Истинно все то что приносит внутренне вдохновение исследователя
Методы изучения государства и права.
Методология ТГП складывается из 3-х составляющих:
Философские (общие) методы тесно связаны с другими науками. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом.
Общенаучные методы исследования государства и права.
Теория государства и права. М.Н. Марченко.
Функциональный метод, используемый в социальных науках, заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования. Этот метод, заимствованный из естественных наук, вначале активно применялся этнологами при изучении «архаичных» обществ. Известный западный этнолог Б. Малиновский (1884-1942) определял функцию, как «роль, которую культурные и социальные элементы играют в обществе».
Функциональный метод имеет границы применения. Он позволяет констатировать те функции, которые тот или иной социальный объект выполняет, но не дает ответа на вопрос, почему именно эти функции, а не другие, почему именно в данное время, а не в другое. В теории государства и права этот метод применяется при анализе социального назначения государства и права и др.
Системный метод анализа эффективно применяется в комплексе со структурным и функциональным методами. В теории государства и права отражением применения системного метода являются такие понятия, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система, и др.
Одно из условий эффективности применения сравнительного метода: сравнение должно проводиться только в рамках однородной группы объектов.
Исторический метод в теории государства и права предполагает фиксацию во времени отдельных этапов и стадий развития права и государства. Таким образом, задается хронология политико-правовых явлений. Исторический метод дает диахроническое объяснение, учитывающее последовательность явлений, развивающихся во времени.
Исторический метод, например, позволяет установить, что первичным источником права у всех народов явился правовой обычай, а не нормативный правовой акт и не правовая доктрина.
Кроме понятия метода в научном языке используют понятие научного подхода, в рамках которого могут использоваться различные методы. Для теории государства и права, как это было установлено ранее, большое значение имеют социологический, философский, антропологический и другие подходы.
Частнонаучные методы исследования государства и права.
Теория государства и права. М.Н. Марченко.
Как и каждая наука, теория государства и права имеет не только свой предмет, но и метод. Слово «метод» происходит от двух греческих слов: odos и meta, что можно перевести как «путь к чему-либо». В то же время метод указывает на то, как, каким образом она это делает.
Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.
К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.
Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.
Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.
В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться «философизации» или «социологизации» государственно-правовой науки. Однако важно при этом не подменять юридическое исследование философским, социологическим или любым другим исследованием.
В теории государства и права, наряду с принципами, различают методы научного исследования. Выделяют три группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.
Под общелогическими методами понимают совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. К такого рода методам относят дедукцию и индукцию, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного, абстрагирование. Эти методы лежат в основе исследований во всех областях научного знания. Однако при помощи только приемов формальной логики невозможно получить новые знания, поэтому в теории государства и права необходимо применять другие методы, используемые многими социальными науками.
Наряду с общенаучными методами в рамках теории государства и права используются и частнонаучные, которые не имеют универсального значения: метод различения сферы сущего и должного в праве, специально-юридическое толкование текстов права, различение буквы и духа закона.
Истинно все то что приносит внутренне вдохновение исследователя
Дмитрий Алексеевич Гусев
Любители мудрости. Что должен знать современный человек об истории философской мысли
Существуя в мире, человек пытается его понять, познать, объяснить. Процесс познания мира реализуется в трех формах духовной деятельности человека – в науке, религии и философии. Они объясняют мир и человека по-разному, используют различные методы и ставят перед собой разные цели. Наука стремится к большой точности своих знаний, считает необходимым обосновывать свои гипотезы, использует экспериментальные методы доказательств. Религия говорит о том, что есть сверхъестественный, невидимый и недоступный нам высший мир, существование которого доказать невозможно, но в который можно верить. Философия не призывает верить в какой-либо высший мир, как религия, но в то же время она не стремится точно ответить на свои вопросы, как наука, потому что философские вопросы намного масштабнее и сложнее, чем научные. Философия пытается выяснить, откуда произошел мир и что он собой представляет, кто такой человек и в чем смысл его жизни. Слово «философия» – греческое. Оно состоит из двух частей: phileo – люблю и sophia – мудрость. Следовательно, философия – любовь к мудрости, а философ – любитель мудрости.
Известный греческий мыслитель Пифагор, живший в VI в. до н. э., беседовал с одним царем, и тот его спросил: «Ты кто – мудрец?», на что Пифагор ему ответил: «Я не мудрец, я только философ».
Вдумаемся в эту фразу Пифагора. «Я не мудрец», – говорит он. Это значит: «Я не владею всей мудростью, не могу знать все». «…Я только философ», – продолжает он, что означает: «Я любитель мудрости, я стремлюсь к ней, я хочу быть мудрым, хочу все знать».
За несколько тысячелетий человек получил ответы на тысячи вопросов и открыл многие законы природы и собственной жизни.
Однако встали новые проблемы. Сейчас нас окружает, как ни удивительно, еще больше неизведанного. «Как же так, – спросите вы, – человек так много узнал, а предстоит ему постичь не меньше, а много больше прежнего?» Вспомним одну притчу. К мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь. Допустим, я научил тебя многому». С этими словами мудрец начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь. Но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием. Сколько еще предстоит узнать! Теперь ты понимаешь это лучше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Да, чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного. И ум человека вечно будет устремляться к убегающим от него горизонтам и никогда не устанет постигать все новые тайны мироздания.
Появившись задолго до нашей эры, философия неизменно сопровождает историю человечества. В книге описывается тот путь, который проделала философская мысль с момента своего зарождения до нашего времени.
Философские учения Древнего Востока
Первой большой исторической эпохой был период Древнего мира. Он включает в себя этапы первобытного общества, Древнего Востока, античности (Древней Греции и Древнего Рима).
Начальной формой познания и объяснения мира стала мифология. Она появилась еще в первобытные времена. Несколько позже возникла религия и еще позже – философия. Строго разграничить эти три формы духовной культуры невозможно. У древних народов мифологические воззрения были тесно связаны с религиозными, а религиозные – с философскими. Наиболее известные религиозно-философские учения были созданы на Востоке.
Мифология. Человек и мироздание едины
Человек современного типа, или человек разумный (Homo sapiens), появился примерно сорок тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно пять тысяч лет назад. Значит, большая часть человеческой истории приходится на первобытные времена. Мы прекрасно знаем, что пещерные жители охотились и собирали дары природы, хранили огонь и боролись за жизнь. Они не писали книг, не совершали кругосветных путешествий и не делали научно-технических открытий. Но, видя окружающий мир, древнейший человек не мог не задумываться о нем, если был существом разумным, не мог не пытаться объяснить его себе хотя бы в самых общих чертах.
Первобытный человек объяснял окружающее – движение светил по небосводу, смену дня и ночи, разливы рек, вечное обновление природы – с помощью мифов. У него не было опыта, накопленного предыдущими поколениями, так как он первым шел по земле, у него не было книг и учебников, в которых он нашел бы ответы на волнующие его вопросы, не было научных приборов и технических приспособлений, с помощью которых он мог бы исследовать внешний мир и правильно понять его.
Мысленно поставим себя на место первобытных людей: мы ничего не знаем, но хотим узнать, а средств для этого у нас никаких нет, кроме собственных глаз, рук и ног. Допустим, мы стоим посредине Балканского полуострова, идем в одну сторону и видим, что земля кончается и перед нами расстилается бескрайний морской простор до самого горизонта, где небо сходится с водой; идем в противоположную сторону и находим такую же картину. Также мы видим, что солнце выплывает из океана на востоке, медленно путешествует по небу, все освещая, и исчезает в воде на западе, все погружая во тьму, а вместо него над головой – ночное небо, усыпанное мириадами других светил. Что мы скажем по поводу всего этого? Наверное, что Земля – это плоский диск, покоящийся на поверхности бескрайнего океана, который заключен в огромную вращающуюся сферу небесных светил, вечно движущихся в одном направлении, – то в темных глубинах океана, то в светлом пространстве над ним.
Теперь представим себя первобытными охотниками, всю жизнь проводящими в охоте на диких животных. Мы видим на ночном небосводе то тоненький серп луны, то половину ее, то полную луну, иногда небо вообще безлунно, а днем в том же направлении, что и луна ночью, по небесному своду движется солнце. Наверное, мы скажем, что солнце охотится за луной, отхватывая от нее по кусочку, но в какой-то момент луне удается спрятаться от солнца, и тогда она вновь вырастает до полной; солнце замечает это и опять начинает гоняться за ней. У древних египтян, жизнь которых была тесно связана с Нилом, Солнце – это бог Амон-Ра, который плывет по небесной реке в золотой лодке. В античном мире популярнейшим средством передвижения была колесница, и в греческой мифологии Солнце – бог Гелиос, который несется по небу в золотой колеснице, запряженной огненными лошадьми.
А как не сравнить человеческую радость, смех, улыбку, счастье с расцветающей по весне природой, ласковым солнцем, голубым небом и пением птиц и, наоборот, печаль, грусть, тоску и слезы – с увядающей природой, с пустеющими полями, опадающими листьями, серым небом и моросящим осенним дождем? Древние греки считали, что когда-то властитель подземного царства Аид похитил у богини плодородия Деметры прекрасную дочь Персефону и верховный бог Зевс, дабы никому не было обидно, постановил, чтобы Персефона одну часть года проводила с мужем Аидом под землей, а другую – с матерью Деметрой на земле. Когда Персефона уходит к Аиду, Деметра печалится и природа увядает, когда же дочь возвращается, Деметра радуется и все вокруг расцветает.
Как видим, первобытному человеку ничего не оставалось, как объяснить окружающий мир через самого себя, через свои занятия, образ жизни и чувства, сказать себе, что все вокруг такое же, как и он. Человек распространил свои черты на внешний мир, наделил его своими свойствами и качествами. Все вокруг, по его представлениям, так же, как и он, живет, то же самое чувствует и тем же самым занимается. На уровне мифологического сознания человек не только не отделяет себя от мира и не противопоставляет себя ему, он, напротив, сливает себя с миром, а мир – с собой. Такое перенесение человеком своих качеств на все окружающее ученые называют сложным термином антропоморфизм. Это слово происходит от двух греческих терминов: anthropos – человек и morphe – форма, вид. Таким образом, антропоморфизм – наделение человеческими свойствами различных объектов неживой и живой природы. Антропоморфная мифология была первой формой человеческого сознания, первым объяснением мира, первой попыткой понять его.
Истинно все то что приносит внутренне вдохновение исследователя
Хостинг портала RFpro.ru:
Московский хостер
Профессиональный ХОСТИНГ на базе Linux x64 и Windows x64
Лучшие эксперты по данной тематике
Асмик Гаряка Статус: Академик Рейтинг: 8741 • повысить рейтинг » | Гуревич Александр Львович Статус: Профессионал Рейтинг: 4867 • повысить рейтинг » | CradleA Статус: Бакалавр Рейтинг: 2217 • повысить рейтинг » |
/ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / Гуманитарные науки / Философия
Номер выпуска: | 46 |
Дата выхода: | 11.11.2011, 14:00 |
Администратор рассылки: | Калашников О.А. (Руководитель) |
Подписчиков / экспертов: | 53 / 31 |
Вопросов / ответов: | 3 / 12 |
1. Бытие в философии – это
а) то, что вечно меняется;
б) то, что рождается и умирает;
в) то, что должно быть;
г) то, что существует.
2. В современном представлении материя – это
а) однородное мировое вещество;
б) всё объективное и чувственно воспринимаемое;
в) единственная реальность;
г) первоначало мира.
3. Движение в философском понимании – это
а) любое взаимодействие;
б) перемещение в пространстве;
в) только качественные изменения;
г) только количественные изменения.
4. Пространство и время
а) существуют независимо друг от друга;
б) существуют в единстве и самостоятельно;
в) существовали до материи;
г) формы существования и координации материальных объектов.
5. С точки зрения метафизики развитие – это
а) движение по спирали;
б) необратимые качественные изменения;
в) только количественные измене ния;
г) регресс.
6. С точки зрения диалектики развитие – это
а) только прогресс;
б) только регресс;
в) движение по кругу;
г) необратимые качественные изменения.
7. Категории – это
а) названия объектов;
б) научные термины;
в) наиболее общие абстрактные понятия;
г) понятия, отражающие конкретные свойства.
8. С точки зрения диалектики
а) общее породило единичное;
б) общее существует только в понятиях;
в) общее и единичное существуют независимо друг от друга;
г) общее и единичное – стороны конкретного объекта.
9. Что верно?
а) существует содержание без формы;
б) существует форма без содержания;
в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга;
г) форма – способ существования содержания.
10. Фатализм утверждает, что всё предопределено
а) роком;
б) божественным предопределением;
в) судьбой;
г) всем вышеперечисленным.
11. Телеология рассматривает течение собы тий как результат действия
а) стечения обстоятельств;
б) божественного предопределения;
в) объективных законов;
г) человеческой воли.
12. Выделите диалектико-материалистическую оценку необходимости и случай-ности
а) случайность – это непознанная необходимость;
б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы;
в) всякое явление и необходимо, и случайно в одном и том же отношении;
г) всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях.
13. Индетерминизм единственной основой процесса развития признаёт
а) законы;
б) случайность;
в) человеческие желания;
г) действие сверхъестественных сил.
14. Сущность и явление
а) полностью совпадают;
б) существуют независимо друг от друга;
в) совпадают частично;
г) не предполагают друг друга.
15. Проблема человека является предметом рассмотрения такой философской отрасли, как
а) гносеология;
б) онтология;
в) телеология;
г) антропология.
16. Сведение общественной составляющей человека к природным механизмам наблюдается в
а) социобиологии;
б) марксизме;
в) сциентизме;
г) неопозитивизме.
17. Общественный договор как источник формирования государства и общества называли
а) Ж. Ж. Руссо;
б) Т. Гоббс;
в) Дж. Локк;
г) все вышеназванные философы.
18. Концепцию локальных обществ (цивилизаций) не развивал
а) К. Ясперс;
б) А. Тойнби;
в) Н. Я. Данилевский;
г) О. Шпенглер.
19. Человеческие ценности
а) полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи;
б) всегда полностью сохраняют свою иерархию;
в) механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества;
г) их значимость меняется в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида.
20. К ведению эстетики относятся
а) критерии нравственности;
б) критерии истинности;
в) критерии красоты;
г) критерии объективности.
21. С точки зрения современной науки сознание
а) возникает одновременно с рождением человека;
б) закономерно возникает на этапе мла денчества;
в) формируется в первые годы жизни под влиянием общественной среды;
г) генетически передаётся от родителей.
22. Язык и мышление
а) связаны между собой и тождественны друг другу;
б) связаны между собой, но не тождественны друг другу;
в) не связаны между собой;
г) частично пересекаются между собой.
23. С точки зрения диалектического материализма критерием истины выступает
а) практика;
б) логичность рассуждений;
в) мнение большинства;
г) рациональная интуиция.
24. Анализом понимания познанного занимается философское направление, на-зываемое
а) неопозитивизм;
б) прагматизм;
в) герменевтика;
г) гносеология.
25. К методам научного познания не относятся
а) методы получения знаний;
б) методы дополнения знаний;
в) методы развития знаний;
г) методы воплощения знаний в практику.
26. Научное познание
а) заменяет обыденное познание;
б) является формой обыденного познания;
в) продол жает обыденное познание как его этап;
г) является более высокой стадией познания.
27. Что верно?
а) все, что объективно истинно, то нравственно;
б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений;
в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными;
г) достижения науки не могут быть безнравственными.
28. Цивилизация с точки зрения цивилизационного подхода
а) не связана с понятием «культура»;
б) тождественна понятию «культура»;
в) одна из ступеней в развитии культуры;
г) более широкое понятие, чем культура.
29. Опираясь на теорию постиндустриального общества, отметьте правильный ответ:
а) в мировой цивилизации полностью сформировалось информационное общество;
б) информационное общество – отдалённая перспектива развития цивилизации;
в) для формирования информационного общества нет никаких предпосылок;
г) на современном этапе сформировалась база для создания информационного общ е-ства.
30. Глобальные проблемы развития человечества возникли в
а) период Нового времени;
б) конце XIX века;
в) первой половине ХХ века;
г) второй половине ХХ века.
Дата отправки: 19.01.2009, 17:05
Вопрос задал: Степаньков Сергей Сергеевич
Всего ответов: 3
Страница онлайн-консультации »
Здравствуйте, Степаньков Сергей Сергеевич!
Я бы ответил так
1-г
2-б
3-в
4-г
5-в
6-г
7-в
8-б
9-г
10-в
11-б
12-а
13-б
14-б
15-г
16-а
17-а
18-а
19-г
20-в
21-в
22-б
23-а
24-г
25-г
26-г
27-б
28-г
29-г
30-г
Но все может бить и мои знания уже могут устареть (или подзабыться)
Удачи в освоении предмета.