История 6 класс что изучает история средних веков кратко
История Средних веков кратко
Коротко об истории европейского Средневековья.
Разделение всей истории на три эпохи – Античность, Средневековье и Новое время предложено в XV в. Тогдашние мыслители гуманисты воспринимали эпоху Средних веков как период одичания и упадка античной культуры. Они надеялись на наступление Нового времени, когда античные традиции возродятся. Поэтому эпоху Средних веков именовали также Тёмными веками.
Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья», которой придерживались некоторые французские историки. Она господствовала и в СССР. Согласно ей окончательно средневековые феодальные порядки в Европе сменяются буржуазными лишь после революции 1789 г. во Франции.
Периодизация и основные характеристики
У историков Англии, Германии и России обычно принято выделять в эпохе Средневековья три главных периода:
— Поздний или Раннее Новое время (XIV—XVI вв.);
Историки романских стран чаще делят Средневековье лишь на два периода.
Поскольку термин Средние века первоначально использовался лишь для истории Европы, то и основные характеристики этой эпохи описывают преимущественно именно европейскую специфику. Их не всегда уместно применять по отношению к странам других континентов.
В числе таких базовых характеристик:
— феодальная земельная собственность, когда собственниками земли являются феодалы, использующие труд полузависимых крестьян;
— система вассальных отношений между феодалами, когда сеньор наделяет землёй своих вассалов, а те за это несут военную службу;
— господство католической Церкви, стремление Римских Пап подчинить своей власти всех монархов Европы, которое, однако, полностью никогда не осуществилось;
— цеховая организация ремёсел в городах, сдерживавшая конкуренцию.
Великое переселение народов
Глубокий и затяжной кризис, поразивший Римскую империю уже в III веке, привёл к ослаблению её военной мощи, упадку экономики и культуры. Империя разделилась на две части, Западную, управлявшуюся из Рима и Восточную с центром в Константинополе. В IV-V вв. происходило великое переселение народов, начавшееся с вторжения из азиатских степей кочевых племён гуннов. Спасаясь от них, и многие другие варварские народы пришли в движение и вторглись в пределы Римской империи. Масштабные миграции целых народов, существенно изменили этнический состав населения всего континента. Переселившиеся варварские племена стали создавать на территории империи свои королевства. Власть римского императора ослабла настолько, что стала сугубо номинальной. А в 476 г. был окончательно упразднён и сам престол римского императора.
Византия и арабский халифат
Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.
В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.
Империя франков и возникновение европейского рыцарства
В результате этнических процессов вызванных Великим переселением народов и арабскими завоеваниями сформировались многие народы, существующие и поныне. Для значительной части эпохи Средневековья характерно состояние феодальной раздробленности. (Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких государств вплоть до середины XIX века).
В VIII-X веках многие европейские королевства подвергались набегам со стороны трёх народов. С севера по морям и рекам с Ютландского и Скандинавского полуостровов приплывали норманны, которых на Западе называли викингами, а на Востоке варягами. В самом центре Европы в Паннонии на равнинах между Альпами и Карпатами обосновалось воинственное финно-угорское племя венгров, пришедшее сюда из Поволжья. Венгры совершали грабительские набеги почти по всему европейскому континенту. А с юга Европу беспокоили арабские вторжения, совершавшиеся как с моря, так и с суши, с территории Иберийского полуострова.
В государстве франков в ходе борьбы с арабами образовалась система феодального ленного землевладения, создателем которой считается Карл Мартелл (ум. 741 г.). Появилось военное сословие европейского рыцарства со своими нравами и традициями. Внук Карла Мартелла Карл Великий в 800 г. был коронован в Риме как император, номинально возродив тем самым Западную Римскую империю. В государстве франков тесно переплелись позднеримские и германские традиции, на основе которых и сложились европейские средневековые порядки. При сыновьях и внуках Карла Великого империя франков была разделена на три части. Западная стала Францией, Восточная – Германией. Средняя часть Лотарингия в дальнейшем распалась. Титул императора сохранился за правителями Германии, на территории которой вплоть до начала XIX века существовала т. н. Священная Римская империя германской нации, провозглашённая в 962 г. В неё кроме немецких земель входили территории Северной Италии, Чехии и Фландрии.
Высокое Средневековье
С XI по XIV вв. продолжалась стадия Высокого европейского Средневековья, сопровождавшаяся заметным укреплением экономики и культуры, ростом городов, распространением университетского образования, введением многочисленных новшеств и изобретений. К этому времени христианство распространилось в Скандинавии, в Прибалтике и на землях славян и венгров. Англия и Уэльс были завоёваны нормандцами. На Иберийском полуострове началось постепенное отвоевание земель у мусульман (Реконкиста). Одним из важнейших событий этого периода стали Крестовые походы, объявленные Папой Римским. Целью этих походов Папы провозглашали освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который в ходе арабских завоеваний отошёл от Византии мусульманам. В ходе Крестовых походов (1095—1270 гг.), европейцам удалось создать на территории Палестины Иерусалимское королевство. Но просуществовало оно лишь около полутора веков. Впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев с этих территорий.
В 1054 г. произошла т.н. Великая схизма, окончательно оформился церковный раскол в христианстве на католиков и православных, назревавший задолго до этого.
Позднее Средневековье, Возрождение и Реформация
В начале XIV века после нескольких неурожайных лет и масштабной эпидемии чумы население Европы сократилось примерно на треть. Депопуляцию европейского населения усугубили вторжение кочевников монголов в начале XIII века и Столетняя война (1337-1453 гг.)между англичанами и французами. Острая нехватка рабочих рук из-за депопуляции привела к усилению феодального гнёта и стремлению феодалов ещё более закабалить податные сословия. Реакцией на усиление феодального гнёта стал рост восстаний крестьян и городских ремесленников. Известнейшими и крупнейшими из таких восстаний, переросших в настоящие крестьянские войны, была т. н. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.
В ходе Столетней войны произошли существенные изменения в военном деле. Значение тяжело-вооружённой рыцарской кавалерии снизилось. Увеличилась роль регулярной пехотной армии. Появилась артиллерия. На рубеже Средневековья и Нового времени войско стало формироваться преимущественно из профессиональных наёмников. А они, как правило, занимались грабежом не только на вражеской территории, но и на той, которую должны были защищать. В результате военные действия стали носить более разорительный характер для мирного населения, нежели во времена расцвета рыцарства.
Во многих странах Европы в эпоху Позднего Средневековья постепенно складывается политическая система абсолютизма. Монархи в союзе с богатыми сословиями городов ограничивают власть крупных феодалов и создают бюрократические системы государственного управления.
В период Позднего Средневековья происходит явление, получившее название Ренессанс (Возрождение). Оно родилось в Северной Италии, а позже распространилось по всей Европе. Значительную роль в этом сыграло завоевание Византии турками-османами в 1453 г. Беженцы из Византии вывезли с собой библиотеки и произведения искусства, приобщив тем самым европейцев к культурному наследию далёкой эпохи Античности. К тому времени в период процветания вступили богатые города. Это привело к возвышению сословий, не имевших прямого отношения к феодальным отношениям: купцов и торговцев, ростовщиков и банкиров, мастеровых и ремесленников. Они иначе относились к традиционным средневековым ценностям и жёстким иерархическим порядкам, освящённым Церковью. В этой среде сформировалось новое движение в общественной мысли – гуманизм. Оно провозгласило мерилом всех вещей не Бога, а человека, считая главной ценностью не слепое повиновение небесным и земным владыкам, а индивидуальную свободу и творческое начало. Своей идеологической опорой они считали достижения античной философии и культуры и стремилось их возродить.
Распространению нового мировоззрения очень способствовало книгопечатание, изобретённое в середине XV века.
В начале XVI века вследствие злоупотреблений иерархов католической Церкви, вызвавших критическое переосмысление религиозных догматов со стороны многих мыслителей, произошёл новый раскол в западном христианстве. Немецкий священник и доктор богословия Мартин Лютер, переосмысливая понимание новозаветных догматов, отверг многие принципы католицизма. Так родилось новое направление в христианстве – протестантизм, нашедшее множество сторонников и других лидеров.
Религиозные разногласия стали причиной многочисленных войн сотрясавших многие страны Европы вплоть до середины XVII в.
Многие историки склонны оценивать Реформацию как отражение конфликта между уходящими в прошлое феодальными порядками и новыми буржуазными отношениями. Протестантизм стал идеологией буржуазии, зарождающегося нового класса. В ходе борьбы с протестантизмом и католики вынуждены были произвести серьёзные изменения в своей Церкви. Комплекс мер по противодействию со стороны католиков той угрозе, которую несли им протестанты, называют Контрреформацией.
Великие географические открытия, эпоха первоначального накопления
В эти же времена происходили важные географические открытия, в результате которых существенно изменилось мировосприятие европейцев. Страны Западной Европы встали на путь колониальных захватов, сделавших их на долгий исторический период мировыми гегемонами. Развитие морской торговли и колониальные захваты создали возможности для невиданного обогащения тем европейцам, которые в этом участвовали. Поэтому у этой эпохи есть и ещё одно название – эпоха первоначального накопления. В XVI- XVIII вв. создавались крупные частные капиталы, владельцам которых прежний класс феодалов постепенно был вынужден уступать дорогу. По мере торжества нового буржуазного класса отмирали средневековые порядки, эпоха Средних веков сменялась эпохой Нового времени.
Что и как изучает история Средних веков?
История Средних веков – это вторая часть всемирной истории, которая следует за историей древнего мира, и охватывает период с конца античности до момента начала Нового времени. Так как период Средневековья в разных странах начинался и заканчивался в разное время, мы не можем установить четкие временные его границы.
Для большинства Европейских стран начало Средневековья следует сразу после падения Западной Римской империи в V веке, а конец связан с началом Английской буржуазной революции в XVII веке. История Средних веков состоит из трех частей: история Раннего, Среднего и Позднего Средневековья.
Предмет изучения истории Средних веков
Предметом изучения истории Средних веков являются особенности и закономерности развития общества в данный период. Это и становление феодальных отношений в Европе, и политическое и социальное развитие государств, и культурное развитие человечества. Изучение истории Средних веков является очень важным для современного человека, ведь не смотря на то, что нас со Средневековьем разделяет целое тысячелетие, следует знать, какое влияние этот период оказал на становление современного общества. Это период зарождения множества современных национальных культур и характеров.
История Средних веков рассказывает нам про героические войны, диктаторское влияние церкви на жизнь общественности, феодальный строй государств, первых путешественников – открывателей и несравненную самобытную культуру. История Средневековья дает нам возможность наблюдать за жизнью обычного человека, как части общества данной исторической эпохи.
Что дало человечеству Средневековье?
До наших времен сохранилось множество произведений искусства, письменных документов, монет, орудия труда этого периода. В некоторых Европейских городах сохранились средневековые дома и площади. А благодаря существованию таких знаменитых соборов, как Нотр-Дам де Пари во Франции, Винчестерскому собору в Англии, мы имеем возможность на наглядном примере буквально считывать Средневековье с их удивительных витражей и замысловатых архитектурных форм.
Благодаря изучению истории мы узнаем о тех тяжелейших испытаниях, которые выпали на судьбу современников этого периода. Это и ужасающая церковная инквизиция, пучина черной чумы, непрекращающиеся войны и противостояния, голод и стихийные бедствия (Осень Средневековья). Люди в прямом смысле героически боролись за свое существование.
Средневековье подарило миру ряд научных открытий, завораживающие своей эстетической насыщенностью предметы искусства. В эту эпоху творили Леонардо да Винчи, Ботичелли, Пуссен. Потрясали мир своими научными открытиями Никола Коперник и Галилео Галилей, которые чуть не поплатились жизнью за свои идеи. Влияние церкви направило философию и искусство Средневековья в состояние непрерывного поиска божественного проявления в окружающих вещах. Одним из важнейших элементов искусства была живопись, в своих полотнах художники отображали все идеологические принципы того времени.
«Что изучает история Средних веков.»
Содержимое разработки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
открытого урока по истории в 6 классе
Подготовил учитель истории
Чубанова Залина Вагифовна
Директор МКОУ «Гарахская ООШ»
Абдулкадиров Биласан Абдулкадирович
Учитель истории МКОУ «Гарахская ООШ»
Чубанова Залина Вагифовна
Тема: Что изучает история Средних веков.
Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.
Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук, проектор, презентация.
Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.
За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания.
В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.
Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.
Давайте его откроем.
— Что мы можем с вами увидеть на форзаце?
— Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.
— Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.
территории, где возникли первые цивилизации;
территорию Римской империи.
Вспомним основные даты:
753 г. до н.э. – Основание Рима
74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака
395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства
А теперь попробуйте вспомнить определения:
Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)
Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность
Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений
Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок
— Что изображено на слайде?
Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы:
Что изучает история Средних веков;
По каким источникам изучается Средневековье;
На какие периоды подразделяется Всеобщая история
Изучение нового материала.
— Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим – всё это Древний мир.
В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности были построены египетские пирамиды, Великая китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос.
Как много вместила в себя эта эпоха – самая длинная в истории человечества.
Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга:
2) Древний (античный мир)
Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе?
Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.
Откуда же такое странное название «средние века»?
Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая.
Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.
Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.
Понятие «Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время. Но основное внимание мы уделим Европе.
Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали, это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, наука, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности.
А что посредине? Посреди лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы. Попусту пропавшее время. Это время дикости, антисанитарии, сжигания ведьм на костре и всевластия католической церкви. Это образ средневековья – мрачный.
Средние века были якобы временем, когда умели ценить благородство, мужество, достоинство. Прекрасные рыцари и благородные дамы. Это время благородных разбойников и мудрых королей. Это образ средневековья – светлый или романтичный.
Какая же точка зрения верная?
Это нам и предстоит выяснить в течение изучения курса Средние века.
Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.
Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
— Давайте вспомним, что такое исторический источник?
— На какие виды подразделяются источники?
1.Вещественные источники (ювелирные изделия, картины, иконы, статуи, предметы быта, монеты, мебель).
Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.
Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей.
2. Письменные источники (стихи, романы, поэмы, песни, повести, хроники). Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения.
3. Этнографические источники (свадебные и похоронные обряды)
От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.
4. Художественно-изобразительные источники (фрески на соборах и храмах, книги, гербы, флаги и т.д.)
Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески и статуи в храмах. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю мысли и чувства средневекового человека
Что изучает история Средних веков
Урок № 1 Дата проведения:
Тема
Введение. Что изучает история Средних веков
Педагогические цели
Способствовать ознакомлению с учебником; создание условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний.
Задачи
Образовательные: изучить этапы и хронологические рамки данного исторического периода; познакомить с историческими источниками.
Развивающие: совершенствование навыков работы с учебной литературой
Воспитательные: привить интерес к курсу истории Средних веков.
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимают учебную задачу для выполнения; планируют сои действия для выполнения в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, адекватно воспринимают оценку учителя
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свою позицию.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят оценку своей учебной деятельности.
Планируемые образовательные
результаты
определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Основное содержание темы, понятия
Знакомство с учебником.
Понятие «Средние века», лента времени, хронологические рамки Средневековья, исторические источники, цивилизация.
Оборудование
Карта «Мир в Средние века», атлас, учебник, тесты.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимо-действия
Планируемые результаты
предметные
I. Организа-ционный момент
Проверяет готовность к уроку
Личностные: проявляют положительное отношение к учебн. деятельности
II. Постановка учебных задач
Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, учебником.
Записывают тему урока в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков.
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Личностные: проявляют учебно-познавательный
интерес к новому материалу
III. Актуализация опорных знаний.
Формулируют ответы, приводят примеры,
работают с вопросами теста.
Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют.
Коммуникативные:
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Находят правильные ответы в тестовых заданиях
Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.
Регулятивные: планируют свои действия в соот-вии с поставленной задачей
Проведение физкультминутки
IV. Изучение нового
Рассказ «Что изучает история Средних веков»
Слушают учителя, делают записи в тетрадях.
Устанавливают связь истории Средних веков с историей Древнего мира, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье»
Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.
Регулятивные: планируют свои действия в соот-вии с поставленной задачей
Работа с лентой времени
Представляют длительность изучаемой исторической эпохи
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Работа с текстом учебника (с. 9–11)
(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)
Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
Характеризуют источники, рассказывающие об исторической эпохе
Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.
Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.
Личностные: осознают важность сохранения исторического наследия
Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?»
После рассказа задает вопросы:
(Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)
(Средние века подарили людям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)
Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры
Дают характеристику изучаемой эпохи.
Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать
Проч. «Введение», с.7-11, ответить на вопросы.
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние.
Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учеб. задачу для самостоят. выполнения.
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1. Входное тестирование
Вариант 1.
1. Самая большая пирамида, построенная в Древнем Египте:
В. Джосера. Г. Сехемхета.
2. «Священные письмена» древних египтян:
А. Буквы. Б. Клинопись.
В. Иероглифы. Г. Пиктограммы.
3. Секрет изготовления какого вещества знали древние финикийцы:
В. Стекла. Г. Фарфора.
4. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ
1. Поселения, основанные в местах стоянок кораблей.
2. Письменный знак, соответствующий звуку.
3. Душистые, ароматные вещества, используемые в косметических целях.
4. Разбойное ремесло, которым занимались финикийцы
__Ответ:____________________________________________________
5. Библейский герой, сила которого заключалась в волосах?
А. Самсона. Б. Давида.
6. Великими китайскими реками были:
А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Нил и Дон.
В. Тигр и Евфрат. Г. Инд и Ганг.
7. Крупнейшее в древности восстание рабов пол предводительством Спартака произошло:
А. в 74г. до н.э. Б. в 72г. до н.э.
В. в 76г. до н.э. Г. в 75г. до н.э.
8. Мудрец, заслуживший особое почитание в Китае:
А. Мухаммед. Б. Конфуций.
9. Главные реки Индии:
А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Нил и Дон.
В. Тигр и Евфрат. Г. Инд и Ганг.
10. Самый могущественный бог Олимпа:
11. Сын Зевса, совершивший 12 подвигов:
В. Прометей. Г. Атлант
12. Первые Олимпийские игры прошли в:
А. в 794г. до н.э. Б. в 752г. до н.э.
В. в 776г. до н.э. Г. в 765г. до н.э.
13. Что называется полисом?
А. Город-государство в Древней Греции.
Б. Город в Древней Греции.
В. Название органа управления городом.
14. Отметьте растение, которое НЕ выращивали древние индийцы:
А. Рис. Б. Хлопчатник.
В. Оливковые деревья. Г. Сахарный тростник.
15. Поэмы «ИЛЛИАДА» и «ОДИССЕЯ» написаны:
А. Гомером. Б. Демосфеном. В. Эсхилом.
16. Раздел Римской империи на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю произошел:
А. в 353г. до н.э. Б. в 395г. до н.э.
В. в 450г. до н.э. Г. в 330г. до н.э.
17. Назовите Семь чудес света.
18. Заштрихуйте на контурной карте четырёхугольники, образованные градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагались страны Индия, Китай и Италия.
19. Дайте определение понятиям:
История-____________________________________________
Язычество- _________________________________________
Вариант 2.
1. Как египтяне называли своего бога Солнца:
В. Ра. Г. Употреблялись все названия.
2. Первая столица египетского государства:
В. Фивы. Г. Александрия.
3. Крупнейшее в древности восстание рабов пол предводительством Спартака произошло:
А. в 72г. до н.э. Б. в 74г. до н.э.
В. в 76г. до н.э. Г. в 75г. до н.э.
4. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ
1. Гробница, в которой хоронили умерших фараонов.
2. Лёгкий маневренный корабль греков.
3. Колодец в Египте, с помощью которого подавали воду на возвышенные места.
4. Царь Египетского государства.
__Ответ:____________________________________________________
5. Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, могли войти:
А. Писцы. Б. Жрецы. В. Фараон. Г. Только фараон.
6. Главные реки Индии:
А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Инд и Ганг.
В. Тигр и Евфрат. Г. Нил и Дон.
7. Согласно буддизму, главное для человека – это его:
А. Происхождение. Б. Принадлежность к касте.
В. Личные достоинства. Г. Вера в переселение душ.
8. Мудрец, заслуживший особое почитание в Китае:
А. Мухаммед. Б. Конфуций.
9. Великими китайскими реками были:
А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Нил и Дон.
В. Тигр и Евфрат. Г. Инд и Ганг.
10. Вера во многих богов – это:
А. Язычество. Б. Христианство.
В. Тотемизм. Г. Буддизм.
11. Герой Троянской войны, который вернулся на родину через 20 лет?
А. Патрокл. Б. Одиссей. В. Ахиллес. Г. Геракл.
12. Раздел Римской империи на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю произошел:
А. в 353г. до н.э. Б. в 395г. до н.э.
В. в 450г. до н.э. Г. в 330г. до н.э.
13. Первые Олимпийские игры прошли в:
А. в 794г. до н.э. Б. в 752г. до н.э.
В. в 776г. до н.э. Г. в 765г. до н.э.
14. Родиной буддизма считается:
А. Китай. Б. Месопотамия. В. Индия. Г. Египет.
15. Какому Богу поклонялись евреи?
А. Осирису Б. Яхве. В. Зевсу. Г. Юпитеру.
16. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в:
А. Северной Америке. Б. Южной Австралии.
В. Восточной Африке. Г. Западной Европе.
17. Назовите Семь чудес света.
18. Заштрихуйте на контурной карте четырёхугольники, образованные градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагались страны Индия, Китай и Италия.
19. Дайте определение понятиям:
Ключи
Вариант-1
Вариант-2
Баллы
Семь чудес света: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк.
Археология, демократия, раджа, раб
Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.
Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:
1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;
2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;
3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.
МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?
Период Средневековья медиевисты (от слова медиа, то есть средний, – историки, которые изучают Средние века) оценивают неоднозначно. Первоначально главенствовало мнение, что Средние века – это период темных веков, когда по всей Европе бушевали эпидемии холеры, оспы, уносящие население целых городов, шли непрерывные междоусобные войны: Столетняя война, Война Алой и Белой розы, многочисленные феодальные войны, то есть военные конфликты между сеньорами и вассалами. Отражением подобных настроений был тот факт, что сам термин «Средние века» как отрезок времени, характеризующий период от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения, появился сравнительно поздно. До этого использовался термин «темные века».
Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.
Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения. Все это тоже Средневековье.
Используемая литература