественнонаучным предметам, как правило, ограничивалось микроскопами и набором готовых препаратов или реактивов. Поэтому большинство работ носило лишь описательный характер. Наличие кино- и видеоматериалов по изучаемым темам также не решало проблемы, поскольку не давало возможности детям принимать участие в работе. Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории. Оборудование цифровой лаборатории универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, что позволяет использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации, отснятые на видео самими учащимися и фрагменты учебных и популярных видеофильмов.
По отзывам учителей, использование цифровых лабораторий способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные.
В августе 2012 года для учителей начальной школы институтом развития образования были организованы курсы повышения квалификации по теме: «Способы использования цифрового интерактивного оборудования при решении проектно-исследовательских задач в условиях реализации ФГОС в начальной школе». Проблема, с которой столкнулись учителя начальных классов, заключалась в подборе экспериментов, которые они смогут провести. Поэтому сегодня будут рассмотрены некоторые проекты, которые выполняли ученики начальной школы.
Цифровая лаборатория позволяет проводить измерения влажности, температуры, уровня освещенности, шума и другие. Она может быть использована при работе над различными исследовательскими проектами, а если необходимы точные, многократные, повторяющиеся измерения, то цифровая лаборатория становится просто незаменимым инструментом, который обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков и таблиц. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени и воспроизводиться синхронно с их видеозаписью. Лаборатория позволяет проводить лабораторные работы и учебные исследования как в классе, так и в походных условиях.
По сравнению с традиционными лабораторными приборами цифровая лаборатория позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов, предоставляет практически большие возможности по обработке и анализу полученных данных.
При работе над каждым проектом ученики выдвигали гипотезу, ставили перед собой цели и задачи, проводили измерения, делали выводы, подтверждали или опровергали выдвинутую гипотезу, искали пути решения обнаруженной проблемы.
Рассмотрим некоторые проекты.
При выполнении проекта «Исследование влияния комнатных растений на микроклимат в школьных помещениях» учащиеся проверяли гипотезу – комнатные растения по-разному выделяют кислород и воду в замкнутой системе. Школьники исследовали 4 наиболее типичных комнатных растения – хлорофитум, фиалку, молочай и алоэ. У этих растений различный тип поверхности листьев, поэтому мы предположили, что вести они себя будут в замкнутой системе по-разному.
Все опыты проводили в одинаковых условиях – на одинаковом расстоянии от окна, но освещение и температура менялись, т.к. менялась длительность дня и времена года. Опыты проводили с сентября 2011 года по февраль 2012 года. В ходе эксперимента школьники изучили на практике процесс фотосинтеза и дыхания растений и сделали выводы.
Проект «Исследование зависимости уровня выделяемого кислорода и воды от внешних условий для хлорофитума» позволил выяснить, какие условия необходимы для максимального выделения хлорофитумом влаги и кислорода.
Оказалось, что если в комнате влажно, то лучше хлорофитум поставить на солнечное место, тогда он начнет активно поглощать влагу из воздуха, выделять кислород и наращивать зеленую массу, и наоборот в сухое время года в тени хлорофитум начнет увлажнять воздух и уменьшит количество выделяемого кислорода. Школьниками были составлены рекомендации по уходу за хлорофитумом, как самым полезным для школьных помещений растением.
Таким образом, эксперименты для учащихся начальных классов не должны быть слишком сложными, но в них обязательно должны проверяться научные факты и закономерности. Дети должны научиться делать выводы из опытов и анализировать полученные на практике результаты, а не получать только готовые знания из учебника и от учителя. И цифровая лаборатория в этом обучении станет незаменимым инструментом для учителя и ученика.
Самые важные педагогические задачи, которые решаются при выполнении учебного эксперимента с подобным оборудованием это:
• повышение мотивации к обучению;
• максимальное использование наглядности в эксперименте;
• обучение учащихся новейшим средствам реализации учебного эксперимента;
• работа учащихся на стыке нескольких учебных дисциплин
И в заключение предлагаем еще несколько тем проектов, которые могут быть выполнены учащимися начальной школы с использованием цифровой лаборатории:
исследование помещений школы на соответствие нормам СанПина;
исследование влияния комнатных растений на микроклимат в школьных помещениях;
исследование зависимости уровня выделяемого кислорода и воды от внешних условий для хлорофитума;
измерение температуры таяния снега;
измерение температуры 2 датчиками одновременно на открытом воздухе на улице в холодное время года и в варежке ребенка;
измерение температуры 2 датчиками одновременно в мороженом на столе открытой и в мороженом в закрытой емкости;
измерение температуры воздуха на различных расстояниях и высотах от горячей батареи;
измерение температуры снега на различной глубине;
измерение температуры воды при нагревании и кипении воды в различных слоях жидкости;
измерение и сравнение температур кипения различных жидкостей – вода, молоко, соленая вода, масло и другие;
измерение температуры плавления различных аморфных тел – парафин, пластилин, воск и др.
Темы курса «Окружающий мир» на которых можно использовать ЦЛ:
ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ 2 класс Как люди познают мир Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам.
3 класс Человек Окружающая среда и здоровье человека.
ШКОЛА РОССИИ 3 класс Человек Окружающая среда и здоровье человека
ШКОЛА 2100 3 класс Человек Окружающая среда и здоровье человека
ИОРЛ (Москва) 4класс Человек Окружающая среда и здоровье человека
Тѐплые ли у нас ладони?
Вы, наверное, обращали внимание на то, что у одних людей ладони более тѐплые, а у других — более холодные. От чего это зависит? Каким образом можно повысить или понизить температуру наших ладоней? Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаем вам провести ряд измерений с помощью температурного датчика.
Проделав этот опыт, вы:
научитесь пользоваться датчиком для измерения температуры и программным обеспечением
определите, как изменяется температура ваших ладоней в разных условиях
МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер с установленным программным обеспечением
Часть I. Измеряем температуру наших ладоней
Впишите имена участников эксперимента в таблицу 1.
Таблица 1 Температура ладоней
Статья «Использование цифровой лаборатории «Архимед» в образовательном процессе школы»
В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.
Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности.
Коллектив нашей школы считает, что огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования в образовательном процессе цифровой лаборатории «Архимед».
Цели использования лаборатории «Архимед»:
Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Лаборатория состоит из:
КПК и TriLink имеют функцию синхронизации с настольным ПК, далее данные можно просматривать на персональном компьютере, а затем производить дальнейшую обработку результатов. При помощи расширенного варианта программы MultiLab, входящею так же в программное обеспечение КПК, производить конвертирование, т.е. перевод файлов в различные форматы без изменения их расширения, включая графические файлы и потоковое видео в формате AVI.
Существует два вида лабораторий:
Рассмотрим каждую составную часть цифровой лаборатории.
1. Карманный персональный компьютер Palm – представляет собой миниатюрный компьютер с возможностью беспроводного соединения и автономным питанием. Он оснащён программой MultiLab.
При помощи MultiLab можно:
2. Данные в программу MultiLab поступают из измерительного интерфейса TriLink посредством беспроводной связиBluetoth. TriLink осуществляет сбор данных и их первичную обработку, а так же принимает сигналы от датчиков, регистрирует данные экспериментов. Может работать с восемью датчиками одновременно как самостоятельно, так и под управлением персонального компьютера.
3. В состав лаборатории входят 22 цифровых датчика. Они являются особо чувствительными и обладают минимальной погрешностью при измерениях.
В состав лаборатории по физике включены датчики:
В состав лаборатории по биологии и химии включены датчики:
4Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности.
Цифровой микроскоп – это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.
Цифровой микроскоп используется на уроках природоведения и окружающего мира, биологии, химии, физики, экологии, в освоении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий.
Микроскоп соединяется с компьютером посредством интерфейса 2.0 и имеет программу Digital Blue(tm) QX5(tm) Computer Microscope под ОС Windows для просмотра и обработки данных, есть возможность использовать другие программы, такие, как Adobe Photoshop CS2, ACDSee, для сбора и обработки графических данных, а так же Nero Vision, Pinnacle, Adobe Premere для обработки и конвертирования потокового видео в различных форматах.
В настоящее время получено и используется новое программное обеспечение под ноутбуки Macintosh на базе операционной системы Macintosh OS 10.4. Преимущества программы, по сравнению с программой под Windows очевидно – мобильность использования, а так же расширенные настройки интерфейса, включающего в себя помимо фиксированного увеличения линз микроскопа 10 60 и 200 кратного, так же цифровой плавный трехкратный зум на каждую линзу, коррекцию резкости, контраста и гаммы.
Для сбора, анализа и обработки данных имеется целый комплект дополнительного программного обеспечения, включающий в себя программы, которые позволяют осуществлять сбор экспериментальных данных, графический анализ данных, решение математических уравнений, обработку экспериментальных данных на настольном компьютере.
Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях».
Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Цифровая лаборатория «Архимед» активно используется в работе школьного научного общества учащихся, что позволяет выполнять сложные научные эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ учащихся.
Применяя такой исследовательский подход к обучению, создаются условия для приобретения учащимися навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Каждый учитель сможет разработать свои интересные лабораторные опыты, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся.