Историко культурный стандарт что это
Новости
Историко-культурный стандарт: что изменилось в 2020 году
Следующим важным шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 г. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (5–9 классы) была принята в 2015 г., для старшей школы (10–11 классы) – в 2016 г. Все они размещены на специальном министерском сайте: http://fgosreestr.ru. В программе для старшей школы отмечено: «Предмет «История» на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы». Кроме того, в данную программу было включено содержание курса «Россия в мире» как обязательного курса на базовом уровне.
Программа по истории России содержит дифференциацию результатов на уровни «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно этим уровням распределены и дидактические единицы – привязанные ко второму уровню «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом. Программа для основного общего образования по предметной области «История» включает раздел по истории России с древнейших времен до 1914 г. (6–9 классы), программа для среднего общего образования – историю России с 1914 по 2014 г.
18 сентября 2020 г. Рабочая группа представила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. С точки зрения содержания и методологических подходов к изучению истории России новый проект несёт в себе две важные новации (цитируется по публикации на сайте РИО):
— «Распространение линейного принципа преподавания истории (применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10 классах) на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.
— Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10–11 классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов».
Помимо этого, в сам текст Историко-культурного стандарта были внесены отдельные уточнения, корректирующие некоторые нюансы и аспекты содержания школьного предмета «История России» . В частности, были уточнены исторические названия (государство «Русь», «Великая российская революция» и др.), внесены дополнения, более конкретно отражающие содержание генерального плана «Ост», суть гитлеровского оккупационного режима на советских землях, характер нацистской пропаганды, преступления фашистов против советского населения, массовое уничтожение советских военнопленных и т.д.
23 октября коллегия Министерства просвещения утвердила дополненную концепцию. В заключении министерства было отмечено, что «по многочисленным просьбам учителей и методистов материалы Историко-культурного стандарта, определяющие события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации», что существенно снижает давление количества дидактических единиц при формировании учителями рабочих программ учебного курса «История России»». Полный текст решения коллегии см. по ссылке.
Что касается корректировки содержания примерных основных образовательных программ в связи с принятием обновлённой концепции, то следует ожидать соответствующих шагов и разъяснений Министерства просвещения.
Методисты и специалисты Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» готовы оказать учителям необходимую методическую и научную помощь, связанную с адаптацией в учебном процессе требований обновлённой Концепции УМК по отечественной истории.
Автор Кирилл Александрович Кочегаров,
кандидат исторических наук,
руководитель Центра историко-обществоведческих дисциплин
Историко-культурный стандарт
Рабочая группа
по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ
Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.
Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.
Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.
Задачи учебно-методического комплекса:
создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:
обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
обеспечить доступность изложения, образность языка.
Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.
Историко-культурный стандарт и его влияние на ЕГЭ по истории
Историко-культурный стандарт (ИКС) — это база, которая содержит в себе принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Не так давно был принят новый Историко-культурный стандарт, в который был внесен ряд изменений. Сдающим ЕГЭ они интересны в том смысле, что часть привычных наименований (государств, событий, даже правителей) изменились, соответственно, при выполнении заданий на экзамене это нужно учитывать:
Также изменения коснулись и датирования некоторых событий, по которым в научном сообществе не было консенсуса, что позволяло каждому учителю на уроках самостоятельно определять рамки периодов. Например, необходимо запомнить, что «Гражданская война» началась в мае 1918 года, а завершилась в 1922 году на Дальнем Востоке.
В ИКС были добавлены некоторые новые даты:
Самым крупным изменениям подвергся раздел, посвященный Великой Отечественной войне. По сравнению с предыдущим ИКС, в новом документе делается акцент на ожесточенном и кровопролитном характере ВОВ, подчеркивается бесчеловечность планов гитлеровской Германии в отношении СССР (уничтожение населяющих Советский Союз «неполноценных» славянских и других народов, колонизация территории страны и использование её ресурсов в интересах рейха и т.д.). Также говорится о том, что для Германии война с Советским Союзом носила «расово-идеологический» характер, а для СССР ВОВ стала «общенародной», направленной на «выживание и сохранение государственности».
Таким образом, необходимо учитывать позицию, изложенную в Историко-культурном стандарте, и выполняя задания ЕГЭ по истории, посвященные ВОВ, оценивать события войны однозначно — так, как это сделано в документе.
Много изменений было внесено в раздел «Новая Россия», в котором появились новые даты и термины.
Термины:
Даты и события:
Обратите внимание!
Знаком «!» помечены наиболее важные события и достижения современной России.
Историко-культурный стандарт
Просмотр содержимого документа
«Историко-культурный стандарт»
Историко-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС).
Принятие Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция) и обновление структуры школьного исторического образования определяются возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний.
историко-культурный стандарт включает в себя
Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
• принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
• многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
• исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
• антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
• историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Методической основой изучения курса истории в школе согласно Концепции является
Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:
1) учебник (в т.ч. электронный);
2) хрестоматию или сборник документов;
3) исторические карты;
4) рабочую тетрадь и сборник заданий;
5) книгу для чтения
Комплект методических материалов и пособий
для учителя должен включать в себя:
1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт;
2) примерную учебную программу по истории;
3) рабочая программа по предмету;
4) предметные и курсовые методические пособия.
структура курса истории
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к
Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914- 1922 гг.
Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
История России в мировом контексте
(базовый и профильный уровни)
Особенности структуры учебника
Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Историко-культурный стандарт: где найти и что с ним делать
Решил предпринять мини-исследование, актуальное на сегодня: май 2016 года. Честно говоря некоторые выпускники и учителя меня задавили вопросами, а будет ли в моих курсах ЕГЭ 2017 реализован историко-культурный стандарт? А вот реализован ли этот стандарт в моих видеокурсах? Решил поставить большую жирную точку в этом вопросе.
Где его найти
На всех сайтах, которые так или иначе связаны с историей, образованием тоже висит только проект этого стандарта. Следовательно никто не вправе до принятия официального документа требовать от учителей или от вузов реализации этого стандарта. Для всех обязателен ФГОС — Федеральный Образовательный Государственный Стандарт. ФГОС есть и для среднего и для высшего образования.
Тем не менее, на сайте Министерства выложен проект стандарта. Его цель, как явствует из информации с сайта Минобра, в унификации преподавания истории (!) как в школах, так и в вузах. Понятно, что на мой взгляд это просто бред какой-то. В вузе изучение истории идет совсем не так, как в школе: больший уклон в изучение источников, документов, больше изучаются исторические процессы, нежели факты. В общем, с трудом представляю, как они там собрались унифицировать историческое образование.
Тем не менее, как видно со слов коллег, и ребят — истерика уже началась — по ещё не принятому документу. В общем, я нашел целых три варианта этого стандарта и предлагаю вам их себе закачать (ссылка в конце поста).
Что делать со стандартом?
Значит, по идее, вы должны взять этот стандарт и проверить себя, что вы знаете, а что нет. Лично я использую проект стандарта для тренировки эрудиции своих ребят на курсах подготовки к ЕГЭ. Просмотрев содержание документа, ничего нового там не нашел. Все взято из ФГОСа плюс, отшлифованы термины, имена по каждому периоду.
Короче, рекомендую использовать ПРОЕКТ этого документа только в ознакомительных целях, ну и поинтересоваться, чего вы знаете из него, а чего нет. Истерить — не рекомендую. Соответствуют ли мои видеокурсы этому документу? Да, причем полностью. Более того, наши видеокурсы по истории дают расширенное представление обо всем ходе как истории России, так и Мировой истории. Кстати, скоро они кончаются, новые копии заказывать не буду, так что успевайте приобрести, пока они в наличии вообще есть.
Где скачать стандарт. Да вот, прямо здесь, после того, как поставите лайк в социальных сетях в этом блоке:
[pwal description=»Поставьте лайк, чтобы скачать документ:»]
Скачать историко-культурный стандарт=>
[urlspan]Посмотреть третий вариант=>>[/urlspan]
Напоследок можете посмотреть официальную презентацию и убедится, для чего создается документ. С учетом скорости телодвижений нашего Министерства все будет создано ещё не скоро, может к 2020 году…: