Исследовательская работа что такое выборы
Исследовательская работа «Избирательная система России»
Комитет по образованию Поспелихинского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-практическая конференция «Продвижение»
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Жданова Алина Алексеевна
МКОУ «ПСОШ №1», 10 класс
Ильенко Наталья Игоревна
Учитель истории и обществознания МКОУ «ПСОШ №1»
с. Поспелиха, 2018 г.
Понятие «Избирательное право»……………………………………. 4
Принципы избирательного права…………………………………..…5
Особенности избирательной системы России………………………..7
Избирательная система в правовой системе………………………….9
Демократическая организация общества и государства невозможна без осуществления народовластия, важнейшим инструментом которого являются выборы. Демократические выборы давно стали повсеместным явлением, привычной практикой для нашей страны. Выборы – одно из распространенных явлений общественной жизни: выбираются высшие органы власти (Государственная Дума), Президент, руководители местного самоуправления. Поэтому понятно, что выборы рассматриваются как конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.
Актуальность темы работы не вызывает сомнений. При закреплении порядка реализации гражданами активных и пассивные избирательных прав законодатель выбирает ту или иную избирательную систему. Этот выбор обусловлен комплексом различных социальных, экономических, политических и исторических причин, а также возможных последствий применении определенного типа избирательной системы. Молодые избиратели должны знать об избирательной системе и активно принимать участие в выборах, реализую свое активное избирательное право.
Объектом данного исследования является избирательное право России.
Предмет изучения – нормы конституционного, избирательного права.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— провести анкетирование среди учащихся школы (10-11 класс) «Знаете ли вы свои избирательные права»;
— сформулировать понятие избирательного права, выделить принципы;
— изучить нормы законодательства, содержащие основы избирательного права;
— выявить особенности избирательного права России;
— определить место избирательного права в правовой системе.
Среди дореволюционных ученых в исследовании природы и основных свойств избирательной системы следует, отметит значительный вклад Н.М. Коркунова, П.И. Лазаревского, П.И. Люблинского, С.А. Муромцева, Б.Н. Чичерина. В советский период данная проблематика затрагивалась в трудах Т.Б. Анисимовой, П.Т. Василенкова, А.И. Кима, В.Ф. Котока, БЛ. Кравцова, А.И. Лепешкина, ИЛ. Трайнина, Б.В. Щетинина. Среди современных авторов следует назвать С.Л. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.В Барабашева, П.А.. Богданову и др.
Теоретическую основу работы составляют труды следующих авторов: Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Г.Д. Садовниковой и др.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех частей и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет предмет, объект и цель исследования, раскрывает структуру работы. В первой части работы сформулировано понятие избирательного права. Во второй части освещаются принципы, в третьей определены особенности избирательного права России, а последняя часть посвящена определению места избирательного права в правовой системе. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой проблеме.
Понятие «Избирательное право»
В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «избирательное право» имеет два значения:
В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Принципы избирательного права
— принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков.
— принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных наблюдателей;
— принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах;
— принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.
— принцип равенства избирательных округов: примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата.
Особенности избирательного права России
Избирательное право в разных странах представляется по разному. В нашей стране сформирована особенная система выборов.
Основные принципы российского избирательного права
Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.
— Принцип прямого голосования
— принцип тайного голосования
— принцип состязательности и альтернативности
Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).
Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).
Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.
Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.
Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.
Принцип равенства избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).
Принцип прямого голосования означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.
Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.
Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз.
В мире распространен также ценз оседлости, у нас в стране нет такого принципа, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.
На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому в нашей стране наблюдаются отклонения от принципа равенства избирательных округов.
Избирательное право в правовой системе России
Какое место занимает избирательное право в правовой системе России? Избирательное право как подотрасль конституционного права относится к публичному праву. Это следует из положений Конституции РФ. Хотя она не содержит специальной главы, посвященной организации выборов, но принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократичный характер формирования органов государства, в котором непосредственно принимают участие граждане РФ.
Публично-правовой характер избирательного права проявляется, прежде всего, в выборах, в процессе которых происходит совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему власти.
Как отмечает Козлова Е.И., Кутафин О.Е. в «Конституционном праве России»: «являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления».
Избирательное право регулирует важнейшие общественные отношения, складывающиеся при выборах Президента, депутатов всех уровней, глав местных администраций и образует важную составляющую часть конституционного права РФ. Таким образом, избирательное право по своей природе является совокупностью конституционно-правовых норм.
Главной задачей избирательного права, в соответствие с «Избирательным правом и процессом в РФ» Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б., в регулировании отношений, складывающихся в процессе выборов, проведении референдумов и реализации других институтов демократии. Будучи публичным правом, реализующимся на основе принципа централизации, избирательное право определяет нормы поведения участников соответствующих общественных отношений императивно. Т.е. все граждане РФ, независимо от их должности, статуса или общественного положения, одинаково обязаны выполнять эти правовые нормы. В этом проявляется воля народа, являющегося единственным сувереном, имеющим право устанавливать действующий правопорядок, а также выбирать лиц, которые будут управлять от его имени.
При характеристике избирательного права как подотрасли конституционного права, следует иметь в виду и то, что особым предметом его регулирования является, прежде всего, сфера политических отношений, связанных с выборами, о чём отчасти уже упоминалось ранее. В этой связи уместно указать, что под политикой обычно понимают отношения, складывающиеся между государствами, нациями, различными крупными социальными общностями в связи с осуществлением власти. При этом следует отметить, что различные социальные общности (классы, народы, нации, макрогруппы и т.п.) сами по себе не могут быть организованными, и поэтому имеются определённые субъекты, которые являются их представителями и реализуют функции по их относительной организации, а также быть выразителем их определённых взглядов, интересов и т.д.
Исследовательская работа «Молодёжь и выборы»
Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа «Молодёжь и выборы»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Свеча
Свечинского района Кировской области
Глава 1. Условия влияющие на электоральную
активность молодежи. стр.5
Глава 2. Формы и методы привлечения
молодежи к участию в выборах. стр.7
Глава 3. Причины низкой электоральной активности. стр.8
Глава 4. Факторы повышения электоральной активности. стр.10
Список литературы стр.15
В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Обеспечивают смену правящих элит. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.
Одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.
Вопросами, рассматриваемыми в данной работе, будут являться:
— причины снижение электоральной активности молодежи,
— формы и методы повышения электоральной активности молодежи,
— механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс.
Актуальность (значимость) данной темы: будущее России зависит
именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь».
Проблема исследования – каким образом можно изменить отношение молодёжи к участию в выборах.
Объект исследования – обучающиеся школы и филиала КСХТ.
Предмет исследования – условия, при которых молодые люди пойдут на выборы.
Цель исследования – обосновать механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс.
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Через анкетирование выявить причины снижения электоральной активности молодежи.
3. Выделить формы и методы повышения электоральной активности молодежи.
Гипотеза – если разработать и реализовать действенную систему мер (правовых, экономических, организационных) можно переломить реальными делами политико-психологическое противостояние власти подавляющей части молодежного электората
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Анкетирование и анализ.
1. Условия влияющие на электоральную активность молодежи.
Условия, влияющие на электоральную активность молодежи можно разделить на:
1. внешние (зависящие от внешних факторов развития и существования
общества и государства, к ним относятся политическая, экономическая и
социальная обстановка в стране);
2. внутренние (не зависящие, к ним относится возрастной критерий).
Что такое правовая культура?
Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.
Воспитание правосознания молодежи, находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.
Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений. Высокая политическая культура общества, в том числе молодого поколения, и является необходимым условием подлинной демократизации, которое означающего широкое участие населения в процессах организации общества и системы власти в нем.
В целом молодежь филиала техникума проявляет достаточно средний уровень политической активности. Всего лишь 12,7% молодежи не интересуются политикой, а 67,3% хотя бы иногда проявляют интерес к новостям политического характера, 20% постоянно следят за политическими событиями.
2. Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.
Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры. Но что же может узнать молодой человек об избирательной системе, если ему никто не расскажет, ведь мало кто будет самостоятельно искать информацию о выборах.
Основными формами привлечения молодежи к участию в выборах являются:
1.Семья. Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Существует большая вероятность того, что если родители участвуют в выборах и проявляют активную гражданскую позицию, то и дети тоже будут участвовать в выборах.
2.Школы и высшие учебные заведения. Необходимо создавать школьные кружки. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности. Создание дискуссионных клубов, землячества для развития политической и правовой культуры.
4.СМИ. Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан и т.д.
5.Партии и общественные движения. Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.
3. Причины низкой электоральной активности.
В настоящее время многие обсуждают проблему снижения активности избирателей на выборах, усматривают в этом выражение недоверия населения ко всему, что связано с понятием «власть».
Одну из важнейших причин, следует искать в государственной молодежной политике. Было бы неверным утверждение о том, что государство полностью отвернулось от молодежных проблем. Была принята Федеральная целевая программа «Молодежь России». В дальнейшем эта программа была скорректирована под цели и задачи государственной молодежной политики с приданием ей также статуса президентской программы.
Принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране. А это возможно лишь тогда, когда государство реально, а не формально сделает приоритетной молодежную политику, доступным получение образования, открытие своего дела, реализацию приобретенных профессиональных навыков за достойную плату, создание семьи, приобретение жилья, медицинское обеспечение, решит другие социальные вопросы и т.д. Это означает, что необходима очень серьезная коррекция государственной молодежной политики в целом.
— затрудняюсь ответить 34,7%
-не верят, что выборы в ГД смогут изменить ситуацию к лучшему 44%
это способ обмануть избирателей. Вместе с тем следует обратить внимание и на другой, особый аспект этой проблемы. Анализ результатов исследований показал, что у большинства молодежи отсутствует четкое понимание (знание) структур и функций институтов исполнительной, законодательной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных (гражданского общества) и политических институтов.
4. Факторы повышения электоральной активности.
В основной своей массе молодежь оказалась представленной самой себе, что, естественно, сказалось на характере ее общей и политической социализации, формировании гражданских качеств, социального и политического поведения, в том числе и электорального. За годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориентации. Переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение молодежи возможно лишь реальными проектами политических и социальных институтов, созданием для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектное отношение к проводимым в стране реформам.
Во-первых приоритетность государственной молодежной политики.
Это принцип долгосрочного инвестирования в молодежную политику в целом и в первую очередь в ее социальную составляющую. Это означает, что государство в полной мере должно выполнять свои регулятивные и социализационные функции по отношению к молодежи как социальной группе, которая в ближайшей перспективе объективно должна стать главной социальной опорой становящейся демократической политической системы страны. Повышение электоральной активности молодежи, как показывают результаты проведенного исследования, во многом будут зависеть от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать реальные условия для активного, субъектного включения молодежи в созидательный процесс реформирования во всех сферах общественной жизни страны.
Во- вторых необходимость учета последствий процесса социального расслоения в молодежной среде при формировании государственной молодежной политики. Это означает, что через систему государственного регулирования необходимо создавать более или менее равные стартовые возможности для представителей различных групп российской молодежи. При этом важно учитывать и региональные аспекты этой проблемы.
На электоральную активность российской молодежи уже сейчас серьезно влияет процесс социального расслоения. Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья и получения других социально значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами.
молодежи, поскольку только на этом пути она осознает необходимость своих представителей в органах власти и свое влияние на политику.
Нужно показать молодежи, что государственное устроительство необходимо, прежде всего, для нее молодежи, что это «наше» государство, защищающее и отстаивающее «наши» интересы на всех уровнях, что необходимы специальные программы органов власти, повышающие доверие населения. Особую роль здесь должны играть средства массовой информации, предоставляя молодежи каналы для выражения своих интересов и прививая культурные формы этого выражения.
Следует сделать следующее: выявить универсальные ценности, которые будут присущи молодому поколению, изложить данные ценности доступным для молодого поколения языком, без излишнего утрирования, создать коммуникации, через которые наладить связь между молодежью и органами власти, через которые распространить данные цели в среде молодежи.
Создания единой молодежной программы, дать почувствовать молодым людям себя реальными участниками политической жизни страны, воспитание активной позиции у молодых, чтобы их выбор стал осознанным.
Комплекс мероприятий по привлечению молодежи к выборам
1. Развитие политического правосознания в дошкольных образовательных учреждениях:
Проведение встреч с дошкольниками и их родителями в игровой форме
2. В школах и средних профессиональных учреждениях:
проект «Маленькие политики» для учащихся 1-4-х классов школ;
в начальной школе ввести кружок“Ваши права”, дающий элементарные знания о демократии, о правах человека, ребенка.
интеллектуальная игра «Эрудиты избирательного права» для учащихся 5-7 классов;
организовать клубы молодых избирателей, образованные в школах, дворцах и домах культуры, библиотеках, при территориальных избирательных комиссиях и сельских администрациях;
в общеобразовательных учебных заведениях избирать президента школы и правительства из числа учащихся с применением всех технологий избирательного процесса.
Проведение районного интеллектуального политического конкурса “Я – кандидат”.
Конкурс на лучший проект по молодежной политике
Проведение выборов совместно с референдумом по актуальным вопросам для молодежи;
Проведение деловых игр, круглых столов, научных конференций, форумов;
Развитие системы студенческого самоуправления;
Создание политических клубов;
Привлечение культурной элиты, известных ученых, общественных деятелей и спортсменов в убеждении молодежи.