История 7 класс что проходят
Рабочая программа по истории в 7 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Волоконовская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Директор школы __________ И.А.Железнякова
Приказ №______ от «_____»_______ 20__ г.
Заместитель директора школы по УВР___________
Рассмотрено на заседании МО
от «_____» ___________20____ г.
Разработал: Пономарев Е.П.,
первая квалификационная категория
2016 – 2017 учебный год
I . Пояснительная записка:
Источники составления программы:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.
Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.
Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 – 1800. 7 класс. М.: «Просвещение», 2010. Вып. 1,2.
Положение о рабочей программе педагогического работника обособленного структурного подразделения МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
— научиться пользоваться информацией;
— научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курсов «История Нового времени» и «История России XVI — XVIII вв.»:
Общие задачи изучения предмета истории в 7 классе следующие:
— формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Методы и формы решения поставленных задач:
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени и истории московского государства и Российской империи.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:
— принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Нового времени) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
II . Учебно-тематический план
Часть 1. История России конца XVI – XVIII вв.
7 мореплавателей и что они открыли новое время 7 класс?
7 мореплавателей и что они открыли новое время 7 класс.
Бартоломеу Диаш открыл южную часть Африки, названую «Мысом Доброй Надежды».
Испанский завоеватель Васко Нуньес де Бальбоа пересёк Панамский перешеек и вышел к берегам неизвестного европейцам моря, которое сначала назвали Южным, но позже было открыточто это целый океан и назван он был Тихий.
P. S сори больше не помню.
Сообщение по истории 5 класс на тему путешествия финикийских мореплавателей?
Сообщение по истории 5 класс на тему путешествия финикийских мореплавателей.
История 5 класс доклад финикийские мореплаватели?
История 5 класс доклад финикийские мореплаватели.
Подготовить сообщение путешествия финикийских мореплавателей 5 класс?
Подготовить сообщение путешествия финикийских мореплавателей 5 класс.
Что открыли Генрих мореплаватель, Бартоломеу Диаша, Васко да Гама?
Что открыли Генрих мореплаватель, Бартоломеу Диаша, Васко да Гама.
Как звали первого мореплавателя открывшего Австралию?
Как звали первого мореплавателя открывшего Австралию?
Помогите пожалуйста?
Найдите в тексте мореплавателей и что они открыли.
Что основал Генрих Мореплаватель история 7 класс?
Что основал Генрих Мореплаватель история 7 класс.
Понимал ли колумб что открыл новую землю?
Понимал ли колумб что открыл новую землю?
Докажите что распространение христианства в мире открыла новый этап развития человечества?
Докажите что распространение христианства в мире открыла новый этап развития человечества.
Помогите, очень срочно.
Укажите черты классов в европейском обществе в раннее Новое время?
Укажите черты классов в европейском обществе в раннее Новое время.
Завоевателей новых открытых мореплавателями земель стали называть?
Завоевателей новых открытых мореплавателями земель стали называть.
Распостранение христианства среди индейцев развилось пиратство и рыботорговля началось бурное развитие геогррафии, изучение животного и растительного мира.
План реконструкции 1946 года. После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним и..
Раньше люди с войны приходили чаще и тогда она еще не была такой жестокой, просто нужен шпага и штык. Тогда это считалось достойным делом для мужчин. Но сейчас война война вселяет ещё больший ужас чем раньше. Все эти орудия убийства, ядерные бомбы..
В) наименьшей, уступая другим колониальным державам.
1). Расширение внутренних связей в экономике2). Создание единого товарного рынка тормозилось политической раздробленностью, иноземным господством, преобладанием ориентации на внешние рынки и соперничеством на них крупных государств3). Италия получи..
Жил в Древнем Риме, гос. И полит. Деятель, полководец. Происходит из древней патрицианской семьи.
2)башкирская знать и мусульманское духовенство. Казаки и беглые крестьяне 3)Алдар Исекеев и Кучук (Кусюм) Тюлекеев. 1)Т. Ржевский.
В походе Ермака были заинтересованы Российское государство и род купцов Строгановых. Строгановы владели землями на Урале и в Прикамье, и нуждались в новых территориях для сбора пушнины с целью продажи. Поэтому они дали Ермаку финансирование для сбо..
Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до начала ХХI в.
Новая история (1500–1800). 7 класс.
1487 г. – экспедиция португальца Бартоломеу Диаша. В поисках морского пути в Индию европейцы впервые обогнули Африку с юга.
1492 г. – захват христианами Гранадского эмирата последнее арабское государство на Пиренейском полуострове). Окончание Реконкисты.
1492 г. – открытие Америки Христофором Колумбом. Американские земли вошли в сферу географических представлений; произошел пересмотр средневекового мировоззрения; началось создание колониальных империй, массовое истребление коренного населения и гибель цивилизаций народов Америки.
1498 г. – экспедиция Васко да Гамы достигла Индии, впервые проложив морской путь из Европы в страны Южной Азии.
1509–1547 гг. – правление английского короля Генриха VIII. Проведение Реформации. Секуляризация монастырских земель, усиление разорения крестьян. Издание для борьбы с бродягами и нищими «Кровавого законодательства».
1517 г. – в ыступление Мартина Лютера с «95 тезисами» отрицание основных догматов католической церкви, провозглашение тезиса об «оправдании одной верой» и авторитета Священного Писания, идеи независимости светского государства от католической церкви). Начало Реформации в Германии.
1519–1521 гг. – первое кругосветное путешествие испанской экспедиции под руководством португальца Фернана Магеллана.
1519–1556 гг. – правление императора Священной Римской империи Карла V, с 1516 г. – испанского короля (Карлоса I).
Пытался под знаменем католицизма осуществить план создания «мировой христианской державы». Вел войны с Францией и Османской империей. Потерпел поражение в борьбе с немецкими князьями-протестантами. После заключения с ними Аугсбург-ского религиозного мира 1555 г. отрекся от престола. 1520–1566 гг. – правление турецкого султана Сулеймана I Великолепного. Период высшего политического могущества Османской империи. Завоевание части Венгерского королевства, Закавказья, Двуречья, Аравии, территории Триполи и Алжира.
1524–1526 гг. – крестьянская война в Германии. Подавлена войсками.
1526 г. – основание империи Великих Моголов в Индии.
1534 г. – начало Реформации в Англии. В ответ на отказ папы разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской английский парламент освободил церковь Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил главой церкви короля.
1534 г. – основание Игнатием Лойолой католического монашеского ордена «Общество Иисуса».
1555 г. – Аугсбургский религиозный мир между германскими протестантскими князьями и императором Карлом V. Завершил войны между католиками и протестантами. Установил право князей определять вероисповедание своих подданных по принципу «чья страна, того и вера», признал лютеранство официальным вероисповеданием (наряду с католицизмом). Способствовал усилению власти князей.
1556–1598 гг. – правление испанского короля Филиппа II. Способствовал у креплению испанского абсолютизма. Усилил гнет в Нидерландах. Поддерживал инквизицию. Вел войны с Англией и Францией. Присоединил к Испании в 1581 г. Португалию.
1558–1603 гг. – правление английской королевы Елизаветы I Тюдор. У крепление абсолютизма, восстановление англиканской церкви.
1562–1598 гг. – религиозные войны во Франции между католиками и гугенотами. С фактическим вступлением на французский престол в 1594 г. Генриха IV военные действия в основном закончились. Нантский эдикт (1598) завершил религиозные войны.
1569 г. – заключение Люблинской унии. Объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского в одно государство – Речь Посполитую.
1572 г., 24 августа – Варфоломеевская ночь: массовая резня гугенотов католиками в Париже, организованная Екатериной Медичи и Гизами.
1566-1609 гг. – Нидерландская буржуазная революция. Сочетала антифеодальную борьбу с национально-освободительной войной против Испании, господство которой тормозило развитие капиталистических отношений в стране. Проходила под знаменем кальвинизма. Вехи: народное Иконоборческое восстание 1 566 г., всеобщее восстание 1572 г. в северных провинциях, восстание 1 576 г. в южных провинциях, создание Утрехтской унии (1579).
Революция завершилась освобождением от испанского господства северных провинций территория современного государства Нидерланды) и образованием буржуазной Республики Соединенных провинций Нидерландов южные провинции 1585 г. отвоеваны Испанией). К власти в Голландской республике пришли буржуазия, купцы и новые дворяне, исчезли препятствия для развития капитализма. Кальвинизм стал государственной религией.
1579 г. – Утрехтская уния. Оформила союз семи северных провинций Нидерландов для борьбы против Испании и внутренней феодально-католической реакции. Заложила основы Республики Соединенных провинций Нидерландов.
1588 г. – образование Республики Соединенных провинций Нидерландов. Существовала до 1795 г.
1588 г. – гибель «Непобедимой армады» флот попал в бурю, часть кораблей разбилась о скалы, другая разгромлена английским флотом под командованием адмирала Френсиса Дрейка. Гибель армады подорвала военно-политическое могущество Испании. Англия превращается во «владычицу морей».
1589 г. – завершение правления династии Валуа во Франции. Начало правления династии Бурбонов.
1589–1610 гг. – правление французского короля Генриха IV (фактически с 1594 г.), первого из династии Бурбонов. С 1 562 г. король Наварры Генрих Наваррский). Во время религиозных войн глава гугенотов. После перехода (1593) в католицизм Париж 1 594) признал его королем. Издал Нантский эдикт 1598 г. Его политика способствовала укреплению абсолютизма. Убит католиком-фанатиком.
1598 г. – издание французским королем Генрихом IV Нантского эдикта: католицизм оставался господствующей религией, гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах кроме Парижа и некоторых других); они получали определенные политические права. Эдикт отменен частично в 1629 г., полностью Людовиком ХIV в 1685 г.
1600 г. – обвинение в ереси и сожжение в Риме инквизицией Джордано Бруно – итальянского философа, астронома и поэта. Отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности множества миров.
1600 г. – основание английской Ост-Индской компании, организации по управлению английскими владениями в Индии и их эксплуатации.
1603–1867 гг. – правление династии сегунов Токугава в Японии.
1603 г. – завершение правления династии Тюдор в Англии. Начало правления династии Стюартов.
1607 г. – основание первого постоянного английского поселения в Виргинии (Северная Америка).
1609 г. – признание независимости Голландии Испанией.
1624–1642 гг. – правление первого министра короля Франции кардинала Ришелье. Укрепил абсолютизм, лишил гугенотов политических прав, сохранил за ними свободу вероисповедания. Поддерживал немецких протестантских князей, Голландию, Данию, Швецию (врагов Габсбургов). В 1635 г. вовлек Францию в Тридцатилетнюю войну.
30-е гг. ХVII в. – «закрытие» Японии (запрещение японцам покидать пределы своей страны под угрозой смертной казни и строить большие суда, пригодные для дальних рейсов, иностранцам – посещать Японию). Вызвано желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми старые традиции и феодальные порядки. 1640–1660 гг. – Английская буржуазная революция.
1640 г. – созыв английским королем Карлом I Долгого парламента. Проведение реформ (уничтожение королевских судов, преследовавших инакомыслящих, закрепление за парламентом права устанавливать налоги, принятие закона о роспуске палаты общин только с ее согласия и др.). Начало Английской буржуазной революции.
1645, июнь – битва п ри Нейзби: разгром п ар-ламентской армией армии Карла I. Б егство короля (1646) в Шотландию, выдача его парламенту.
1642–1646 гг. – первая гражданская война в Англии между сторонниками Долгого парламента и роялистами.
1643–1715 гг. – правление французского короля Людовика ХIV («короля-солнца»). Апогей французского абсолютизма.
1644 г. – установление господства маньчжуров в Китае правили до 1911 г).
1648 г. – Вестфальский мир. 3авершил Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг. Заложил основы новых отношений между государствами в Европе; закрепил принцип общепризнанных границ государств; провозгласил принцип веротерпимости в Германии.
1648 г. – вторая гражданская война в Англии между сторонниками Долгого парламента и роялистами.
1649 г., 30 января – казнь Карла I Стюарта.
1649 г., 19 мая – провозглашение Англии республикой.
1649–1652 гг. – завоевание Ирландии английской армией.
1652–1654 гг. – англо-голландская война. Начата Голландией в ответ на принятие «Навигационного акта». Закончилась Вестминстерским мирным договором признание «Навигационного акта»).
1651 г. – издание «Навигационного акта» разрешал ввоз в Англию иностранных товаров только на английских судах или судах тех стран, которые производили ввозимые товары).
1652–1654 гг. – англо-голландская война. Начата Голландией в ответ на принятие «Навигационного акта». 3 акончилась Вестминстерским мирным договором признание «Навигационного акта»).
1653–1658 гг. – протекторат (военная диктатура) Кромвеля в Англии: разделил страну на 11 военных округов во главе с генерал-лейтенантами, подавлял движения уравнителей, копателей, восстания роялистов, подтвердил законы Долгого парламента, запретил англиканскую церковь, расширил колониальную экспансию.
1660 г. – реставрация династии Стюартов. Провозглашение королем Карла II. Окончание революции в Англии.
1688 г. – «славная революция» в Англии. Смещение Я кова II Стюарта с престола, передача королевской власти голландскому штатгальтеру Вильгельму III Оранскому. Издание «Билля о правах» (закрепил верховенство парламента в области законодательства). Установление в Англии парламентской монархии.
1700–1721 гг. – Северная война (ход войны см. в истории России).
1701–1714 гг. – война за испанское наследство франко-испанской коалиции с коалицией Англии, Австрии (император Священной Римской империи), Голландии, Португалии, Пруссии и ряда малых государств Германии и Италии. Закончилась подписанием Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) мирных договоров. Усиление английского морского и колониального могущества.
1707 г. – «Акт единения» между Англией и Шотландией. Создание Великобритании.
1739 г. – взятие Дели войсками иранского шаха Надира.
1751 г. – издание во Франции «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».
1756–1763 гг. – Семилетняя война между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Саксонией, Швецией и Пруссией, Великобританией (в унии с Ганновером) и Португалией. Вызвана обострением англо-французской борьбы за колонии и столкновением агрессивной политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России. По Губер-тусбургскому миру 1763 г. с Австрией и Саксонией Пруссия закрепила за собой Си-лезию. По Парижскому мирному договору 1763 г. к Великобритании от Франции перешли Канада, Восточная Луизиана, большая часть французских владений в Индии. 1757 г. – победа английской Ост-Индской компании над бенгальской армией в сражении у Плесси. Захват Бенгалии. Начало колониального завоевания Индии Великобританией.
1757 г. – «закрытие» Китая (закрытие всех портов, кроме Гуанчжоу, для внешней торговли). Вызвано стремлением сохранить традиционные устои общества и обезопасить страну от колонизаторской политики западных стран.
1765 г. – создание английским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки «Дженни». Начало промышленной революции.
1773 г. – «бостонское чаепитие». Уничтожение большой партии чая колонистами, закрытие Бостонского порта, запрещение собраний горожан и расквартирование в городе английских солдат. Обострение конфликта между метрополией и колониями.
1775–1783 гг. – война за независимость 13 английских колоний в Северной Америке североамериканская буржуазная революция). Закончилась подписанием Версальского мирного договора 1783 г. признание Великобританией независимости и суверенитета США).
1776 г., 4 июля – принятие Континентальным конгрессом Декларации независимости США. Провозглашала отделение колоний от метрополии и образование самостоятельного государства – США 4 июля ежегодно празднуется в США как День Независимости).
1784 г. – создание Джеймсом Уаттом паровой машины. Сыграла огромную роль в переходе к машинному производству, ускорила развитие старых отраслей промышленности например, текстильной) и вызвала появление новых.
1787 г. – принятие Конституции США – закрепила республиканский строй, превратила США в федерацию штаты), предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти; во главе исполнительной – президент первым президентом избран Дж. Вашингтон), высший законодательный орган – Конгресс США. Конституция с поправками действует до сих пор.
70-80-е гг. ХVIII в. – начало промышленного переворота в Англии.
1789–1799 гг. – Великая французская революция.
1789 г., 14 июля – штурм Бастилии. Начало Великой французской революции.
1789 г., август – принятие Учредительным собранием Франции Декларации прав человека и гражданина провозглашение суверенитета нации, верховенства закона и неотъемлемых прав человека: свободы личности, слова, совести, равенства граждан перед законом, права на сопротивление угнетению, неприкосновенности частной собственности).
1791 г., сентябрь – принятие Учредительным собранием первой в истории Франции Конституции, ограничившей власть короля.
1792 г., апрель – объявление Францией войны Австрии. Начало революционных войн.
1792 г. – свержение монархии во Франции. Провозглашение республики Первая республика).
1793 г. – казнь французского короля Людовика ХVII.
1793 г., 2 июня – 1794 г., 27 июля – период якобинской диктатуры во Франции. Установлена в результате народного восстания 31мая – 2 июня 1793 г. Вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в Конвенте и его комитетах.
1794 г. – Термидорианский переворот во Франции. Отмена максимума цен, начало контрреволюционного террора.
1795–1799 гг. – правление Директории (коллегии в составе 5 директоров) в Первой Французской республике. Выражала интересы крупной буржуазии и проводила агрессивную внешнюю политику. Свергнута в результате государственного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 г.).
1796–1797 гг. – итальянский поход генерала Наполеона Бонапарта. Закончился подписанием Кампоформийского мира (Австрия уступала Франции территорию Австрийских Нидерландов и признавала образование Цизальпинской республики, в которую включалась Ломбардия).
1798–1801 гг. – египетский поход французской экспедиционной армии генерала Наполеона Бонапарта с целью завоевания Египта и подготовки базы для удара по британским владениям в Индии. Разгром французского флота в августе 1798 г. английской эскадрой Нельсона при Абукире. Бегство Наполеона во Францию в октябре 1799 г. Капитуляция французских войск в 18 1 г.
1799 г. – переворот 18брюмера во Франции. Завершение Великой французской революции. Создание нового временного правительства во главе с Наполеоном Бонапартом.