Исследование в библиотеке на тему что читает население
Социологическое исследование «Чтение библиотекарей»
Имидж библиотеки создают люди, которые в ней работают. Читатели высоко ценят профессиональные качества библиотечных работников, но вместе с этим нуждаются в доброжелательности, вежливости, тактичности, культуре обслуживания. Библиотекарю важно уметь ориентироваться в жанрах и тематических предпочтениях каждого обратившегося к нему за помощью. Хочет ли библиотекарь, а главное может ли он быть полноправным собеседником читателя? Каким читателем является сам библиотекарь – человек, который должен иметь моральное право выбирать книги для других и быть в их глазах признанным авторитетом. Библиотекарь читает не только для себя, но и для работы. Читая книгу для себя, он должен думать о тех читателях, кому она может быть полезна. Можно считать собственное чтение конкретной книги удачно завершившимся тогда, когда посоветовав её читателям, увидишь, что она произвела на них должное впечатление.
Чтение библиотекарей – это самообразование или профессиональная потребность? Попытаемся разобраться.
Всё, что читают библиотекари, составляет их профессиональное чтение. Процесс чтения сегодня нуждается в управлении. Почему? Утрачены ориентиры в мире книг, а чтобы следить за литературным процессом и потоком новых изданий, не хватает ни рабочего, ни личного времени. На чтение библиотекаря в последние годы оказали влияние: рынок литературы, пробелы в комплектовании фондов, сокращение подписки на периодические издания, в том числе на толстые художественные журналы.
Уровень начитанности библиотекаря зависит от его желания быть информированным, а также от ресурсов фонда библиотеки. Сегодня библиотекарю трудно прочитать то, что хочется. В библиотеки провинции попадает не более 8-ми % от всей издаваемой литературы. Отсутствуют книги, о которых говорят и пишут. Но как бы то ни было, наша работа такова, что мы должны читать.
Методический отдел провел анкетирование «Чтение библиотекарей», в котором приняло участие 60 человек и оно показало следующие результаты:
Виды занятий | Число ответивших | % от числа опрошенных |
---|---|---|
Смотреть телевизор | 49 | 98% |
Читать книги | 49 | 98% |
Заниматься рукоделием | 40 | 80% |
Заниматься спортом | 18 | 36% |
Слушать радио | 14 | 28% |
Занимается цветоводством | 1 | 2% |
Как видим, самый большой процент опрошенных составляют любители «голубого» экрана и чтения.
На вопрос «Какое место занимает в Вашей жизни книга и чтение?»
Отрадно что, самый большой процент опрошенных составляют те, для кого чтение является «потребностью души» и те, кто считает чтение «самым важным занятием».
На вопрос: «Какие книги, прочитанные в последнее время Вам запомнились?» были перечислены и классика, и «модные» ныне книги. Наиболее популярны произведения современной отечественной литературы у респондентов старше 45 лет. Ими отмечены и произведения последних лет (В.Пелевин «Желтая стрела», Лукьяненко «Дневной дозор», «Лабиринт отражений», Б.Акунин «Азазель», В.Аксенов «Московская сага», Л.Улицкая «Веселые похороны», И.Грекова «Вдовий пароход», «Хозяйка гостиницы», Т.Гарипова «Буренушка». Г.Щербакова «Вам и не снилось», «Вспомнить нельзя забыть», Т. Веденская «Не торопи любовь», «Свадьба моего мужа», О.Рой «Галерея «Максим») и книги, популярные на протяжении нескольких десятилетий (М.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.Иванов «Вечный зов», В. Пикуль «Честь имею», М.Карим «Помилование», А.Генатуллин «Погреб», Ч.Айтматова «Плаха».
Есть среди респондентов поклонники зарубежной классики (7%). Они отметили таких авторов, как Золя, Мопассан, Диккенс, Гюго.
2% респондентов читают отраслевую литературу: книги Р.Ахмедова. Эта цифра совсем не значит, что отраслевую литературу не читают, в памяти остаются художественные произведения, т.е. чтение «для души».
Четвертый вопрос звучал так: «Назовите любимых авторов»
15% респондентов назвали классику: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Бунина, Тургенева и т.д., 29% назвали книги современных авторов: А. Солженицына, Ф. Абрамова, В. Распутина, Т. Гарипову, З. Биишеву, М. Ямалетдинова, Я. Хамматова, В. Шукшина, Ш. Зулькарнаеву.
Приятно отметить, что библиотекари любят почитать и классику, и современную литературу, и книги наших башкирских писателей.
Далее был сформулирован вопрос: «Есть ли у Вас домашняя библиотека?»
Следующий вопрос проистекает из предыдущего: «Сколько книг имеется в домашней библиотеке?»
Данный вопрос также связан с домашней библиотекой: «В настоящее время приобретаете ли книги? Сколько в год?»
Как видим, при нынешних ценах регулярное приобретение литературы доступно не всем.
Один из вопросов был направлен на выяснение регулярности чтения: «Как часто Вы читаете?»
Результат получился неожиданным: казалось бы, чтение для нас библиотекарей должно быть регулярным занятием. Но видимо библиотека для библиотекарей становится «просто работой», а не центром книг и чтения. Можно назвать несколько причин сложившейся ситуации:
На девятый вопрос: «С какой целью Вы читаете?» респонденты ответили так:
Как показывает анализ этого вопроса, чтение далеко не всегда является досуговым занятием, так как у современного человека очень мало свободного времени. Сегодня чтение связано с повышением квалификации, выполнением практических, повседневных дел. И это подчас становится основным мотивом чтения.
Десятый вопрос звучит так: «Как Вы выбираете книги для чтения?»
Большинство респондентов читают по совету своих коллег и друзей.
Для выяснения того, что интересует сегодня наших коллег, был сформулирован вопрос: «По каким темам Вас привлекают книги?»
Темы | 31 – 40 лет | 41 – 50 лет | Старше 50 |
---|---|---|---|
О деревенской жизни | 20,4 | 17 | 24,5 |
О войне | 12,6 | 16 | 14 |
О любви | 17,9 | 19,5 | 20 |
Ваш вариант | 7 | 3,2 | 2,1 |
По таблице следует: на тему «деревни» любят читать респонденты старше 50 лет; о любви – респонденты от 30 и старше, о войне же читают все.
На вопрос: «Какую книгу хотели бы почитать, но не можете найти?»
Один респондент ответила: «с такой проблемой не сталкивалась», один респондент назвал книгу «Джейн Эйр» Ш.Бронте, и 47 % не пожелали ответить.
Вопрос: «Какой жанр литературы предпочитаете?» показал:
Никто не остался равнодушным к вопросу: «Как Вы думаете, есть ли будущее у книги?»
Если обобщить все эти мысли и доводы, можно с уверенностью сказать: будущее у книги есть и будет, а электронное издание будет восприниматься не как конкуренция книге, а как дополнительное средство, расширяющее возможности в чтении, обмене информацией.
Один из вопросов анкеты преследовал цель, определить наиболее популярных авторов. В этой связи вопрос звучал так: «Какие книги Вы порекомендовали бы коллегам?»
Также опрошенные рекомендуют книги: Б. Акунин «Азазель», Митчел «Унесенные ветром», классику: Л.Толстого, И. Тургенева, И. Бунина, а также Чейза, Шелдона, Драйзера.
2% не стали рекомендовать коллегам книги.
Дальше следует вопрос: «Какие периодические издания Вы читаете?»
Почти все опрошенные читают периодику, лишь один человек ничего не ответил на этот вопрос. Среди наиболее читаемых газет и журналов респонденты назвали газеты: «Учалинскую газету», «Яик», «АиФ», «Комсомольскую правду», «Республика Башкортостан», «Аҙна», «Моя семья», «Истоки», Йәшлек», «Собеседник», журналы: «Ватандаш», Башҡортостан ҡыҙы», «Роман-газета», «Новый мир», «Смена», «Сельская новь», «Шоңҡар», «Юность», «Чудеса и приключения», «Зимняя вишня», «Подвиг», «ЗОЖ».
Анализ этого вопроса позволил узнать, что библиотекари читают все, что выписывает та библиотека, где они работают, но в то же время не читают толстые художественные журналы, хотя их выписывают Центральная библиотека, крупные филиалы, городские библиотеки.
Следующие два вопроса были направлены на выявление чтения профессиональной периодики: «Какие профессиональные периодические издания имеются у Вас в библиотеке?» и «Какие профессиональные периодические издания Вы читаете и используете в работе?».
При анализе этих вопросов, выяснилось, что из-за отсутствия финансов, сельские библиотеки выписывают по 1-2 профессиональных издания. Это «Читаем, учимся, играем», «Библиотека», «Библиополе». Как показало анкетирование, среди библиотечных лидирует журнал «Библиотека», на втором месте журнал «Читаем, учимся, играем» и на третьем месте «Библиополе». Респонденты отметили, что эти журналы способствуют их профессиональному росту, а также помогают в проведении мероприятий, организации книжных выставок.
К сожалению очень мало респондентов обращается к журналам «Библиотековедение», «Библиография», «Мир библиографии». Эти журналы имеются в методическом отделе Центральной библиотеки.
Обращение специалистов к профессиональным журналам.
Название | Число ответивших | % от числа опрошенных |
---|---|---|
Библиотека | 59 | 29 |
Читаем,учимся, играем | 47 | 23,5 |
Библиополе | 44 | 20,1 |
Библиотековедение | 18 | 9 |
Библиография | 9 | 4,8 |
Мир библиографии | 9 | 4,8 |
Справочник руководителя учреждения культуры | 2 | 0,4 |
Независимый библиотечный адвокат | 2 | 0,4 |
Анализируя эти вопросы, думается, необходимо поработать над самообразованием библиотекарей: на семинарах проводить обзоры профессиональных изданий, установление профессиональных контактов на разных уровнях, получение специального образования.
Последние три вопроса, связанные с профессиональной тематикой, заставляют задумываться: Библиотекари мало читают профессиональную периодику, мало работают над самообразованием.
Один из вопросов звучал так: «Считаете ли Вы себя читающим человеком?»
Радует то, что большинство библиотекарей (22) всё же читают, и читают многие не низкопробную, бульварную литературу, а лучшие образцы классических произведений. Даже учитывая, что 13 респондентов честно считают себя не читающими людьми, это не значит, что они совсем не читают.
Часть респондентов тем или иным образом продолжили фразу:
Чтение для меня – это.
Воздух, отдушина
Средство для ухода от проблем
Удовольствие
Источник знаний
Потребность души
Хобби
Духовная пища
Релаксация
Наслаждение
Радость
Заполнение досуга
Самосовершенствование
Повышение профессионализма
Работа
Один респондент написал: «Люблю читать в очередях, чтобы быстрее прошло время. Другой респондент написал: «Я читаю всегда, книги учат меня любить жизнь, мою семью, мою работу».
Интересно отметить, что большая часть положительных высказываний принадлежит возрасту от 45-55 лет.
В конце анкеты прозвучал вопрос: «Как Вы думаете, какому чтению пользователь отдаст предпочтение в будущем?»
По мнению респондентов, печатное издание занимает лидирующее положение, но в то же время, они не отрицают, что вместе с книгой будут сосуществовать интернет и электронные издания. Это мнение библиотекарей. У пользователей, возможно, другие предпочтения.
Также, при анализе анкет, мы обратили внимание, что библиотекари, имеющие библиотечное образование, имеют больший интерес к книге, нежели не специалисты, причем к книге серьёзной и чтение для специалистов – это не пустое времяпровождение, а самоцель: это и работа души, это и производственная необходимость.
У французов есть такое понятие как «уровень социальной культуры». Трудно дать точное определение, но он представляется планкой, ниже которой библиотекарь не имеет права опускаться. Один из факторов, влияющих на восприятие библиотекаря – его кругозор и начитанность. Чтение библиотекаря, если оно правильно организовано, способствует развитию его личности, влияет на профессиональный имидж и может служить дополнительным стимулом в работе. Библиотекарь, который умеет планировать собственное чтение. Опережает читательский спрос.
С возрастом и опытом меняются читательские предпочтения, но каждый ищет «свою книгу» и готов поделиться размышлениями о ней. Исходя из результатов анализа, я организовала «рабочую полку библиотекаря», наиболее читаемых книг нашими библиотекарями, т.е. Вами. Здесь есть и вечно «молодая» классика, и книги наших современников о которых говорят и спорят.
Сколько еще нами не прочитано? Одна из коллег сделала примечание: «Наша работа хороша тем, что мы всегда можем узнать новое». Её слова созвучны мыслям Д.С. Лихачева: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей. Потому я призываю: читайте каждый день хотя бы по одному часу в день, по одной странице…
Централизованная библиотечная система города Ельца
16.10.2016
Анализ социологического исследования
«Литературное предпочтение. Репертуар чтения, каков он?»
В библиотеке-филиале №5 МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца» с 1 по 30 июля 2016 года прошло социологическое исследование «Литературное предпочтение. Репертуар чтения, каков он?» (16+), направленное на изучение чтения данной группы пользователей.
Основной целью исследования является выявление читательских ориентаций, репертуара читаемой и спрашиваемой литературы читателями библиотеки.
Основные задачи исследования:
Участникам исследования предложили заполнить разработанную в библиотеке мини-анкету, состоящую из шести вопросов. В опросе приняли участие 50 читателей библиотеки возрастной категории 16+, из них: 20,0 % — в возрасте до 25 лет; 36,0% — от 30 до 40 лет, самая многочисленная группа; 24,0% — от 40 до 50 лет; 12,0% — от 50 до 60 лет и 8,0 % — пользователи от 70 лет. 72,0% опрошенных — женского пола, а 28,0 % респондентов — мужского.
При заполнении анкет допускалась отметка нескольких позиций в вопросе.
На первый вопрос анкеты — «Какую книгу Вы читаете сейчас?» – 52,0% респондентов назвали детектив одного из современных авторов. Чаще других упоминали А. Маринину, Т. Устинову, Ч. Абдуллаева. 16,0% анкетируемых назвали книгу из серии «Женский роман». Чаще других здесь звучали фамилии Н. Нестеровой, В. Токаревой, Е. Вильмонт. 10,0% респондентов назвали книгу Захара Прилепина «Обитель», а 6,0% — «Несвятые святые» архимандрита Тихона, столько же респондентов (6,0%) на момент опроса читали научно-популярную литературу, 8,0 % пользователей предпочли детектив одного из современных зарубежных авторов, а остальные 2,0 % «не читали на данный момент».
В позиции «любимый автор» у женской половины респондентов лидирует Татьяна Устинова. За нее проголосовали 41,7 % опрошенных респондентов женского пола. На втором месте Татьяна Полякова (30,6 %), и завершает тройку лидеров Александра Маринина — 25,0 %.
Мужчины отдали предпочтение двум авторам: Борису Акунину и Николаю Леонову (по 42,9 %), остальные 14,2% опрошенных любимым автором назвали француза Жан-Кристофа Гранже.
Ответ на третий вопрос, «Какому жанру литературы Вы отдаете предпочтение?», был единодушным. 88,0 % респондентов выбирают детектив, с той лишь разницей, что кто-то предпочитает исторический детектив, кто-то иронический, а кто-то верен классическому детективу. 4,0 % опрошенных назвали исторический роман, и 8 % — любовный роман.
Почти треть участников опроса испытали затруднение при выборе самого популярного современного российского автора. Голоса остальных респондентов распределились следующим образом: самым популярным современным российским автором была признана А. Маринина. За нее проголосовало 23,5% опрошенных, по 17,6 % голосов набрали Б. Акунин, Т. Устинова и Д. Донцова. 11,8 % — З. Прилепин, по 5,9 % — Л. Улицкая и О. Рой. При ответе на этот вопрос многие респонденты называли не одного, а несколько авторов.
Далее мы хотели определить, из каких источников пользователи узнают о книгах, которые стоит прочитать. При ответе на этот вопрос допускалась отметка нескольких позиций. Этим воспользовались 70,0 % читателей (они отметили от 2-х до 4-х позиций). 30,0 % выбрали одну позицию. Итак, откуда респонденты узнают о новых книгах:
1) советы библиотекаря, выставки, списки литературы — 66,0 %;
2) Интернет — 52,0 %;
3) советы друзей и родственников — 42,0 %;
4) пресса — 16,0 %;
5) телевидение, радио — 14,0 %
И, наконец, заключительный вопрос анкеты: «Где Вы берете книги для чтения?». Он, как и предыдущий, предоставлял возможность отметки нескольких позиций. 52,0 % респондентов отметили от 2-х до 3-х позиций, 48,0 % выбрали одну позицию. Из них 42,0 % опрошенных берут книги для чтения только в библиотеке. Всего же библиотекой пользуется 94,0 % респондентов. Берут книги у друзей и знакомых 36,0 %, к услугам книжного магазина прибегают 22,0 % опрошенных.
Из результатов данного социологического исследования мы сделали вывод: современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры, интерес к высокохудожественной литературе снизился. На первый план вышла «развлекательная литература», так называемое «чтиво». Поэтому одной из основных, на наш взгляд, задач в работе библиотеки на ближайшее время является работа по приобщению читателей к качественному, осмысленному чтению через популяризацию лучших образцов российской художественной литературы, формирование художественного вкуса у пользователей.
Анализ провела Цыба Н.А.,
заведующей библиотекой-филиалом №5.
Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Анализируя итоги, хочется отметить, что процесс осознания каждым сотрудником предназначения библиотеки в обществе, видение перспективы ее развития, поиск новые идей, а также формирование нового образа библиотеки давно стали профессиональной позицией каждого. Ведь отсутствие новых идей – показатель неблагополучия коллектива. И только от нас, библиотекарей, зависит и высокий общественный престиж библиотеки, и удовлетворение от собственной работы.
заведующая методическим отделом
МУК ЦБС г. Пятигорска
Значение социологических исследований в работе библиотек Пятигорской ЦБС
Социологическим исследованиям в библиотеках Пятигорской ЦБС уделяется много внимания. Ее специалисты осознают необходимость проведения глубокого анализа состояния библиотечного обслуживания, изучения читательских запросов и интересов.
При проведении исследований библиотекари используют, как правило, два способа сбора информации, взаимно дополняющих друг друга – анализ уже имеющейся информации и опросы и наблюдения. В качестве источников информации выступают статистические показатели (читатели, количество книговыдач и посещений), читательские формуляры, а также данные, собранные в ходе индивидуальных бесед, анкетирования, тестирования и т. д.
Каковы же основные направления социологических исследований, проводимых в библиотеках ЦБС г. Пятигорска?
Многие библиотечные исследования направлены на совершенствование организации обслуживания пользователей. При этом изучаются потребности читателей, комфортность библиотечной среды, индивидуальное, групповое и массовое библиотечно-библиографическое обслуживание, выставочная работа и др. Большая доля в исследовательской работе приходится на изучение проблем чтения, ведь какие бы разнообразные функции не выполняла библиотека, основное ее предназначение неразрывно связано с книжным фондом и чтением.
Пятигорск – имеет свою специфику, он является студенческим городом. В нашем городе большое количество вузов – Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорский государственный технологический университет, фармакадемия, юридические вузы. Студенты этих учебных заведений являются читателями ЦБС.
На юношеском абонементе ЦГБ им. Горького прошло анкетирование «Чтение юношества», в котором приняли участие молодые читатели в возрастелет.
Учеба, отдых, развлечение и удовольствие – вот главные мотивы чтения, которые были выявлены в результате проведенного социологического исследования.
Деловое чтение (связанное с заданием преподавателей), характерно для 46,5 % этой возрастной категории. На потребность в самообразовании указали 15 % респондентов. Необходимость в чтении для выполнения каких-либо дополнительных заданий испытывает 9,5 %. Учащиеся школ (52 %), ссузов, колледжей (42 %) чаще всего вынуждены читать, выполняя задания учителя.
Основными помехами для чтения «в структуре свободного времени» являются учеба (47,5 %), отсутствие интересной (4,8 %) и доступной (3,8 %) литературы. Большей части опрошенных (42,4 %) ничто не мешает читать для собственного удовольствия в таком объеме, как им нравится. Но выбор в пользу чтения как полезного времяпровождения молодежь не спешит делать.
В этом исследовании респонденты указали свои любимые жанры художественной литературы. Это детективы и приключения, фантастика и фэнтези, а также женские романы. При этом детективы и приключения наиболее любимы девушками, а фантастика – юношами. Нелюбимыми жанрами художественной литературы у современного юношества являются женские и исторические романы, а также поэзия.
Рейтинг авторов любимых книг выглядит так: Ф. Достоевский, М. Булгаков, А. Пушкин, Д. Донцова, В. Пелевин, Б. Акунин. Любимыми произведениями художественной литературы для современных юношей являются «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Гарри Поттер», «Война и мир» и «Властелин колец». Думается, что высокий рейтинг произведений русских писателей обусловлен школьной программой.
Наши читатели интересуются литературой по психологии, истории и краеведению, культуре и искусству, религии и мистике, здоровому образу жизни. А вот в качестве нелюбимых отраслей научно-популярной литературы респонденты назвали сельское и лесное хозяйство, физику, математику, военное дело и политику.
Интересно было узнать отношение подрастающего поколения к читающим сверстникам. Для большинства опрошенных тот, кто читает научно-популярную литературу, – это человек правильный, стремящийся к новым знаниям (73,2 %). Однако 12,6 % респондентов назвали таких людей «ботаниками». А 3,9 % ответили, что это «бедолаги», которых заставили читать.
Большинство молодых людей любит читать дома, в читальные залы ходят в основном школьники и студенты.
В ходе анкетирования библиотекари изучили спрос читателей на различные виды изданий и степень удовлетворенности предоставляемым библиотекой фондом документов. Оказалось, что при неплохом комплектовании фондов библиотек читатели испытывают недостаток в юридической, краеведческой литературе, книгам по психологии, экономике и экологии.
Информация, полученная в ходе социологической деятельности, творчески перерабатывается и используется для определения перспектив развития библиотечного дела в ЦБС г. Пятигорска и дальнейшего совершенствования обслуживания читателей.
МУК «Межпоселенческая централизованная
библиотечная система» Благодарненского района
Анкетирование и его роль в привлечении читателей в библиотеку:
из опыта работы МУК «МЦБС» Благодарненского района
Сегодня социологические исследования являются необходимым инструментом прогнозирования и корректировки деятельности библиотек, незаменимым источником информации, учитывающим образовательные, информационные и культурные потребности населения, а также позволяющем выстроить надлежащие отношения с органами власти и управления, привлечь к своей работе внимание и финансовую поддержку спонсоров, выработать собственную миссию и сформировать определенный имидж.
Наиболее распространенным методом сбора первичной социальной информации является анкетирование. Это сравнительно дешевый способ получения нужной информации, обеспечивающий анонимность опрашиваемых респондентов, позволяющий получить в целом правдивую информацию. Библиотеки Благодарненской МЦБС часто используют в своей работе данный метод социологического исследования.
Ответы на вопрос: «Какие книги ты любишь читать?» позволили библиотекарям узнать, что читатели отдают предпочтение детективам (66 %), приключенческой литературе (56 %), любовным романам (37 %), а вот литературу о Великой Отечественной войне читают только 13 % опрошенных, 53 % любят читать журналы, 2 % классическую литературу.
Анализ анкет позволяет библиотекарям МЦБС скорректировать комплектование книжного фонда, выявить менее востребованные читателями разделы фонда и наметить программу по его популяризации, более настойчиво и искусно пропагандировать серьёзную литературу.
В 2008 году библиотекари Сотниковской сельской библиотеки провели анкетирование «Предпочтения в чтении» среди учащихся 10-х классов с целью изучения читательских интересов юношества. В анкетировании приняли участие 27 человек. Молодые читатели отдают предпочтение современной отечественной литературе (69,7 %); русская классическая литература интересует 19 % читателей; современная зарубежная литература 11,3 %.
Большое влияние на чтение старшеклассников оказывают образование родителей и благосостояние семьи (наличие компьютера, домашней библиотеки). Предпочитаемым жанром юношеской аудитории являются приключения (31,6 %), детективы (16,6 %), исторические романы (10 %). «Запоем» читают 47 % опрошенных, 15,7 % иногда даже плачут над книгой, книга влияет на настроение 22,5 % читателей, а 13,7 % хотят быть похожими на своих любимых героев.
Библиотекарь Алексеевской сельской библиотеки провела анкетирование «Что значит для вас библиотека?» с группой старшеклассников в количестве 25 человек. Полученные данные позволили определить степень востребованности сельской библиотеки, самообразовательные и учебные предпочтения молодых читателей.
В 2008 году в «Школе заведующего сельской библиотекой», организуемой консультативно-рекламным отделом ЦРБ, проведён мастер-класс «Библиотека и читатель: методика проведения социологического исследования в библиотеке». Особое внимание было уделено тем видам социологических исследований, которые наиболее часто используются в библиотечной практике, а также составлению плана проведения исследования, анализу и подведению его итогов.
В 2009 году специалистами ЦРБ запланировано проведение анкетирования на тему «Книга и чтение в вашей жизни».
заведующая методико-библиографическим отделом
МУ «Левокумская межпоселенческая
Социологические исследования в практике работы библиотекаря
Для современных библиотекарей очень важно осознать свое место и значение в меняющемся мире новых информационных технологий, реформирования социальной, управленческой и культурной сфер нашей жизни. Хочется видеть свою работу нужной и полезной пользователям, быть привлекательным учреждением в глазах населения.
Проанализировав данные анкетирования, администрация предприняла ряд мер, позволяющих улучшить деятельность библиотек. За последний год в библиотеки приобретено 6 компьютеров, предусмотрены поощрения сотрудников за качественный труд, предоставлена возможность получать высшее образование трем сотрудникам библиотек района. Таким образом, результаты проведенной работы не канули в Лету, а принесли практическую пользу в организации деятельности библиотек.
Ежегодно при анализе деятельности библиотек Левокумского района по статистическим и текстовым отчетам обращается особое внимание на выполнение количественных показателей в сравнении с прошлыми годами, на состояние книжных фондов, массовую и индивидуальную работу с читателями. По результатам анализа можно судить о слабых местах в работе, правильно планировать свою дальнейшую деятельность.
В 2009 году планируется проведение блиц-опроса на тему «Как вернуть интерес к чтению?» Библиотекарям необходимо будет подумать над такими вопросами: «Влияет ли на процесс повышения интереса к чтению имидж библиотеки?», «Какие изменения необходимо осуществить для улучшения библиотечной работы?», «Какие книги должны присутствовать в фондах библиотек?», «Что необходимо библиотеке, чтобы соответствовать современным читательским требованиям?» и др.
заведующая методико-библиографическим отделом
МУК «Нефтекумская межпоселенческая
центральная районная библиотека»
Опыт социологических исследований в библиотеках
Библиотекари Нефтекумского района систематически изучают интересы, потребности и состав различных групп читателей библиотек своих поселений с помощью проведения социологических исследований. Так, в Нефтекумской межпоселенческой центральной районной библиотеке, городской ЦБС, Затеречной, Ачикулакской, Андрей-Курганской, Зимнеставочной и Ямангойской сельских библиотеках ежегодно проводятся анкетирования, опросы, анализы читательских формуляров для корректировки комплектования и подписки на периодические издания, более качественного составления и корректировки планов работы, при подготовке массовых мероприятий.
Для активизации работы в данном направлении 23 апреля 2009 года в ЦРБ состоялась производственная учеба на тему «Социологические исследования в библиотеках» для библиотекарей Нефтекумского муниципального района.
Работниками методико-библиографического отдела разработана анкета «Деятельность библиотек Нефтекумского муниципального района в условиях местного самоуправления: проблемы и решения». Библиотекари района, ответив на вопросы анкеты, приняли участие в обсуждении проблем развития библиотек в новых условиях. В дальнейшем полученный материал будет использован в практических целях для улучшения работы методико-библиографичеекого отдела ЦРБ и библиотек поселений.
Специалистами методико-библиографического отдела для выявления деловых и личностных качеств на соответствие выбранной профессии разработана «Анкета кандидата па должность библиотекаря муниципального учреждения культуры «Нефтекумская МЦРБ» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края», и при приёме на работу каждый проходит обязательное тестирование.
Психологом детского отдела ЦРБ в Год семьи проводилось анкетирование «Книга и чтение в жизни семьи», цель которого помочь родителям задуматься над чтением своего ребенка, понять важность семенного чтения в формировании духовно-нравственной личности. В анкетировании приняли участие 52 родителя, имеющих детей в возрасте от 6 до 10 лет.
По мнению родителей, семейное чтение – это обсуждение прочитанного всей семьей (так считают 21 % опрошенных), чтение вслух (11,7 %), чтение литературы, интересной для всей семьи (38,2 %), когда все члены семьи заняты чтением (29,1 %).
Анкетирование выявило слабое чтение родителями детской литературы. Так на вопрос: «Какие книги вы посоветовали бы прочитать своему ребенку в его возрасте?» затруднились ответить 63 % опрошенных, но с тем, что именно родители должны быть инициаторами чтения детей в семье согласились 86,5 %.
В результате проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы:
2. Родители согласны с тем, что воспитание устойчивой потребности к чтению у ребёнка будет более успешным только при условии тесного сотрудничества специалистов детских библиотек и родителей.
3. От библиотеки родители хотели бы получать рекомендательные списки литературы для совместного чтения и обсуждения, участвовать в массовых мероприятиях, получать консультации у психолога детского отдела и книги по психологии и воспитанию детей и др.
4. Задача библиотекарей состоит в том, чтобы используя все библиотечно-библиографические формы и методы, помочь родителям развить их педагогический потенциал и получить необходимый минимум знаний в области детской литературы.
В детском отделе ЦРБ к 45-летнему юбилею библиотеки, который отмечался 24 апреля 2009 года, был проведён опрос « Какой ты хочешь видеть свою библиотеку». За два месяца до юбилейного праздника в «Копилку желаний» от читателей-детей поступили 86 записок, которые были проанализированы.
На юношеской кафедре отдела обслуживания ЦРБ ко Дню читателя посетителям была предложена анкета «Что ты читаешь сегодня». Были опрошены 43 человека в возрасте от 15 до 24 лет.
На кафедре, обслуживающей взрослых, проведено анкетирование «Библиотека и чтение в вашей жизни». В нем приняли участие 25 человек разных возрастов и профессий.
В отделе обслуживания центральной районной библиотеки после проведения крупных массовых мероприятий в клубе «Литературные пятницы» библиотекари организуют экспресс-опросы на тему «Ваше мнение».
заведующая методико-библиографическим отделом
МУК «Межпоселенческая библиотека
Предгорного муниципального района»
Изучение читательской аудитории
в целях анализа деятельности библиотеки
Приоритетными направлениями в деятельности библиотек являются «Семья. Школа. Библиотека» и «Экологическое воспитание и здоровый образ жизни молодежи». Почему мы выбрали именно эти направления? Потому что именно подрастающему поколению принадлежит будущее.
Социологические исследования осуществляются посредством изучения читательского состава, наблюдения за молодежной аудиторией, проведением социологических опросов, тестирований, анкетирования, а также изучения читательских запросов и соответствия им фондов библиотек.
С 2005 года все структурные подразделения ЦРБ работают по районной программе «Здоровье юношества как социальная проблема». В рамках этой программы проведены анкетирования «Опасные шалости», «Земля, которой мы частица» и «Отношение каждой семьи к утилизации мусора в пос. Ясная Поляна», а также мини-опрос «Здоровье и экологическая безопасность человека».
В этом году специалистами ЦРБ разработана анкета «Факторы риска для здоровья» для читателей-подростков. Анкетирование планируется провести во всех библиотечных филиалах Предгорного района.
Уделяя в библиотечной работе значительное внимание молодежи, мы преследуем цели формирования у них здорового образа жизни и популяризации норм экологической безопасности. Для сохранения здоровья нации библиотеки, образовательные и спортивные учреждения, организации по охране окружающей среды должны сплотить свои силы и возможности. Только объединив свои действия, мы будем способствовать формированию социально активной, здоровой и нравственной личности, только вместе защитим молодое поколение от вредных и пагубных привычек.
МУК «Грачевская межпоселенческая
Социологические исследования в библиотеках
В Грачевской межпоселенческой районной библиотеке активно проводятся социологические исследования для изучения, прежде всего, информационных потребностей и интересов читателей.