Красноярская компания «Информационные спутниковые системы» имени М. Ф. Решетнёва (ИСС, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») готова стать одним из ключевых изготовителей космических аппаратов по программе «Сфера». Предприятие, известное выпуском современных спутников связи, телевещания, навигации и геодезии, планирует участвовать в конкурсе на разработку по крайней мере трех группировок, входящих в систему.
Не только геостационар
По существующим планам, в рамках программы «Сфера» к 2030 г. планируется развернуть несколько спутниковых группировок. Вопросы телекоммуникаций, широкополосного доступа и «интернета вещей» планируется решать с помощью аппаратов, запущенных как на геостационарную, так и на средне- и маловысотные орбиты.
При всех преимуществах серьезным недостатком геостационара является сложность приема сигнала подвижными объектами и его недоступность для абонентов Арктической зоны (выше 76–78° с.ш.). Решением проблемы может стать запуск космических аппаратов «Экспресс-РВ» на высокоэллиптическую орбиту, апогей которой проходит над Северным полушарием Земли. По такой траектории с периодом обращения 12 часов и высотой подъема до 40 тыс км летали советские спутники связи «Молния», которые и дали название орбите.
Аппарат, двигающийся с наклонением 63°, проходит за сутки два витка: основной, в ходе которого он пролетает над территорией России, и сопряженный, когда он зависает над Северной Америкой. На основном витке спутник способен работать примерно 6 часов, не уходя из зоны радиовидимости наземных абонентов. Тем самым четыре аппарата, согласованно обращающиеся на орбитах, способны обеспечить круглосуточное покрытие Северного полушария Земли.
Еще одним преимуществом орбиты типа «Молния» являются более низкие (по сравнению с запуском на геостационар) затраты при выведении спутника. Кроме того, наличие сопряженного витка позволяет значительно расширить зону покрытия за счет территории Северной Америки, что сулит хорошие коммерческие перспективы.
Недостатком орбиты является пересечение радиационных поясов вблизи перигея, что пагубно влияет на бортовую электронику.
По расчетам, четыре спутника «Экспресс-РВ» обеспечат связь для 2.3 млн жителей России, находящихся за Полярным кругом, и для 2 млн иностранцев. Кроме того, в зоне охвата окажутся 6 млн владельцев автомобилей. С учетом пассажиров и экипажей судов и самолетов число пользователей системы может вырасти до 160 млн человек.
Заместитель генерального конструктора ИСС имени Решетнёва А. В. Кузовников считает, что создание спутника «Экспресс-РВ» — интересная инженерная задача. Так, удержание четырех аппаратов в нужных орбитальных плоскостях обеспечивает довольно сложная баллистика, а на самом аппарате нужна многолучевая антенная система, чтобы поддерживать уверенный прием сигнала на Земле.
Многоспутниковый «Марафон»
Досконально проработан вопрос создания аппаратов группировки «Марафон IoT». Это созвездие из 264 спутников, размещенных в 12 орбитальных плоскостях на высоте порядка 750 км, будет работать в рамках концепции «интернета вещей».
По словам А. В. Кузовникова, предприятие подготовило аванпроект, где изучило конструкцию и состав аппаратуры спутника:
Важный нюанс: в то время как современный выпуск на предприятии спутников навигации и связи сравнительно малосерийный, для группировки «Марафон IoT» необходимо будет за короткий отрезок времени изготовить и запустить почти три сотни аппаратов.
Основная техническая сложность при создании аппаратов «Марафон IoT» связана с микроминиатюризацией систем. При сравнительно небольших размерах спутники нужно оснастить не хуже относительно их «больших» собратьев, что является амбициозной задачей для предприятия.
В 2019 г. в ИСС сдан в эксплуатацию полномасштабный монтажно-испытательный комплекс, где предусмотрены площади, позволяющие организовать современное крупносерийное производство малых космических аппаратов (около 2 тыс м2). Как утверждает А. В. Кузовников, первый «марафонец» может быть запущен в 2023 г., следующие пять аппаратов — в 2024 г., половина орбитальной группировки — через два года, к 2026 г., с тем чтобы полностью завершить формирование спутниковой системы в 2027 г.
Широкополосный доступ
Для традиционного Интернета в программе «Сфера» существует отдельная группировка. Эту задачу будут выполнять 12 спутников «Скиф», обращающихся по круговым орбитам высотой 8070 км и приполярным наклонением.
По словам заместителя генконструктора, ИСС в рамках первого этапа проекта предполагает запустить в 2022 г. спутник-демонстратор для отработки ключевых технологий и решений.
«Скиф» также таит в себе немало технических нюансов.
Система «Скиф» обладает большой пропускной способностью (320 Мбит/сек) и формирует на поверхности Земли большое количество лучей передачи информации. При этом предполагается многократное переиспользование одних и тех же частот для обеспечения требуемой пропускной способности. «Все эти вопросы мы сейчас детально прорабатываем, ищем компромисс между количеством лучей, пропускной способностью и числом абонентов», — уверяет Кузовников.
Отвечая на вопрос, каким образом 12 спутников «Скиф» способны обеспечить широкополосный доступ, тогда как для аналогичных целей системы Starlink и Oneweb содержат сотни и тысячи аппаратов, он объясняет: «Система „Скиф“ не является конкурентом указанным системам, обращающимся по более низким орбитам и создающимся по концепции удешевления абонентского оборудования. „Скиф“ проектировался как некий аналог европейской спутниковой системы O3b, предназначенной для телекоммуникаций и передачи данных из удаленных мест и использующей 20 спутников на приэкваториальной орбите. Группировка „Скиф“ будет обращаться по приполярным орбитам, ее охват будет шире, хотя наземное оборудование (терминалы и управляющие станции) несколько сложнее.
Необходимо помнить, что основная задача „Скифа“ — обеспечить связь между шлюзовыми станциями, расположенными в местностях, где никакой связи, даже телефонной, нет, а оптоволокно прокладывать дорого. Например, это полярные станции и северные поселки. Проведенные маркетинговые исследования показали, что для труднодоступных районов более выгодно обеспечить создание группировки „Скиф“, нежели прокладывать оптоволокно».
Инвестиции и санкции
Александр Кузовников сообщил, что в рамках программы «Сфера» со стороны Роскосмоса предусматривается выделение средств только на опытно-конструкторские работы. А к финансированию серийного производства планируется привлекать частных инвесторов.
ИСС имени Решетнёва рассматривает несколько схем партнерства. В одном случае инвестор может вложить деньги в создание спутников и возвращать инвестиции после развертывания группировки и начала предоставления услуг. В другом он получит возможность пользоваться наземной инфраструктурой.
По поводу того, как будет решаться проблема комплектующих в свете американских санкций, собеседник сообщил: «В целом мы пытаемся в максимальной степени уйти от импортных деталей, ищем отечественных производителей, вписываем для них требования об использовании отечественных компонентов. Но полного импортозамещения в этих проектах, скорее всего, достичь не удастся, и часть комплектующих по-прежнему придется покупать на Западе. Мы будем ориентироваться на доступную компонентную базу, не подпадающую под санкции».
Зачем нужда Международная космическая станция? Что на ней делают космонавты?
МКС – международный космический проект, осуществляемый силами 14 стран. Содержание станции обходится человечеству в 6.5 миллиардов долларов в год. Отдельно Россия тратит на МКС 300 миллионов долларов. Зачем нужна такая станция? Чем занимаются российские космонавты и насколько оправданы их научные изыскания?
Кому принадлежит МКС?
У каждой стран есть свои станции на МКС. У США их 7, у России – 5, у Японии и Евросоюза по одной, а Канада располагает отдельными конструкциями на американских станциях. Китай не пускают на международный проект по политическим причинам.
Однако участие России изначально тоже не предусматривалось. Американцы согласились на сотрудничество лишь благодаря космическому наследству СССР. У России был опыт строительства и доставки на орбиту кораблей, а у США деньги.
На условиях того, что русские строят станцию, но она будет принадлежать США, в 1993 году международная миссия приняла в свои ряды россиян. Даже первый запущенный в космос модуль «Заря» был построен в России, но собственностью он является иностранной.
Сегодня станция условно поделена на 2 части – российскую и американскую. Несмотря на совместный проект, каждая сторона работает автономно.
После политических конфликтов участники не раз грозились разорвать друг с другом сотрудничество. Из-за этого космонавты разных сегментов ограничены в сотрудничестве и обычно не делятся научными открытиями и оборудованием. Однако если на одном сегменте МКС случается авария, другой сегмент принимает весь экипаж.
Каков распорядок дня космонавта?
В космосе живут по Гринвичу, то есть с отставанием на 3 часа от московского. У космонавтов есть строгий распорядок в дня: они встают в 6:00, до 7:30 завтракают, до 9:45 работают. С 10 до 13 часов космонавты занимаются спортом, чтобы избежать атрофии мышц
Затем они обедают и продолжают работу до 16:30. После этого у покорителей космоса есть несколько часов личного времени перед сном. Отбой происходит рано, в 21:30.
Какую работу выполняют космонавты?
Основная задача космонавтов – проведение научных исследований. Также они проверяют и ремонтируют механизмы МКС и занимаются приёмом грузов с Земли.
На МКС изучают биологические, физические и химические процессы в условиях низкой гравитации, вакуума и космического излучения. Рассматривается возможность колонизации космоса, исследуется Земля и другие планеты.
Американцы в основном исследуют опасность земных вирусов в космосе, европейцы изобретают лекарства, японцы озадачены глобальным потеплением, рассматривают озоновый слой и земные поверхности.
Российские ученые проводят медицинские опыты над собой и животными, разглядывают Россию, предугадывая природные и техногенные катастрофы и т.д. Всего за годы работы наши космонавты сделали около 100 исследований.
Нужна ли России МКС?
МКС – это самый критикуемый проект за всю историю освоения космоса. Критикуется не только ценность научных открытий, но и огромные затраты на содержание.
Дело в том, что микрогравитацию, вакуум и других космические условия можно создать искусственно прямо на Земле. Это будет намного дешевле и проще.
Кроме того, опыт покорения космоса показал, что беспилотные аппараты справляются с этим гораздо эффективнее, чем люди. Изучение воздействия космоса на человека и животных проводится косвенно и зачастую не несет в себе ценности.
В России проект критикуется сильнее, чем в Америке. Наши космонавты работают под эгидой США, арендуя их оборудование. Самостоятельных исследований проводится очень мало.
Роскосмос заявляет, что у страны нет денег на собственную аппаратуру и её доставку на орбиту. Более того, существует определенные не выгодные договоренности, заключенные с США еще в 1990-х годах. Поэтому завершать проект в России не собираются.
Вопросы и ответы о связи и технике в космосе. Часть 1
Космос всегда интересовал человека, а когда у людей появилась возможность побывать там, вопросов, пожалуй, только прибавилось. Но сегодня можно получить ответы на них практически из первых рук — многие космонавты ведут блоги и рады пообщаться с подписчиками, а НАСА публикует огромное количество фотографий, результатов исследований, проектов будущих космических миссий и интересных фактов.
Поэтому узнать, как устроена жизнь космонавтов на орбите или какие технологии используются за пределами нашей планеты, может каждый. Мы решили найти ответы на несколько интересных вопросов о связи, гаджетах и коммуникациях в космосе.
Как космонавты на МКС выходят в сеть?
Раньше у космонавтов не было возможности подключаться к интернету напрямую. Все публикации в Twitter, например, делались с Земли: сообщения с МКС передавались через нисходящие линии связи в центр управления полётами, где их уже размещали в профилях космонавтов.
В январе 2010 года на станции появилась сеть Crew Support LAN, и соединение стало осуществляться через орбитальный телекоммуникационный спутник. Еще один способ выхода в интернет — удаленный доступ к компьютеру на Земле. Первый космический твит был опубликован американским астронавтом Тимом Кримером (Tim Krimer).
До сих пор основным способом связи с МКС остается радио. Преимущества очевидны — не требуется никакого специального оборудования (только антенна и передатчик), и атмосфера не блокирует радиоволны (подробнее тут). Для передачи информации в космос используется Ku- (12-18 ГГц) и S-диапазон (2-4 ГГц). Сигнал направляется на спутник, который перенаправляет его в сторону МКС, где его принимают с помощью антенны, а затем на компьютер загружается, например, электронное письмо.
На российских сегментах станции существует своя, отдельная система радиосвязи «Лира» и спутниковая система ретрансляции данных «Луч». Уже в следующем году она сможет заменить американскую систему связи, которую российские космонавты вынуждены использовать сегодня. Правда, скорость радиосвязи, которая зависит от расстояния, оставляет желать лучшего.
И в 2015 году астронавты все еще не были довольны качеством связи. Например, Скотт Келли (Scott Kelly) пожаловался на своей страничке в Twitter на скорость интернета, которая еще медленнее, чем когда-то была на Земле при доступе через модем. Но представитель НАСА Дэн Хуот (Dan Huot) не согласен с такой характеристикой связи. Он считает, что скорость соединения на борту достаточно хорошая, а главное ширина канала позволяет отправлять гигабайты видеофайлов каждый день, не перегружая систему. Кроме того, в свободное время астронавты могут даже смотреть онлайн-трансляции.
Но технологии не стоят на месте и сегодня уже есть более быстрый способ передачи данных — DTN (Delay/Disruption Tolerant Networking, архитектура сетей, устойчивых к задержкам и частым обрывам связи). В 1990-х к разработке технологии подключилось НАСА совместно с Google, а этим летом система была установлена на МКС.
DTN использует подход Store-and-forward, который дает возможность сохранять пакеты при потери возможности их передачи получателю. После получения надежного маршрута для доставки, передача данных возобновляется. Причем, хранение служебных данных производится в произвольных блоках, а не в заголовке пакета. Неплохая аналогия с грузоперевозками приведена в вики.
Как можно связаться с космонавтами?
Многие космонавты ведут странички в социальных сетях, где с ними можно даже пообщаться, задать интересующие вопросы и просто узнать об их работе. Некоторые из них прямо сейчас находятся на МКС. Среди них — Роберт Шейн Кимброу (Shane Kimborough) — публикует свежие фотографии Земли и рассказывает о своей деятельности. Например, несколько недель назад он сажал на станции салат-латук. Джефф Уильямс (Jeff Williams) побывал на МКС чуть раньше в этом году, и на его страничке в Instagram представлена коллекция завораживающих снимков и даже несколько коротких видео. А американский астронавт Рейд Вайзман (Reid Wiseman) вообще специализировался на вайнах. Если пролистать его страничку (до ноября 2014), можно найти видео с нашей планетой в главной роли, увидеть млечный путь и понаблюдать за космическими экспериментами на борту.
Российский космонавт Олег Артемьев вернулся с МКС в 2014 году, но продолжает делиться с подписчиками потрясающими фотографиями разных частей Земли и облачных пейзажей. В фотоблоге Сергея Рязанского можно найти красивые снимки разных городов с его последнего полета в 2013 и посмотреть, как проходит подготовка к новым космическим путешествиям. А Сергей Волков во время своего пребывания на орбите в феврале этого года подробно рассказывал о работе на станции, записывал видео и делился интересными фотографиями: Эльбрус, Египетские пирамиды и даже выход в открытый космос.
Однако для астронавтов и космонавтов важнее контакта с подписчиками, безусловно, является общение с родными и друзьями. Благодаря современным технологиям выходить на связь можно намного чаще и без посредников. Например, организация неофициальных видео-конференций, по мнению НАСА, положительно влияет на состояние экипажа во время полета и помогает преодолеть чувство одиночества. Психолог Джэк Стастер (Jack Stuster), изучающий воздействие изоляции на психику, провел интересный эксперимент — он изучил записи, сделанные астронавтами во время полета, чтобы оценить их состояние.
Как выяснилось, один из первых счастливчиков, который использовал такие новые технологии, считал это общение не только благом, но и «проклятием» (см. пункт 4 в источнике). Связь часто мешала: земные новости и сплетни не давали сосредоточиться на работе, а ответа порой приходилось ждать по нескольку дней, и казалось, что время тянется намного дольше.
Какими гаджеты пользуются космонавты?
Телефоны, плееры, планшеты и другие устройства помимо функции связи, создают более домашнюю и психологически комфортную атмосферу на МКС. Многие астронавты ведут блоги и берут с собой фотоаппараты последних моделей. В июне 2012 НАСА впервые отправило на орбиту несколько iPhone 4s для проведения исследований с помощью специально созданных приложений.
Но, конечно, попасть на борт могут только сертифицированные устройства, прошедшие тщательную проверку и полностью безопасные. Например, должен использоваться определенный тип батареи и нетоксичный пластик. Сегодня на МКС находится 100 ноутбуков на всего шесть членов команды. (Подробнее — в интервью с представителем НАСА, ответственным за оборудование в разделах «Spaceman on a space LAN», «The rise of phones and tablets»). 20% из них являются запасными — своими силами астронавты не всегда могут справиться с поломками. 15 используются для управления системой космического летающего аппарата, а 30 – для ежедневных задач, хранения данных и инструкций.
У смартфонов на борту, представленных iPhone и Android Nexus 5, своя функция — с помощью программы SPHERES с них можно управлять летающими дронами, которые выполняют некоторые слишком опасные или, наоборот, рутинные обязанности вместо членов экипажа. Кроме того, НАСА обеспечивает всех участников миссий планшетами: несколько поколений iPad, в том числе iPad Air 2, и несколько Microsoft Surface Pro 3. Планшеты нужны для проведения экспериментов, записи информации, развлечения и общения с семьей.
Если предположить, что в будущем попасть в космос смогут не только специально подготовленные космонавты, но и обычные люди (в виде космических туристов), а география путешествий существенно расширится, то следует задуматься о гаджетах, которые в этом случае понадобятся. Шотландский производитель виски в 2015 году совместно с агентством космических технологий Open Space разработали специальный «космический стакан», который «работает» даже в условиях невесомости. Команда Open Space попыталась предложить альтернативный сценарий развития космических гаджетов.
P.S. Во второй части нашего рассказа мы обсудим, почему земное оборудование бывает непригодно для использования в космосе и как организовать межпланетный интернет.
О чем еще мы пишем в первом блоге о корпоративном IaaS:
Дорогие сплетницы, ниже будет много текста (и не будет картинок). Интервью космонавта Олега Котова о том, что ждет прибывших на МКС актрису и режиссера.
– Как врач и космонавт в одном лице, расскажите, что ждет участников космического полета – актрису Пересильд и режиссера Шипенко. Когда наступает болезнь движения?
– Не сразу. Когда начинаешь двигаться. Если сидишь, головой не крутишь, то ощущения нормальные. После выхода на орбиту может возникать небольшая иллюзия обратного кувырка, головокружение, но как правило, за три часа полета сложно получить какие-то болезненные реакции. Самое интересное начнется после стыковки к МКС, начнется период адаптации к невесомости.
– Сколько он длится и в чем заключается?
– У некоторых – дней по пять. Скажу так, от нуля до пяти дней. Сказать точно до полета, кто, насколько сильно и как долго будет ощущать болезнь движения, не способен ни один тест, ни одно испытание. Было множество случаев, когда при тренировках на Земле человек прекрасно переносил все центрифуги, качели, кресла, а в космосе был никакой.
– Натренировать этот навык невозможно?
– Тренировками можно поднять не саму вестибулярную устойчивость, а возможности организма привыкать, адаптироваться к таким условиям. Более подготовленный организм быстрее преодолеет болезнь движения.
После стыковки и проверки герметичности прибывшему экипажу нужно будет снять скафандры, переодеться. Тут им в любом случае придется начать двигаться. Начнутся кувырки, некоординированные движения. И это все втроем в небольшом объеме корабля. Затем последуют открытие люков и переход в станцию. Большой объем модулей по сравнению с кораблем добавит зрительных иллюзий. Мозг у «перворазников» привыкает к особенностям космоса долго. Например, при передвижении между модулями, если люк находится сбоку, то это воспринимается более спокойно, чем заход в люк сверху вниз, что воспринимается как падение в своеобразный колодец. Мозг переносит земные стереотипы в новые условия движения. Поэтому проще поначалу летать боком. Таких нюансов очень много. Вестибулярно-вегетативные расстройства вызывают тошноту, рвоту. Произойдет снижение активности как ответная реакция, возникнет желание не двигаться. Начнутся гемодинамические изменения, то есть, перераспределение крови, когда она уходит в голову. Это вызывает головные боли, мигрени, отек лица, снижение аппетита.
Возникнут сенсорно-моторные нарушения. Без опыта очень сложно в невесомости управлять своим телом. Мы привыкли, что отводя ту же руку в сторону в условиях Земли компенсируем воздействие гравитации напряжением мышц. На Земле мы поднимем руку вбок под прямым углом, а в невесомости она при таких же усилиях уйдет резко вверх. Все движения в первые дни полета необходимо проводить под визуальным контролем. Точные движения и самостоятельные перелеты по станции в этот период будут невозможны. Попытка перелететь, оттолкнувшись ногами, может привести к травмам, ударам. В физике как: действие равно противодействию. Сильные мышцы ног, адаптированные держать вес тела, дадут импульс, а тормозить придется более слабыми мышцами рук. Не понимая, как затормозить, новички раскидывают ноги и руки «звездочкой», пытаясь зацепиться за окружающие предметы, а в итоге сгребают все за собой как грейдер. Нередка картина, когда вслед за новичком летит облако предметов – камеры, ручки, блокноты, аппаратура.
– Можно ли подготовиться к болезни движения, купировать ее медикаментозно? Предусмотрены ли такие меры?
– И на корабле, и на станции имеются соответствующие укладки «БД» (Болезнь движения): аптечка с разными препаратами в виде таблеток, свечей, инъекций. Перед полетом члены экипажа тестируют наиболее подходящие именно им препараты. Все препараты, естественно, обладают побочным седативным эффектом: сонливость, вялость. Поэтому командиры даже в сложной ситуации воздерживаются от приема препаратов и обращаются к аптечке только в крайнем случае. Лучше перетерпеть, но сохранить ясность мысли и быстроту реакции. В моей практике был случай, когда человек проспал на препаратах почти два дня, приходя в себя, пытаясь что-то поесть.
– Расскажите, как это – спать в невесомости? Насколько это удобно? И какие чувства возникают в первую ночь?
– Совершенно неудобно. Ни в первую, ни в последнюю ночь. Человек привык спать лежа на спине или на боку с опорой на кровать, подсунув руку под подушку. Спать, не касаясь стенок, неудобно. Ты просто паришь в спальном мешке. Даже если ты за день вымотался, очень устал, все равно тяжело заснуть. Пытаешься найти удобное положение, упереться ногами и головой, чтобы создать видимость хоть какого-то давления. Внутри спального мешка к тому же нет воздушной конвекции. Ты потеешь, воздух внутри мешка нагревается, плавают капельки пота. Откинуть одеяло, как на Земле, не получится. И в итоге ты паришь весь липкий, потный. Чтобы как-то охладиться – высовываешь через специальные карманы руки и ноги наружу. И если в каютах еще как-то можно уснуть, их на российском сегменте сейчас три, то еще двум россиянам (на МКС помимо Пересильд, Шипенко и Шкаперова будут находиться еще два российских космонавта – Петр Дубров и Олег Новицкий – ред.) придется спать по-армейски, прикрепив спальный мешок, где придется. Свет на ночь на станции, к слову, полностью не отключается, поэтому все пользуются повязками на глаза. Шум от работы вентиляторов и оборудования ночью тоже не прекращается.
После такого начать работать, а планы на съемку очень напряженные, будет очень трудно. Им не позавидуешь, на самом деле. Без опыта привести себя утром в порядок тоже будет трудно. Умыться, почистить зубы, побриться, помыть голову. В тот же туалет сходить – отдельная история. Переодеться. Условия быта крайне спартанские. Экипаж будет помогать, но все равно возникнут сложности, особенно в первые дни. Уложить те же волосы, хотя бы. В невесомости волосы будут разлетаться. Повторить такое в павильонах на Земле, если потребуется досъемка, будет проблематично.
– Сценарий фильма держится в секрете, но насколько известно, речь о проведении хирургической операции, чуть ли не на сердце, в условиях космического полета. В реальности такое возможно?
– При современном развитии космической медицины и концепции оказания медицинской помощи на станции – нет.
– Вы как космонавт, как врач к каким хирургическим операциям готовились в свое время?
– Существует перечень заболеваний, медицинская помощь при которых может быть оказана на борту МКС. Для этого на станции имеется соответствующее медицинское оборудование, а экипаж проходит необходимую подготовку. В первую очередь речь о неотложных манипуляциях: интубации, трахеотомии, то есть действиях, относящихся к реанимационным мероприятиям. На станции имеется аппарат искусственной вентиляции легких, система внутривенного введения, дефибриллятор. Все оборудование располагается на американском сегменте, но является аппаратурой совместного пользования. Там же расположен стол, который позволяет зафиксировать пациента и того, кто оказывает помощь, чтобы они не летали друг вокруг друга во время реанимационных мероприятий.
С точки зрения хирургии, максимум на станции можно зашить сосуд, пришить кожный лоскут. Никаких полостных операций, никаких серьезных сосудистых операций, никакой нейрохирургии.
– То есть это скорее травмпункт и реанимационная, чем операционная?
– Да. И исходя из этого в состав штатного экипажа МКС не входит должность бортового врача. В штатном расписании просто нет такой позиции. Два члена экипажа готовятся по программе парамедиков, и этого уровня достаточно, чтобы в случае необходимости провести реанимационные мероприятия, оказать первую помощь.
Если у члена экипажа с точки зрения здоровья возникает что-то серьезное, то какие-то заболевания можно купировать имеющимися на станции лекарствами, а все остальные проблемы решаются экстренной эвакуацией – «чемодан-корабль-Земля». Такая концепция на околоземной орбите себя оправдала и считается оптимальной. Не существует таких резких заболеваний, которые не позволили бы человеку за четыре-восемь часов спуститься на Землю для получения квалифицированной медицинской помощи.
– То есть сюжет фильма «Вызов» к реальности не имеет никакого отношения?
– Абсолютно. К тому же, могу сказать, что в наш институт, который является головным в России по оказанию медицинской помощи в космосе, никто из авторов фильма не обращался. Все, что мы знаем, что они планируют съемки с использованием части имеющегося на российском сегменте станции медоборудования.
Активное участие в фильме примет Олег Новицкий, который находится в экспедиции на станции с весны. Ему в этот период нужно готовиться к посадке, заниматься подготовкой корабля к спуску, собрать по всей станции и уложить в корабль необходимые к возвращению на Землю грузы, усиленно заниматься программой тренировок, его ждет насыщенная медицинская программа, тренировки по спуску в составе экипажа. И все это на фоне необходимости участия в съемках.
И главное, что сценарий закрыт даже от специалистов Центра управления полетами. Если планировщики и операторы Центра, группа медицинского обеспечения не понимают, чего ожидать, и могут реагировать только по факту, то это совсем неправильно. Это влияет не только на эффективность работы экипажа, но и на безопасность. Мне кажется, что в этой ситуации вопросам обеспечения безопасности нужно было выставить приоритет над сохранением секретности сюжета фильма.
– Что ждет участников съемок во время спуска с орбиты?
– Сперва их ждет гонка – гонка со временем. Съемки будут идти до последнего, нужно будет собрать все вещи и погрузить в корабль. Все операции по подготовке к отстыковке и предпосадочные операции требуется выполнять вовремя. Опоздали на десяток минут с отстыковкой корабля – вполне возможно, что придется лететь на резервный полигон посадки. Сажать корабль с членами съемочной группы будет Олег Новицкий. Один и за командира, и за бортинженера. Для него это будет динамичный и напряженный период. Возможности тратить внимание на помощь коллегам по экипажу у него не будет.
После расстыковки в течение полутора витков до начала схода с орбиты, обстановка будет поспокойней. Затем вход в атмосферу. После разделения отсеков в иллюминатор станет видно, как Земля начинает вращаться, потом, постепенно, вращение затухает, но появляются всполохи плазмы. Перегрузка начнет вдавливать в кресло, начнется тряска, словно едешь по булыжной мостовой, вибрации, волнообразные движения. Перегрузка 4-5g. Рывок от ввода парашюта. Боковые удары, перецепка парашютов, тряска, хлопки, качание под парашютом и в самом заключении «мягкая посадка».
– В этот момент, наверное, лучше не говорить, чтобы язык не прикусить?
– Когда экипаж вертолета во время общения с экипажем сообщает, что высота 300 метров до поверхности земли, экипаж группируется. Руки прижимаются к телу, чтобы не было ударов. Все лишние предметы держат в руках, чтобы они не летали по спускаемому аппарату. Рот закрыт.
– Какое чувство возникает после приземления?
– Облегчение. У всех. У командира особенно, потому что до этого момента вся ответственность висела на нем. За людей, за корабль, за грузы. С точки зрения самочувствия, после приземления у всех индивидуальная реакция. Кто-то бодрый, кто-то зеленый. Но если ты профессиональный космонавт – это не значит, что ты застрахован от плохого самочувствия. Что непрофессионалы, что профессионалы после посадки чувствуют себя пакостно. Здесь не нужно стыдиться или строить из себя героя – хочется вырвать – вырви.
– Для этого выдают пакетики?
– У каждого сотрудника медперсонала, который встречает космонавтов, в карманах эти пакетики. В любой момент готовы выдать и загородить спиной.
– А во время выведения на орбиту?
– Пакетики в карманах. По два на каждого члена экипажа. Плюс пакетики в укладках в корабле.
– Это обычные пакетики, такие же как выдают в самолетах?
– Нет, особые, космические. Прорезиненные, с салфеткой внутри, чтобы вытереться, со жгутиком для того, чтобы завязать. Чтобы: а) содержимое не летало по кораблю; б) не распространять провоцирующий запах.
– Где и как долго актриса и режиссер будут проходить реабилитацию после полета?
– В Звездном городке. Опыт краткосрочных полетов говорит, что в течение недели организм восстанавливается до предполетного уровня, после чего участники полета отпускаются по домам.