Исторический альманах что это

Значение слова «альманах»

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

[От араб. al-manāh — календарь]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединённые по определённому признаку.

АЛЬМАНА’Х, а, м. [араб.al-munāḫ — календарь, первонач. место остановки верблюдов]. Непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей. || Прежде — календарь с разного рода сведениями (истор.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

альмана́х

1. сборник произведений художественной литературы, объединенных по тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п. признаку

2. сборник статей, содержащих занимательные сведения справочного характера из различных областей знания

3. устар. календарь, обычно включавший в себя сведения из области астрономии и астрологические прогнозы

Делаем Карту слов лучше вместе

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: марафонец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Альманах

Альмана́х (от араб. ألمناخ ‎‎ — астрономический календарь) — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.

Содержание

История

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

Первый в Европе печатный альманах был издан в 1457 году в Вене. Даже неграмотные могли его использовать благодаря символическому изображению астрономических и погодных явлений. [1] Он содержал даты полнолуний и сведения о движении планет, а также прогнозы пожаров, засух и голода. [1] Например, французский «Almanache royal» (выходил с 1679 в Париже) содержал сведения о дворцовых праздниках и ярмарках. С 1699 в нём печатались также сведения по генеалогии французского королевского дома, списки дворян и высшего духовенства. Такого рода альманахи появились и в других странах.

Некоторые из них стали включать, помимо календарных и иных сведений, также анекдоты, стихотворения, короткие рассказы. С развитием собственно печатных календарей в XVIII веке альманахи приобрели характер особого типа разнообразных периодических книжных изданий. Возникли генеалогические, хозяйственные, дипломатические, собственно литературные альманахи.

Литературные альманахи

Со временем альманахи становились все более содержательными и к настоящему времени являются сборниками всякого рода полезной информации, большая часть которой представляет текущий интерес. Альманахи, составленные по типу энциклопедий, иногда называются ежегодниками, поскольку они издаются каждый год, и календарные сведения в них обновляются. [1]

Пожалуй, наиболее известным и востребованным справочником подобного рода является «Альманах старого Мура», основанный Фрэнсисом Муром из семьи Чарльза Мура в 1700 году под названием «Vox Stellarum».(голос звезд) [1]

Первые литературные альманахи появились во Франции в середине XVIII века («L’almanach des muses», Париж, 1746—1833). Из более поздних известны «Almanach de la littérature, du théâtre et des beaux-arts» (1853—1869), «Almanach parisien» (1862—1870). В Германии первым литературным альманахом был «Musenalmanach», выходивший в Гёттингене в 1770—1807, затем «Musen-Almanach» — ежегодный сборник непубликовавшихся стихотворений, издавашийся Ф. Шиллером (1796—1800).

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

В России альманахи появились в конце XVIII века. В 1796 Н. М. Карамзин выпустил в подражание западным альманахам сборник «Аониды», который считается первым русским литературным альманахом. В конце 1820-х — начале 1830-х годов в России ежегодно выходило около двадцати альманахов. А. С. Пушкин в 1827 писал: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о её движении и успехах». Позднее В. Г. Белинский называл эту эпоху «альманачным периодом» и писал, что «русская литература была по преимущесту альманачною».

С тем же названием выходил символистский альманах «Северные цветы» в 1901—1904 и 1911 (пять выпусков).

Источник

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ АЛЬМАНАХ КАК ТИП ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АЛЬМАНАХА «РОССИЙСКИЙ АРХИВ»)

Печатное слово формировалось вместе с историей, плотно укрепившись в современном социуме, представляя собой информационную, просветительскую базу, вследствие чего, сегодня мы не мыслим жизнь без информации, которую дают СМИ.

Осознание необходимости по-новому взглянуть на место и роль историографии в истории современной исторической науки в целом характерно для последних лет. XX век кардинально изменил положение исторической науки в обществе. Современная историческая наука отличается от исторической науки всех предшествующих эпох тем, что она развивается в новом информационном пространстве, заимствуя из него свои методы и влияя на его формирование.

Смена научной парадигмы мировидения заставляет взглянуть на ход исторического развития с позиций многовариантности и альтернативности. А это диктует настоятельную необходимость диалога истории с другими общественными науками. Социологи, философы, логики, юристы и журналисты могут помочь историкам в организации их поисков, давая научно точное определение тех структур, элементов, корни которых историки должны найти, проследить за их развитием, их судьбой. Таким образом, тема данного исследования отличается актуальностью.

В статье анализируются журналистские публикации альманаха «Российский Архив»(II-III т. 1992 г.).

Первый в Европе печатный альманах был издан в 1457 году в Вене. Он содержал даты полнолуний и сведения о движении планет, а также прогнозы пожаров, засух и голода.

С развитием печатных календарей в XVIII веке альманахи приобрели характер особого типа разнообразных периодических книжных изданий. Возникли генеалогические, хозяйственные, дипломатические, литературные альманахи.

В России XIX века альманах является одним из самых распространенных типов издания, проходя три «альманашных периода» развития: «карманные книжки» пушкинской эпохи, альманахи декабристов и «литературные сборники» смирдинского периода («Новоселье»).

В начале XX века потребность в альманахе вновь возросла. Тиражи крупнейших литературных сборников альманашного типа «Знание», выходивших под руководством А.М. Горького (1904-1913), и альманахов издательства «Шиповник» (1907-1917) доходили до 65 и 26 тысяч экземпляров соответственно.

В 1920-1930-е годы альманах достигает пика развития. По своим формально-содержательным показателям ранний соцреалистический альманах приближен к модели изданий альманашного типа. В него необычайно широко входит специфический внелитературный материал; он чаще связан с трудовыми свершениями так называемого «реконструктивного» периода: «ударной стройкой», «посевными кампаниями».

На смену альманахам с широкой идейно-творческой платформой приходят ежегодники очерков и публицистики, поэтические сборники, издаваемые контролируемыми государством творческими союзами. Серьезное развитие этот вид альманахов получил в послевоенные годы. Таковы, например, «Шаги» (1977-1991) и «День поэзии», издававшийся параллельно в Москве (1956-1990) и Ленинграде (1961-1989). Особое место принадлежит рукописному бесцензурному альманаху «Метрополь» (1979).

Мир альманахов на сегодняшний день, достаточно разнообразен и интересен для широкого круга читателей. Этот тип издания вновь находится на пике своего развития. Широта спектра аудитории изданий альманашного типа дает возможность читать их даже детской аудитории. Наиболее глубокое свое развитие получают научные альманахи для ученых, путешественников, преподавателей и всех желающих. Не менее популярными становятся и альманахи электронного типа, что дает возможность доступа к огромным базам информационных данных. Для современного общества это немаловажно как для ознакомления, так и для личностного развития.

Внешнее оформление сегодняшних альманахов очень привлекательно, что связано с развитием технологий. Многие функциональные характеристики изданий данного типа сохранились еще с прошлых столетий (встречается карманный формат, праздничная концепция и т.д.). Критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и до сих пор у исследователей русской литературы и журналистики нет единого мнения по этому поводу (Н.П. Смирнов-Сокольский, В.А. Архипов, О.Д. Голубева, Б.И. Есин, А.И. Рейтблат, В.И. Коровин и др.).

Исследуя исторический альманах «Российский Архив», были выделены следующие типологические признаки издания:

1. Название: «Российский Архив». Альманах.

2. Место и характеристики издания:

— Уникальное многотомное периодическое издание.

— Авторы: А.Л. Нелепин – главный редактор.

— Издатель: Москва. Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова.

— Выход в свет: с 1990 г.

3. Периодичность: один том в год.

4. Рубрикатор: оглавление, к читающей публике, письма, воспоминания, записки, альбомы фотографий из архива, распоряжения, автобиографические притчи, литературные афоризмы, список имен. Кроме того, сюда включали издательские предисловия (литературные обозрения Бестужева), эпиграфы, примечания и иллюстрации.

5. Читательская аудитория. Альманах предназначен для широкого круга читателей, серьезно изучающих русскую историю, а также простым любителям русской словесности, интересующимся прошлым нашего государства.

Для определения жанрово-тематического своеобразия издания был проведен контент-анализ отдельных материалов разных лет и 2 альманахов(II-III тт.) 1992 г. Тематика материалов разнообразна, но в целом связана с историей России. Характер жанров соответствует историческому времени (письмо, заметка, некролог, исповедь, фельетон, очерк). Вполне закономерно отсутствие современных журналистских жанров.

Таким образом, альманах как тип издания продолжает активно развиваться, раскрывая новые и неизвестные факты читающей публике.

Источник

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

Работает это следующим образом: спутники не связаны между собой, но к ним может обратиться любая наземная станция, занимающаяся изучением получаемых данных. Связываясь с одним из спутников, навигатор может получить загруженные данные обо всех. Эта информация регулярно проверяется. Обычно это происходит по два-три раза в день.

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

Поэтому, услышав по телевизору что-то об альманахах в передаче научной тематики, можно быть уверенным, что речь идет о данных об орбитах спутников в космосе.

Альманах: устаревшее значение

Этот термин можно услышать не только по научному каналу, но и по историческому. И, само собой, во втором случае речь никак не может идти о спутниках.

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

Исторический альманах что это. Смотреть фото Исторический альманах что это. Смотреть картинку Исторический альманах что это. Картинка про Исторический альманах что это. Фото Исторический альманах что это

История возникновения литературных альманахов

Первые альманахи больше всего походили на религиозные календари: они писались от руки, содержали символические изображения и могли быть использованы даже неграмотными людьми.

Современные альманахи возникли вследствие долгой, многоуровневой эволюции, в которой огромную роль сыграло возникновение и развитие печати, эпоха просвещения и рост ценности художественной литературы.

Источник

АЛЬМАНАХ

Найдено 1 изображение:

альманах м. 1) Сборник произведений художественной литературы, объединенных по тематическому, жанровому, идейно-художественному и т.п. признаку. 2) Сборник статей, содержащих занимательные сведения справочного характера из различных областей знания. 3) устар. Календарь, обычно включавший в себя сведения из области астрономии и астрологические прогнозы.

альманах
м.
1. (литературный сборник) anthology, literary miscellany
2. ист. (календарь) almanac

Альманах (от араб. al-mana, время, мера) — слово, которое Западная Европа заимствовала у арабов вместе с делом. Так назывались под конец Средних веков не только на Востоке, но и на Западе астрономические эфемериды или таблицы вроде календарных, к которым обыкновенно присовокуплялись еще астрологические и другие примечания. Кроме большого числа этих рукописных альманахов, относящихся к XIV и XV столетиям и до сих пор сохранившихся в библиотеках, старейшим из всех печатных изданий этого рода считается альманах «pro annis pluribus», составленный Георгом Пейрбахом, жившим около 1460 в Вене. В 1474 король Матвей Корвин приказал Иоганну Региомонтанусу составить альманах и напечатать его на немецком и латинском языках. Затем венский типограф Энгель стал постоянно издавать альманахи с 1491 г.; то же самое начал делать Штефлер в Тюбингене с 1524 г. Экземпляры обоих этих изданий встречаются теперь очень редко. Ежегодные альманахи стали выходить только с XVI столетия. В XVII веке начали к обыкновенным календарным сведениям прибавлять астрологические заметки, предсказания и разные другие известия. Так, в «Аlmanach royal», вышедшем в Париже в 1679, сообщались известия о движении почт, придворных балах, ярмарках и рынках, монетном дворе и проч., которые в 1699 г. были расширены генеалогией королевского дома, перечнем духовенства и т. д. Подражания этим альманахам вскоре явились в Германии, именно в Пруссии с 1700, в Саксонии с 1728 и с 1730 в Англии, где вышел «Royal Calendar». Другие альманахи, издаваемые более для распространения в народе, добавляли к календарным известиям вместо упомянутых официальных сведений анекдоты, стихотворения, небольшие рассказы и т. п. Наконец, календарные известия стали даже исчезать, и перевес взяли литературные произведения, имеющие целью занимать или поучать читателей. Смотря по различию своего содержания и назначения, эти издания назывались альманахами муз, дамскими альманахами, генеалогическими, историческими, дипломатическими альманахами и проч. Из Германии, где этот род литературы в 1815—30 достиг своего высшего процветания, он распространился во Франции, Англии и других европейских государствах.

Первые литературные А. появились во Франции под названием «Альманах муз» (Париж, 1764—1833). Из более поздних известны «Альманах литературы, театра и изящных искусств», изд. при участии Ж. Жанена (1853 — 1859), и «Парижский альманах» (1862—1870). Первым немецким А. считается «Альманах муз», изд. Гёттингенским обществом поэтов (1770—1803). Большой известностью пользовались «Шиллеровский альманах муз» (Тюбинген, 1796—1800), затем «Немецкий альманах муз» (1830—1839) А. Шамиссо, «Карманная книжка поэзии» Ф. Шлегеля и др. Поэты «Молодой Германии» издавали с 1893 в Мюнхене «Новый альманах муз».

В России первыми по времени принято считать изд. Н. М. Карамзиным в Москве А. «Аглая» (кн. 1—2, 1794—1795) и «Аониды» (кн. 1—3, 1796—1799). Однако ранее их вышли «Российский Парнас», изд. М. М. Херасковым в Петербурге (1771), а также «Распускающийся цветок» (1787), состоящий из произведений питомцев Благородного пансиона при Московском университете. Этот А. открывал серию подобных изданий: «Полезное упражнение юношества» (1789) и др. В начале XIX в. были изданы несколько А., из которых наиболее примечателен «Свиток муз» (кн. 1—2, 1802—1803). Однако роль зачинателя «альманачного периода», на который указывал В. Г. Белинский, принадлежит «Полярной звезде» (1823—1825). Появление трех ее книг, в которых была сосредоточена поэзия и литературная критика, связанная с наиболее прогрессивным направлением русской литературы периода декабризма, имело большое литературно-общественное значение. В декабристских кругах возник А. «Мнемозина». Прогрессивную роль играл А. «Северные цветы», изд. при участии писателей пушкинского круга. Наиболее долговечным из А. этой поры были «Невский альманах», изд. Е. В. Аладьиным, а также «Утренняя заря», изд. В. Владиславлевым (1839 — 1843). Следует отметить сборник «Новоселье» (кн. 1—2, 1833 — 1834), составленный из сочинений, подаренных литераторами А. Ф. Смирдину в связи с новосельем его книжной лавки. В 20—30-х гг. XIX в. вышло множество А.: «Русская Талия», «Календарь Муз», «Сириус», «Урания», «Северная лира», «Зимцерла», «Альциона» и др., а также в провинции — «Одесский альманах», «Енисейский альманах» и др. Некоторые А. отличались серьезностью содержания и, по словам А. С. Пушкина, «сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах» (Собр. соч., т. 11, 1949, с. 48).

С 40-х гг. А. обычно называют сборниками. Изменяется и их внешний вид: вместо недавних «карманных книжек» выходят солидные тома, где печатаются уже не мелкие стихотворения и прозаические отрывки, а порой довольно крупные произведения. Одна из причин, способствовавших появлению сборников 40-х гг., заключалась в том, что правительство крайне скупо давало разрешения на издание журналов. Главное место среди А. этого времени занимают изд. Н. А. Некрасовым сборники «Физиология Петербурга» (кн. 1—2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), имевшие большое значение для утверждения натуральной школы. В противовес им славянофилы во главе с И. С. Аксаковым и К. С. Аксаковым стали выпускать «Московский сборник» (1846 — 1847 и 1852). В истории развития русской революционной мысли сыграл значительную роль нелегально распространявшийся в России А. «Полярная звезда» (1855 — 1862) А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Значительное распространение получили украинские А. и сборники, особенно в те годы, когда периодической печати на украинском языке почти не было. Первым изданием этого рода был «Украинский альманах», изд. И. И. Срезневским и И. В. Росковшенковым в Харькове (1831). Далее следуют «Украинский сборник» (кн. 1—2, 1838 — 1841), «Снiп» («Сноп», 1841), «Ластiвка» («Ласточка», изд. Е. П. Гребенкой при участии Т. Г. Шевченко, Г. Ф. Квитко-Основьяненко, И. П. Котляревского, П. А. Кулиша и др., Петербург, 1841), «Молодик», изд. И. Е. Бецким (1843—1844), и др. В Западно-украинских землях прогрессивные писатели М. С. Шашкевич, Я. Ф. Головацкий и др. выпустили А. под названием «Русалка Днестровая», запрещенный австрийской цензурой (изд. в Будапеште, 1837) и увидевший свет лишь после 1848.

С развитием периодики роль А. и литературных сборников падает, но они продолжают появляться. В 1874 выходит первый благотворительный сборник «Складчина» в пользу голодающих Самарской губернии. Позднее появляется целая серия подобных сборников, заполненных чисто литературным материалом. Издаются они «в пользу славян», либо с благотворительными целями, либо «в память» того или иного писателя, общественного деятеля и т. д. В 1894 — 1895 вышли три сборника «Русские символисты».

В начале XX в. не только не приостановилось появление литературных А. и сборников, но они стали традиционной формой публикации новых литературных произведений. Основанные М. Горьким сборники «Знание» приобрели особое политическое и литературное значение. По словам А. С. Серафимовича, Горький собрал вокруг этих сборников «все лучшее, что было среди писателей» (Собр. соч., т. 10, 1948, с. 424). Несколько сборников публицистического характера было выпущено в эти же годы русскими марксистами: «Вопросы дня» (1906), «Голос жизни» (1907) — последний с участием В. И. Ленина. После поражения Революции 1905 — 1907 появились А. «Шиповник», «Земля» и др., в 1913 сборники футуристов «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и несколько прогрессивных революционных сборников, в т. ч. «Первый сборник пролетарских писателей» (1914). В первые годы после Октябрьской революции было издано несколько А. и сборников разных литературных группировок: «Круг», «Кузница», «Перевал», «Земля и фабрика» и др. По инициативе Горького с 1933 стали выходить ежегодники, носящие название года революции (первый из них — «Год XVI»). В СССР издавалось большое число А. и сборников («Литературная Москва», «День поэзии», «Прометей» и др.), в т. ч. в республиканских и областных издательствах, где печатаются местные, преимущественно молодые, литераторы.

Смирнов-Сокольский Н. П., Русские литературные альманахи и сборники XVIII и XIX вв. Предварит. список, М., 1956;

Литературно-художественные альманахи и сборники. Библиография, т. 1 (Сост. О. Д. Голубева) — 1900—1911, М., 1957; т. 2 (Сост. Н. П. Рогожин) — 1912—1917, М., 1958; т. 3 (Сост. Н. П. Рогожин) — 1918—1927, М., 1960; т. 4 (Сост. О. Д. Голубева) — 1928—1937, М., 1959.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *