Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Русский язык и лингвистика

«Еда» и «яд» — исторически родственные слова. Как это проверить

На примерах «еда» и «яд» покажу, как определить по этимологическому словарю историческое родство двух и более слов. Интересно и полезно всем.

Благодаря таким маленьким исследованиям зачастую легко понять, почему слова пишутся именно так. Например, «скрупулёзный», потому что от латинского scrupulus.

В первую очередь это касается тех слов, которые в школьной практике преподносятся как словарные. А ещё можно обнаружить историческое сходство даже таких лексических единиц, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными.

1. Открываем этимологический словарь. В нашем случае это будет наиболее авторитетный — Макса Фасмера (Макс — это перевод немецкого имени Max, а не сокращение от Максим). Все подобные книги есть в свободном доступе.

2. Ищем словарную статью со словом «еда». Видим отсылку к слову «ешь», «ем»:

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть картинку Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Картинка про Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Этимологические изыскания всегда требуют от нас проверки как минимум двух — трёх однокоренных или родственных слов. Зачастую проверку нужно вести не по существительным, а по однокоренным глаголам. Поэтому открываем словарную статью со словом «ем». Вот что мы видим:

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть картинку Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Картинка про Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Из всего этого многообразия нам нужно обратить внимание на праславянские и индоевропейские формы. Они подчёркнуты красным, пишутся под звёздочкой и латиницей. Напомню, что латиница как наиболее универсальный алфавит применяется для обозначения индоевропейских и праславянских корней. И старославянское написание (самая первая строчка) тоже запоминаем.

2. Теперь открываем словарную статью со словом «яд». Она довольно длинная, вот её первая часть:

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть картинку Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Картинка про Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Любопытны отсылки к слову «еда, ем», а также написание в древнерусском этого существительного через букву «ять», которая писалась на месте нынешней «е».
Кроме того, обращаем внимание на родственные слова в других славянских языках, а также в литовском (к слову, он сохранил очень много архаичных индоевропейских слов и корней). Многие лингвисты считают литовский самым архаичным из сохранившихся индоевропейских языков.

И вторую часть статьи, где говорится об индоевропейском корне *ēdu:

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть картинку Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Картинка про Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Что это за «ядь»? Смотрим:

Становится ещё интереснее. В древнерусском и старославянском ядь — это пища.

Теперь переходим к третьему шагу. Чтобы окончательно убедиться в родстве этих существительных, нужно посмотреть определение слова «яд» в одном из толковых словарей. Возьмём за основу третье издание словаря Даля под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ (1909 г.).

В нём мы видим диалектное написание «яда», ясти и есть (через «ять»):

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть картинку Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Картинка про Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Внимательно смотрим на третью строчку. Видим там существительное «яство». Думаю, книжное слово «яства» (кушанья) известно всем.

Теперь смотрим «ядовитый». Оказывается, в XIX веке оно употреблялось в двух значениях: нечто, содержащее отраву, и что-то съестное:

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть картинку Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Картинка про Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Причём под цифрой 2 есть помета «ошибч. говр. вместо ѣдовитый» и даётся отсылка к «яда». И смотрим ещё одно слово:

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Смотреть картинку Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Картинка про Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные. Фото Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Видимо, в псковских и тверских говорах употреблялось (или до сих употребляется) прилагательное ядо́мый в значении «съестной».

Что в результате? Значение «яд, отрава» является вторичным и развилось из буквального — «то, что едят, принимают в качестве пищи» (цитата из этимологического словаря Н. М. Шанского).

Я специально выбрал похожие по виду слова, чтобы было проще понять. Принцип таков: один или два этимологических словаря плюс хотя бы один толковый. Тогда родство слов с большой уверенностью можно определить. Если не помогает, подключаем диалектные словари. И обращаем внимание на отсылки (см. также) в этимологии.

Источник

Используя этимологический словарь, объясните, можно ли назвать исторически родственными слова аптека, библиотека, дискотека

Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию

Используя этимологический словарь, объясните, можно ли назвать ист…

1. Используя этимологический словарь, объясните, можно ли назвать исторически родственными слова аптека, библиотека, дискотека.

Таким образом, на основании этих данных, можно сделать вывод об…

2. Выпишите 10 пословиц или поговорок, в которых слово свет использовано в переносном значении. Определите тип переноса.

Правда – свет разума. (метафора, перенос по функции)

Ученье – свет, а неученье – тьма. (сравнение)

3. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались.

Большое число жителей деревни вынуждены были покинуть свои дома во время наводнения. (При подлежащим, имеющим в своем составе собирательное существительное с количественным значением часть и имеющем при себе управляемое слово в родительном падеже мн. числа жителей, сказуемое может стоять как в ед. числе, так и мн.ч; при этом предпочтение отдается форме множественного числа, т.к. подчеркивается активность и раздельность действия каждого действующего лица).

4. Поставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений обращайтесь к словарю.

Быть в чести, паскиль, потерять из виду, зубчатая стена, обобщить, черпать, начатый разговор, диспансер, давнишний, украинец, дремота, христианин, щавель, подростковый, донельзя, свекла, избаловать, лубочный, коклюш, эксперт, некролог.

5. Соблюдая законы публицистического текста, напишите статью в молодежную газету на тему «Каким должен быть детский сад», сформулируйте заглавие для статьи.

Источник

Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически родственные

Урок русского языка в 6 классе

Этимология слов

Актуальность данного урока заключается в том, что на уроке используются современные образовательные технологии. Технология исследования проблемного обучения помогает научить учеников ставить и решать проблемы. Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения словарных слов, таких как: проблемная ситуация, этимологический анализ слова, мнемотехника, запоминание словарных слов на основе ярких ассоциаций, дидактического материала, а также с помощью наглядности.
Цели урока:
Образовательные:
1.Определять этимологию слова, применять на практике полученные знания.
2. Систематизировать накопленные учащимися знания по теме «Словообразование».
3.Повысить орфографическую зоркость учащихся при изучении словарных слов с использованием этимологического анализа.
4.Совершенствовать умение поиска необходимой информации в толковом, этимологическом и словообразовательном словаре.
5.Развивать умения и навыки распознавания, анализа, классификации языковых фактов.
6.Пополнить лексический запас учащихся.
7.Развивать устную и письменную речь учащихся.
Развивающие:
1.Развивать умение производить этимологический анализ слова.
2. Умение работать с текстовой информацией.
3.Умение делать выводы.
Воспитательные:
1. Развивать умение работать в группах, умение слушать друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, этимологический словарь, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы.

Ход урока

«Орфография есть биография слова» В.П.Шереметевский

И когда я слышу:
— Извини меня! —
Это значит:
— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Обереги меня! —
Это значит:
— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро

Источник

Сборник олимпиадных заданий по этимологии русского языка

Выбранный для просмотра документ Что означали слова.docx

Что означали слова, обозначающие отрезки времени, в прежние времена.

Тысяча.Первоначальное значение – большое (толстое) сто. Образовано от тыти (жиреть). Бывшие родственники этого слова по первой его части – тыл, затылок, тук (сало, жир), тучный, туша. Родственники по второй части – лат. centum (сто), русск . сто.

Век.Первоначальное значение – сила, здоровье. Однокоренные – человек, увечье (у – отрицательная приставка), вековой.

Сутки– буквально столкновение, слияние дня и ночи, образовано от глагола столкнуться. С тем же по происхождению корнем слова стык, ткнуть.

Неделя– от не делати; первоначальное значение – день отдыха –сохранилось во всех славянских языках, кроме русского. Родственник – понедельник.

Месяц –общеславянское слово, означает время от новолуния до новолуния, а первоначально значило только то же, что и луна (образованное от той же основы, что и луч, и буквально означавшее белая, блестящая ).

Год.Это слово первоначально означало прилаженное, подходящее, желаемое (от годити – прилаживать, приспособлять; отсюда и годный ), а потом – желаемое, благоприятное время. В некоторых славянских языках оно и сейчас обозначает пир, праздник.

Весна –это слово образовано от той же основы, что и слово веселый. В выражении весна красна содержится значение и веселья, и красоты: ведь красный сначала значило красивый.

Выбранный для просмотра документ сборник заданий по этимологии.docx

Сборник заданий по этимологии для школьной олимпиады

1.Можно ли считать этимологически родственными слова: бедро – берцовая (кость)?

Ответ: Этимологически родственные. Эти слова древнерусского происхождения. Бедрьце – берцо. В результате падения редуцированных гласных, упрощения ДР в Р и изменения под ударением Е в О.

2. Можно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка?

Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от « пьпьръ» – перец.

Пяжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам.

Век – первоначальное значение – сила, здоровье

Увечье – приставка У – отрицательное значение придаёт.

Веко – буквально «покрышка»

Вечер – буквально «закрывающий день». К/Ч

Ответ: Вор – врати – «врать» Первичное значение «лгун, обманщик»

Врать – врач – исконно русские. Врати «говорить» + ЧЬ

Ворон – вороной – общеслав. Буквально «цвета воронова крыла»

Ворожит от ворог- враг

Таким образом, этимологически родственными являются вор, врать, врач

5. Являются ли этимологически родственными: пятка – пятно?

Ответ: Являются. Пятка – от пята «нога». Пятно от пята – буквально «след от ноги»

Сажа от садити – буквально «то, что насело»

Слова сало и сальный не являются этимологически родственными.

Сало (общеслав.) – от садить, сесть. Буквально «то, что насело» (мясо)

Сальный – сближение с франц. Sale – «грязный, неприличный».

7. Какие из приведённых слов являются этимологически родственными: вещь – вещать – весть – невеста – ведать – ведьма – вести?

Ответ: Этимологически родственными являются:

Весть – от основы ведать – «знать» (ведь – «знания»)ДТ/Д/СТ

Ведьма от ведать с помощью суффикса МА

Невеста – первоначально «знающая, ведающая». НЕ – отрицательная частица, поэтому второе значение слова «неизвестная, незнакомая»

Вести – родственное слов к «идти»

Вещь и вещать не этимологически родственные

8. Какие из приведённых слов являются этимологически родственными: напёрсток – перст – наперсник – перо?

Ответ: Напёрсток – на персте – «на пальце»

Перст (общеслав.) – буквально – «то, чем заканчивается верхняя часть ладони»

Перо и наперсник не этимологически родственные

9. Какие из приведённых слов являются этимологически родственными: лукоморье – лукавый – луковица – излучина – лукошко – луг – лужа?

Ответ: Этимологически родственные:

Лукоморье = «лука моря» (то есть «изгиб моря»)

Излучина – излука – «изгиб». Лука – извилина. К/Ч

Луг – буквально «низкое, вогнутое место

Лужа произошло от луга – «трясина» Г/Ж

Лукавый – можно объяснить как «гнущийся»

Лукошко от слова «лук» в значении лука – изгибающиеся ветки

Луковица не этимологически родственное

10. Являются ли приведённые слова этимологически родственными : видеть – свидетель?

Ответ: Видеть (общеслав) от лат videre – «видеть»

Ответ: Единый (старослав) показатель – начальное Е, которое соответствует русскому О в слове «одинокий»

Ответ: Ясный и ясень не являются этимологически родственными. К слову ЯСЕНЬ этимологически родственное слово ОСЕНЬ

Ответ: Смородина (исконно русское) произошло от слова СМОРОДА, того же корня, что и слово СМРАД. Название растению дано по сильному терпкому запаху чёрной смородины

14. Являются ли приведённые слова этимологически родственными: подушка, дух, душа, воздух, дуть, ухо?

Ответ: Подушка (исконно рус) произошло от исчезнувшего слова ПОДУХА, от той же основы, что и польское слово duchna – «перина», ДУША, ДУХ. Подушка – буквально «надутое»

Дух (общеслав) от дышать. Х/Ш. Первоначально – «дыхание», «воздух»

Воздух – буквально «то, чем дышит»

Дуть (общеслав) Того же корня, что и литовское dumti – «дуть»

15. Объясните лексическое значение и происхождение слов: факс, менталитет, фристайл, шейпинг, шлягер, апелляция, алиби

Ответ: Факс (анг.) – 1. Система связи посредством электронной передачи. 2. Материал, полученный по такой связи. 3. Аппарат такой связи. 4. Номер телефона, на котором установлен аппарат такой связи.

Менталитет (франц) – Совокупность мировоззренческих представлений, характерных для народа в целом.

Фристайл (англ.) – виды горнолыжного и вертолётного спорта

Шейпинг (англ) – физические упражнения, укрепляющие фигуру

Шлягер (немец) – модная песня. Буквально «ударная песня»

Апелляция (лат) – 1. Обжалование решения суда. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чём-нибудь

Алиби (лат) – нахождение обвиняемого в момент преступления в другом месте.

16. Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):

М е дведь, о чки, п е тух, п е чаль, предс е датель, р а бота, с е йчас, соз е рцать, ув а жать, ур о жай

Медведь – общеслав., образовано сочетанием слов мёд и ед (еда).

Очки – исконно русск., образовано от слова око – «глаз». Проверочное слово – очи.

Петух – исконно русск., образовано от глагола петь – буквально «поющий».

Печаль – от печа – «забота». Печаль – «то, что заботит, жжет» ( пекло – «жар, зной»).

Работа – производное от раб – «сирота, подневольный работник».

Сейчас – исконно русск., образовано путем сращения слов сей – «этот» и час.

Созерцать – от со+зерцало. Проверочное слово – зеркало.

Слова даны такие: «брОшюра, доскОнальный, кАдриль, лЯгушка».

« брОшюра – брошь (оба слова восходят к французскому brocher – «накалывать», «скреплять»);

доскОнальный – окончить (оба слова находятся в одном этимологическом гнезде со словом конец);

лЯгушка – ляжка (оба слова в одном этимологическом гнезде с лягать ).

18. У имён прилагательных усердный, изощрённый, изящный, щепетильный есть этимологические родственники в современном русском языке. Назовите эти слова, дайте толкование приведённым в задании прилагательным и объясните, как связаны их исходные и современные значения.

В слове тот же этимологический корень, что и в слове сердце. Эта связь сохраняется и в современных толкованиях слова:

Усердный – 1. Устар. Сердечно расположенный, заботливо относящийся к кому-либо.

2. Проявляющий усердие – большое старание, крайнее прилежание, рвение // отличающийся усердием. Усердный – действующий от всего сердца, с душой, со всем сердцем.

Изощрённый – острый, заострённый 1) превосходно развитый, тонкий, острый; 2) отличающийся ловкостью, изобретательностью в достижении чего-либо; утончённый.

Образовано от глагола изощрить (ср. ст.-сл. изострити – ‘наточить’, ‘заострить’). Связь с исходным значением находит отражение в толковании за счёт слов впереносном значении острый, утончённый.

Изящный – изъять Изящный – отличающийся тонкой и строгой художественной соразмерностью и красотой, изысканный. Исторически образовано от глагола изять. «Изящный» первоначально означало «избранный».

Щепетильный – щепа Щепетильный – 1. Строго, до мелочей последовательный и принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к чему-либо;

2. Требующий осторожного и тактичного отношения; щекотливый, деликатный.

Изначально щепетильный – галантерейный, от слова щепет ‘галантерея’, которое восходит к щепа ‘мелочь’. В современном языке связь со значением корня щеп- сохраняется («принципиальный до мелочей»), а значение, связанное с торговлей мелким галантерейным товаром, забыто.

Что такое авось? Дайте морфологическую характеристику этого слова. Какова его этимология?

Связаны ли между собой авоська «будущий желанный случай, счастье, удача, отвага » из Далевского словаря и разговорное авоська «сетчатая сумка для продуктов, мелких предметов» (Словарь русского языка, том I, c.21)?

(Ответ: Да, авоська – это сумка «на всякий случай»).

Задание 21. Какого человека на Руси называли бездольником? Это слово зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Порассуждайте, выявите этимологию этого слова.

(Ответ: Бедняк, несчастливец, горемыка. Первоначально – тот, кого лишили надела, доли, части, пая. Затем- лишили счастья, участи, кого обижают, притесняют. ( Даль, том I, c.61)

Объясните значение следующих слов из этого же словаря : голоспинный, голоплекий, голопятый, голорылый, голодомный, голохваст.

( Ответ: Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака; все они происходят от глагола «волоку». Облако – то, что обволакивает; проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла; наволочку наволакивают на подушку; волкодав – от слов волк и давить; невольно – от воля; волнушка – от волна).

Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор : гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом».

слова с первым корнем

слова со вторым корнем

прибор для наблюдения глубин

похожий по форме, устройству на рыбу

антропоморфный и др.

боязнь украсть / боязнь быть обокраденным

клаустрофобия и др.

(Ответ: Вол и волынка не родственные слова. Вол от общеслав. Вельможа. Животное названо так по размеру. Волынка производное от слова Волынь, откуда этот инструмент получил распространение в России.

Выдра и выдрать не родственные слова. Выдра – общеслав., где В раньше было У. Выдра буквально «водяная». Выдрать от слова «драть».

Капать и капуста не родственные. Капать произошло от звукоподражания кап-кап. Капуста восходит к лат. Caput – голова.

Отец и вотчина – родственные. Здесь наблюдается во втором слове начальное В, характерное древнерусскому, вместо начального О общеславянского. Т/Ц

Цапать от звукоподражания цап-цап. Цапля от той же основы, что цапать. Цапля так названа потому, что она хлопает, шлёпает и хватает

Задание 29. Можно ли считать эти слова этимологически родственными: повойник, венок, венец, веник?

Задание 30. Можно ли считать эти слова этимологически родственными: слушать, славный, слыть, послать.

( Ответ: Слушать – производное от слух

Слыть – того же корня, что слово, слава, слух

Славный – от слава, а слава того же корня, что и слыть

Послать (общеслав.) – послълати – буквально «подносить, жертвовать». По отношению к предыдущим слова родственным не является)

Задание 31. Что означает слово изумление в данном предложении из текста XVII в.:

( Ответ: 9. В данном слове выделяется историческая приставка ИЗ-, которая указывает на устранение, исчезновение, потерю ума, рассудка. Сравни: изумление – ‘потеря ума, рассудка, безумие’ (Словарь русского языка XI-XVII вв. Т. 6. М., 1979). Сравни также устойчивое выражение в русском языке: выжить ИЗ УМА).

Задание 32: Подберите исторически родственные слова, которые объясняют написание следующих слов: берёза, лягушка, мешок, копейка.

Мешок – мех (Мешок – произошло от слова «мех», вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялся из звериных шкур. В некоторых говорах ( например, закарпатских ) мешок и поныне называют мехом. А у Пушкина в стихотворении «Блаженство» можно найти слово мех в значении мешок: «Козий мех, вином налитый, у сатира на плечах». Значит, исторически в слове мешок выделяется корень мех – ( меш- ).

Задание 33 : Вставьте пропущенные буквы – непроверяемые гласные в корне, используя данные о происхождении слов.

Шерстяные п…рчатки, об…ятельный человек, тонкое об…няние, нагр…дить победителя, тёплый пл…ток, пл…тяной шкаф, б…юкать ребёнка.

Материал для спаравок:

1.Корень –град- обозначает то же, что и –город-. Он вошёл в слова градостроительство, градоначальник и др. В старину царь за отличную службу мог подарить дворянину землю, село или даже город (град).Наградить – буквально значит «подарить город».

2.Обоняние – способность человека чувствовать и различать запахи; вонь – в старину обозначало «запах» вообще, любой запах; благовоние – приятный запах.

3.Плат – в старину означало «кусок материи»; и то, что из него шили – платье, платок, заплатка.

4.Баять – в древнерусском языке означало «говорить, рассказывать», от него произошли слова байка, побасенка, басня, краснобай, баю-баюшки, обаять (околдовать словами).

5.Перст – палец (устар.). Этот корень сохранился в словах напёрсток, перстень – то, что надевают на один перст. Перчатки – то, что надевается на все персты сразу.

Задание 34: Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в значениях этих слов.

Капитан и капуста. Говядина и ковбой. Гладиатор и гладиолус.

Ответ. Капитан и капуста

Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Вы, конечно, заметили, что оба они начинаются с кап. А есть ли в них что-нибудь общее по смыслу?

В языке древних римлян было слово капут. Это слово значит «голова». При чём же тут капитан и капуста? Капитан стоит во главе экипажа. А начальников, руководителей нередко называют «голова». А капуста? Плотный, круглый кочан среднего размера отдалённо напоминает человеческую голову. Отдалённое сходство с головой породило такие разные слова, как капитан и капуста.

Говядина и ковбой. Мясо свиньи – свинина, мясо барана – баранина. А мясо коровы? Казалось бы, ему надо называться «коровятина», а оно почему-то называется говядиной. Произошло оно от старинного слова говядо, которое обозначало крупный рогатый скот. А слово говядо, в свою очередь, произошло от слова гов. В некоторых других языках этот же корень выглядит как ков. Обозначает он корову. А в Америке этот корень сросся с корнем бой, что значит парень. Словом ковбой называют конного пастуха, охраняющего стадо коров.

Гладиатор и гладиолус

Латинские слова гладиолус (gladiolus) и гладиатор (gladiatores) имеют общий корень «gladius», что в переводе на русский язык означает «меч»

Задание 35: Почему слова бык и пчела — однокоренные?

Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.

Задание 36: Можно ли считать приведённые ниже слова этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.

Пряник – пряный – пряжа – пряжка.

Задание 37. Найдите среди следующих слов однокоренные:

персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

Ответ. Среди приведенных слов – персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник – однокоренными являются перстень и наперсток. Они образованы от корня перст со значением «палец» (ср. поговорку Один как перст и т.п.). Исторически к тому же корню восходит еще и слово перчатка (первоначально перстчатка), но сейчас его связь с этим корнем затемнена.

Задание 38.: Являются ли родственниками следующие слова: зеркало, заря, узреть, зоркий, зрачок, (говорить) зря (напрасно), прозрачный, позор, презирать?

Ответ. Все слова, кроме слова заря, по происхождению родственные. В зеркало смотрятся; узреть – значит увидеть; зоркий – хорошо видящий; зря (наречие) – изначально назря – наобум, не глядя; прозрачный – не мешающий видеть сквозь; позор – острый стыд провинившегося, которого раньше выставляли на всеобщее обозрение, чтобы все на него могли позирати, т.е. смотреть; слово презирать первоначально означало «смотреть свысока, сверху вниз», т.е. с чувством превосходства.

Ответ: Этимологически родственными являются слова

наволочка, проволока и облака ; все они происходят от глагола «волоку». Облако – то, что обволакивает; проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла; наволочку наволакивают на подушку; волкодав – от слов волк и давить; невольно – от воля; волнушка – от волна.

Задание 40: П опробуйте найти родственные связи слов, а потом разобрать их с точки зрения этимологической структуры.

Конура, полотенце, курица, лопух, лопата.

Задание 41: Попробуйте теперь объяснить написание непроверяемой гласной или согласной в словарном слове, исходя из его этимологии, а потом укажите морфемную структуру данных слов с разных точек зрения.

Медведь, пенал, трамвай, картина, коньки, погода, здравствуйте.

слова: видеть, затхлый, свидетель, надменный, домна, вздохнуть, душевный, сведения, надутый

вздохнуть,затхлый- слово «затхлый» от искон. Суф. производное от задохнуться.

Все слова этимологически родственные.

Нога – общеслав., то же, что литовск. Копыто, латышск. Коготь

Ноготь – общеслав. Производное от слова «нога»

Подноготная – буквально «то, что под ногтём»

Нож – не является этимологически родственным, произошло от «колоть, резать»

Кровля, кровать, покрывало?

Являются кровля и покрывало

В них чередуются В/ВЛ

Кровля – общеслав. – от слова «кров». От этого слова происходят слова: кров, сокровище, покров, крыша, покрывало

Кровать не родственное, оно древнерус., заимств. из греческого. Кровать – буквально «ложе из дуба»

Задание 45. Являются ли этимологически родственными слова:

Завтра, заутреня, завтрак?

Завтра – общеслав. Сращение за+утра с изменением безударного У в В. Буквально «время, следующее за утром»

Заутреня – завтрак – общеслав. За+утра. Первоначально заутръкъ – заутрок – завтрак. О перешло в А после закрепления аканья, а У перешло в В.

Задание 46. Являются ли этимологически родственными слова:

Ведомость, вожак, вожделение, проводник?

Ответ: Вожак и проводник этимологически родственные слова, в них чередуются Ж/Д.

Вожак – тот, кто ведёт, идёт впереди.

Проводник – тот, кто проводит, указывает путь.

Вожделение также родственное слово, в нём чередуются ЖД/Ж/Д. Это слово старослав. Буквально «то, что двигает чувствами, желаниями»

Ведомость не этимологически родственное, оно от слова «ведать» то есть «знать»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *