Историческая карта что это такое
историческая карта
Смотреть что такое «историческая карта» в других словарях:
историческая карта — Карта, главным содержанием которой является изображение исторических событий и явлений. [ГОСТ 21667 76] Тематики картография Обобщающие термины некоторые виды отраслевых, тематических и специальных карт и атласов … Справочник технического переводчика
Историческая Башкирея — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения территории… … Википедия
Историческая Башкирия — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения территории… … Википедия
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ — науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия
Россия. Русская наука: Историческая география — Историческая география имеет предметом историю колонизации, историческую этнографию инородцев и построенную на той или другой историю областей. Главнейшим ее источником являются летописи; затем идут писцовые и переписные книги, разного рода акты… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Палеогеологическая карта — Карта, показывающая тектоническое строение Балтики и Авалонии (англ.) в конце … Википедия
Псковская историческая библиотека — «Псковская историческая библиотека» серия книг, издаваемая в Пскове с 2004 года по настоящее время издательством ГУП «Псковская областная типография» (до февраля 2005 года директор С. А. Биговчий). Содержание 1 Издания по годам 1.1 2004 1.2 … Википедия
Перевёрнутая географическая карта — Перевёрнутая карта в проекции Меркатора. Перевёрнутая географическая карта или Карта с югом наверху, а с севером внизу карта мира, которая … Википедия
Фландрия (историческая область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фландрия. Карта Фландрии 1609 года Фландрия (нидерл. Vl … Википедия
Огни на курганах (историческая повесть) — «Огни на курганах» Обложка одноимённого сборника 1985 года Жанр: историческая повесть Автор: Ян, Василий Григорьевич Язык оригинала: русский Год написания: конец 1920 … Википедия
Исторические карты
Полезное
Смотреть что такое «Исторические карты» в других словарях:
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ — отображают исторические явления и события, напр., размещение древних культур, государств, места битв и др … Большой Энциклопедический словарь
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ — ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ, отображают исторические явления и события, напр., размещение древних культур, государств, места битв и др … Энциклопедический словарь
Исторические миграции армянского населения — В данной статье рассматриваются миграции армянского населения исторической Армении, происходившие в XI XX вв. под влиянием различных военно политических и экономических факторов. Содержание 1 Вытеснение армянского населения с территории… … Википедия
Карты географические — (истор.) Первоначальное понятие о К. можно встретить даже у дикарей, особенно живущих по берегам и о вам и имеющих более или менее ясное представление об окружающих их территорию местностях. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов С. Америки и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Исторические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по истории и смежным с ней областям знания. Существуют энциклопедии по всемирной истории в целом, по отдельным историческим периодам, по истории отдельных… … Большая советская энциклопедия
Карты игральные — Происхождение их еще не выяснено. Установлено лишь, что они не были изобретены во Франции для забавы слабоумного короля Карла VI, а были известны еще раньше. Неудачной оказалась и попытка отыскать родину К. в Индии. В индийских картах 8 мастей,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Карты игральные — Происхождение их еще не выяснено. Установлено лишь, что они не были изобретены во Франции для забавы слабоумного короля Карла VI, а были известны еще раньше. Неудачной оказалась и попытка отыскать родину К. в Индии. В индийских картах 8 мастей,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Социально-экономические карты — карты, отображающие разнообразные общественные явления народонаселение, экономику (хозяйство и экономические связи), обслуживание, культуру, науку, политическое и политико административное устройство, исторические явления и события и т. д … Большая советская энциклопедия
социально-экономические карты — отображают социально экономические явления. Выделяют карты населения, экономико географические, промышленности, политические и политико административные, исторические и др. * * * СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ,… … Энциклопедический словарь
Географические карты — уменьшенные обобщённые изображения земной поверхности на плоскости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Определение Г. к.… … Большая советская энциклопедия
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ
По содержанию исторические карты подразделяются на историко-экономические, историко-политические, военно-исторические, историко-культурные, а также этнографические карты. По этим отраслям исторические карты могут быть общими, характеризующими процессы в целом, и частными, показывающими отдельные стороны явлений, событий или фактов. По назначению исторические карты обычно подразделяются на научно-справочные, учебные и научно-популярные (пропагандистские).
В XIX веке начались интенсивная разработка и издание учебных исторических карт и исторических атласов. Первым среди них издан подготовленный И. Ахматовым «Атлас исторический, хронологический и географический Российского государства, составленный на основе истории Карамзина» (71 карта; ч. 1-2, 1829-1831; 2-е издание, 1845). Высокого качества иллюминованные от руки гравюры на металле (39×42 см) фиксировали изменения границ территорий с IX до начала XVI ввека. В 1845 году вышло 1-е издание «Исторического атласа России» Н.И. Павлищева (16 карт; переиздан в 1873 году). В 1846 году по распоряжению императора Николая I издана коллекция гравированных на металле планов Санкт-Петербурга [(переиздавались в 1900, 1977 годах); масштаб 1:33600]. Они составлены по историческим сведениям в Военно-топографического депо на 8 дат (1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799 и 1840 годы).
Одновременно возрос интерес исследователей к созданию крупномасштабных исторических карт регионального уровня. Одним из первых опытов ретроспективных картографических изображений, которые бы содержали достоверную информацию о положении административных границ в определённую эпоху, стала составленная К.А. Неволиным «Карта пятин новгородских в XVI веке с показанием в них городов и погостов» (1851; масштаб 1:1680000), включённая в его книгу «О пятинах и погостах новгородских в XVI веке». В 1906 году Ю.В. Готье опубликовал как приложение к своей монографии «Замосковный край в XVII веке» «Карту древняго административного деления Замосковного края около 1650 года» (1:1050000), в которой предпринял первую попытку нанесения границ станов и волостей внутри уездов.
В целом, в СССР готовились главным образом исторические, научно-популярные и учебные карты. Неоднократно переиздавались атласы «История КПСС», «Ленин. Историко-биографический атлас» и др. Последним в этой серии публикаций стал атлас «Великий Октябрь» (1987).
Появились также фундаментальные атласы «Камчатка XVII–XX веков» (1997 год), «Озеро Байкал. Прошлое, настоящее, будущее» (2004 год), «Московская область. История. Культура. Экономика» (2005 год) и другие. Увеличение количества региональных изданий способствует росту интереса и появлению новых произведений страноведческого уровня: «Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах» (2003 год), «Большой атлас России» (2005 год). Внимание исторической тематике уделяется в «Национальном атласе России» (т. 1-2-, 2004-2007 годы).
В 1993 году в Институте российской истории Российской академии наук опубликованы архивные картографические материалы С.Б. Веселовского и В.Н. Перцова (масштаб 1:163000) с гипотетическими линиями границ земель древних станов и волостей Подмосковья, в 2007 году В.С. Кусовым издана их ретроспективная карта (нанесены границы 100 станов и 12 волостей; масштаб 1:450000).
Статья по истории на тему «Типы исторических карт»
Типы исторических карт
Историческая карта – это наглядно-условно графическое пособие, служащее для локализации исторических событий в пространстве, созданию представлений о географической среде, в которой они развивались.
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно – знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III – I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII века. На них показаны те события, явления и процессы, изучение которых необходимо в учебных целях.
Как известно, на исторической карте сочетаются географические элементы (изображения материков и морей, гор, долин и рек и т.д.) и информация о деятельности человека и развитии общества (включает сведения о расселении различных групп людей и границах государств, о городах и поселках, распространении ремесел и торговли, важных событиях и др.). Соотнесение географических и социально-исторических характеристик дает возможность выявить влияние природных условий на занятия и образ жизни людей, их обычаи и традиции, выяснить условия возникновения и особенности отдельных цивилизаций. Это весьма важно при изучении истории. Так, географическое положение Руси, России, открытость ее границ (незащищенность их горами, морями) создавали, с одной стороны, постоянную угрозу нападений на ее территорию с востока и с запада, с другой – необходимость завоевывать выходы к морям. Эти обстоятельства в значительной мере определяли характер внутреннего развития и внешней политики Русского государства.
Карта позволяет создать сначала визуальное, а затем насыщаемое историческими знаниями представление о границах в прошлом и настоящем, особенностях природной среды и социальных условий жизни людей в разных частях света. Это служит предпосылкой для осознания исторически сложившегося многообразия человеческого общества, понимания истоков различных систем общественных отношений, этических ценностей и т.д.
Карта помогает наглядно представить движение истории.
Во-первых, это относится к событиям, непосредственно связанным с перемещением людей: миграции, завоевания. Освоение новых территорий. Карты и картосхемы используются, чтобы показать ход военных действий, сражений, маршруты разного рода экспедиций и т.д.
Во-вторых, фиксация на карте единичных событий помогает увидеть общие черты и элементы значительных процессов (это касается, например, серий революций).
В-третьих, сопоставление информации, которую содержат карты, относящиеся к разным эпохам и столетиям, позволяет проследить масштабные изменения в жизни человеческого общества (возникновение и упадок государств, смена цивилизаций и т.д.).
В отечественной методике преподавания истории отмечено, что карты выполняют множество функций в учебном процессе. Они выступают как:
форма локализации исторических событий и явлений в пространстве;
источник исторической информации;
наглядная основа для осмысления связей между историческими явлениями;
инструмент обобщения и систематизации исторического материала;
средство проверки знаний и умений учащихся.
Говоря о работе с историческими картами на уроках истории, следует подчеркнуть, что это не дополнительная нагрузка, а важная и необходимая часть изучения предмета.
Карта является носителем значительной исторической информации. Она дополняет (а иногда заменяет) словесные описания географической среды, природных условий, в которых проходила жизнь различных человеческих сообществ; наглядно отображает ход отдельных событий и масштабных процессов. Учебные карты содержат статистические данные и др. Все это позволяет рассматривать карту как объект активной познавательной деятельности школьников.
Принято выделять три типа исторических карт:
1) общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.)», «Российская империя в первой четверти ХVIII в.». Общая историческая карта дает «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но ее отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;
2) обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени:
«Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала ХIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не вычерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;
3) тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобожден от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и деталями раскрывает изучаемое событие и отличается от других более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.
На первый взгляд, прием использования настенных демонстрационных карт во время изложения исторического материала чрезвычайно прост: учитель, подойдя к карте справа, став лицом к классу, указкой показывает историко-географический объект и просит школьников в
атласах найти аналогичное обозначение. Однако существуют строгие правила показа на карте различных объектов:
1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой;
2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к
названию города на карте;
3) реки показываются по течению от истока к устью;
4) направления военных походов и передвижений – по имеющимся
Для придания карте большей выразительности, легкости ориентировки в ней и формирования четких картографических представлений в начальных курсах истории учителя активно используют прием «оживления карты», заключающийся в наложении на карту (обычно общую или
обзорную) аппликативных материалов: характерных силуэтов воинов,
кораблей, торговых повозок, военной техники, выдающихся зданий,
цветных стрелок и т.п.
Каждый тип исторической карты применяется с адекватным ему приемом изложения учебного материала:
тематические – с картинным описанием местности, сюжетным
рассказом и образным повествованием;
2) общие и обзорные – с аналитическим описанием, обобщающей
характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным
изложением. Представления школьников об историческом пространстве усиливаются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также ярких фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.
В любом случае при обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение. Полное словесное описание историко-географического объекта на карте включает в себя:
1) название материка или его части, острова, района земного шара;
2) соотнесение с близлежащими морями, государствами, реками,
3) указание ориентировочного направления: юг, север, северо-восток
и т.п. Например, «Афины расположены в области Аттике, на юго-востоке Средней Греции, на юго-востоке Балканского полуострова, в южной Европе». Точный «словесный адрес» изучаемых исторических фактов в своем обращении к карте постоянно называет учитель, а ученики по образцу и в специальных упражнениях отрабатывают аналогичное умение.
Наряду с картами в учебниках и пособиях применяются картосхемы и локальные планы.
Картосхемы на физико-географической основе в укрупненном и схематически упрощенном виде воссоздают отдельные события, как правило, военного прошлого: «Ледовое побоище», «Куликовская битва» и др. Рисунки людей и предметов выполнены условными знаками и
снабжены надписями, действия воюющих сторон показаны стрелками. Все это позволяет наглядно, с привязкой к конкретной местности, в четких пространственных отношениях излагать ход военных сражений или восстаний, объяснять замыслы командования, прослеживать развитие реальных событий поэтапно, формулировать выводы об итогах и обосновывать их.
Локальные планы (схематические планы) воспроизводят исторические события и явления, как правило, не на реальной, а лишь на типичной и в значительной мере вымышленной физико-географической основе или на фоне упрощенных очертаний конкретных городов: «Освобождение
Москвы от польских интервентов в 1612 г.», «Схема оборонительных линий и расположения монастырей в Москве» и др. Тематика локальных планов может быть шире, чем картосхем, и располагает к организации воображаемых экскурсий по историческим местам.
Группу динамичных картографических пособий составляют транспаранты для кодоскопов, а также мультипликационные карты, картосхемы и локальные планы, демонстрирующийся в фильмах
и в мультимедийных учебниках одновременно с дикторским текстом. При существующих различиях во внешнем оформлении этих пособий и принципов их демонстрации они наглядно и зрелищно воссоздают развитие исторических событий, изменение историко-географического
пространства, их большую или меньшую обусловленность географическими факторами.
Историческая карта что это такое
Историческая карта
1. Карта.
Простейшие картографии, рисунки, по-видимому, были известны уже в условиях первобытного общества. Древнейшие картографические изображения, уцелевшие до настоящего времени, принадлежат народам Древнего Востока (Вавилония, Египет) и Китая.
Первые карты известного людям мира.
Сохранившиеся до наших дней карты, составленные географами прошлых веков, являются важными историческими источниками. Сопоставляя карты разных времен можно судить, как изменялось представление человека о мире, как человек исследовал нашу планету, как менялись названия географических объектов и др.
Карта Русского государства, составленная в начале 17 века по приказу царя Бориса Годунова.
На уроках в начальной школе вы уже познакомились с современной географической картой.
Географическая карта нашей страны.
Что мы можем узнать, изучая географическую карту?
С помощью чего мы это узнаем?
Проверьте себя.
2. Историческая карта.
Историческая карта – это изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.
— помогает увидеть, какие изменения произошли на какой-либо территории со временем.
— отвечает на вопрос, где произошло событие.
Перед вами две карты: слева – географическая, справа – историческая. Давайте посмотрим, чем отличается историческая карта от географической.
На исторической карте:
3. Как работать с исторической картой.
Во-первых: вы должны научиться «читать» карту в соответствии с приведенным ниже планом. (Вы можете так же посмотреть видеоанимацию в плеере или нажав на значок).
1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой. (Вы можете так же посмотреть видеоанимацию в плеере или нажав на значок).
4. Карта и план.
Так же как и на уроках окружающего мира, вы кроме карты будете изучать планы местности.
Вспомним, что план отображает на плоскости небольшую часть территории. На нем подробно изображаются крупные объекты.
План битвы при р. Шелони 1471 г.
Ведь на карте не покажешь, например, как происходило Бородинское сражение, как росла Москва.
Работать с планом нужно, так же как и с картой.
5. Атласы
На уроках Окружающего мира вы уже использовали географический атлас, где были собраны все нужные карты и планы. Точно так же на уроках истории, в дополнение к картам в учебниках вы будете использовать атласы с подборками исторических карт.
Атласы по истории Древнего мира.
6. Контурные карты.
В качестве домашнего задания или практической работы на уроке вы будете работать с контурными картами.
Правила работы с контурной картой:
7. Анимированные карты.
Мы уже говорили с вами о том, что при изучении истории нам будет помогать компьютер.
Благодаря ему мы можем использовать анимированные карты – карты движущиеся, позволяющие показать происходящие изменения последовательно, как в кинофильме или выделить нужный вам элемент и др.
Рост Римской империи. Карта.
Большинство объектов нанесенных карту имеют название. Со временем некоторые из названий менялись.
Но откуда произошли первоначальные названия географических объектов?
Этим вопросом занимается специальная наука.
Так, например названия населенных пунктов могут происходить от различных слов и явлений:
— от имени основателя,
— по географическому положению,
— по наименованию реки,
— в память о другом поселении и др.
А. Васнецов. Основание Москвы
О том, как произошли некоторые названия, вы можете узнать, нажав на значок
Попробуйте узнать, откуда произошло название местности, в которой вы живете (города, села, деревни).
Кроме изучения происхождения географических названий, топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т. п.