Испытанные остряки что значит

Незнакомка Блока. Непредвзятый разбор текста

Я хочу разобрать и проанализировать стихотворение поэта, с моей точки зрения очень и сильно переоцененного. Речь идет о «Незнакомке» Александра Блока. Помнится, его проходили даже в советской школе. Видимо оттого, что Блок, благодаря «Двенадцать» был причислен к предтечам. Но не суть важно.
Пойдем по тексту.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Сначала вопросики по мелочам. Почему именно над ресторанами «горячий воздух дик и глух»? Ну ладно, горячий, возможно оттого, что кухня работает и людей много. Но почему «дик и глух»? Представьте себе такое состояние воздуха. Знаете, что мне приходит в голову, какой момент мог бы соответствовать такому значению атмосферы? Пожалуй, так можно сказать о миге, перед началом летней грозы. Вспомните известную картину Маковского «Дети, бегущие от грозы» А еще лучше «Перед грозой» Шишкина» Вот где густая духота и момент тишины перед разгулом стихии.
Здесь же остается впечатление, что нужна была рифма на «тлетворный дух» И, кстати, почему тлетворный? Ну почему весенний дух, запах, то есть, тлетворный? Что значит это слово? Вот что оно значит – вредный, гибельный, мертвящий… И это про весенний воздух.
Для меня это говорит о том, что автор очень неряшливо работает со словом.

Но это все мелочи. Главное впереди.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

Три описательные строфы. Ровненько написанные, ничего особенного, но и претензий почти нет. Тут, пожалуй, можно спросить почему, собственно говоря, «бессмысленно кривится диск»? Представьте это себе и улыбнитесь.

Но это все мелочи. Главное впереди.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

Вот здесь уже конкретика. Автор сообщает нам о том, что ежедневно напивается до состояния оглушения. Те из нас, кто, подобно пишущему сии строки, знаком с воздействием алкоголя на организм, должны согласиться, что «оглушение» это уже очень и очень.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

Обратите внимание, что ресторан заполнен. Это важно для понимания дальнейшего.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Вот тут – апогей. Что происходит, если простыми словами? Каждый вечер в определенное, конкретное время, ну например, в 19.00. некая изрядно надушенная женщина в одиночестве приходит в кабак, заполненный, как мы догадываемся, в основном сильно выпившими мужчинами и садится на определенное, оставленное специально для нее место. Почему «специально для нее»? Потому что ресторан-то полон, а ее столик заказан, туда до нее никого не садят.

Ну а теперь простой вопрос – какова профессия этой дамы? Варианты ответов давать или и так все ясно? Хорошо, пошли дальше.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Тут хочется обратить внимание на «шляпу с траурными перьями». Я вот сейчас не помню точно у кого, у Бунина, кажется, или у Набокова, есть рассказ о проститутке, которая приходила на кладбище, играя роль честной безутешной вдовы и там, как бы случайно, знакомилась с серьезными и солидными вдовцами.

Траурные перья наводят на мысль о том, что это подсказка пьяным, но нерешительным – смелее, я вдова!

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

Ну, тут начались невнятные красивости – очарованные берега и дали, порученные неизвестно кем и какие тайны и прочие… похитители бриллиантов. Правда автор честно признает, что «терпкое вино» проникло уже в глубину души… надо полагать и всего остального организма.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Опьянение усиливается, перья раскачиваются в мозгу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Ну, и финальный аккорд – видение сокровища (я недаром вспомнил Луи Буссенара с его бриллиантами) и истинно латинская, достойная Цицерона финальная фраза. Каковая, кстати, не принадлежа авторству автора (уж простите за эту маленькую разрядку) есть, пожалуй, сильнейшей строкой рассматриваемого произведения.

Источник

Анализ стихотворения «Незнакомка»

История создания.

Стихотворение «Незнакомка» написано в тяжелый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым.

Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном поселке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы. Жанр произведения — рассказ в стихах.

Жанр, композиция и сюжет.

Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности.

В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой.

Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами».

Модернистское философское стихотворение, одно из наиболее известных произведений Блока. В жанровом отношении, по
мнению некоторых исследователей, сближается с балладой.

Часть 1
Описание быта пригорода. атмосферы «загородных дач», которая видится лирическому герою бездуховной, обыденной, тоскливой:
«Горячий воздух дик и глух», « … раздаётся детский плач». Лирический герой, к несчастью, является частью этого унылого мира.

Часть 2
Появление Незнакомки: «Дыша духами и туманами, // Она садится у окна … » Прекрасная Незнакомка — символ любви, духовности, красоты, романтики. Её образ вдохновляет лирического героя, приводит к пониманию, что вырваться из замкнутого круга может
только он сам.

Идейно-тематическое содержание.

⦁ Тема: столкновение мечты и реальности.
⦁ Идея: даже в самом чёрством и пошло мире можно найти красоту, которая поможет обрести гармонию, справиться с трудностями.

Художественные средства.

⦁ Образы: кабак — действительность, Незнакомка — мечта.
⦁ Эпитеты: очи безлунные, горячий воздух.
⦁ Метафора: друг единственный в бокале отражён.
⦁ Сравнение: пьяницы с глазами кроликов.

Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже
традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искаженном виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух».

А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.

В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав »; образ ресторана тоже символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух».

Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг).

Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!« (лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения.

Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами (Дыша духами и туманами, / Она садится у окна/ и веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шелка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа.

Образ Незнакомки.

Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности.

Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, Но стоит протянуть руку — и он исчезает.

И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.

Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка.

Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Автор использует разнообразные средства выразительности. Произведение выстроено на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность.

Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи …цветут; души … излучины пронзило … вино).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрестная.

Проверочные вопросы:

Композиционно стихотворение распадается на две части. 1-я часть создаёт реальный образ окрестностей города. Об этом свидетельствуют детали предметного мира: рестораны, крендель булочной, котелки, канавы, шлагбаумы и т. д.

Автор иронично относится к этому миру, поэтому использует антитезу («весенний и тлетворный дух») и соединение представлений о высоком и низком: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск».

Он видит «дикость», «тлетворность», бессмысленность мира. Возникают образы мещанской пошлости: « … заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Концентрация безобразных образов велика. Она создаётся и с помощью звука. Мир заполнен детским плачем, женским визгом) скрипом уключин. Эта какофония возникает от аллитерации свистящих, шипящих и «р». Лирический герой, с одной стороны, противостоит миру пошлости (он «смирен и оглушён»).

С другой стороны, он сын земли, слит с этим миром, оглушён «влагой терпкой и таинственной». Но именно она позволяет ему уйти в мир своей мечты, где и происходит встреча с Незнакомкой.

2-я часть стихотворения — это явление Незнакомки. Её образ исполнен поэзии. Красота поднимает её над миром пошлости («девичий стан, шелками схваченный», духи и туманы, «очи синие, бездонные»). Гармония образа создаётся и при помощи ассонанса.

Образ таинственный, напоминает Прекрасную Даму. Но одновременно в ней есть и реальные черты — «перья страуса склонённые». Эта деталь отсылает к образу уличной женщины, который трансформировался в сознании героя, в его душе. Финал исполнен горькой иронии: лишь вино позволяет лирическому герою уйти к своей мечте.

С появлением Незнакомки возникает тихая песнь любви. Выкристаллизовывается в сознании поэта идея поиска нового идеала в земном мире.

Источник

А. Блок «Незнакомка»: анализ стихотворения

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Отрывок стихотворения «Незнакомка»

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Среди канав гуляют с дамами

Краткий анализ стихотворения “Незнакомка” Блок

Структуру сюжета стихотворения Блока о любви «Незнакомка» специалисты традиционно разделяют на две части — до и после явления лирическому герою Незнакомки. Помимо такого деления, мы можем обратиться и к другому варианту: к выявлению трёх частей данного произведения.

В первых шести строфах А. А. Блок приводит описание окружающей действительности, прибегая для этого к резким, неприятным образам визгов, криков, скрипа и бессмысленности. Следующие три строфы включают подробное изображение очаровательной Незнакомки.

Она наверняка одинока («всегда… одна»), как и лирический герой стихотворения («друг единственный в моём стакане отражён» — он один, сам себе единственный друг). Оставшиеся четыре строфы поэт посвящает размышлениям лирического героя о самом себе: «смотрю за тёмную вуаль, и вижу берег очарованный…» — здесь передаётся единство духовной сути лирического героя с туманной прелестью Незнакомки. «Тайны мне поручены» — эта строфа открывает читателю уникальность переживаний лирического героя, его индивидуальность отлична от интересов здешних «пьяниц».

Незнакомке и лирическому герою доступна некая «даль», словно уносящая их обоих прочь от изображённых в начале стихотворения мест и пошлости описанной поэтом жизни. «И все души моей излучины пронзило терпкое вино» — возможно, Незнакомка порождена опьянением лирического героя и является не более чем его фантазией. Однако он беспрестанно мысленно лелеет её образ («в моём качаются мозгу»).

Он относится к ней как к «сокровищу». Вино помогает лирическому герою с восторгом созерцать это сокровище в своей душе, и этим он с одной стороны, отличается от прочих завсегдатаев этих мест (ведь лишь лирическому герою поручен «ключ» от этой сокровенной красоты). С другой стороны, лирический герой, обращаясь к самому себе в заключительных строках произведения: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю: истина в вине», отождествляет себя с пьяницами, кричащими неподалёку те же слова на латыни.

Незнакомка — анализ стихотворения по плану

Предыстория написания этого произведения довольно печальна — в период создания поэт переживал личную трагедию — его жена ушла к Александру Белому. Поэт пытался забыться, много пил и проводил время в местах сомнительных. Возможно, в одном и таких мест он и повстречал таинственную незнакомку.

Тема произведения

Автор описывает атмосферу вечернего города и обстановку некоторого злачного заведения: пыльный воздух и привычные слуху звуки городской жизни, окрики пьяных, женский визг, детский плач создают образ душного, как будто чем-то затянутого места. Во второй же половине стихотворения А. Блок описывает незнакомку — прекрасную, загадочную особу, всегда появляющуюся в одиночестве и совсем не вписывающуюся в интерьер питейного заведения.

Идея произведения, основная мысль

Стихотворение Незнакомка — ставшее переломным моментом в жизни и творчестве поэта. Возвышенный образ посетительницы явно противопоставляется атмосфере кабака, полного пьяных мужчин, людей, которые пытаются утопить свое горе в вине.

Хрупкая девушка оказывается сильнее всех их, она не опускается до пьянства, и поэт восхищается её духовной силой и задумывается над своей жизнью и над тем, как он её проводит.

Средства художественной выразительности

Цветопись: “Чуть золотится крендель булочной”, “И очи синие бездонные”. Эпитеты: “И правит окриками пьяными/Весенний и тлетворный дух”, “Испытанные остряки”, “И влагой терпкой и таинственной” и т.д. Звукопись: в первой половине стихотворения повторяются звуки “к”, “х”, “п”, “р”, “т”, создается впечатление духоты, шума; во второй половине стихотворения больше гласных, повторяются звуки “л”, “н”, создается мягкий, как бы плавный образ незнакомки.

Метафоры: “А в небе, ко всему приученный/Бессмысленно кривится диск (имеется в виду луна)”, “И влагой терпкой и таинственной (т.е. вином)”, “И вижу берег очарованный/И очарованную даль(лицо девушки)” Риторическое обращение: “Ты право, пьяное чудовище!”

Особенности жанра, композиции

Написано в жанре рассказа в стихах, композиция выстроена на основе антитезы (противопоставление темного и светлого). Относится к символистской лирике.

Образ лирического героя

Образ лирического героя в этом стихотворении есть сам автор. Опьяненный вином, опустившийся до пьянства, запивая свое горе, встретивший что-то светлое и подвигнутый пересмотреть отношение к своей жизни, он находился в таком же кабаке и встречал незнакомку.

Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке».

Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

Вариант 1

Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга.

Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.

“Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.

Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino ver­i­tas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.

В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

Вариант 2

Вся первая строфа этого стихотворения – фактически развернутая метафора, хотя многие исследователи утверждают, что можно с предельной точностью установить, где происходили события, описываемые в стихотворении. Сама картина не нуждается в подобной конкретизации:

«По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух»

Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. «Горячий воздух дик и глух» — это не только о воздухе, может быть, и не только о нем, потому что логически с ним связан только первый эпитет.

Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни.

Последующие три строфы еще более усиливают этот мотив, подчеркивая дисгармонию мира:

«Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск. »

Обратим внимание: в классической поэзии «вечер» — самое поэтическое время суток, пора умиротворения, «месяц» — один из самых поэтических образов. Так постепенно развертывается в стихотворении картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.

Эти картины подготавливают появление чуда: слишком велик контраст между прошлым и появлением прекрасной Незнакомки. Само видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин, возникает как отрицание дисгармоничного мира.

Последующие три строфы заполнены сложной символикой, которая не поддается прямой расшифровке, да в ней и не нуждается. Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. В таком контексте уже не режут слух слова:

«И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу».

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. В этом сложном переплетении смыслов и дан весь этот образ.

Завершается стихотворение строфой, где есть два восклицательных предложения, смысл которых контрастно противопоставлен друг другу:

«В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Но если внимательно присмотреться к этой строфе, в ней должно быть еще одно восклицание. Незнакомка придет, очарует на миг – и исчезнет, растает как туман, из которого она возникла, а может быть, и соткала. Прекрасная мечта осветит на миг все уголки человеческие души, приоткроет ее сокровенные тайны и скрытые богатства, снова вернет к пошлой действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *